Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Абрамова Г.А.,
членов комиссии:
начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Башировой Д.М.,
начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Кашиной М.Н.,
советника Управления контроля размещения государственного заказа Воробьевой Ю.В.,
консультанта отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Марковой Н.В.,
при участии представителя Министерства строительства и территориального развития Мурманской области Кичигина А.И., представителя Управления государственного заказа Мурманской области Петухова Ю.В., представителей ООО "КОММЕД КАРДИО" Артюшкина А.А., Вороновского А.Г.,
рассмотрев жалобу ООО "КОММЕД КАРДИО" (далее - Заявитель) на действия Министерства строительства и территориального развития Мурманской области (далее - Заказчик), Управления государственного заказа Мурманской области (далее - Уполномоченный орган), содержащие признаки нарушения законодательства о размещении заказов, при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции Мурманского областного онкологического диспансера, в том числе проектные работы и реконструкция радиологического корпуса, включая поставку и ввод в эксплуатацию единого комплекса оборудования для лучевой терапии и предлучевой подготовки пациента (далее - Аукцион в электронной форме) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки Аукциона в электронной форме.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
1. Объединение в едином лоте не связанных между собой работ по проектированию, проведению строительных работ, поставки медицинского оборудования.
2. Объединение в едином лоте оборудования совершенно разных классов, не используемых в единой технологической цепочке с генерирующим источником (линейный ускоритель) и оборудование с радиоактивными веществами (гамма-терапевтические аппараты).
3. Документация об Аукционе в электронной форме разработана Заказчиком с нарушением требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов, что исключает наличие добросовестной конкуренции при размещении заказа, а именно техническое задание документации об Аукционе содержит параметры медицинского оборудования, которые в совокупности указывают на конкретного производителя - Elekta и фактически не влияют на функциональные свойства оборудования, а также на его качественные характеристики, однако влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились и сообщили, что документация об Аукционе в электронной форме разработана в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов и не содержит требований к товару, ограничивающих количество участников размещения заказа.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила:
На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов 12.09.2011 размещено извещение о проведении Аукциона в электронной форме, с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 420 967 552 рубля. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе в электронной форме - 03.10.2011.
1. Частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 "Инструкция участникам" тома 2 "Специальная часть", пунктом 1.1 части 1 раздела 1 "Общие требования" тома 3 "Техническое задание" документации об аукционе в электронной форме предметом Аукциона в электронной форме является право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции Мурманского областного онкологического диспансера, в том числе проектные работы и реконструкция радиологического корпуса, включая поставку и ввод в эксплуатацию единого комплекса оборудования для лучевой терапии и предлучевой подготовки пациента.
В силу пункта 6.2 раздела 1 тома 3 документации об Аукционе в электронной форме, цена государственного контракта включает в себя стоимость выполнения: обследовательских, проектных, строительно-монтажных и пуско-наладочных работ; материалов, технологического и инженерного оборудования; затрат на получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, заключения главгосэкспертизы, а также положительного заключения достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства (реконструкции); затрат на вывоз строительного мусора; охраны, использование машин, механизмов, рабочей силы и транспорта, страхование строительных рисков, накладные расходы. А также прочие расходы, связанные с выполнением работ на данном объекте.
Согласно документации об Аукционе в электронной форме победитель торгов должен выполнить реконструкцию Мурманского областного онкологического диспансера, включая обследование строительных конструкций и инженерных систем существующего здания онкологического диспансера и здания бывшего родильного дома N 2, проектные работы, получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, а также положительное заключение достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства (реконструкции) получение положительного заключения ФАУ "Главгосэкспертиза", реконструкцию радиологического корпуса, включая поставку и ввод в эксплуатацию единого комплекса оборудования для лучевой терапии и предлучевой подготовки пациента на базе высокоэнергетического линейного ускорителя с информационно-административной системой и устройствами дистанционной гамма-терапии, контактной гамма-терапии, дозиметрии, планирования в соответствии с проектной документацией с шифром 10018, выполненной ОАО "Институт Мурманскгражданпроект".
В силу части 1.2 тома 4 проекта государственного контракта документации об Аукционе в электронной форме подрядчик выполняет работы в соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил), и иных нормативных правовых актов в области проектирования и строительства, проектно-сметной документацией, а также условиями проекта государственного контракта.
При этом победитель Аукциона в электронной форме должен выполнить работы по реконструкции объекта в соответствии с разработанной им же рабочей документации главного корпуса, рабочей документацией здания бывшего родильного дома N 2 (либо на демонтаж существующего здания и строительство нового корпуса; проектные работы выполнить в соответствии с техническим заданием на проектирование), а также произвести корректировку проектной документации с шифром 10018, выполненную ОАО "Институт Мурманскгражданпроект" и выполнить работы по реконструкции по измененной (новой, откорректированной) проектной документации.
В соответствии с частью 7.3 раздела 2 тома 3 "Техническое задание" документации об Аукционе в электронной форме работы по реконструкции объекта должны быть выполнены в соответствии с разработанной и утвержденной рабочей документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, обеспечив их надлежащее качество.
Согласно подпункту "п" пункта 26 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации.
Рабочая документация для строительства - совокупность проектных документов, разрабатываемых на заключительной стадии разработки проектно-сметной документации для строительства предприятий, зданий и сооружений.
Следовательно, при отсутствии проектной документации (необходимость корректирования проектной документации, получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, положительного заключения достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства (реконструкции), а также положительного заключения ФАУ "Главгосэкспертиза") победитель Аукциона в электронной форме не сможет разработать рабочую документацию.
В приложении N 4 "Задание на проектирование по объекту" к тому 3 "Техническая часть" документации об Аукционе в электронной форме установлены требования о процедурах согласования при проектировании и выполнении различных видов строительных работ.
Так, процедура согласования установлена в требованиях к архитектурно-планировочному решению, к отделке здания (пункт 10 Приложения N 4 к тому 3), к конструктивным решениям, к материалам несущих и ограждающих конструкций (пункт 11 Приложения N 4 к тому 3), к технологическим решениям и оборудованию (пункт 21 Приложения N 4 к тому 3).
Процедура согласования устанавливает необоснованно широкие пределы полномочий Заказчика, Уполномоченного органа при исполнении государственного контракта. Отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения по согласованию дают Заказчику, Уполномоченному органу возможность действовать за рамками требований, установленных Законом о размещении заказов.
Кроме того, индивидуальные предприниматели или юридические лица в соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе осуществлять подготовку проектной документации и строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
При этом саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются различными видами саморегулируемых организаций (статья 55.3 Градостроительного Кодекса Российской Федерации). Участие в саморегулируемых организациях обусловлено вступительными взносами.
Так, контракт на подготовку проектной документации заключается с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). Контракт на осуществление строительства - с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Деятельность по проектированию и строительству подлежит различной регламентации.
При изучении представленных на заседании Комиссии документов установлено, что в рамках исполнения государственного контракта предусмотрено выполнение строительно-монтажных работ и поставка медицинского оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально не связана со строительно-монтажными работами и может осуществляться отдельно.
Таким образом, включение Заказчиком в состав одного лота выполнение строительных работ и медицинского оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально не связана со строительно-монтажными работами и может осуществляться отдельно, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Таким образом, объединение в один предмет торгов работ по подготовке проектной документации, работ по организации строительства и поставки медицинского оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства является нарушением части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Предметом Аукциона в электронной форме является также поставка и ввод в эксплуатацию единого комплекса оборудования для лучевой терапии и предлучевой подготовки пациента на базе высокоэнергетического линейного ускорителя с информационно-управляющей компьютерной системой, комплектом дозиметрического оборудования, системой планирования и гамма терапевтическим аппаратом для брахитерапии.
Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не должна содержать требований, влекущих ограничение количества участников размещения заказа.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что и линейные ускорители (генерирующий источник) и гамма-терапевтические аппараты (радионуклидный источник) выполняют одну и ту же функцию - лечение больных. Планирующая система и дозиметрическое оборудование посредством информационно-управляющей системы должны быть совместимы и с линейными ускорителями и с гамма-терапевтическими аппаратами для обеспечения единой технологической цепочки.
Техническим заданием документации об Аукционе в электронной форме установлены требования к гамма-терапевтическому аппарату для брахитерапии. При этом требований по его совмещению с другими компонентами комплекса Заказчиком, Уполномоченным органом не установлено.
В письме производителя "Сименс" от 27.09.2011, представленного на заседании Комиссии указано, что гамма-терапевтические аппараты для брахитерапии компания Сименс не производит.
Таким образом, объединение в один лот различного по функциональным и технологическим характеристикам медицинского оборудования влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа, что является нарушением требований части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
На заседание Комиссии Заявителем представлены документы и сведения, подтверждающие, что в соответствии с техническим заданием документации об Аукционе в электронной форме Заказчиком установлены требования к характеристикам медицинского оборудования, а именно: контактное облучение - внутритканевое, внутриполостное, интралюминальное; дистанционная гамма-терапия - наличие; планирование облучения контактным и дистанционным методами - наличие; дозиметрия пучков аппаратов дистанционного облучения линейного ускорителя - наличие; возможность настройки не менее трех энергий фотонного пучка по выбору пользователя в диапазоне - 4-20 MB; низкая энергия фотонного пучка - одно значение из диапазона 4-8 МэВ; средняя энергия фотонного пучка - одно значение из диапазона 8-12 МэВ; высокая энергия фотонного пучка - одно значение из диапазона 12-20 МэВ; мощность дозы электронного излучения в изоцентре при облучении кожи - не менее 2500 МЕ/мин; высота изоцентра над уровнем пола - не более 130 см; оптическая система с цифровой камерой для независимой верификации и контроля положения лепестков в реальном времени - наличие; система рентгеновской объемной визуализации для автоматического управления позиционированием пациента - наличие; минимальное напряжение на рентгеновской трубке - не более 75кВ; максимальное напряжение на рентгеновской трубке - не менее 120 кВ; режимы для получения изображений - двухмерных подвижных (скопия) и трехмерных; количество детекторов - не менее 450; тип детекторов - ионизационная камера; встроенный контрольный электрический источник - наличие; максимальное напряжение питания детектора - не менее 500 В; диапазон измерений - не менее -200 - +500С; чувствительность детекторов - не более 25 нКл/Гр, которые в совокупности соответствуют только одному производителю - Elekta.
В ходе рассмотрения жалобы Заказчиком не представлено доказательств и сведений, подтверждающих, что указанные технические характеристики соответствуют характеристикам оборудования других производителей.
Также при изучении представленных представителем Заказчика на заседании Комиссии материалов выявлено, что, в проектной документации на размещение медицинского оборудования для лучевой терапии N 8152-01-ТХ, подготовленной ЗАО "МСМ-Медимпэкс" (российский представитель компании Elekta) указано медицинское оборудование конкретных производителей без сопровождения словами "или эквивалент", которое должно быть поставлено участником размещения заказа по результатам данного Аукциона в электронной форме, а именно: дозиметрическое планирование лучевой терапии (система планирования XiO-CE-3D); предлучевая топометрическая подготовка пациентов (рентгеновский симулятор Simulix); высокоэнергетический линейный ускоритель (ускоритель Elekta Synergy); дистанционно лучевая терапия (гамма-терапевтический аппарат Theratron Equinox 80); контактная лучевая терапия (гамма-терапевтический аппарат контактной лучевой терапии MultiSource).
Часть 3 статьи 34 Закона о размещении заказов устанавливает возможность размещения заказа с указанием конкретного товарного знака без сопровождения словами "или эквивалент" и указания параметров эквивалентности в случае несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
При этом в случае, если закупаемое в рамках размещаемого заказа медицинское оборудование является уникальным и не может быть заменено медицинским оборудованием иных компаний производителей, заказчик вправе указать товарный знак с сохранением технических параметров данного оборудования, содержащихся в Аукционной документации. В данном случае закупаемое медицинское оборудование не является уникальным и может быть заменено медицинским оборудованием иных компаний производителей.
Установление Заказчиком в документации об Аукционе технических требований к оборудованию, которые в совокупности соответствуют одному производителю, ограничивает количество участников размещения заказа, что является нарушением части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "КОММЕД КАРДИО" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов не выдавать в связи с тем, что УФАС России по Мурманской области Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки выдано предписание об аннулировании Аукциона в электронной форме от 03.10.2011 N 06-06/11-24-5504.
4. Передать соответствующему должностному лицу УФАС России по Мурманской области материалы дела от 04.10.2011 N К-2177/11 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
Г.А. Абрамов |
члены Комиссии: |
Д.М. Баширова |
|
М.Н. Кашина |
|
Ю.В. Воробьева |
|
Н.В. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 октября 2011 г. N К-2177/11 "По делу о нарушении законодательства о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 7 октября 2011 г. N ГЗ/02039)
Текст решения официально опубликован не был