Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства
здравоохранения и социального развития РФ
от 11 августа 2011 г. N 908
Программа
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента на период до 2012 года
Программа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента на период до 2012 года разработана в целях реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Совета Федерации Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах от 29 июня 2010 г. и распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р.
I. Необходимость разработки и реализации Программы
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 "Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации" за Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Министерство) закреплены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств, социального развития, труда и защиты прав потребителей.
Исходя из посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, в целях реализации функций Министерства определены следующие цели и задачи Министерства на 2011 - 2012 годы:
1. Повышение уровня и качества жизни населения, включая:
- повышение материального уровня жизни населения;
- улучшение здоровья и формирование здорового образа жизни;
- обеспечение эффективного функционирования системы социальных гарантий (социальной защиты);
2. Обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития, в части обеспечения эффективной занятости населения и удовлетворения потребностей экономики в трудовых ресурсах.
Кроме того, Министерство участвует в достижении следующих стратегических целей страны:
- повышение эффективности государственного управления (повышение результативности деятельности органов исполнительной власти и повышение использования эффективности бюджетных средств; комплексное внедрение информационных технологий в сферу государственного управления, позволяющее преодолевать ведомственную информационную разобщенность и обеспечивать согласованное и последовательное выполнение ведомствами соответствующих проектов);
- удовлетворение потребностей граждан в образовании (в части медицинского и фармацевтического образования);
- развитие научного, технического и технологического потенциала и развитие национальной инновационной системы (в части медицинской науки);
- развитие потенциала международных связей;
- обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития, в части содействия развитию малого и среднего предпринимательства в здравоохранении и сфере социальных услуг.
С учетом задач, поставленных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, а также важнейших решений, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, главными направлениями работы в сфере ведения Министерства в предстоящий период планируются:
- решение демографических проблем на основе повышения рождаемости и сокращения смертности;
- содействие росту заработной платы работников;
- повышение материального уровня жизни пенсионеров;
- повышение доступности и качества медицинской помощи, в том числе лекарственного обеспечения, в первую очередь на основе реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- формирование здорового образа жизни;
- повышение эффективности функционирования государственного сектора социального обслуживания населения;
- улучшение положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- повышение качества и увеличение объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов;
- содействие развитию некоммерческих организаций и благотворительности, направленных на поддержку населения, нуждающегося в социальной помощи;
- реализация мер по совершенствованию профессиональной переподготовки и повышения квалификации граждан, ищущих работу;
- создание условий для повышения территориальной мобильности населения.
3. Развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания.
Обеспечение повышения качества образования и его сопряженности с модернизацией экономики, удовлетворения потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах не только с высшим профессиональным образованием, но и со средним и начальным профессиональным образованием.
Обеспечение реализации в рамках соответствующих государственных программ национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", развитие федеральных университетов и национальных исследовательских университетов, а также закрепление положительных результатов демографической политики.
Обеспечение реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, развитие массовой физической культуры и спорта.
Осуществление мероприятий по обеспечению комплексной безопасности социальных объектов, прежде всего организаций, предоставляющих услуги детям, включая вывод школьных зданий из аварийного состояния, и престарелым гражданам, а также обеспечение полноценного доступа инвалидов к объектам и услугам социальной сферы.
Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с положительными тенденциями в экономике и социальной сфере, связанными с восстановлением внутреннего спроса в посткризисный период, мерами социальной направленности, прежде всего с увеличением занятости населения, будут способствовать решению главной задачи - последовательного повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения достойных условий для жизни людей и развития социального государства.
Для выполнения поставленных целей и задач Министерству из федерального бюджета выделяются ассигнования в объемах:
2011 год - 308 378,7 млн. руб.;
2012 год - 321 456,7 млн. руб.
Распределение расходов по направлениям деятельности Министерства обусловлено приоритетными мероприятиями и целевыми показателями.
Общими принципами распределения расходов по направлениям деятельности является обеспечение и повышение эффективности предоставления государственных услуг в сфере здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Распределение бюджета Министерства по целям, задачам и программам осуществляется на основании определенных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации приоритетных направлений развития государства.
Бюджет за 2010 г. исполнен на 97,1%. В целях эффективного расходования средств федерального бюджета, выделенных в 2010 году Министерством более 9,0 млрд. рублей возвращено в доход федерального бюджета по результатам размещения заказов.
Министерство ставит задачу перехода в условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля.
Контроль за целевым расходованием бюджетных средств сопровождается содержательным анализом достигнутых результатов.
Министерством обеспечиваются кардинальное повышение качества предоставляемых населению государственных услуг в сфере здравоохранения и социальной сфере, модернизация сети оказания услуг за счет бюджетных средств.
Переход к бюджетному планированию основан на консервативном варианте прогноза.
Бюджетная политика на 2011 - 2012 годы как составная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.
Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.
II. Цели и задачи
1. Оптимизация расходных обязательств
В качестве основных целей Министерства на 2011 - 2012 годы определены цели по введению четких правил оценки объема действующих расходных обязательств и процедуры принятия новых расходных обязательств, предусмотривающие повышение ответственности за достоверность их финансово-экономических обоснований.
Каждое предлагаемое к реализации Министерством новое решение должно быть проанализировано с точки зрения возможностей его финансового обеспечения и вклада в достижение стратегических целей развития страны.
Важнейшим элементом повышения эффективности бюджетных расходов на реализацию государственных программ является мониторинг соответствия правовых оснований, объема и структуры расходных обязательств Российской Федерации.
2. Внедрение программно-целевых методов государственного управления
В рамках Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, начиная с 2012 года предполагается перейти к программно-целевому принципу планирования бюджетных ассигнований.
Министерство осуществляет реализацию комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности системы управления в сфере здравоохранения и социального обеспечения населения, в основу которых положены программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 N 1950-р утвержден перечень государственных программ Российской Федерации с конкретными ответственными исполнителями и соисполнителями.
Министерство определено ответственным исполнителем по реализации пяти государственных программ: "Развитие здравоохранения", "Социальная поддержка граждан", "Доступная среда на 2011 - 2015 годы", "Развитие пенсионной системы", "Содействие занятости населения" и соисполнителем еще тринадцати государственных программ: "Развитие образования", "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России", "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", "Противодействие незаконному обороту наркотиков", "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", "Развитие науки и технологий", "Экономическое развитие и инновационная экономика", "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности", "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", "Обеспечение обороноспособности страны", "Региональная политика и федеративные отношения", "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", "Развитие Северо-Кавказского федерального округа".
Важнейшим элементом повышения эффективности бюджетных расходов на реализацию государственных программ является дальнейшая реорганизация федеральных государственных учреждений, а также передача федеральных бюджетных учреждений и отдельных полномочий Российской Федерации на региональный уровень.
3. Повышение качества и эффективности исполнения государственных функций
Важным показателем эффективного расходования бюджетных ассигнований является структура расходной части бюджета. Основная доля расходов Министерства приходится на здравоохранение - 51,6%, на предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации - 38,4%, расходы на социальную политику составляют - 2,4%, на образование и науку - 7,0%.
Министерством поставлена задача повышения эффективности использования государственных инвестиций. Наряду с задачами, за решение которых отвечает государство, государственные инвестиции должны стать катализатором для вложения средств частного сектора в сферы и проекты, где одновременно с использованием бюджетных средств возможно и целесообразно привлечение внебюджетных ресурсов. При этом стоит более интенсивно использовать механизмы государственно-частного партнерства.
4. Повышение эффективности управления государственным имуществом
С целью повышения эффективности управления государственным имуществом Министерство проводит анализ соответствия переданного федерального имущества, в том числе земельных участков, предметам, целям и результатам деятельности организации и подготовку предложений по оптимизации и повышению эффективности использования указанного имущества, посредством:
- передачи излишнего, неэффективно используемого федерального имущества субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям (в том числе объектов жилищного фонда и иного имущества, необходимого для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения);
- отчуждения из государственной собственности (приватизация федеральных государственных унитарных предприятий);
- списания в случае признания непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа.
Министерством также проводится анализ эффективности осуществления полномочий собственника (учредителя), включая анализ соотношения площади земельных участков и площади зданий, а также занимаемых площадей в расчете на одного сотрудника Минздравсоцразвития России, с целью подготовки предложений по совершенствованию данных полномочий.
5. Повышение качества и эффективности оказания государственных услуг (выполнения работ)
Общими принципами распределения расходов по направлениям деятельности является обеспечение и повышение эффективности предоставления государственных услуг в сфере здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов.
На повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг нацелены изменения в правовом положении государственных и муниципальных учреждений.
Расходование средств федерального бюджета на обеспечение деятельности учреждений здравоохранения в зависимости от результатов их работы.
6. Оптимизация численности и совершенствование системы материального стимулирования федеральных государственных служащих
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1657 "Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов" и решением Правительства Российской Федерации принято решение о сокращении численности органов исполнительной власти.
Министерством подготовлены предложения о сокращении 200,0 единиц (не менее 20%) от общей численности федеральных государственных гражданских служащих по Министерству за 3 года.
При этом высвобождаются в результате сокращения численности бюджетные ассигнования в следующем объеме:
2011 год - 14,7 млн. руб.;
2012 год - 29,4 млн. руб.
Экономия средств (50%) будет направляться на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих.
7. Оптимизация государственных закупок
Министерством реализуются и планируются к реализации в дальнейшем такие мероприятия по оптимизации государственных закупок, как:
- совершенствование системы планирования государственных закупок, в том числе формирование плана государственных закупок, а также планов закупок федеральных бюджетных и автономных учреждений;
- использование электронных аукционов при размещении заказов на приобретение товаров, работ и услуг;
- внедрение типовых форм документов по размещению заказов на приобретение товаров (работ, услуг) и типовых форм государственных контрактов;
- внедрение порядка формирования начальных цен на закупаемые для государственных нужд товары, работы, услуги;
- осуществление контроля за выполнением плановых показателей по государственным закупкам, эффективностью размещения заказов и своевременным исполнением контрактных обязательств;
- контроль использования результатов НИОКР, проводимых в интересах Министерства.
8. Повышение энергетической эффективности
Министерством реализуются следующие мероприятия по повышению энергетической эффективности:
обеспечение закупки наиболее энергоэффективных товаров для федеральных государственных нужд;
- меры по сокращению потребления каждого энергоресурса более чем на 3 процента по отношению к уровню 2009 года в течение 5 лет, начиная с 1 января 2010 г.;
- заключение контрактов на оказание энергосервисных услуг;
- проведение энергетических обследований;
- осуществление типовых мероприятий в области повышения энергоэффективности, определенных по результатам энергетических обследований;
- разработка программы по утилизации энергоэффективных товаров;
иные мероприятия по повышению энергетической эффективности.
9. Повышение качества финансового менеджмента
С целью повышения качества финансового менеджмента Министерство является участником мероприятий по разработке и совершенствованию правовых актов, регулирующих подготовку бюджетных проектировок, обоснований бюджетных ассигнований, совершенствование ведения реестра расходных обязательств.
10. Создание и совершенствование процедур внутреннего контроля, иные мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов
Повышение эффективности контроля расходования бюджетных средств планируется осуществить путем включения мероприятий по разработке и утверждению порядка осуществления внутреннего контроля, проведения мониторинга качества финансового менеджмента подведомственных учреждений, реализации положений учетной политики.
В 2011 году Министерством продолжена работа по приоритетному развитию федеральных государственных учреждений и их участию в реализации региональных программ развития здравоохранения, а также программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.