1. ФАС России рассмотрело обращение участника размещения заказа о разъяснении норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) в части необходимости при подаче заявки на участие в электронном аукционе дополнительно указывать согласие (путем прикрепления "вордовского" файла) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг.
При этом данное согласие формируется на сайте оператора электронной площадки программно-аппаратными средствами и доступно заказчику, аукционной комиссии в личном кабинете при рассмотрении первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Таким образом, согласие участника размещения заказа, формирующиеся на сайте оператора электронной площадки программно-аппаратными средствами, является соблюдением требования, установленного пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и представление участником размещения заказа дополнительного согласия на выполнение работ, оказание услуг в отдельном документе (путем прикрепления "вордовского" файла) не требуется.
2. ФАС России рассмотрело обращение государственного заказчика о разъяснении норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) в части возможности увеличения объема и стоимости работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 10 статьи 65 Закона о размещении заказов до 1 января 2010 года в случае, если это предусмотрено конкурсной документацией или документацией об аукционе, заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в ходе исполнения контракта на выполнение работ, в том числе работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренный контрактом объем работ при изменении потребности в работах, на выполнение которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, предусмотренными контрактом. При выполнении дополнительного объема таких работ заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально объему таких работ, но не более чем на десять процентов этой цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в выполнении таких работ заказчик обязан изменить цену контракта указанным образом.
Вместе с тем, данная норма Закона о размещении заказов позволяла осуществить вышеуказанные действия исключительно до 1 января 2010 года.
Таким образом, увеличение объема и стоимости работ, выполняемых в рамках обязательств, предусмотренных соответствующим государственным контрактом, после 1 января 2010 года неправомерно.
3. ФАС России рассмотрело обращение субъекта естественных монополий о разъяснении норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) в части обязанности субъектов естественных монополий осуществлять отбор финансовых организаций для оказания финансовых услуг путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с положениями главы 3.1 Закона о размещении заказов.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 236-р утвержден перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона в электронной форме.
Таким образом, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций для оказания финансовых услуг, включенных в указанный выше перечень, путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с положениями главы 3.1 Закона о размещении заказов.
4. ФАС России рассмотрело обращение участника размещения заказа о разъяснении норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) в части возможности заключения трехсторонних контрактов при размещении заказов.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о размещении заказов контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Закона о размещении заказов.
Статья 764 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет стороны по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для удовлетворения государственных или муниципальных нужд.
Так со стороны подрядчика может выступать любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Государственными заказчиками по государственному контракту могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Муниципальными заказчиками по муниципальному контракту могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Одновременно с этим в статье 5 Закона о размещении заказов дано понятие размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, под которым понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Законом о размещении заказов, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
В соответствии с нормами Закона о размещении заказов, контракт заключается заказчиком с победителем торгов, или с лицом, с которым заключается контракт, в случае отказа победителя торгов от заключения контракта
Таким образом, Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о размещении заказов установлен особый порядок заключения и исполнения государственных контрактов и их субъектный состав: подрядчик и заказчик.
Учитывая изложенное, заключение трехсторонних контрактов при размещении заказов не представляется возможными, ввиду того, что действующим законодательством Российской Федерации о размещении заказов не предусмотрено заключение с победителем торгов (подрядчиком) иных контрактов, в том числе трехсторонних.
5. ФАС России рассмотрело обращение государственного заказчика о разъяснении норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) в части возможности заключения по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме контракта в письменной форме.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующей требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с частью 9 статьи 41.2 Закона о размещении заказов в случае, если главой 3.1 Закона о размещении заказов предусмотрено направление документов и сведений заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией участнику размещения заказа или участником размещения заказа заказчику, в уполномоченный орган, специализированную организацию, такой документооборот осуществляется через электронную площадку.
Главой 3.1 Закона о размещении заказов установлено, что по результатам проведенных аукционов в электронной форме государственные (муниципальные) контракты заключаются в форме электронного документа и подписываются сторонами контракта электронной цифровой подписью в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".
Таким образом, заключение контракта в письменной форме по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме противоречит действующему законодательству Российской Федерации, а такие контракты являются ничтожными.
Заключение контракта в письменной форме в дополнение к заключенному в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов контракту в форме электронного документа не предусмотрено Законом о размещении заказов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснены некоторые вопросы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
Согласие участника на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, размещается на сайте оператора электронной площадки программно-аппаратными средствами. Оно доступно заказчику и аукционной комиссии в личном кабинете. Представление дополнительного согласия на выполнение работ, оказание услуг в отдельном документе (путем прикрепления "вордовского" файла) не требуется.
После 1 января 2010 г. нельзя увеличить объем и стоимость работ в ходе исполнения контракта по строительству, реконструкции, ремонту объектов капстроительства.
Субъекты естественных монополий осуществляют отбор организаций для оказания финансовых услуг путем проведения открытого аукциона в электронной форме. Перечень таких услуг утвержден Правительством РФ.
В соответствии с ГК РФ и Законом о размещении заказов сторонами госконтракта выступают подрядчик и заказчик. Заключение трехсторонних договоров не допускается.
По результатам проведенных аукционов в электронной форме муниципальные и госконтракты заключаются в виде электронного документа и подписываются сторонами с помощью ЭЦП. Письменная форма договора в данном случае не допускается. Подписание письменного контракта в дополнение к электронному не предусмотрено Законом о размещении заказов.
Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, декабрь 2011)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Кашиной М.Н.