Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности)
070201 Музыкально-театральное искусство
(квалификация (степень) "специалист")
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2010 г. N 2018)
31 мая 2011 г.
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалиста по направлению подготовки (специальности) 070201 Музыкально-театральное искусство образовательными учреждениями высшего профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию (высшими учебными заведениями, вузами), на территории Российской Федерации.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО |
- высшее профессиональное образование; |
ООП |
- основная образовательная программа; |
ОК |
- общекультурные компетенции; |
ПК |
- профессиональные компетенции; |
УЦ ООП |
- учебный цикл основной образовательной программы; |
ФГОС ВПО |
- федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. |
III. Характеристика направления подготовки
(специальности)
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
Наименование ООП |
Квалификация (степень) |
Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой государственной аттестации |
Трудоемкость (в зачетных единицах) |
|
Код в соответствии с принятой классификацией ООП |
Наименование |
|||
ООП подготовки специалиста |
65 |
специалист |
5 лет |
300* |
______________________________
* Трудоемкость ООП подготовки специалиста по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) форме, а также в случае сочетания различных форм получения образования при реализации программ подготовки специалиста могут увеличиваться на 1 год, по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
IV. Характеристика профессиональной деятельности специалистов
4.1. Область профессиональной деятельности специалистов включает:
музыкальное исполнительство (в концертных залах - сольное и ансамблевое пение, в музыкальных театрах);
применение на практике своих знаний и умений в качестве преподавателя вокала.
4.2. Объектом профессиональной деятельности специалистов являются:
музыкальное произведение в различных формах его бытования;
слушательская и зрительская аудитория театров и концертных залов;
различные категории обучающихся по программам среднего, высшего и дополнительного профессионального образования;
образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования и учреждения дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, реализующие образовательные программы в области музыкального искусства.
4.3. Специалист по направлению подготовки (специальности) 070201 Музыкально-театральное искусство готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
творческо-исполнительская деятельность;
педагогическая деятельность (в учреждениях среднего и высшего профессионального образования и в учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей).
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Специалист по направлению подготовки (специальности) 070201 Музыкально-театральное искусство должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
в творческо-исполнительской деятельности:
донесение образного художественного содержания музыки до слушателей через осмысленное выразительное исполнение музыкальных произведений в различных модусах: соло, в ансамбле, с оркестром, хором, исполнение партий в музыкальном спектакле;
в педагогической деятельности:
обучение искусству пения и привитие обучающимся навыков, умений и знаний с целью подготовки к концертной деятельности, включая участие в музыкальных спектаклях;
развитие у обучающихся самостоятельности в работе над музыкальным произведением, развитие способности к самообучению;
выполнение методической работы, осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов художественно-педагогического процесса.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста
5.1. Выпускник должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью представить современную картину мира на основе целостной системы гуманитарных знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);
способностью к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-2);
способностью демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-3);
способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре (ОК-4);
владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК-5);
способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);
готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-7);
способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-8);
способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-9);
способностью выстраивать и реализовывать тактику и стратегию своего интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-10);
способностью проявлять развитые коммуникативные и адаптивные личностные качества, работать и взаимодействовать с другими людьми в различных творческих ситуациях (ОК-11);
способностью владеть родным языком и иностранным языком (не менее одного) на уровне, позволяющем вести профессиональную беседу, читать и переводить специальную литературу, составлять аннотацию, вести переписку (ОК-12);
владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-13).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способностью к осмыслению развития музыкального искусства в историческом контексте с другими видами искусства и литературы, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ПК-1);
способностью к пониманию эстетической основы искусства (ПК-2);
способностью определять основные компоненты музыкального языка и использовать эти знания в целях грамотного и выразительного прочтения нотного текста (ПК-3);
способностью компоновать в памяти музыкальный материал и воспроизводить голосом по памяти музыкальные отрывки и целые музыкальные произведения, оперные партии (ПК-4);
способностью демонстрировать понимание принципов работы над музыкальным произведением и задач репетиционного процесса (ПК-5);
способностью ориентироваться в композиторских стилях, жанрах и формах в историческом аспекте (ПК-6);
способностью ориентироваться в специальной литературе, как по профилю подготовки, так и в смежных областях искусства (ПК-7);
способностью распознавать и анализировать музыкальную форму на слух или по нотному тексту (ПК-8);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-9);
в творческо-исполнительской деятельности:
способностью грамотно прочитывать нотный текст в соответствии со стилем композитора (ПК-10);
способностью владеть чистой исполнительской интонацией (ПК-11);
способностью создавать свой исполнительский план музыкального сочинения, свою собственную концепцию музыкального произведения (ПК-12);
способностью демонстрировать знание композиторских стилей и умение применять полученные знания в процессе исполнения музыкального произведения (ПК-13);
способностью демонстрировать умение исполнять музыкальное произведение ярко, артистично (ПК-14);
способностью воссоздавать художественный образ музыкального произведения в соответствии с замыслом композитора (ПК-15);
способностью к сотворчеству в исполнении музыкального произведения в ансамбле и спектакле при соблюдении оптимального динамического баланса звучания и идентичном с партнерами ощущения агогики и фразировки (ПК-16);
способностью исполнять публично сольные концертные программы, состоящие из вокальных произведений различных жанров, стилей, эпох (ПК-17);
способностью самостоятельно овладевать обширным концертным репертуаром (ПК-18);
способностью слышать вокальную партию в фактуре музыкального произведения при зрительном восприятии нотного текста и при исполнении в ансамбле, с оркестром или фортепиано (ПК-19);
владением навыками гигиены и "настройки" голосового аппарата и способен поддерживать свой голосовой аппарат в хорошей технической форме (ПК-20);
готовностью к творческому взаимодействию с дирижером и режиссером в музыкальном спектакле (ПК-21);
в области педагогической деятельности:
способностью демонстрировать понимание целей, задач педагогического процесса и основных принципов музыкальной педагогики (ПК-22);
способностью планировать педагогическую деятельность, ставить цели и задачи воспитания и обучения с учетом возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся (ПК-23);
способностью демонстрировать на практике различные методы преподавания вокала, грамотно обучать технике звукоизвлечения, развивать голос ученика в отношении диапазона и тембра (ПК-24);
способностью применять на практике умение планировать и строить урок, концентрировать внимание обучающегося на поставленных задачах (ПК-25);
способностью осуществлять педагогический разбор исполнения музыкального произведения обучающимся и ставить перед ним творческие и оптимальные с точки зрения методики задачи (ПК-26);
способностью критически оценивать и осмысливать результаты собственной педагогической деятельности (ПК-27).
Профессионально-специализированные компетенции (ПСК):
Специализация 01 - Искусство оперного пения
способностью исполнять ведущие партии в оперных спектаклях (ПСК-1);
способностью чисто интонировать голосом сложные в звуко-высотном отношении мелодии (с интервальными скачками и хроматизмами) в процессе чтения с листа или исполнения музыкального произведения (ПСК-2);
способностью демонстрировать знания различных композиторских стилей в камерной музыке (ПСК-3).
Специализация 02 - Вокальное искусство в оперетте
способностью исполнять публично партии в спектаклях жанров оперетты и мюзикла (ПСК-4);
способностью владеть разговорной речью и хорошей дикцией на сцене (ПСК-5);
способностью свободно владеть пластикой тела на сцене (ПСК-6);
способностью демонстрировать навыки актерской игры на сцене (ПСК-7).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста
6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) дальнейшего продолжения обучения по программам послевузовского профессионального образования (интернатура, ординатура, аспирантура).
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История отечества", "История медицины", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" объединено с "Экстремальной медициной".
Таблица 2
Структура ООП подготовки специалиста
Код УЦ ООП |
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения |
Трудоемкость (Зачетные единицы)* |
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий |
Коды формируемых компетенций |
С.1 |
Гуманитарный, социальный и экономический цикл |
35 |
|
|
Базовая часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные этапы становления и развития общественной формации, государства, в разные исторические эпохи; этапы исторического развития России и роль России в истории человечества и в современном мире; формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации; становление философии, основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития, структура философского знания, место и роль философии в культуре; уметь: выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; вести на иностранном языке беседу-диалог общего характера и по специальности, соблюдая правила речевого этикета, читать литературу на иностранном языке с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем; владеть: лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200-2000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для овладения устными и письменными формами общения. |
31 |
История Философия Эстетика Иностранный язык |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
4 |
|
|
|
С.2 |
Общепрофессиональный цикл |
48 |
|
|
Базовая часть В результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные исторические этапы, тенденции и перспективы развития мировой художественной культуры, направления и стили в сфере искусства, особенности выразительных средств и художественного языка в различных видах искусства; основные художественные стили, направления, методы, школы; историю отечественной и зарубежной музыки XVIII - XXI веков, основные этапы эволюции музыкальных стилей, композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте, направления и стили зарубежной и отечественной музыки XX-XXI веков, творчество зарубежных и отечественных композиторов XX-XXI веков; музыкальную литературу всех жанров, включая выдающиеся произведения оперно-симфонической, вокальной, хоровой и инструментальной музыки, особенно в области избранной специализации; принципы музыкально-теоретического и исполнительского анализа; законы гармонии, законы формообразования; уметь: самостоятельно гармонизовать мелодию; анализировать музыкальную форму, анализировать на слух развернутые гармонические последовательности; сочинять аккомпанемент к мелодии; петь по цифровке, сольфеджировать сложные в интонационном и ритмическом отношении мелодии, сольфеджировать с листа; аккомпанировать, читать с листа; использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой и теоретического анализа музыкального произведения; владеть: навыками гармонического анализа, целостного и детального слухового анализа музыки гомофонического и полифонического склада; навыками определения на слух конкретных гармонических структур, воспроизведения по памяти гармонических последовательностей; навыками теоретического и исполнительского анализа музыкального произведения; знанием о комплексе средств музыкальной выразительности в их взаимосвязи: мелодика, гармония, фактура, голосоведение; навыками гармонического анализа, навыками сольфеджирования соло и с аккомпанементом, написания музыкальных диктантов; навыками использования музыковедческой литературы; игрой на фортепиано на уровне, достаточном для решения повседневных задач в творческо-исполнительской и педагогической деятельности; навыками грамотного разбора нотного текста, свободного чтения с листа, умения аккомпанировать; развитым гармоническим слухом, ощущением тембрового строя и устойчивой интонацией; развитой музыкальной памятью и образным мышлением. |
44 |
История искусств История музыки История музыкально-театрального искусства Сольфеджио Гармония Анализ музыкальной формы Фортепиано |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
4 |
|
|
|
С.3 |
Профессиональный цикл |
183 |
|
|
Базовая часть В результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен: |
163 |
|
|
|
Модуль подготовки певца оперного или музыкального театра |
149 |
|
|
|
знать: основной вокальный репертуар для своего типа голоса; особенности строения и работы голосового аппарата певца, акустику и психофизиологию пения; основы постановки и гигиены голоса; основные этапы развития вокального искусства; различные композиторские стили, их характеристики; основные черты национальных вокальных школ (итальянской, французской, немецкой, русской); искусство выдающихся представителей вокального исполнительства; уметь: самостоятельно анализировать художественные и технические особенности вокальных произведений; осознавать и раскрывать художественное содержание музыкального произведения; прочитывать нотный текст во всех его деталях и на основе этого создавать собственную интерпретацию музыкального произведения; пользоваться гармоническим слухом, развивать ощущение тембрового строя и сохранять устойчивость интонации; ориентироваться в ансамблевой партитуре, слышать все партии в ансамбле, согласовывать с партнерами по ансамблю свои исполнительские намерения и находить совместные исполнительские решения; владеть: основами правильного звукоизвлечения и голосоведения в пределах определенного диапазона, тесситуры; методикой освоения интонационно-ритмических и художественно-исполнительских трудностей, заложенных в вокальном репертуаре; элементарными основами певческого дыхания, основами кантилены; навыками чтения с листа вокальных партий; навыками публичного исполнения, как отдельных вокальных сочинений, так и вокальных циклов; навыками актерского воплощения на сцене и умения концентрировать внимание слушательской аудитории на процессе музыкального исполнения; осознанным подходом к технологии голосообразования и голосоведения, чистой интонацией, чистотой и естественностью тембра, основами певческого дыхания, основами кантилены, отчетливой дикцией при осознанном формировании согласных и гласных звуков; навыками работы в историческом костюме, необходимыми в создании полноценного сценического образа, развитым воображением, сценическим вниманием, выработанными навыками сценического существования в предлагаемых обстоятельствах, навыками использования грима различных типов, стилей и характеров, обусловленных сценической задачей, основами макияжа; опытом публичных выступлений. |
136 |
Сольное пение Вокальный ансамбль Актерское мастерство Прохождение партий Класс музыкального театра Актерская пластика Безопасность жизнедеятельности |
||
|
Специализация 01 - Искусство оперного пения В результате изучения дисциплин специализации обучающийся должен: знать: камерно-вокальный репертуар, историю развития камерных жанров в вокальном искусстве, романсово-песенную литературу, традиции исполнения наиболее известных музыкальных произведений камерно-вокального жанра различных композиторов, особенности различных композиторских стилей, звукозаписи исполнения камерно-вокальной музыки современными певцами; основные законы орфоэпии; уметь: проникать в содержание и стиль исполняемого произведения, работать с концертмейстером над музыкальным произведением, выстраивать репетиционный процесс, четко и ясно произносить текст, используя все модуляции голоса, поэтично и выразительно доносить текст до слушателя; владеть: произношением и лексикой на немецком, итальянском и французском языках; отчетливой дикцией при осознанном формировании согласных и гласных звуков, музыкальной формой; навыками прочтения поэтического текста и воплощения его содержания в интонации, жесте, тембре. |
13 |
Камерное пение Сценическая речь |
|
|
Специализация 02 - Вокальное искусство в оперетте В результате изучения дисциплин специализации обучающийся должен: знать: специфику пластики в музыкальном театре; историю танца, костюмов и быта; основы сценического движения; владеть: специальным стилевым пластическим тренингом артиста музыкального театра в связи с участием в конкретном спектакле, системой упражнений артикуляционного аппарата, навыками выразительной, интонационно-окрашенной речи, навыками драматического искусства - убедительного действия "словом", координацией сценического движения и речи; свободой мышц, динамичностью, силой, гибкостью, ловкостью, равновесием, сценической гимнастикой, сценическим боем, основами акробатики; уметь: применять на практике танцевальные навыки, навыки сценического движения, передавать характер и образ через осанку, сценическое поведение, индивидуальный ритмический рисунок танца. |
13 |
Сценическая речь Пластика в музыкальном спектакле |
|
Модуль педагогической подготовки Базовая часть В результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные принципы отечественной и зарубежной вокальной педагогики, различные методы преподавания, вокально-методическую литературу, сольный концертный репертуар; историю вокального исполнительства, особенности наиболее значительных вокально-исполнительских стилей, особенности национальных вокальных школ (итальянской, французской, немецкой, русской); искусство выдающихся представителей вокального исполнительства и педагогики разных стран и эпох; особенности строения и работы голосового аппарата певца, акустику и психофизиологию пения; вокально-методическую литературу в области вокального искусства; основы музыкальной психологии: особенности слуха музыканта, психологические факторы развития музыкальной памяти, воображения и мышления, психологию музыкального творчества и восприятия музыки, психологические особенности разных возрастов и типов личности и темперамента; уметь: проводить урок вокала и применять на практике различные педагогические методы и подходы при обучении пению; систематизировать знания в области теории и истории вокального исполнительства, понимать взаимосвязи вокального исполнительства с вокальной методикой и педагогикой; владеть: методикой постановки интонационно-ритмических и художественно-исполнительских задач, методикой работы над преодолением заложенных в вокально-педагогическом репертуаре трудностей; навыками психологического воздействия на обучающегося с целью нахождения наиболее оптимального пути его развития; основами общей педагогики (предмет, задача и методология); навыками работы над рефератами и учебно-методическими пособиями. |
14 |
История исполнительского искусства Методика обучения Музыкальная психология Музыкальное исполнительство и педагогика |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
20 |
|
|
|
С.4 |
Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа определяются ООП вуза |
22 |
Практика работы в театре Педагогическая практика Исполнительская практика |
|
С.5 |
Физическая культура (изучается в профессиональном цикле модуля подготовки певца оперного или музыкального театра) |
2 |
|
|
С.6 |
Итоговая государственная аттестация |
10 |
|
|
|
Общая трудоемкость основной образовательной программы |
300 |
|
|
______________________________
* Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5, включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Специализация ООП подготовки специалиста определяется высшим учебным заведением в соответствии со структурой ООП подготовки специалиста и примерной ООП ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц. По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более четырех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам C.1, C.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП подготовки специалиста в очной форме обучения составляет 36 академических часов.
В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731)
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП подготовки специалистов вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области профессиональной деятельности: сольфеджио, гармония, анализ музыкальных форм, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую специализацию ООП подготовки специалиста;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. При реализации вузом ООП подготовки специалиста для обеспечения дисциплин модуля подготовки певца оперного или музыкального театра, практики работы в театре высшее учебное заведение должно обеспечивать подготовку обучающихся на базе оперной студии и (или) учебного творческого театрального коллектива, сформированного из студентов вуза, обучающихся по программам ВПО, не менее чем на 80 процентов. При необходимости учебные творческие коллективы могут до 20 процентов доукомплектовываться приглашенными артистами.
7.16. При реализации ООП высшее учебное заведение должно планировать работу концертмейстеров в объеме 125 процентов от количества учебных часов, предусмотренных учебным планом на аудиторные занятия, по дисциплине "сольное пение", 100 процентов - по дисциплинам "вокальный ансамбль", "камерное пение", "класс музыкального театра", "актерская пластика", "пластика в музыкальном спектакле", "прохождение партий".
7.17. Практика является обязательным разделом основной образовательной программы подготовки специалистов. Она представляет собой форму организации образовательного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. При реализации ООП подготовки специалиста по данному направлению подготовки предусматриваются учебная и производственная практики, которые могут включать следующие виды практик: практику работы в театре, педагогическую практику, исполнительскую практику.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Особые условия реализации программ практик в ООП подготовки специалиста:
практика работы в театре проводится на базе оперной студии (музыкального театра) в виде исполнения партии в музыкальных спектаклях или в законченных оперных (музыкальных) сценах в полном сценическом оформлении (грим, костюм, свет, оркестр);
педагогическая практика проводится в активной форме (студент самостоятельно, под наблюдением педагога-консультанта ведет занятия с прикрепленным к нему учеником в рамках отделения, сектора, студии педпрактики, в виде работы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и учреждения дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей), в ассистентской (на старших курсах в классах педагогов по соответствующим специальным дисциплинам);
исполнительская практика проводится в форме самостоятельной работы по исполнению концертных программ на различных сценических площадках.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от организации. По итогам аттестации выставляется оценка.
7.18. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу, достижения отечественной и зарубежной науки по соответствующим дисциплинам;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме проводимой научной работы;
использовать новые методы при проведении научно-исследовательской работы и давать их описание;
составлять отчеты по теме проведенной работы;
выступать с докладами на внутривузовской конференции.
В процессе выполнения научно-исследовательской работы и оценки ее результатов должно проводиться широкое обсуждение ее результатов в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, сформированных у обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
7.19. Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 70 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины.
Не менее 75 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени и ученые звания, а также государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора, почетные звания (народный артист Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Российской Федерации) должны иметь не менее 11 процентов преподавателей.
К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
Общее руководство содержанием теоретической и практической подготовки по специализации должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора или кандидата наук и (или) ученое звание профессора или доцента, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. К общему руководству содержанием теоретической и практической подготовки по специализации может быть привлечен высококвалифицированный специалист в соответствующей сфере профессиональной деятельности.
Приказом Минобрнауки России от 31 мая 2011 г. N 1975 в пункт 7.20 настоящего приложения внесены изменения
7.20. ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете одного-двух экземпляров на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.21. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП подготовки специалистов утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.
Финансирование реализации ООП подготовки специалиста должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения***.
7.22. Высшее учебное заведение, реализующее ООП подготовки специалистов, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации образовательной программы подготовки специалистов перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
нотную библиотеку, фонотеку с фондом аудиозаписей;
отдел звукозаписи и воспроизведения с необходимым звукотехническим оборудованием (магнитофоны, проигрыватели пластинок и компакт-дисков);
библиотеку, читальный зал;
концертный зал (от 100 посадочных мест, при обязательном наличии концертных роялей);
оперную студию со зрительным залом (не менее 100 посадочных мест), и сценой, оборудованной необходимыми светооборудованием и декорациями;
специализированные аудитории для занятий по дисциплинам цикла С.2, оснащенные роялями, учебными досками, звуковоспроизводящей аппаратурой,
для проведения занятий по дисциплинам цикла С.3 специализированные аудитории, оснащенные роялями, звукопоглотителями;
специализированные аудитории, оснащенные зеркалами, матами, ковриками, хореографическими станками и другим реквизитом для проведения дисциплин актерское мастерство, актерская пластика, пластика в музыкальном театре;
В вузе должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
При использовании электронных изданий вуз должен иметь не менее двух компьютеров с выходом в сеть Интернет на 100 обучающихся очной формы обучения.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
VIII. Требования к оценке качества освоения основных образовательных программ подготовки специалиста
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ подготовки специалиста должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень сформированности компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки (специальности), соответствовать целям и задачам конкретной ООП подготовки специалиста и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником в соответствии с этими требованиями.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций специалистов с условиями их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.
8.7. Итоговая государственная аттестация включает проведение государственного экзамена по направлению подготовки (специальности).
8.8. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы). Государственный экзамен вводится по решению ученого совета вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы), а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются вузом.
______________________________
* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
** Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534)
*** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2010 г. N 2018 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.