Письмо МЧС РФ от 28 марта 2011 г. N 43-1242-14
Настоящее письмо фактически прекратило действие
Методические рекомендации, направленные настоящим письмом, признаны утратившими силу письмом от 15 мая 2012 г. N 43-2762-14
См. Методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, утвержденные.Минэкономразвития России и МЧС России 27 апреля, 23 марта 2012 г. N 43-2047-14
Направляем разработанные и утвержденные МЧС России и Минэкономразвития России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 "Методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов, создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями" (далее - Методические рекомендации).
Методические рекомендации от 29.12.2000 года утвержденные МЧС России, Минэкономразвития и торговли России и Российским агентством по государственным резервам, а также Уточненную рекомендованную номенклатуру запасов средств защиты населения в районах биологического, радиационного и химического заражения с учетом разработанных МЧС России в рамках Государственного оборонного заказа новых средств индивидуальной защиты" (письмо МЧС России от 29.09.2008 N 43-3366-14) считать утратившими силу.
Приложение: Методические рекомендации, на 12 стр., в 1 экз.
Главный военных эксперт |
В.П. Плай |
Методические рекомендации
по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями
(утв. МЧС РФ 31 января 2011 г., Министерством экономического развития РФ 17 марта 2011 г.)
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379, которым утверждено "Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", с целью обеспечения единого методического подхода федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к разработке и утверждению своих нормативных актов, устанавливающих номенклатуру, объемы и сроки создания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее - запасы).
2. Запасы создаются для первоочередного обеспечения населения в военное время, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оснащения спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий.
3. Запасы создаются заблаговременно в мирное время в резервах (запасах) материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организациях, в которых в установленном порядке назначаются должностные лица, в обязанности которых входит их учет, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению.
4. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации определяют номенклатуру и объемы создаваемых запасов, создают и содержат их, а также осуществляют контроль за их использованием.
5. Созданные запасы хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Складские помещения, используемые для хранения запасов, должны удовлетворять соответствующим требованиям нормативной технической документации (стандартам, ГОСТам, техническим условиям и т.д.). Требования к складским помещениям, а также к порядку накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Правовыми основами организации создания запасов являются Федеральные законы от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г., N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", от 10 ноября 1996 г. N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и издаваемые в соответствии с ними нормативные документы МЧС России.
7. МЧС России осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за накоплением, хранением и использованием запасов.
8. Финансирование накопления, хранения, использования, освежения запасов, содержания, ремонта и охраны складов, оплата работ, связанных с перемещением, консервацией, проведением лабораторных испытаний и технических проверок осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
II. Порядок определения номенклатуры и объемов создаваемых запасов
1. Номенклатура и объем создаваемых запасов определяются создающими их органами, организациями исходя из:
возможного характера военных действий на территории Российской Федерации;
величины вероятного ущерба объектам экономики и инфраструктуры от ведения военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
потребности в запасах в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
норм минимально необходимой достаточности запасов;
природных, экономических и иных особенностей территорий.
При этом должно учитываться и планируемое к эвакуации на данную территорию население из другого региона (регионов).
2. Запасы создаются для обеспечения:
спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны исходя из табелей (норм) их оснащенности;
аварийно-спасательных формирований и спасательных служб - исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
защиты рабочих, служащих и населения - исходя из прогнозируемых условий жизнедеятельности в военное время и характера опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3. Номенклатура запасов должна включать:
в районах ожидаемого затопления - индивидуальные спасательные средства (спасательные жилеты, спасательные круги), лодки и другие средства (Приложение 1);
в районах химического и биологического заражения - средства индивидуальной защиты, индивидуальные противохимические пакеты, приборы химической и биологической (бактериологической) разведки и контроля, оборудование и средства для дегазации, дезинфекции и другие средства (Приложение 2);
в районах радиационного заражения (загрязнения) - средства индивидуальной защиты, приборы радиационной разведки и контроля, оборудование и средства дезактивации и другие средства (Приложение 2);
в районах ожидаемых пожаров - средства индивидуальной защиты при пожаре, запасы противопожарных средств, емкости для запасов воды и другие средства (Приложение 3).
4. Номенклатура средств коллективной защиты населения должна включать средства оборудования (укомплектования) защитных сооружений, в т.ч. быстровозводимых и простейших укрытий (строительные материалы, комплектующее оборудование, аптечки, индивидуальные медицинские пакеты, запасы медикаментов и воды и т.д.).
5. При определении номенклатуры и объемов запасов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций учитываются имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при этом количество противогазов увеличивается на 5% от общей потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.
6. При расчетах потребных объемов материальных средств для населения необходимо учитывать количество детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
7. Для эвакуируемого населения должно предусматриваться создание запасов средств индивидуальной защиты для обеспечения работы сборных эвакуационных пунктов, а также на пунктах посадки на автотранспорт вблизи химически и радиационно опасных объектов.
8. Материально-технические средства для строительства защитных сооружений, в т.ч. быстровозводимых убежищ, не накапливаются, а их поставка обеспечивается в соответствии с планами обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны в составе мобилизационных планов экономики.
9. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации на основе вариантов возможного развития обстановки в мирное и военное время прогнозируют и рассчитывают количество населения, которое может быть подвергнуто опасностям, возникающим при ведении военных действиях или вследствие этих действий, при возникновении чрезвычайных ситуаций и для которого необходима та или иная защита и (или) вид обеспечения. При этом должно учитываться и планируемое к эвакуации на данную территорию население из другого региона (регионов).
10. Выбор конкретной марки (модели) средств индивидуальной защиты для создания запасов осуществляется по результатам прогнозирования поражающих факторов возникающих при ведении военных действиях или вследствие этих действий и чрезвычайных ситуациях радиационного, химического и биологического характера, развивающихся по наиболее опасным сценариям, с учетом основных характеристик средств индивидуальной защиты (времени защитного действия при различных концентрациях радиоактивных и опасных химических веществ и биологических средств, эргономических свойств, массогабаритных характеристик, показателей надежности и т.д.) и их оптимального сочетания. При этом средство индивидуальной защиты должны гарантированно исключать риск поражения человека в течение времени, необходимого для проведения первоочередных (эвакуационных) мероприятий и по возможности быть универсальными по назначению и защитным свойствам.
11. Выбор конкретной марки (модели) технических средств радиационной, химической и биологической разведки и радиационного и химического контроля для создания запасов осуществляется с учетом выполняемых задач и основных характеристик технических средств радиационной, химической и биологической разведки и контроля (параметры (диапазоны) измерения (определения) качественных и количественных характеристик радиоактивных и опасных химических веществ и биологических средств и т.д.). При этом технические средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля должны гарантированно функционировать в условиях поражающих факторов возникающих при ведении военных действиях или вследствие этих действий и чрезвычайных ситуациях радиационного, химического и биологического характера и определять (в зависимости от выполняемых задач): границы зон (зоны) радиоактивного, химического и биологического заражения (загрязнения); дозы облучения и степень заражения (загрязнения) зданий, сооружений, техники и территорий радиоактивных и опасных химических веществ и биологических средств и т.д.
III. Проверка качественного состояния запасов
1. Проверка качественного состояния запасов при приеме и в процессе хранения проводится методом выборочного или сплошного контроля.
Выборочный и сплошной контроль качественного состояния запасов осуществляется двумя методами:
осмотра тары (упаковки) и находящихся в ней средств индивидуальной защиты и приборов радиационной, химической разведки и контроля, с определением его технического состояния по внешнему виду;
проведения периодических испытаний запасов (поверка приборов радиационной, химической разведки и контроля и лабораторные испытания средств индивидуальной защиты).
2. Проведение периодических испытаний (поверки) запасов контролируется территориальными органами МЧС России по субъектам Российской Федерации и осуществляется испытательными (поверочными) лабораториями и другими уполномоченными организациями.
Испытательные (поверочные) лаборатории и другие уполномоченные организации должны иметь соответствующие лицензии и аккредитацию для подтверждения соответствия запасов требованиям нормативной технической документации (стандартам, ГОСТам, техническим условиям и т.д.);
3. Организации, на балансе которых находятся запасы, организуют проведение своевременного отбора образцов со складов и доставку их для проведения лабораторных испытаний (поверок).
4. Лабораторные испытания средств индивидуальной защиты проводятся: первый раз за шесть месяцев до истечения гарантийного срока хранения, второй раз через пять лет после истечения гарантийного срока хранения, далее - один раз в два года.
Если при лабораторных испытаниях отобранных образцов, хотя бы по одному показателю будет получен отрицательный результат, необходимо провести повторные испытания по удвоенному количеству образцов.
Если при этом будет получен положительный результат, то партию следует считать соответствующей техническим условиям, а освежению и замене подлежат только образцы, отобранные на испытания.
Если при повторных лабораторных испытаниях по удвоенному количеству противогазовых коробок будет получен отрицательный результат, вся заводская партия противогазов подлежит списанию ввиду утраты защитных и эксплуатационных свойств на основании акта лабораторных испытаний.
5. Основанием для продления срока хранения запасов или их списания является акт лабораторных испытаний (поверки). В акте лабораторных испытаний (поверки) запасов должны указываться: формулярные данные испытанных (поверенных) партий; даты испытаний и номера анализов; количество образцов (проб), подвергнутых испытаниям; результаты испытаний (поверки) по всем показателям; выводы о качестве каждой в отдельности партии, заключение испытательного (поверочного) органа.
6. Если запасы по результатам лабораторных испытаний (поверки) признаны непригодными для эксплуатации и не подлежат ремонту, то они подлежат списанию ввиду утраты защитных и эксплуатационных свойств. При этом результаты испытаний (поверки) записываются в формуляр (паспорт) или складской формуляр.
7. Списание запасов утративших защитные и эксплуатационные свойства, производится по решению руководителей органов, организаций создающих запасы на основании актов лабораторных испытаний (поверки). При этом должно производиться своевременное освежение и замена запасов взамен списанных.
IV. Порядок контроля организации хранения запасов
1. Организационно-методическое руководство и контроль за организацией создания и хранения запасов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций осуществляется МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами МЧС России.
2. Предметом контроля является состояние работы по вопросам создания, хранения, освежения, проведения периодических лабораторных испытаний, технического обслуживания и планирования использования по предназначению запасов.
3. Основными вопросами контроля являются:
выполнение требований по разработке организационных и планирующих документов по созданию хранению и содержанию запасов.
выполнение требований по оборудованию складов (хранилищ) и размещению в них запасов;
содержание и техническое обслуживание запасов;
состояние учета и отчетности по запасам;
готовность к выдаче запасов.
4. Должностные лица, назначенные для проверки, обязаны изучить требования нормативных и руководящих документов в области хранения и содержания запасов, а также проверить и произвести анализ отчетных документов в проверяемом органе, организации:
сведения о накоплении запасов;
сведения о накоплении складской площади для хранения запасов;
планы выдачи запасов;
акты на закладку и списания запасов за отчетный период и текущий год;
акты инвентаризации запасов за текущий и предыдущие годы и другие руководящие (директивные) документы по вопросам хранения и содержания запасов.
5. По результатам проверки, комиссией проверяемого органа, в установленном порядке составляется акт.
На основании утвержденного акта разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и доводит выписки из плана до соответствующих исполнителей.
V. Организация планирования выдачи запасов
1. Планирование выдачи запасов для использования по предназначению осуществляется в мирное время и при введении степеней готовности.
2. Выдача из запасов осуществляется:
детям до 1,5 лет - камеры защитные детские или другие средства индивидуальной защиты из расчета на 100% от их общей потребности;
детям от 1,5 до 17 лет, неработающему населению, рабочим (служащим) продолжающих производственную деятельность в военное время в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне - средства индивидуальной защиты органов дыхания из расчета на 100% от их общей потребности;
населению, проживающему в населенных пунктах, расположенных в тридцати километровой зоне от АЭС (дополнительно) - респираторы из расчета на 100% от их общей потребности;
работникам, работающим в мирное и (или) военное время на химически опасных объектах - дополнительные патроны к противогазам гражданским фильтрующим (при необходимости) если имеющиеся средства индивидуальной защиты органов дыхания не обладают требуемыми защитными характеристиками;
Для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется выдача медицинских средств индивидуальной защиты:
в военное время из расчета на 100% от их общей потребности;
в мирное время - на 30% от их общей потребности.
Для спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб - средства индивидуальной и медицинской защиты и приборы радиационной, химической разведки и контроля (в соответствии с табелями оснащения);
3. Выдача из запасов средств индивидуальной защиты для использования по предназначению осуществляется в соответствии с Планом распределения и выдачи средств индивидуальной защиты предназначенных для использования в военное время, а также в мирное время при возникновении чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями (в дальнейшем именуется План).
4. Для разработки Плана используются следующие исходные данные:
статистические данные о численности населения субъекта Российской Федерации, в том числе по возрастным категориям;
сведения о наличии имущества в запасах;
расчет потребности в средствах индивидуальной защиты для обеспечения населения, рабочих и служащих;
сведения о выделении сил и средств (погрузочно-разгрузочные команды и автотранспорт по количеству и маркам) для обеспечения погрузки и вывоза средств индивидуальной защиты со складов на пункты выдачи;
сведения о количестве и возможностях пунктов выдачи средств индивидуальной защиты и местах их размещения в городах и районах;
расчеты времени: на погрузку имущества со складов на автотранспорте организаций, независимо от форм собственности, доставку имущества от складов на пункты выдачи и выдачу средств индивидуальной защиты населению с пунктов (время движения автотранспортных колонн, погрузки имущества на автотранспорт и разгрузки на пунктах выдачи, возможности погрузочно-разгрузочных команд, количество и грузоподъемность автотранспорта и временные показатели);
возможности складов (хранилищ) по выдаче средств индивидуальной защиты получателю в установленные сроки (наличие погрузочных команд, средств малой механизации эстакад, аварийного освещения, состояние подъездных путей к складам, хранилищам и другие показатели).
5. План, разработанный в полном объеме утверждается решением руководителя органа (организации) создающего запасы.
6. Распределение и выдача средств индивидуальной защиты по номенклатуре и количеству получателям городов и районов производится пропорционально, исходя из наличия средств индивидуальной защиты на складах и потребностей населения.
Приложение 1
Рекомендуемая номенклатура запасов средств защиты населения в районах затопления
N п/п |
Наименование материальных средств |
Единица измерения |
Количество, (норматив) |
1. |
Лодки десантные |
|
|
2. |
Надувные плоты десантные |
|
|
3. |
Надувные лодки |
|
|
4. |
Шлюпки спасательные |
|
|
5. |
Понтоны |
|
|
6. |
Моторы лодочные подвесные |
|
|
7. |
Легкое водолазное снаряжение |
|
|
8. |
Воздушные изолирующие дыхательные аппараты с запасными баллонами |
|
|
9. |
Пакеты перевязочные медицинские |
|
|
10. |
Аптечки индивидуальные |
|
|
11. |
Сумки санитарные |
|
|
12. |
Носилки санитарные |
|
|
13. |
Спасательные жилеты |
|
|
14. |
Спасательные круги |
|
|
15. |
Спасательные веревки |
|
|
Приложение 2
Рекомендуемая номенклатура
запасов средств защиты населения в районах биологического, радиационного и химического заражения
N п/п |
Наименование материальных средств |
Единица измерения |
Количество, (норматив) |
1. |
Противогазы гражданские фильтрующие |
|
|
2. |
Дополнительные патроны к противогазам гражданским фильтрующим (при необходимости) |
|
|
3. |
Респираторы универсальные |
|
|
4. |
Изолирующие средства защиты органов дыхания |
|
|
5. |
Средства индивидуальной защиты органов дыхания для детей дошкольного возраста |
|
|
6. |
Средства индивидуальной защиты органов дыхания для обучающихся |
|
|
7. |
Камеры защитные детские |
|
|
8. |
Самоспасатели фильтрующие |
|
|
9. |
Защитные комплекты |
|
|
10. |
Костюмы легкие пылезащитные |
|
|
11. |
Комплекты для защиты от воздействия поражающих факторов ядерного оружия (радиации, ЭМИ и т.д.), БТХВ, АХОВ и вредных факторов пожара. |
|
|
12. |
Изолирующие комплекты с вентилирующим подкостюмным пространством |
|
|
13. |
Приборы радиационной разведки в комплекте |
|
|
14. |
Приборы химической разведки в комплекте |
|
|
15. |
Приборы дозиметрического контроля в комплекте |
|
|
16. |
Полевые химические лаборатории в комплекте |
|
|
17. |
Индикаторные трубки к приборам (при необходимости) |
|
|
18. |
Комплекты индивидуальные медицинские гражданской защиты |
|
|
19. |
Индивидуальные противохимические пакеты |
|
|
20. |
Дегазирующие и дезинфицирующие вещества и растворы |
|
|
Приложение 3
Рекомендуемая номенклатура средств защиты населения в районах ожидаемых пожаров
N п/п |
Наименование материальных средств |
Единица измерения |
Количество, (норматив) |
1. |
Насосы пожарные шестеренные навесные производительностью не менее 600 л/мин |
|
|
2. |
Пожарные мотопомпы |
|
|
3. |
Рукава пожарные |
|
|
4. |
Огнетушители |
|
|
5. |
Аварийно-спасательный инструмент |
|
|
6. |
Электро(бензо)пилы |
|
|
7. |
Ломы обыкновенные |
|
|
8. |
Механизмы тяговые монтажные |
|
|
9. |
Лебедки ручные |
|
|
10. |
Лопаты саперные |
|
|
11. |
Лебедки рычажные |
|
|
12. |
Домкраты |
|
|
13. |
Топоры |
|
|
14. |
Киркомотыги |
|
|
15. |
Резчики (бензорезы) |
|
|
16. |
Каски защитные с ударно-прочным щитком |
|
|
17. |
Комплекты защитной одежды пожарного |
|
|
18. |
Комплекты для защиты от воздействия поражающих факторов ядерного оружия (радиации, ЭМИ и т.д.), БТХВ, АХОВ и вредных факторов пожара. |
|
|
19. |
Противогазы гражданские фильтрующие |
|
|
20. |
Дополнительные патроны к противогазам гражданским фильтрующим (при необходимости) |
|
|
21. |
Воздушные изолирующие дыхательные аппараты с запасными баллонами |
|
|
22. |
Самоспасатели фильтрующие |
|
|
23. |
Респираторы универсальные |
|
|
24. |
Защитные комплекты |
|
|
|
Комплекты индивидуальные медицинские гражданской защиты |
|
|
Заместитель Министра |
О.Г. Савельев |
Главный военный эксперт |
П.В. Плат |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо МЧС РФ от 28 марта 2011 г. N 43-1242-14
Текст письма официально опубликован не был
Настоящее письмо фактически прекратило действие
Методические рекомендации, направленные настоящим письмом, признаны утратившими силу письмом от 15 мая 2012 г. N 43-2762-14