Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 073201 Искусство концертного исполнительства (квалификация (степень) "специалист")
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2049)
31 мая 2011 г.
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалиста по направлению подготовки (специальности) 073201 Искусство концертного исполнительства образовательными учреждениями высшего профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию (высшими учебными заведениями, вузами), на территории Российской Федерации.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО |
- |
высшее профессиональное образование; |
ООП |
- |
основная образовательная программа; |
ОК |
- |
общекультурные компетенции; |
ПК |
- |
профессиональные компетенции; |
УЦ ООП |
- |
учебный цикл основной образовательной программы; |
ФГОС ВПО |
- |
федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. |
III. Характеристика направления подготовки
(специальности)
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
Наименование ООП |
Квалификация (степень) |
Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой государственной аттестации |
Трудоемкость (в зачетных единицах) |
|
Код в соответствии с принятой классификацией ООП |
Наименование |
|||
ООП подготовки специалиста |
65 |
специалист |
5 лет |
300* |
______________________________
* Трудоемкость ООП подготовки специалиста по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) форме, а также в случае сочетания различных форм получения образования при реализации программ подготовки специалиста могут увеличиваться на 1 год, по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
IV. Характеристика профессиональной деятельности специалистов
4.1. Область профессиональной деятельности специалистов включает:
концертное исполнение музыкальных произведений в разнообразных составах (соло, в ансамбле, соло с оркестром, соло в оркестре) на различных сценических площадках;
применение на практике своих знаний и умений в качестве преподавателя игры на музыкальном инструменте.
4.2. Объектом профессиональной деятельности специалистов являются:
музыкальное произведение в различных формах его существования;
музыкальные инструменты;
творческие коллективы;
слушательская аудитория концертных залов, учреждений культуры, средства массовой информации;
различные категории обучающихся по программам среднего, высшего и дополнительного профессионального образования;
образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования и учреждения дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей.
4.3. Специалист по направлению подготовки (специальности) 073201 Искусство концертного исполнительства готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
концертно-исполнительская деятельность;
педагогическая деятельность (в учреждениях среднего и высшего профессионального образования и в учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей).
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Специалист по направлению подготовки (специальности) 073201 Искусство концертного исполнительства должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
в области концертно-исполнительской деятельности:
высокохудожественное и выразительное донесение содержания исполняемого музыкального произведения до слушательской аудитории;
воспитание художественного вкуса и умения воспринимать музыку как вид искусства;
в области педагогической деятельности:
воспитание музыканта-исполнителя с высокоразвитым художественным и интеллектуальным потенциалом;
обучение техническому мастерству игры на инструменте;
подготовка обучающегося к самостоятельной деятельности в области исполнительства и музыкальной педагогики;
выполнение методической работы, осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов художественно-педагогического процесса.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста
5.1. Выпускник должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью представить современную картину мира на основе целостной системы гуманитарных знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);
способностью к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-2);
способностью демонстрировать гражданскую позицию,
интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-3);
способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре (ОК-4);
владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК-5);
способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);
готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-7);
способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-8);
способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-9);
способностью выстраивать и реализовывать тактику и стратегию своего интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-10);
способностью проявлять развитые коммуникативные и адаптивные личностные качества, работать и взаимодействовать с другими людьми в различных творческих ситуациях (ОК-11);
способностью владеть родным языком и иностранным языком (не менее одного) на уровне, позволяющем вести профессиональную беседу, читать и переводить специальную литературу, составлять аннотации, вести переписку (ОК-12);
владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-13).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способностью к осмыслению развития музыкального искусства в историческом контексте с другими видами искусства и литературы, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ПК-1);
способностью к пониманию эстетической основы искусства (ПК-2);
способностью определять основные компоненты музыкального языка и использовать эти знания в целях грамотного и выразительного прочтения нотного текста (ПК-3);
способностью компоновать в памяти музыкальный материал и воспроизводить на музыкальном инструменте по памяти музыкальные отрывки (ПК-4);
способностью осуществлять комплексный анализ музыкального произведения по нотному тексту (ПК-5);
способностью слышать фактуру музыкального произведения при зрительном восприятии нотного текста и воплощать услышанное в реальном звучании звуке (ПК-6);
способностью владеть исполнительским интонированием и умело использовать художественные средства исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения (ПК-7);
способностью демонстрировать понимание принципов работы над музыкальным произведением и задач репетиционного процесса (ПК-8);
способностью ориентироваться в композиторских стилях, жанрах и формах в историческом аспекте (ПК-9);
способностью ориентироваться в специальной литературе, как по профилю подготовки, так и в смежных областях искусства (ПК-10);
способностью распознавать и анализировать музыкальную форму на слух или по нотному тексту (ПК-11);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-12);
в области концертно-исполнительской деятельности:
способностью грамотно прочитывать нотный текст в соответствии со стилем композитора, постигать ключевую идею музыкального произведения (ПК-13);
способностью демонстрировать свободное чтение с листа партий различной сложности (ПК-14);
способностью создавать свой исполнительский план музыкального сочинения, свою собственную интерпретацию музыкального произведения (ПК-15);
способностью демонстрировать знание композиторских стилей и умение применять полученные знания в процессе создания исполнительской интерпретации (ПК-16);
способностью демонстрировать умение исполнять музыкальное произведение убедительно, ярко, артистично, виртуозно (ПК-17);
способностью воссоздавать художественные образы музыкального произведения в соответствии с замыслом композитора (ПК-18);
способностью к сотворчеству в исполнении музыкального произведения в ансамбле, при соблюдении оптимального динамического баланса звучания и идентичном с партнером ощущении агогики и фразировки (ПК-19);
способностью самостоятельно овладевать обширным концертным репертуаром (ПК-20);
в области педагогической деятельности:
способностью демонстрировать понимание целей, задач педагогического процесса и основных принципов музыкальной педагогики (ПК-21);
способностью демонстрировать на практике различные методики преподавания игры на музыкальном инструменте (ПК-22);
способностью обучать применению знаний о композиторских стилях в процессе создания исполнительской интерпретации (ПК-23);
способностью осуществлять педагогический разбор исполнения музыкального произведения обучающимся и ставить перед ним творческие и оптимальные с точки зрения методики задачи (ПК-24);
способностью планировать педагогическую деятельность, ставить цели и задачи воспитания и обучения с учетом возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся (ПК-25);
способностью применять на практике умение планировать и строить урок, концентрировать внимание обучающегося на поставленных задачах (ПК-26);
способностью критически оценивать и осмысливать результаты собственной педагогической деятельности (ПК-27).
Профессионально-специализированными компетенциями (TICK):
Специализация 01 - Фортепиано:
способностью владеть тембральными и динамическими возможностями инструмента (ПСК-1);
способностью демонстрировать умение озвучивать нотный текст, содержащий приемы современной нотации (ПСК-2);
способностью импровизировать на фортепиано в рамках конкретного композиторского стиля, художественного направления или на заданную тему (ПСК-3);
способностью демонстрировать свободное чтение с листа аккомпанементов различной сложности (ПСК-4).
Специализация 02 - Концертный исторический клавир (орган, клавесин):
способностью демонстрировать тонкое ощущение регистровки, тембров и динамического колорирования (ПСК-5);
способностью демонстрировать навыки владения осмысленной, выразительной и виртуозной игрой на фортепиано (ПСК-6);
способностью самостоятельно овладевать сложными органными и клавесинными сочинениями различных стилей (ПСК-7);
способностью демонстрировать виртуозное владение всеми мануалами в сочетании с ножной клавиатурой (ПСК-8);
способностью разбираться в исторических стилях (ПСК-9).
Специализация 03 - Концертные струнные инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа):
способностью демонстрировать интонационную чистоту, виртуозное владение разнообразными техническими приемами звукоизвлечения (ПСК-10);
способностью демонстрировать навыки владения игрой на фортепиано (ПСК-11);
способностью демонстрировать знание основных оркестровых партий своего инструмента (ПСК-12).
Специализация 04 - Концертные духовые и ударные инструменты (флейта, кларнет, гобой, фагот, саксофон, труба, валторна, тромбон, туба, ударные инструменты):
способностью демонстрировать интонационную чистоту, свободное владение игровым аппаратом (амбушюром, палочками, пальцами рук) и разнообразными техническими приемами звукоизвлечения (ПСК-13);
способностью демонстрировать навыки владения игрой на фортепиано (ПСК-14);
способностью демонстрировать знание основных оркестровых партий своего и родственного инструмента (ПСК-15).
Специализация 05 - Концертные народные инструменты (балалайка, домра, гусли, баян, аккордеон, гитара):
способностью демонстрировать интонационную чистоту, свободное владение игровым аппаратом и разнообразными техническими приемами звукоизвлечения (ПСК-16);
способностью демонстрировать навыки владения игрой на фортепиано (ПСК-17);
способностью создавать переложения музыкальных произведений для своего инструмента (ПСК-18);
способностью демонстрировать свободное чтение с листа партий различной сложности (ПСК-19).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста
6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) дальнейшего продолжения обучения по программам послевузовского профессионального образования (интернатура, ординатура, аспирантура).
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История отечества", "История медицины", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" объединено с "Экстремальной медициной".
Таблица 2
Структура ООП подготовки специалиста
Код УЦ ООП |
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения |
Трудоемкость (Зачетные единицы)* |
Перечень дисциплин для разработки программ (примерных), а так же учебников и учебных пособий |
Коды формируемых компетенций |
С.1 |
Гуманитарный, социальный и экономический цикл |
35 |
|
|
Базовая часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные этапы становления и развития общественной формации, государства, в разные исторические эпохи; этапы исторического развития России и роль России в истории человечества и в современном мире; формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации; становление философии, основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития, структура философского знания, место и роль философии в культуре; уметь: выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; вести на иностранном языке беседу-диалог общего характера и по специальности, соблюдая правила речевого этикета, читать литературу на иностранном языке с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем; владеть: лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200-2000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для овладения устными и письменными формами общения. |
31 |
История Философия Эстетика Иностранный язык |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
4 |
|
|
|
С.2 |
Общепрофессиональный цикл |
36 |
|
|
Базовая часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные исторические этапы, тенденции и перспективы развития мировой художественной культуры, направления и стили в сфере искусства, особенности выразительных средств и художественного языка в различных видах искусства; основные художественные стили, направления, методы, школы; историю отечественной и зарубежной музыки XVIII-XXI веков, основные этапы эволюции музыкальных стилей, композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте, направления и стили зарубежной и отечественной музыки XX-XXI веков, творчество зарубежных и отечественных композиторов XX-XXI веков; музыкальную литературу всех жанров, включая выдающиеся произведения оперно-симфонической, вокальной, хоровой и инструментальной музыки, особенно в области избранной специализации; принципы музыкально-теоретического и исполнительского анализа; законы полифонии строение полифонических форм; законы гармонии, законы формообразования; уметь: петь по цифровке, сольфеджировать сложные в интонационном и ритмическом отношении мелодии, сольфеджировать с листа, аккомпанировать, свободно читать с листа; осуществлять слуховой анализ развернутых гармонических последовательностей; самостоятельно гармонизовать мелодию; анализировать музыкальную форму, анализировать на слух развернутые гармонические последовательности; сочинять фрагменты и целые пьесы на собственные или заданные музыкальные темы; сочинять аккомпанемент к мелодии; владеть: навыками гармонического анализа, навыками целостного и детального слухового анализа, музыки гомофонического и полифонического склада; навыками определения на слух конкретных гармонических структур, воспроизведения по памяти гармонических последовательностей; навыками воспроизведения в письменном виде по памяти услышанных одноголосных и двухголосных сложных в ритмическом и ладовом отношении диктантов навыками теоретического и исполнительского анализа музыкального произведения; навыками использования музыковедческой литературы; знанием о комплексе средств музыкальной выразительности в их взаимосвязи: мелодика, гармония, фактура, голосоведение; навыками построения на фортепиано всех изучаемых элементов гармонического языка; навыками игры на фортепиано построений с предписанным модуляционным планом. |
32 |
История искусств История музыки Теория музыки |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
4 |
|
|
|
С.3 |
Профессиональный цикл |
190 |
|
|
Базовая часть |
171 |
|
|
|
Модуль подготовки концертного исполнителя В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: |
147 |
|
|
|
знать: основные принципы и этапы работы над музыкальным произведением, этапы репетиционной работы; различные композиторские стили и их особенности; уметь: самостоятельно работать над музыкальным произведением с целью создания высокохудожественной интерпретации в концертном исполнении произведений разных стилей, жанров; самостоятельно преодолевать технические трудности в исполняемом произведении; поддерживать свой игровой аппарат в хорошей технической форме; при исполнении музыкального произведения в ансамбле соблюдать динамический баланс звучания и сохранять единое ощущение музыкального времени с партнером; слышать в ансамбле все исполняемые партии, согласовывать исполнительские намерения и находить совместные исполнительские решения; исполнять музыкальное произведение ярко, артистично, овладевая вниманием слушательской аудитории; владеть: искусством выразительного интонирования, разнообразными приемами звукоизвлечения, искусством фразировки; артикуляцией, штрихами, динамикой в целях создания художественного образа; разнообразными техническими приемами игры на своем инструменте; искусством игры в ансамбле различных видов. |
135 |
Специальный инструмент |
||
Концертное ансамблевое искусство |
||||
Безопасность жизнедеятельности |
||||
Специализация 01 - Фортепиано С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен: |
12 |
Искусство импровизации |
||
Изучение концертного репертуара |
||||
знать: основной сольный репертуар для своего инструмента, включая произведения композиторов конца XX, начала XXI веков; знать особенности современной нотации и соответствующие ей приемы звукоизвлечения; уметь: импровизировать на заданную тему в разных стилях; владеть: различными стилями импровизации. |
|
Современная нотация |
|
|
Специализация 02 - Концертный исторический клавир (орган, клавесин) С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основной репертуар для фортепиано различных эпох и жанров, включая произведения композиторов конца XX, начала XXI веков; уметь: грамотно прочитывать нотный текст и на его основе создавать свою исполнительскую интерпретацию; владеть: разнообразными приемами игры на фортепиано, разнообразными видами техники. |
12 |
Фортепиано |
||
Специализация 03 - Концертные струнные инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа) |
12 |
Изучение концертного репертуара |
||
С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основной сольный репертуар для своего инструмента, включая произведения композиторов конца XX, начала XXI веков; основные современные приемы звукоизвлечения на своем инструменте и их обозначения в нотном тексте; концертный оркестровый репертуар; уметь: грамотно прочитывать нотный текст и исполнять музыкальное произведение средней трудности на фортепиано без технических и текстовых ошибок; создавать свой исполнительский план музыкального произведения; играть в составе оркестра и в качестве солиста с оркестром; владеть: техническими навыками игры на фортепиано, отдельными звуковыми приемами; навыками грамотного разбора нотного текста, чтения с листа, умения аккомпанировать, умения использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой, а также для теоретического анализа музыкальных произведений. |
|
Фортепиано |
||
Специализация 04 - Концертные духовые и ударные инструменты (флейта, кларнет, гобой, фагот, труба, тромбон, валторна, туба, ударные инструменты) |
12 |
Изучение концертного репертуара |
||
С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основной сольный репертуар для своего инструмента, включая произведения композиторов конца XX, начала XXI веков; уметь: грамотно прочитывать нотный текст и исполнять музыкальное произведение средней трудности на фортепиано без технических и текстовых ошибок; владеть техническими навыками игры на фортепиано, отдельными звуковыми приемами. |
|
Фортепиано |
||
Специализация 05 - Концертные народные инструменты (домра, балалайка, гусли, баян, аккордеон, гитара) |
12 |
Изучение концертного репертуара |
||
С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основной сольный репертуар для своего инструмента, включая произведения композиторов конца XX, начала XXI веков; уметь: грамотно прочитывать нотный текст и исполнять музыкальное произведение средней трудности на фортепиано без технических и текстовых ошибок; применять фортепиано в работе над произведениями для избранного инструмента; владеть навыками грамотного разбора нотного текста, чтения с листа, умения аккомпанировать, умения использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой, а также для теоретического анализа музыкального произведения. |
|
Фортепиано |
||
Модуль педагогической подготовки В результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен: |
24 |
История исполнительского искусства |
||
знать: возникновение, становление, преобразование своего музыкального инструмента, закономерности развития его выразительных и технических возможностей; педагогические принципы различных школ обучения игре на специальном инструменте в историческом аспекте; творческие принципы выдающихся исполнителей и педагогов; организацию и планирование учебного процесса; формирование отечественной педагогической школы по своему специальному инструменту, опыт выдающихся педагогов; психологию исполнительства; о взаимосвязях между композитором, исполнителем, слушателем; современных выдающихся исполнителей на специальном инструменте; специальную литературу для инструмента, теоретическую и методическую литературу и историко-исполнительскую литературу; уметь: проводить контрольные мероприятия; работать с обучающимся над техникой, навыками звукоизвлечения, подбором аппликатуры, над динамическими градациями, штрихами, над грамотностью, осмысленностью фразировки, артикуляции; анализировать исполнительские концепции ведущих мастеров; проводить сравнительный анализ исполнительских интерпретаций одного того же произведения различными музыкантами; владеть: приемами педагогической работы; способами оценки и развития природных данных: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, исполнительского внимания, художественного воображения, технического аппарата; методикой проведения урока, методами психологического и художественного воздействия на ученика, приемами развития образного воображения и ассоциативного мышления учащегося; культурой работы с авторским нотным текстом; навыками работы над рефератами и учебно-методическими пособиями. |
|
История исполнительских стилей История музыкальной педагогики Методика обучения игре на инструменте Музыкальная психология Музыкальное исполнительство и педагогика |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
19 |
|
|
|
С.4 |
Физическая культура |
2 |
|
|
С.5 |
Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа (практические умения и навыки определяются ООП вуза) |
23 |
Педагогическая практика Исполнительская практика Производственная практика |
|
С.6 |
Итоговая государственная аттестация |
10 |
|
|
|
Общая трудоемкость ООП |
300 |
|
|
______________________________
* Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5, включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к усвиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей
образовательной технологии.
Специализация ООП подготовки специалиста определяется высшим учебным заведением в соответствии со структурой ООП подготовки специалиста и примерной ООП ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке 00 подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 25 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц. По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более четырех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 36 академических часов.
7.8. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов.
7.9. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в год при освоении основной образовательной программы в заочной форме обучения не может составлять более 200 академических часов.
7.10. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую специализацию ООП подготовки специалиста;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
7.16. Прием на ООП подготовки специалиста осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующих требованиям к выпускникам ООП среднего профессионального образования по специальностям в области музыкального искусства.
7.17. При реализации ООП по специализациям 03, 04 вуз должен предусмотреть создание учебного студенческого симфонического оркестра, по специализации 05 - учебного студенческого оркестра народных инструментов. Оркестры должны состоять не менее чем на 80 процентов из обучающихся, обучающихся по программам ВПО в области музыкального искусства. При необходимости учебные творческие коллективы могут до 20 процентов доукомплектовываться приглашенными артистами.
7.18. При реализации ООП вуз должен планировать работу концертмейстеров в объеме 100 процентов от количества учебных часов, предусмотренных учебным планом на аудиторные занятия, по дисциплине "специальный инструмент (для специализаций 03,04,05)", а также работу концертмейстеров (иллюстраторов) по дисциплине "концертное ансамблевое искусство" в объеме 100 процентов.
7.19. Практика является обязательным разделом основной образовательной программы подготовки специалистов. Она представляет собой форму организации образовательного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. При реализации ООП подготовки специалиста по данному направлению подготовки предусматриваются учебная и производственная практики, которые могут включать следующие виды практик: педагогическую и исполнительскую практики.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики могут проводиться в сторонних организациях (филармониях, музыкальных театрах, концертных организаций, образовательных учреждениях среднего профессионального образования и учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей) или на кафедрах и в других подразделениях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим
потенциалом.
Особые условия реализации программ практик в ООП подготовки специалиста:
педагогическая практика проводится в активной форме (обучающийся самостоятельно, под наблюдением педагога-консультанта ведет занятия с прикрепленным к нему учеником в рамках отделения, сектора, студии педпрактики, в виде работы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей), в ассистентской (на старших курсах в классах педагогов по соответствующим специальным дисциплинам);
исполнительская практика проводится рассредоточено в течение всего периода обучения в форме самостоятельной работы по исполнению концертных программ на различных сценических площадках;
производственная практика:
для специализаций 01, 02 - практика проводится рассредоточено в течение всего периода обучения в виде концертмейстерской работы;
для специализаций 03, 04, 05 - практика проводится рассредоточено в течение всего периода обучения и представляет собой работу в оркестровом классе, которая включает в себя: чтение с листа, индивидуальную подготовку партий, групповые репетиции, общие репетиции; ознакомление с разнообразными произведениями оркестровой литературы; исполнение достаточно трудных оркестровых сочинений разных стилей, произведений для солистов в сопровождении оркестра, для хора и оркестра.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики. По итогам аттестации выставляется оценка.
7.20. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу, достижения отечественной и зарубежной науки по соответствующим дисциплинам;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме проводимой научной работы;
использовать новые методы при проведении научно-исследовательской работы и давать их описание;
составлять отчеты по теме проведенной работы;
выступать с докладами на внутривузовской конференции.
В процессе выполнения научно-исследовательской работы и оценки ее результатов должно проводиться широкое обсуждение ее результатов в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, сформированных у обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
7.21. Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 70 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.
К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере.
Не менее 75 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени и ученые звания, а также государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора, почетные звания (народный артист Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Российской Федерации) должны иметь не менее 11 процентов преподавателей.
К образовательному процессу должно быть привлечено не менее 10 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
Общее руководство содержанием теоретической и практической подготовки по специализации должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора или кандидата наук и (или) ученое звание профессора или доцента, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. К общему руководству содержанием теоретической и практической подготовки по специализации может быть привлечен высококвалифицированный специалист в соответствующей сфере профессиональной деятельности.
Приказом Минобрнауки России от 31 мая 2011 г. N 1975 в пункт 7.22 настоящего приложения внесены изменения
7.22. ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете одного-двух экземпляров на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.23.Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП подготовки специалистов утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.
Финансирование реализации ООП подготовки специалиста должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения**.
7.24. Высшее учебное заведение, реализующее ООП подготовки специалистов, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации образовательной программы подготовки специалистов перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
нотную библиотеку, фонотеку с фондом аудиозаписей;
отдел звукозаписи и воспроизведения с необходимым звукотехническим оборудованием (магнитофоны, проигрыватели пластинок и компакт-диски);
библиотеку, читальный зал;
концертный зал (от 100 посадочных мест, при обязательном наличии концертных роялей);
специализированные аудитории для занятий по дисциплинам цикла С.2, оснащенные роялями, учебными досками, звуковоспроизводящей аппаратурой;
для проведения занятий по дисциплинам цикла С.3 специализированные аудитории, оснащенные двумя роялями и аудиотехникой;
для проведения занятий по музыкальной информатике специальной аудиторией, оборудованной персональными компьютерами и MIDI-клавиатурами с соответствующим программным обеспечением;
орган, клавесин (для занятий в специальных классах по специализации 02);
комплект инструментов, необходимых для обеспечения полноценной работы учебных оркестров (комплект русских народных инструментов, набор ударных инструментов, видовые духовые инструменты, контрабасы, арфы);
дирижерские подставки, дирижерские оркестровые пульты, специализированную мебель для оркестрового класса;
библиотечный фонд оркестровых партий.
В вузе должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
При использовании электронных изданий вуз должен иметь не менее двух компьютеров с выходом в сеть Интернет на 100 обучающихся очной формы обучения.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
VIII. Требования к оценке качества освоения основных образовательных программ подготовки специалиста
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ подготовки специалиста должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень сформированности компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки (специальности), соответствовать целям и задачам конкретной ООП подготовки специалиста и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником в соответствии с этими требованиями.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций специалистов с условиями их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6 Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)). Государственный экзамен вводится по решению ученого совета вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)), а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются вузом.
______________________________
* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2049 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.