Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 070702 Музыкальная звукорежиссура (квалификация (степень) "специалист")
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 25 марта 2011 г. N 1407)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1 Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалистов по направлению подготовки (специальности) 070702 Музыкальная звукорежиссура образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2 Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО |
- |
высшее профессиональное образование; |
НИИ |
- |
научно-исследовательские институты; |
ОК |
- |
общекультурные компетенции; |
ООП |
- |
основная образовательная программа; |
ПК |
- |
профессиональные компетенции; |
СМИ |
- |
средства массовой информации; |
УЦ ООП |
- |
учебный цикл основной образовательной программы; |
ФГОС ВПО |
- |
федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. |
III. Характеристика направления подготовки (специальности)
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
Наименование ООП |
Квалификация (степень) |
Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые обучающемуся после прохождения итоговой государственной аттестации |
Трудоемкость (в зачетных единицах) |
|
Код в соответствии с принятой классификацией ООП |
Наименование |
|||
ООП подготовки специалиста |
65 |
специалист |
5 лет |
300* |
______________________________
* Трудоемкость ООП подготовки специалиста по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм могут быть увеличены на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
IV. Характеристика профессиональной деятельности специалистов
4.1. Областью профессиональной деятельности звукорежиссера является звукорежиссура в области музыкального искусства, художественно-эстетическое просветительство и воспитание, педагогика, научные исследования.
4.2. Объектами профессиональной деятельности звукорежиссеров являются: произведения музыкального искусства в различных формах и жанрах, специалисты отделов музыкального искусства средств массовой информации, слушательская аудитория аудиопродукции в любом формате, слушательская и зрительская аудитории театров, телевидения, концертных залов, авторы произведений искусства, творческие коллективы, исполнители, образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, учреждения дополнительного образования, в том числе, дополнительного образования детей и общеобразовательные учреждения.
4.3. Специалист по направлению подготовки (специальности) 070702 Музыкальная звукорежиссура готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
производственной;
педагогической;
научно-исследовательской и экспертной;
организационно-управленческой;
культурно-просветительской.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Специалист по направлению подготовки (специальности) 070702 Музыкальная звукорежиссура должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
в области производственной деятельности:
создание в сотворчестве с композитором и исполнителями звукового ряда аудиозаписи исполняемого произведения, творческая интерпретация произведения искусства путем создания звукового художественного образа в соответствии с авторским замыслом, создание творческого продукта в области музыкального искусства, радио, телевидения с использованием современных технологий записи, обработки звука и звукоусиления;
в области педагогической деятельности:
преподавание профессиональных дисциплин по звукорежиссуре и смежных с ней дисциплин в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования, в том числе, дополнительного образования детей и общеобразовательных учреждениях; изучение образовательного потенциала обучающихся, уровня их художественно-эстетического и творческого развития, осуществление профессионального и личностного роста обучающихся, развитие у обучающихся творческих способностей, самостоятельности и способности к самообучению; планирование учебного процесса, выполнение методической работы, осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов педагогического процесса, применение при реализации учебного процесса лучших образцов исторически-сложившихся педагогических методик, а также разработка новых педагогических технологий;
в области научно-исследовательской и экспертной деятельности:
осуществление самостоятельной научно-исследовательской работы, руководство отдельными этапами (разделами) исследовательских проектов в области теории звукозаписи, звукоусиления и акустики, проведение исследовательской, экспертной и реставрационной деятельности, осуществление экспертной оценки фонограмм, звука в концертном звукоусилении, участие в научных конференциях звукорежиссеров и аудиоинженеров;
в области организационно-управленческой деятельности:
осуществление организационно-управленческой работы в творческих коллективах, функций специалиста, консультанта, руководителя структурных подразделений в государственных (муниципальных) органах управления культуры, в учреждениях культуры, творческих коллективах, союзах и обществах;
в области культурно-просветительской деятельности:
формирование художественно-эстетических взглядов общества через профессиональную, общественную и просветительскую деятельность, осуществление профессиональных консультаций.
V. Требования к результатам освоения основной образовательной программы подготовки специалистов
5.1. Выпускник должен обладать общекультурными компетенциями (ОК):
способностью и готовностью собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-1);
способностью и готовностью ориентироваться в специальной литературе, как в сфере искусства, образования и науки, так и в смежных областях (ОК-2);
способностью и готовностью осмысливать развитие искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ОК-3);
способностью и готовностью работать со специальной литературой, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией (ОК-4);
способностью и готовностью анализировать явления и произведения мировой литературы и искусства (ОК-5);
способностью и готовностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии; применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации; навыки работы с компьютером как средством управления информацией; работать с традиционными носителями информации (ОК-6);
свободным владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной речи; умением создавать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-7);
владением одним из иностранных языков на уровне профессионального и бытового общения (ОК-8);
постоянным стремлением к освоению культуры социальных отношений, критическому осмыслению своего социального опыта (ОК-9);
способностью и готовностью проявлять личностное отношение к современным процессам в различных видах искусства (ОК-10);
способностью и готовностью приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-11);
способностью и готовностью использовать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, использовать нормы социального поведения, права и свободы человека и гражданина (ОК-12);
способностью и готовностью использовать методы гуманитарных и социально-экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-13);
способностью и готовностью основывать свою профессиональную деятельность на знании и применении авторского права (ОК-14);
способностью и готовностью владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);
владением средствами самостоятельного и грамотного использования методов физического воспитания и самовоспитания (ОК-16).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в области производственной деятельности:
способностью и готовностью осознавать место звукорежиссуры в современной музыкальной культуре и осуществлять профессиональную звукорежиссерскую деятельность в области музыкального искусства (ПК-1);
способностью и готовностью к созданию на высоком профессиональном уровне продукции в области музыкальной звукорежиссуры, умением выражать свой творческий замысел с привлечением технических и художественно-выразительных средств (ПК-2);
способностью и готовностью работать с микшерным пультом, микрофонами, приборами обработки звука, использовать различные стереофонические системы (ПК-3);
способностью и готовностью использовать в работе принципы традиционной звукорежиссуры и современные приемы звукозаписи (ПК-4);
способностью и готовностью записывать музыку различных стилей и эпох (ПК-5);
способностью и готовностью производить записи с учетом особенностей звучания музыкальных инструментов (оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов, фортепиано, органа, клавесина, арфы), различных их составов (ансамблей, оркестров), речи, хорового пения (хоровых жанров), музыкально-театральных постановок (ПК-6);
способностью и готовностью владеть технологией создания эстрадных фонограмм, записи биг-бенда, джаз-, поп- и рок- ансамблей (ПК-7);
способностью и готовностью работать с готовыми записями и осуществлять монтаж записанного музыкального материала (ПК-8);
владением техникой реставрации фонограмм (ПК-9);
владением технологией озвучивания концертных залов и открытых площадок (ПК-10);
владением технологией записи в концертных залах и студийных условиях (ПК-11);
способностью и готовностью давать профессиональную оценку качества фонограмм (ПК-12);
способностью и готовностью применять основные законы формирования акустического пространства с целью реализации творческих замыслов (ПК-13);
способностью и готовностью к созданию звукового ряда музыкального произведения в сотворчестве с режиссером-постановщиком, продюсером, композитором и исполнителями (ПК-14);
способностью и готовностью к результативному сотворчеству с представителями других профессий в коллективе (ПК-15);
способностью и готовностью пользоваться профессиональной терминологией (ПК-16);
способностью и готовностью использовать в творческом процессе знания в области зарубежной и отечественной истории музыкального искусства (ПК-17);
способностью и готовностью к постоянной и систематической творческой работе, направленной на совершенствование своего профессионального мастерства (ПК-18);
способностью и готовностью проявлять креативность профессионального мышления (ПК-19);
в области педагогической деятельности:
способностью и готовностью осуществлять педагогическую деятельность в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждениях (ПК-20);
способностью и готовностью к использованию в педагогической деятельности общепедагогических, психолого-педагогических знаний (ПК-21);
способностью и готовностью применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт в педагогической деятельности (ПК-22);
владением принципами, методами и формами проведения урока, методикой подготовки к уроку (ПК-23);
способностью и готовностью воспитывать у обучающихся потребность к творческому осмыслению учебного материала (ПК-24);
способностью и готовностью применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и использования информации; ориентирования в выпускаемой специальной учебно-методической литературе и смежным вопросам, умением анализировать различные методические системы и формулировать собственные принципы и методы обучения (ПК-25);
способностью и готовностью планировать учебный процесс, вести методическую работу, разрабатывать методические материалы, формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус (ПК-26);
в области научно-исследовательской и экспертной деятельности:
способностью и готовностью осуществлять самостоятельную научно-исследовательскую, экспертную и реставрационную деятельность в соответствии с квалификацией (ПК-27);
способностью и готовностью руководить отдельными этапами (разделами) исследовательских проектов в области теории звукозаписи, звукоусиления и акустики, осуществлять экспертную оценку фонограмм, звуковых дорожек в аудиовизуальных искусствах, звука в концертном звукоусилении (ПК-28);
способностью и готовностью представлять итоги проделанной работы, научного исследования в виде отчетов, рефератов, научных статей (ПК-29);
в области организационно-управленческой деятельности:
способностью и готовностью осуществлять функции специалиста, консультанта, руководителя структурных подразделений в государственных (муниципальных) органах управления культурой, творческих союзах и обществах (ПК-30);
способностью и готовностью осуществлять организационно-управленческую работу в творческих коллективах (ПК-31);
в области культурно-просветительской деятельности:
способностью и готовностью принимать активное участие в профессионально-общественных видах деятельности и работе творческих организаций и объединений (ПК-32);
способностью и готовностью осуществлять связь со средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений в области искусства и культуры (ПК-33);
способностью и готовностью применять полученные знания, навыки в организации и подготовке творческих проектов (ПК-34);
способностью и готовностью применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт в культурно-просветительской деятельности (ПК-35).
VI. Требования к структуре основной образовательной программы подготовки специалиста
6.1. ООП подготовки специалиста предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в аспирантуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть гуманитарного, социального и экономического цикла должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Код УЦ ООП |
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения |
Трудоемкость (зачетные единицы)* |
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий |
Код формируемых компетенций |
С.1 |
Гуманитарный, социальный и экономический цикл |
36 |
|
|
|
Базовая часть |
32 |
|
|
|
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные закономерности взаимодействия человека и общества, общества и культуры, исторического развития человечества, основные философские категории и проблемы человеческого бытия; лексический минимум иностранного языка в объеме не менее 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера, культуру и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета, основные особенности официально-делового, научного стиля, стиля художественной литературы; основные эпохи мировых цивилизаций, типы цивилизаций в древности, понятие "первобытное общество", его место в человеческой истории, эпоху античности, место средневековья во всемирно-историческом процессе, его хронологические рамки и периодизацию, западно- и восточноевропейские варианты средневекового исторического развития, историю нового времени, его хронологические рамки и периодизацию, европейскую цивилизацию и традиционные общества Америки, Азии и Африки; возникновение и развитие колониальной системы, место XX века во всемирно-историческом процессе, основные проблемы и процессы развития современной цивилизации; стили современного русского литературного языка, языковую норму, ее роль в становлении и функционировании литературного языка, речевое взаимодействие, основные единицы общения, устную и письменную разновидности литературного языка, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей, научный стиль, специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи, речевые нормы учебной и научной сфер деятельности, официально-деловой стиль, сферу его функционирования, жанровое разнообразие, языковые формулы официальных документов, приемы унификации языка служебных документов, интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи, язык и стиль распорядительных документов, язык и стиль коммерческой корреспонденции, язык и стиль инструктивно- методических документов, рекламу в деловой речи, правила оформления документов, речевой этикет в документе, жанровую дифференциацию и отбор языковых средств в публицистическом стиле, особенности устной публичной речи, основы ораторского искусства, основные виды аргументов, условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов, культуру речи, основные направления ее совершенствования; основные произведения литературы эпох Античности, Средневековья, Возрождения, Классицизма, Просвещения, Романтизма, произведения реалистической литературы, основные художественные системы и идеологические направления литературы XX-XXI веков; роль государства и права в жизни общества, основные правовые системы современности, отрасли права, международное право как особую систему права, Конституцию Российской Федерации, систему органов государственной власти в Российской Федерации, основы конституционного, международного, гражданского, административного, семейного, трудового, экологического, уголовного права; общие законы развития искусства: виды, формы, направления и стили; теорию искусства и ее влияние на практику; трактаты по художественной теории; специфику отдельных видов искусства и проблему их синтеза; символы и аллегории в искусстве, основные категории эстетики, эстетическое сознание и его структуру, основные сферы эстетической деятельности, эстетические основы искусства и его отдельных видов; основы законодательства в сфере обеспечения интеллектуальных прав на произведения науки, литературы и искусства - о субъекте и объекте права, соавторстве, о праве на неприкосновенность произведения искусства, его защиту от искажений; историю и специфику менеджмента в области культуры и искусства; уметь: анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, использовать полученные теоретические знания о человеке, обществе, культуре в учебной и профессиональной деятельности; использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности, реализовывать словесное выступление (выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи), аннотировать, реферировать, переводить специальную литературу, вести переговоры по профессиональной тематике; осмысливать развитие искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода, отраженными в том числе и в литературных произведениях; собирать нормативную и фактическую информацию, имеющую значение для реализации правовых норм в профессиональной деятельности, анализировать юридические нормы и правовые отношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности; составлять целостное представление об эстетических ценностях, их роли в творческой самореализации человека и повседневной его жизни, понимать роль искусств в человеческой жизнедеятельности, пользоваться эстетическими категориями при анализе профессиональных проблем; применять экономическую терминологию, лексику и основные экономические категории; владеть: технологиями приобретения, использования и обновления социогуманитарных знаний, навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля; различными способами вербальной и невербальной коммуникации; навыками грамотного письма, разговорной и письменной речи на родном и иностранном языках, навыками публичного выступления на русском языке, основами публичной речи, достаточным запасом лексики для подготовки публикаций и ведения переписки; основами правовых знаний, в том числе, авторского права, достаточными для соблюдения законодательства в профессиональной деятельности; навыками целостного осмысления явлений искусства. |
|
Философия Иностранный язык История Русский язык и культура речи История русской и зарубежной литературы Основы права Эстетика и теория искусства Авторское право Основы менеджмента |
|
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
4 |
|
|
С.2. |
Общепрофессиональный цикл |
71 |
|
|
Базовая часть |
62 |
|
|
|
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основы математического анализа, элементарные функции, логарифмы, степени, арифметические корни, понятие о пределах, производные функции, интегрирование, числовые ряды, функциональные ряды (ряды Тейлора, Фурье); основные законы, описывающие поведение колебательных систем и волновых полей, законы электродинамики, основы схемотехники; основные этапы становления и развития истории звукозаписи, предпосылки появления основных звуковых форматов и технологий; существующие звуковые информационные технологии, в том числе современные звуковые форматы, приемы работы с соответствующей аппаратурой, основные принципы работы компьютерной звуковой станции на базе различных операционных систем, различные форматы аудиофайлов, принципы работы аудиоредакторов, особенности воздействия на художественное качество звука различных цифровых обработок, теоретические основы цифровых технологий; историю становления и развития оркестра, основные виды составов оркестровых коллективов, историю развития оркестрового инструментария, особенности различных рассадок оркестровых коллективов, особенности инструментария, составов, манеры исполнения, примеры применения электронных компонентов, особенности исполнительских направлений; оркестровые и хоровые произведения различных форм и жанров, существующие переложения, особенности оркестрового письма композиторов различных эпох и национальных школ, различные виды партитурной нотации, правила записи оркестровых и хоровых партитур; основные исторические периоды развития музыкальной культуры, историю отечественной и зарубежной музыки, основные этапы эволюции художественных стилей, композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте, жанры и стили оркестровой музыки; теоретические основы музыкального искусства: элементы музыкального языка, основные этапы исторического развития гармонии; принципы музыкально-теоретического и исполнительского анализа; основные этапы исторического развития и законы полифонии, основы истории и теории полифонии, строения полифонических форм; инструменты симфонического, народного и эстрадного оркестров, тембровые характеристики, технические возможности инструментов; основы инструментовки, различные способы записи музыки разных исторических периодов, особенности оркестрового мышления как важнейшей составляющей композиторского стиля, особенности оркестрового стиля композиторов- классиков, романтиков и современных мастеров оркестра, различные системы записи партитуры, свойственные музыке разных исторических периодов; общие законы развития искусства: виды, формы, направления и стили, специфику отдельных видов искусства, основы художественного языка искусства, общую периодизацию и представление об основных эпохах развития мирового искусства, искусство отдельных стран и регионов, факты, события, важнейшие памятники художественной культуры и творческие портреты мастеров; уметь: выполнять действия с числами и математическими выражениями, применять определения основных математических понятий при решении задач; применять знание основных принципов устройства, работы и построения современных электронных приборов, используемых при записи и воспроизведении звука; разбираться в наиболее важных этапах развития звукозаписи; коммутировать аналоговые и цифровые источники звукового сигнала с компьютерной звуковой станцией, пользоваться основными современными аудиоредакторами, конвертировать, импортировать и экспортировать звуковые файлы различных форматов; определять на слух оркестровый состав и расположение оркестровых групп, определять на слух сбалансированность групп оркестра; ориентироваться в партитурах и оптимально редуцировать многоголосную оркестровую фактуру применительно к возможностям фортепиано в процессе чтения с листа; рассматривать музыкальное произведение или музыкально-историческое событие в динамике исторического, художественного и социально-культурного процессов; анализировать на слух развернутые гармонические последовательности, самостоятельно гармонизовать мелодию; применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений или других феноменов музыкальной культуры, различать при анализе музыкального произведения общие и частные закономерности его построения и интерпретации исполнителем, выполнять сравнительный анализ различных редакций и интерпретаций музыкального произведения; исполнять на фортепиано музыкальные произведения различных стилей и жанров, читать с листа музыкальные произведения, использовать владение фортепиано для теоретического анализа музыкального произведения, в том числе оркестровых и хоровых партитур; различать основные полифонические формы и жанры в творчестве зарубежных и русских композиторов; определять на слух, применять на практике знание особенностей и специфики инструментов симфонического, народного и эстрадного оркестров; выполнять переложения музыки для различных составов, определять оркестровые стили композиторов различных эпох и национальных школ; петь по цифровке, сольфеджировать сложные интонационные и ритмические мелодии, сольфеджировать с листа, сочинять фрагменты и целые пьесы на собственные или заданные музыкальные темы в курсе гармонии и полифонии; владеть: знаниями основных математических понятий, навыками применения полученных знаний в решении математических задач, возникающих в практике работы по специальности; необходимым объемом знаний в области физики и электроники для использования в профессиональной деятельности специального оборудования; навыками работы с программным обеспечением на базе различных операционных систем; методами анализа акустического результата расположения оркестровых групп; основами анализа оркестровых партитур, навыками переложения музыки для различных составов оркестра; профессиональным понятийным аппаратом в области истории и теории музыки, навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения; навыками гармонического и полифонического анализа музыкальных произведений; методами и навыками анализа музыкальных произведений; художественно выразительным исполнением на фортепиано произведений различных стилей и жанров на уровне, достаточном для решения задач в творческой деятельности; навыками целостного слышания партитуры; навыками аранжировки, правилами и способами переложения произведения; навыками пения соло и с аккомпанементом; развитой способностью к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению. |
|
Основы прикладной математики Основы физики и электроники История звукозаписи Цифровые аудиотехнологии История оркестровых стилей Чтение партитур История музыки (зарубежной, отечественной) Гармония Музыкальная форма Фортепиано Полифония Инструментоведение Инструментовка Сольфеджио История искусства (изобразительного, театрального, кино, архитектуры) |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
9 |
|
|
|
С.3 |
Профессиональный цикл |
159 |
|
|
Базовая часть цикла |
147 |
|
|
|
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: специфику работы звукорежиссера, теоретические основы профессии, выразительные средства звукозаписи, принципы и приемы звукорежиссуры, полный цикл работы со звуком в процессе создания звукового образа; порядок и технологию проведения записи в студии, проведения трансляций, технологию звукоусиления, приемы работы с микшерным пультом, микрофонами, процессорами эффектов, основные параметры оценки осуществляемой работы (музыкальный баланс, тембры, пространственное впечатление, качество музыкального исполнения, технические помехи), художественные особенности записи музыки различных жанров (стилей и эпох); параметры оценочного протокола фонограмм, особенности звучания фонограмм различных музыкальных стилей и жанров, особенности звучания фонограмм различных периодов развития и становления звукозаписи как искусства; виды звуковых полей, основные термины и определения (звуковое давление, интенсивность, импеданс, уровни), электроакустические преобразователи, их классификация и область применения, электроакустические измерения, их методы и стандарты, основы архитектурной акустики, акустика студий звукозаписи и аппаратных, цифровые процессоры управления акустическими характеристиками звукового поля в помещении, системы пространственного звуковоспроизведения; принципы акустических процессов в закрытых помещениях, акустическое качество помещений, методы управления акустикой помещений, общие сведения о теории электромеханического преобразования, свойства и особенности зрительного и слухового восприятия, физические основы возникновения и распространения звуковых волн, звуковых явлений, структуру слуховой системы человека, законы психоакустического восприятия звука, классификацию, акустические особенности музыкальных инструментов и человеческого голоса, связь объективных и субъективных параметров оценки акустики помещений, особенности акустики концертных и театральных залов, компьютерное моделирование акустики помещений, устройство электромузыкальных инструментов; тракт звукопередачи, основные параметры, микрофоны и громкоговорители (устройство и принцип работы разных типов микрофонов и громкоговорителей), методы измерений в трактах звукопередачи (уровень передачи звукового сигнала, амплитудно-частотные характеристики (АЧХ), нелинейные искажения, шумы и помехи), микшерные пульты (назначение и структура, диаграмма уровней, классификация), устройства обработки звукового сигнала и их классификацию, системы коммутации (коммутационные панели, различные виды кабелей, их распайку), аналоговую и цифровую запись звука, современные звуковые форматы и стандарты носителей информации; различные виды шумов, разделение АЧХ по полосам, принцип работы процессоров динамической обработки сигнала; специфику записи литературно-драматических спектаклей, особенности записи человеческой речи; технологию монтажной практики, основы коммутации оборудования, технологию музыкального монтажа звука (в стерео, многодорожечной записи), программы для монтажа; технологию сведения в различных форматах, особенности сведения музыки различных стилей, программное обеспечение для проведения данного вида работ, процессоры эффектов и динамической обработки; классификацию и принципы построения систем звукоусиления, причины возникновения акустической обратной связи и способы ее устранения, методы измерений и субъективной оценки систем звукоусиления, специфику озвучивания музыки различных жанров, работы на различных площадках (концертный зал, клуб, открытая площадка), архитектурную акустику, специфику составления райдеров, технологию задержек, наиболее распространенные виды оборудования, используемые для озвучивания различных площадок; структуру радиовещания и телевидения, требования к выходному сигналу, организацию оперативной работы, технологию создания звукового ряда к кино-, видеофильмам, телевизионным программам, организация кинопроизводства видеопрограмм, организационную структуру телестудии; методику выживания в экстремальных ситуациях, основы гражданской обороны, требования безопасности жизнедеятельности в учебном процессе и профессиональной деятельности; технологию реставрации фонограмм, программное обеспечение для реставрации фонограмм; методику преподавания специальных дисциплин для будущих практиков с учетом специфики предстоящей профессиональной деятельности звукорежиссера; основные характеристики отечественной и зарубежных систем образования, суть различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенности их становления и развития, цели, содержание, структуру образования, образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения, роль воспитания в педагогическом процессе, общие формы организации учебной деятельности, методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом, специфику музыкально-педагогической работы в группах разного возраста, методическую литературу, основы планирования учебного процесса; уметь: мыслить звуковыми образами, находить оптимальные по выразительности варианты звучания, воплощать творческие задачи соавторов в создаваемом звуковом образе, сохранять жанровые и стилистические характеристики музыкального произведения при переносе его в фонограмму, работать с коллективом, достигать поставленного результата; настраивать аппаратную для проведения записи в студии, трансляции и звукоусиления (проверка основных технических средств звукового тракта), осуществлять запись с применением различных технологий (стерео, многодорожечная, сурраунд), объективно оценивать качество звучания, осуществлять руководство работой технического персонала, создавать атмосферу сотворчества с исполнителем; производить экспертную оценку фонограмм, используя накопленный слуховой опыт и знания, оценивать звучание фонограммы стилю музыкального произведения, определять недостатки фонограмм и методы их исправления; пользоваться электроакустическими преобразователями во всех областях применения (микрофоны, громкоговорители), правильно интерпретировать данные измерителей уровней, субъективно оценивать качество звучания акустической аппаратуры, применять полученные знания при конструировании электроакустического тракта, конструировать различные микрофонные системы для получения стереозвучания или surround sound; давать исчерпывающее объяснение процессов формирования звукового поля в помещениях, оценивать акустические параметры различных музыкальных инструментов и человеческого голоса, акустические свойства различных помещений и их влияние на звуковой образ, оценивать технические параметры и качественные характеристики оборудования звукозаписи, воспроизведения и обработки звуковых сигналов; определять на слух любые изменения АЧХ, степень динамической обработки сигнала; спланировать звукозапись спектакля, разметить мизансцены, продумать шумовое сопровождение; осуществлять монтаж музыкального произведения, составлять монтажный лист; сводить различные группы инструментов и отдельные инструменты в единый музыкальный образ, с учетом художественного замысла автора, пользоваться различными процессорами эффектов и динамической обработки звука; работать в различных условиях, как в залах, так и на открытом воздухе, оперативно работать с большим количеством микрофонов, выбирать аппаратуру необходимую для данного вида работ, быстро реагировать на какие-либо изменения, происходящие на сцене; оперативно создавать звуковой ряд для радио-, телепередач и кино; выявлять и определять наиболее опасные факторы поражения человека, принимать необходимые меры к ликвидации и уничтожению их последствий для гражданской и профессиональной деятельности; реставрировать фонограмму; реализовывать образовательный процесс в различных типах образовательных учреждений, проводить с обучающимися разного возраста групповые и индивидуальные занятия по профильным предметам, организовывать контроль их самостоятельной работы в соответствии с требованиями образовательного процесса; владеть: навыками применения измерительного оборудования, проектирования электроакустического тракта в рамках конкретной творческой задачи, методами конструирования акустического поля, коммутации и настройки звукотехнического оборудования в зависимости от параметров входного сигнала, управлением микшерным пультом, методами настройки параметров звукового оборудования, работы с современными аналоговыми и цифровыми носителями; базовыми практическими навыками работы со звуковой техникой, основными приемами и средствами звукорежиссуры, используемыми для формирования художественных образов, навыками создания психологически комфортного климата между участниками творческого процесса, технологиями перевода фонограммы в различные стандарты, техническими средствами, используемыми при производстве фонограмм; навыками осуществления: записи в студии звукозаписи, трансляций из студий и концертных залов, звукоусиления, различных технологий записи, спецификой оперативной работы на радио и телевидении, в том числе в ситуации прямого эфира, навыками комплексного, синтетического решения художественных задач в различных музыкальных жанрах с опорой на теорию, историю музыкального искусства и знание технологии творческого процесса звукорежиссуры; профессиональной терминологией экспертной оценки фонограмм, эстетическим восприятием жанровой и стилистической принадлежности музыки, методами анализа качества и художественного содержания аудиовизуального продукта; навыками конструирования различных микрофонных систем, навыками оценки и диагностики проблем электроакустического тракта, компьютерного моделирования акустических процессов в помещении; навыками качественной оценки акустических свойств различных помещений и их влияния на звуковой образ; навыками применения измерительного оборудования, проектирования электроакустического тракта в рамках конкретной творческой задачи, методами конструирования акустического поля; навыками определения на слух любых изменений АЧХ, степени динамической обработки сигнала; навыками работы с режиссером спектакля, с актерами, практическими навыками осуществления звукозаписи литературно-драматических спектаклей; практическими навыками звукового оформления, монтажа звука, сведения многодорожечных фонограмм, различными приемами монтажа звука; технологиями сведения многодорожечных фонограмм в формате stereo и surround, навыками работы с оборудованием для сведения многодорожечных фонограмм; знаниями архитектурной акустики, навыками работы в различных условиях, как в залах, так и на открытом воздухе, технологиями создания равномерного звукового давления; навыками оперативной работы в радио- и телеиндустрии; знаниями и умениями по охране жизни, здоровья и безопасности, способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в гражданской жизни и в профессиональной деятельности; технологией реставрации записей, навыками работы с программным обеспечением для реставрации фонограмм; методикой преподавания профессиональных дисциплин. |
|
Звукорежиссура Звукозапись в студии Слуховой анализ Акустические основы звукорежиссуры Музыкальная акустика Оборудование студий звукозаписи Развитие технического слуха Основы звукозаписи литературно-драматического спектакля Мастерство монтажа звука Технология сведения многодорожечных фонограмм Технология концертного звукоусиления Специфика звукорежиссуры на радио и телевидении Безопасность жизнедеятельности Реставрация фонограмм Методика преподавания профессиональных дисциплин Музыкально-педагогические системы |
|
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
12 |
|
|
|
С.4 |
Физическая культура |
2 |
|
|
С.5 |
Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа (практические умения и навыки определяются вузом) |
28 |
|
|
С.6 |
Итоговая государственная аттестация |
4 |
|
|
|
Общая трудоемкость основной образовательной программы |
300 |
|
|
______________________________
*Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основной образовательной программы специалиста
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Специализация ООП подготовки специалиста определяется высшим учебным заведением в соответствии со структурой ООП подготовки специалиста и примерной ООП ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, художественно-творческие занятия) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной связи с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Прием абитуриентов осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующих требованиям к выпускнику образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих ООП в области музыкального искусства.
Перечень вступительных испытаний творческой направленности должен согласовываться с учредителем и включать в себя дисциплины, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области музыкального искусства.
Для обеспечения выполнения требований настоящего ФГОС ВПО и рациональной организации учебного процесса планирование приема абитуриентов должно согласовываться с учредителем высшего учебного заведения.
7.6. Занятия по дисциплинам базовой и вариативной частей профессионального цикла могут проводиться как в форме групповых, мелкогрупповых, так и индивидуальных занятий.
7.7. Реализация предметов профессионального цикла (звукорежиссура, звукозапись в студии, слуховой анализ, акустические основы звукорежиссуры, музыкальная акустика, оборудование студий звукозаписи, развитие технического слуха, мастерство монтажа звука, технология сведения многодорожечных фонограмм, технология концертного звукоусиления) осуществляется на базе студии звукозаписи вуза с привлечением обучающихся вуза, обучающихся по направлениям подготовки (специальностям) в области музыкального искусства, и учебных творческих коллективов.
7.8. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.
7.9. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
Нумерация приводится в соответствии с источником
7.9. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет до 40 академических часов.
В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.10. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.11. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.12. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме не менее 400 часов аудиторных занятий, при этом объем практической, в том числе игровых видов подготовки, должен составлять не менее 360 часов.
7.13. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.14. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП подготовки специалиста, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.15. ООП подготовки специалиста вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам:
цифровые аудиотехнологии;
звукорежиссура;
звукозапись в студии;
слуховой анализ;
оборудование студий звукозаписи;
развитие технического слуха;
мастерство монтажа звука;
технология сведения многодорожечных фонограмм;
технология концертного звукоусиления;
реставрация фонограмм;
гармония;
музыкальная форма;
фортепиано;
полифония;
инструментоведение;
инструментовка;
сольфеджио;
учебная и производственная практики.
7.16. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют дополнительные права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.17. Практика является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
При реализации ООП подготовки специалиста предусматриваются следующие виды практик:
учебная практика (педагогическая, практика в учебной студии звукозаписи, практика ассистирования при концертном звукоусилении и концертной звукозаписи), данный вид практики проводится рассредоточено в течение всего периода обучения;
производственная практика (практика в студии звукозаписи, практика на телевидении, практика на радиостанции, практика в музыкальном театре, практика на студии постпродакшн).
Базами практики должны быть учебные студии вуза и профессиональные студии, оснащенные современным профессиональным звукотехническим оборудованием и имеющие квалифицированный штат специалистов.
Все виды учебной практики проводятся в форме аудиторных и самостоятельных занятий. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду учебной практики.
Практики проводятся по утвержденным планам с закреплением за каждым обучающимся руководителя практики и конкретного задания по каждому из видов практики. Итогом выполнения поставленного задания является положительно оцененный отчет о прохождении практики.
Аттестация по итогам практики осуществляется выпускающей кафедрой на основе отчета обучающегося, утвержденного руководителем практики, и отзыва на обучающегося руководителя практики.
7.18. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступить с докладом на конференции.
В процессе выполнения научно-исследовательской работы и оценки ее результатов должно проводиться широкое обсуждение ее результатов в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, сформированных у обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
7.19. Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной, научно-методической и художественно-творческой деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, должна быть не менее 60 процентов, ученые степень доктора наук (в том числе степень, присваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины.
Не менее 50 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени, и (или) ученое звание; ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.
К образовательному процессу должны быть привлечены преподаватели из числа действующих руководителей и специалистов профильных организаций и учреждений.
К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие в соответствующей профессиональной сфере государственные почетные звания (Народный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Заслуженный артист Российской Федерации), лауреаты государственных премий по профилю профессиональной деятельности. К имеющим ученую степень доктора наук приравниваются лица, получившие почетные звания (Народный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации) и лауреаты государственных премий. К имеющим ученую степень кандидата наук приравниваются лица, получившие почетные звания Заслуженный артист Российской Федерации, Заслуженный работник культуры Российской Федерации.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данной специальности на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
Общее руководство содержанием теоретической и практической подготовки по специализации должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора или кандидата наук и (или) ученое звание профессора или доцента, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. К общему руководству содержанием теоретической и практической подготовки по специализации может быть привлечен высококвалифицированный специалист в соответствующей сфере профессиональной деятельности.
7.20. ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения с выполнением установленных требований по защите информации.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - изданными за последние 10 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям ООП.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из пяти наименований отечественных и не менее четырех наименований зарубежных журналов.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.21. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП по направлению подготовки (специальности) утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.
Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения**.
7.22. Высшее учебное заведение, реализующее ООП подготовки специалиста, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Для реализации ООП по направлению подготовки (специальности) 070702 Музыкальная звукорежиссура вуз должен располагать:
учебными аудиториями, специализированными помещениями: аппаратной звукозаписи и комнатой для прослушивания, акустически обработанными в соответствии с государственным стандартом (ГОСТом) для профессиональных студий звукозаписи, и оборудованными комплектом профессионального контрольного, звуковоспроизводящего, звукозаписывающего и монтажного звукового оборудования;
комплектами звукозаписывающей техники (для первичной записи звука) и иной техникой, пригодной для работы в условиях записи "чистовой фонограммы: портативный микшерный пульт, цифровой рекордер, микрофоны "пушка", ветрозащиты, удочки длиной 3,5-4,5 метра, комплекты радио-микрофонов, наушники.
Оборудование студии должно позволять производить записи всех музыкальных жанров, а также монтаж, сведение, реставрацию фонограмм.
Для проведения занятий по предмету "фортепиано" вуз должен быть обеспечен роялями. В вузе должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Вуз должен иметь фонотеку с фондом аудиозаписей для обеспечения дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов, отдел звукозаписи и воспроизведения, с необходимым современным звукотехническим оборудованием.
Вуз должен обеспечить условия для проведения индивидуальных практических занятий по звукозаписи музыкантов-исполнителей и творческих исполнительских коллективов в соответствии с программами учебных дисциплин.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
VIII. Требования к оценке качества освоения основной образовательной программы специалиста
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения ООП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, репертуарные списки музыкальных произведений, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)) и государственный экзамен.
Программа, требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы), а также к государственному экзамену определяются вузом.
______________________________
* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 марта 2011 г. N 1407 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.