Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 162501 Техническая эксплуатация и восстановление электросистем и пилотажно-навигационных комплексов боевых летательных аппаратов (квалификация (степень) "специалист")
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2065)
18, 31 мая 2011 г.
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалиста по направлению подготовки (специальности) 162501 Техническая эксплуатация и восстановление электросистем и пилотажно-навигационных комплексов боевых летательных аппаратов образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО |
- |
высшее профессиональное образование; |
ООП |
- |
основная образовательная программа; |
ОК |
- |
общекультурные компетенции; |
ПК |
- |
профессиональные компетенции; |
ПСК |
- |
профессионально-специализированные компетенции; |
УЦ ООП |
- |
учебный цикл основной образовательной программы; |
ФГОС ВПО |
- |
федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. |
III. Характеристика направления подготовки (специальности)
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень)
Наименование ООП |
Квалификация (степень) |
Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск |
Трудоемкость (в зачетных единицах) |
|
Код в соответствии с принятой классификацией ООП |
Наименование |
|||
ООП подготовки специалиста |
65 |
специалист |
5 лет |
300* |
______________________________
* Трудоемкость ООП по очной форме обучения в среднем за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) форме, а также в случае сочетания различных форм получения образования при реализации ООП подготовки специалиста могут увеличиваться на один год, по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
Иные нормативные сроки освоения ООП подготовки специалиста устанавливаются Правительством Российской Федерации.
IV. Характеристика профессиональной деятельности специалиста
4.1. Область профессиональной деятельности специалистов включает сферы науки и техники, связанные с разработкой, испытаниями, эксплуатацией и восстановлением электросистем и пилотажно-навигационных комплексов боевых летательных аппаратов.
4.2. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются:
электрооборудование воздушных судов, электрические системы и устройства управления силовыми установками, электронная автоматика авиационного оборудования, пилотажно-навигационные комплексы, приборное оборудование, кислородное оборудование и защитное снаряжение летчика, бортовые устройства регистрации общего назначения, бортовые и наземные автоматизированные средства контроля технического состояния авиационной техники, наземные устройства обработки полетной информации, пилотажно-навигационные и комплексные тренажеры;
средства эксплуатации авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов;
системы, процессы и методы технической эксплуатации и восстановления авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов боевых летательных аппаратов.
Приказом Минобрнауки России от 18 мая 2011 г. N 1657 в пункт 4.3 настоящего приложения внесены изменения
4.3. Специалист по направлению подготовки (специальности) 162501 Техническая эксплуатация и восстановление электросистем и пилотажно-навигационных комплексов боевых летательных аппаратов готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
эксплуатационно-техническая;
организационно-управленческая;
производственно-технологическая;
проектно-конструкторская и испытательная;
научно-исследовательская.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
По окончании обучения выпускнику, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, наряду с квалификацией (степенью) "специалист" присваивается специальное звание "инженер".
4.4. Специалист по направлению подготовки (специальности) 162501 Техническая эксплуатация и восстановление электросистем и пилотажно-навигационных комплексов боевых летательных аппаратов должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
в области эксплуатационно-технической деятельности:
содержание авиационной техники в постоянной исправности и готовности к выполнению задач по предназначению;
техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов боевых летательных аппаратов в соответствии с требованиями нормативно-технической документации;
содержание средств эксплуатации и ремонта авиационной техники в исправности и готовности к применению;
анализ надежности авиационного оборудования, планирование мероприятий по предупреждению авиационных инцидентов, отказов и повреждений в целях обеспечения безопасности полетов;
выполнение инженерных расчетов по применению авиационной техники, обоснование потребных сил и средств при ее эксплуатации и ремонте;
в области организационно-управленческой деятельности:
планирование деятельности в области технической эксплуатации авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов;
организация работы и руководство коллективом исполнителей, осуществление контроля их деятельности;
управление информационным, метрологическим и материально-техническим обеспечением процессов технической эксплуатации и восстановления авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов;
организация и проведение обучения и аттестация обслуживающего персонала;
в области производственно-технологической деятельности:
разработка технологических графиков, карт для выполнения всех видов работ по техническому обслуживанию и ремонту авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов;
управление качеством технического обслуживания и ремонта авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов;
ведение документации инженерно-авиационной службы;
ведение договорной и рекламационной работы;
обеспечение мер безопасности при работе на авиационной технике, норм производственной санитарии, охраны окружающей среды;
в области проектно-конструкторской и испытательной деятельности:
инженерно-техническое сопровождение создания образцов авиационной техники;
разработка нормативно-технических документов по техническому обслуживанию и ремонту авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов;
в области научно-исследовательской деятельности:
разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований, подготовка заданий для исполнителей;
проведение исследований, экспериментов с образцами авиационного оборудования, обработка и анализ полученных результатов;
подготовка научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста
5.1. Выпускник должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);
способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики (ОК-2);
способностью анализировать социально значимые явления и процессы, в том числе политического, экономического и правового характера, мировоззренческие и философские проблемы, применять основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-3);
способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, определять характерные черты и специфику социальной и политической организации общества, роль личности в истории, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-4);
способностью понимать социальную значимость будущей профессии, цели и смысл государственной службы, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, защите интересов личности, общества и государства (ОК-5);
способностью организовывать и возглавлять работу коллектива, в качестве руководителя формировать цели его деятельности, принимать организационно-управленческие решения, в том числе в ситуациях риска, проявлять инициативу, брать на себя всю полноту ответственности, готов к кооперации с коллегами, применению методов конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-6);
способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на русском языке, готовить и редактировать тексты профессионального назначения, публично представлять результаты научной работы, вести дискуссии (ОК-7);
способностью к письменной и устной деловой коммуникации, к чтению и переводу текстов по профессиональной тематике на одном из иностранных языков (ОК-8);
способностью к логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению информации, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения на основе принципов научного познания (ОК-9);
способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций, изменения вида своей профессиональной деятельности (ОК-10);
способностью обучать и воспитывать подчиненных (персонал) (ОК-11);
способностью самостоятельно применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, достижения и поддержания должного уровня физической подготовленности в целях обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-12).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способностью представлять адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов естественных наук и математики (ПК-1);
способностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и использовать знание основных законов естественнонаучных дисциплин, соответствующий физико-математический аппарат для их решения, способностью приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ПК-2);
способностью составлять алгоритмы для решения профессиональных задач и осуществлять их реализацию с использованием вычислительной техники (ПК-3);
владением основными приемами обработки и представления экспериментальных данных (ПК-4);
способностью осваивать и применять новые программные, технические средства и информационные технологии (ПК-5);
способностью использовать основные методы защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-6);
в области эксплуатационно-технической деятельности:
способностью содержать авиационную технику в постоянной исправности и готовности к выполнению задач по предназначению (ПК-7);
способностью выполнять весь комплекс работ на авиационных электросистемах и пилотажно-навигационных комплексах боевых летательных аппаратов в соответствии с требованиями эксплуатационной и нормативно-технической документации (ПК-8);
способностью содержать средства эксплуатации и ремонта авиационной техники в исправности и готовности к применению (ПК-9);
способностью проводить техническое диагностирование авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов в целях контроля технического состояния, поиска места и определения причин отказов, прогнозирования технического состояния (ПК-10);
готовностью проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов (ПК-11);
способностью проводить анализ надежности авиационного оборудования, анализ и обобщение опыта технической эксплуатации, планирование мероприятий по предупреждению авиационных инцидентов, отказов и повреждений в целях обеспечения безопасности полетов (ПК-12);
способностью выполнять инженерные расчеты по применению авиационной техники, обоснование потребных сил и средств при ее эксплуатации и ремонте (ПК-13);
в области организационно-управленческой деятельности:
способностью планировать деятельность в области технической эксплуатации авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов с учетом качества, безопасности, трудоемкости и сроков выполнения работ (ПК-14);
способностью организовать работу и руководить коллективом исполнителей, осуществлять контроль их деятельности при выполнении работ на авиационных электросистемах и пилотажно-навигационных комплексах (ПК-15);
способностью вести учет наличия и состояния авиационной техники, средств ее эксплуатации и ремонта (ПК-16);
способностью управлять информационным, метрологическим и материально-техническим обеспечением процессов технической эксплуатации и восстановления авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов (ПК-17);
способностью организовать техническое обслуживание и восстановление авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов вне базы основного базирования авиационной техники (ПК-18);
способностью организовывать и проводить обучение летного и инженерно-технического состава, осуществлять допуск к выполнению работ на авиационном оборудовании (ПК-19);
способностью управлять эффективностью процессов технической эксплуатации авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов (ПК-20);
в области производственно-технологической деятельности:
способностью разрабатывать технологические графики, карты для выполнения всех видов работ по техническому обслуживанию и ремонту авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов (ПК-21);
способностью контролировать соблюдение нормативно-технических, организационных и технологических требований к процессам технической эксплуатации, управлять качеством технического обслуживания и ремонта авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов (ПК-22);
способностью осуществлять ведение пономерной, учетной и отчетной документации (ПК-23);
способностью организовывать техническое оснащение рабочих мест необходимым технологическим оборудованием, метрологическое обеспечение технологических процессов (ПК-24);
способностью обеспечивать соблюдение мер безопасности при работе на авиационной технике, норм производственной санитарии, охраны окружающей среды (ПК-25);
способностью проводить договорную работу по вопросам обеспечения исправности (летной годности) авиационной техники, вести рекламационную работу (ПК-26);
в области проектно-конструкторской и испытательной деятельности:
способностью разрабатывать тактико-технические требования к новым образцам авиационной техники и контролировать их реализацию, в том числе по результатам испытаний (ПК-27);
способностью оценивать эксплуатационно-технические характеристики образцов авиационного оборудования на этапах создания и испытания (ПК-28);
способностью использовать современные информационные технологии при разработке и проектировании новых образцов авиационной техники (ПК-29);
способностью разрабатывать нормативно-техническую документацию по техническому обслуживанию и ремонту авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов (ПК-30);
способностью проектировать и разрабатывать средства эксплуатации авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов (ПК-31);
в области научно-исследовательской деятельности:
способностью разрабатывать рабочие планы и программы проведения научных исследований, готовить задания для исполнителей, обрабатывать и анализировать полученные результаты (ПК-32);
способностью разрабатывать математические модели, адекватно отражающие процессы функционирования авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов (ПК-33);
способностью проводить сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме исследования, выбирать методики и средства решения научных задач (ПК-34);
способностью выполнять подготовку научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований (ПК-35).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста
6.1. ООП подготовки специалистов предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл
и разделов:
физическая культура (физическая подготовка - для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах);
учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) дальнейшего продолжения обучения по программам послевузовского профессионального образования (адъюнктура, аспирантура).
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История Отчества", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, содержание и результаты освоения данной дисциплины проектируются в интересах военно-профессиональной (служебной) деятельности выпускников.
Таблица 2
Структура ООП подготовки специалиста
Код УЦ ООП |
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения |
Трудоемкость (зачетные единицы)*(1) |
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий |
Коды формируемых компетенций |
С.1 |
Гуманитарный, социальный и экономический цикл |
40 - 45*(2) |
|
|
Базовая часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные разделы и направления философии, приемы и методы философского анализа проблем, фундаментальные понятия философского учения о мире, смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, его отношение к природе и обществу; роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними проблемы охраны окружающей среды, рационального природопользования для сохранения и развития цивилизации; основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в мировой истории и в современном мире, основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей; лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для иностранного языка); институциональные основы функционирования экономики на макроуровне; необходимость макропропорций и их особенности; сущность фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики; институциональные основы функционирования экономики на микроуровне; особенности рыночного распределения ресурсов; экономические условия функционирования отрасли, предприятия; основы российской правовой системы и законодательства; организация и функционирование судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности; роль и место политики в жизни современного общества; социальные функции политики; политические отношения и процессы; основные этапы развития мировой и российской социологической мысли; основные социологические понятия и категории, разновидности и характерные особенности социальной структуры общества, сущность и механизмы социальной мобильности, виды социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций; основные признаки и принципы функционирования базовых социальных институтов, источники социального напряжения и социальных конфликтов; основы методики социологических исследований; основные понятия и методы управленческой деятельности; уметь: использовать принципы, законы и методы гуманитарных, социальных и экономических наук для решения профессиональных задач; поддерживать устные речевые контакты в ситуациях профессионального, официального и неофициального общения с использованием наиболее употребительных и относительно простых речевых структур иностранного языка, готовить устное сообщение, доклад; понимать диалогическую и монологическую речь в сфере бытовой, общеполитической и профессиональной коммуникации; понимать письменные источники информации общеполитического, профессионального и прагматического характера с различным уровнем проникновения в их содержание; письменно фиксировать прочитанное в форме краткого реферата, аннотации, плана, резюме, биографии, сообщения; анализировать мировоззренческие, социальные и личностно значимые философские проблемы; анализировать современные общественные процессы, опираясь на принципы историзма и научной объективности, используя данные социологических, экономических и политических исследований; анализировать экономические показатели деятельности трудового коллектива, давать оценку практике хозяйствования предприятия; использовать в практической деятельности правовые знания, анализировать основные правовые акты, давать правовую оценку информации, используемой в профессиональной деятельности; работать в коллективе, принимать управленческие решения, прогнозировать и оценивать их эффективность; владеть: основными методами научного познания; иностранным языком в объеме, необходимом для получения информации по профессиональной тематике, и навыками устной речи; навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений; навыками критического восприятия информации; навыками аргументированного письменного изложения собственной точки зрения; навыками публичной речи, ведения дискуссий и полемики; критического восприятия информации; навыками поиска нормативной правовой информации, необходимой для профессиональной деятельности; навыками выбора, обоснования, реализации и контроля результатов управленческого решения. |
35 - 40*(2) |
История Отечества Философия Иностранный язык Основы экономической теории Правоведение Политология Социология Основы управленческой деятельности Военно-экономический анализ |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
5-10 |
|
|
|
С.2 |
Математический и естественнонаучный цикл |
60-70 |
|
|
Базовая часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные понятия и методы векторного анализа, численных методов, уравнений математической физики, вычислительного эксперимента, гармонического анализа и теории поля, функций комплексной переменной, обыкновенных дифференциальных уравнений; основные задачи вариационного исчисления и оптимального управления; основные понятия и методы аналитической геометрии и линейной алгебры; основные понятия, теоремы и аксиомы теории вероятностей и математической статистики, теории случайных процессов; принципы и методы статистического анализа; основные законы механики, гидрогазодинамики и термодинамики, молекулярной физики, электричества и магнетизма; основы теории колебаний и волн, оптики; основы квантовой физики и физики твёрдого тела; законы и модели химической структуры вещества, химической термодинамики, химической кинетики, растворов, окислительно-восстановительных процессов; основные законы и процессы взаимопревращения тепловой и механической форм энергии; основные понятия и определения информатики; состав и назначение функциональных компонентов компьютера, принципы построения и функционирования компьютерных сетей; классификацию и назначение общего и прикладного программного обеспечения; задачи моделирования систем и процессов, типы моделей и технологию моделирования систем и процессов; организацию и методологию моделирования сложных технических систем с учетом их структуры и функциональных задач; причины истощения и деградации ресурсов Земли и роль антропогенных факторов в этом процессе; требования экологии по защите окружающей среды; уметь: строить и изучать математические модели конкретных явлений и процессов для решения расчетных и исследовательских задач; определять возможности применения теоретических положений и методов математических дисциплин для постановки и решения конкретных прикладных задач; исследовать простейшие геометрические объекты по их уравнениям в различных системах координат; решать основные задачи на вычисление пределов функций, дифференцирование и интегрирование, на разложение функций в ряды; использовать аппарат дифференциальных уравнений в процессе проведения самостоятельных научно-практических исследований; оперировать с многочленами и матрицами; решать основные задачи линейной алгебры, системы линейных уравнений; использовать аппарат теории поля в исследовании задач математической физики; применять методы и модели теории вероятностей и математической статистики к решению инженерных задач; пользоваться расчетными формулами, таблицами, компьютерными программами при решении статистических задач; применять стандартные пакеты прикладных программ при решении математических задач; строить математические модели физических явлений и процессов; применять основные приемы обработки экспериментальных данных, определять точность и достоверность полученных результатов; применять основные численные методы вычисления интегралов, решения алгебраических и дифференциальных уравнений, основных уравнений математической физики; строить математические модели физических явлений и процессов; решать типовые прикладные физические задачи; применять основные законы общей физики при решении практических задач; применять системное и сервисное программное обеспечение вычислительных машин; разрабатывать аналитические модели систем и процессов; проводить имитационное моделирование систем и процессов; проводить информационное моделирование сложных технических систем с учетом особенности структуры и функциональных задач; определять значимость экологических факторов, организовывать проведение природоохранных мероприятий; владеть: математической символикой для записи и чтения математических выражений; методами и моделями математического анализа применительно к решению прикладных задач; методами аналитической геометрии, векторной и линейной алгебры применительно к решению прикладных задач; методами теоретического исследования физических явлений и процессов; методами проведения физического эксперимента и обработки его результатов; основными приемами обработки экспериментальных данных; методами и алгоритмами обработки статистических данных, навыками работы с прикладными программами для решения задач статистического оценивания; методами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, средствами подготовки презентационных материалов, системами управления базами данных, графическими редакторами. |
50-60 |
Математический анализ Аналитическая геометрия и линейная алгебра Основы теории вероятностей и математическая статистика Статистические методы обработки результатов испытаний авиационного оборудования Физика Химия Информатика Экология Моделирование систем и процессов |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
10-20 |
|
|
|
С.3 |
Профессиональный цикл*(3) |
135-145 |
|
|
Базовая (общепрофессиональная) часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: Знать: назначение, задачи и структуру инженерно-авиационной службы, методы планирования и организации ее работы по инженерно-авиационному обеспечению полетов; основные требования и положения воздушного законодательства, государственной системы стандартизации, системы метрологического обеспечения эксплуатации авиационной техники и документацию инженерно-авиационной службы; теоретические основы построения и функционирования боевых авиационных комплексов, методы оценки и анализа их эффективности; основные тактико-технические данные, конструкцию, компоновку современных боевых летательных аппаратов, их силовых установок и систем, состав и назначение комплексов авиационного и радиоэлектронного оборудования, назначение и задачи вооружения, боевые свойства и возможности образцов авиационной техники; организацию расследования авиационных происшествий и инцидентов; организацию и технологию ремонта авиационной техники, в том числе летательных аппаратов с боевыми и эксплуатационными повреждениями; основные положения планирования, организации и проведения исследований, и испытаний образцов авиационной техники; меры безопасности при выполнении работ на боевой авиационной технике, нормы производственной санитарии, охраны окружающей среды. основы начертательной геометрии и инженерной графики, стандарты и правила построения графических изображений; нормативно-правовые, организационно-технические основы безопасности жизнедеятельности, принципы нормирования факторов среды обитания людей, методы и средства снижения воздействия опасных и вредных факторов при эксплуатации авиационной техники, способы и средства защиты населения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; основные свойства, характеристики и область применения авиационных электротехнических материалов; международную систему единиц физических величин; физические основы и методы измерений, методы оценки погрешностей измерения, методы контроля и управления качеством, систему стандартизации и сертификации на воздушном транспорте; основные законы электротехники, методы расчета электрических и магнитных цепей в установившихся и переходных режимах, элементную базу современных электронных устройств, принципы работы устройств аналоговой и цифровой схемотехники; теорию процессов функционирования систем электроснабжения и их элементов; математические модели элементов авиационной автоматики, их основные характеристики; методы оценки устойчивости и точности автоматического управления; количественные характеристики надежности невосстанавливаемых и восстанавливаемых изделий; способы повышения надежности изделий; методику расчета показателей безотказности восстанавливаемых и невосстанавливаемых объектов авиационного оборудования по статистическим эксплуатационным данным; математические модели изменений технических состояний объектов авиационного оборудования; методы и средства диагностирования изделий авиационного оборудования; методику разработки диагностических моделей и оптимизации программ диагностирования; назначение, состав и принцип действия объектов авиационного оборудования; характеристику объектов авиационного оборудования как объектов технической эксплуатации и ремонта; правила эксплуатации авиационной техники и требования документов, определяющих работу инженерно-технического состава; средства технического обслуживания авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов; структуру, принцип действия автоматизированных средств контроля, регистрации и обработки полетной информации; назначение, задачи, типовые структуры инженерно-авиационной службы и её взаимодействие с другими службами в государственной авиации; общую организацию технической эксплуатации авиационной техники и особенности технической эксплуатации и восстановления авиационного оборудования; методику планирования и организации инженерно-технической подготовки и проведения занятий с летным составом; порядок планирования и организации технической эксплуатации и восстановления авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов; уметь: выполнять весь комплекс работ на авиационной технике, в том числе при ее восстановлении, вести документацию инженерно-авиационной службы; планировать и организовывать работу инженерно-авиационной службы по выполнению технического обслуживания и ремонта авиационной техники, приведению ее в различные степени готовности; выполнять инженерно-оперативные, инженерно-штурманские расчеты и расчеты на перебазирование; контролировать и прогнозировать техническое состояние авиационной техники, правил ее летной и технической эксплуатации по данным средств объективного контроля, соблюдение условий безопасности полетов; применять методы инженерной и компьютерной графики к решению инженерных задач, читать и выполнять чертежи; оценивать уровень воздействия вредных производственных факторов, производить экологическую оценку технических проектов и решений; рассчитывать погрешности измерений, определять и использовать количественные оценки качества; формировать перечень документации, необходимой для сертификации объектов профессиональной деятельности; оценивать качество работы устройств автоматики и автоматического управления; оценивать основные свойства и характеристики авиационных электротехнических материалов; выполнять расчет характеристик безотказности по статистическим эксплуатационным данным; разрабатывать диагностические модели изделий авиационного оборудования; разрабатывать мероприятия по поддержанию исправности авиационной техники; выполнять работы по техническому обслуживанию и ремонту авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов; проводить расчеты оптимальных значений параметров технического обслуживания на основе показателей качества функционирования объектов авиационного оборудования; выполнять расчеты запасного фонда объектов авиационного оборудования на планируемый период; оценивать эффективность управления техническим состоянием авиационного оборудования в процессе его эксплуатации; разрабатывать предложения по корректировке параметров регламентов технического обслуживания на основе анализа эксплуатационных данных; применять по назначению автоматизированные средства контроля, регистрации и обработки полетной информации и выполнять их техническое обслуживание; выполнять расчеты характеристик надежности, определять точность и достоверность статистических оценок надежности, выбирать диагностические параметры и строить диагностические модели технического состояния изделий авиационной техники; оценивать уровень безопасности полетов, выявлять опасные факторы, разрабатывать, планировать и проводить мероприятия по предупреждению авиационных происшествий; владеть: методами чтения и выполнения чертежей и электрических схем изделий, методами компьютерной графики; методами расчета погрешностей измерений, методами контроля качества, принципами сертификации объектов воздушного транспорта; методами расчета и анализа электрических и магнитных цепей; методикой инженерных расчетов по обоснованию необходимых сил и средств при технической эксплуатации и восстановлении авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов; методикой расчета показателей состояния авиационной техники и работы инженерно-технического состава; методикой организации работ по техническому обслуживанию и ремонту авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов; методикой анализа работоспособности авиационной техники и правил её эксплуатации по материалам объективного контроля; методикой анализа и прогнозирования показателей качества процессов технического обслуживания авиационного оборудования при различных управлениях техническим состоянием. |
100-110 |
Начертательная геометрия и инженерная графика Безопасность жизнедеятельности Теоретическая механика Авиационные электротехнические материалы Метрология, стандартизация и сертификация Электротехника и электроника Автоматика и управление Надежность и техническая диагностика Теоретические основы эксплуатации авиационного оборудования Летательные аппараты и авиадвигатели Авиационные электрические машины Системы электроснабжения воздушных судов Электрифицированное оборудование воздушных судов Бортовые цифровые вычислительные устройства и машины Бортовые радиоэлектронные системы Авиационные приборы и информационно-измерительные системы Системы автоматического управления полетом Пилотажно-навигационные комплексы Авиационные тренажеры Автоматизированные системы контроля, регистрации и обработки полетной информации Системы обеспечения жизнедеятельности экипажей Инженерно-авиационное обеспечение государственной авиации и эксплуатация авиационного оборудования Безопасность полетов |
||
Модуль "Военная (специальная) подготовка"*(4) |
13-14 |
|
|
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза). |
25-45 |
|
|
|
С.4 |
Физическая культура (Физическая подготовка) |
2 |
|
|
знать: принципы здорового образа жизни и роль физической культуры (подготовки) в профессиональной деятельности, профилактике заболеваемости и реабилитации; уметь: применять методы физической культуры для улучшения здоровья, работоспособности, обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. |
|
|
|
|
С.5 |
Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа (практические умения и навыки определяются ООП вуза) |
25-30 |
|
|
С.6 |
Итоговая государственная аттестация |
24 |
|
|
|
Общая трудоемкость основной образовательной программы |
300 |
|
|
______________________________
*(1) Трудоёмкость циклов C.1, C.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестации.
Для циклов C.1, C.2, С.3 одна зачетная единица эквивалентна 36 академическим часам учебной работы обучающихся, включая аудиторную, самостоятельную работу и все виды аттестации.
*(2) десь и далее трудоемкость учебных циклов может изменяться за счет перераспределения зачетных единиц в пределах заданных интервалов.
*(3) Высшие учебные заведения могут в учебных (рабочих учебных) планах и учебных программах конкретизировать наименование учебных дисциплин с учетом типов (видов) боевых летательных аппаратов.
*(4) Содержание и организация военной или специальной подготовки определяется ООП вуза с учетом специфики будущей служебной деятельности выпускников.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Номенклатура реализуемых специализаций ООП подготовки специалиста определяется высшим учебным заведением в соответствии с ФГОС ВПО.
Требования к результатам освоения и структуре ООП подготовки специалиста в части специализации для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, определяются указанными образовательными учреждениями совместно с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся данные образовательные учреждения.
Специализация ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с ФГОС ВПО и примерной ООП подготовки специалиста.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке образовательных программ подготовки специалистов должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, практикумы, психологические и иные тренинги, учения) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний и предприятий, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов, участие специалистов в проведении аудиторных и внеаудиторных занятий.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся, содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и формируемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся и факультативных дисциплин). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП подготовки специалиста в очной форме обучения составляет 36 академических часов.
В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре (физической подготовке).
7.8. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП по очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов первые четыре семестра и 36 академических часов в последующие семестры.
7.10. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.11. Раздел "Физическая культура" ("Физическая подготовка") трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.12. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.13. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП подготовки специалиста, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.14. Программа подготовки специалистов вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки исследования: математический анализ, аналитическая геометрия и линейная алгебра, основы теории вероятности и математическая статистика, физика, химия, информатика, электротехника и электроника, автоматика и управление, надежность и техническая диагностика, авиационные электрические машины, системы электроснабжения воздушных судов, электрифицированное оборудование воздушных судов, бортовые цифровые вычислительные устройства и машины, системы автоматического управления полетом, пилотажно-навигационные комплексы, автоматизированные системы контроля, регистрации и обработки полетной информации, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.15. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП подготовки специалиста, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультации в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую специальность (специализацию);
право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП подготовки специалиста.
7.16. Практика является обязательным разделом ООП подготовки специалистов. Она представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
При реализации ООП подготовки специалистов по данному направлению подготовки (специальности) предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная (стажировка), которые могут включать эксплуатационную (включая преддипломную) практику.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях (предприятиях, учреждениях, фирмах), для которых обязательно наличие объектов и видов профессиональной деятельности по данной специальности (специализации) или в структурных подразделениях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, за счет времени, выделяемого на практики, могут проводиться специальные профессиональные деловые игры (комплексные учения).
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия (учреждения, фирмы). По результатам аттестации выставляется оценка.
7.17. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступать с докладами на внутривузовской конференции.
В процессе выполнения и оценки результатов научно-исследовательской работы должно проводиться широкое ее обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, сформированных у обучающегося. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и уровня культуры обучающегося.
7.18. Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП подготовки специалиста, должна быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины.
Не менее 65 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени и (или) ученые звания, при этом ученые степени доктора наук и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 11 процентов преподавателей.
К образовательному процессу должно быть привлечено не менее 5 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и специалистов профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
Общее руководство содержанием теоретической и практической подготовки по специализации должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора или кандидата наук и (или) ученое звание профессора или доцента, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. К общему руководству содержанием теоретической и практической подготовки по специализации может быть привлечен высококвалифицированный специалист в соответствующей сфере профессиональной деятельности.
Приказом Минобрнауки России от 31 мая 2011 г. N 1975 в пункт 7.19 настоящего приложения внесены изменения
7.19. ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения с выполнением установленных требований по защите информации.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 50 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания, в том числе нормативные правовые акты и нормативные методические документы в области информационной безопасности из расчета 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из пяти наименований отечественных и не менее четырех наименований зарубежных журналов.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и защите сведений, составляющих государственную тайну, а также международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Обучающимся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.20. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП подготовки специалистов утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.
Финансирование реализации ООП подготовки специалиста должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения***.
Финансирование реализации ООП подготовки специалиста в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, осуществляется за счет бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.21. Высшее учебное заведение, реализующее ООП подготовки специалистов, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации образовательной программы подготовки специалистов перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
лекционные аудитории с современными средствами демонстрации;
лаборатории, оснащенные современной измерительной аппаратурой, средствами вычислительной техники, промышленными образцами приборов и систем и специализированными установками исследовательского назначения, обеспечивающими изучение процессов, устройств и систем в соответствии с содержанием ООП подготовки специалиста;
учебные аудитории с типовым оборудованием, обеспечивающим применение современных информационных и коммуникационных технологий и наглядными пособиями в соответствии с профилем кафедр;
базу для выполнения научных исследований со специализированными объектами, оборудованными в соответствии с видом выполняемых работ;
базу и средства информационного обеспечения (учебные библиотеки, читальные залы, типография, учебная и специальная литература, компьютерные программы, кино-, фото- и видеоматериалы);
объекты обеспечения учебного процесса (учебно-производственные мастерские, склады и другие объекты);
компьютерные классы с демонстрационно-обучающими и обучающе-контролирующими возможностями;
спортивные залы.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
VIII. Требования к оценке качества освоения основных образовательных программ подготовки специалиста
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки специалистов, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей.
8.2. Оценка качества освоения ООП подготовки специалистов должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень сформированности компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки (специальности), соответствовать целям и задачам конкретной ООП подготовки специалиста и её учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником в соответствии с этими требованиями.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций специалистов к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных предприятий и организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.
8.7. Итоговая государственная аттестация включает защиту квалификационной работы (дипломного проекта (работы)). Государственный экзамен вводится по решению ученого совета вуза или заказчика подготовки кадров.
Требования к содержанию, объему и структуре квалификационной работы (дипломного проекта (работы)) определяются высшим учебным заведением самостоятельно.
8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника экзаменационные вопросы и задания должны быть комплексными и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.
______________________________
* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
** Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).
Статья 70 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-I "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 70).
*** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2065 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.