Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению подготовки
073700 Искусство народного пения (квалификация (степень) "магистр")
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 5 июля 2011 г. N 2100)
См. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.04.03 Искусство народного пения (уровень магистратуры), утвержденный приказом Минобрнауки России от 11 августа 2016 г. N 982
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 073700 Искусство народного пения образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), имеющими государственную аккредитацию, на территории Российской Федерации.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО |
- |
высшее профессиональное образование; |
НИИ |
- |
научно-исследовательские институты; |
ОК |
- |
общекультурные компетенции; |
ООП |
- |
основная образовательная программа; |
ПК |
- |
профессиональные компетенции; |
СМИ |
- |
средства массовой информации; |
УЦ ООП |
- |
учебный цикл основной образовательной программы; |
ФГОС ВПО |
- |
федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. |
III. Характеристика направления подготовки
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
Наименование ООП |
Квалификация (степень) |
Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой государственной аттестации |
Трудоемкость (в зачетных единицах) |
|
Код в соответствии с принятой классификацией ООП |
Наименование |
|||
ООП магистратуры |
68 |
магистр |
2 года |
120* |
* Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения ООП магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета вуза.
Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.
IV. Характеристика профессиональной деятельности магистров
4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает: музыкальное исполнительство (исполнение сольных, ансамблевых и хоровых вокальных партий в хоровых или ансамблевых народно-певческих коллективах, на концертной эстраде), музыкальную педагогику, научное исследование в области народно-певческого искусства, руководство (управление) различными видами народно-певческих творческих коллективов и выполнение организаторских функций в учреждениях культуры, просветительство в области искусства и культуры.
4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются: произведения народного музыкального искусства, авторские произведения для народного певческого исполнительства, голосовой аппарат певца, слушательская и зрительская аудитории театров, концертных залов, потребители продукции звукозаписывающих фирм, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, в том числе дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждений, творческие коллективы, исполнители, средства массовой информации, учреждения культуры (филармонии, концертные залы, звукозаписывающие студии), профессиональные ассоциации.
4.3. Магистр по направлению подготовки 073700 Искусство народного пения готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
музыкально-исполнительской;
педагогической;
научно-методической;
научно-исследовательской;
организационно-управленческой и менеджерской;
музыкально-просветительской.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Магистр по направлению подготовки 073700 Искусство народного пения должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:
в области музыкально-исполнительской деятельности:
участию в художественно-культурной жизни общества путем представления результатов своей деятельности общественности, а именно: исполнению народным хором (ансамблем), соло (с ансамблем) концертных программ, овладению навыками репетиционной работы с творческими коллективами;
практическому освоению концертного репертуара, определению репертуарной политики, выстраиванию драматургии концертных программ;
участию в художественно-культурной жизни общества и созданию художественно-образовательной среды;
в области педагогической деятельности:
преподаванию в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей предметов профильной направленности;
изучению образовательного потенциала обучающихся, уровня их художественно-эстетического и творческого развития, осуществлению профессионального и личностного роста обучающихся;
планированию учебного процесса, выполнению методической работы, осуществлению контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов педагогического процесса;
созданию учебных программ и учебных пособий;
применению при реализации учебного процесса лучших образцов исторически-сложившихся педагогических методик, а также разработке новых педагогических технологий;
в области научно-методической деятельности:
разработке образовательных программ, инновационных методик и дисциплин, учебно-методических комплексов;
созданию условий для внедрения инновационных методик и дисциплин в педагогический процесс;
изучению ресурсов образовательных систем и проектированию программ развития образовательных систем в области музыкального искусства и педагогики;
в области научно-исследовательской деятельности:
выполнению научных исследований в области народно-певческого искусства, педагогики;
использованию ресурсного обеспечения научных исследований, владению основными приемами поиска и научной обработки данных;
оценке научно-практической значимости проведенного исследования и внедрению результатов исследования в своей профессиональной деятельности;
в области организационно-управленческой и менеджерской деятельности:
осуществлению функций руководителя творческого коллектива, структурных подразделений в государственных (муниципальных) органах управления культуры, в организациях и учреждениях культуры (театры, филармонии, концертные организации), в творческих союзах и обществах;
работе с авторами (композиторами, аранжировщиками, инсценировщиками, либреттистами, поэтами);
разработке и реализации творческих проектов (концертов, фестивалей, конкурсов, мастер-классов, юбилейных мероприятий);
административной работе в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования, дополнительного образования детей, в государственных (муниципальных) органах управления культуры, учреждениях культуры;
руководству творческим коллективом;
в области музыкально-просветительской деятельности:
разработке и реализации просветительских проектов в целях популяризации музыкального искусства, культуры и образования в широких слоях общества, в том числе, с использованием возможностей радио, телевидения, интернета;
участию в общественных дискуссиях по вопросам развития музыкального искусства, культуры и образования, осуществлению консультаций при подготовке творческих проектов в области музыкального искусства и культуры.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью и готовностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
способностью и готовностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
способностью и готовностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3);
способностью и готовностью использовать на практике знания и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-4);
способностью и готовностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5);
способностью и готовностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);
способностью и готовностью свободно анализировать исходные данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-7);
способностью и готовностью осуществлять организационно-управленческую работу в организациях и учреждениях культуры и искусств, образовательных учреждениях (ОК-8);
способностью и готовностью аргументированно отстаивать личную позицию в отношении современных процессов в области музыкального искусства и культуры, науки и педагогики, оформлять и представлять результаты выполненной работы (ОК-9);
способностью и готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки и представления информации (ОК-10);
способностью и готовностью использовать современные информационные и коммуникационные технологии в области профессиональной деятельности (ОК-11).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в области музыкально-исполнительской деятельности:
способностью и готовностью осуществлять на высоком художественном и техническом уровне музыкально-исполнительскую деятельность и представлять ее результаты общественности посредством исполнения концертным программ народно-певческого искусства (ПК-1);
способностью и готовностью участвовать в культурной жизни общества, создавая художественно-творческую и образовательную среду (ПК-2);
в области педагогической деятельности:
способностью и готовностью применять основные положения и методы психолого-педагогических наук, использовать их при решении профессиональных задач, анализировать актуальные проблемы и процессы в области музыкального образования (ПК-3);
способностью и готовностью преподавать профильные дисциплины в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования (ПК-4);
способностью и готовностью использовать разнообразные педагогические технологии и методы в области музыкального образования (ПК-5);
в области научно-методической деятельности:
способностью и готовностью разрабатывать учебно-методические комплексы, отдельные методические пособия и материалы в соответствии с профилем преподаваемых предметов для всех форм обучения (ПК-6);
способностью и готовностью разрабатывать новые образовательные программы и дисциплины и создавать условия для их внедрения в практику (ПК-7);
способностью и готовностью проводить мониторинги, организовывать и проводить научно-практические конференции, семинары, мастер-классы (ПК-8);
в области научно-исследовательской деятельности:
способностью и готовностью выполнять научные исследования в области народно-певческого искусства и музыкального образования (ПК-9);
способностью и готовностью руководить отдельными этапами (разделами) научно-исследовательской работы обучающихся, составлять научные тексты на иностранном языке (ПК-10);
способностью и готовностью использовать методологию научно-исследовательской деятельности в области народно-певческого искусства и музыкального образования (ПК-11);
в области организационно-управленческой и менеджерской деятельности:
способностью и готовностью выполнять управленческие функции в государственных (муниципальных) органах управления культуры, в организациях и учреждениях культуры, в творческих союзах и обществах, образовательных учреждениях (ПК-12);
способностью и готовностью разрабатывать перспективные и текущие программы деятельности организаций и учреждений культуры, репертуарные планы, программы фестивалей, творческих конкурсов (ПК-13);
способностью и готовностью осуществлять работу, связанную с организационно-производственной структурой концертных и театральных организаций, различных агентств, а именно: обеспечивать функционирование творческого коллектива, социально-культурное и финансовое планирование, проектирование и маркетинг в концертных организациях (ПК-14);
способностью и готовностью применять знания в области организации менеджмента в сфере культуры, планирования и финансового обеспечения концертной деятельности (ПК-15);
способностью и готовностью осуществлять работу с авторами произведений музыкального искусства и культуры по пропаганде и распространению их продукции, выполнять заказы организаций в области музыкально-исполнительского искусства (ПК-16);
способностью и готовностью применять управленческие технологии информационного маркетинга в сфере музыкального искусства, культуры, образования (ПК-17);
в области музыкально-просветительской деятельности:
способностью и готовностью разрабатывать и реализовывать просветительские проекты в целях популяризации музыкального искусства и культуры в широких слоях общества, в том числе и с использованием возможностей радио, телевидения, интернета (ПК-18);
способностью и готовностью участвовать в общественных дискуссиях по вопросам развития музыкального искусства, культуры и образования, осуществлять связь со средствами массовой информации, организовывать пресс-конференции, другие акции (ПК-19).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры
6.1. ООП магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, позволяет обучающемуся получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2
Структура ООП магистратуры
Код УЦ ООП |
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения |
Трудоемкость (зачетные единицы)* |
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий |
Коды формируемых компетенций |
М.1 |
Общенаучный цикл |
20 - 30 |
|
|
Базовая часть |
7 - 10 |
|
|
|
В результате освоения дисциплин базовой части модуля обучающийся должен: знать: методологические подходы к историческим и теоретическим исследованиям в сфере искусства и культуры; современные проблемы искусствоведения и музыкального искусства; основные закономерности развития искусства в контексте мирового культурного процесса; философские аспекты познания закономерностей научного и художественного творчества; иностранный язык в объеме, достаточном для бытового и профессионального общения; уметь: оперировать основными знаниями в области истории искусства и мировой культуры на основе их критического осмысления; применять методы научного исследования явлений искусства и культуры; формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской, педагогической, музыкально-просветительской деятельности, выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования, обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом современных научных данных; свободно вести на иностранном языке беседу-диалог с носителем языка по проблемам искусствознания, читать литературу по специальности, переводить тексты по специальности без словаря, составлять научные тексты на иностранном языке; совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень в профессиональной сфере; осуществлять комплексное научное исследование; владеть: навыками критического осмысления явлений искусства и культурных событий; методологией ведения научных исследований в области музыкального искусства, культуры и педагогики; профессиональной культурой изложения материала и навыками научной полемики; проблематикой и методологией в области музыкальной науки и педагогики на уровне требований программы соответствующего вступительного экзамена в аспирантуру; одним из иностранных языков на уровне требований вступительного экзамена в аспирантуру; знаниями в области философских наук на уровне требований соответствующего приемного экзамена в аспирантуру; методами научного исследования, инновационными технологиями и методами выявления проблем в профессиональной сфере. |
|
Философия науки и искусства
Иностранный язык |
||
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
13 - 20 |
|
|
М.2 |
Профессиональный цикл |
40 - 30 |
|
|
Базовая часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: |
13 - 10 |
Теория и история фольклористики |
||
знать: репертуар народно-певческих творческих коллективов, специальную литературу по вопросам народно-певческого искусства и исполнительской интерпретации, методику анализа партитур; уметь: достигать высоких художественных результатов при исполнении народно-песенных и авторских музыкальных произведений; грамотно разбирать, свободно читать с листа партитуры согласно жанровым чертам и стилевым традициям; владеть: на высоком уровне художественной интерпретацией песенного фольклора, навыками творческого-сотрудничества руководителя с режиссёром, балетмейстером, руководителем инструментальной группы, певцами-солистами. |
|
Вокальный ансамбль
Методика преподавания профессиональных дисциплин |
|
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
27 - 20 |
|
|
|
М.3 |
Практики и научно-исследовательская работа (практические умения и навыки определяются ООП вуза) |
57 |
|
|
М.4 |
Итоговая государственная аттестация |
3 |
|
|
|
Общая трудоемкость основной образовательной программы |
120 |
|
|
* Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки магистров
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития искусства, культуры, науки, техники, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Для обеспечения специальных дисциплин профессионального цикла и практики высшее учебное заведение должно обеспечивать подготовку обучающихся на базе учебных творческих коллективов, сформированных из обучающихся по профилю подготовки "Хоровое народное пение", не менее чем на 90 процентов.
7.4. При реализации ООП магистратуры вуз обязан планировать работу концертмейстеров по предмету "вокальный ансамбль" из расчета 100 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия. При введении вузом предмета "хоровой класс" работа концертмейстеров планируется из расчета 100 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
7.5. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (творческих форм проведения занятий по исполнительским дисциплинам, репетиционных занятий, семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, деловых и ролевых игр, групповых дискуссий, разбор результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских конференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Основными активными формами обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (музыкально-исполнительская, педагогическая, научно-методическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая и менеджерская, музыкально-просветительская), для ООП магистратуры являются семинар, индивидуальные занятия по исполнительским дисциплинам, репетиционные занятия по подготовке концертных программ, продолжающиеся на регулярной основе в течение всего периода обучения.
К участию в семинарах, репетициях и творческих выступлениях привлекаются ведущие исследователи, специалисты-практики, деятели искусства и культуры, которые могут корректировать индивидуальные учебные планы магистра.
В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, учреждений культуры, средств массовых коммуникаций, государственных и общественных организаций, мастер-классы специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 50 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 35 процентов аудиторных занятий.
7.6. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.7. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.8. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.9. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 36 академических часов.
7.10. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.11. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.12. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.13. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.14. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки творческой (музыкально-исполнительской, научно-исследовательской, организационно-управленческой и менеджерской деятельности, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий, анализ деловых ситуаций, проведение ролевых игр, проведение мастер-классов специалистами вуза и других учреждений искусства и культуры), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных и творческих школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС.
7.15. ООП магистратуры вуза должна включать практические занятия по следующим дисциплинам:
иностранный язык;
теория и история фольклористики;
вокальный ансамбль;
методика преподавания профессиональных дисциплин;
практика и научно-исследовательская работа,
в том числе, по дисциплинам, предполагающим в соответствии с профильной направленностью ООП работу с учебными творческими коллективами в рамках музыкально-исполнительской практики.
7.16. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины;
при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин и их влиянию на будущий профиль подготовки;
при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на зачет освоенных ранее дисциплин на основе аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.17. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся и непосредственно обеспечивающих подготовку и защиту выпускной квалификационной работы.
При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная, которые могут включать педагогическую, музыкально-исполнительскую, фольклорно-этнографическую и научно-исследовательскую практики.
Конкретные виды практик определяются профильной направленностью ООП магистратуры. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в структурных подразделениях, на кафедрах вуза, на базе учебно-творческих коллективов вуза в соответствии с профильной направленностью ООП, а также в сторонних организациях (образовательных учреждениях, учреждениях культуры, социально-культурных организациях, предприятиях, НИИ, фирмах), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля музыкально-исполнительской практики обучающихся:
планирование музыкально-исполнительской работы, включающее в себя выстраивание тематики, драматургии, концепции выполнения творческого проекта;
практическая подготовка и выполнение творческого проекта;
публичная презентация выполненной работы.
В процессе выполнения музыкально-исполнительской практики и в ходе ее презентации в учебных структурах вуза с привлечением работодателей должно проводиться широкое обсуждение результатов, достигнутых обучающимся. Необходимо также дать оценку компетенциям, связанным с формированием у обучающегося достаточного уровня профессиональной этики и культуры.
Педагогическая практика проводится с обучающимися младших курсов как в активной, так и пассивной формах в самом образовательном учреждении или в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, реализующих профильные образовательные программы уровня бакалавриата.
Фольклорно-этнографическая практика проводится после первого года обучения не менее двух недель.
7.18. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами определяются виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся.
Вузами могут предусматриваться следующие виды, а также этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:
планирование научно-исследовательской работы, включающее в себя ознакомление с имеющимися исследовательскими работами в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;
проведение научно-исследовательской работы;
составление отчета о научно-исследовательской работе;
публичная защита выполненной работы.
7.19. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, ученую степень или звание, а также опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися художественно-творческой, научно-методической или научной деятельностью.
К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены преподаватели из числа руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательской работе обучающихся, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности), или ученое звание профессора должны иметь не менее 20 процентов преподавателей.
Общее руководство ООП магистратуры должно осуществляться, как правило, штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее пяти лет. По решению ученого совета вуза руководство ООП магистратуры может осуществляться кандидатом наук, имеющим ученое звание доцента.
Для штатного научно-педагогического работника вуза допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя или внешнего совместителя - не более одной ООП магистратуры.
Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. В зависимости от профиля ООП допускается одновременное руководство до десяти магистров# .
К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие в соответствующей профессиональной сфере государственные почетные звания Российской Федерации (Народный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Заслуженный артист Российской Федерации, Заслуженный работник культуры Российской Федерации), лауреаты государственных премий по профилю профессиональной деятельности. К имеющим ученую степень доктора наук приравниваются лица, получившие почетные звания (Народный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации) и лауреаты государственных премий. К имеющим ученую степень кандидата наук приравниваются лица, получившие почетное звание Заслуженный артист Российской Федерации, а также, в качестве исключения - Заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести активную художественно-творческую деятельность в профильном виде искусства, участвовать в творческих (исследовательских) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.
7.20. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам ООП.
Содержание каждой из таких учебных дисциплин должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние десять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 50 обучающихся, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений, аудио, видеофондами, мультимедийными материалами согласно профильной направленности ООП. Вуз должен иметь фонд этнографического материала.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете один-два экземпляра на каждые 20 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда или электронным базам периодических изданий, соответствующих профессиональному циклу.
7.21. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП по направлению подготовки 073700 Искусство народного пения утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.
Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения***.
7.22. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической (музыкально-исполнительской и педагогической), научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
большой концертный зал (не менее 300 посадочных мест, с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием), малый концертный зал (не менее 50 посадочных мест, с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием), библиотеку, читальный зал, лингафонный кабинет, помещения, соответствующие профилю подготовки магистров, для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека, просмотровый видеозал), учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий, учебные аудитории для занятий хореографией со специализированным оборудованием (зеркалами, хореографическими станками, звукотехническим оборудованием) и необходимым для постановки театрализованных представлений реквизитом; для проведения занятий по предметам профессионального цикла вуз должен быть обеспечен роялями; для обеспечения дисциплин профессионального цикла и практики в вузе должен быть учебный творческий коллектив, обеспеченный комплектами народных инструментов и народными костюмами.
Высшее учебное заведение должно обеспечивать обучающихся народными костюмами и танцевальной обувью для концертных выступлений, экзаменов и зачетов. Народные костюмы могут изготавливаться обучающимися самостоятельно в рамках учебных занятий, предусмотренных учебным планом вуза, в этом случае расходные материалы для изготовления костюмов приобретает вуз.
Вуз должен располагать специальной аудиторией, оборудованной персональными компьютерами и соответствующим программным обеспечением для расшифровки этнографического материала.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин в объеме не менее двух часов на человека в неделю.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
В вузе должны быть обеспечены условия для содержания и профилактического обслуживания учебного оборудования, в том числе ремонта музыкальных инструментов.
VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ магистратуры
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общенаучных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.
При проектировании индивидуальных оценочных средств должны использоваться групповые оценочные средства и взаимооценки: рецензирование и оценка обучающимися работ друг друга; оппонирование обучающимися рефератов, проектов, дипломных, исследовательских и художественно-творческих работ; экспертные оценки группами, состоящими из обучающихся, преподавателей и работодателей.
8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы преподавателей.
8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных образовательных учреждений, художественно-творческих организаций и объединений, предприятий, научно-исследовательских институтов, органов управления культуры), преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.
Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза.
8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.
Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде художественно-творческого проекта или магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида или видов деятельности, к которым готовится магистр.
Тематика выпускной квалификационной работы должна быть направлена на решение профессиональных задач в области истории, теории и практики народно-певческого искусства и педагогики.
При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать результаты творческой (музыкально-исполнительской) работы, а также свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.
______________________________
* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
** Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).
*** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 июля 2011 г. N 2100 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.