Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
по направлению подготовки (специальности)
070301 Актерское искусство
(квалификация (степень) "специалист")
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2058)
31 мая 2011 г.
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалиста по направлению подготовки (специальности) 070301 Актерское искусство образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО |
- высшее профессиональное образование; |
ООП |
- основная образовательная программа; |
ОК |
- общекультурные компетенции; |
ПК |
- профессиональные компетенции; |
ПСК |
- профессионально-специализированные компетенции; |
УЦ ООП |
- учебный цикл основной образовательной программы; |
ФГОС ВПО |
- федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. |
III. Характеристика направления подготовки (специальности)
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
Наименование ООП |
Квалификация (степень) |
Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой государственной аттестации |
Трудоемкость (в зачетных единицах) |
|
Код, в соответствии с принятой классификацией ООП |
Наименование |
|||
ООП подготовки специалиста |
65 |
специалист |
4 года |
240** |
______________________________
* Трудоемкость ООП подготовки специалиста по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
IV. Характеристика профессиональной деятельности специалиста
4.1. Область профессиональной деятельности специалистов включает: подготовку под руководством режиссера (дирижера) и исполнение ролей (партий, номеров) в организациях исполнительских искусств (в зависимости от специализации: в драматических, музыкальных, кукольных театрах, в концертных и цирковых организациях и в кино), руководящая работа в организациях исполнительских искусств, театральная педагогика.
4.2. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: драматическое или музыкально-драматическое произведение, роль, партия, собственный психо-физический аппарат; зрительская аудитория, творческие коллективы организаций исполнительских искусств; учащиеся образовательных учреждений профессионального образования сферы культуры и искусства.
4.3. Специалист по направлению подготовки (специальности) 070301 Актерское искусство готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
художественно-творческая;
организационно-управленческая;
педагогическая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными работодателями.
4.4. Специалист по направлению подготовки (специальности) 070301 Актерское искусство должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
"Артист музыкального театра":
художественно-творческая:
подготавливает под руководством режиссера и исполняет роли в драматических спектаклях разных жанров, а также в кино- и телевизионных фильмах; самостоятельно занимаясь актерским тренингом, поддерживает свою внешнюю форму и психофизическое состояние;
организационно-управленческая:
при исполнении обязанностей помощника режиссера организационно обеспечивает проведение спектакля, репетиции;
педагогическая:
проводит актерские тренинги, преподает основы актерского мастерства и смежные дисциплины в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также в рамках образовательных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов.
"Артист театра кукол":
художественно-творческая:
подготавливает под руководством режиссера и исполняет роли в спектаклях театра кукол; поддерживает свою внешнюю форму и необходимое психофизическое состояние, самостоятельно занимаясь тренингом с куклой;
организационно-управленческая:
при исполнении обязанностей помощника режиссера организационно обеспечивает проведение спектакля, репетиции в театре кукол;
педагогическая:
проводит актерские тренинги, преподает основы мастерства актера театра кукол и смежные дисциплины в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также в рамках образовательных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов.
"Артист эстрады и цирка":
художественно-творческая:
подготавливает и исполняет концертные или цирковые номера (программы) в различных эстрадных и цирковых жанрах, как под руководством режиссера, так и самостоятельно; поддерживает свою внешнюю и физическую форму, самостоятельно занимаясь соответствующим его амплуа тренингом;
организационно-управленческая:
при исполнении обязанностей помощника режиссера организационно обеспечивает проведение концерта (представления), репетиции;
педагогическая:
проводит актерские тренинги, преподает основы мастерства артиста эстрады, цирка и смежные дисциплины в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также в рамках образовательных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);
способностью к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-2);
способностью к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни, владеет методами пропаганды научных достижений (ОК-3);
умением демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-4);
свободным владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи, умеет создавать и редактировать тексты профессионального назначения (ОК-5);
владением одним из иностранных языков как средством делового общения (ОК-6);
способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре, способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества, владеет методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-7);
владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умеет анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-8);
владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-9);
способностью находить организационно-управленческие решения в не стандартных ситуациях (ОК-10).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ПК-1);
способностью к работе в многонациональном коллективе, в том числе и над междисциплинарными, инновационными проектами, способностью в качестве руководителя подразделения, лидера группы сотрудников формировать цели команды, принимать решения в ситуациях риска, учитывая цену ошибки, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам (ПК-2);
способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности, владением навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований и художественно-творческой деятельности (ПК-3);
готовностью демонстрировать понимание значимости своей будущей специальности, стремление к ответственному отношение к своей трудовой деятельности (ПК-4);
способностью самостоятельно или в составе группы вести творческий поиск, реализуя специальные средства и методы получения сценических навыков (ПК-5);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности (ПК-6);
владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-7);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК- 8);
готовностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ПК-9);
в художественно-творческой деятельности:
готовностью к созданию художественных образов актерскими средствами (ПК-10);
умением общаться со зрительской аудиторией в условиях сценического представления, концерта, а также исполнять роль перед кино- (теле-) камерой в студии (ПК-11);
готовностью проявлять творческую инициативу во время работы над ролью в спектакле, кино-, телефильме, цирковом или эстрадном представлении (ПК-12);
способностью работать в творческом коллективе в рамках единого художественного замысла (ПК-13);
свободным владением государственным языком Российской Федерации - русским языком (артисты, прошедшие целевую подготовку для работы в национальном театре республики или национального округа Российской Федерации - языком соответствующего народа), владением искусством речи как национальным культурным достоянием (ПК-14);
способностью к овладению авторским словом, образной системой драматурга, его содержательной, действенной, стилевой природой (ПК-15);
умением органично включать все возможности речи, ее дикционной, интонационно-мелодической и орфоэпической культуры, способностью вести роль в едином темпо-ритмическом, интонационно-мелодическом и жанрово-стилистическом ансамбле с другими исполнителями (ПК-16);
умением использовать при подготовке и исполнении ролей свой развитый телесный аппарат, легко выполнять двигательные задачи, требующие сочетания высокого уровня координации движений, пластичности, гибкости, выразительности, силы, чувства равновесия, включая базовые элементы индивидуальной и парной акробатики, сценического боя без оружия и с оружием, манеры и этикет основных культурно-исторических эпох (ПК-17);
умением актерски существовать в танце, воплощать при этом самые различные состояния, мысли, чувства человека и его взаимоотношения с окружающим миром в заданных обстоятельствах, быть в танце органичным, предельно музыкальным, убедительным, раскованным и эмоционально заразительным, следуя воле режиссера, быстро переключаться из одного танцевального жанра в другой (ПК-18);
владением основами музыкальной грамоты, пения, использует навыки ансамблевого пения, способностью находить оптимальные варианты ансамблей, строить аккорды в многоголосном пении, находить подголоски многоголосного пения (ПК-19);
умением самостоятельно разработать и выполнить несложный грим для исполняемой роли (ПК-20);
умением с помощью освоенного актерского тренинга поддерживать свою внешнюю форму и необходимое для творчества психофизическое состояние (ПК-21);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью исполнять обязанности помощника режиссера, организационно обеспечивать проведение спектакля, репетиции (ПК-22);
в педагогической деятельности:
готовностью проводить актерские тренинги (ПК-23);
готовностью к преподаванию основ актерского мастерства и смежных с ним вспомогательных дисциплин в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также в рамках образовательных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов (ПК-24);
умением работать с искусствоведческой литературой, анализировать произведения литературы и искусства, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией (ПК-25).
Специализация N 1 "Артист драматического театра и кино":
готовностью к созданию художественных образов актерскими средствами на основе замысла постановщиков (режиссера, художника, музыкального руководителя, балетмейстера) в драматическом театре, в кино, на телевидении, используя развитую в себе способность к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению (ПСК-1.1);
способностью профессионально воздействовать словом на партнера в сценическом диалоге, используя разнообразные средства, приемы и приспособления речи, способностью создавать яркую речевую характеристику персонажа, вести роль в едином темпо-ритмическом, интонационно-мелодическом и жанрово-стилистическом ансамбле с другими исполнителями (ПСК-1.2);
владением теорией и практикой актерского анализа и сценического воплощения произведений художественной литературы - драматургии, прозы, поэзии (ПСК-1.3);
умением свободно ориентироваться в творческом наследии выдающихся мастеров отечественного и зарубежного драматического театра (ПСК-1.4).
Специализация N 2 "Артист музыкального театра":
готовностью к созданию художественных образов актерскими средствами на основе замысла постановщиков (дирижера, режиссера, художника, балетмейстера) в музыкальном театре, используя развитую в себе способность к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению (ПСК-2.1);
способностью решать на сценической площадке различные художественные задачи с использованием певческого голоса (ПСК-2.2);
владением теорией и практикой актерского анализа и сценического воплощения музыкально-драматических произведений (ПСК-2.3);
умением свободно ориентироваться в творческом наследии выдающихся мастеров отечественного и зарубежного музыкального театра (ПСК- 2.4).
Специализация N 3 "Артист театра кукол":
готовностью к созданию художественных образов актерскими средствами на основе замысла постановщиков (режиссера, художника, музыкального руководителя, балетмейстера) в театре кукол, обладая навыками кукловождения нескольких (не менее трех) систем, используя развитую в себе способность к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению (ПСК-3.1);
способностью профессионально воздействовать словом на партнера в сценическом диалоге, используя разнообразные средства, приемы и приспособления речи, способностью создавать яркие речевые характеристики при необходимости нескольких персонажей, вести исполнение ролей в едином темпо-ритмическом, интонационно-мелодическом и жанрово-стилистическом ансамбле с другими исполнителями (ПСК-3.2);
владением практическими навыками изготовления основных систем кукол (ПСК-3.3);
владением теорией и практикой актерского анализа и сценического воплощения в театре кукол произведений художественной литературы - драматургии, прозы, поэзии (ПСК-3.4);
умением свободно ориентироваться в творческом наследии выдающихся мастеров отечественного и зарубежного театра кукол (ПСК-3.5).
Специализация N 4 "Артист эстрады и цирка":
готовностью к созданию художественных образов актерскими средствами на основе замысла постановщиков (режиссера, художника, музыкального руководителя, балетмейстера) на эстраде и в цирке, используя развитую в себе способность к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению; свободным владением искусством в одном-двух эстрадных или цирковых жанрах и определенными навыками в смежных жанрах (ПСК-4.1);
способностью решать в случае необходимости различные художественные задачи с использованием певческого голоса, владением навыками ансамблевого пения (ПСК-4.2);
владением теорией и практикой актерского анализа и воплощения номеров различных жанров на эстраде или в цирке (ПСК-4.3);
умению свободно ориентироваться в творческом наследии выдающихся зарубежных и отечественных мастеров эстрады и цирка (ПСК-4.4).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста
6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
цикл истории и теории мировой художественной культуры;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики, художественно-творческая работа и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП специалиста
Код УЦ ООП |
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения |
Трудоемкость (зачетные единицы) |
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий |
Коды формируемых компетенций |
С.1 |
Гуманитарный, социальный и экономический цикл |
40 |
|
|
Базовая часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде; условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе; знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации; основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей; нормативно-правовые документы, касающиеся деятельности театра, концертной организации, цирка; основы организации театрального (концертного, циркового) дела, трудового законодательства и законодательства об авторских и смежных правах; правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда; общие принципы дидактики и их реализации в конкретны предметных методиках обучения; уметь: дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния; объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности; роль искусства и науки в развитии цивилизации и связанные с ними современные социальные и этические проблемы; уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; уметь вести на иностранном языке беседу-диалог общего характера и беседу-диалог по специальности, соблюдая правила речевого этикета; читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем; владеть: государственным языком Российской Федерации - русским языком (прошедшим целевую подготовку для работы в национальном театре республики или национального округа Российской Федерации - свободно владеть языком соответствующего народа); культурой мышления; способностью логично строить свою письменную и устную речь; лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200 - 2000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения; простейшими приемами психической саморегуляции; педагогическими технологиями. |
38 |
История Философия Иностранный язык Психология и педагогика Русский язык и культура речи Социология Организация театрального (концертного, циркового) дела |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
2 |
|
|
|
С.2 |
Цикл истории и теории мировой художественной культуры |
40 |
|
|
Базовая часть |
38 |
|
|
|
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные этапы (эпохи, стили, направления) в развитии театра, литературы, музыки, кино; исторические факты и имена, связанные с формированием театров, созданием конкретных спектаклей, музыкальных и кинопроизведений, включая современные; уметь: оценивать достижения художественной культуры на основе знания исторического контекста; анализировать произведения литературы и искусства; владеть: профессиональной лексикой, грамотно использовать ее в своей деятельности. |
34 |
История литературы История театра История кинематографа История музыки |
||
|
Специализация N 1 "Артист драматического театра и кино" С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные этапы истории драматического театра, современную и классическую драматургию; уметь: ориентироваться в эстетических концепциях театра; понимать закономерности развития театра; ориентироваться в библиографических источниках по проблемам театрального искусства; анализировать и оценивать драматические произведения; творчески применять полученные знания при решении конкретных практических задач по созданию художественного образа в драматическом театре; владеть: навыками работы с библиографическими источниками по истории искусства драматического театра; понятийно-терминологическим аппаратом. |
4 |
История искусства драматического театра |
|
|
Специализация N 2 "Артист музыкального театра" С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные этапы истории музыкального театра, либретто современных и классических произведений музыкального театра; уметь: ориентироваться в эстетических концепциях музыкального театра; понимать закономерности развития музыкального театра; анализировать и оценивать музыкальные спектакли; творчески применять полученные знания при решении конкретных практических задач по созданию художественного образа в музыкальном театре; владеть: специальной терминологией и лексикой музыкального театра. |
4 |
История искусства музыкального театра |
|
|
Специализация N 3 "Артист театра кукол" С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные этапы истории театра кукол, его художественные направления, технологические особенности, доминирующие в различные эпохи, а также современные проблемы этого вида искусства; классическую и современную драматургию, литературную основу или сюжеты представлений театра кукол; уметь: ориентироваться в эстетических концепциях театральной куклы; понимать закономерности развития театра кукол, его связь с общим развитием театра; анализировать и оценивать кукольные спектакли; творчески применять полученные знания при решении конкретных практических задач по созданию художественного образа в театре кукол; владеть: понятийно-терминологическим аппаратом театра кукол. |
4 |
История театра кукол |
|
|
Специализация N 4 "Артист эстрады и цирка" С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные вехи и этапы истории искусства эстрадного и циркового искусства; уметь: ориентироваться в различных взглядах на сущность искусства эстрады и цирка; анализировать и оценивать эстрадные произведения; работать со справочной и историко-мемуарной литературой; творчески применять полученные знания при решении конкретных практических задач по созданию художественного образа на эстраде и в цирке; владеть: специальной терминологией и лексикой искусства эстрады и цирка. |
4 |
История искусства эстрады и цирка |
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза с учетом профиля подготовки) |
2 |
|
|
|
С.3 |
Профессиональный цикл |
150 |
|
|
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: общие основы теории актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, танца и музыкальной грамоты; методы тренинга и самостоятельной работы над ролью; правила техники безопасности и пожарной безопасности; уметь: создавать художественные образы актерскими средствами на основе замысла постановщиков (режиссера, дирижера, художника, балетмейстера), используя развитую в себе способность к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению; работать в творческом коллективе в рамках единого художественного замысла; органично включать в творческий процесс все возможности речи, ее дикционной, интонационно-мелодической и орфоэпической культуры, профессионально воздействовать словом на партнера в сценическом диалоге, используя разнообразные средства, приемы и приспособления речи, создавать яркую речевую манеру и характерность, вести роль в едином темпо-ритмическом, интонационно-мелодическом и жанрово-стилистическом ансамбле с другими исполнителями; использовать при подготовке и исполнении ролей свой развитый телесный аппарат, свободно выполнять двигательные задачи, требующие сочетания высокого уровня координации движений, пластичности, гибкости, выразительности, силы, чувства равновесия, включая базовые элементы индивидуальной и парной акробатики, сценического боя без оружия и с оружием, манеры и этикет основных культурно-исторических эпох; актерски существовать в танце, воплощать при этом самые различные состояния, мысли, чувства человека и его взаимоотношения с окружающим миром в заданных обстоятельствах, быть в танце органичным, предельно музыкальным, убедительным, раскованным и эмоционально заразительным, следуя воле балетмейстера и режиссера, быстро переключаться из одного танцевального жанра в другой; решать различные художественные задачи с использованием певческого голоса при исполнении партий в музыкальных спектаклях, вокальных номеров в драматических и кукольных спектаклях, на эстраде; использовать навыки ансамблевого пения, находить оптимальные варианты ансамблей, строить аккорды в многоголосном пении, находить подголоски многоголосного пения, проявлять творческую инициативу во время работы над партией в музыкальном спектакле, вокальным номером; поддерживать свою внешнюю форму и необходимое для творческой работы психофизическое состояние, самостоятельно занимаясь тренингом; исполнять обязанности помощника режиссера, организационно обеспечивать проведение спектакля, репетиции; действовать в условиях чрезвычайных ситуаций; владеть: способностью к общению со зрительской аудиторией в условиях сценического представления (работы перед кино- (теле-) камерой в студии); искусством речи как национальным культурным достоянием; мастерством проведения актерских тренингов, преподавания основ актерского мастерства и смежных с ним вспомогательных дисциплин; основными методами защиты производственного персонала и населения, спасения культурных ценностей от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и основные меры по ликвидации их последствий. |
116 |
Актерское мастерство Сценическая речь Пластическое воспитание Музыкальное воспитание Грим Безопасность жизнедеятельности |
||
|
Специализация N 1 "Артист драматического театра и кино" С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: теорию актерского мастерства и сценической речи артиста драматического театра; методы тренинга и самостоятельной работы над ролью; специфику работы актера в драматическом театре; специфику речи на сцене и в кадре; уметь: создавать художественные образы актерскими средствами на основе замысла постановщиков в драматическом театре, в кино, на телевидении, используя развитую в себе способность к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению; проявлять творческую инициативу во время работы над ролью в драматическом спектакле, кино-, телефильме, в концертном номере; включать все возможности голоса и речи в творческий процесс исполнительской деятельности на драматической сцене, перед камерой, профессионально воздействовать словом на партнера в сценическом диалоге, используя разнообразные средства, приемы и приспособления речи, владеть искусством подтекста, создавать яркую речевую манеру и характерность, вести роль в едином темпо-ритмическом, интонационно-мелодическом и жанрово-стилистическом ансамбле с другими исполнителями; владеть: навыками общения со зрительской аудиторией в условиях драматического спектакля, концерта, а также исполнения роли перед кино- (теле-) камерой в студии; теорией и практикой актерского анализа и сценического воплощения произведений художественной литературы - драматургии, прозы, поэзии. |
14 |
Мастерство артиста драматического театра и кино Сценическая речь в драматическом театре и кино |
|
|
Специализация N 2 "Артист музыкального театра" С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: теорию актерского мастерства артиста музыкального театра; методы тренинга и самостоятельной работы над ролью; специфику работы актера в музыкальном театре; теорию музыки, гармонию, сольфеджио; уметь: создавать художественные образы актерскими средствами на основе замысла постановщиков в музыкальном театре, используя развитую в себе способность к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению; решать различные художественные задачи с использованием певческого голоса; проявлять творческую инициативу во время работы над партией в музыкальном спектакле, вокальным номером; использовать навыки ансамблевого пения, находить оптимальные варианты ансамблей, строить аккорды в многоголосном пении, находить подголоски многоголосного пения; владеть: навыками общения со зрительской аудиторией в условиях сценического представления в музыкальном театре; теорией и практикой актерского анализа и сценического воплощения музыкально-драматических произведений. |
14 |
Мастерство артиста музыкального театра Теория музыки, гармония, сольфеджио Хор, вокальный ансамбль Сольное пение с преподавателем и концертмейстером Актерское мастерство артиста театра кукол Технология театральной куклы Сценическая речь артиста театра кукол |
|
|
Специализация N 3 "Артист театра кукол" С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: теорию актерского мастерства и сценической речи артиста театра кукол; методы тренинга и самостоятельной работы над ролью; специфику работы актера в театре кукол; технологию театральной куклы; специфику сценической речи в театре кукол; уметь: создавать художественные образы актерскими средствами на основе замысла постановщиков в театре кукол, используя развитую в себе способность к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению, работая как с куклами различных систем, так и в живом плане; проявлять творческую инициативу во время работы над ролью в кукольном спектакле; включать все возможности голоса и речи в творческий процесс исполнительской деятельности на сцене театра кукол, профессионально воздействовать словом на партнера в сценическом диалоге, используя разнообразные средства, приемы и приспособления речи, владеть искусством подтекста, создавать яркую речевую манеру и характерность, вести роль в едином темпо-ритмическом, интонационно-мелодическом и жанрово-стилистическом ансамбле с другими исполнителями; владеть: навыками общения со зрительской аудиторией в условиях сценического представления в театре кукол; практическими навыками изготовления основных систем; навыками кукловождения нескольких (не менее трех) систем; владеет теорией и практикой актерского анализа и сценического воплощения в театре кукол произведений художественной литературы - драматургии, прозы, поэзии. |
14 |
|
|
|
Специализация N 4 "Артист эстрады и цирка" С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: теорию актерского мастерства артиста эстрады и цирка; специфику работы актера на эстраде, в цирке; уметь: создавать художественные образы актерскими средствами на основе замысла постановщиков на эстраде и в цирке, используя развитую в себе способность к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению; решать различные художественные задачи с голоса; проявлять творческую инициативу во время работы над эстрадным или цирковым номером, представлением; использовать навыки ансамблевого пения, находить оптимальные варианты ансамблей, строить аккорды в многоголосном пении, находить подголоски многоголосного пения; владеть: навыками общения со зрительской аудиторией в условиях циркового представления, эстрадного концерта; искусством в одном-двух эстрадных жанрах и определенными навыками в смежных жанрах; теорией и практикой актерского анализа и воплощения на эстраде музыкальных и литературных произведений. |
14 |
Мастерство артиста эстрады и цирка Хор, эстрадный вокальный ансамбль Сольное пение с преподавателем и концертмейстером |
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
20 |
|
|
|
С.4 |
Физическая культура* |
|
|
|
С.5 |
Учебная и производственная практики, художественно-творческая работа и научно-исследовательская работа (практические умения и навыки определяются ООП вуза) |
5 |
|
|
С.6 |
Итоговая государственная аттестация |
5 |
|
|
|
Общая трудоемкость основной образовательной программы |
240 |
|
|
______________________________
* Не вводится. Соответствующие компетенции обучающиеся приобретают в дисциплинах профессионального цикла.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Специализация ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с ФГОС ВПО и примерной ООП подготовки специалиста.
Высшие учебные заведения обязаны обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов.
В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
Максимальный объем аудиторных учебных занятий в год при освоении основной образовательной программы в заочной форме обучения не может составлять более 200 академических часов.
7.9. Общий объем каникул в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.12. Программа подготовки специалистов вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по всем базовым дисциплинам профессионального цикла.
7.13. Общий объем каникул в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, продолжительность каникулярного отпуска обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.14. Раздел "Физическая культура" ("Физическая подготовка" для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах) трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме не менее 400 часов аудиторных занятий, при этом объем практической подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.15. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП подготовки специалиста, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору (модулей) и их влиянию на будущую специализацию ООП подготовки специалиста;
право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП подготовки специалиста.
7.16. Раздел ООП подготовки специалиста "Учебная и производственная практики, художественно-творческая работа и научно-исследовательская работа" является обязательным и представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП подготовки специалистов по данной специальности предусматриваются следующие виды практик: учебная, производственная.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики могут проводиться в сторонних организациях (предприятиях, научно-исследовательских институтах (НИИ), фирмах) или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Практики могут проводиться в специально оборудованных аудиториях вуза и в учебном театре вуза. Допускается проведение производственной практики в профессиональных организациях исполнительских искусств - в драматических театрах, музыкальных театрах, театрах кукол, - на кино- или телестудиях, в концертных и цирковых организациях - в соответствии с профилем реализуемой вузом ООП.
Аттестация по итогам практики проводится на основании требований, установленных вузом.
7.17. Научно-исследовательская и художественно-творческая работа и является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
При разработке программы научно-исследовательской и художественно-творческой работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую художественно-творческую информацию в области кино, телевидения, театра, циркового искусства, концертной деятельности;
участвовать в проведении научных исследований и художественно-творческих мероприятий кафедр, факультетов и иных подразделений вуза;
принимать участие в исследовательских разработках и творческих мероприятиях, проводимых вузом по заказу других организаций;
выступать с докладами на вузовских (межвузовских) конференциях;
участвовать в вузовских и межвузовских конкурсах, фестивалях;
выступать с инициативой проведения в вузе (на факультете) творческих мероприятий (фестивалей, конкурсов).
В процессе выполнения научно-исследовательской и художественно-творческой работы и оценки ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, сформированных у обучающегося. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
7.18. Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое высшее профессиональное образование второго уровня, как правило, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе специалиста, должно быть не менее 65 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.
К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 10 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
Не менее 70 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени и ученые звания, из них ученые степени доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей, исходя из того, что по данной специальности к преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере, члены Союза театральных деятелей Российской Федерации, Союза композиторов Российской Федерации, Союза концертных деятелей Российской Федерации, Союза цирковых деятелей России.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы в данной сфере на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
Ведущий педагог (руководитель курса) по дисциплине "Актерское мастерство" должен иметь, как правило, не менее 10 лет педагогического стажа либо стажа актерской или режиссерской работы в театре, концертной или цирковой организации, иметь достаточный авторитет среди деятелей соответствующего вида искусства.
Общее руководство содержанием теоретической и практической подготовки по специализации должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора или кандидата наук и (или) ученое звание профессора или доцента, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. К общему руководству содержанием теоретической и практической подготовки по специализации может быть привлечен высококвалифицированный специалист в соответствующей сфере профессиональной деятельности.
Приказом Минобрнауки России от 31 мая 2011 г. N 1975 в пункт 7.19 настоящего приложения внесены изменения
7.19. ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения с выполнением установленных требований по защите информации.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ООП. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся по основной образовательной программе подготовки специалистов должен быть обеспечен не менее чем одним учебным и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла, входящей в образовательную программу.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете одного-двух экземпляров на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из пяти наименований отечественных и не менее четырех наименований зарубежных журналов.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.20. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП подготовки специалистов утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения**.
7.21. Высшее учебное заведение, реализующее ООП подготовки специалиста, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации программы подготовки специалистов перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
наличие аудиторий для проведения теоретических занятий, оборудованных аудиторной мебелью, видео проекционной техникой;
наличие аудиторий для проведения групповых и индивидуальных занятий по дисциплинам "Сценическая речь", "Пластическое воспитание", "Музыкальное воспитание", оборудованных необходимой мебелью и укомплектованных роялем (пианино) и звуковоспроизводящей аппаратурой;
наличие аудиторий (не менее 60 кв.м) и подсобных помещений, специально оборудованных и укомплектованных (свето-, аудио-, видео- или кинотехника, музыкальные инструменты, элементы декораций, сценические костюмы, театральный реквизит, ширмы, театральные куклы, эстрадные, цирковые и другие аксессуары), а также кино- (видео) студий для проведения занятий по дисциплине "Актерское мастерство" для каждой обучающейся группы;
учебный театр или в соответствии с профилем реализуемой ООП кино- телестудии, концертные, цирковые площадки, позволяющие осуществлять репетиции, выпуск и проведение публичных учебных и дипломных спектаклей, концертов, представлений.
При использовании электронных изданий вуз должен иметь не менее 10 компьютеров с выходом в сеть Интернет на 100 обучающихся очной формы обучения.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
VIII. Требования к оценке качества освоения основных образовательных программ подготовки специалиста
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки специалиста, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей (заказчиков кадров);
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения основных ООП специалиста должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, практические задания, практикумы, и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень сформированности компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отражениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки (специальности), соответствовать целям и задачам конкретной ООП подготовки специалиста и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником в соответствии с этими требованиями.
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.
При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.
Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые оценки и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций специалистов к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители театров, концертных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно.
8.7. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы). Государственный экзамен вводится по решению ученого совета вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы), а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяется вузом.
______________________________
* Одна зачетная единица составляет 36 академических часов.
** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2058 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.