Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 071005 Живопись и изящные искусства (квалификация (степень) "специалист")
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2011 г. N 10)
31 мая 2011 г.
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалистов по направлению подготовки (специальности) 071005 Живопись и изящные искусства образовательными учреждениями высшего профессионального образования, (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО |
- |
высшее профессиональное образование; |
ООП |
- |
основная образовательная программа; |
ОК |
- |
общекультурные компетенции; |
ПК |
- |
профессиональные компетенции; |
ПСК |
- |
профессионально-специализированные компетенции; |
УЦ ООП |
- |
учебный цикл основной образовательной программы; |
ФГОС ВПО |
- |
федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. |
III. Характеристика направления подготовки (специальности)
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
Наименование ООП |
Квалификация (степень) |
Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые обучающемуся после прохождения итоговой государственной аттестации |
Трудоемкость (в зачетных единицах) |
|
Код, в соответствии с принятой классификацией ООП |
Наименование |
|||
ООП подготовки специалиста |
65 |
специалист |
6 лет |
360* |
______________________________
* Трудоемкость ООП подготовки специалиста по очной форме обучения в среднем за учебный год равна 60 зачетным единицам.
По данной специальности подготовка по заочной форме и в форме экстерната не предусмотрены.
Прием в высшее учебное заведение по направлению подготовки (специальности) 071005 Живопись и изящные искусства проводится на основании результатов Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и дополнительных вступительных испытаний творческой направленности.
Перечень и программа дополнительных вступительных испытаний разрабатывается вузом самостоятельно и утверждается на ученом совете вуза.
IV. Характеристика профессиональной деятельности специалистов
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников включает культурную и социальную среду общества, изобразительное искусство, монументально-декоративное искусство, музейные и реставрационные работы, театр и кино, педагогическую и культурно-просветительскую деятельность, художественно-эстетическое воспитание.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
культурная и социальная среда, как объект воздействия на нее средствами искусства;
авторские произведения искусства, их создание и бытование через выставочную и другие виды профессиональной деятельности;
общественные архитектурные комплексы, здания общественного присутствия и культового назначения, архитектурные объекты частного строительства, произведения станковой, монументально-декоративной живописи, архитектурно-декоративная пластика;
памятники архитектуры, архитектурная среда, произведения искусства и культуры, относящиеся к художественно-историческому наследию, требующие профессионального изучения или реставрации;
система профессионального художественного образования и художественно-эстетического воспитания;
учреждения культуры и профессиональные творческие коллективы, научно-исследовательские учреждения, профессиональные ассоциации;
мебель, предметы быта, промышленные товары, требующие художественного украшения, оформления и рекламы;
периодическая печать и печатные издания, театр и кино.
4.3. Специалист по направлению подготовки (специальности) 071005 Живопись и изящные искусства готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
профессиональной творческой деятельности, как авторской, так и исполнительской;
педагогической деятельности в области художественного образования и эстетического воспитания;
экспертной, исследовательской и проектно-производственной деятельности;
организационно-управленческой деятельности;
художественно-просветительской деятельности, работе по эстетическому воспитанию населения и общественной деятельности в творческих союзах, объединениях и других общественных структурах.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяяют содержание его образовательной программы, разрабатываемой высшим учебным заведением совместно с заинтересованными работодателями.
4.4. Специалист по направлению подготовки (специальности) 071005 Живопись и изящные искусства должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
в области профессиональной творческой деятельности:
создавать самостоятельно и в составе творческих коллективов высокохудожественные произведения живописи, графики, монументального и декоративно-прикладного искусства в соответствии с программами подготовки вуза;
в области педагогической деятельности:
использовать полученные практические знания и навыки в преподавании рисунка, живописи, графики и композиции, монументального и декоративно-прикладного искусства, самостоятельно проводить лекции и практические занятия в учебных заведениях общего, среднего специального, высшего и дополнительного образования;
формировать профессиональные знания, умения и навыки, потребность творческого отношения к процессу обучения, создавать условия для успешного личностно-профессионального становления обучающихся;
разрабатывать образовательные программы, учебно-методические материалы и учебные пособия;
планировать и организовывать учебный процесс, оценивать потенциальные возможности обучающихся, выстраивать стратегию обучения и воспитания;
формировать духовно-нравственные ценности и идеалы личности на основе исторических и национально-культурных традиций, способствовать творческому саморазвитию обучающихся, воспитывать патриотизм, уважение к истории, культуре, истории искусства и традициям нашей страны, к сохранению отечественного и мирового художественного наследия;
в области экспертной, исследовательской и проектно-производственной деятельности:
создавать эскизы и проекты монументально-декоративного оформления архитектурных объектов, использовать при их создании современные техники и материалы;
участвовать в экспертизе произведений художественного творчества, проводить экспертно-консультационную деятельность в организациях, учреждениях и общественных объединениях культуры;
в области организационно-управленческой деятельности;
участвовать в работе государственных органов федерального, регионального, муниципального уровня в сфере культуры, искусства, охраны культурного наследия;
способствовать принятию обоснованных решений органами государственного управления и местного самоуправления по вопросам развития искусства, формирования художественной городской среды, художественного образования и воспитания;
в области художественно-просветительской деятельности, работе по эстетическому воспитанию и общественной деятельности:
содействовать формированию художественно-эстетических взглядов общества через профессиональную, общественную и просветительскую деятельность;
участвовать в организации и проведении выставок, конкурсов и мастер-классов, пропагандировать достижения мирового и отечественного искусства, выступать с общедоступными лекциями и сообщениями;
участвовать в работе профессиональных творческих союзов, творческих объединений и коллективов.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
общекультурными (ОК):
способностью и готовностью к эстетическому осмыслению действительности и передачи накопленного опыта через творческую, производственную, управленческую, педагогическую и общественно-просветительскую деятельность (ОК-1);
способностью и готовностью к совершенствованию и повышению своего интеллектуального и общекультурного уровня (ОК-2);
способностью и готовностью к самостоятельному обучению новым методам творчества и исследования в условиях изменяющейся социальной практики, к развитию социальных и профессиональных компетенций, к адаптации к новым ситуациям, анализу своих возможностей, а в случае необходимости, к изменению профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);
способностью и готовностью свободно пользоваться деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной речи, владеть одним из иностранных языков как средством делового общения (ОК-4);
способностью и готовностью осуществлять организационно-управленческую работу в организациях и учреждениях культуры и искусств, учебных заведениях, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5);
способностью и готовностью использовать на практике умения и навыки в организации творческих и исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-6);
способностью и готовностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения (ОК-7);
способностью и готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, проявлять толерантность в восприятии социальных и культурных различий (ОК-8);
способностью и готовностью аргументировано отстаивать личную позицию в отношении современных процессов в области искусства, культуры, науки и педагогики (ОК-9);
способностью и готовностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, адаптироваться к конкретным условиям выполняемых задач и их инновационным решениям (ОК-10);
способностью и готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки и представления информации (ОК-11);
способностью и готовностью ориентироваться в отечественном и зарубежном законодательстве в области искусства и авторских прав (ОК-12);
способностью и готовностью совершенствовать свое физическое развитие и укреплять здоровье для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-13).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в области профессиональной творческой деятельности:
способностью и готовностью создавать высокопрофессиональные произведения живописи, графики, монументального и декоративно-прикладного искусства, уметь доносить доступно и понятно результаты своей деятельности до заказчика, определять значимость произведения с точки зрения эстетических и общечеловеческих ценностей (ПК-1);
способностью и готовностью демонстрировать владение техникой академического рисунка и живописи, графики, монументального и декоративно-прикладного искусства (по программам подготовки специалиста), знания о материалах, применяемых при их выполнении (ПК-2);
в области педагогической деятельности:
способностью и готовностью организовать работу студенческого и ученического коллективов, преподавать рисунок, живопись, графику и композицию, монументальное и декоративно-прикладное искусство в образовательных учреждениях общего, среднего специального и высшего профессионального образования, применять знания и методы возрастной психологии и педагогики (ПК-3);
способностью и готовностью донести до учащихся в доступной форме поставленную перед ними пластическую задачу в учебном или творческом задании, на практике показать ее реализацию и исправить их ошибки, лично продемонстрировать выполнение задания любой сложности (ПК-4);
способностью и готовностью формировать профессиональные знания, умения и навыки, потребность творческого отношения к процессу обучения, создавать условия для успешного личностно-профессионального становления обучающихся (ПК-5);
способностью и готовностью планировать и организовывать учебный процесс, выстраивать стратегию обучения и воспитания, разрабатывать новые авторские программы обучения, учебно-методические материалы и учебные пособия по соответствующим предметам изобразительного искусства, применять инновационные технологии обучения и воспитания (ПК-6);
способностью и готовностью формировать у обучающихся духовно-нравственные ценности и идеалы личности на основе исторических и национально-культурных традиций, воспитывать патриотизм, уважение к истории, культуре, истории искусства и традициям нашей страны, к сохранению отечественного и мирового художественного наследия (ПК-7);
в области экспертной, исследовательской и проектно-производственной деятельности:
способностью и готовностью проектировать монументально-декоративное оформление архитектурных объектов, использовать в проектах современные техники и материалы (ПК-8);
способностью и готовностью организовать презентацию проекта заказчику (ПК-9);
способностью и готовностью проводить экспертизу произведений художественного творчества, анализировать объекты искусства в контексте исторических традиций и художественных ценностей современного общества (ПК-10);
способностью и готовностью исследовать процессы развития изобразительного искусства, культуры и образования (ПК-11);
в области организационно-управленческой деятельности:
способностью и готовностью выполнять управленческие функции в государственных органах федерального, регионального, муниципального уровня в сфере культуры, искусства, охраны культурного наследия, в творческих союзах и обществах, в образовательных учреждениях (ПК-12);
способностью и готовностью разрабатывать перспективные и текущие программы деятельности организаций культуры, искусства и образования (ПК-13);
способностью и готовностью организовывать выставки, осуществлять руководство творческими коллективами (ПК-14);
способностью и готовностью предлагать концепции художественно-эстетического развития окружающей среды, развития художественного образования, по организации и проведению художественных мероприятий (ПК-15);
в области художественно-просветительской деятельности, работе по эстетическому воспитанию и общественной деятельности:
способностью и готовностью формировать художественно-эстетические взгляды общества через профессиональную, общественную и просветительскую деятельность (ПК-16);
способностью и готовностью участвовать в организации и проведении выставок, конкурсов и мастер-классов (ПК-17);
способностью и готовностью пропагандировать достижения мирового и отечественного искусства, выступать с общедоступными лекциями и сообщениями (ПК-18);
способностью и готовностью участвовать в работе профессиональных творческих союзов, творческих объединений и коллективов (ПК-19).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста
6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический цикл (информационные технологии);
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) дальнейшего продолжения обучения по программе послевузовского профессионального образования (аспирантура).
Таблица 2
Структура ООП подготовки специалиста
Код УЦ ООП |
Учебные циклы (разделы) и проектируемые результаты их освоения |
Трудоемкость (зачетные единицы)* |
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий |
Коды формируемых компетенций |
С.1 |
Гуманитарный, социальный и экономический цикл |
32-38 |
|
|
Базовая часть |
26-30 |
|
|
|
В результате освоения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен: знать: - основные события, факты и даты отечественной истории, имена исторических деятелей, движущие силы и закономерности исторического процесса, место личности в историческом процессе; - основы научных знаний о философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, об эстетических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни; - основы российского и зарубежного законодательства в области изобразительного искусства и авторского права; - основы педагогики и методики преподавания художественных дисциплин; - основы психологических аспектов творческого процесса и возрастные особенности психики человека; - иностранный язык в объеме, достаточном для бытового и делового общения; уметь: - анализировать и оценивать политические процессы, происходящие в современном обществе; - формировать и выражать свою гражданскую позицию; - формировать собственное мировоззрение и философию эстетических взглядов на процессы, происходящие в современном обществе и искусстве; - ориентироваться в правовых и нормативных документах, относящихся к профессиональной деятельности; - использовать знание иностранного языка в профессиональной деятельности, профессиональной коммуникации и межличностном общении; - применять полученные знания и творческий опыт в процессе управленческой, преподавательской, культурно-просветительской и воспитательной деятельности; владеть: - приемами и навыками делового общения, способностью работать в коллективе; - навыками работы с библиотечными материалами, методикой поиска, систематизации и анализа изучаемого материала; - методами работы с современными электронными носителями; - иностранным языком на уровне разговорной речи и чтения со словарем; - методикой преподавания предметов изобразительного искусства; - психологическими аспектами в организационной и управленческой деятельности, в организации педагогического процесса. |
|
История Философия Иностранный язык Педагогика и психология Основы права |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
|
|
|
|
С.2** |
Математический цикл (информационные технологии) |
6-8 |
|
|
Базовая часть В результате освоения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен: знать: - современные компьютерные технологии и программное обеспечение, применяемые в книжном деле, в графическом дизайне, при моделировании изделий декоративно-прикладного искусства, при подготовке архитектурных проектов; уметь: - выбирать и применять адекватные информационные технологии для решения творческих, научно-исследовательских, педагогических, информационно-аналитических и других задач профессиональной деятельности; - выполнять при помощи цифровых технологий практическую разработку полиграфических макетов, проектов монументального и декоративно-прикладного искусства, оформление и презентацию создаваемых произведений; владеть: - навыками практического использования современных информационно-коммуникационных технологий; - навыками использования необходимых художнику и дизайнеру программных средств. |
4 |
Информационные технологии и основы архитектурного проектирования |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
|
|
|
|
С.3 |
Профессиональный цикл |
197-232 |
|
|
Базовая (общепрофессиональная) часть В результате освоения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен: знать: - основные законы композиционного построения изображения на картинной плоскости и особенности выразительных средств, характерных для изучаемых видов и техник изобразительного искусства; - художественные материалы и техники, применяемые в рисунке, живописи, скульптуре, графике, монументальном и декоративно-прикладном искусстве; - приемы построения пространства на плоскости и основы теории перспективы; - пластическую анатомию человека и животных; - о многообразии культур и цивилизаций в их взаимодействии, роли искусства в развитии общества, закономерности освоения человеком среды обитания по "законам красоты", направления и формы эстетической деятельности, концепции развития искусства; - основные этапы, эпохи, стили, направления в развитии изобразительного искусства, архитектуры, театра музыки и кино; - памятники мирового и отечественного искусства, архитектуры и культуры, имена и произведения выдающихся мастеров мирового и отечественного искусства; - технику безопасности при проведении монументальных и реставрационных работ; уметь: - применять знания законов композиции, перспективы и пластической анатомии в творческой работе; - выражать свой художественный замысел средствами изобразительного искусства; - применять на практике знания техники и технологии материалов при работе над художественном произведением, соблюдать технологические процессы; - развивать интерес к изучению истории отечественной и зарубежной культуры и искусства в образовательной, культурно-просветительской, организационно-управленческой деятельности, организовывать активный познавательный и творческий процесс; - применять знание основ безопасности жизнедеятельности; владеть: - профессиональными навыками рисунка, живописи и композиции; - технологией создания произведений станковой живописи, графики, монументального и декоративно- прикладного искусства; - методиками преподавания дисциплин изобразительного искусства; - навыками реставрации художественных произведений; - навыками общения с аудиторией и ведения дискуссий на темы искусства. |
180-190 |
Безопасность жизнедеятельности Академический рисунок Академическая живопись Графика Скульптура Монументальное искусство Декоративно-прикладное искусство Технология Основы композиции и перспективы Пластическая анатомия История искусств |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
|
|
|
|
С.4 |
Физическая культура |
2 |
|
ОК-13 |
С.5 |
Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа (практические умения и навыки определяются ООП вуза) |
28-55 |
|
|
С.6 |
Итоговая государственная аттестация |
60 |
|
|
|
Общая трудоемкость основной образовательной программы |
360 |
|
|
______________________________
* 1. Трудоемкость УЦ ООП задается с интервалом до 10 зачетных единиц.
2. Суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ ООП С.1, С.2 и С.3 должна составлять не менее 90 процентов от общей трудоемкости указанных УЦ ООП.
3. Необходимость выделения дисциплин специализации в циклах С.1, С.2 и С.3 определяется вузом, при этом в циклах С.1 и С.2 в целом на дисциплины специализации может быть выделено не более восьми процентов, а в цикле С.3 - не более 12 процентов трудоемкости базовой части соответствующего цикла.
** Наименование учебного цикла С.2 определяется с учетом особенности образовательной области, в которую входит данная специальность.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Специализация ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с ФГОС ВПО и примерной ООП подготовки специалиста.
Высшие учебные заведения обязаны обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных практических форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в активных практических формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 70 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц. По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.8. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме не менее 400 часов аудиторных занятий, при этом объем практической подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.9. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.10. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП подготовки специалиста, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.11. ООП подготовки специалистов вуза должна включать практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области рисунка, живописи, монументального и декоративно-прикладного искусства, технологии, пластической анатомии, иностранному языку, информационным технологиям, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков. Практические работы должны проводится как правило в виде исполнения реальных заказов на реальных объектах, для чего вуз обязан развивать контакты с потенциальными заказчиками.
7.12. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП подготовки специалиста, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору (модулей) и их влиянию на будущую специализацию ООП подготовки специалиста;
право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП подготовки специалиста.
7.13. Раздел ООП подготовки специалиста "Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа" является обязательным и представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
При реализации ООП подготовки специалиста по данному направлению подготовки предусматриваются учебная и производственная практики, которые могут включать следующие виды практик:
летнюю учебно-творческую (пленер), с выездом в регионы Российской Федерации;
копийную (в музеях);
ознакомительную;
педагогическую;
преддипломную.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики. По итогам аттестации выставляется оценка.
7.14. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию о достижениях в области изобразительного искусства;
участвовать в разработке и выполнении конкретных архитектурно-художественных проектов;
разрабатывать эскизы оформления изделий декоративно-прикладного искусства и участвовать в их внедрении в производство;
участвовать в разработке теоретических проблем изобразительного искусства;
выступить с докладом на конференции;
участвовать в работе научно-творческого студенческого общества.
В процессе выполнения научно-исследовательской работы и оценки ее результатов должно проводиться широкое обсуждение ее результатов в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, сформированных у обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
Результаты выполнения научно-исследовательской работы оцениваются соответствующей кафедрой вуза.
7.15. Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое высшее профессиональное образование второго уровня, как правило, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП подготовки специалиста, должна быть не менее 65 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.
К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные (в том числе спортивные) звания, Лауреаты международных и всероссийских конкурсов, Лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере, члены творческих союзов: Союза художников, Союза архитекторов, Союза дизайнеров России, а также международных творческих союзов соответствующего профиля.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины.
Не менее 70 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени, и (или) ученое звание; ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 11 процентов преподавателей.
К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла могут быть привлечены не менее 10 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, творческих союзов, предприятий и учреждений.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы в соответствующей сфере профессиональной деятельности на должностях руководителей или ведущих специалистов не менее 10 последних лет.
Общее руководство содержанием теоретической и практической подготовки по специализации должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора или кандидата наук и (или) ученое звание профессора или доцента, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. К общему руководству содержанием теоретической и практической подготовки по специализации может быть привлечен высококвалифицированный специалист в соответствующей сфере профессиональной деятельности.
Приказом Минобрнауки России от 31 мая 2011 г. N 1975 в пункт 7.16 настоящего приложения внесены изменения
7.16. ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения с выполнением установленных требований по защите информации.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете одного-двух экземпляров на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Специальная библиотека вуза должна иметь фонд нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность профильной службы министерства (ведомства) - заказчика кадров.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из пяти наименований отечественных и не менее четырех наименований зарубежных журналов.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и защите сведений, составляющих государственную тайну, а также международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Обучающимся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам: университетская информационная система (УИС) "Россия", электронные энциклопедии, словари и справочники, проблемно-ориентированные коллекции (библиотеки) оцифрованных источников.
7.17. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП подготовки специалистов утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.
Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения**.
7.18. Высшее учебное заведение, реализующее ООП подготовки специалиста, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП подготовки специалиста перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
специальные помещения для проведения практических занятий по искусству, имеющие соответствующее оборудование для выполнения учебных постановок;
помещения для лекционных занятий, практических (семинарских) занятий и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования;
помещения для проведения лекционных и практических (семинарских) занятий должны быть укомплектованы специализированной учебной мебелью и современными техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории;
Для проведения лекционных занятий предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин, учебно-методическим комплексам.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Для всех обучающихся вуз обязан обеспечить не менее 20 часов доступа к сети Интернет в год.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Для проведения занятий по декоративно-прикладному искусству вуз должен иметь необходимые печи для обжига и другое оборудование в соответствии с ООП, а также необходимое вентиляционное оборудование.
Вуз должен иметь достаточный методический и натюрмортный фонды, пособия по пластической анатомии и средства для проведения постановок с демонстраторами пластических поз из расчета - один демонстратор пластических поз на 3-4 обучающихся при портретной постановке и на 4-6 обучающихся при фигурной.
Если ООП подготовки специалиста включает дисциплины, использующие вредные химикаты и реактивы: реставрация, роспись по фарфору, ювелирное искусство и другие - то вуз должен приобретать необходимые для реализации этих программ химические реактивы и обеспечить их безопасную эксплуатацию и хранение.
VIII. Требования к оценке качества освоения основных образовательных программ подготовки специалиста
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки специалиста, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей (заказчиков кадров);
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения основных ООП подготовки специалиста должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, практические задания, практикумы, и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень сформированности компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отражениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки (специальности), соответствовать целям и задачам конкретной ООП подготовки специалиста и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником в соответствии с этими требованиями.
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы контроля качества освоения обучающимися ООП к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.
При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.
Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые оценки и взаимооценки: рецензирование обучающимися работ друг друга; оппонирование обучающимися рефератов, проектов, выпускной квалификационной работы, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из обучающихся, преподавателей и работодателей.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.
8.7. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)), которая представляет законченное творческое произведение (серию произведений) живописи и (или) графики, и (или) монументального, и (или) декоративно-прикладного искусства. Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)), а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются вузом.
При выполнении выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)) обучающийся должен показать свою способность и умение в создании художественного произведения; опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника экзаменационные вопросы и задания должны быть комплексными и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.
Вузом может быть предоставлено право сдачи выпускником государственного экзамена как вступительного экзамена в аспирантуру.
______________________________
* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280)
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2011 г. N 10 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.