Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению подготовки 033400 Теология (квалификация (степень) "бакалавр")
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2011 г. N 183)
31 мая 2011 г.
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I .Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 033400 Теология образовательными учреждениями высшего профессионального образования на территории Российской Федерации (высшими учебными заведениями, вузами), имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО |
- |
высшее профессиональное образование; |
ООП |
- |
основная образовательная программа; |
ОК |
- |
общекультурные компетенции; |
ПК |
- |
профессиональные компетенции; |
УЦ ООП |
- |
учебный цикл основной образовательной программы; |
ФГОС ВПО |
- |
федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования; |
III. Характеристика направления подготовки
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
Наименование ООП |
Квалификация (степень) |
Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой государственной аттестации |
Трудоемкость (в зачетных единицах) |
|
Код в соответствии с принятой классификацией ООП |
Наименование |
|||
ООП бакалавриата |
62 |
бакалавр |
4 года |
240* |
______________________________
* Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения ООП бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1.
ООП бакалавриата по направлению подготовки 033400 Теология реализуется в рамках соответствующей конфессиональной теологии (христианской, исламской, иудейской, буддийской).
IV. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров
4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает систему теологического знания, традиционные духовные ценности общества и человека, теологическое образование и науку, религиозную культуру и философию, сферу государственно-конфессиональных, межконфессиональных и общественных отношений, практические аспекты жизни конфессий и соответствующую им социальную активность.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускника по направлению подготовки 033400 Теология являются основополагающие духовные ценности и опыт, определяемое ими мировосприятие, теоретически оформленные в соответствующей религии и осмысляемые в систематическом единстве, исторической реализации и современной практике, а также в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 033400 Теология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
научно-исследовательская;
учебно-воспитательная и просветительская;
социально-практическая;
экспертно-консультативная;
представительско-посредническая;
организационно-управленческая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 033400 Теология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
научно-исследовательская:
сбор и систематизация информации по теме исследования;
составление разделов научных отчетов, пояснительных записок;
подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;
участие в работе семинаров, научных конференций, в подготовке публикаций;
решение частных научных вопросов, поставленных в ходе исследований;
учебно-воспитательная и просветительская:
преподавание в учреждениях общего образования;
работа в качестве учебно-вспомогательного персонала (лаборантов, методистов) в образовательных учреждениях ВПО;
ведение семинарских и практических занятий по теологическим дисциплинам в образовательных учреждениях ВПО;
составление библиографии и историографических обзоров к учебным курсам (базовым и специальным);
работа куратором учебных групп и участие в организации студенческих мероприятий;
социально-практическая:
работа в составе групп и организаций социальной адаптации, защиты, помощи и реабилитации;
работа в благотоворительных и некоммерческих организациях в области сохранения традиционных ценностей общества;
экспертно-консультативная:
участие в составе экспертных комиссий во всех областях профессиональной деятельности теолога;
участие в составе консультативных групп во всех областях профессиональной деятельности теолога;
представительско-посредническая:
работа в координационных структурах с участием религиозных организаций;
осуществление представительско-посреднических функций во всех областях профессиональной деятельности теолога;
деятельность в средствах массовой информации, учреждениях культуры и искусства;
организационно-управленческая:
работа в качестве вспомогательного административно-управленческого персонала в организациях и предприятиях во всех областях профессиональной деятельности выпускников;
участие в подготовке и проведении различных мероприятий (конференций, семинаров, презентаций);
выполнение конкретных задач по организации и проведению научно-исследовательских работ.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-1);
способностью критически переосмыслять накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК-2);
приверженностью нормам традиционной морали и нравственности; способностью к социальной адаптации (ОК-3);
способностью работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчиняться (ОК-4);
готовностью к установлению и поддержанию социальных отношений на высоком культурном уровне, способностью критически переосмысливать свой социальный опыт (ОК-5),
владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-6);
способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности знания о структуре, методологии и критериях современной науки (ОК-7);
имеет базовые знания в области социально-гуманитарных наук (ОК-8);
использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования (ОК-9);
имеет базовые знания по всем предметам профессионального цикла (ОК-10);
способностью приобретать и интерпретировать с использованием современных информационных и образовательных технологий новые знания по всем разделам теологии и смежных дисциплин (ОК-11);
способностью использовать в социальной сфере и в познавательной и профессиональной деятельности навыки работы с компьютером (ОК-12);
готовностью к устной и письменной коммуникации на родном языке (ОК-13);
готовностью к устной и письменной коммуникации с использованием иностранного языка (ОК-14);
способностью использовать необходимые знания языков сакральных текстов (ОК-15);
способностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности (ОК-16);
готовностью использовать первичные и вторичные источники, программные средства, ресурсы сети Интернет и работать в компьютерных сетях, создавать базы данных, способностью ввести результаты исследований в научный оборот и современное информационное пространство (ОК-17);
умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-18).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в области научно-исследовательской деятельности:
способностью использовать знание основных разделов теологии и их взаимосвязь, собирать, систематизировать и анализировать информацию по теме исследования, готовностью применять в научно-исследовательской работе основные принципы и методы проведения научных исследований, учитывая единство теологического знания, оформлять и вводить в научный оборот полученные результаты (ПК-1);
готовностью применять стандартные методы решения проблем, имеющих теологическое содержание (ПК-2);
готовностью участвовать в научных исследованиях по теологической проблематике (ПК-3);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией; способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ПК-4);
в области учебно-воспитательной и просветительской деятельности:
способностью применять основные учебно-методические принципы и методы для разработки элементов учебных курсов и подготовки методических материалов; готовностью к составлению источниковедческих и библиографических обзоров по общим и специальным учебным курсам (ПК-5);
способностью использовать современные учебно-организационные методики и принципы воспитания при ассистировании (участии под руководством преподавателя) в учебном процессе в средних и высших учебных заведениях; способностью организовывать самостоятельные занятия обучающихся и внеучебные мероприятия; способностью вести просветительскую деятельность (ПК-6);
в области социально-практической деятельности:
способностью использовать в практической деятельности знание о теологических основаниях, принципах, методах и различных формах этой деятельности; готовностью участвовать в исследованиях практической деятельности религиозной организации и применять результаты этих исследований (ПК-7);
в области экспертно-консультативной деятельности:
способностью подбирать, систематизировать и анализировать материал в соответствии с объектами профессиональной деятельности выпускника (ПК-8);
готовностью применить результаты анализа к решению конкретных профильных экспертно-консультативных задач (ПК-9);
в области представительско-посреднической деятельности:
способностью использовать знания в области истории, типологии и актуальных проблем взаимоотношений в религиозной организации в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте (ПК-10);
готовностью применить перечисленные знания к работе в координационных структурах с участием религиозных организаций и к осуществлению представительско-посреднических функций во всех областях профессиональной деятельности теолога (ПК-11);
в области организационно-управленческой деятельности:
готовностью к решению конкретных задач и участию в составе групп, реализующих различные виды профессиональной деятельности выпускника (ПК-12);
профильно-специализированные:
способностью использовать базовые знания в области теологии (ПК-13);
способностью использовать специализированные знания фундаментальных разделов философии, истории, искусствоведения, филологии для освоения профильных теологических дисциплин (в соответствии с профильной направленностью) (ПК-14);
способностью использовать современные технические средства и информационные технологии для решения поставленных профессиональных задач (в соответствии с профильной направленностью) (ПК-15).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
6.1. ООП бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессиональное образование в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История Отечества", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавров
Код УЦ ООП |
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения |
Трудоемкость (зачетные единицы)* |
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий |
Коды формируемых компетенций |
Б.1 |
Гуманитарный, социальный и экономический цикл Базовая часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основы философии, иностранного языка, всеобщей и отечественной истории, истории религий, способствующие развитию общей культуры и приверженности системе ценностей российского общества; уметь: использовать в профессиональной деятельности знание иностранного языка, а также базовые представления о философском, историческом и культурном контекстах развития теологических исследований; владеть: навыком деловой коммуникации в профессиональной сфере и применения полученных знаний к решению задач профессиональной деятельности выпускника. |
42-46 24-35 |
Философия Иностранный язык История Отечества История религий |
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
|
|
|
|
Б.2 |
Математический и естественнонаучный цикл Базовая часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основы информатики и концепций современного естествознания, способствующие формированию современного взгляда на научную деятельность и способы ее осуществления; уметь: использовать знание компьютерных и информационных технологий и критериев научности в профессиональной деятельности, профессиональной коммуникации и межличностном общении; владеть: навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях; способностью использовать информационные системы для решения прикладных теологических задач. |
3-12 2-7 |
Информатика Концепции современного естествознания |
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
|
|
|
|
Б.3 |
Профессиональный цикл Базовая (общепрофессиональная) часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: историю и современное состояние, структуру и методологию теологии, фундаментальные разделы конфессионального вероучения, историю формирования и интерпретации сакральных текстов, основные памятники и авторов вероучительной литературы, историю и современное состояние конфессии, основы письменности, фонетического строя, грамматики и лексики языка сакральных текстов в соответствии с реализуемым профилем; историю и современное состояние государственно-конфессиональных и общественно-конфессиональных отношений и практических аспектов жизни конфессии; основы конфессиональной социальной доктрины; основы конфессионального понимания культуры, государства и общества; уметь: излагать базовые теологические знания, выявлять междисциплинарные связи и анализировать проблемы и задачи, связанные с основными видами своей профессиональной деятельности; владеть: основными методами теологического исследования и практического применения его результатов для решения конкретных задач; навыками участия в практических исследованиях деятельности конфессии; практическими навыками участия во всех видах профессиональной деятельности выпускника. |
165-168 77-85 |
Модуль Общая теология конфессии Модуль Систематическая теология конфессии Модуль Сакральные тексты конфессии Модуль История конфессии Модуль Практическая теология конфессии Модуль Религиозная философия Модуль Языки сакральных текстов конфессии Модуль Религия, государство и общество (Государственно-конфессиональные отношения; Новые религиозные движения) Безопасность жизнедеятельности |
|
Вариативная часть знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки |
|
|
|
|
Б.4 |
Физическая культура |
2 |
|
|
Б.5 |
Практики (практические умения и навыки определяются ООП вуза) |
15-17 |
|
|
Б.6 |
Итоговая государственная аттестация В результате подготовки, защиты выпускной квалификационной работы и сдачи государственного экзамена обучающийся должен: знать: базовые разделы теологии, профессиональные задачи в области научно-исследовательской деятельности в соответствии с полученной профессиональной профилизацией; уметь: использовать полученные знания и современные методы теологических исследований; выявлять взаимосвязи различных разделов теологии; творчески и критически осмысливать полученную информацию для решения научно-исследовательских задач в сфере профессиональной деятельности; самостоятельно обрабатывать, интерпретировать и представлять результаты научно-исследовательских работ по утвержденным формам. |
4 |
Государственный экзамен Выпускная квалификационная работа |
|
|
Общая трудоемкость основной образовательной программы |
240 |
|
|
______________________________
* Трудоёмкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестации.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
Приказом Минобрнауки России от 31 мая 2011 г. N 1975 в пункт 7.1 настоящего приложения внесены изменения
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны регулярно обновлять ООП с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании социально-личностных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть чётко сформулированы конечные результаты обучения в органической увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми навыками в целом по ООП.
Общая трудоёмкость дисциплины не может быть менее двух зачётных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоёмкость которых составляет более трех зачётных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 32 академических часа. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной траектории получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел ООП бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики с учетом положений настоящего ФГОС ВПО. Для проведения различных видов практик заключаются договоры с учреждениями, соответствующими области профессиональной деятельности выпускника.
При реализации ООП предусмотрены следующие виды практик:
производственная;
учебная.
Целью производственной практики является получение знания о практических формах деятельности соответствующей религиозной организации, а также практические навыки самостоятельно и в составе коллектива решать задачи в соответствии с различными видами профессиональной деятельности выпускника.
Местами проведения производственной практики являются религиозные и иные организации, отвечающие области и задачам профессиональной деятельности выпускника.
Разновидностями учебной практики могу быть преддипломная и профильно-ориентированная (в том числе педагогическая) практика.
Целью преддипломной практики является получение необходимых материалов для выполнения выпускной квалификационной работы.
Местами проведения преддипломной практики являются любые учреждения, соответствующие области профессиональной деятельности выпускника, указанной в пункте 4.1. настоящего ФГОС ВПО.
Преддипломная практика проводятся на кафедрах и в других подразделениях вуза.
Целью профильно-ориентированной (в том числе педагогической) практики является углубление знаний, умений и навыков в соответствии с выбранным профилем, а также получение практических навыков преподавания.
Местами проведения профильно-ориентированной (в том числе педагогической) практики являются любые учреждения, относящиеся к области профессиональной деятельности выпускника и соответствующие реализуемому профилю.
По каждому виду практики назначается руководитель. Проведение практики завершается итоговой аттестацией, которая осуществляется руководителем практики на основании отчётов обучающегося. По результатам аттестации выставляется зачет.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. Научно-исследовательская работа направлена на комплексное формирование универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить обучающимся возможность:
изучать специальную литературу и другую научную информацию в соответствующей области знаний;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);
участвовать под научным руководством в проведении теологических научных исследований теоретического или практического характера;
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
участвовать в различных научных мероприятиях;
готовить и представлять научные доклады и публикации, а также курсовые работы.
Научно-исследовательская работа бакалавра организуется в соответствии с утверждённой вузом программой.
Программа научно-исследовательской работы бакалавра должна включать промежуточную и итоговую аттестацию.
7.16. Реализация ООП бакалавриата, должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, должно быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее шести процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. К преподаванию дисциплин профессионального цикла могут быть привлечены иные лица, имеющие научные публикации, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или учёные звания.
К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
Занятия по предметам профессионального цикла проводятся преподавателями из числа согласованных с уполномоченным органом соответствующей религиозной организации.
Приказом Минобрнауки России от 31 мая 2011 г. N 1975 в пункт 7.17 настоящего приложения внесены изменения
7.17. ООП должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.
Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения***.
7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения лекционных занятий, практических (семинарских) занятий, помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Помещения для проведения лекционных и практических (семинарских) занятий должны быть укомплектованы специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.
Для проведения лекционных занятий предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин, учебно-методическим комплексам.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Интернет.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Для всех обучающихся вуз обязан обеспечить не менее 20 часов доступа к сети Интернет в год.
Вуз должен располагать необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ бакалавриата
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения ООП должна включать текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.
8.3. Конкретные формы и процедуры промежуточного и итогового контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца от начала обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) и государственный экзамен.
Целью государственного экзамена является проверка полученных студентом общенаучных, общепрофессиональных и профильно-специализированных компетенций, знания базовых разделов теологии, понимания научных задач и проблем в области профессиональной деятельности. Программа государственного экзамена должна соответствовать ООП ВПО, которую студент освоил за время обучения, и быть построена по комплексному принципу, то есть предполагать рассмотрение конкретных вопросов и проблем в контексте всей системы теологического знания. На государственном экзамене студент должен:
показать место конкретного вопроса в системе теологического знания;
уметь выделить структуру вопроса;
показать понимание теологической проблематики вопроса;
уметь обосновать заявляемые тезисы, то есть, подтвердить их ссылками на базовые тексты и необходимыми фактами; при необходимости построить логические обоснования;
знать ключевые события и имена, связанные с темой вопроса, а также уметь объяснить важнейшие термины, используемые в ответе
иметь представление о современном состоянии научной разработки вопроса;
иметь представление об актуализации проблемы в современной жизни конфессии.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.
______________________________
* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
** Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).
*** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2011 г. N 183 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.