Я, должностное лицо ФАС России, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N К-1076/09/АК156-10, возбужденного в отношении должностного лица Заказчика по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), установила:
Заказчиком проводился открытый аукцион на право заключения государственного контракта на поставку автомобильных шин для нужд Заказчика (далее - Аукцион).
Частью 2 статьи 35 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должна содержать заявка на участие в аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных частью 2 данной статьи документов и сведений, не допускается.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов не допускается требовать представление копий документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром.
В соответствии с частью 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Вместе с тем, в пункте 20.1 раздела 20 "Информационная карта аукциона" документации об Аукционе установлено, что в составе заявки на участие в Аукционе участник размещения заказа должен представить копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно: копию сертификата соответствия на предлагаемые товары.
Таким образом, Заказчик, установив в документации об Аукционе дополнительные требования к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе, а именно: представление копии сертификата соответствия на предлагаемые товары, нарушил часть 2 статьи 35 Закона о размещении заказов.
Частью 4.2 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность должностного лица государственного заказчика за утверждение документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
31.03.2010 в ФАС России поступила надлежащим образом заверенная копия документации об аукционе на право заключения государственного контракта на поставку автомобильных шин для нужд Заказчика, утвержденная должностным лицом Заказчика.
Согласно доверенности от 11.01.2009 должностное лицо Заказчика возложены полномочия, в том числе по утверждению документации об аукционе.
Следовательно, в действиях должностного лица Заказчика, выразившихся в утверждении документации об Аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Местом совершения административного правонарушения является место нахождения Заказчика, а именно г. Москва.
Временем совершения административного правонарушения является дата утверждения документации об Аукционе, а именно 15.10.2009.
Протокол по делу об административном правонарушении N К-1076/09/АК156-10 составлен 09.04.2010 должностным лицом ФАС России.
На составление и подписание протокола по делу об административном правонарушении N К-1076/09/АК156 должностное лицо Заказчика не явился, доказательство о надлежащем уведомлении о времени и месте составления протокола в материалах дела имеется.
На рассмотрение дела об административном правонарушении N К-1076/09/АК156-10 защитник должностного лицо Заказчика по доверенности от 18.05.2010 б/н представил письменные объяснения, в которых он ссылается на следующие обстоятельства.
1. В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 474 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) проверка качества товара может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов, а продавец должен предоставить покупателю доказательство осуществления проверки качества товара.
Предметом аукциона являлась поставка продукции (автомобильных шин), подлежащей обязательной сертификации в соответствии с "Перечнем товаров, подлежащих обязательной сертификации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1013.
Обязательная сертификация товаров в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" осуществляется в целях подтверждения соответствия объекта технического регулирования обязательным для применения и исполнения требованиям, установленным техническим регламентом. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия. Таким образом, сертификат соответствия является документом, подтверждающим соответствие товара, требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к такому товару.
Следовательно, сертификат соответствия является доказательством осуществления проверки качества товара, который может являться предметом договора, заключаемого в будущем, по результатам аукциона, а Заказчик, исполняя требование пункта 2 части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов, имел полное право указать в качестве одного из требований к содержанию заявки на участие в аукционе представление копии сертификата соответствия товаров, как доказательство осуществления проверки продавцом качества товара, установленным законодательством Российской Федерации способом.
2. Согласно пункту 2 статьи 28 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" лицо, получившее сертификат соответствия обязано указывать в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции только сведения о сертификате соответствия, а обязанность лица, получившего сертификат соответствия передавать сертификат соответствия (копию сертификата соответствия) при поставке продукции, законом не предусмотрена.
Согласно документации об Аукционе участникам размещения заказа в составе заявки на участие в Аукционе необходимо было представить копию сертификата соответствия на предлагаемую к поставке продукцию. Данное требование предъявлялось ко всем участникам размещения заказа.
Указанные доводы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов не допускается требовать представление копий документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром.
В соответствии с частью 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
По смыслу части 2 статьи 19 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" подтверждение соответствия продукции применяется при осуществлении, в том числе процессов ее реализации изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм соответствующие сертификаты передаются поставщиком заказчику при поставке товаров на стадии исполнения государственных контрактов.
Кроме того, в соответствии со статьей 474 Гражданского кодекса Российской Федерации проверка качества товара может быть предусмотрена договором купли-продажи. При этом, если договором купли-продажи предусмотрена обязанность продавца проверить качество товара, передаваемого покупателю, продавец должен предоставить покупателю доказательства осуществления проверки качества товара.
Как следует из пункта 1.4. части 1 "Предмет Контракта" проекта государственного контракта на поставку автомобильных шин для нужд Заказчика, являющегося неотъемлемой частью документации об Аукционе, товар должен по качеству и комплектности соответствовать государственным стандартам, предусмотренным для данного вида Товаров, иметь сертификаты качества, технические паспорта и другую необходимую документацию.
Таким образом, передача сертификата соответствия при поставке товаров на стадии исполнения государственного контракта предусмотрена как законодательством Российской Федерации, так и проектом государственного контракта на поставку автомобильных шин для нужд Заказчика.
Вина должностного лица Заказчика состоит в том, что он не выполнил установленные требования Закона о размещении заказов и не предпринял зависящих от него мер по их соблюдению. Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных Законом о размещении заказов требований, при рассмотрении дела не установлены.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что вина должностного лица Заказчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП, доказана и подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом по делу об административном правонарушении N К-1076/09/АК156-10, приказами Заказчика, доверенностью от 11.01.2009 на должностное лицо Заказчика, документацией об Аукционе.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении, не выявлено.
Таким образом, действия должностного лица Заказчика, выразившиеся в утверждении документации об Аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Руководствуясь статьями 23.66, 29.9, статьей 7.30 КоАП, постановила:
1. Признать в действиях должностного лица Заказчика нарушение части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов, выразившееся в утверждении документации об Аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, ответственность за указанное правонарушение предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
2. Наложить на должностное лицо Заказчика в соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП штраф в размере 3 000 (трёх тысяч) рублей за утверждение документации об Аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно Федеральному закону от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Российской Федерации оплачиваются в федеральный бюджет по реквизитам:
Получатель ИНН 7703516539 КПП 770301001
УФК по г. Москве
(для ФАС России)
КБК 161 1 1633010010000140
ОКАТО 45286575000
Банк получателя Отделение 1 Московского ГТУ
Банка России
г. Москвы
БИК 044583001
Расчетный счет 40101810800000010041
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 указанной статьи, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии со статьями 30.1, 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно пункту 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федеральной антимонопольной службы от 19 мая 2010 г. N К-1076/09/АК156-10 "О наложении штрафа по делу об административном правонарушении" (извлечение)
Текст постановления официально опубликован не был