Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 10. Размещение и крепление длинномерных грузов
1. Общие положения
В настоящей главе устанавливаются способы размещения и крепления длинномерных грузов на сцепах, состоящих из четырехосных вагонов с опорой на один вагон, на два вагона, в том числе с применением турникетных устройств.
Длинномерный груз и турникетные устройства размещаются таким образом, чтобы их общий центр тяжести располагался в вертикальной плоскости, проходящей через продольные плоскости симметрии вагонов сцепа.
Нагрузка на вагон от суммарной массы груза и турникетного устройства, включая комплект крепления, не должна превышать трафаретную грузоподъемность вагона.
Нагрузка на неподвижную раму турникета от суммарной массы груза и подвижных элементов турникетного устройства, включая комплект крепления, не должна превышать грузоподъемности турникета.
При применении турникетных устройств должны соблюдаться требования, изложенные в главе 1 настоящих ТУ.
2. Размещение и крепление длинномерных грузов на сцепе с опорой на один вагон
2.1. Размещение и крепление шпунтовых железобетонных свай длиной от 14200 до 20000 мм включительно.
Сваи грузят на платформу с базой 9720 мм. При этом выход концов груза за концевые балки платформы в пределах допускаемых главой 1 настоящих ТУ норм должен быть одинаковым. С обеих сторон платформы с таким грузом устанавливают по одной платформе прикрытия, составляя сцеп из трех платформ (рисунок 1).
2.1.1. На пол грузонесущей платформы укладывают четыре поперечные подкладки 2. При этом две крайние подкладки устанавливают на расстоянии 650 мм от торцовых бортов, а две средние - на расстоянии 2000 мм по обе стороны от середины платформы.
Поперечные подкладки 2 должны иметь высоту 220 мм, ширину опорной поверхности не менее 250 и длину, равную ширине платформы. Допускается для изготовления подкладки 2 применять два бруска высотой 220 мм и шириной опорной поверхности 125 мм каждый, установленных вплотную один к другому и скрепленных четырьмя строительными скобами диаметром стержня 10-15 мм, по две скобы с каждой стороны.
Каждую поперечную подкладку 2 закрепляют четырьмя (по два с каждой стороны) упорными брусками 3 сечением не менее 50 x 100 мм и длиной 270 мм. Каждый брусок прибивают к полу платформы четырьмя гвоздями диаметром 5-6 мм длиной не менее 100 мм.
На подкладки укладывают вплотную одна к другой шпунтовые сваи, при этом между крайними сваями и боковыми бортами платформы оставляют зазор не менее 300 мм.
2.1.2. По всей высоте штабеля сваи укладывают одна на другую без прокладок. Весь погруженный штабель свай скрепляют двумя П-образными хомутами 4 из швеллера N 20 и увязками 1 из проволоки диаметром 6 мм в четыре нити.
Количество увязок должно быть:
при длине свай до 15000 мм включительно - 6 шт;
от 15000 до 17000 мм включительно - 8 шт.;
от 17000 до 20000 мм включительно - 10 шт.
Увязки размещают симметрично относительно поперечной плоскости симметрии платформы следующими способами.
2.1.2.1. При креплении штабеля шестью увязками: увязки устанавливают на расстоянии 750 мм от поперечной плоскости симметрии платформы и на расстоянии не более 100 мм от каждой подкладки со стороны обращенной к середине платформы;
2.1.2.2. При креплении штабеля восемью увязками: шесть из них размещают, как указано в п. 2.1.2.1 настоящей главы, а две - на расстоянии не менее 1350 мм от концов груза;
2.1.2.3. При креплении штабеля 10 увязками: восемь из них размещают, как указано в п. 2.1.2.2. настоящей главы, а две - на расстоянии 3000 мм от концов свеса груза.
П-образные хомуты из швеллера N 20 устанавливают на расстоянии 300 мм от крайних подкладок в направлении к середине платформы.
Хомут должен охватывать с трех сторон штабель свай, в верхней части хомут стягивают болтом диаметром 28 мм с шайбами, гайками и контргайками (рисунок 2).
Болт необходимо располагать на расстоянии не более 50 мм от груза. Допускается крепление шпунтовых свай хомутами, изготовленными из двутавровых балок, охватывающих штабель по высоте, и стягивающих болтов диаметром не менее 28 мм (с шайбами, гайками и контргайками), охватывающих штабель по ширине (сверху и снизу).
Штабель свай закрепляют четырьмя растяжками 6 из проволоки диаметром 6 мм в четыре нити и железнодорожными костылями 9 (рисунок 1). Каждую растяжку одним концом закрепляют за верхний болт швеллерного хомута, а другим - за боковую стоечную скобу платформы. Железнодорожные костыли прибивают на каждой подкладке по одному с обеих сторон штабеля.
2.1.3. При длине свай до 15000 мм должны быть установлены четыре пары боковых стоек 7 (рисунок 1), а при длине свай с 15000 до 20000 мм - шесть пар, в порядке предусмотренном главой 1 настоящих ТУ. Противоположные боковые стойки попарно скрепляют проволокой диаметром 6 мм в две нити.
2.2. Размещение и крепление металлических листов длиной от 14200 до 18000 мм включительно, шириной не более 2700 мм и толщиной 30 мм и более.
Листы размещают на платформе с базой 9720 мм поштучно или пакетами. При этом выход груза за лобовые брусья платформы в пределах допускаемой главой 1 настоящих ТУ нормы должен быть одинаковым. На одну платформу допускается погрузка длинномерных листов только одинаковых размеров. С обеих сторон платформы устанавливают платформы прикрытия, составляя сцеп из трех платформ.
2.2.1. Листы размещают на пяти поперечных подкладках 1 толщиной не менее 150 мм, шириной 200-250 мм и длиной, равной ширине платформы (рисунок 3). Две подкладки размещают над шкворневыми балками, две на расстоянии 500-1000 мм от торцов платформы, а пятую - посередине платформы. Каждую подкладку прибивают к полу платформы четырьмя гвоздями диаметром 6-8 мм длиной 200-250 мм.
Допускается применение подкладок из круглого леса с нижними и верхними плоскими опорными поверхностями шириной 200-250 мм.
2.2.2. Пакеты листов закрепляются следующим образом: поверх груза на расстоянии 300 мм от его боковых кромок вдоль платформы укладывают восемь продольных брусков 2 (по четыре с каждой стороны пакета) сечением 50 х (100-150) мм и длиной 1000-1500 мм (рисунок 3).
На каждую пару продольных брусков 2 укладывают по одному поперечному бруску 3 сечением не менее 135 x 150 мм и длиной 3150 мм. Каждый поперечный брусок 3 с обеих сторон платформы прочно закрепляют за боковые стоечные скобы увязками 4 из проволоки диаметром 6 мм в четыре нити.
До закручивания увязок 4 сверху на листы рядом с каждым бруском крепления для уплотнения пакета листов поочередно устанавливают груз массой 3-5 т, снимаемый после натяжения увязок.
На поперечных брусках 3 на расстоянии 70-100 мм от каждого конца делают зарубки глубиной 10-15 мм для предотвращения соскальзывания проволочных увязок.
Допускается применение поперечных брусков из круглого лесоматериала диаметром не менее 180 мм, у которых нижнюю опорную сторону стесывают на плоскость.
Во вторые и четвертые стоечные скобы, считая от торцов платформы, устанавливают две пары коротких боковых стоек 5 в соответствии с главой 1 настоящих ТУ. Каждую пару противоположных боковых стоек скрепляют между собой проволокой диаметром 6 мм в две нити. Против каждой боковой стойки между бортами платформы и грузом плотно устанавливают деревянные распорки шириной не менее 200 мм и высотой, равной высоте погруженного штабеля листов. Каждую распорку закрепляют к полу платформы двумя гвоздями длиной не менее 150 мм.
Пакеты листов длиной 16000-18000 мм на расстоянии 1000 мм от торцов скрепляются двумя увязками 7 из проволоки диаметром 6 мм в четыре нити.
2.3. Размещение и крепление грузов цилиндрической формы длиной более 14000 мм.
Такие грузы размещаются в один ряд на сцеп из двух грузонесущих платформ или на сцеп из одной грузонесущей платформы с платформами прикрытия.
При размещении груза на сцеп из двух грузонесущих платформ используют турникетные опоры в порядке, установленном главой 1 настоящих ТУ.
2.3.1. Размещение груза на сцеп с опорой на одну грузонесущую платформу (рисунок 4) осуществляются на двух поперечных подкладках 2.
Допускаемые в этом случае масса и диаметр груза, а также минимальная высота подкладок в зависимости от его длины приведены в таблице 1.
Таблица 1
Длина груза, мм |
Диаметр груза не более, мм |
Масса груза не более, мм |
Высота подкладок не менее, мм |
<= 15000 |
3200 |
30 |
110 |
16000 |
3200 |
30 |
125 |
17000 |
3200 |
30 |
135 |
18000 |
3160 |
30 |
150 |
19000 |
3120 |
30 |
160 |
20000 |
3090 |
30 |
175 |
21000 |
3090 |
30 |
185 |
22000 |
2990 |
30 |
200 |
23000 |
2940 |
30 |
210 |
24000 |
2890 |
30 |
225 |
25000 |
2840 |
28,3 |
235 |
26000 |
2790 |
26,7 |
250 |
27000 |
2730 |
25,0 |
260 |
При наличии выступающих частей диаметр груза определяют по наиболее удаленному месту от продольной плоскости симметрии груза (рисунок 5).
Расстояние от середины грузонесущей платформы до конца груза с каждой стороны должно быть не более половины длины груза.
2.3.2. Применяемые поперечные деревянные подкладки должны быть шириной не менее 200 мм и длиной, равной ширине платформ между продольными бортами.
Каждую подкладку закрепляют к полу платформы восемью гвоздями длиной, превышающей высоту подкладки на 50 мм. Допускается дополнительное крепление подкладки с помощью продольных упоров сечением 50 x 100 мм, по два упора с каждой стороны подкладки, располагаемых симметрично на расстоянии 0,5-1,0 м относительно продольной плоскости симметрии платформы. Каждый упор закрепляют к полу платформы четырьмя гвоздями длиной, превышающих высоту упора на 50 мм.
2.3.3. На каждую подкладку вплотную к грузу с обеих сторон и к продольным бортам платформ укладывают боковые упорные бруски шириной не менее 200 мм (рисунок 6).
Каждый упорный брусок закрепляют к подкладке двумя шпильками (болтами) M14-20 или восемью гвоздями длиной, превышающей высоту брусков и подкладки на 50 мм. Такие бруски в местах контактирования с грузом должны иметь выемку, соответствующую очертанию поверхности груза.
Высота брусков в зависимости от диаметра груза приведена в таблица 2.
Таблица 2
Диаметр груза, мм |
Высота брусков, мм |
1000 - 1600 |
50 |
1601 - 1800 |
60 |
1801 - 2000 |
70 |
2001 - 2400 |
80 |
2401 - 2600 |
90 |
2601 - 3200 |
100 |
2.3.4. Груз закрепляют не менее чем тремя обвязками 3 (рисунок 4) из полосовой стали с винтовыми натяжными устройствами, сечение каждого элемента которых должно быть не менее сечения полосы в обвязке. Обвязки располагают равномерно по длине груза.
Вместо обвязки из полосовой стали, могут применяться обвязки из проволоки диаметром 6 мм. Характеристика крепления в зависимости от массы груза приведены в таблице 3.
Таблица 3
Масса груза, т |
Число обвязок |
Сечение полосовых обвязок не менее, мм |
Число нитей проволоки в обвязке |
До 5 |
3 |
4 x 30 |
4 |
5,0 - 10,0 |
3 |
4 x 40 |
6 |
10,1 - 15,0 |
4 |
4 x 40 |
6 |
15,1 - 20,0 |
5 |
4 x 40 |
6 |
20,1 - 25,0 |
5 |
6 x 60 |
8 |
25,1 - 30,0 |
5 |
6 x 60 |
8 |
Расстояние от обвязки до торца груза должно быть не менее половины диаметра груза.
Кроме обвязок груз закрепляют четырьмя растяжками 1 из проволоки диаметром 6 мм в четыре нити при массе груза до 10 тонн, в шесть нитей при массе груза от 10,1 до 20 тонн и в восемь нитей при массе груза от 20,1 до 30 тонн (рисунок 4).
Обвязки, а также растяжки закрепляют только за стоечные скобы, не допуская опирания их на борт, а у платформ постройки после 1971 года за внутренние увязочные устройства, расположенные вдоль продольных бортов. При этом должны выполняться требования обеспечения сохранности бортов платформ от повреждения предусмотренные в главе 1 настоящих ТУ.
2.4. Размещение и крепление железобетонных двухветвевых колонн длиной до 15000 мм включительно.
Груз размещают на сцепе из двух платформ в два ряда по ширине и до пяти ярусов по высоте погрузки в зависимости от длины и веса колонн (рисунок 7).
Высота груза над полом платформы не должна превышать 2900 и 3000 мм при суммарной ширине двух колонн соответственно 2800 и 2600 мм и совмещении в одной вертикальной плоскости внутренних кромок каждой колонны и продольной оси платформы.
Общая масса колонн должна быть не более 65 тонн. При этом общий центр тяжести груза должен находиться на расстоянии не более 150 мм от середины платформы в сторону свеса.
Погрузку колонн шириной до 1300 мм включительно производят на платформу с закрытыми продольными бортами. При ширине колонн 1400 мм продольные борта платформы должны быть опущены и закреплены согласно требованиям главы 1 настоящих ТУ.
Колонны нижнего яруса грузят на две поперечные подкладки 1 (рисунок 7) сечением не менее 200 x 200 мм, укладываемые над шкворневыми балками платформы. Колонны каждого следующего яруса располагают на двух поперечных прокладках 2 сечением не менее 100 x 200 мм.
В каждом ярусе колонны скрепляют между собой за монтажные петли поперечными увязками 3 из проволоки диаметром 6 мм в четыре нити.
Колонны нижнего яруса закрепляют в продольном направлении четырьмя парами продольных растяжек 4 из проволоки 6 мм в восемь нитей каждая, а верхнего и второго сверху ярусов - в каждом направлении двумя парами таких же растяжек.
Продольные растяжки, в зависимости от длины колонн и расположения на них монтажных петель, закрепляют за опорные кронштейны с торцевой стороны платформы и за боковые стоечные скобы.
Дополнительно колонны верхнего яруса закрепляют двумя парами поперечных растяжек 5 из проволоки 6 мм в четыре нити каждая за ближайшие боковые стоечные скобы.
2.5. Размещение и крепление конических опор контактной сети длиной 12800-13600 мм включительно.
Опоры размещают на сцепе их двух полувагонов и размещенной между ними одной промежуточной платформы прикрытия (рисунок 8).
2.5.1. Опоры грузят в каждый полувагон в пять ярусов по высоте и в пять рядов по ширине. В штабеле все опоры размещают основаниями в сторону закрытых торцовых дверей.
Каждый штабель ограждают четырьмя парами боковых стоек 2. Противоположные стойки скрепляют между собой проволокой диаметром 6 мм в две нити.
2.5.2. Первый ярус опор укладывают на две подкладки 5, которые размещают над шкворневыми балками полувагона. Последующие ярусы опор разделяют между собой прокладками 1.
Толщина подкладок и прокладок, на которых размещают основания опор, должна быть не менее 40 мм, а толщина подкладок и прокладок, на которые укладывают вершины опор - не менее 250 мм.
2.5.3. Основания двух опор пятого яруса, расположенных у боковых стоек, укрепляют с наружных сторон клиньями 6 (рисунок 8) толщиной 40 мм, каждый из которых прибивают к прокладке тремя гвоздями длиной 100-120 мм.
Над прокладками со стороны вершин на опоры укладывают по одному поперечному бруску 4 (рисунок 8) сечением не менее 100 x 200 мм, который в четырех местах между опорами скрепляют с прокладкой проволокой диаметром 6 мм в две нити.
2.5.4. На утолщенных подкладках (рисунок 9а), прокладках (рисунок 9б) и верхнем поперечном бруске (рисунок 9в) в местах их соприкосновения с опорами делают выемки глубиной до 50 мм.
Подкладка и прокладка (рисунок 9а и 9б) могут быть изготовлены из бруска 1 сечением не менее 150 x 200 мм и длиной 2870 мм (в том числе с необрезными боковыми кромками) и упорных клиньев 2 сечением не менее 50 x 200 мм (рисунок 10).
Верхний поперечный брусок (рисунок 9в) может быть изготовлен из бруска 3 сечением не менее 50 x 200 мм и длиной 2800 мм и упорных клиньев 2 сечением не менее 50 x 200 мм (рисунок 10).
Упорные клинья 2 закрепляют к бруску 1 (рисунок 10) гвоздями длиной 120 мм и диаметром 5 мм (по 4 гвоздя в каждый клин). Гвозди следует забивать в предварительно просверленные в упорных клиньях отверстия диаметром не более 5 мм. Отверстия должны располагаться на расстоянии не менее 50 мм от краев верхней плоскости упорного клина. Допускается использование бруса 1 составного по толщине из двух частей, при этом минимальная толщина одной из частей должна быть 50 мм. Составные части бруса соединяют между собой 20-ю гвоздями длиной 150 мм и диаметром 6 мм. Гвозди забивают в отверстия, предварительно просверленные в составной части имеющей меньшую толщину.
Каждый упорный клин 2 закрепляют к бруску 3 четырьмя гвоздями длиной 100 мм и диаметром 5 мм, с предварительным сверлением отверстий под гвозди.
3. Размещение и крепление длинномерных грузов на сцепах платформ с опорой на два вагона
3.1. Размещение и крепление рельсов длиной 25000 мм с болтовыми отверстиями.
Рельсы размещают на сцепы из двух платформ (рисунок 11) в следующем порядке.
3.1.1. До погрузки рельсов на каждую платформу сцепа на расстоянии 2600 мм от поперечной плоскости симметрии платформы укладывают подкладки 1 и 5.
Подкладка 1 может состоять из одного деревянного бруса размером 150 x 250 x 2700 мм или быть составной из двух брусков сечением 145 x 135 мм, уложенных в пазы из трех отрезков швеллера N 30 (рисунок 12), два из которых размещают по концам подкладки, а один - в середине.
Подкладка 5 может состоять из одного бруса размером 145 x 250 x 2700 мм или быть составной из двух брусков размерами 140 x 135 x 2700 мм (рисунок 13).
Сверху на поверхность подкладки 5 прибивают 15 гвоздями длиной 100 мм металлическую накладку размером 4 x 150 x 2700 мм. Вместо деревянной подкладки 5 может применяться рельс Р50, укладываемый на четыре рельсовые подкладки КБ-50 (рисунок 14), или шахтная стойка, размещаемая на четырех рельсовых подкладках КБ-65 (рисунок 15).
При этом высота подкладки 5 не должна превышать высоту подкладки 1.
Рабочая поверхность подкладки 5 должна быть обильно смазана соответствующей смазкой для повышения скольжения.
Каждую подкладку 1 и 5 для предотвращения продольного перемещения груза закрепляют четырьмя упорными брусками 11 сечением не менее 50 x 150 x 270 мм. Каждый брусок закрепляют к полу платформы пятью гвоздями длиной не менее 100 мм.
3.1.2. На подкладки укладывают в порядке, установленном главой 3 настоящих ТУ, первый ярус рельсов, который скрепляют посередине погрузки увязкой 12 из проволоки диаметром 6 мм в шесть нитей. Число рельсов в ярусах указано в таблице 4.
Таблица 4
Порядковый номер яруса |
Число рельсов в ярусе |
|||||
Р50 |
Р65 |
Р75 |
||||
подошвой вниз |
подошвой вверх |
подошвой вниз |
подошвой вверх |
подошвой вниз |
подошвой вверх |
|
1 |
13 |
12 |
11 |
10 |
10 |
9 |
2 |
13 |
12 |
11 |
10 |
10 |
9 |
3 |
12 |
11 |
10 |
9 |
8 |
7 |
4 |
7 |
6 |
4 |
3 |
3 |
2 |
Всего |
45 |
41 |
36 |
32 |
31 |
27 |
В подкладки 1 с обеих сторон на расстоянии 5,7 мм от подошвы крайних рельсов яруса забивают по два железнодорожных костыля 8.
На рельсы первого яруса размещают на равном расстоянии от подкладок 1 и 5 две утолщенные прокладки 2 размерами 200 x 200 x 2700 мм. Эти прокладки могут быть составными из двух брусков сечением 200 x 100 мм каждый, при условии скрепления их между собой двумя увязками из проволоки диаметром 6 мм в две нити (рисунок 16). По граням брусков на расстоянии 100-200 мм от торцов делают зарубки глубиной 30-40 мм для закрепления растяжек.
На утолщенные прокладки размещают второй, третий и четвертый ярусы рельсов. Между ярусами устанавливают прокладки 7 сечением 25 x 100 мм в одной вертикальной плоскости с соответствующей утолщенной прокладкой 2. После размещения второго яруса рельсов, его закрепляют восемью железнодорожными костылями 8 и двумя растяжками 10. Железнодорожные костыли 8 забивают в прокладки 2 по два с каждой стороны на расстоянии 5,7 мм от подошвы крайних рельсов яруса. Каждая растяжка 10 охватывает ярус рельсов и крепится за стоечную скобу, расположенную между подкладкой 1 и прокладкой 2. Растяжки 10 изготавливают из проволоки диаметром 6 мм в шесть нитей.
Три верхних яруса рельсов связывают между собой располагаемыми равномерно по всей длине штабеля четырьмя увязками 6 из проволоки диаметром 6 мм в шесть нитей.
3.1.3. На верхний ярус рельсов над прокладками укладывают деревянные накладки 4 сечением 50 x 150 мм с выемками по торцам для закрепления увязок 3.
Все ярусы рельсов увязывают между собой двумя увязками 3 из проволоки диаметром 6 мм в шесть нитей, которые закрепляют на выемках накладок 4 и пропускают под нижним ярусом рельсов. При этом проволочные нити увязок размещают по обеим сторонам утолщенных прокладок 2.
3.1.4. Торцы рельсов в трех верхних ярусах увязывают в порядке, предусмотренном главой 3 настоящих ТУ, увязкой 13 из проволоки диаметром 6 мм в две нити; в нижнем ярусе - увязкой 13 из проволоки диаметром 6 мм в четыре нити, пропущенной через болтовые отверстия двух крайних рельсов и скрученной посередине.
На платформе, где второй ярус рельсов не закреплен растяжками 10, утолщенную прокладку 2 закрепляют четырьмя растяжками 9 из проволоки диаметром 6 мм в восемь нитей за средние боковые стоечные скобы платформы.
Средние секции бортов платформ сцепа, при отсутствии клиновых запоров, закрепляют короткими деревянными стойками круглого сечения. В две пары средних боковых скоб платформы, за которые закрепляют растяжки 9, а также на платформах с металлическими бортами, оборудованными клиновыми запорами, стойки не ставить.
Применяемые подкладки и прокладки должны соответствовать требованиям, предъявляемым к пиломатериалам не ниже третьего сорта по ГОСТ 8486-86, ГОСТ 2695-83. Применять для крепления рельсов костыли, бывшие в употреблении, запрещается.
3.2. Размещение и крепление железнодорожных рельсов длиной 25000 мм без болтовых отверстий.
Размещение и крепление рельсов производят порядком, аналогичным для рельсов, имеющих болтовые отверстия.
При этом для закрепления пакета рельсов применяют восемь рельсов с односторонними отверстиями или четыре рельса с двусторонними отверстиями. Рельсы с двусторонними болтовыми отверстиями укладывают по одному с каждой стороны второго и третьего ярусов, а рельсы с односторонними отверстиями - по два с каждой стороны яруса отверстиями в разные стороны со смещением относительно друг друга на одно отверстие. Рельсы второго и третьего ярусов увязывают по торцам проволокой диаметром 6 мм в две нити с закреплением концов за болтовые отверстия крайних рельсов.
4. Размещение и крепление длинномерных грузов, перевозимых на сцепах платформ с применением турникетов
4.1. Универсальный турникет типа Минэнерго
Универсальный турникет (рисунок 17) предназначен для перевозок любых длинномерных конструкций.
Каждая турникетная опора турникета состоит из трех рам: подвижных верхней 1 и промежуточной 2 и неподвижной нижней 3.
Турникет имеет следующие характеристики (таблица 5).
Таблица 5
Параметры и единицы измерения |
Величина |
Грузоподъемность (включая массу подвижных элементов турникета), т |
72,4 |
Масса, кг одного турникета |
4100 |
неподвижной рамы турникета |
2600 |
груза с турникетом |
75000 |
Расстояние между осями опорных поперечных балок, мм |
3500 |
4.1.1. Турникет типа Минэнерго шифр 101.01/1 литера "А" состоит из двух турникетных опор и комплектов крепления, конструкция которых зависит от типа перевозимого длинномерного груза.
Для размещения и крепления длинномерных конструкций в зависимости от их конфигурации используют различные комплекты крепления такого турникета.
К железнодорожной платформе каждую турникетную опору закрепляют с помощью упоров (рисунок 17): продольных винтовых 4 с шарнирными упорными шайбами 5 и жестких поперечных 6 на нижней раме. Винтовые упоры доводят до соприкосновения упорных шайб со стоечными скобами платформы, после чего их фиксируют увязками 7 из проволоки диаметром 4 мм в один оборот. Поперечные балки нижней рамы оснащают деревянными подкладками 8 фиксируемыми гвоздями, а продольные балки - криволинейными направляющими 9 и резиновыми амортизаторами 10. Промежуточную раму 2 опирают на направляющие четырьмя цапфами 11 с ползунами 12. Во время соударений вагонов промежуточная и верхняя рама с грузом совершают возвратно-поступательные перемещения относительно нижней рамы. При этом ползуны скользят по криволинейным направляющим. Верхняя рама соединяется с промежуточной с помощью поворотного устройства, состоящего из двух дугообразных элементов 13 на верхней раме и двух боковых элементов 14 на промежуточной. Номинальный диаметр поворотного устройства равен 1200 мм. При проходе железнодорожного состава по горизонтальным кривым участкам пути верхняя рама поворачивается относительно промежуточной, опираясь на ее плоские направляющие 15.
4.1.2. Для крепления центрифугированных стоек опор высоковольтных линий в зависимости от их типоразмеров применяют комплекты крепления (рисунок 18) состоящие из четырех-пяти пар сварных балок (бандажей) 1 с обрезиненными ячейками 2. С каждого торца ячейки 2 на бандаже с помощью спиральной скобы 3 закреплены цепная обвязка 4 и цепная обвязка 5 со специальным цепным замком, жестко связанным с гайкой М42, в которую ввернут винт 6 с шаровым обрезиненным упором 7. Каждую ж.б. стойку укладывают в ячейки двух бандажей, расположенных над турникетами сцепа, после чего залавливают винтами 6, которые фиксируют увязками 8. Бандажи устанавливают один на другой и фиксируют посредством зубьев 9, входящих в пазы 10. Нижний бандаж представляет собой единое целое с верхней рамой турникета. Каждый верхний (четвертый или пятый) бандаж соединен с помощью шарового шарнира 11 с кулисами (толкателями) 12 четырьмя цепными растяжками 13, с винтами М42 и гайками 14. В свою очередь кулисы, с помощью шарниров 15 и криволинейных направляющих 16, соединены соответственно с нижним бандажом и нижней рамой турникетной опоры.
Кулисы и цепные растяжки на бандажах фиксируют в шарнирах шплинтами 17. Каждую растяжку натягивают с помощью гайки 14 до тех пор, пока соответствующая кулиса займет по высоте среднее положение в окне поперечной балки нижней рамы турникета. Затем гайку фиксируют увязкой 18. Увязки 8 и 15 изготавливают из проволоки диаметром 4 мм в один оборот.
При прохождении сцепом кривых участков пути криволинейные направляющие кулис обеспечивают постоянное натяжение растяжек.
4.1.3. Центрифугированные конические стойки длиной 22,6 и 26 м, диаметром основания 650 мм размещают на сцепе из двух платформ одним штабелем, включающем 14 (рисунок 19) или 16 стоек (рисунок 20) в четыре яруса или одним штабелем, включающем 18 стоек и состоящем из пяти ярусов (рисунок 21).
При этом в трех нижних ярусах стойки 1 укладывают в ячейки бандажей 2 по четыре штуки, в четвертом ярусе - две или четыре, а в пятом ярусе - две. В смежных ярусах стойки располагают вершинами и основаниями в противоположные стороны. При этом бандажи пятого яруса опирают на железобетонные стойки нижележащего яруса.
В трех нижних ярусах основания железобетонных стоек 1 закрепляют двумя парами цепных обвязок 3 с винтами.
При размещении груза в четыре яруса (рисунок 19 и рисунок 20) каждую железобетонную стойку, расположенную в четвертом ярусе, закрепляют четырьмя парами цепных обвязок с винтами: двумя парами ближе к основанию, двумя парами ближе к вершине.
При размещении груза в пять ярусов (рисунок 21) аналогичным образом закрепляют каждую из двух крайних стоек четвертого яруса и попарно внутренние стойки четвертого и пятого ярусов.
Каждый бандаж четвертого яруса соединяют с кулисами четырьмя цепными растяжками 4.
Неиспользованные цепные обвязки 5 (рисунок 19) укладывают в свободные крайние ячейки бандажей четвертого яруса и привязывают к ним увязками 6 из проволоки диаметром 4 мм в две нити.
4.1.4. Центрифугированные конические стойки длиной 22,6 м диаметром основания 560 мм размещают на сцепе двух платформ (рисунок 22) одним штабелем, включающем 23 стойки в пять ярусов: в первых четырех ярусах по пять стоек, в пятом - три. При этом соблюдают чередование оснований и вершин соседних стоек в каждом ярусе, а также в смежных ярусах. Основания стоек с первого по четвертый ярус закрепляют двумя парами цепных обвязок 3 с винтами. В пятом ярусе каждую стойку закрепляют четырьмя парами обвязок с винтами за основание и вершину. Каждый бандаж пятого яруса соединяют с кулисами четырьмя цепными растяжками 4.
4.1.5. Центрифугированные цилиндрические стойки длиной 22,2 и 26,4 м, диаметром 560 мм размещают на сцепе из двух платформ одним штабелем, включающем 14 (рисунок 23) или 16 стоек (рисунок 24) в четыре яруса или один штабель, включающем 18 стоек в пять ярусов (рисунок 25).
При этом в трех нижних ярусах стойки укладывают в ячейки бандажей 2 по четыре штуки, в четвертом - две или четыре, а в пятом - две. При этом бандажи пятого яруса опирают на железобетонные стойки нижележащего яруса.
Цепными обвязками 3 с винтами закрепляют над одним турникетом каждую стойку первого, третьего и четвертого, а над другим - второго и четвертого ярусов.
При размещении груза в пять ярусов (рисунок 25) цепными обвязками с винтами закрепляют над одним турникетом каждую стойку первого, третьего и две крайние стойки четвертого, а над другим - каждую стойку второго и две крайние стойки четвертого, а над другим - каждую стойку второго и две крайние стойки четвертого ярусов. Две внутренние стойки четвертого и две крайние стойки пятого ярусов закрепляют попарно над каждым турникетом.
Каждый бандаж четвертого яруса соединяют с кулисами четырьмя цепными растяжками 4.
Неиспользованные цепные обвязки 5 (рисунок 23) укладывают в свободные крайние ячейки бандажей четвертого яруса и привязывают к ним увязками 5 из проволоки диаметром 4 мм в две нити.
4.1.6. Вибрированные конические стойки длиной 16,4 м размещают на сцепе из трех платформ в два штабеля 1 по 25 штук (вариант 1) или в два штабеля по 27 штук (вариант 2) на четырех турникетных опорах (рисунок 26).
При этом по середине крайних платформ сцепа устанавливают по одной турникетной опоре, а над тележками средней платформы устанавливают две турникетных опоры любой модификации, т.к. загрузка каждого из них вдвое меньше загрузки крайних турникетов сцепа.
В каждом штабеле железобетонные стойки 2 укладывают пирамидой соответственно в пять или в шесть ярусов по высоте основаниями к торцам сцепа. В нижнем ярусе располагают семь стоек, в каждом последующем - на одну стойку меньше. Стойки вышележащих ярусов укладывают между строповочными петлями нижележащих ярусов.
Комплект крепления для перевозки вибростоек состоит из двух пар сварных рам 3 и 4 в виде скоб с деревянным настилом 5 и двух пар сварных балок 6 и 7. Рамы и балки соединены между собой наклонными стойками 8 и 9 с помощью шарниров 10. Каждая рама 3 и 4 представляет собой единое целое с верхней рамой турникета, а каждая балка 6 и 7 оснащена тремя (вариант 1) или двумя (вариант 2) вертикальными винтами 11 с резьбой М42 и обрезиненными шайбами 12, с помощью которых штабель вибростоек 1 прижимают к деревянному настилу рам. Все шарниры фиксируют шплинтами, а вертикальные винты и боковые вибростойки штабеля - увязками 13 и 14 из проволоки диаметром 4 мм в один оборот.
4.1.7. Кровельные балки длиной 18 м размещают на сцепе двух платформ одним штабелем из 10 балок в один ярус в вертикальном положении.
Комплект крепления для перевозки балок состоит из двух сварных рам 1 в виде скоб с деревянными настилами 2, двух наголовников 3 и двух пар сварных балок (прижимов) 4. Рамы и балки соединены между собой вертикальными стойками 5 с помощью шарниров 6, четырех стяжных болтов 7 с гайками 8 и двух тяг 9 с гайками 10. Каждая рама представляет собой единое целое с верхней рамой турникетной опоры, а каждая балка 4 оснащена четырьмя регулируемыми 11 и одним нерегулируемым 12 болтами, с помощью которых через резиновые прокладки 13 кровельные балки 14 прижимают к деревянному настилу каждой рамы. Все шарниры фиксируют шплинтами, а резьбовые элементы - увязками 15 из проволоки диаметром 4 мм в две нити (рисунок 27).
Груз размещают на сцеп в последовательности (рисунок 27), обозначенной римскими цифрами, при условии откинутых стоек 5 с прижимами 4 и обязательной фиксацией тяг 9 в вертикальном положении с помощью проволоки или специальных фиксаторов к раме 1. При погрузке каждую последующую балку закрепляют к ближайшей, ранее погруженной, двумя технологическими хомутами за строповочные петли.
4.1.8. После окончания погрузки и крепления железобетонных конструкций внешние торцовые и крайние секции боковых бортов платформ сцепа поднимают и закрепляют клиновыми запорами. Открытые секции продольных бортов каждой платформы сцепа закрепляют средствами грузоотправителя в соответствии с главой 1 настоящих ТУ.
4.1.9. Демонтаж и подготовка к возврату порожних турникетов осуществляют по схемам, изображенным на рисунках 28, 29, 30.
4.1.9.1. Две турникетных опоры 1 с комплектом крепления для центрифугированных стоек размещают на одной платформе симметрично относительно ее продольной и поперечной плоскостей симметрии (рисунок 28). При этом турникет закрепляют в соответствии с п. 4.1.1. настоящей главы.
На каждой турникетной опоре оставляют по два нижних бандажа 2, верхние бандажи попарно размещают на полу платформы в ее средней части. При этом два зуба нижестоящих бандажей вводят в пазы вышестоящих бандажей (рисунок 28А).
В средней части вагона смежные бандажи в каждом из двух ярусов попарно соединяют двумя увязками 3 из проволоки диаметром 4 мм в три оборота за стержни диаметром 30 мм на торцах бандажей.
Цепные растяжки 4 комплекта крепления укладывают между кулисами 5 на пол вагона.
При наличии в комплекте бандажей пятого яруса их размещают по одному на турникетных опорах между кулисами и фиксируют через окна в поперечных балках турникетных опор двумя увязками 7 из проволоки диаметром 4 мм в три оборота.
Бандажи вторых ярусов закрепляют за торцевые стержни растяжками из проволоки диаметром 6 мм в четыре нити: два бандажа на турникетных опорах - четырьмя растяжками 8 к поперечным ребрам продольных балок турникетных опор; четыре бандажа в средней части - четырьмя растяжками 9 к окнам поперечных балок турникетных опор.
4.1.9.2 Две турникетные опоры 1 с комплектом крепления для центрифугированных стоек размещают на сцепе из двух платформ (рисунок 29).
На каждой платформе турникетную опору 1 размещают симметрично относительно продольной и поперечной плоскостей симметрии вагона и закрепляют в соответствии с подпунктом 4.1.1 настоящей главы.
Остальные узлы комплекта закрепляют аналогично требованиям подпунктом 4.1.9. настоящей главы.
Отличия: по два верхних бандажа размещают на полу каждой платформы около вторых стоечных скоб от торца вагона симметрично относительно его продольной плоскости симметрии. Бандажи попарно соединяют двумя увязками 3 их проволоки диаметром 4 мм в три оборота за стержни диаметром 30 мм на торцах бандажей. Каждую пару бандажей за торцевые стержни закрепляют четырьмя растяжками 9 из проволоки диаметром 6 мм в четыре нити к первым и третьим стоечным скобам вагона.
4.1.9.3. Четыре турникетных опоры 1 с двумя комплектами крепления для вибрированных стоек размещают на одной платформе симметрично относительно ее продольной и поперечной плоскостей симметрии (рисунок 30).
Две турникетных опоры устанавливают над тележками вагона и закрепляют в соответствии с подпунктом 4.1.1. настоящей главы. Две других турникетных опоры устанавливают с опиранием одной стороной на одну из ранее установленных турникетных опор, а другую - на пол вагона таким образом, чтобы поперечные упоры охватывали армирующие уголки платформ. Каждую из этих турникетных опор закрепляют четырьмя растяжками 2 из проволоки диаметром 6 мм в шесть нитей за наружные продольные балки турникетных опор и за вторые от середины вагона стоечные скобы.
На каждой турникетной опоре оставляют рамы 3 и балки 4, 5, которые в обязательном порядке складывают, как показано на виде с торца.
От самопроизвольного поворота рамы 3 фиксируют за их боковые стойки к наружным продольным балкам турникетных опор двумя увязками 6 из проволоки диаметром 4 мм в два оборота.
4.1.9.4. Запрещается при возврате порожних турникетов устанавливать балки (бандажи) для размещения железобетонных центрифугированных стоек более, чем в два яруса.
Грузополучатель, после выгрузки железобетонных конструкций, производит размещение и закрепление отдельных узлов (элементов) турникетов в соответствии со схемами, предусмотренными в подпунктах 4.1.9-4.1.9.4 настоящей главы, предъявляет вагоны к перевозке, сделав при этом на оборотной стороне накладной в графе 1 отметку "Турникеты шифр ________ и комплект крепления шифр ________ размещены и закреплены согласно подпункта 4.1.9 главы 10 ТУ (или согласно чертежу (схеме)) N _______ от __________, утвержденному перевозчиком ______. Для крепления применены следующие реквизиты: "..."
Отметку заверяют подписью ответственного за погрузку работника грузоотправителя порожнего турникета с указанием его должности и фамилии.
4.2. Турникет типа УО ВНИИЖТ
4.2.1. Характеристика турникета типа УО ВНИИЖТ.
Грузоподъемность, т - 120
Масса одной турникетной опоры, т - 6,0
База, мм - 3300
Ширина, мм - 3150
Турникет типа УО ВНИИЖТ (рабочий проект ТВ66) - Уральского отделения Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. Адрес калькодержателя: 620027, г. Екатеринбург, ул. Челюскинцев, 15.
Каждая турникетная опора (рисунок 31) состоит из опорной рамы (основание) 1, погрузочной балки 2 с деревянной вставкой 14, двух стоек 4 с траверсами 11, прижимной балки 3 с деревянной вставкой 14. Продольные балки опорной рамы (основания) имеют криволинейные направляющие (дорожки). Центральная дорожка 5 имеет форму желоба, а две боковые 6 - плоские, что позволяет сцепу проходить через кривые участки железнодорожного пути. Нижний уровень боковых дорожек выполнен ниже уровня желоба центральной дорожки на 4 мм.
В погрузочной балке 2 имеются три шаровые обоймы 7, шары которых перемещаются по дорожкам опорной рамы и за счет подъема по криволинейной поверхности дорожек гасят инерционные усилия при соударении вагонов.
Для неразъемности погрузочной балки и опорной рамы служат кронштейны 8, которые одновременно выполняют роль механических упоров. Для удержания погрузочной балки в вертикальном положении без груза служат четыре пружинные опоры 9.
Пружины 10 стоек обеспечивают штабелю груза постоянное прижимное усилие при деформации деревянных прокладок между рядами груза. От поперечного смещения штабель груза удерживается боковыми стойками 4.
При проверке габаритности и определения степени негабаритности погрузки расчетная длина груза принимается больше фактической с каждой торцовой стороны на 500 мм, а расчетная высота на 100 мм.
4.2.2. Железнодорожные рельсы Р50, Р65 и Р75, новые и бывшие в употреблении длиной 25 м грузят на сцеп из двух платформ с использованием турникетов типа УО ВНИИЖТ (рабочий проект ТВ66). Разность уровней полов платформ сцепа не должна превышать 100 мм.
Средние секции продольных бортов с каждой стороны платформ сцепа опускаются и закрепляются грузоотправителем в соответствии с главой 1 ТУ.
Каждую турникетную опору размещают симметрично относительно продольной и поперечной плоскости симметрии платформы. При этом необходимо, чтобы поперечные упоры турникетной опоры находились с внешней стороны армирующих уголков платформы.
Винтовые упоры 2 с упорными шайбами на конце должны быть завинчены до плотного соединения со стоечными скобами платформ 1 и застопорены от раскручивания контргайками 4 (рисунок 32).
После установки турникетных опор на платформы, криволинейные направляющие (дорожки) очищают от грязи и смазывают по всей длине универсальной среднеплавкой смазкой (солидол жировой марки УС-2 ГОСТ 1033-79). Проверяют наличие и исправность деревянных вставок в погрузочных и прижимных балках.
Перед началом погрузки прижимные балки снимают с турникетных опор.
Рельсы укладывают на погрузочные балки в четыре яруса подошвами вниз (рисунок 33).
Основные характеристики погрузки приведены в таблице 6.
Таблица 6
Наименование |
Тип рельса |
||
Р75 |
Р65 |
Р50 |
|
Количество рельсов в ярусе |
16 |
18 |
20 |
Количество ярусов |
4 |
4 |
4 |
Ширина штабеля, мм |
2460 |
2760 |
2740 |
Высота штабеля, мм |
900 |
840 |
740 |
Количество прокладок, шт. |
18 |
18 |
18 |
Количество обвязок, шт. |
3 |
3 |
3 |
Между нижним и последующими ярусами рельсов размещают деревянные прокладки размером не менее 40 x 100 x 2700 мм. Прокладки располагают в середине турникетных опор между стойками, на расстоянии 2500 мм от торцов штабеля и в средней части штабеля на расстоянии 4000 мм от середины каждой турникетной опоры (рисунок 34).
Штабель рельсов закрепляют на погрузочных балках (рисунок 31) прижимными балками 3, которые с помощью траверс 11 и винтов 12 плотно прижимаются к верхней плоскости штабеля рельсов. Винты затягивают равномерно на каждой траверсе и увязывают попарно проволокой диаметром 6 мм в две нити через отверстия в головках.
Штабель рельсов закрепляют тремя увязками из проволоки диаметром 6 мм в четыре нити. Увязки размещают по краям штабеля рельсов на расстоянии 900 мм от торцов и в середине (рисунок 34).
4.2.2.1. При погрузке и выгрузке рельсов необходимо обеспечить сохранность турникетных опор, устройств крепления груза и подвижного состава.
Для выгрузки рельсов, снятие крепежных устройств производят в обратном порядке. Удаляют проволочную увязку винтов, последние вывинчивают и снимают вместе с траверсами. Поднимают за рым-болты прижимные балки.
Выгрузку рельсов осуществляют с соблюдением действующих правил техники безопасности на погрузочно-разгрузочных работах. При повреждении турникетов, подвижного состава, утере деталей - грузополучатель несет материальную ответственность.
После завершения выгрузки в стойки турникетных опор устанавливают и закрепляют винтами и траверсами прижимные балки.
От возможных перемещений в пути следования погрузочную балку закрепляют к раме турникетной опоры (основанию) штырями-фиксаторами.
4.2.2.2. Надзор, техническое обслуживание и ремонт турникетных устройств выполняет его владелец согласно правил эксплуатации и ремонта (ТВ66 РЭ).
4.3. Турникет типа ЦНИИ МПС
4.3.1. Характеристика турникета типа ЦНИИ МПС
Таблица 7
Наименование |
N рабочего проекта |
|
1797 |
1943 |
|
Грузоподъемность, т |
85 |
110 |
Масса одной турникетной опоры, т |
2,82 |
4,38 |
База, мм |
1725 |
3240 |
Ширина, мм |
2760 |
2760 |
Рабочие проекты N 1797 и 1943 СКБ Главмостостроя Минтрансстроя СССР. Адрес калькодержателя: Московский городской центр научно-технической информации и пропаганды (101820, г. Москва, Центр, проезд Серова, 1).
При проверке габаритности и определении степени негабаритности погрузки расчетная длина груза принимается больше фактической с каждой торцовой стороны на 400 мм, а расчетная высота - на 100 мм.
Каждая турникетная опора (рисунок 35) состоит из верхней 1, промежуточной 10 и нижней рам 9, боковых скользунов 2, сферических подпятников 5 и пятника 6, шкворня 7, продольных 8 и поперечных 4 упоров элементов усиления продольных упоров 11, ограничителей хода верхней рамы 12, боковых скоб 3 для установки фиксаторов - деревянных стоек. Промежуточная и верхняя рамы имеют наклонные и горизонтальные поверхности скольжения. Турникетную опору на платформе закрепляют с помощью продольных и поперечных упоров.
Перед погрузкой верхнюю и нижнюю рамы каждой турникетной опоры с обеих сторон закрепляют фиксаторами - деревянными стойками - сечением 30 x 50 мм, которые вставляют в боковые скобы верхней и нижней рам, выполненные из швеллеров N 6; 5. Фиксаторы устанавливают для того, чтобы во время погрузки верхняя рама не смещалась относительно промежуточной. После окончания погрузки фиксаторы-стойки должны быть сняты.
4.3.2. Железобетонные балки пролетных строений автодорожных мостов длиной 24 м размещают на сцеп из двух платформ с использованием турникетов типа ЦНИИ МПС, рабочий проект N 1797 СКБ Главмостостроя Минтрансстроя (таблица 7) со специальными металлическими приспособлениями, рабочий проект N 1898 ПКБ ЦНИИС Минтрансстроя (адрес ПКБ: 129329, г. Москва, Игарский проезд, 2).
Для транспортировки балок на сцепе из двух платформ применяют две одинаковых турникетных опоры со специальными приспособлениями для крепления груза. К верхним рамам турникетных опор для обеспечения поперечной устойчивости балок прикреплены кронштейны 2 и подкосы 3, 4, а также подставка 9 для размещения одной балки на более высоком уровне (рисунок 36).
Грузоотправитель обязан проверить соответствие турникетов проекту N 1797 и приспособлений - проекту N 1898. При установке турникетных опор на платформы (рисунок 37) необходимо, чтобы продольные упоры нижних рам вошли в третьи пары стоечных скоб (от торцов сцепа) и прилегали к их стенкам, обращенным к середине сцепа, а поперечные упоры находились с внешней стороны армирующих уголков пола платформы.
4.3.2.1. Железобетонные балки автодорожных мостов, могут быть двух типов: крайними, имеющими выпуск арматуры с одной стороны верхней части балки, и промежуточными с выпусками арматуры с двух сторон (рисунок 36). Длина балки должна быть 24 м, высота 1200 мм, ширина нижнего пояса 620 мм, ширина верхней части с выпусками арматуры 1928 мм, а по бетону у крайних балок 1740 мм, промежуточных 1400 мм. Допускаются отклонения длины и ширины балок до 5 мм.
Масса промежуточной балки 33-34 т, крайней - 36-37 т.
На сцеп грузят две промежуточные или одну промежуточную, и одну крайнюю балки (рисунок 37). Последняя должна размещаться только на подставке. Каждую балку устанавливают обязательно на среднюю и две крайние деревянные подкладки (рисунок 38) высотой 80 ... 100 мм, уложенные в гнезда верхней рамы.
Балки на сцепе от поперечных перемещений закрепляют с помощью упоров с винтовой резьбой (рисунок 36). Упоры закреплены на кронштейнах и треногих подкосах.
От продольных перемещений каждую балку с обоих торцов закрепляют к верхней раме турникетной опоры с помощью приспособления, состоящего из двух растяжек с винтовым натяжным устройством (рисунок 39), уголка и подвески с запорным устройством (рисунок 40), а также растяжки с болтами.
Для предупреждения самораскручивания все резьбовые соединения должны иметь контргайки или шплинты.
4.3.2.2. Погрузка балок осуществляется в следующем порядке. При отведенных в стороны подкосах (рисунок 36) балку опускают на турникетные опоры и устанавливают между основаниями кронштейна и подкоса.
Установив балку и не снимая стропов, ее закрепляют: треногий подкос переводят в рабочее положение. При этом болт подкоса переставляют из нижнего в верхнее отверстие, завинчивают гайку, шплинтуют и с помощью стопорных винтов прижимают упоры вплотную к обеим сторонам стенки балки.
Аналогично устанавливают на подставки турникетных опор вторую балку и закрепляют стопорными винтами.
Балки закрепляют деревянными вкладышами, укладываемыми в распор между балками и основаниями кронштейна и подкоса, растяжками и торцовыми приспособлениями. Каждый вкладыш закрепляют четырьмя гвоздями через отверстия в ребре основания подкоса.
При установке торцового приспособления под нижнюю грань торцовой части балки подводят угол (рисунок 39) и закрепляют его с помощью подвески, которую накидывают на балку и фиксируют запорным устройством (рисунок 40). Затем натягивают растяжки.
Погруженные и закрепленные балки увязывают между собой за монтажные петли (рисунки 36 и 39) растяжками из проволоки диаметром 6 мм в шесть нитей.
4.3.2.3. Для равномерной загрузки платформ над их тележками, обращенными к середине сцепа, симметрично относительно продольной плоскости симметрии платформ укладывают железобетонные блоки-противовесы (рисунки 37 и 41) массой 8 т.
От продольного смещения блоки-противовесы закрепляют металлическими упорными балками 1 и 7 и распорными балками 5, а также проволочными растяжками 3.
Упорные балки 1 и 7 изготовляют в виде коробки из швеллера N 22 и стальной полосы шириной 210 мм, толщиной 8 мм, а распорные балки - из швеллера N 14. К упорным балкам закрепляют электросваркой штыри. Штыри упорной балки 1 входят в две торцовые скобы платформы, а штыри упорной балки 7 - в две боковые скобы платформы. Каждый блок закрепляют четырьмя растяжками 3 из проволоки диаметром 6 мм в восемь нитей, которые увязывают за монтажные петли блоков и стоечные скобы платформ. Поперечное ограждение блоков осуществляют металлическими стойками 4, установленными в боковые стоечные скобы платформ.
4.3.3 Металлические балки мостовых кранов длиной до 44 м включительно размещают на сцепах из платформ с базой 9720 мм с использованием турникета типа ЦНИИ МПС (рисунок 35), рабочий проект N 1797 СКБ Главмостостроя Минтрансстроя (таблица 7).
Для размещения и крепления балок на сцепе платформ применяют две одинаковые турникетные опоры. Грузоотправитель обязан проверить соответствие конструкции турникетов проекту N 1797, а также соблюдать правила эксплуатации, изложенные в документации проекта.
Для крепления балок к турникету верхние рамы турникетных опор оборудуют опорными листами размерами 440 x 1050 мм, толщиной 12 мм (рисунок 42).
Каждый опорный лист имеет 18 отверстий диаметром 31 мм, расположенных в два ряда. Расстояние от боковой кромки листа до отверстия 50-60 мм, а между отверстиями 120 мм. Опорные листы приваривают к верхней раме турникетной опоры по всему контуру прилегания сварным швом катетом 8 мм. Между опорными листами и верхней рамой турникетной опоры устанавливают ребра жесткости толщиной 12 мм, которые приваривают к опорному листу и к листу верхней рамы турникетной опоры.
Для перевозки балок мостовых кранов турникетную опору на грузонесущей платформе сцепа устанавливают так, чтобы ее продольные упоры входили в отверстия одной из пар стоечных скоб, расположенных в середине платформ (рисунки 43а, б и 44а, б).
В этом случае турникетная опора будет смещена от поперечной плоскости симметрии платформы внутрь или наружу сцепа на 540 или 1080 мм, а база сцепа соответственно может составлять:
для двух платформ при смещении центра тяжести турникетной опоры на 540 мм внутрь сцепа 13,54 м, при смещении наружу сцепа 15,7 м;
для трех платформ при смещении центра тяжести турникетной опоры на 1080 мм внутрь сцепа 27,08 м, при смещении на 540 мм наружу сцепа 30,32 м.
Балки мостовых кранов могут иметь массу от 20 до 51 т, длину от 22 до 44 м, имеют коробчатое прямоугольное сечение. На них может быть смонтировано вспомогательное оборудование (редукторы, настилы и др.).
В целях лучшего использования грузоподъемности железнодорожного подвижного состава балки длиной 16,0-28,0 м перевозят на сцепе из двух платформ с базой 13,54 м; длиной 28,1-29,92 м - на сцепе из трех платформ с базой 15,7 м; длиной 30,0-42,64 м - на сцепе из трех платформ с базой 27,08 м; длиной 42,7-44,0 м - на сцепе из четырех платформ с базой 30,32 м. Продольное смещение центра тяжести балок в сторону прикрытия составляет 0,95 м для балок длиной 28,1-29,92 м и 0,68 м для балок длиной 42,7-44 м (рисунки 43а и 44а). Торцевой контур балок не должен выходить за пределы концевых балок крайних платформ сцепа, за исключением платформ прикрытия (рисунки 43а и 44а).
Поперечное смещение центра балок от продольной плоскости симметрии сцепа, допускается не более 50 мм. При этом расстояния боковых точек груза от оси пути не должны быть больше указанных в таблице 8.
Таблица 8
Длина груза, м |
Максимальное расстояние от оси пути до боковых точек груза при расположении на высоте, мм, от уровня головки рельса |
|||||||||||||
до 3900 |
4000 |
4100 |
4200 |
4300 |
4400 |
4500 |
4600 |
4700 |
4800 |
4900 |
5000 |
5100 |
5200 |
|
|
Для сцепов с базой 13,54 м |
|||||||||||||
16,0 ... 23,6 |
1590 |
1513 |
1436 |
1357 |
1281 |
1203 |
1127 |
1049 |
972 |
895 |
818 |
740 |
662 |
585 |
23,7 ... 25,0 |
1556 |
1479 |
1402 |
1323 |
1247 |
1169 |
1093 |
1015 |
938 |
861 |
784 |
706 |
628 |
551 |
25,1 ... 26,5 |
1521 |
1444 |
1367 |
1288 |
1212 |
1134 |
1058 |
980 |
903 |
826 |
749 |
671 |
593 |
516 |
26,6 ... 28,0 |
1481 |
1404 |
1327 |
1248 |
1172 |
1094 |
1018 |
940 |
863 |
786 |
709 |
631 |
553 |
476 |
|
Для сцепов с базой 15,7 м |
|||||||||||||
28,1 ... 29,0 |
1451 |
1374 |
1297 |
1218 |
1142 |
1064 |
988 |
910 |
833 |
756 |
679 |
601 |
523 |
446 |
29,1 ... 29,92 |
1424 |
1347 |
1270 |
1191 |
1115 |
1037 |
961 |
883 |
806 |
729 |
652 |
574 |
496 |
419 |
|
Для сцепов с базой 27,08 м |
|||||||||||||
30,0 ... 40,7 |
1401 |
1324 |
1247 |
1168 |
1092 |
1014 |
938 |
860 |
783 |
706 |
629 |
551 |
473 |
396 |
40,8 ... 41,7 |
1362 |
1285 |
1208 |
1129 |
1053 |
975 |
899 |
821 |
744 |
667 |
590 |
512 |
434 |
357 |
41,8 ... 42,64 |
1339 |
1263 |
1185 |
1106 |
1030 |
952 |
876 |
798 |
721 |
644 |
567 |
489 |
411 |
334 |
|
Для сцепов с базой 30,32 м |
|||||||||||||
42,7 ... 44,0 |
1321 |
1244 |
1167 |
1088 |
1012 |
934 |
858 |
780 |
703 |
626 |
549 |
471 |
9 |
1 |
Минимальная опорная ширина балок составляет не менее 1,75 высоты центра тяжести груза над уровнем верхней рамы турникетной опоры.
4.3.3.1. На сцепах с базой 13,54 и 27,08 м все торцовые и продольные борта платформ сцепа должны быть открыты. На сцепах с базой 15,7 и 30,32 м также открывают торцовые и продольные борта платформ сцепа, а также торцовый и примыкающие к нему два продольных борта платформы прикрытия со стороны свесов груза.
Открытые секции боковых бортов закрепляют за кольца на продольных балках платформ, а при отсутствии колец увязывают проволокой диаметром 6 мм в соответствии с требованиями главы 1 настоящих ТУ.
4.3.3.2. При установке турникетной опоры на платформу необходимо, чтобы продольные упоры 8 (рисунок 35) турникетной опоры вошли в стоечные скобы платформы и плотно, без зазоров, прилегали к их внутренним поверхностям с наружной стороны сцепа, а поперечные упоры 4 находились с внешней стороны армирующих уголков платформы.
Перед размещением балок на опорные листы верхней рамы турникетной опоры укладывают металлические накладные листы (рисунок 45) размерами 440 х (400-450) мм и толщиной 16 мм, имеющие по четыре отверстия диаметром 31 мм.
Каждый накладной лист закрепляют к опорному листу четырьмя болтами М30 с гайками и контргайками, которые должны быть туго затянуты. Резьба болтов должна выходить за плоскость гаек на три-шесть витков. Контргайки от самораскручивания приваривают к болтам.
Крепление балок к накладным листам осуществляют сварными соединениями. Для этого в местах контактирования боковых кромок балок и накладных листов с наружной стороны сцепа наносят сварочные швы длиной не менее 260 мм с катетом 8 мм (рисунок 46).
При погрузке сцепа для снятия балок болты, скрепляющие опорные и накладные листы, срезают и балки снимают вместе с накладными листами.
4.3.4. Железобетонные стропильные фермы длиной 24 м, высотой 3,3 м, массой 10,5-18,2 т и длиной 18 м, высотой 3,0 м, массой 7,7-11,7 т, шириной верхнего и нижнего поясов 240 и 280 мм размещают на сцепе из двух платформ с базой 9720 мм с использованием турникетов типа ЦНИИ МПС, проект N 1797 СКВ Главмостостроя и специальных приспособлений ЦНИИС и СКВ Главстройпрома Минтрансстроя, проекты N 1516 для ферм длиной 24 м и N 1548 для ферм длиной 18 м (адрес СКВ: 119034, г. Москва, Всеволожский переулок, 2).
Турникетные опоры устанавливают так, чтобы продольные упоры 8 (рисунок 35) нижних рам вошли в пятые пары стоечных скоб (рисунок 47), считая от середины сцепа, при погрузке ферм длиной 24 м, и в четвертые пары стоечных скоб (рисунок 48) при погрузке ферм длиной 18 м, а поперечные упоры 4 (рисунок 35) охватывали с внешней стороны пол платформы. При этом торцовые борта в середине сцепа и средние секции боковых бортов платформ должны быть в установленном порядке открыты и закреплены.
На сцепах из двух платформ грузят один пакет ферм, которые устанавливают обязательно на подкладки (рисунок 49) высотой 60-80 мм, уложенные в соответствующие гнезда верхней рамы турникетной опоры.
Число ферм в пакете определяется шириной поясов: при ширине пояса 240 мм в пакет устанавливают семь ферм длиной 18 м и пять - длиной 24 м, при ширине пояса 280 мм - шесть ферм длиной 18 м и четыре длиной 24 м (рисунки 47 и 48).
При перевозки ферм длиной 24 м для равномерной загрузки платформ над их тележками, обращенными к середине сцепа, симметрично продольной оси платформы укладывают блоки-пригрузы 10 (рисунок 47).
4.3.4.1. Фермы грузят в следующем порядке. На средней подкладке (рисунок 48) выполняют разметку мест установки ферм и зависимости от их числа в пакете и ширины пояса. В соответствии с местоположением крайней фермы устанавливают верхний и нижний винты упоров 4 (рисунки 47 и 48). Первую (крайнюю) ферму пакета после установки ее на подкладки, не снимая стропов, временно закрепляют к стойкам 2 обоих турникетных опор с помощью инвентарных цепных или проволочных стяжек. Каждую последующую устанавливаемую ферму так же временно закрепляют к ранее установленной ферме или непосредственно к стойке. Между нижними поясами ферм над средними подкладками устанавливают вертикальные деревянные прокладки 6 сечением 30 x 60 x 120 мм, длиной 360-400 мм (рисунки 47 и 48).
Для обеспечения устойчивости ферм их соединяют в пакет с помощью четырех (трех) хомутов 3 (рисунки 47 и 48) и прокладок сечением 30 x 60 x 120 мм, длиной 400 ... 450 мм, при этом верхний болт 1 хомута должен проходить через прокладки 2 (рисунки 50 и 51), для чего в последних заранее сверлят соответствующие отверстия.
После соединения пакета его закрепляют от опрокидывания и смещения в поперечном направлении путем прижатия нижних и верхних упорных винтов 4 стоек 2, и установки двух стяжных болтов 5 и прокладок 6 сверху пакета ферм (рисунки 47 и 48). Стяжные болты 5 так же, как и верхние болты (шпильки) хомутов, должны проходить через прокладки (рисунки 50 и 51). При этом болты (шпильки) должны закрепляться гайками и контргайками 4 со шплинтами 5 (рисунки 50 и 51). В продольном направлении пакет ферм закрепляют к верхним рамам турникетных опор с помощью четырех ригелей 7 и четырех пар стержневых растяжек 8 (рисунки 47 и 51). Длина растяжек регулируется стяжными муфтами 9.
Блоки-противовесы 10 выполняют в виде двух железобетонных блоков размерами 400 x 450 x 3700 мм (общая масса 3,3 т). На каждую платформу сцепа устанавливают два блока вплотную к крайним секциям боковых бортов (рисунок 47) и закрепляют их двумя парами растяжек 11 в четыре нити проволоки диаметром 6 мм. Между блоками-противовесами устанавливают по месту деревянные распорные бруски 12 сечением 50 x 100 мм, которые прикрепляют к полу платформы пятью гвоздями длинной не менее 100 мм.
4.3.4.2. При использовании арендованных платформ и применении противовеса, в случае перевозки ферм длинной 24 м, возврат турникетных устройств производят без их демонтажа, на том же сцепе платформ (рисунок 52), при этом верхнюю раму турникетной опоры закрепляют к нижней раме или платформе с помощью двух пар растяжек 7 в четыре нити проволоки диаметром 6 мм, а ригели и стержневые растяжки 3 закрепляют деревянными брусками 6, прибитыми к полу платформ 10-ю гвоздями длиной 125-150 мм.
4.3.4.3. Надзор, техническое обслуживание и ремонт турникетных устройств выполняет грузоотправитель согласно нормативно-технической документации на турникетные устройства.
4.4. Турникет ТИПА ГИПРОСТРОЙМОСТ.
4.4.1. Характеристика турникета типа Гипростроймост.
Грузоподъемность, т - 80.
Масса турникета (комплект), т - 6,5.
База, мм - 3000.
Ширина, мм - 3110.
Рабочий проект N 15841 института Гипростроймост. Адрес: 129278 Москва, ул. П. Корчагина, 2.
Каждая турникетная опора состоит из нижней 1, промежуточной 2 и верхней 3 рам (рисунок 53).
Нижняя рама имеет продольные упоры 4, которые при установке турникетной опоры вставляют в стоечные скобы платформы, и поперечные упоры 5, которые охватывают платформу снаружи. На продольных балках рамы имеется по два выреза и дугообразные поверхности скольжения 6.
Промежуточная рама имеет четыре цапфы со скользунами 7, которые могут перемещаться по поверхности скольжения 6. В средней части промежуточной рамы на горизонтальной поперечной оси 8 установлен подпятник 9 со шкворнем 10. Эта ось позволяет сцепу вписываться в вертикальные переломы профиля.
Верхняя рама опирается на промежуточную раму посредством пятника 11. Верхняя рама турникетной опоры оснащена специальными устройствами института Гипростроймост для размещения и крепления груза: рабочие проекты N 6651 - для балок длиной 33 м и N 6648 - для балок длиной 24 м.
При проверке габаритности и определении степени негабаритности погрузки расчетная длина груза принимается больше фактической с каждой торцовой стороны на 500 мм, а расчетная высота на 100 мм.
Перед установкой турникетных опор пол платформы очищают от снега, льда, мусора и грязи. В зимнее время, очищенное место опирания турникета посыпают сухим песком.
С целью повышения коэффициента трения между подкладками турникетных опор и полом платформы, в местах опирания, уложить шлифовальную шкурку на тканевой основе со шлифзерном N 20-200, сложенной вдвое, причем таким образом, чтобы абразивные слои находились с внешних сторон. Допускается применение вместо шлифовальной шкурки куска транспортерной ленты толщиной 6-8 мм.
Все борта платформ сцепа открывают и закрепляют в соответствии с главой 1 настоящих ТУ.
Перед погрузкой грузоотправитель проверяет исправность турникетов и комплектов крепления, о чем делается отметка в журнале осмотра в соответствии с руководством по эксплуатации турникетов. В исходном состоянии захваты и зажимы находятся в раскрытом положении, резиновые плиты опорных площадок и боковых упоров очищают от следов смазки.
4.4.2. Железобетонные мостовые балки длиной 33 м и балки длиной 24 м (промежуточные Пр-24Г-9ук и крайне Кр-24Г-9ук), изготовленные по типовым проектом N 384/46 и 1318 "Унифицированные сборные и пролетные строения из предварительно напряженного железобетона для мостов и путепроводов на автомобильных и городских дорогах", разработанные ГПИ "Союздорпроект", перевозят на сцепах из трех и двух платформ соответственно (рисунки 54 и 55) с использованием турникетов типа Гипростроймост Минтрансстроя СССР.
4.4.2.1. Для перевозки указанных балок длиной 33 м турникетные опоры располагают так, что продольные упоры вошли в средние стоечные скобы крайних платформ, а для балок длиной 24 м - в третьи от торца сцепа стоечные скобы. Поперечные упоры должны охватывать платформы снаружи.
Балку размещают и закрепляют на верхних рамах турникетных опор с помощью специальных устройств (рисунки 56, 58, 59), состоящих из вертикальных направляющих 14, установленных в средней части верхней рамы.
В крайних сечениях верхней рамы на горизонтальных осях смонтированы клещевые захваты 15 (рисунок 58) и поворотные зажимы 16 (рисунок 56). Захваты и зажимы имеют опорные площадки 17 и боковые упоры 18 облицованные резиновыми плитками (рисунок 58). При установке турникетных опор захваты 15 должны находиться с внешней стороны сцепа. При погрузке мостовую балку опускают подошвой на опорные площадки 17 захватов 15 и зажимов 16. Под действием веса мостовой балки захваты и зажимы поворачиваются, обжимая балку с боков, и развивают силы трения, достаточные для держания балки.
Разгрузка осуществляется в обратном порядке.
4.4.2.2. Для перевозки указанных балок длиной 24 м железобетонные противовесы 12 массой 6,5 т (рисунок 57), имеющие боковые упоры 13 для продольного и поперечного крепления, устанавливают в торцах платформ в средней части сцепа, пропуская боковые упоры в первые от торца платформы стоечные скобы.
Балки размещают и закрепляют на турникетных опорах с помощью специальных устройств, состоящих из вертикальных направляющих 14 (рисунок 56), установленных в средней части верхней рамы. В крайних сечениях верхней рамы на продольных горизонтальных осях смонтированы клещевые захваты 15 и поворотные зажимы 16 (рисунок 56). Причем, для одной мостовой балки эти устройства смонтированы на более низком уровне, а для другой балки они приподняты и располагаются на специальных тумбах 19 (рисунки 58 и 59). Захваты и зажимы имеют опорные площадки 17 и боковые упоры 18 облицованные резиновыми плитами. При установке турникетов захваты 15 должны находиться с внешней стороны сцепа.
При погрузке мостовую балку опускают подошвой на опорные площадки 17 захватов 15 и зажимов 16 (рисунок 58). Под действием веса мостовой балки захваты и зажимы поворачиваются, обжимая балку с боков, и развивают силы трения, достаточные для удержания балки.
На сцепе размещают промежуточные мостовые балки Пр-24Г-9ук. Допускается размещение одной промежуточной мостовой балки Пр-24Г-9ук и одной крайней балки Кр-24Г-9ук. При этом крайнюю балку Кр-24Г-9ук устанавливают таким образом, чтобы арматурные выпуски на верхней плите были направлены наружу.
4.4.2.3. При возврате порожних турникетных опор фиксаторы 20 верхней рамы закрепляют на промежуточной раме затворами 21 (рисунок 60). Рукоятки затворов закрепляют проволокой диаметром 3-4 мм, скрученной в один оборот.
Турникетные опоры и противовесы, установленные на собственных платформах грузоотправителя, возвращаются без снятия, на этих же платформах. Турникетные опоры и противовесы установленные на платформах парка МПС России должны быть сняты и установлены вместе на одну платформу для возврата (рисунок 61).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.