Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 161002 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов (квалификация (степень) "специалист")
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 65)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалиста по направлению подготовки (специальности) 161002 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО |
- |
высшее профессиональное образование; |
ООП |
- |
основная образовательная программа; |
ОК |
- |
общекультурные компетенции; |
ПК |
- |
профессиональные компетенции; |
ПСК |
- |
профессионально-специализированные компетенции; |
УЦ ООП |
- |
учебный цикл основной образовательной программы; |
ФГОС ВПО |
- |
федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. |
III. Характеристика направления подготовки (специальности)
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
Наименование ООП |
Квалификация (степень) |
Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой государственной аттестации |
Трудоемкость (в зачетных единицах) |
|
Код в соответствии с принятой классификацией ООП |
Наименование |
|||
ООП подготовки специалиста |
65 |
специалист |
5 лет |
300* |
______________________________
* Трудоемкость ООП по очной форме обучения в среднем за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) форме, а также в случае сочетания различных форм получения образования при реализации ООП подготовки специалиста могут увеличиваться на один год, по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
Иные нормативные сроки освоения ООП подготовки специалиста устанавливаются Правительством Российской Федерации.
IV. Характеристика профессиональной деятельности специалиста
4.1. Область профессиональной деятельности специалистов включает в себя:
летную (в том числе летно-техническую) эксплуатацию авиационных комплексов и их применение для решения задач по предназначению;
взаимодействие летных экипажей с системой организации воздушного движения и авиационных инфраструктур;
обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности при эксплуатации авиационных комплексов.
4.2. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются:
авиационные комплексы и их применение для решения задач по предназначению;
элементы системы организации воздушного движения и процессы использования воздушного пространства;
авиационная инфраструктура и процессы ее эксплуатации;
процессы обеспечения безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности;
процессы организации и проведения поисковых и аварийно-спасательных работ.
4.3. Специалист по направлению подготовки (специальности) 161002 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
эксплуатационно-технологическая;
организационно-управленческая;
научно-исследовательская;
учебно-тренировочная и методическая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей (заказчиками подготовки кадров).
По окончании обучения по направлению подготовки (специальности) 161002 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов наряду с квалификацией (степенью) "специалист" присваивается специальное звание летчика или штурмана в зависимости от специализации подготовки.
4.4. Специалист по направлению подготовки (специальности) 161002 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
в области эксплуатационно-технологической деятельности:
эксплуатация авиационных комплексов в соответствии с нормативной документацией;
эксплуатация объектов авиационной инфраструктуры в соответствии с требованиями воздушного законодательства, федеральных авиационных правил и нормативных правовых актов Российской Федерации;
контроль за соблюдением норм летной годности и обеспечения безопасности полетов при эксплуатации авиационной техники;
организация и обслуживание воздушного движения;
организация и проведение мероприятий по обеспечению безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности;
организация и обеспечение экологической безопасности эксплуатации воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры;
организация, обеспечение и выполнение поисковых и аварийно-спасательных работ;
выполнение мероприятий по расследованию авиационных происшествий и инцидентов;
в области организационно-управленческой деятельности:
организация работы коллектива исполнителей, выбор, обоснование, принятие и реализация управленческих решений в условиях недостаточности информации и времени;
подготовка на основе всестороннего анализа исходных данных для выбора и обоснования управленческих и технических решений;
организация безопасной эксплуатации авиационных комплексов и объектов авиационной инфраструктуры;
организация мероприятий по повышению квалификации авиационного персонала;
в области научно-исследовательской деятельности:
информационный поиск и анализ информации по объектам исследований в профессиональной деятельности;
организация и проведение наблюдений и измерений, составление их описания;
анализ, обобщение и систематизация исходных данных, проведение необходимых расчетов с использованием современных средств вычислительной техники;
обработка результатов исследований и формулировка выводов;
разработка рациональных вариантов решения задач в условиях многокритериальности и неопределенности, планирование реализации решений;
в области учебно-тренировочной и методической деятельности:
организация и проведение всех видов профессиональной подготовки с авиационным персоналом;
разработка методических документов в области профессиональной деятельности;
контроль профессиональных знаний и навыков авиационного персонала.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста
5.1. Выпускник должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью представлять и оценивать современную картину мира на основе целостной системы естественно-научных и математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия и культуры (ОК-1);
владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-2);
способностью к научному анализу социально значимых явлений и процессов, политических событий и тенденций, пониманию движущих сил и закономерностей исторического процесса, восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социальных знаний в профессиональной и общественной деятельности, ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-3);
способностью к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни, владением методами пропаганды научных достижений (ОК-4);
наличием твердой гражданской позиции, проявлением любви к своей стране и готовностью ее защищать (ОК-5);
владением письменной и устной речью на государственном языке Российской Федерации, умением вести дискуссию и полемику, способностью и готовностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания, владением одним из иностранных языков как средством социокультурного и профессионального общения (ОК-6);
способностью к поиску, переработке и передаче актуальной информации из различных источников, умением использовать современные информационные компьютерные технологии (ОК-7);
способностью к социально-культурному взаимодействию на основе принятых морально-этических и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре, способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества, применять методы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-8);
пониманием роли физкультуры и спорта в профессионально-личностном развитии, способностью применять методы физической культуры для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-9);
стремлением к самосовершенствованию, способностью планировать и организовывать самостоятельную познавательную деятельность, применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, способностью к перемене сферы профессиональной деятельности (ОК-10);
обладанием адекватной самооценкой, высоким самоконтролем, способностью к критическому переосмыслению своего профессионального и социального опыта (ОК-11);
наличием навыков работы в коллективе и руководства им, способностью проявлять инициативу, брать на себя ответственность в ситуациях риска (ОК-12);
пониманием роли охраны окружающей среды и рационального природопользования, владением основными методами защиты личного состава и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-13);
пониманием значимости своей профессии и готовностью применять полученные знания и приобретенные навыки в будущей практической деятельности (ОК-14);
готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности необходимого для обеспечения полноценной профессиональной деятельности (ОК-15).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способностью самостоятельно приобретать новые знания и умения и использовать их в сфере профессиональной деятельности (ПК-1);
способностью понимать и решать научно-технические, правовые и экономические проблемы в сфере профессиональной деятельности (ПК-2);
способностью понимать сущность и значение информации, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ПК-3);
готовностью применять знания нормативных документов, регламентирующих обеспечение безопасности в сфере профессиональной деятельности (ПК-4);
способностью применять основные естественнонаучные законы при решении профессиональных задач (ПК-5);
способностью использовать пакеты прикладных программ при решении профессиональных задач (ПК-6);
владением основными методами защиты персонала, населения и окружающей среды при эксплуатации авиационных комплексов и при возможных чрезвычайных ситуациях (ПК-7);
способностью решать профессиональные задачи с использованием английского языка (ПК-8);
способностью использовать современные средства и методы проведения измерений (ПК-9);
способностью решать прикладные инженерно-геометрические задачи и оформлять техническую документацию согласно Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) (ПК-10);
готовностью осуществлять контроль соответствия оформляемой технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ПК-11);
в области эксплуатационно-технологической деятельности:
способностью эксплуатировать авиационные комплексы в мирное и военное время в соответствии с нормативной документацией (ПК-12);
способностью эксплуатировать объекты авиационной инфраструктуры в соответствии с требованиями воздушного законодательства, федеральных авиационных правил и нормативных правовых актов Российской Федерации (ПК-13);
способностью организовывать и обслуживать воздушное движение (ПК-14);
способностью организовывать и проводить мероприятия по обеспечению безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности (ПК-15);
способностью организовывать, обеспечивать и выполнять поисковые и аварийно-спасательные работы (ПК-16);
способностью к выполнению мероприятий по расследованию авиационных происшествий и инцидентов (ПК-17);
способностью осуществлять взаимодействие со службами, обеспечивающими полеты воздушных судов (ПК-18);
способностью оценивать возможности выполнения задачи в зависимости от внешних условий и характеристик воздушного судна в процессе эксплуатации (ПК-19);
в области организационно-управленческой деятельности:
способностью организовывать работу коллектива исполнителей, выбирать, обосновывать, принимать и реализовывать управленческие решения в условиях дефицита информации и времени (ПК-20);
способностью организовывать безопасную эксплуатацию авиационных комплексов и объектов авиационной инфраструктуры (ПК-21);
способностью организовывать мероприятия по повышению квалификации авиационного персонала (ПК-22);
способностью и готовностью рассчитывать и оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-23);
способностью принимать решение на выполнение полета и оценивать уровень его безопасности на основе всестороннего анализа факторов (ПК-24);
способностью составлять и использовать документы аэронавигационной информации (ПК-25);
в области научно-исследовательской деятельности:
владением навыками информационного поиска и анализа информации по объектам исследований в профессиональной деятельности (ПК-26);
способностью организовывать и проводить наблюдения и измерения, составлять их описания (ПК-27);
способностью анализировать, обобщать и систематизировать исходные данные, проводить необходимые расчеты с использованием современных средств вычислительной техники (ПК-28);
способностью обрабатывать результаты исследований и формулировать выводы (ПК-29);
способностью использовать математические, имитационные и полунатурные модели, позволяющие прогнозировать свойства объектов и процессы профессиональной деятельности (ПК-30);
способностью проводить эксперименты по заданной методике и анализировать полученные результаты (ПК-31);
способностью оценивать современные тенденции развития авиационных комплексов (ПК-32);
в области учебно-тренировочной и методической деятельности:
способностью организовывать и проводить все виды профессиональной подготовки с авиационным персоналом (ПК-33);
умением разрабатывать методические документы в области профессиональной деятельности (ПК-34);
способностью контролировать знания и навыки авиационного персонала (ПК-35);
профессионально-специализированными компетенциями:
Специализация N 1 "Летная эксплуатация авиационных комплексов":
готовностью к летной эксплуатации авиационных комплексов (ПСК-1.1);
способностью оценивать и прогнозировать влияние эксплуатационных факторов на летно-технические характеристики авиационных комплексов (ПСК-1.2);
способностью контролировать соблюдение нормативных требований по сохранению исправности (летной годности) и безопасности полетов при эксплуатации авиационных комплексов (ПСК-1.3);
готовностью решать задачи воздушной навигации (ПСК-1.4).
Специализация N 2 "Летное применение авиационных навигационных комплексов":
готовностью к летному применению авиационных навигационных комплексов (ПСК-2.1);
способностью осуществлять инженерно-штурманские расчеты (ПСК-2.2);
способностью решать штурманские задачи обеспечения безопасности полета (ПСК-2.3);
способностью использовать наземные системы навигации и связи (ПСК-2.4);
способностью оценивать навигационные условия полета, рассчитывать последствия принимаемых решений (ПСК-2.5);
способностью организовывать работу по штурманской подготовке к выполнению поставленных задач (ПСК-2.6).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста
6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл
и разделов:
физическая культура (физическая подготовка - для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах);
учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) дальнейшего продолжения обучения по программам послевузовского профессионального образования (адъюнктура, аспирантура).
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История Отчества", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, содержание и результаты освоения данной дисциплины проектируются в интересах военно-профессиональной (служебной) деятельности выпускников.
Таблица 2
Структура ООП подготовки специалиста
Код УЦ ООП |
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения |
Трудоемкость (зачетные единицы)*(1) |
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий |
Коды формируемых компетенций |
С.1 |
Гуманитарный, социальный и экономический цикл |
40-45*(2) |
|
|
Базовая часть |
35-38*(2) |
История Отечества |
||
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные закономерности исторического процесса; основные этапы исторического развития России; основополагающие понятия, термины и категории исторической науки; методы и источники изучения истории; место и роль России в истории человечества и в современном мире; основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем; многообразие форм человеческого знания; структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию; теорию права и государства, ее сущность, системы права и особенности их функционирования; основы правового статуса человека в обществе; основные права, свободы и обязанности гражданина Российской Федерации; механизм реализации прав и свобод человека и гражданина; источники российского права; нормы права и нормативные правовые акты; основные особенности российской правовой системы и российского законодательства; структуру и функции органов государственной власти Российской Федерации; законы, постановления, распоряжения, приказы и другие нормативные правовые документы, касающиеся будущей профессиональной деятельности; основы трудового законодательства; историю экономических учений; основные категории и законы экономики; базовые теории и методы микро- и макроэкономики; типы экономических систем и основные экономические институты; суть экономических моделей; систему макроэкономических показателей; элементы централизованной и рыночной систем в смешанной экономике; характерные признаки переходной экономики; суть либерализации, структурных и институциональных преобразований; основные категории и понятия психологической и педагогической наук; основные психические функции человека и их физиологические механизмы; основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии малых групп; основные этапы развития, закономерности и принципы психологии; особенности психологии летного труда; объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах; основные социологические понятия и категории; разновидности и характерные особенности социальной структуры общества; сущность и механизмы социальной мобильности; природу, классификацию и закономерности формирования социальных связей; движущие силы и содержание социализационного процесса, специфику профессиональной социализации; основные социальные институты и организации; источники социального напряжения, социальных конфликтов; основы методики социологических исследований и основные методы сбора данных; способы представления данных социологических исследований; эстетические ценности, их значение в повседневной жизни; основы теории культуры; исторические и региональные типы культур, их динамику развития; разновидности политических систем и режимов; сущность политической культуры; особенности мирового политического процесса и системы защиты национально- государственных интересов России в новой геополитической ситуации; особенности артикуляции звуков, интонации и ритма нейтральной речи в английском языке; лексический минимум в объеме, необходимом для общения в ситуациях учебной, повседневной и моделируемой профессиональной деятельности; грамматический минимум, включающий основные морфологические категории, способы словообразования, грамматические структуры, характерные для устной и письменной речи; основные виды речевой деятельности, формы речевого общения и стили речи; культуру и традиции страны изучаемого языка, правила речевого этикета; основные источники информации на иностранном языке (словарно-справочная литература, периодические издания, ресурсы Интернет); основы литературного языка и речестилистические нормы; языковые средства и структурно-смысловые особенности текстов разных функционально-семантических типов; уметь: анализировать и оценивать социальную информацию; планировать свою деятельность с учетом результатов анализа информации; объективно оценивать формы организации и эволюцию государственного, общественного устройства России на различных этапах ее развития; формировать научное мировоззрение, системные знания о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека; правильно оперировать терминами и определениями, содержащимися в нормативных правовых актах; правильно применять правовые нормы в профессиональной деятельности; ориентироваться в общей политике государства и принципах правового регулирования общественных отношений; находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики; определять психологическую сущность возникающих в профессиональной деятельности проблем; понимать и правильно оценивать характеристики социальной среды; использовать социологические данные в своей профессиональной деятельности; выявлять источники социального напряжения и причины социальных конфликтов, определять пути их урегулирования; ориентироваться среди многообразия эстетических ценностей; охарактеризовывать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества; выражать разнофункциональные коммуникативные намерения с учетом коммуникативных задач, сфер, ситуаций и способов общения; поддерживать устные речевые контакты на иностранном языке в сфере бытовой и профессиональной коммуникации; читать тексты по широкому и узкому профилю специальности с целью получения информации; реферировать и аннотировать иноязычные тексты общенаучного и военно-прикладного характера; выступать с подготовленным сообщением (докладом) по изученным темам; заполнять анкеты, составлять частные и деловые письма, автобиографию, резюме; пользоваться современными источниками информации на иностранном языке для самообразования; использовать языковые средства в зависимости от содержания, целей, задач, адресата, формы и условий общения; использовать основные приемы поиска литературы и виды вспомогательных материалов; использовать речевые нормы учебной и научной сфер деятельности; разрабатывать план и текст публичного выступления; владеть: навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики; навыками критического восприятия информации, аргументированного изложения собственной точки зрения; культурными навыками здорового образа жизни; навыками самостоятельного анализа и интерпретации нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность; методами анализа содержания социально-экономической политики государства и системы мер по социальной защите населения; навыками самоконтроля, самообладания и саморегуляции своего психического состояния; понятийно-категориальным аппаратом педагогической науки; основными социологическими категориями; методикой использования социологических данных в своей профессиональной деятельности; основами устно-речевого общения на английском языке в форме диалогической и монологической речи в пределах изученной тематики; техникой чтения вслух, навыками и умениями ознакомительного и изучающего чтения по широкому и узкому профилю специальности; приемами самостоятельной работы по изучению языка с использованием словарно-справочной и учебно-методической литературы. |
|
|||
Философия | ||||
Иностранный язык | ||||
Правоведение | ||||
Политология | ||||
Социология | ||||
Экономика | ||||
Психология и педагогика | ||||
Культурология | ||||
Русский язык и культура речи | ||||
|
|
|||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
2-10 |
|
|
|
С.2 |
Математический и естественнонаучный цикл |
35-40 |
|
|
Базовая часть |
30-33 |
Математика |
||
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, аналитической геометрии, теории функций комплексного переменного, теории множеств и математической логики, дифференциальных уравнений, теории вероятности и математической статистики; аналитические и численные методы решения алгебраических и обыкновенных дифференциальных уравнений; математические модели простейших систем и процессов; вероятностные модели для конкретных процессов и проводить необходимые расчеты в рамках построенной модели; характеристики технических и программных средств реализации информационных технологий, методы решения функциональных и вычислительных задач, основные процедуры алгоритмизации и программирования, базы данных; основные понятия, законы и модели механики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, молекулярной физики и термодинамики; методы теоретического и экспериментального исследования в физике; химические свойства материалов, применяемых в авиастроении; основные электрохимические процессы; свойства горючих веществ, окислителей и электролитов, применяемых при эксплуатации воздушных судов; методы теоретического и экспериментального исследования; меры безопасности при работе с химическими реактивами; основные понятия и законы экологии, закономерности процессов, протекающих в окружающей природной среде; методы теоретического и экспериментального исследования в экологии; требования экологии по защите окружающей среды; основные закономерности функционирования биосферы и человека, глобальные проблемы окружающей среды и экологические принципы рационального использования природных ресурсов, технические средства и технологии; принципы рационального природопользования; средства и способы обеспечения экологической безопасности различных видов деятельности; уметь: решать алгебраические уравнения и обыкновенные дифференциальные уравнения; рассчитывать основные числовые характеристики случайных величин, решать основные задачами математической статистики; решать уравнения и системы дифференциальных уравнений применительно к реальным процессам; решать основные уравнения математической физики; использовать вычислительную технику и стандартные пакеты прикладных программ для решения практических задач на персональной электронно-вычислительной машине (ПЭВМ); оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов физики; использовать основные приемы обработки экспериментальных данных; решать уравнения применительно к реальным физическим процессам; использовать вычислительную технику и стандартные пакеты прикладных программ для решения практических задач на ПЭВМ; составлять и анализировать химические уравнения; грамотно эксплуатировать химические источники электрической энергии; защищать от коррозии материалы летательных аппаратов; различать марки топлив и горюче-смазочных материалов, применяемых при эксплуатации воздушных судов; проводить экспресс-анализ применяемого топлива и горюче-смазочных материалов; осуществлять природоохранные мероприятия в повседневной деятельности; определять значимость экологических факторов в процессе своей профессиональной деятельности; работать с нормативной, научно-технической документацией и справочной литературой по вопросам обеспечения экологической безопасности различных видов деятельности; владеть: математической символикой для записи и чтения математических выражений; элементами математического анализа, аналитической геометрии, линейной алгебры; методами решения систем дифференциальных и алгебраических уравнений, основными методами теории вероятности и математической статистики; навыками применения стандартных программных средств на базе физических, математических моделей применительно к конкретным задачам; навыками проведения физических измерений и корректной оценки их погрешностей; методами химической идентификации и определения веществ; методами выбора рационального способа снижения воздействия на окружающую среду; методами презентационных материалов, системами управления базами данных, графическими редакторами. |
|
Информатика |
||
|
Физика |
|||
|
Химия |
|||
|
Экология |
|||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
2-10 |
|
|
|
С.3 |
Профессиональный цикл*(3) |
150-160 |
|
|
Базовая (общепрофессиональная) часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: методы образования комплексных чертежей и аксонометрических проекций геометрических объектов; стандарты ЕСКД по выполнению и оформлению технической документации; основные понятия и законы механики; механические характеристики материалов и методы расчета на прочность; основные виды механизмов и деталей машин; связи различных разделов механики с другими общенаучными инженерными дисциплинами; основные виды механизмов, их классификацию, функциональные возможности и области применения; основные свойства современных металлических и неметаллических материалов и критерии их оценки; способы повышения прочности и долговечности металлов и сплавов; материалы, применяемые при создании воздушных судов и двигателей; основные способы и технологии изготовления и обработки деталей и узлов воздушных судов и двигателей; основные понятия и законы электрических и магнитных цепей; основные свойства, характеристики и методы расчета электрических и магнитных цепей при установившихся и переходных режимах; назначение, устройство, принцип работы, конструктивные особенности авиационных электрических машин и электромагнитных устройств; основы электронной техники, физические основы электроники, принципы действия полупроводниковых и электронных приборов; конструкцию и принцип действия электроизмерительных приборов наиболее распространенных систем; сущность принципов воспроизведения физических величин и передачи их размеров; принципы измерения физических величин; причины возникновения погрешностей измерений, их виды; методы обработки и оценки результатов измерений; методы повышения точности измерений; законодательную основу стандартизации и сертификации; виды стандартов, применяемых в Российской Федерации; принципы организации государственной системы стандартизации; схемы и системы сертификации продукции и систем качества; законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие обеспечение безопасности профессиональной деятельности авиационного персонала; основные закономерности функционирования человеческого организма в условиях негативного воздействия факторов среды обитания; опасные, вредные и поражающие факторы, создающие угрозу для жизни и здоровья при исполнении выпускником вуза должностных обязанностей; основы пожаро-, взрыво- и электробезопасности; перечень работ с повышенной опасностью, установленный нормативными документами и порядок их безопасного выполнения; должностные обязанности по сохранению жизни и здоровья авиационного персонала, предупреждению их гибели и травматизма; основы правового регулирования деятельности авиации; требования воздушного законодательства и нормативных правовых документов Российской Федерации в области авиации, организации воздушного движения и использования воздушного пространства и международных стандартов; правила использования воздушного пространства и правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации; правила и процедуры производства полетов воздушных судов; требования, предъявляемые к аэродромам и аэропортам, правила и процедуры эксплуатации аэродромов и организации аэропортовой деятельности; основы международного воздушного права; деятельность международных межправительственных и неправительственных организаций гражданской авиации; порядок использования государственного и международного воздушного пространства воздушными судами; особенности перевозки пассажиров и грузов на воздушных судах; классификацию аэродромов и аэропортов; требования, предъявляемые к аэродромам и аэропортам; организацию аэропортовой деятельности; теоретические основы влияния метеорологических условий и опасных явлений погоды на полет авиационного комплекса; методику наблюдения за погодой при подготовке и выполнении полетов; методику анализа, оценки и прогноза метеорологической и орнитологической обстановки; требования по обеспечению безопасности полетов в различных метеорологических условиях; акты незаконного вмешательства в деятельность авиации; нормы, правила и процедуры по обеспечению авиационной безопасности; организацию пропускного и внутриобъектового режима; организацию досмотра членов экипажей воздушных судов, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов; организацию охраны воздушных судов и объектов инфраструктуры; грамматические формы и конструкции, характерные для языка специальности и особенности подъязыка радиотелефонной связи; стандартную фразеологию радиообмена; основные законы движения воздуха и природу образования аэродинамических сил и моментов; аэродинамическую компоновку и основные аэродинамические характеристики; характеристики устойчивости и управляемости; критические режимы полета; эксплуатационные ограничения воздушных судов; основные закономерности движения воздушного судна по различным траекториям; силы, действующие на воздушное судно в полете; нагрузки и конструкцию элементов механизации крыла; основные части воздушного судна, их назначение, нагружение и конструктивно-силовые схемы; требования, предъявляемые к конструкции воздушного судна; классификацию воздушных судов по схеме; назначение систем управления и требования, предъявляемые к основному управлению; принципиальную схему систем управления; конструкцию типовых элементов систем управления; типовые схемы энергетических систем подачи энергии к потребителям; назначение топливной системы и требования, предъявляемые к ней; основные типы противообледенительных систем и их характеристику; принципиальные схемы системы пожаротушения (нейтрального газа); принципиальную схему системы кондиционирования воздуха воздушного судна; конструкцию типовых агрегатов системы кондиционирования; способы обеспечения безопасной траектории при катапультировании; основные параметры и характеристики авиационных двигателей и их зависимость от условий полета; эксплуатационные ограничения силовой установки; конструкцию основных частей авиационного двигателя и его функциональных систем; общие принципы построения систем и комплексов радиоэлектронного оборудования; назначение, принцип действия, состав, устройство, основные эксплуатационные характеристики и особенности эксплуатации радиоэлектронного оборудования авиационных комплексов и наземных радиоэлектронных средств обеспечения полетов; возможности функционирования авиационных радиоэлектронных средств в условиях помех; принципы построения и функционирования пилотажно-навигационных комплексов; основные правила развертывания и использования радиосветотехнических средств обеспечения полетов; психофизиологические основы обеспечения безопасности полетов; порядок применения потерпевшими бедствие десантируемых спасательных контейнеров; способы эвакуации на борт вертолета в режиме висения; правила применения на суше и в воде аварийно-спасательных средств, передачи визуальных сигналов для обмена информацией с поисковыми воздушными судами штатными и подручными средствами; основные закономерности газовой динамики; классификацию и принцип работы авиационных двигателей; назначение основных узлов авиационных двигателей и физическую сущность процессов, протекающих в них; основные параметры, режимы работы и характеристики авиационных двигателей; уметь: пользоваться средствами спасения и жизнеобеспечения летных экипажей; решать типовые задачи авиационного профиля по расчету элементов конструкций; использовать методы теоретической механики при изучении летно-технических и специальных дисциплин; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации; диалектически мыслить, аргументировано доказывать свою точку зрения; работать в коллективе, организовывать работу исполнителей, применять основы педагогической деятельности; использовать методы моделирования при решении задач, связанных с эксплуатацией воздушных судов; использовать полученные в процессе обучения знания, умения и навыки в своей профессиональной практической деятельности при эксплуатации воздушных судов; оценивать поведение материала и основные причины отказов деталей авиационных комплексов и двигателей при воздействии на них различных эксплуатационных факторов; работать с измерительной аппаратурой; производить технические измерения, обрабатывать и оценивать их результаты; осуществлять контроль за соблюдением действующих норм, правил и стандартов; обеспечить подготовку и обучение авиационного персонала требованиям безопасности при эксплуатации авиационных комплексов, проведении занятий, работ с повышенной опасностью по специальности; устанавливать и своевременно доводить авиационного персонала требования безопасности перед выполнением любых задач и работ в повседневной деятельности, квалифицированно контролировать их выполнение; проводить административные расследования по фактам травмирования авиационного персонала; применять правовые нормы воздушного законодательства; пользоваться терминами и определениями, содержащимися в нормативно-правовых актах воздушного права; использовать нормативно-правовые акты, регулирующие организацию полетов и использование воздушного пространства авиацией; осуществлять контроль за соблюдением законов, установленных требований, действующих норм, правил и стандартов в процессе профессиональной деятельности; применять требования основных документов для организации деятельности аэродрома по обеспечению полетов; применять основные правила пассажирских и грузовых перевозок; анализировать фактическую метеорологическую и орнитологическую обстановку; изыскивать и грамотно читать источники метеорологической информации; оценивать состояние атмосферы, основные метеорологические параметры и явления погоды с точки зрения их влияния на полет; выявлять опасные для авиации явления погоды и реализовывать выводы из их оценки; читать метеорологическую информацию по картам погоды; оценивать метеорологические условия и выявлять опасные для авиации явления погоды в полете; организовывать пропускной и внутриобъектовый режим; организовывать и проводить досмотр воздушных судов; организовывать и проводить досмотр членов экипажей воздушных судов, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов; организовывать охрану воздушных судов и объектов инфраструктуры; действовать в чрезвычайных ситуациях, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность авиации; взаимодействовать с психологами по вопросам восстановления требуемого морально-психологического состояния персонала; владеть: методами чтения и выполнения чертежей и электрических схем изделий, методами компьютерной графики; современными средствами и методами измерений физических величин; терминологией в области технического регулирования, метрологии, стандартизации и сертификации; навыками обеспечения безопасности жизнедеятельности; основами радиообмена на английском языке; методами и процедурами организации обеспечения авиационной безопасности; навыками применения документов, регламентирующих летную работу; навыками организации и проведения мероприятий по обеспечению безопасности полетов; методиками подготовки экипажей воздушных судов к выполнению полетов; методами анализа аэродинамических и летно-технических характеристик воздушных судов; методами расчета характеристик и анализа отдельных элементов полета; навыками учета особенностей конструкции воздушных судов и их систем в процессе эксплуатации; терминологией в области теории и конструкции авиационных силовых установок; методикой обоснования эксплуатационных ограничений авиационных силовых установок; методикой выполнения предполетных проверок авиационного комплекса воздушного судна; навыками выполнения навигационных расчетов при подготовке к полету и в полете; навыками подготовки и ведения полетной документации; навыками использования инструкции по производству полетов при подготовке и выполнении всех видов полетов; навыками летной эксплуатации воздушных судов в соответствии с нормативной документацией; навыками выполнения учебно-тренировочных прыжков с парашютом; навыками проверки и подготовки аварийно-спасательных средств к полетам. |
115-125 (включая трудоемкость военной (специальной) подготовки) |
Начертательная геометрия Инженерная графика |
||
Механика |
||||
Материаловедение |
||||
Технология конструкционных материалов |
||||
|
||||
Электротехника и электроника |
||||
Метрология, стандартизация и сертификация |
||||
Безопасность жизнедеятельности |
||||
Воздушное право |
|
|||
Аэродромы, аэропорты и воздушные перевозки |
||||
Авиационная метеорология
Авиационная безопасность |
|
|||
Безопасность полетов |
|
|||
Авиационный английский язык |
|
|||
Управление воздушным движением |
|
|||
Аэродинамика и динамика полета |
|
|||
Управление летной работой |
|
|||
Авиационные приборы и пилотажно-навигационные комплексы |
|
|||
Авиационные радиоэлектронные системы Наземные радиосветотехнические средства обеспечения полетов Конструкция воздушных судов Парашютно-спасательная подготовка и выживание летных экипажей Теория авиационных двигателей |
|
|||
|
Модуль "Военная (специальная) подготовка"*(4) |
13-14 |
|
|
|
Специализация N 1 "Летная эксплуатация авиационных комплексов" |
15 |
Практическая аэродинамика |
|
|
С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен: |
Конструкция и летная эксплуатация воздушного судна |
|
|
|
знать: назначение, размещение, устройство и принцип действия основных узлов и систем радиоэлектронного оборудования изучаемых воздушных судов в объеме, обеспечивающем летчику их грамотную эксплуатацию; эксплуатационные характеристики и общие правила эксплуатации приборов и систем радиоэлектронного оборудования изучаемых воздушных судов; признаки особых случаев в полете, связанных с отказами радиоэлектронного оборудования изучаемых воздушных судов; методы летной эксплуатации радиоэлектронного оборудования в особых условиях и особых ситуациях; назначение, размещение, устройство и принцип действия основных узлов и систем авиационного оборудования изучаемых воздушных судов; эксплуатационные характеристики и общие правила эксплуатации приборов и систем авиационного оборудования воздушных судов; признаки особых случаев в полете, связанных с отказами авиационного оборудования изучаемых воздушных судов; методы летной эксплуатации авиационного оборудования в особых условиях и особых ситуациях; основные аэродинамические характеристики изучаемых воздушных судов; характеристики устойчивости и управляемости изучаемых воздушных судов; критические режимы полета изучаемых воздушных судов; физическую сущность эксплуатационных ограничений изучаемых воздушных судов; основные летно-технические характеристики изучаемых воздушных судов; меры безопасности и действия в особых случаях при пилотировании; основные технические данные изучаемых воздушных судов; назначение, принципы устройства и работы основных узлов и систем изучаемых воздушных судов; контролируемые параметры, эксплуатационные ограничения по воздушному судну и их физический смысл; правила эксплуатации воздушных судов и их систем на земле и в полете; признаки особых случаев в полете, связанных с отказами авиационной техники, действия летчика при их возникновении; особенности эксплуатации систем воздушных судов при выполнении различных видов полетов; методы измерения высоты, скорости полета, определения курса и местоположения воз-душного судна; способы отображения пилотажно-навигационной информации; принципы построения пилотажно-навигационных комплексов и автоматизированных систем управления полетом; назначение, состав и режимы работы пилотажно- навигационных комплексов и комплексных систем; основные положения по обеспечению безопасности воздушной навигации; штурманские правила выполнения маршрутного полета; принципы действия и порядок применения радиотехнических навигационных систем; порядок и содержание штурманской подготовки к полету; порядок построения воздушных судов в групповом полете и их роспуска; методы наведения в заданную точку пространства; порядок выполнения полета с использованием навигационных комплексов; уметь: анализировать аэродинамические и летные характеристики воздушных судов; выполнять расчеты летных характеристик, параметров траектории; обосновывать технику выполнения элементов полета, фигур пилотажа и действия летчика по исправлению отклонений; использовать систему управления при выполнении элементов полета; эксплуатировать системы энергоснабжения, топливную, противообледенительную, пожаротушения, кондиционирования; эксплуатировать силовую установку авиационного комплекса для выполнения полета; определять оптимальные режимы работы силовых установок для заданных условий; анализировать работу основных частей силовой установки на различных режимах; выполнять общие навигационные расчеты при подготовке к полетам; выполнять инженерно-штурманский расчет полета, готовить полетную карту, составлять штурманский план полета; выполнять подготовку к полету с использованием навигационных комплексов летательных аппаратов; владеть: методами расчета аэродинамических параметров полета воздушных судов; методикой подготовки к полету и летной эксплуатации воздушных судов в полете; методикой летной эксплуатации силовых установок воздушных судов; методикой решения задач воздушной навигации |
Конструкция и летная эксплуатация силовых установок |
|
|
|
Воздушная навигация |
|
||
|
Специализация N 2 "Летное применение авиационных нави- гационных комплексов" С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: приборы, системы и комплексы определения и контроля местонахождения воздушных судов; методы расчета и правила определения навигационных параметров при выполнении полета воздушных судов; методы и средства аэронавигации воздушных судов в интересах точного, надежного и безопасного полета; методику подготовки к полету с комплексным использованием технических средств аэронавигации; правила и порядок оформления полетной документации; основные задачи контроля качества летной штурманской подготовки; влияние различных факторов на дальность и продолжительность полета воздушного судна; основы обеспечения безопасности полетов в штурманском отношении; систему факторов, оказывающих влияние на безопасность полетов в штурманском отношении; основные технические данные, устройство, принцип действия и правила эксплуатации аэрометрических приборов и систем воздушного судна; основные технические данные, устройство и принцип действия курсовой системы воздушного судна; основные технические данные, состав и принцип действия пилотажно-навигационного комплекса в соответствии со специализацией; уметь: использовать руководящие документы для решения штурманских задач; использовать основы теории оценки эффективности применения авиационных комплексов; применять теоретические основы аэронавигации для использования навигационных систем воздушных судов; анализировать точность решения задач аэронавигации, оценивать качество выполнения полетов; использовать электронно-вычислительную технику для решения навигационных задач; использовать руководящие документы для решения штурманских задач по определению безопасных условий навигации; анализировать статистические данные и устанавливать причинно-следственные связи между факторами, влияющими на безопасность полетов в штурманском отношении в ходе подготовки и выполнения полета; разрабатывать комплекс мероприятий по предупреждению авиационных происшествий по вине штурманской службы; выполнять начальную выставку инерциальной навигационной системы воздушного судна; использовать радиоэлектронное оборудование воздушного судна в интересах аэронавигации; использовать радиосветотехническое и радиосвязное оборудование аэродромов при выполнении полетов; выбирать карты для решения задач; использовать полученные в процессе обучения знания для освоения конкретных образцов авиационной техники; владеть: методикой выполнения штурманских расчетов при подготовке к полету и в полете; навыками применения авиационных навигационных комплексов при выполнении полетов, навыками подготовки и ведения полетной документации; навыками выполнения штурманских расчетов безопасных условий применения авиационных комплексов. |
15 |
Аэронавигация |
|
|
Применение авиационных комплексов |
|
||
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
25-45 |
|
|
С.4 |
Физическая культура (физическая подготовка) знать: принципы здорового образа жизни и роль физической культуры (подготовки) в профессиональной деятельности, профилактике заболеваемости и реабилитации; уметь: применять методы физической культуры для улучшения здоровья, работоспособности, обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. |
2 |
|
|
С.5 |
Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа (практические умения и навыки определяются ООП вуза) |
50-60 |
|
|
С.6 |
Итоговая государственная аттестация |
9 |
|
|
|
Общая трудоемкость основной образовательной программы |
300 |
|
|
______________________________
*(1) Трудоёмкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестации.
*(2) Трудоемкость учебных циклов может изменяться за счет перераспределения зачетных единиц в пределах заданных интервалов.
*(3) Высшие учебные заведения могут в учебных (рабочих учебных) планах и учебных программах конкретизировать наименование учебных дисциплин с учетом типов (видов) авиационных комплексов.
*(4) Содержание и организация военной или специальной подготовки определяется ООП вуза с учетом специфики будущей служебной деятельности выпускников.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Номенклатура реализуемых специализаций ООП подготовки специалиста определяется высшим учебным заведением в соответствии с ФГОС ВПО. Требования к результатам освоения и структуре ООП подготовки специалиста в части специализации для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, определяются указанными образовательными учреждениями совместно с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся данные образовательные учреждения.
Реализация ООП подготовки специалиста по направлению подготовки (специальности) 161002 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов допускается только при наличии у вуза лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Учитывая, что ООП связана с освоением учебного материала, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, условия ее реализации должны соответствовать следующим требованиям:
наличие у образовательного учреждения лицензии на соответствующий вид деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
наличие у лиц, участвующих в реализации образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 65 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.