Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 мая 2008 г. N 6509/08
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Поповченко А.А., судей Зарубиной Е.Н. и Тумаркина В.М.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 15.08.2007 по делу N А40-19970/07-109-76 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 04.02.2008 по этому же делу, установил:
открытое акционерное общество предприятие тепловых станций и сетей "Мостеплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 от 09.03.2007 N 3/14.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.08.2007 заявленные обществом требования удовлетворены частично, решение инспекции признано незаконным в отношении доначисления налога на прибыль 30404782 руб. и пени (пункт 1.9), и в сумме 2031801 руб. (пункт 4.3 решения), в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 299988585 руб., соответствующей суммы пени (пункт 2.1 решения) и в сумме 1871688 руб., соответствующей суммы пени (пункт 2.4 решения), в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2007 решение суда от 15.08.2007 изменено, отменено в части признания недействительными пунктов 1.9, 4.3, 2.1, 2.4 решения налогового органа, в удовлетворении требований общества в этой части отказано, в остальном решение суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 04.02.2008 постановление апелляционной инстанции отменил, решение суда первой инстанции оставил без изменения.
Инспекция, обжалуя судебные акты первой и кассационной инстанций, в заявлении ссылается на неправильное истолкование и применение судами пункта 13 статьи 40, подпункта 1 пункта 1 статьи 146, подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации.
По мнению налогового органа, полученные налогоплательщиком из бюджета города Москвы денежные средства сверх компенсации убытков подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации реализация тепловой энергии на территории Российской федерации признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
Основания для пересмотра судебных актов в порядке надзора установлены статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев и обсудив доводы заявителя и выводы судебных инстанций, коллегия судей надзорной инстанции таких оснований не выявила.
Судами сделаны выводы о том, что поскольку общество в рассматриваемом периоде недополучило прибыль (а имело убыток) при установлении ему льготного тарифа, в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, бюджет компенсировал ему не только сумму убытка, но и экономически обоснованную прибыль.
Вместе с тем, при получении теплоснабжающими предприятиями таких субсидий, они не включаются в налогооблагаемую базу по НДС, так как на основании абзаца 2 части 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации реализация товаров (работ, услуг) при применении государственных регулируемых цен (тарифов) производится исключительно из расчета тарифа, установленного Региональной энергетической комиссией соответствующего субъекта федерации, без увеличения стоимости товара на сумму субсидии.
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" для отдельных потребителей утверждаются льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию, регулирование которых осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Таким образом, утверждение льготных тарифов входит в единую систему государственного регулирования цен.
В 2003-2004 годах за счет средств бюджета города Москвы предприятию погашались фактически понесенных им убытки в связи с применением отдельными категориями населения льготных тарифов, определенных федеральным законодательством.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Порядок определения базы, облагаемой НДС, установлен статьями 153-162 Кодекса.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 154 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
То есть в данном случае налоговая база будет определяться с учетом цен, установленных для населения и для его отдельных групп, имеющих льготы.
Довод инспекции о том, что указанные средства связаны с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) и поэтому подлежат обложению НДС в общем порядке, признан судами необоснованным, так как в данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Кодекса как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Судами учтено, что в письме от 27.03.02 N 16-00-14/112 Министерство финансов Российской Федерации указывает на то, что на основании пункта 2 статьи 154 и подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, которые предоставляются бюджетами различного уровня не в счет увеличения доходов организации, а выделяются для возмещения фактических убытков, связанных с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная из фактических цен их реализации.
В пункте 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, разъяснено, что суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов различного уровня на покрытие фактически полученных предприятием убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации, не включаются в налоговую базу.
Выводы судов соответствуют сложившейся судебно-арбитражной практике.
Нарушений единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права не усматривается.
В передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует отказать.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 299, 301 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А40-19970/07-109-76 Арбитражного суда города Москвы для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказать.
Председательствующий судья |
А.А. Поповченко |
Судья |
Е.Н. Зарубина |
Судья |
В.М. Тумаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 мая 2008 г. N 6509/08
Текст определения официально опубликован не был