Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51814.6-2005
"Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Менеджмент качества при планировании, разработке и подготовке производства автомобильных компонентов"
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 мая 2005 г. N 142-ст)
Management quality systems for automotive industry. Advanced product management quality planning and control plan
Дата введения - 1 июля 2005 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Введение
Настоящий стандарт содержит методологию планирования, разработки, подготовки производства и производства автомобильного компонента (а/к) с акцентом на предупреждение ошибок, постоянное улучшение и совершенствование продукции, которая должна соответствовать требованиям потребителя и предвосхищать их.
Процесс планирования, разработки, подготовки производства и осуществление производства (далее APQP-процесс) а/к разбит на этапы с четкими требованиями к входам и результатам на выходе для каждого этапа.
Отмечены организационные аспекты APQP-процесса а/к: командный подход, четкое распределение ответственности.
В приложениях представлен ряд форм и бланков, обязательных при выполнении APQP-процесса.
Разработка стандарта вызвана необходимостью дальнейшего развития автомобильной промышленности России с помощью современной методологии и организации работ, признанных ведущими автомобильными компаниями мира.
Методология, изложенная в стандарте, согласуется с международными стандартами в области менеджмента качества ИСО 9001:2000, ИСО 9004:2000 и ИСО/ТУ 16949:2002.
Настоящий стандарт дополняет/видоизменяет требования ГОСТ Р 15.201 для автомобильной отрасли.
Данная методология применима и к другим отраслям промышленности.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на автомобильные компоненты (а/к), поставляемые потребителю. Стандарт содержит методологию и устанавливает процедуру и APQP-процесс а/к.
Стандарт устанавливает общие для поставщиков этапы APQP-процесса и общую форму отчетности при разработке концепции, опытного образца, подготовки производства, а также на этапе серийного производства а/к.
Требования стандарта распространяются как на внешних, так и на внутренних поставщиков автосборочных заводов.
Стандарт рекомендуется применять при разработке стандартов предприятия, процедур, инструкций, форм, бланков и иных документов в рамках действующей на предприятии системы менеджмента качества.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р 51814.1-2004 (ИСОГГУ 16949-2002) Системы менеджмента в автомобилестроении. Особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части
ГОСТ Р 51814.2-2001 Системы качества в автомобилестроении. Метод анализа видов и последствий потенциальных дефектов
ГОСТ Р 51814.3-2001 Системы качества в автомобилестроении. Методы статистического управления процессами
ГОСТ Р 51814.4-2004 Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Одобрение производства автомобильных компонентов
ГОСТ Р 51814.5-2005 Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Анализ измерительных и контрольных процессов
ГОСТ Р 51814.7-2005 Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Оценка систем менеджмента качества
ГОСТ Р 50779.44-2001 Статистические методы. Показатели возможностей процессов. Основные методы расчета
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000 и ГОСТ Р 51814.1, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 автомобильные компоненты (а/к): Комплектующие изделия и материалы, используемые при производстве и сборке автомобилей.
Примечание - Термин "автомобильный компонент" применяют в целях унификации. В контексте настоящего стандарта под этим термином понимают "комплектующее изделие", "узел", "деталь" и т.п. Нештучные автомобильные компоненты (материалы) в настоящее время не включены в область применения данного стандарта.
3.2 процесс планирования, разработки, подготовки и производства автомобильного компонента (APQP-процесс): Структурированный метод определения и своевременного выполнения поставщиком всех этапов работы, необходимых для обеспечения требований и ожиданий потребителя к а/к.
3.3 карта потока процесса: Схема, составленная из условных знаков и отражающая последовательность операций изготовления продукции.
3.4 план управления (качеством): Краткое формализованное описание технологии формирования показателя качества продукции, его контроля и управления процессом производства.
3.5 ключевая характеристика автомобильного компонента: Характеристика а/к, несоответствие которой может значительно повлиять на безопасность автомобиля, экологические показатели или функциональные свойства автомобиля (качество, надежность).
3.6 ключевые процессы: Процессы изготовления а/к, несоответствие которых (по ключевым параметрам, режимам) может привести к несоответствию ключевой характеристики а/к.
3.7 поставщик (автомобильного компонента): Юридическое лицо, планирующее и(или) осуществляющее изготовление а/к для целей поставки.
3.8 потребитель: Юридическое лицо, получающее автомобильные компоненты и использующее их для изготовления автомобилей или их узлов.
3.9 анализ видов и последствий потенциальных дефектов (FMEA - Potential Failure Mode and Effects Analysis): Метод, целью которого является улучшение конструкции и процесса изготовления продукции на основе анализа потенциальных дефектов продукции и процесса изготовления с количественным анализом последствий и причин дефектов.
3.10 статистическое управление процессом (SPC - Statistical Process Control): Метод статистического анализа процесса и управления его изменчивостью.
3.11 анализ измерительных систем (MSA - Measurement Systems Analysis): Метод статистического анализа процессов измерения в общем процессе изготовления продукции и управления изменчивостью измерительных систем.
3.12 команда по планированию, разработке, постановке и производству а/к (APQP-команда): Команда специалистов различного профиля, создаваемая специально для организации и управления APQP-процессом.
4 Основные положения
4.1 Цели проведения APQP-процесса
Целью APQP-процесса является обеспечение на его выходе запланированного качества серийно производимых а/к, соответствующих требованиям и ожиданиям потребителей.
APQP-процесс имеет внутреннюю цель: четкое взаимодействие всех его участников и обеспечение своевременного выполнения требуемых этапов работы при приемлемых затратах.
APQP-процесс проводят в инициативном порядке внутренние и внешние поставщики а/к. Выполнение этапов APQP-процесса требуется для всех подразделений, участвующих в разработке, подготовке производства и изготовлении а/к.
Результаты APQP-процесса, оформленные в соответствующем виде, входят в комплект документов о согласовании а/к, которые вместе с заявкой поставщик направляет потребителю в соответствии с ГОСТ Р 51814.4.
4.2 Распространение APQP-процесса
APQP-процесс распространяется на поставщиков трех типов:
- поставщик, производящий а/к и ответственный за его проектирование;
- поставщик, производящий а/к по документации, предоставленной потребителем или внешней проектной организацией;
- поставщик услуг.
4.3 Принципы APQP-процесса
Применение APQP-процесса основано на следующих принципах:
- приверженность высшего руководства компании достижению поставленных цепей;
- командная работа и взаимодействие с другими командами и лицами;
- распределение ответственности и полномочий;
- полная преемственность этапов APQP-процесса: результаты (выходы) предыдущего этапа являются входами последующего;
- постоянный анализ результатов с принятием решений;
- последовательно-параллельное выполнение этапов в соответствии с установленными плановыми сроками.
4.4 Результаты выполнения APQP-процесса
Основные ожидаемые положительные результаты выполнения APQP-процесса:
- гарантированное обеспечение запланированного уровня качества а/к;
- своевременное представление потребителю качественной продукции по возможно более низкой цене;
- системность и результативность процедур планирования, разработки, подготовки производства и производства а/к;
- общая отчетность для поставщиков;
- адресное распределение ресурсов поставщика;
- создание условий для определения требуемых изменений на самых ранних этапах, избежание запоздалых изменений.
4.5 Этапы APQP-процесса
APQP-процесс состоит из пяти этапов:
- I - планирование, разработка концепции и плана обеспечения качества продукции (раздел 5);
- II - проектирование и разработка а/к (раздел 6);
- Ill - проектирование и разработка процессов (раздел 7);
- IV - окончательная подготовка производства а/к (раздел 8);
- V - производство и действия по улучшению (обратная связь, оценка и корректирующие действия) (раздел 9).
Все эти этапы направлены на единую конечную цель - достижение соответствия потребностям и ожиданиям потребителей для серийно производимых а/к.
4.6 Типовой временной график APQP-процесса
На рисунке 1 приведен временной поэтапный график всего APQP-процесса.
В ходе всех этапов усилия должны направляться на предотвращение дефектов. Это достигается благодаря:
- последовательно-параллельной и согласованной деятельности служб по разработке продукции, процессов и подготовке производства;
- применению на всех этапах соответствующих методов предвидения, определения и устранения проблем (FMEA конструкции, FMEA технологии, MSA, SPC и других методов и приемов).
4.7 Межфункциональная APQP-команда
Для проведения APQP-процесса (для данного а/к) на предприятии должна быть создана межфункциональная APQP-команда.
APQP-команда должна иметь в своем составе представителей служб, которые существенным образом влияют на выполнение всего APQP-процесса (как правило, служб маркетинга, проектирования, производства, управления качеством, управления закупками, служб продаж и сервиса и др.). При необходимости в состав APQP-команды могут приглашаться опытные специалисты из других организаций. За каждым участником APQP-команды закрепляются ответственность и полномочия в отношении определенных работ.
В APQP-команде должен быть определен лидер, которым может быть любой из членов команды, признаваемый остальными. В зависимости от решаемых задач по этапам APQP-процесса может проводиться ротация лидера.
Целью APQP-команды является планирование и координация всех действий по выполнению APQP-процесса для гарантированного обеспечения качества будущей серийной продукции.
APQP-команда, как минимум, должна:
- выявить интересы и ожидания потребителя (рекомендуется использовать метод QFD);
- определить свои области деятельности и закрепить роли и ответственности по областям деятельности между своими членами (рекомендуемая форма - матрица ответственности);
- определить дисциплины и конкретных работников и/или субподрядчиков, которых нужно привлекать к работам;
- вовлечь потребителей и ключевых поставщиков в работу APQP-команды;
- определить затраты, сроки и другие ограничения;
- оценить осуществимость поставленных требований и предлагаемых организационно-технических решений;
- определить процессы и методы документирования.
4.8 Календарный план APQP-процесса
Первой задачей APQP-команды после организационных действий следует считать разработку календарного плана на основе типового временного графика APQP-процесса (4.6). В плане указывают все необходимые мероприятия, сроки и необходимые ресурсы. Планируемые сроки, отражаемые в плане, выбирают, исходя из требуемых сроков и ожиданий потребителя, а также с учетом типа а/к и его сложности. Желательно, чтобы все члены команды были согласны с каждым сроком, действием и выделенными ресурсами. План может содержать задачи, этапы и/или другие события. На основании плана APQP-команда имеет возможность прослеживать исполнение этапов и планировать совещания. Каждый этап должен иметь плановые даты "начала" и "окончания" и записи фактических сроков выполнения.
Документирование информации о состоянии дел помогает проводить мониторинг и фокусировать внимание на позициях, требующих специальных усилий.
APQP-команда отвечает за соответствие календарного плана планам потребителя. Календарный план рекомендуется согласовывать с потребителем.
4.9 Основные элементы APQP-процесса
APQP-процесс включает в себя 19 обязательных основных элементов:
1) FMEA-конструкции;
2) план верификации конструкции и отчет;
3) план управления для опытного образца;
4) изготовление опытного образца;
5) чертежи и технические требования;
6) заключение APQP-команды об осуществимости;
7) карту потока процесса;
8) FMEA-процесс;
9) план управления для установочной серии;
10) изготовление установочной серии;
11) инструкции для операторов технологических процессов;
12) план управления для серийного производства;
13) отчеты о проведении анализа проекта/производства;
14) оснастку, оборудование, инструменты и контрольно-измерительные приборы;
15) предварительное изучение возможностей процесса (по установочной серии);
16) анализ измерительных систем;
17) требования к упаковке;
18) аттестацию (валидацию) производства;
19) одобрение производства а/к, представление потребителю заявки о согласовании производства а/к (PSW-заявка).
Ряд новых элементов, вводимых APQP-процессом и перечисленных выше, описан в 4.9.1-4.9.3.
4.9.1 Методология FMEA должна применяться на этапах II и III APQP-процесса (см. 4.5) при разработке конструкции (FMEA-конструкции) и технологии производства (FMEA-процесса). Эта методология описана в ГОСТ Р 51814.2; она позволяет избежать ошибок и потерь при проектировании конструкции и технологии производства а/к.
4.9.2 Планы управления
Значительную поддержку предотвращению дефектности дают планы управления, которые разрабатывают на трех стадиях: для опытного образца, установочной серии и серийного производства.
План управления - документированное описание систем и процессов, необходимых для управления продукцией.
План управления содержит описание технологии формирования определенного перечня показателей качества (обычно в виде таблицы). В перечень входят показатели, указанные потребителем, ключевые показатели и выбираемые самим поставщиком важные для него показатели.
По получаемым результатам и проводимому анализу APQP-команда должна модифицировать планы управления, чтобы продукция соответствовала ожиданиям потребителей.
Методология работы с планами управления изложена в приложении А.
4.9.3 Карта потока процесса
Большую помощь в понимании работы процесса изготовления а/к оказывает визуальное отображение этого процесса изготовления в виде карты потока процесса. Она представляет собой схему, на которой отдельные технологические операции, операции контроля и другие изображены в виде условных знаков, связанных в последовательности, соответствующей запланированному ходу технологического процесса.
Знаки, которые используют для карты потока процесса, выбирает сам поставщик, но они должны быть приведены с расшифровкой в нижней части карты. Поставщику рекомендуется выбрать не более 7-10 таких знаков-символов и стандартизировать их.
Преимущества, которые дает карта потока процесса:
- наглядность изображения хода процесса изготовления а/к;
- быстрое понимание процесса изготовления а/к новыми людьми;
- удобство для анализа процесса в целом;
- удобство для выявления ключевых процессов;
- быстрое определение возможных мест и причин возникновения дефектов.
Карту потока процесса дополняют детальным описанием технологических операций в виде инструкций для операторов. План управления и карта потока процесса должны быть согласованы между собой.
Карту потока процесса рассматривает FMEA-команда для целей анализа и улучшения процесса изготовления а/к.
4.9.4 Потребитель может потребовать, чтобы поставщик применял в APQP-процессе также и другие элементы, не указанные в 4.9.
4.10 Рекомендации по выполнению APQP-процесса
4.10.1 Каждый конкретный APQP-процесс (для данного а/к) рекомендуется оформлять как проект. Менеджмент проекта является основой успеха APQP-процесса. Менеджмент проекта - это процесс планирования, организации и управления задачами и ресурсами с целью достижения установленных целей в области качества при наличии ограничений по времени, ресурсам и затратам.
Для успеха APQP-процесса (проекта) рекомендуется:
- определить для каждого APQP-процесса (проекта) команду с необходимыми функциями;
- определить руководителя проекта в соответствии с требованиями проекта, в случае необходимости провести обучение с целью повышения квалификации;
- оформить к моменту запуска проекта обязательное проектное соглашение между руководителем проекта и руководством организации;
- согласовать правила и ответственных по взаимодействию между структурой управления в организации и структурой управления APQP-проектом;
- определить специалиста по проектному менеджменту в руководстве организации;
- провести анализ осуществимости проекта на начальном этапе на основании установленных критериев;
- составить календарный план проекта со всеми задачами и основными контрольными сроками;
- организовать последовательное планирование и управление ресурсами;
- проводить систематический контроль над ходом выполнения проекта со стороны руководителя;
- проводить постоянно анализ с принятием решений и выводами (основной принцип работы над проектом).
4.10.2 На начальных этапах работы следует:
- идентифицировать внутренних и внешних потребителей;
- четко сформулировать требования потребителей (конструкция, безотказность, долговечность, ремонтопригодность и др.);
- проанализировать технические требования потребителей и выявить их неформализованные желания и предпочтения (например, используя метод QFD (структурирования функции качества), составления матрицы влияния характеристик технологического процесса на характеристики продукции);
- определить необходимость вовлечения других специалистов, не задействованных в команде, а также представителей потребителей и субпоставщиков;
- оценить затраты, определить сроки и другие возможные ограничения;
- разработать календарный план;
- определить необходимость помощи потребителя;
- определить процесс документирования.
4.10.3 Связь между командами
Для полноценного и целенаправленного применения всех элементов APQP-процесса необходима согласованность действий всех участников процесса (команд, групп, лиц) в соответствии с решениями APQP-команды.
APQP-команда должна установить связь с другими командами, решающими определенные задачи, в т.ч. и с командами потребителя и субпоставщиков. Частота информационного обмена и встреч между командами зависит от числа вопросов, требующих решения.
Вовлечение потребителя в работу APQP-команды поставщика осуществляется для того, чтобы потребитель мог вместе с поставщиком участвовать в APQP-процессе. Однако поставщик отвечает за создание межфункциональной APQP-команды, соблюдение APQP-процесса, его этапов и сроков. Поставщик должен ожидать такой же активности от своих субпоставщиков.
4.10.4 Последовательно-параллельная работа
Последовательно-параллельная работа - это процесс, при котором межфункциональные команды стремятся достичь общей поставленной цели в минимальные сроки. Она заменяет работу в виде последовательных фаз, когда результаты передаются на следующий этап для выполнения. Цель передач - ускорить процесс создания качественной продукции. APQP-команда должна обеспечивать выполнение другими командами своих действий и координировать их работу для поддержки общей цели.
4.10.5 Обучение
Успех всего APQP-процесса зависит от рационально запланированной и эффективно проводимой программы обучения, включающей в себя развитие способностей персонала выполнять все требования этапов и элементов APQP-процесса. Обучение в первую очередь должно быть направлено на освоение и понимание персоналом новых методов, процедур, оборудования и т.д.
4.10.6 Менеджмент рисков проекта
В процессе планирования APQP-команда должна вести учет возникающих проблем. Проблемы в проекте могут иметь место, если возникают серьезные отклонения от согласованных ранее целей (например сроков, технических требований, рентабельности и т.д.) или они предвидятся, а команда самостоятельно не может их устранить. При появлении проблемы команда проводит анализ рисков и предлагает необходимые действия для решения проблемы. В трудных ситуациях рекомендуется применять специальные методы решения проблем. Предлагаемые мероприятия представляют руководству организации на утверждение. Все решения, а также вытекающие из них планы мероприятий следует фиксировать в документах с указанием ответственных и сроков их выполнения.
5 Планирование, разработка концепции и плана обеспечения качества продукции (этап I)
5.1 Цель этапа I
Цель этапа - обеспечение ясного понимания потребностей и ожиданий потребителей и планирование всего APQP-процесса.
Этап представляет собой процесс, имеющий входы, описанные в 5.2, и выходы, описанные в 5.3.
Входы и выходы этапов APQP-процесса могут видоизменяться в зависимости от конкретного типа продукции, производственного процесса, потребностей и ожиданий потребителей.
5.2 Входы этапа I
Входами на этапе I является следующая информация:
- общая информация или "голос потребителя" (данные по исследованию рынка, накопленная информация о гарантиях и качестве, опыт членов команды);
- стратегия бизнес-плана и маркетинга;
- данные об опорных показателях продукции/процессов конкурентов;
- предположения о продукции/процессах;
- данные по исследованию надежности продукции;
- информация от конкретных потребителей.
5.2.1 APQP-команде следует использовать все доступные источники информации для более полного понимания и формулирования потребностей/пожеланий потребителя.
Общая внешняя информация: опросы, анкетирование, письма, пожелания и претензии потребителей; комментарии и анализ средств массовой информации; отчеты по исследованию рынка и положению на рынке данного вида продукции и данного предприятия.
Информация от внешних заинтересованных организаций: от дилеров, служб сервиса, автопарков, автоинспекций.
Информация от предприятий-потребителей: возвраты и отклонения в производстве у потребителя; оценки поставщиков со стороны потребителя; данные потребителя о структурировании функций качества систем, подсистем для данного компонента, технические требования.
Официальная информация: государственные нормы, технические регламенты, обязательные требования.
Собственная информация: комментарии и указания руководства, предложения персонала, проблемы и задачи, сообщенные внутренними подразделениями-потребителями; анализ контракта, отчеты о гарантийном обслуживании; показатели возможностей технологических процессов, отчеты о решении проблем, анализ возвратов продукции из эксплуатации; отчеты об изучении качества и надежности новой продукции; отчеты о внутренних проверках систем менеджмента качества; накопленная информация о потребностях/пожеланиях потребителя.
5.2.2 Стратегия бизнес-плана и маркетинга
Стратегия, заложенная в бизнес-плане потребителя, устанавливает рамки для APQP-программы. В бизнес-плане могут быть установлены ограничения (например по срокам, затратам, инвестициям, позиционированию продукции, ресурсам для проектирования и разработки и т.д.), которые повлияют на выбор направления работ APQP-команды. Стратегия маркетинга - определить целевого потребителя, ключевые позиции продаж и основных конкурентов.
5.2.3 Данные об опорных показателях продукции/процессов
Использование системного подхода для определения критериев эффективности продукции/процессов на основе опорных показателей позволяет установить цели по эффективности продукции/процессов. При проектировании и разработке также могут быть определены опорные показатели и концептуальные идеи. Для успешного использования опорных показателей необходимо выполнение следующих действий:
- определение подходящих опорных показателей;
- выявление причин различий между собственным достигнутым уровнем качества и опорным показателем;
- разработка плана действий, чтобы устранить различия, достигнуть или превзойти опорный показатель.
5.2.4 Предположения о продукции/процессах
Предположения о свойствах продукции, ее конструкции или о концепциях процессов включают в себя технические новшества, перспективные материалы, оценки надежности и новой технологии.
5.2.5 Данные по исследованию надежности продукции
Данные этого типа учитывают частоту ремонтов или замен компонентов за определенные периоды времени и результаты долговременных испытаний на безотказность, долговечность.
5.2.6 Информация от конкретных потребителей
Некоторые пользователи продукции могут дать значимую информацию о потребностях и ожиданиях о качестве продукции, ее свойствах и функциях. Кроме того, пользователи сами проводят некоторые анализы и испытания. Эту информацию следует использовать как потребителю, так и поставщику для выработки согласованных показателей удовлетворенности потребителя.
5.3 Выходы этапа I
Результатами этапа I являются:
- цели разработки;
- цели по надежности и качеству;
- предварительный перечень материалов;
- предварительная карта потока процесса;
- предварительный перечень ключевых характеристик продукции и процессов;
- план обеспечения качества продукции;
- поддержка руководства.
5.3.1 Цели разработки
Для установления целей разработки необходимо всю имеющуюся общую информацию или "голос потребителя" перевести в измеримые показатели и конкретные задачи разработки а/к. Надлежащий выбор целей гарантирует, что "голос потребителя" не будет потерян при разработке конструкции/процесса.
5.3.2 Цели по надежности и качеству
Цели по надежности устанавливают на основе пожеланий и ожиданий потребителей, задач программы и опорных показателей надежности. Примеры пожеланий и ожиданий потребителя - отсутствие опасных отказов и простота в обслуживании.
Общие цели по надежности следует выражать через средний ресурс, средние наработки до отказа (на отказ) и т.д. Цели по качеству должны базироваться на постоянном улучшении. Пример целей по качеству: число несоответствий на миллион, снижение потерь от брака.
5.3.3 Предварительный перечень материалов
APQP-команде следует установить предварительный перечень материалов на основе предположений о продукции/процессах и проанализировать имеющийся список субпоставщиков.
5.3.4 Предварительная карта потока процесса
APQP-команде необходимо описать предполагаемый процесс изготовления с помощью карты потока процесса, используя при этом предварительный перечень материалов и предположения о продукции/процессах.
5.3.5 Предварительный перечень ключевых характеристик продукции и процессов
Перечень ключевых характеристик продукции и процессов определяет поставщик согласно знаниям о продукции и процессах. Этот перечень следует разрабатывать, опираясь на следующую информацию, но не ограничиваясь ею:
- информация от потребителя о важнейших для него показателях;
- предположения о продукции, основанные на анализе потребностей и ожиданий потребителя;
- FMEA подобных а/к;
- идентификация целей/требований по надежности;
- идентификация ключевых процессов из предполагаемых процессов изготовления.
APQP-команде следует убедиться, что разработанный предварительный перечень вытекает из потребностей и ожиданий потребителя.
Поставщик определяет ключевые характеристики компонентов продукции и ключевые характеристики процессов в дополнение к ключевым характеристикам готовой продукции, установленным потребителем.
5.3.6 План обеспечения качества продукции
План обеспечения качества продукции - важная составляющая APQP-программы.
План переводит цели разработки в технические требования к конструкции:
План может быть разработан в любой понятной форме и включать в себя следующие действия, не ограничиваясь ими:
- выработка требований общей программы;
- определение целей и/или требований надежности, долговечности;
- оценка новых требований к технологии, сложности, материалам, условиям окружающей среды, упаковке, сервису и изготовлению или каких-либо других факторов, которые могут поставить выполнение программы под сомнение;
- применение формализованной структурированной процедуры анализа данных о видах отказов/дефектов, процессов (бывших и настоящих) для предотвращения их возникновения в будущем;
- разработка предварительных технических требований и стандартов.
5.3.7 Поддержка руководства
Один из ключевых факторов успеха APQP-команды - интерес, приверженность и поддержка высшего руководства. Команда должна информировать руководство о завершении каждого этапа APQP-процесса для усиления его приверженности и поддержки. При необходимости APQP-команда может обращаться к руководству чаще. Сообщения могут быть сделаны в форме вопросов и ответов. Цель команды - информирование о продвижении работ, о проблемах и/или представление документированных запросов для принятия решения. Руководство должно принимать участие во встречах APQP-команды для обеспечения успеха в выполнении общей программы.
6 Проектирование и разработка автомобильного компонента (этап II)
6.1 Цель этапа II
Целью выполнения этапа является установление в почти окончательном виде свойств и характеристик конструкции а/к на основе всеобъемлющего и критического анализа технических требований, другой технической информации, результатов испытаний опытного образца (ов) и т.д.
APQP-команде следует рассмотреть все факторы разработки, даже если разработку осуществляет потребитель или сторонняя организация.
На стадии завершения этапа II должен быть проведен предварительный анализ осуществимости конструкции а/к, чтобы оценить потенциальные проблемы, которые могут возникнуть при производстве.
6.2 Входы этапа II
Входами этапа II являются выходы этапа I (по 5.3):
- цели разработки;
- цели по надежности и качеству;
- предварительный перечень материалов;
- предварительная карта потока процесса;
- предварительный перечень ключевых характеристик продукции и процессов;
- план обеспечения продукции;
- поддержка руководства.
6.3 Выходы этапа II
Выходы этапа II объединены в две группы.
Первая группа выходов представляет собой результаты работы службы, непосредственно ведущей разработку а/к (обычно служба главного конструктора).
Вторая группа выходов представляет собой результаты работы APQP-команды.
6.4 Выходы этапа II для главного конструктора
Выходы этапа II (для службы главного конструктора) включают в себя:
- анализ видов и последствий отказов конструкции (DFMEA);
- обеспечение технологичности и собираемости;
- подтверждение конструкции;
- анализ конструкции;
- создание опытного образца и плана управления для него;
- технические чертежи (включая математические данные);
- технические требования;
- спецификации материалов;
- изменения чертежей и технических требований.
6.4.1 Анализ видов и последствий отказов конструкции (DFMEA)
DFMEA - это установившийся аналитический способ оценки вероятностей отказов изделия и последствий этих отказов на ранней стадии разработки конструкции а/к. DFMEA позволяет проанализировать и улучшить предложенный эскиз конструкции, а также установить необходимые требования к будущей технологии изготовления а/к. Поставщик может использовать ГОСТ Р 51814.2 для анализа видов и последствий потенциальных отказов и разработать стандарт предприятия по DFMEA. Проверочный список для DFMEA содержится в приложении Б и может быть использован для рассмотрения надлежащих характеристик конструкции при работе по методу DFMEA.
6.4.2 Обеспечение технологичности и собираемости
Обеспечение технологичности и собираемости представляет собой процесс последовательно-параллельной работы, предназначенный для оптимизации соотношения между технологичностью и легкостью сборки и функциями конструкции. Объем требований и ожиданий потребителя, полученных в соответствии с 5.3.1 и 5.3.2, определяет степень вовлеченности APQP-команды в эту работу. Данное руководство не содержит и не ссылается на формальный метод подготовки плана обеспечения технологичности и собираемости. Как минимум, команде по планированию качества продукции следует рассмотреть приведенные ниже вопросы:
- конструкцию, концепцию, функцию и чувствительность к изменчивости при изготовлении;
- процесс изготовления и/или сборки;
- технические допуски на геометрические размеры;
- требования работоспособности;
- число компонентов;
- подналадки процесса;
- обработку материалов.
Свойственные APQP-команде знания, опыт по продукции/процессам, государственные нормы по безопасности и экологии, правила и требования по обслуживанию могут потребовать рассмотрения также и других факторов.
6.4.3 Подтверждение (валидация) конструкции
Подтверждение проекта проводится с целью получения уверенности в том, что конструкция а/к соответствует требованиям потребителя, полученным на основе выполнения работ, описанных в разделе 5.
6.4.4 Анализ конструкции
Анализ конструкции - это регулярно планируемые встречи, проводимые службой разработок поставщика, которые должны предусматривать участие специалистов по другим рассматриваемым областям. Рассмотрение конструкции - это эффективный метод предотвращения проблем и непонимания, он также описывает механизм слежения за ходом работ и информирования руководства.
Анализ конструкции - это серия действий по подтверждению, больших чем технический контроль. Как минимум, анализ конструкции может включать в себя оценку:
- соображений по конструкции и функциональным характеристикам;
- обеспечения целей по надежности;
- рабочих циклов компонентов/подсистем/систем;
- результатов компьютерного моделирования и стендовых испытаний;
- результатов DFMEA;
- технологичности и собираемости конструкции;
- результатов планирования экспериментов (ПЭ) и изменчивости конструкции при сборке;
- результатов испытаний на отказ;
- результатов валидации конструкции.
Главная функция анализа конструкции - прослеживание хода подтверждения конструкции.
6.4.5 Создание опытного образца и разработка плана управления
План управления для опытного образца - это описания геометрических размеров и испытаний материалов и функций, проводимых в ходе создания образца. APQP-команда должна обеспечивать разработку плана управления для опытного образца. Методология планов управления приведена в приложении А, а проверочный список для плана управления приведен в приложении Б.
Изготовление частей опытного образца дает возможность для APQP-команды и потребителя оценить, насколько а/к соответствует "голосу потребителя". Все опытные образцы, за которые отвечает APQP-команда, должны быть рассмотрены, чтобы:
- получить уверенность, что продукция или услуга соответствует установленным техническим требованиям и отчетным данным;
- показать, что особое внимание было уделено ключевым характеристикам продукции и процессов;
- использовать данные и опыт для установления предварительных требований к параметрам процессов и упаковыванию;
- сообщить о любых трудностях, отклонениях и/или дополнительных затратах потребителя.
6.4.6 Технические чертежи (включая математические данные)
APQP-команда обязана рассматривать технические чертежи и в том случае, если разработку конструкции осуществляет потребитель. Чертежи могут включать в себя ключевые характеристики (по государственным нормам по безопасности и экологии), которые должны быть отмечены в плане управления. Если потребитель не предоставляет технические чертежи, командой по планированию должны быть рассмотрены свои чертежи, чтобы определить, какие характеристики влияют на пригодность, функции, долговечность и/или требования государственных норм по безопасности и экологии.
Чертежи следует рассмотреть для определения, имеется ли в них достаточная информация для проведения полного контроля отдельных частей. Контрольные или заданные поверхности/реперные точки должны быть ясно обозначены, чтобы могли быть созданы подходящие приборы и оборудование для текущего контроля. Размеры должны быть оценены с точки зрения обеспечения осуществимости и совместимости с действующими государственными стандартами. Если нужно, команда должна удостовериться, что математические данные совместимы с системой потребителя для эффективной двусторонней передачи информации.
6.4.7 Технические требования
Детальный анализ и понимание контролируемых параметров помогут APQP-команде определить требования к функционированию, безотказности, долговечности и внешнему виду существенных компонентов или сборочных единиц. Объем, частоту выборок и критерии приемки для этих параметров обычно устанавливают/приводят в разделе методов испытаний технических требований. В других случаях их определяет поставщик и указывает в плане управления. В любом случае поставщику следует установить, какие характеристики влияют или управляют результатами, определяющими соответствие функциональным требованиям и требованиям к безотказности, долговечности и внешнему виду.
6.4.8 Спецификации материалов
В дополнение к чертежам и техническим требованиям следует рассматривать спецификации материалов, влияющих на ключевые характеристики, связанные с физическими свойствами, пригодностью, воздействиями на окружающую среду и требованиями к погрузке и хранению. Эти характеристики следует также включать в план управления.
6.4.9 Изменения чертежей и технических требований
APQP-команда должна обеспечить, чтобы изменения чертежей и технических требований (если они имеются) быстро сообщались и надлежащим образом документировались во всех затрагиваемых областях.
6.5 Выходы этапа II
Выходы этапа II (для APQP-команды) включают в себя:
- новые требования к оборудованию, инструменту и оснастке;
- ключевые характеристики продукции и процессов;
- требования к контрольно-измерительному и испытательному оборудованию;
- заключение команды об осуществимости проекта и поддержка руководства.
6.5.1 Новые требования к оборудованию, инструменту и оснастке
APQP-команда при анализе конструкции а/к и(или) предполагаемой технологии изготовления а/к может выявить новые требования к оборудованию и оснастке. APQP-команде следует работать с этими требованиями, включая соответствующие позиции в календарный график. Команде следует обеспечить, чтобы новые оборудование и оснастка были пригодны и доставлены вовремя. Установление оснастки должно наблюдаться и обеспечивать проведение запланированного пробного производства. При анализе требований к оборудованию, инструменту и оснастке полезно обратиться к проверочному списку (приложение Б).
6.5.2 Ключевые характеристики продукции и процессов
На стадии планирования, описанной в разделе 5, APQP-команда определяет предварительные ключевые характеристики продукции и процессы, полученные при рассмотрении "голоса потребителя". APQP-команда должна основываться на анализе, рассмотрении и развитии свойств конструкции, оценке технической информации и достигать консенсуса. Характеристики должны быть документированы в плане управления для опытного образца. Форма перечня для ключевых характеристик плана управления приведена в приложении В, а для результатов координатных измерений - в приложении Г. Они являются рекомендуемыми формами документирования для ключевых характеристик, что требуется для планов управления опытным образцом, установочной серией и серийным производством. Поставщик может пользоваться любой формой, которая соответствует тем же требованиям документирования.
6.5.3 Требования к контрольно-измерительному и испытательному оборудованию
Требования к контрольно-измерительному и испытательному оборудованию могут быть также определены на этом этапе. APQP-команде следует включить эти требования в календарный план. Их исполнение может далее отслеживаться для обеспечения своевременности выполнения.
6.5.4 Заключение APQP-команды об осуществимости конструкции и поддержка руководства
К этому моменту/дате APQP-команда должна оценить осуществимость предложенной конструкции. Если потребитель является собственником конструкции, это не должно препятствовать обязанности поставщика оценить ее осуществимость. APQP-команда должна быть убеждена, что предложенная конструкция может быть реализована в производстве, сборке, при испытании, упаковывании и поставке в достаточном количестве при приемлемых затратах потребителя и в соответствии с календарным графиком. Проверочный список проектной информации, приведенный в приложении Б, позволяет команде оценить эффективность своих усилий по этому вопросу. Список также полезен как основа для решения вопросов, описываемых в заключении команды об осуществимости. Консенсус команды об осуществимости предложенной конструкции следует документировать вместе со всеми открытыми вопросами, которые требуют решения и представляются руководству для их поддержки.
7 Проектирование и разработка процессов (этап III)
7.1 Цель этапа III
Целью данного этапа является разработка всех технологических и производственных процессов в окончательном виде. В данном разделе рассмотрены главные особенности разработки производственного процесса и связанных с ним планов управления для достижения производства качественной продукции. Задачи, которые должны выполняться на этом этапе APQP-процесса, зависят от успешного окончания предыдущих этапов, рассматриваемых в разделах 5 и 6. Этот следующий шаг предназначен для обеспечения всеобъемлющего развития эффективной системы производства. Производственная система должна гарантировать, что требования и ожидания потребителя выполнены.
7.2 Входы этапа III
Входами этапа III являются выходы этапа II (см. 6.4 и 6.5), а именно:
- анализ видов и последствий отказов конструкции (DFMEA);
- обеспечение технологичности и собираемости;
- подтверждение проекта; анализ проекта; создание прототипа и плана управления для него;
- технические чертежи (в т.ч. математические данные);
- технические требования;
- спецификации материалов;
- изменения чертежей и технических требований;
- новые требования к оборудованию, инструменту, оснастке и производственным площадям;
- ключевые характеристики продукции и ключевые процессы;
- требования к приборам/испытательному оборудованию;
- заключение об осуществимости конструкции и поддержка руководства.
7.3 Выходы этапа III
Выходами этапа III являются:
- карта потока процесса;
- чертеж плана цеха;
- матрица влияния;
- анализ видов и последствий отказов процесса (PFMEA);
- план управления для установочной серии;
- инструкции для операторов;
- план анализа измерительных систем;
- план предварительного изучения возможностей процессов;
- стандарты по упаковке и требования к ней;
- анализ систем качества продукции/процесса;
- поддержка руководства.
7.3.1 Карта потока процесса
Карта потока процесса - это схематическое представление хода действующего или предлагаемого процесса. Для разработки карты потока процесса поставщик использует условные знаки, соответствующие отдельным технологическим операциям, например механообработке, сборке, транспортировке и т.д. Рекомендуемое число знаков 4 - 10. Применяемые на карте знаки следует расшифровывать внизу листа. Карту потока процесса можно использовать для анализа причин изменчивости оборудования, материалов, методов и рабочей силы от начала и до конца процесса изготовления или сборки. Ее применяют для выявления воздействия причин изменчивости на процесс. Карта потока помогает видеть и анализировать процесс в целом, а не отдельные этапы процесса. Карта помогает команде по планированию сконцентрироваться на процессе при проведении PFMEA и разработке плана управления. Проверочный список по карте потока процесса приведен в приложении Б и может быть использован APQP-командой.
7.3.2 Чертеж плана цеха
План цеха должен быть разработан и рассмотрен для определения приемлемости размещения точек контроля, постов ведения контрольных карт, применимости наглядных пособий, промежуточных ремонтных постов, зон хранения дефектных материалов и т.д. Весь материальный поток следует отразить в карте потока процесса и плане управления. Проверочный список в приложении А может применяться командой по планированию качества продукции для проверки выполнения требований.
7.3.3 Матрица влияния
Матрица влияния - это рекомендуемый аналитический прием для описания степени влияния технологических операций на параметры продукции. Пример матрицы влияния приведен в приложении Д.
7.3.4 Анализ видов и последствий отказов процесса (PFMEA)
PFMEA следует проводить в ходе разработки технологии производства. Это установленный метод рассмотрения и анализа нового/пересмотренного процесса, он проводится, чтобы выявить, разрешить или наблюдать потенциальные проблемы процесса при новой/пересмотренной технологии и программе выпуска продукции. PFMEA - это "живой" документ и нуждается в рассмотрении и обновлении, когда обнаружены дефекты новых видов.
Информация по организации и проведению PFMEA содержится в ГОСТ Р 51814.2. Проверочный список для PFMEA приведен в приложении А и может быть использован APQP-командой.
7.3.5 План управления для установочной серии - это описание геометрических размеров и испытаний материалов и функций, которые проводят в ходе изготовления установочной серии, до начала серийного производства. План может включать в себя дополнительные контроль/управление продукцией/процессом, которые проводят до подтверждения производственного процесса. Цель этого плана управления - охватить потенциальные несоответствия во время производства установочной серии. Примеры действий по реагированию, предусматриваемых в плане управления для установочной серии:
- более частый контроль;
- большее число точек контроля в процессе и на выходе;
- статистические оценки;
- более жесткие аудиты.
Информация по созданию и поддержанию плана управления приведена в приложении А. Проверочный список для плана управления (приложение Б) может использоваться APQP-командой.
7.3.6 Инструкции для операторов
APQP-команда должна обеспечить, чтобы инструкции операторов по отдельным операциям представляли собой достаточно понятные детальные указания для всего рабочего персонала, имеющего прямые обязанности в работе с процессами. Эти инструкции следует разрабатывать с учетом следующих источников:
- анализа видов и последствий отказов (PFMEA);
- планов управления;
- технических чертежей, технических требований, спецификаций материалов, эталонов и технических стандартов;
- карт потока процесса;
- чертежей плана цеха;
- матрицы влияния;
- стандартов (потребителя) по упаковке;
- параметров процесса;
- знаний и опыта поставщика по процессам и продукции;
- требований к погрузке;
- опыта операторов процесса.
Инструкции для стандартных рабочих процедур должны быть наглядно оформлены и содержать характеристики оборудования, такие как рабочая скорость подачи, время цикла и т.д., и должны быть доступны для операторов и мастеров.
7.3.7 План анализа измерительных систем
APQP-команда по планированию качества продукции должна обеспечить разработку плана проведения требуемого анализа измерительных систем, который будет осуществляться далее на IV этапе APQP-процесса. Этот план может включать в себя, как минимум, действия по обеспечению линейности смещения, точности, повторяемости, воспроизводимости для основного и дублирующего контрольно-измерительного оборудования. Рекомендуется использовать ГОСТ Р 51814.5.
7.3.8 План предварительного изучения возможностей процессов
APQP-команда должна обеспечить разработку плана предварительного изучения возможностей процессов. Характеристики, определенные в плане управления, должны служить основой для этого плана. В нем рекомендуется предусмотреть применение методов ГОСТ Р 51814.3 и ГОСТ Р 50779.44.
Примечание - Практическую реализацию этого плана, т.е. изучение характеристик возможностей и стабильности процессов, осуществляют на этапах IV (предварительные характеристики) и V.
7.3.9 Стандарты по упаковке и требования к ней
Потребитель обычно имеет стандарты по упаковке, которые следует учитывать при заданий требований к упаковке данного вида продукции. Если ничего не задано, конструкция и материалы упаковки должны обеспечивать целостность продукции в точке ее применения.
Команде по планированию качества продукции следует обеспечить, чтобы проектировалась и разрабатывалась индивидуальная упаковка продукции (упаковка, содержащая внутренние отсеки). Следует использовать стандарты потребителя по упаковке или соответствующим общим требованиям. Во всех случаях разработка упаковки должна обеспечивать, чтобы работоспособность и характеристики продукции оставались неизменными при упаковывании, перемещении и распаковывании. Упаковка должна быть совместима со всем оборудованием для погрузки, в том числе с роботами.
7.3.10 Анализ системы качества
Команде по планированию качества продукции следует проанализировать Руководство по качеству. В связи с разработкой новой продукции и процессов ряд положений в Руководстве по качеству и других документах системы качества может потребовать внесения изменений. Это дает возможность APQP-команде улучшить существующую систему качества, базируясь на данных потребителя, знаниях команды и предыдущем опыте. Команда может использовать для оценки проверочный список по качеству продукции/процесса, приведенный в приложении Б.
7.3.11 Поддержка руководства
От APQP-команды при завершении процесса проектирования продукции и процессов требуется провести специальное совещание по анализу результатов. Цель этого совещания - проинформировать высшее руководство о состоянии программы и определить необходимую помощь руководства и ресурсы для решения тех или иных вопросов.
8 Окончательная подготовка производства автомобильных компонентов (этап IV)
8.1 Цель этапа IV
Целью данного этапа является достижение полной готовности к производству а/к с требуемым темпом выпуска и с заведомым обеспечением всех требований к качеству.
Данный раздел описывает основные особенности этапа при производстве и оценке установочной серии (пробной партии). В ходе этого этапа APQP-команда должна подтвердить, что планы управления и карта потока процесса соблюдаются, а продукция соответствует требованиям потребителя. Следует выявить дополнительные затруднения с целью их исследования и разрешения проблем до начала регулярного производства.
8.2 Входы этапа IV
Входами этапа IV являются выходы этапа III, а именно:
- карта потока процесса;
- чертеж плана цеха;
- матрица влияния;
- анализ видов и последствий отказов процесса (PFMEA);
- план управления для установочной серии;
- инструкции операторов;
- план анализа измерительных систем;
- план предварительного изучения возможностей процессов;
- стандарты по упаковке;
- требования к упаковке;
- анализ систем качества продукции/процесса;
- поддержка руководства.
8.3 Выходы этапа IV
Выходами этапа IV являются:
- производство установочной серии (пробной партии, пилотной партии);
- предварительное изучение возможностей процессов;
- оценка измерительных систем;
- испытания для подтверждения производства;
- оценка упаковки;
- план управления серийной продукции;
- одобрение производства а/к;
- акт готовности производства и поддержка руководства.
8.3.1 Производство установочной серии (пробной партии, пилотной партии)
Производство установочной серии должно быть проведено в производственных условиях (оснастка, оборудование, окружающая среда, операторы, площади и время выпуска, как в серийном производстве). Подтверждение эффективности производственного процесса начинается с изготовления установочной серии. Минимальный объем этой партии обычно устанавливает потребитель. Выход производства установочной серии используют для:
- предварительного изучения возможностей процессов;
- оценки измерительных систем;
- окончательного установления осуществимости производства а/к;
- рассмотрения поведения процессов;
- испытаний для подтверждения готовности производства;
- одобрения производства а/к;
- оценки упаковки;
- подписания акта готовности производства.
8.3.2 Предварительное изучение возможностей процессов
Это изучение позволяет получить оценку разброса показателя качества в допуске, т.е. возможность процесса надежно обеспечить требование допуска. Изучение следует проводить по показателям качества, определенным в плане управления. Следует использовать методы по ГОСТ Р 51814.3 и ГОСТ Р 50779.44.
8.3.3 Оценка измерительных систем
Для проверки определенных в плане управления технических характеристик должна быть проведена оценка измерительных систем до или во время производства пробной партии. Для этого необходимо использовать специализированные средства и методы измерений (ГОСТ Р 51814.5).
8.3.4 Испытания для подтверждения готовности производства
Под этим понимаются технические испытания, которые подтверждают, что продукция, произведенная в условиях подготовленного производства, соответствует техническим стандартам.
8.3.5 Оценка упаковки
Все результаты пробных погрузочных работ (когда они возможны) и методы испытаний должны удостоверить, что обеспечена защита продукции от обычных транспортных повреждений и вредных факторов окружающей среды. APQP-команда должна оценить упаковку независимо от наличия одобрения требований потребителя к упаковке.
8.3.6 План управления для серийного производства
Это описание системы мер для контроля и управления процессом производства а/к. План управления - рабочий документ, который следует обновлять при внесении изменений в действия по слежению и управлению на основании опыта, получаемого при производстве. (Потребитель может потребовать согласования плана управления.) План управления для серийной продукции - это логическое развитие плана управления для установочной серии. Массовое производство дает производителю возможность оценить результаты, пересмотреть план управления и сделать соответствующие изменения. В приложении А описана методология работы с планом управления, а в приложении Б приведен проверочный список для APQP-команды. Могут применяться планы управления и других типов, соответствующие тем же целям и требованиям.
8.3.7 Одобрение производства а/к
Целью этого согласования является подтверждение того, что продукция, изготовленная в условиях серийного производства, соответствует техническим требованиям. Следует руководствоваться требованиями ГОСТ Р 51814.4.
8.3.8 Акт готовности производства и одобрение руководства
APQP-команде следует обеспечить, чтобы все планы управления и карты потока процессов соблюдались. Команда должна удостовериться в этом на производственном участке(ах) и курировать подписание акта готовности производства. До первой производственной отгрузки требуется рассмотрение следующих позиций:
- планов управления. Они должны быть заранее согласованы и быть доступны в любое время на всех операциях, имеющих отношение к производству а/к;
- инструкций операторов. Эти документы должны содержать все ключевые характеристики, установленные в плане управления, в котором должны быть учтены рекомендации PFMEA. Следует сравнить и установить соответствие инструкций по процессам и карты потока процесса с планом управления;
- контрольно-измерительного и испытательного оборудования. Когда по плану управления требуются особые приборы, приспособления или испытательное оборудование, они должны быть заранее проверены на сходимость и воспроизводимость по ГОСТ Р 51814.5 и надлежащее их использование.
До подписания акта готовности производства необходимо одобрение руководства. Команде нужно доказать, что все запланированные требования выполняются, а возникшие проблемы были записаны и вынесены на рассмотрение руководству. Цель этого рассмотрения - информировать высшее руководство о состоянии дел по APQP-процессу и помочь в решении вопросов. Примером документа, требуемого по завершении подготовки производства, является акт готовности производства, приведенный в приложении Е.
9 Производство и действия по улучшению (этап V)
9.1 Действия APQP-команды
Действия APQP-команды не заканчиваются с утверждением результатов подготовки производства и вводом в действие процессов. На стадии изготовления а/к может оцениваться их выход, когда присутствуют все обычные и особые причины изменчивости. Именно в это время можно также оценить эффективность всех работ на предыдущих этапах APQP-процесса. На этой стадии основой оценки выполнения требований к качеству продукции или услуги является план управления для серийной продукции. При этом должны оцениваться данные по количественным и альтернативным признакам. Соответствующие действия описаны в ГОСТ Р 51814.3. Поставщики обязаны выполнить требования потребителей по всем характеристикам. Ключевые характеристики должны иметь соответствующие обозначения.
9.2 Входы этапа V
Входами этапа V являются выходы этапа IV, а именно:
- производство пробной партии;
- оценка измерительных систем;
- изучение предварительной воспроизводимости процесса;
- согласование производства а/к;
- испытания для подтверждения производства;
- оценка упаковки;
- план управления для серийной продукции;
- подписание акта готовности производства и поддержка руководства.
9.3 Выходы этапа V
Выходами этапа V являются:
- снижение изменчивости процессов;
- удовлетворение потребителя;
- поставка и сервис.
9.3.1 Снижение изменчивости процессов
Для определения изменчивости процессов должны применяться контрольные карты и другие статистические методы. Для снижения изменчивости следует применять методы статистического анализа и корректирующие действия. Постоянное улучшение требует не только внимания к особым причинам изменчивости, но и понимания обычных причин, а также поиска путей для снижения влияния тех или других причин. Следует разработать предложения с оценкой затрат, времени и ожидаемых улучшений и представить их на рассмотрение потребителя. Часто снижение или устранение обычных причин приводит к меньшим издержкам. Поставщикам не следует пренебрегать предложениями, основанными на стоимостном анализе, снижении вариаций и т.д. Принятие решений о внедрении или о переводе конструкции продукции на следующий уровень - это прерогатива потребителя. Для анализа характеристик изменчивости процессов следует использовать ГОСТ Р 51814.3 и другие статистические методы, например регрессионный анализ, планирование экспериментов и т.д.
9.3.2 Удовлетворение потребителя
Детальная работа по планированию и демонстрации возможностей процессов не всегда гарантирует удовлетворение потребителя. Продукция или услуга должны действовать в среде потребителя. Стадия использования продукции требует участия потребителя. Именно на этой стадии больше всего информации могут получить как поставщик, так и потребитель. Эффективность усилий по всему APQP-процессу может оцениваться на этой стадии. Поставщик и потребитель должны быть партнерами при внесении изменений, необходимых для исправления недостатков, чтобы удовлетворить потребителя.
9.3.3 Поставка и обслуживание
Стадия планирования качества, связанная с поставкой и обслуживанием, продолжает партнерство поставщика и потребителя в решении проблем и постоянном улучшении. Операции по замене а/к и обслуживанию у потребителя всегда измеряются теми же показателями качества, затрат и поставки. Неудача в исправлении дефектов с первого раза всегда вредит репутации поставщика и партнерству с потребителем. Важно, чтобы и поставщик, и потребитель прислушивались к "голосу потребителя".
Опыт, получаемый на этой стадии, дает потребителю и поставщику необходимые знания, чтобы рекомендовать снижение цен, достигаемое снижением затрат на процессы, оснастку и качество, и предоставлять правильные а/к или системы для изготовления последующей продукции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51814.6-2005 "Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Менеджмент качества при планировании, разработке и подготовке производства автомобильных компонентов" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 мая 2005 г. N 142-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Москва, Стандартинформ, 2005 г.
1 Подготовлен Техническим комитетом по стандартизации ТК 125 "Статистические методы в управлении качеством продукции", ОАО "НИЦ КД", ОАО "АВТОВАЗ", ЗАО "АИЦ", ООО СМЦ "Приоритет", ОАО "ГАЗ"
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 125 "Статистические методы управления качеством продукции"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 мая 2005 г. N 142-ст
4 Введен впервые
Дата введения - 1 июля 2005 г.