Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
(справочное)
Примеры исследований
В.1 Пример 1 - FMECA для электропитания автомобиля с вычислением RPN
На рисунке В.1 представлена небольшая часть обширного FMECA для автомобиля. Проанализированы электропитание и его связи с аккумуляторной батареей.
Цепь батареи включает в себя диод D1, конденсатор С9, соединяющий положительную клемму батареи с заземлением. Применен диод обратной полярности, что в случае соединения отрицательной клеммы батареи с корпусом защищает объект от повреждений. Конденсатор является фильтром электромагнитных помех. Если любая из этих частей замыкает на землю, батарея также замыкает на землю, что может привести к отказу батареи
Объект/Функция |
Потенциальный вид отказа |
Потенциальные последствия отказа |
Ранг тяжести |
Класс |
Потенциальная причина/ механизм отказа |
Точная(ые) причина(ы) / механизм отказа |
Ранг появления |
Действия по предотвращению |
Действия по обнаружению |
Ранг обнаружения |
RPN |
Рекомендуемое действие |
Ответственный и дата выполнения |
Результаты действий |
|||||||
Подсистема |
Составная часть |
Компонент |
Локальные последствия |
Итоговые последствия |
Предпринятые действия |
Ранг |
Ранг |
Ранг |
RPN |
||||||||||||
Электропитание | |||||||||||||||||||||
|
V1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Выбор компонента более высокого качества и мощности |
Оценочные и контрольные испытания на надежность |
1 |
30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
D1 |
Короткое замыкание |
Клемма батареи + замыкает на землю |
Утечка батареи, поездка невозможна |
10 |
|
Внутренний дефект компонента |
Разрушение материала |
3 |
Выбор компонента более высокого качества и мощности |
Оценочные и контрольные испытания на надежность |
2 |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
D1 |
Разрыв электрической цепи |
Нет резервной защиты от обратного напряжения |
Незаметные |
2 |
|
Внутренний дефект компонента |
Трещина в сварке или полупроводнике |
3 |
Выбор компонента более высокого качества и мощности |
Оценочные и контрольные испытания на надежность |
1 |
30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С9 |
Короткое замыкание |
Клемма батареи + замыкает на землю |
Утечка батареи, поездка невозможна |
10 |
|
Внутренний дефект компонента |
Разрушение диэлектрика или трещина |
2 |
Выбор компонента более высокого качества и мощности |
Оценочные и контрольные испытания на надежность |
1 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С9 |
Разрыв электрической цепи |
Нет фильтра электромагнитных помех EMI |
Работа объекта не соответствует требованиям |
2 |
|
Внутренний дефект компонента |
Обнажение диэлектрика, утечка, пустота или трещина |
2 |
Выбор компонента более высокого качества и мощности |
Оценочные и контрольные испытания на надежность |
1 |
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
L1 |
Разрыв электрической цепи |
Нет V1 |
Объект неработоспособен. Нет предупреждающей индикации |
9 |
|
Внутренний дефект компонента |
Разрушение материала |
2 |
Выбор компонента более высокого качества и мощности |
Оценочные и контрольные испытания на надежность |
1 |
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
R91 |
Разрыв электрической цепи |
Нет напряжения для включения электрической цепи |
Объект неработоспособен. Нет предупреждающей индикации |
9 |
|
Внутренний дефект компонента |
Трещина в сварке или материале |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рисунок В.1 - FMEA для части автомобильной электроники с вычислением RPN
транспортного средства. Такой отказ, конечно, не имеет предупреждения. Отказ, при котором поездка невозможна, в автомобильной промышленности считают опасным. Поэтому для вида отказа обеих названных частей ранг тяжести S равен 10. Значения ранга появления О были вычислены на основе интенсивностей отказов частей с соответствующими нагрузками для работы транспортного средства и затем приведены к масштабу О для FMEA автомобиля. Значение ранга обнаружения D является очень низким, поскольку замыкание любой из частей сразу обнаруживается при тестировании объекта на работоспособность.
Отказ любой из вышеупомянутых частей не приводит к повреждению объекта, однако для диода нет защиты от изменения полярности. При отказе конденсатора, не фильтрующего электромагнитные помехи, возможны помехи для оборудования в транспортном средстве.
Если в катушке L1, расположенной между батареей и электрической цепью и предназначенной для фильтрации, имеется обрыв, объект неработоспособен, поскольку батарея отсоединена, и предупреждение не высветится. Катушки имеют очень низкую интенсивность отказов, поэтому ранг появления равен 2.
Резистор R91 передает напряжение батареи на коммутирующие транзисторы. При отказе R91 объект становится неработоспособным с рангом тяжести 9. Так как резисторы имеют очень низкую интенсивность отказов, ранг появления равен 2. Ранг обнаружения равен 1, так как объект не является работоспособным.
В.2 Пример 2 - FMEA для системы двигатель - генератор
Пример иллюстрирует применение метода FMEA к системе двигатель-генератор. Цель исследования ограничена только системой и касается последствий отказов элементов, связанных с электропитанием двигателя-генератора или любых других последствий отказов. Это определяет границы анализа. Приведенный пример частично иллюстрирует представление системы в виде блок-схемы. Первоначально выделено пять подсистем (см. рисунок В.2) и одна из них - система подогрева, вентиляции и охлаждения - представлена на более низких уровнях структуры по отношению к уровню, на котором было решено начать FMEA (см. рисунок В.З). Блок-схемы также показывают систему нумерации, используемую для ссылок в рабочих таблицах FMEA.
Для одной из подсистем двигателя-генератора показан пример рабочей таблицы (см. рисунок В.4), соответствующей рекомендациям настоящего стандарта.
Важной частью FMEA являются определение и классификация тяжести последствий отказов для системы в целом. Для системы двигатель-генератор они представлены в таблице В.1.
Таблица В.1 - Определение и классификация тяжести последствий отказов для системы двигатель-генератор в целом
Уровень |
Характеристика тяжести отказа |
Описание |
5 |
Катастрофический |
Отсутствие напряжения. Невозможность выполнения задачи |
4 |
Критический |
Снижение напряжения в системе. Невозможность выполнения задачи |
3 |
Значительный |
Отсутствие напряжения из-за принудительного отключения на период восстановления работоспособности |
2 |
Минимальный |
Временное снижение напряжения до восстановления работоспособности |
1 |
Незначительный |
Отсутствие потери или снижения напряжения |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
Двигатель - генераторный агрегат |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
|
||||||||
Корпус |
|
Система подогрева, вентиляции, охлаждения |
|
Машина постоянного тока (управляемая с помощью частотного привода) |
|
Машина переменного тока (управляемая с помощью частотного привода) |
|
Измерительная аппаратура |
Рисунок В.2 - Диаграмма подсистем двигателя-генератора
20
/------------\
| Система |
| подогрева, |
|вентиляции, |
| охлаждения |
\------------/
|
/------------------------------------------------------------------------------\
20.1| 20.2 | 20.3 | 20.4 |
/-----------\ /------------\ /------------\ /-----------\
| Система | | Система | | Аварийное | | Система |
| подогрева | |вентиляции и| | охлаждение | |конденсации|
| | | охлаждения | | (входные/ | |охлаждающей|
| | | | | выходные | | жидкости |
| | | | | отверстия) | | |
| | | | | дверей | | |
\-----------/ \------------/ \------------/ \-----------/
| | |
| /-------------------\ /------+----------\
| 20.2.1 | | 20.2.2 | 20.4.1 | | 20.4.2 |
| /--------------\ | /-----------\ /----------\ | /-------------\
| |Вентиляторы и | | | Воздушно- | |Дренажные | | | Конденсат/ |
| |вентиляторные | | | водный | |трубки для| | | утечка из |
| | втулки | | |теплообмен-| |конденсата| | | дренажных |
| | | | | ник | | (малый | | | трубок |
| | | | | | | диаметр) | | | |
| | | | | | \----------/ | \-------------/
/--------------------\ \--------------/ | \-----------/ |
| 20.1.1 20.1.2 | | |
/--------\ /-----------\ | |
|Обогре- | | Корпус | | |
| ватель | |обогреваю- | | |
| | | щих | 20.2.3| |
| | |терминалов,| /-----------\ |
| | |терминалы /| | Воздушные | /-------------------------+-----------------\
| | | провода | |пенопласто-| 20.4.3| 20.4.4 | |20.4.5 20.4.6 |
\--------/ \-----------/ |вые фильтры| /--------------\/---------\ /-----------\ /---------\
| | |Течь дренажной||Отстойник| | Камера | | Сборник |
\-----------/ | трубки из || | |обнаружения| | утечки |
| камеры || | | утечки | | |
| обнаружения || | | | | |
\--------------/\---------/ \-----------/ \---------/
Рисунок В.3 - Диаграмма системы нагревания, вентиляции, охлаждения
Система 20 - Система подогрева, вентиляции и охлаждения | ||||||||||||
Объект |
Компонент |
Функция |
Вид отказа (неисправности) |
Последствия отказа |
Метод или признак обнаружения отказа |
Резервирование |
Интенсивность вида отказа по категориям качества |
Замечания |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||||||
20.1 |
Система подогрева (от 12 до 6 выключателей на каждом конце) только при неработающем механизме |
Все |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание - Механизм может перегреться, если обогреватели не выключаются автоматически |
20.1.1 |
Обогреватели |
Нагрев |
а) Перегорание обогревателя |
Пониженное нагревание |
а) Температура менее чем на 5°С выше температуры окружающей среды |
Одно короткое замыкание на землю не должно приводить к |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.