Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53831-2010
"Автомобильные транспортные средства. Тахографы. Технические требования к установке"
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 июля 2010 г. N 159-ст)
Vehicles. Tachographs. Technical requirements for installation
Дата введения - 15 сентября 2010 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает технические требования к установке тахографов на автомобильные транспортные средства (АТС).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 41.10-99 (Правила ЕЭК ООН N 10) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении электромагнитной совместимости
ГОСТ 14254-96 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 тахограф: Автоматическое бортовое техническое устройство для непрерывной индикации и регистрации пройденного пути и скорости движения АТС, времени работы и отдыха водителя, призванное обеспечить выполнение законодательных и нормативных требований, обеспечивающих гармонизацию социальных и коммерческих взаимоотношений в сфере транспорта, а также опасность дорожного движения.
3.2 автомобильные перевозки: Любое передвижение по дорогам, открытым для общего пользования порожних либо с людьми или с грузом АТС.
3.3 активация: Процесс, который выполняется с использованием карточки предприятия и присвоенного ей PIN-кода и в ходе которого тахограф становится полностью работоспособным и выполняет все функции, в том числе функции защиты.
3.4 блок памяти: Электронное устройство тахографа для хранения данных.
3.5 бортовое устройство; БУ: Тахограф, за исключением датчика движения и электропроводки для подсоединения датчика движения.
3.6 датчик движения: Компонент тахографа, подающий сигнал, который отображает скорость автомобиля и (или) пройденное расстояние.
Примечание - На автомобилях категорий и компонент, выполняющий эти функции, может называться адаптером.
3.7 загрузка: Копирование вместе с цифровой подписью части или всего массива данных, записанных в блоке памяти тахографа автомобиля или в блоке памяти карточки тахографа.
3.8 идентификация автомобиля: Выявление идентифицирующих номеров: номера государственной регистрации АТС с указанием страны регистрации и идентификационного номера транспортного средства (VIN).
3.9 калибровка: Обновление или подтверждение, с использованием карточки предприятия, данных об автомобиле, которые должны храниться в блоках памяти тахографа в качестве постоянных до следующей калибровки.
3.10 карточка тахографа: Карточка, предназначенная для использования в тахографе и позволяющая тахографу хранить определенные данные, проверять идентификационные данные держателя карточки (или идентификационные данные соответствующей группы) и передавать держателю карточки необходимые данные.
3.11 номер карточки тахографа: Номер в виде 16 буквенно-цифровых знаков, который однозначно идентифицирует карточку тахографа в данной стране и помещается после 3-х знаков кода страны, выдавшей эту карточку.
3.12 официальное утверждение типа: Процесс подтверждения страной того факта, что данный тахограф (его компонент) либо карточка тахографа, подвергаемые проверке, удовлетворяют установленным требованиям (например, [1]).
3.13 печатающее устройство: Компонент тахографа, который позволяет распечатывать данные, зарегистрированные в тахографе и (или) на карточке тахографа.
3.14 постоянная тахографа, k: Числовая характеристика величины сигнала, генерируемого датчиком движения за пройденный АТС путь в один километр.
3.15 регистрационный листок: Листок, который предназначен для внесения в него и хранения зарегистрированных данных, который вводится в тахограф и на котором пишущие устройства последнего ведут непрерывную запись информации, подлежащей регистрации.
3.16 сертификация защиты: Процесс подтверждения сертифицирующим органом, что тахограф (его компонент) или карточка тахографа, подвергаемые контролю, выполняют требования в отношении защиты, определенные в соответствующих нормативных документах.
3.17 установка: Комплекс операций по монтажу, активации и проверке правильности функционирования тахографа на автомобиле.
3.18 характеристический коэффициент автомобиля, w: Числовая характеристика компонента АТС (например, вторичного вала коробки передач автомобиля), возбуждающего в датчике движения сигнал, величина которого соответствует пробегу АТС пути в один километр.
3.19 эффективная окружность шин колес: Среднее значение расстояний, пройденных колесами автомобиля, связанными со счетчиком пути (например, ведущими колесами), за один их полный оборот.
4 Технические требования
4.1 Характеристики и функции тахографов
Тахограф обеспечивает регистрацию:
- расстояния, пройденного АТС;
- скорости движения АТС;
- продолжительности управления автомобиля водителем;
- периодов работы или нахождения водителя на рабочем месте;
- периодов отдыха;
- вскрытия корпуса, содержащего регистрационный листок.
Электронный тахограф, представляющий собой устройство, которое функционирует на основе передачи электрических сигналов с датчиков расстояния и скорости, регистрирует любой перерыв продолжительностью свыше с в электрическом питании регистрирующего оборудования (за исключением освещения), в электрическом питании датчиков расстояния и скорости, а также любой перерыв в подаче сигнала на датчик расстояния и скорости.
4.2 Общие требования к конструкции тахографа
4.2.1 Тахограф включает устройства: визуальные, регистрирующие, записывающие.
4.2.2 Визуальные устройства показывают:
- пройденное расстояние (счетчик расстояния);
- скорость (спидометр);
- время (часы).
4.2.3 Регистрирующие устройства регистрируют: пройденное расстояние и скорость движения АТС, а также время.
4.2.4 Записывающие устройства регистрируют отдельно:
- каждое вскрытие корпуса, содержащего регистрационный листок;
- для электронного тахографа (по 4.1) - любой перерыв, продолжительностью свыше с в электрическом питании датчика расстояния и скорости, в подаче сигнала на датчик расстояния и скорости, а также в электрическом питании тахографа (за исключением освещения) до повторного включения источника электрического питания.
4.2.6 Тахограф в части электромагнитной совместимости и устойчивости к воздействию внешних источников электромагнитного излучения должен соответствовать ГОСТ Р 41.10 (Правила ЕЭК ООН N 10).
4.2.7 Все составные части тахографа изготавливают из материалов, обладающих достаточной устойчивостью и механической прочностью, а также стабильными электрическими и магнитными характеристиками,
4.2.8 Требования к измерениям пробега, скорости и времени
4.2.8.1 Пройденный путь должен измеряться и регистрироваться при движении вперед и движении задним ходом, либо при движении только вперед. Погрешность регистрации не более 0,1 км.
4.2.8.2 Тахограф должен обеспечивать постоянное измерение и указывать значение скорости движения АТС. Погрешность регистрации скорости не более 1 км/ч.
4.2.8.3 Тахограф должен обеспечивать постоянное измерение и отображение времени.
Измерение времени не должно нарушаться в результате прекращения электропитания от источника, внешнего для прибора измерения времени, в течение менее 12 месяцев в условиях, предусмотренных для официального утверждения типа.
Максимально допустимые отклонения показаний или записей соответствующих приборов не должны превышать величин, указанных в таблице 1 в диапазоне температур от 0°С до 40°С.
Таблица 1
Параметр |
На испытательном стенде перед установкой |
После установки на АТС |
В эксплуатации на АТС |
Пройденное расстояние |
|||
при расстоянии не менее 1 км | |||
Скорость |
км/ч |
км/ч |
км/ч |
при реальной скорости | |||
Время |
2 мин в день или макс. 10 мин за 7 дней |
4.2.9 Измерение погрешностей тахографа в части пути и скорости проводят в условиях испытаний:
- автомобиль в снаряженном состоянии с водителем массой 75 кг, без груза (пассажиров), с измерительными приборами, необходимыми для испытаний;
- размеры шин и давление в них соответствуют руководству по эксплуатации на автомобиль;
- автомобиль, приводимый в движение собственным двигателем, совершает прямолинейное движение по ровной горизонтальной дороге со скоростью () км/ч;
- измеряемое расстояние составляет не менее 1000 м.
Испытания допускается проводить на испытательном стенде при условии обеспечения аналогичной точности.
Точность измерения времени за сутки - с.
4.2.10 Тахограф должен быть защищен от несанкционированного вскрытия опечатанного корпуса.
В условиях эксплуатации тахографы должны быть защищены от попадания влаги и пыли.
Тахограф должен соответствовать требованиям уровня защиты IP 40, а датчик движения должен удовлетворять требованиям уровня защиты IP 64 в соответствии с ГОСТ 14254.
4.2.11 Тахограф должен быть работоспособным в диапазоне температур воздуха от минус 20°С до плюс 70°С, а датчик движения - от минус 40°С до плюс 135°С. Содержание блока памяти должно сохраняться при снижении температуры воздуха до минус 40°С.
4.3 Требования к установке тахографов
4.3.1 Общие требования
4.3.1.1 Установке на автомобилях подлежат тахографы, имеющие соответствующее утверждение типа.
4.3.1.2 Установку тахографов на автомобили выполняют организации, включая изготовителей автомобилей, аттестованные в установленном порядке.
4.3.1.3 Тахограф устанавливают в кабине автомобиля, чтобы водитель со своего места имел доступ ко всем необходимым функциям, включая установку и выемку регистрационных листков (листков распечатки), мог наблюдать за показаниями спидометра, счетчика расстояния и часов.
4.3.1.4 Конкретные операции по подсоединению датчика движения и тахографа проводят в соответствии с инструкциями их изготовителя.
4.3.1.5 Постоянная тахографа, k, должна быть приведена в соответствие с характеристическим коэффициентом автомобиля, w, при помощи приспособления (адаптера). Постоянная тахографа, k, выражается либо в оборотах на километр (k=... об./км), либо в импульсах на километр (k=... имп./км). Характеристический коэффициент автомобиля, w, выражается либо в оборотах на километр (w=...об./км), либо в импульсах на километр (w = ...имп./км).
4.3.1.6 Характеристический коэффициент автомобиля должен быть постоянным при любом передаточном числе трансмиссии.
Для этого датчик движения, измеряющий скорость АТС и передающий соответствующий сигнал бортовому устройству, должен сопрягаться с таким элементом на выходном вале коробки передач или в любом другом месте АТС (например, на неведущих колесах), по движению которого может измеряться скорость АТС.
В случае размещения датчика движения на выходном валу коробки передач и наличии на автомобиле дополнительной коробки передач, раздаточной коробки или ведущего моста, имеющих два или более передаточных числа, автомобиль должен быть оборудован переключающим устройством, которое автоматически приводит эти передаточные числа в соответствие с постоянной установленного тахографа.
4.3.1.7 После установки тахографа проводят его калибровку (регулировку). Проведение калибровки проводят с целью:
- проверки подсоединения датчика движения к тахографу;
- адаптирования постоянной контрольного устройства k к характеристическому коэффициенту автомобиля w;
- введения текущего времени;
- введения текущего показания счетчика пути;
- обновления или подтверждения других параметров, заложенных в тахографе и датчике движения: идентификацию АТС, размера шин и регулировки устройства ограничения скорости (в случае применения).
4.3.1.8 В процессе калибровки проводят испытания на соответствие установленного тахографа в сборе требованиям к точности измерений и регистрации данных.
В случае выявления у тахографа больших погрешностей, чем регламентировано в 4.2.8.3, тахограф или его отдельные компоненты, не соответствующие требованиям по точности, подлежат замене.
4.3.2 Особые требования к установке цифрового тахографа
4.3.2.1 Новые тахографы поставляют неактивированными со всеми параметрами калибровки.
В тех случаях, когда какое-либо конкретное значение не соответствует заданному, буквенные параметры отображаются в виде строк из вопросительных знаков "?", а числовые параметры устанавливаются на ноль "0".
4.3.2.2 До активации тахограф должен обеспечивать доступ к функции калибровки, даже если в режим калибровки он не установлен.
4.3.2.3 До активации тахограф не должен ни регистрировать, ни хранить данные, указанные в приложении А.
4.3.2.4 В процессе установки изготовители АТС предварительно устанавливают все известные параметры.
4.3.2.5 Изготовители АТС при установке тахографов на АТС активируют установленный тахограф.
4.3.2.6 Активация тахографа должна производиться автоматически в результате первого ввода карточки предприятия в любое из считывающих устройств.
4.3.2.7 Конкретные операции по подсоединению датчика движения и бортового устройства, если таковые требуются, должны производиться автоматически (без специальных настроек) до или во время активации.
4.3.2.8 После активации тахограф должен полностью обеспечивать контроль за доступом к своим функциям и соответствующим данным.
Функции регистрации и хранения должны быть полностью работоспособными.
4.3.2.9 Для цифровых тахографов калибровка должна включать ввод номера государственной регистрации АТС и производиться не позже, чем через две недели после установки тахографа или присвоения номера государственной регистрации АТС, в зависимости от того, какое из этих событий наступает позже.
4.3.3 Требования к установочной табличке
4.3.3.1 После проверки тахографа, проводимой после его установки, на АТС рядом с ним или на самом тахографе крепится табличка с данными об установке:
- адрес и фирменное наименование организации по 4.3.1.1, установившей тахограф;
- характеристический коэффициент автомобиля;
- постоянная тахографа;
- эффективная окружность шин колес;
- размер шин;
- даты определения характеристического коэффициента автомобиля и измерения эффективной окружности шин колес.
4.3.3.2 На табличке цифрового тахографа должен быть указан также номер государственной регистрации автомобиля.
4.3.3.3 После каждой инспекции, проведенной уполномоченной организацией, устанавливают новую табличку.
4.3.4 Требования к пломбированию
4.3.4.1 Пломбы накладывают с целью выявления попыток несанкционированного физического вскрытия (нарушения функционирования) элементов тахографа, к которым не должно быть доступа лиц, не имеющих на это соответствующих полномочий.
4.3.4.2 Пломбы накладывают на следующие части:
а) табличку с данными об установке за исключением случаев, когда ее нельзя снять без повреждения (уничтожения) указанных на ней данных;
б) любое соединение, которое в случае его нарушения приведет к необнаруживаемым изменениям или к необнаруживаемой потере данных, например:
- два конца электросоединения между тахографом и АТС;
- непосредственно адаптор и участок его включения в цепь;
- переключающий механизм для АТС, предусмотренных 4.3.1.6;
- участки, соединяющие адаптор и переключающий механизм с остальной частью тахографа;
- корпуса тахографа.
4.3.4.3 В ходе официального утверждения типа тахографа уточняют места необходимой и достаточной установки пломб, предусмотренные в перечислении б) 4.3.4.2.
Запись об установке этих пломб производят в свидетельстве официального утверждения типа тахографа.
4.3.4.4 Пломбы, указанные в свидетельстве официального утверждения типа тахографа, могут быть сняты только:
а) в случае аварийной или иной чрезвычайной ситуации;
б) в целях установки, регулировки или ремонта устройства ограничения скорости или любого иного устройства обеспечения безопасности дорожного движения.
4.3.4.5 Снятие пломб согласно 4.3.4.4 допускается только при следующих непременных условиях:
а) тахограф продолжает функционировать;
б) тахограф вновь надежно и правильно пломбирует уполномоченная организация сразу же после установки устройств, предусмотренных в перечислении б) 4.3.4.4, или в течение семи дней в других случаях.
4.3.4.6 О каждом отдельном случае нарушения этих пломб владелец АТС должен предоставлять компетентному органу письменное уведомление с указанием причин, по которым были произведены такие действия.
Библиография
[1] |
Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) от 1 июля 1970 г. (Е/ЕСЕ/811; Е/ЕСЕ/TRANS/564), включая поправки 1 - 4 (Е/ЕСЕ/811; Е/ЕСЕ/TRANS/564/Amend. 1 - 4), которые вступили в силу соответственно 3 августа 1983 г., 24 апреля 1992 г., 28 февраля 1995 г. и 27 февраля 2004 г., а также 5-ю поправку, которая вступила в силу 16 июня 2006 г. и опубликована под обозначением TRANS/SC.1/375/Add.1. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53831-2010 "Автомобильные транспортные средства. Тахографы. Технические требования к установке" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 июля 2010 г. N 159-ст)
Текст стандарта приводится по официальному изданию Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Москва, Стандартинформ, 2010 г.
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 июля 2010 г. N 159-ст
4 Введен впервые
Приказом Росстандарта от 24 сентября 2021 г. N 1010-ст взамен настоящего ГОСТа введен в действие ГОСТ Р 53831-2021 с 31 декабря 2021 г.