Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
начального профессионального образования
по профессии 180403.03. Водолаз
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 ноября 2010 г. N 1259)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 180403.03 Водолаз всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
НПО - начальное профессиональное образование;
ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;
ОУ - образовательное учреждение;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. Характеристика подготовки по профессии
3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.
Таблица 1
Образовательная база приема |
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94)* |
Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования |
на базе среднего (полного) общего образования |
Водолаз Машинист компрессора для подачи воздуха водолазам |
10 мес. |
на базе основного общего образования |
2 года 5 мес.** |
_____________________________
* ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии
** Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:
водолаз - машинист компрессора для подачи воздуха водолазам.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение различных видов работ под водой в водолазном снаряжении, а также устранение мелких неисправностей используемой водолазной техники.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
совокупность водолазного снаряжения, технических средств и имущества, предназначенных для обеспечения водолазных спусков, работы водолазов и подъема их на поверхность, а также для обеспечения жизнедеятельности водолазов в условиях повышенного давления газовой среды;
водолазный инструмент и приспособления.
4.3. Обучающийся по профессии Водолаз готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Аварийно-спасательные и специальные водолазные работы.
4.3.2. Аварийные, судоподъемные и подводно-технические работы.
4.3.3. Обеспечение безопасности жизнедеятельности на судне и других плавсредствах.
4.4. К обучению по профессии допускаются лица мужского пола*, годные по состоянию здоровья в соответствии с установленными требованиями.
V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы
5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
OK 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.
5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Аварийно-спасательные и специальные водолазные работы.
ПК 1.1. Выполнять водолазные аварийно-спасательные работы при оказании помощи терпящим бедствие судам и воздушным судам, а также спасательные водолазные работы, связанные со спасанием людей, обследованием и очисткой дна акваторий и водных объектов для массового отдыха.
ПК 1.2. Оказывать первую помощь водолазу при заболеваниях и травмах, связанных с профессиональной деятельностью.
ПК 1.3. Выполнять специальные водолазные работы по обеспечению научных исследований, испытаний новых образцов водолазной техники и работ с использованием водолазной техники специального назначения.
5.2.2. Аварийные, судоподъемные и подводно-технические работы.
ПК 2.1. Выполнять водолазные аварийные работы, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не относящиеся к спасанию людей и судов.
ПК 2.2. Выполнять подводно-технические водолазные работы при строительстве, обследовании, техническом обслуживании и ремонте подводных частей гидротехнических сооружений, прокладке и ремонте трубопроводов, кабелей и других коммуникаций, дноуглубительных работах, обследовании и очистке водных путей и акваторий, а также при подъеме затонувших предметов.
ПК 2.3. Выполнять судоподъемные водолазные работы при обследовании затонувшего объекта, подготовке его к подъему, при подъеме и постановке его на плав (отмель, берег).
ПК 2.4. Выполнять судовые водолазные работы, связанные с осмотром, очисткой от обрастания и устранением повреждений подводной части корпуса судна и его подводных устройств, осмотром места стоянки, а также работы внутри затопленных отсеков при борьбе за живучесть судна.
5.2.3. Обеспечение безопасности жизнедеятельности на судне и других плавсредствах.
ПК 3.1. Выполнять правила внутреннего распорядка на судне, безопасности труда и электробезопасности, судовой санитарии, пожарной безопасности, гигиены труда и охраны окружающей среды и требовать их выполнения от подчиненных ему членов экипажа.
ПК 3.2. Пользоваться коллективными и индивидуальными спасательными средствами.
ПК 3.3. Оказывать первую помощь пострадавшим.
ПК 3.4. Обеспечивать выживание в море в случае оставления судна.
ПК 3.5. Выполнять мероприятия по борьбе за живучесть судна.
VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального;
и разделов:
физическая культура;
учебная практика (производственное обучение);
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация.
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования
Таблица 2
Индекс |
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура" |
864 |
576 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональный цикл |
347 |
238 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: читать рабочие и сборочные чертежи и схемы; выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов; знать: виды нормативно-технической и производственной документации; правила чтения технической документации; способы графического представления объектов, пространственных образов и схем; требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации; правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов |
|
|
ОП.01. Основы инженерной графики |
|
|
уметь: анализировать условия работы деталей машин и механизмов; оценивать их работоспособность; соединять разъемные соединения; читать кинематические схемы; знать: классификацию механизмов и машин; звенья механизмов; кинематику механизмов (механизм и машина, кинематические пары и цепи, типы кинематических пар); классификацию, назначение и требования к деталям и сборочным единицам; виды соединения деталей (разъемные и неразъемные соединения); назначение, характеристики механизмов и устройств передач вращательного движения; виды передач вращательного движения (механические, ременные, фрикционные, зубчатые, цепочные, червячные) и их обозначение, кинематические схемы, определение передаточного числа; основные сведения по сопротивлению материалов; основные виды деформации и распределение напряжения при них; внешние силы и их виды, внутренние силы упругости и напряжения, действительные, предельноопасные и предельнодопустимые напряжения; основные понятия гидростатики и гидродинамики |
|
|
ОП.02. Основы механики |
|
|
уметь: читать принципиальные, электрические и монтажные схемы; рассчитывать параметры электрических схем; собирать электрические схемы; пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями; проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ; знать: электротехническую терминологию; основные законы электротехники; типы электрических схем; правила выполнения электрических схем; методы расчета электрических цепей; основные элементы электрических сетей; принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты; схемы электроснабжения; основные правила эксплуатации электрооборудования; способы экономии электроэнергии; основные электротехнические материалы; правила сращивания, спайки и изоляции проводов; принципы работы типовых электронных устройств |
|
|
ОП.03. Основы электротехники и электроники |
|
|
уметь: выбирать основные конструкционные и эксплуатационные материалы; проводить первичную обработку материалов с разными свойствами; пользоваться стандартами и другой нормативно-технической документацией; определять правильность работы контрольно-измерительных приборов, пользоваться ими; анализировать условия работы, оценивать работоспособность деталей машин и механизмов; использовать механическое оборудование судовой мастерской, ручные инструменты, измерительное и испытательное оборудование при эксплуатации и ремонте судовых технических средств; обеспечивать качество слесарных работ при обслуживании и ремонте судовых механизмов и устройств; знать: основные свойства конструкционных и эксплуатационных материалов, применяемых при ремонте, эксплуатации и техническом обслуживании; основные технологические процессы обработки материалов с разными свойствами; основы стандартизации, погрешности при изготовлении деталей и сборке машин, номинальный и предельные размеры, действительный размер, допуск размера, поле допуска, посадки, их виды и назначение, точность обработки, системы допусков и посадок; основы метрологии: понятие, термины, показатели измерительных приборов; назначение, характеристики, устройство и порядок использования универсальных средств измерения; виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте судовых механизмов и устройств; оборудование, инструменты и контрольно-измерительные приборы, применяемые при выполнении слесарных работ |
|
|
ОП.04. Основы материаловедения и технология общеслесарных работ |
|
|
уметь: определять типы судов; ориентироваться в расположении судовых помещений; знать: основные положения классификации судов и обозначения на судах (раздельно морских, речных судов и судов смешанного плавания) по правилам Российского морского регистра судоходства и Российского Речного Регистра соответственно; основные сведения о мореходных качествах судов (плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, управляемость) и технико-эксплуатационных характеристиках судов, главных размерениях, водоизмещении, грузоподъемности; основные архитектурные типы судов, конструкции корпуса, судостроительные материалы; конструкцию надстроек и оборудование судовых помещений; конструкцию грузовых люков; конструкции отдельных узлов судна; оборудование и снабжение судна; конструктивную противопожарную защиту; судовые устройства (за исключением специальных); назначение и классификацию судовых систем; назначение, состав, функционирование системы предупреждения загрязнения воды; |
|
|
ОП.05. Теория и устройство судна |
|
|
уметь: предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
32 |
ОП.06. Безопасность жизнедеятельности |
|
П.00 |
Профессиональный цикл |
437 |
298 |
|
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
437 |
298 |
|
|
ПМ.01 |
Аварийно-спасательные и специальные водолазные работы В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: выполнения водолазных работ в воздушно-баллонном снаряжении автономного типа на глубинах до 30 метров; устранения мелких неисправностей используемого водолазного снаряжения; проведения дезинфекции водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков; уметь: готовить водолазное снаряжение и водолазное оборудование к проведению спусков под воду и использовать его; готовить к водолазным работам средства обеспечения водолазных спусков, за исключением средств, обслуживаемых мотористами и электриками; устранять основные неисправности и проводить планово-предупредительный ремонт водолазного снаряжения и оборудования; вести водолазную документацию; проводить дезинфекцию водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков; выполнять спасательные и аварийно-спасательные водолазные работы; оказывать первую помощь людям, терпящим бедствие на воде; обследовать и проводить очистку акваторий, предназначенных для массового отдыха; проводить обследование подводной части гидротехнических сооружений и затонувших объектов; выполнять и обслуживать научно-исследовательские подводные работы; выполнять водолазные работы на объектах марикультуры; проводить несложные водолазные работы с применением ручного инструмента; выполнять такелажные работы и подъем на поверхность объектов с помощью мягких понтонов; проводить подводную фото и видеосъемку; обслуживать специальные (за исключением стационарных судовых) мото- и электрокомпрессоры, предназначенные для подачи воздуха водолазам; знать: нормативные документы по водолазному делу; правила организации и выполнения водолазных спусков в воздушном автономном снаряжении с открытым циклом дыхания на глубинах до 30 метров; приемы спасания людей, терпящих бедствие на воде, способы оказания первой помощи; физические и физиологические особенности водолазных спусков, основы водолазной медицины; способы и технологию обследования акваторий, подводных продуктопроводов и кабелей; технологию поиска и подъема предметов, находящихся под водой; правила составления схем, эскизов и актов по результатам обследования; способы добычи морепродуктов водолазным способом; технологию проведения наблюдений за орудиями промышленного рыболовства; виды опасных морских животных и средства защиты от их нападения; способы выявления неисправностей и приемы проведения предупредительного ремонта водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков; правила зарядки баллонов дыхательных аппаратов сжатым воздухом; основы морской и речной гидрологии; устройство и правила эксплуатации специальных мото- и электрокомпрессоров, предназначенных для подачи воздуха водолазам. |
|
|
МДК.01.01. Единые базовые требования к водолазам всех специализаций
МДК.01.02. Технология выполнения спасательных, судовых, аварийно-спасательных и специальных водолазных работ |
|
ПМ.02 |
Аварийные, судоподъемные и подводно-технические работы В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: выполнения водолазных работ в воздушном автономном и шланговом снаряжении на глубинах до 50 метров; устранения мелких неисправностей используемого водолазного снаряжения; проведения дезинфекции водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков; уметь: выполнять эксплуатационное обслуживание подводных частей гидротехнических сооружений, водных путей и каналов; проводить техническое обслуживание подводных трубопроводов и кабелей; проводить детальное обследование подводных частей гидротехнических сооружений, уложенных в траншеи трубопроводов и кабелей; осуществлять поиск трубопроводов и кабелей с помощью трассоискателей и определять глубину их залегания; выполнять осмотр каменных откосов каналов, шлюзов, плотин, дамб, опорных частей причальных сооружений, обстановки пути и средств навигационного оборудования; разрабатывать подводный грунт с помощью гидроразмывочных средств с целью углубления и очистки дна; выполнять грубое равнение подводных каменно-щебеночных и песчаных постелей под основания гидротехнических соединений или подводных объектов; выполнять бурение шпуров под водой, перепиливание деревянных конструкций, устройство шипов на сваях, проводить постановку деревянных пробок в отверстия и прокладок в зазоры конструкций; проводить установку оголовков и массивов массой до 20 т.; укладывать бетонную смесь под водой; осуществлять строповку и расстроповку предметов под водой; проводить профилактический осмотр корпуса судна, выполнять очистку подводной части корпуса, гребных винтов, подводных путей слипов и эллингов от обрастаний и засорений; выполнять под водой простые монтажные, слесарные, плотничные и такелажные работы; выполнять выгрузку из корпуса затонувшего судна груза, не требующего балансировки; удалять наносы из корпуса затонувшего судна; проводить аварийно-спасательные работы в сложных условиях; выполнять аварийные работы по устранению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; выполнять термическую резку элементов подводных конструкций; обслуживать водолазные барокамеры; знать: правила организации и выполнения водолазных спусков в автономном и шланговом снаряжении на глубинах до 50 метров; устройство и правила эксплуатации водолазных барокамер; приемы и способы разработки подводного грунта, подсыпки и равнения подводных постелей, выправки и подбивки рельсовых путей судоподъемных сооружений; правила установки и стыковки водозаборных и водовыпускных оголовков; правила установки блоков и массивов; технологию выполнения работ по подводному строительству; правила работы с гидромонитором и эжектором; способы работы с пневматическим и гидравлическим инструментом; приемы производства слесарных, плотничных и такелажных работ; приемы укладки бетона под водой; технологию проведения термической резки под водой; способы выявления неисправностей и примы проведения предупредительного ремонта водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков; устройство контрольно-измерительных приборов и инструментов, применяемых при работе под водой. |
|
|
МДК.02.01. Технология выполнения аварийных, подводно-технических и судоподъемных водолазных работ |
|
ПМ.03 |
Обеспечение безопасности жизнедеятельности на судне и других плавсредствах В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: действий при пожарах на судне; действий при аварии на судне; действий при оставлении судна; подбора людей, плавающих на воде в коллективное спасательное средство; использования спасательных шлюпок, спасательных плотов и иных спасательных средств и их снабжения; действий при оказании первой помощи спасаемым; уметь: действовать в пределах своих обязанностей при авариях на судне; применять средства и системы пожаротушения; пользоваться противопожарным оборудованием и снабжением; осуществлять временную заделку повреждений корпуса судна, подкрепления переборок, люков, горловин; использовать индивидуальные и коллективные спасательные средства; действовать при оставлении судна; действовать по тревоге "человек за бортом"; правильно надевать спасательный жилет, гидротермокостюм, прыгать в воду с высоты; подниматься в спасательном жилете на коллективное спасательное средство из воды; возвратить перевернутый спасательный плот в нормальное положение; понимать маркировку на спасательных шлюпках и плотах относительно расчетного количества людей; правильно подавать команды по спуску и занятию мест в спасательных шлюпках и плотах, отходу от судна, их управлению и оставлению; подготовить и благополучно спустить на воду спасательную шлюпку или плот и быстро отойти от борта судна; оказать помощь получившим телесное повреждение во время и после оставления судна; грести и управлять спасательными шлюпками и плотами; пользоваться сигнальной техникой, включая пиротехнические средства; пользоваться переносной радиоаппаратурой для спасательных шлюпок и плотов; применять способы выживания на воде; предпринимать все возможные меры предосторожности для предотвращения загрязнения водной среды, особенно, в тех случаях, где это предусмотрено соответствующими международными и портовыми правилами; знать: свои обязанности в аварийной обстановке; основные принципы пожаротушения; приемы оказания первой помощи, правила обращения с индивидуальными спасательными средствами; типы возможных аварийных ситуаций: столкновение, пожар, посадка на мель, кораблекрушение; принципы выживания, включая: значение подготовки и учений; необходимость быть в состоянии готовности к любой аварийной ситуации; действия при вывозе к месту нахождения спасательных шлюпок и плотов; действия по команде "оставить судно"; действия при нахождении в воде; действия на борту спасательной шлюпки и плота; основные опасности, угрожающие оставшимся в живых; обязанности по тревогам, включая знание различия сигналов шлюпочной и пожарной тревоги; типы судового штатного спасательного снабжения; конструкцию и оборудование спасательных шлюпок и плотов и предметы их снабжения; характеристики и приспособления спасательных шлюпок и плотов; приемы спуска спасательных шлюпок и плотов при волнении; действия после оставления судна; управление спасательными шлюпками и плотами в свежую погоду; использование фалиня, морского плавучего якоря и прочих предметов снабжения; рационы пищи и питьевой воды в спасательных шлюпках и плотах; приемы спасания при помощи вертолетов; применение аптечки первой помощи; радиоаппаратуру спасательных шлюпок и плотов, включая аварийные радиобуи; эффект переохлаждения и средства его предупреждения, использование защитных одеял и одежды; использование аварийных шлюпок и моторных спасательных шлюпок для сбора спасательных плотов и спасания людей, оставшихся в живых или оказавшихся за бортом; приемы выбрасывания спасательных шлюпок и плотов на берег; основные положения по охране человеческой жизни, безопасности судна, груза и порта, а также защите водной среды |
|
|
МДК. 02.01. Безопасность жизнедеятельности на судне и других плавсредствах |
|
ФК.00 |
Физическая культура В результате освоения раздела обучающийся должен: уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни |
80 |
40 |
|
|
|
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) |
216 |
144 |
|
|
|
Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ОПОП |
1080 |
720 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика (производственное обучение) |
19 нед. |
684 |
|
|
ПП.00 |
Производственная практика |
||||
|
|
|
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
1 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная (итоговая) аттестация |
1 нед. |
|
|
|
Таблица 3
Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу физическая культура |
20 нед. |
Учебная практика (производственное обучение) | |
Производственная практика |
19 нед. |
Промежуточная аттестация |
1 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация |
1 нед. |
Каникулярное время |
2 нед. |
Итого |
43 нед. |
7. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы
7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2. ФГОС) с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.6. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.7. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) |
57 нед. |
промежуточная аттестация |
3 нед. |
каникулярное время |
13 нед. |
7.8. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.9. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.
При планировании и проведении производственной практики необходимо учитывать ограничения по возрасту обучаемых, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 10, ст. 1131).
Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточение, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.10. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Для обеспечения учебных водолазных спусков в штатном расписании образовательного учреждения должны быть предусмотрены:
водолазы-инструкторы;
врач по водолазной медицине.
7.11. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.12. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения**.
7.13. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Для проведения учебных водолазных спусков должны быть предусмотрены помещения и оборудование в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда при проведении водолазных работ***.
Реализация ОПОП должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
инженерной графики;
механики;
электротехники и электроники;
материаловедения;
теории и устройства судна;
безопасности жизнедеятельности на судне;
подводно-технических работ;
водолазной медицины;
Лаборатории:
водолазного снаряжения и оборудования.
Мастерские:
сварочного производства;
слесарно-механические.
Бассейн для учебных водолазных спусков
Полигон для учебных водолазных спусков
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
бассейн с глубиной 6 м;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
VIII. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы
8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.
8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.
Государственная (итоговая) аттестация должна предусматривать аттестацию с участием сотрудников органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору или других компетентных органов (Российского морского регистра судоходства, Российского Речного Регистра) на право обслуживания сосудов, работающих под избыточным давлением (барокамер, фильтров очистки воздуха, баллонов), предусмотренных программой обучения, с выдачей удостоверения на право обслуживания таких сосудов.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.
_____________________________
* Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 162 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 10, ст. 1130)
** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280)
*** Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 13 апреля 2007 г. N 269 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при проведении водолазных работ" (зарегистрирован Минюстом России 23 июля 2007 г., регистрационный N 9888. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, N 36)
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 ноября 2010 г. N 1259 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.