Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Методические рекомендации по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза

Приложение
к постановлению Исполкома ФНПР
от 26 сентября 2007 г. N 4-6

 

Методические рекомендации
по организации наблюдения* (контроля)** за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по организации контроля уполномоченными по охране труда Профсоюза за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, одобренные постановлением Президиума Центрального комитета Профессионального союза работников здравоохранения РФ от 6 мая 2019 г. N 14-94

Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 3.1 Типового положения об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза, утвержденного постановлением Исполкома ФНПР от 18 октября 2006 года N 4-3, для оказания помощи выборному профсоюзному органу, уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профессиональных союзов (далее - уполномоченные) по организации и проведению наблюдения за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.

При разработке Методических рекомендаций использованы принципы, заложенные в системе контроля безопасности труда "Элмери", положительно зарекомендовавшей себя на машиностроительных и других предприятиях Финляндии. Учтен также опыт ряда предприятий Республики Карелия (ОАО "Онежский тракторный завод" г. Петрозаводск, шведско-финское предприятие ООО "АЕК" г. Костомукша и др.) по внедрению системы контроля за безопасностью труда "Элмери".

На основе настоящих Методических рекомендаций общероссийские (межрегиональные) профсоюзы могут разрабатывать свои рекомендации с учетом специфики и особенностей видов экономической деятельности.

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящие Методические рекомендации устанавливают порядок организации работы по наблюдению за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, а также порядок оформления и использования результатов субъективных наблюдений в организациях.

1.2. Наблюдение может являться составной частью трехступенчатого контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочем месте.

1.3. Наблюдением рекомендуется охватывать основные составляющие безопасности труда: использование средств индивидуальной и коллективной защиты, безопасность при работе с техникой, оборудованием и инструментами, факторы производственной среды, содержание территории, проходов и проездов, возможности для спасения и оказание первой помощи пострадавшим.

При этом объектами наблюдения должны быть: производственный (технологический, образовательный) процесс, машины и оборудование, порядок и чистота на рабочем месте, окружающая среда, эргономика, проходы и проезды, наличие средств для спасения и оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве.

1.4. Наблюдение за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах предусматривает следующие цели:

выявление опасных факторов и рисков, нарушений требований инструкций и правил по охране труда;

доведение информации до работников о существующем риске повреждения здоровья и необходимости принятия мер по защите от вредных и (или) опасных производственных факторов;

снижение количества производственных рисков, способствующих возникновению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

формирование предложений в план мероприятий по улучшению условий и охраны труда в структурном подразделении, организации.

1.5. Оценка уровня вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте в процессе наблюдения осуществляется уполномоченным субъективно (по мнению наблюдателя).

1.6. Уполномоченные могут осуществлять свою деятельность по наблюдению за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах во взаимодействии с руководителями и иными должностными лицами организации (структурного подразделения), службой охраны труда и другими службами.

 

2. Подготовка к проведению наблюдений на рабочих местах

 

2.1. Наблюдение за состоянием условий и охраны труда в организации, устанавливается совместным решением (постановлением) выборного профсоюзного органа первичной профсоюзной организации и работодателя (его представителя), в соответствии с которым определяется необходимый объем рабочих мест, подлежащих наблюдению.

2.2. Методическое руководство и контроль за организацией и проведением наблюдения на всех этапах осуществляется выборным профсоюзным органом, старшим уполномоченным по охране труда организации, службой охраны труда.

2.3. Критерии оценки состояния условий и охраны труда на рабочих местах устанавливаются в порядке изложенном в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

2.4. Для проведения наблюдений формируется справочно-методическая база (технические паспорта оборудования, рекомендации, инструкция по наблюдению, карты наблюдений и др.).

2.5. Участникам проведения наблюдения за рабочими местами рекомендуется пройти обучение с учетом настоящих Методических рекомендаций, а также специфики и особенностей вида экономической деятельности организации.

Технические инспекторы труда профессиональных (межрегиональных) союзов, территориальных объединений организаций профсоюзов участвуют в обучении уполномоченных и оказывают им методическую помощь в проведении наблюдения за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.

2.6. Для наблюдения рекомендуется, выбирать рабочие места таким образом, чтобы получить максимально достоверное представление об уровне безопасности труда в структурном подразделении. С этой целью необходимо охватывать наблюдением достаточное количество рабочих мест, представляющих разнообразные виды выполняемых работ.

Если же все рабочие места не могут быть охвачены наблюдением, то делается выборка, которая охватывает виды работ с наиболее высоким уровнем профессиональных рисков в структурном подразделении.

2.7. Для оценки рабочего места определяются его границы, примыкающие к рабочему месту, маршруты движения, а также возможные варианты для спасения и оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

Границу следует определять таким образом, чтобы рабочее место и прилегающее пространство можно было наблюдать с одной точки или небольшой площади.

Например, можно ограничить пространство, которое образуют находящиеся на рабочем месте станок, верстак и примыкающий к рабочему месту стеллаж. Дополнительно к выше перечисленному необходимо определить, какие станки и устройства (например, станки, сварочные аппараты и т.п.) относятся к оцениваемой площади.

2.8. Периодичность наблюдений в структурном подразделении устанавливается совместно с ее руководителем, специалистом службы охраны труда и учетом возможностей уполномоченного провести обследование и заполнить карты наблюдений по рабочим местам на участке в течение месяца (квартала).

 

3. Проведение наблюдений на рабочих местах

 

3.1. Оценка состояния рабочего места производится на выбранном рабочем месте, а запись результатов субъективных наблюдений осуществляется в соответствующих строках и графах карты наблюдений по принципу "хорошо" или "+" "/"плохо" или " - " (приложение N 2).

3.2. При заполнении карты наблюдений необходимо руководствоваться Инструкцией по наблюдению (приложение N 3).

Состояние объекта наблюдения (пункт) признается "хорошим", если он отвечает минимальному уровню (по мнению наблюдателя) требований безопасности. Если состояние объекта не соответствует требованиям охраны труда, то ставится отметка "плохо".

Если по какой-либо причине нет возможности оценить данный показатель или методом наблюдения его нельзя определить, то в соответствующей графе карты наблюдений указывается отметка "отсутствует" или "0".

По замеченным недостаткам, при необходимости, можно сразу сделать необходимые записи, так как позже трудно вспомнить, какого показателя касались отметки "минус".

Отметки по безопасности при работе на оборудовании ставятся отдельно по каждому станку (устройству), который находится на рабочем месте, таким образом в каждой графе может быть несколько отметок.

3.3. По нарушениям требований охраны труда, не терпящим отлагательства, уполномоченным вносятся руководителю подразделения по установленной форме предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

3.4. С учетом требований п. 2.7 уполномоченным заполняется карта по одному рабочему месту, после чего можно перейти к следующему рабочему месту. При определенном опыте, уполномоченный затрачивает на обследование одного рабочего места до 10 - 15 минут.

3.5. Карта наблюдений оформляется на каждое рабочее место, подлежащее обследованию.

После оценки производится подсчет пунктов "хорошо" и "плохо" и выводится коэффициент безопасности, характеризующий уровень безопасности наблюдаемого рабочего места (рабочей зоны).

Коэффициент безопасности (Кб) рассчитывается по формуле:

 

 

3.6. Для получения достоверной информации (результата) о состоянии условий и охраны труда оценку следует производить, как минимум, на 5 - 8 рабочих местах.

3.7. На основании данных наблюдений уполномоченным оформляется протокол результатов наблюдения по каждому рабочему месту (приложение N 4).

3.8. При наличии непосредственной угрозы жизни и здоровью работника, выявленной при обследовании рабочих мест, уполномоченный информирует непосредственного руководителя работ, старшего уполномоченного об имеющейся опасности и вносит предложение о приостановке работы на опасном участке.

3.9. Заполненные карты наблюдений уполномоченным передаются в службу охраны труда, где специалистами этой службы методом суммирования данных по всем рабочим местам, определяется уровень безопасности в структурном подразделении.

3.10. Регулярное проведение обследований позволяет наблюдать изменение уровня безопасности труда в динамике. При нормально налаженной системе информации, например, с использованием стендов "Охрана труда", каждый работник имеет возможность видеть, как меняется уровень безопасности на его рабочем месте.

 

4. Реализация результатов наблюдения

 

4.1. По результатам проведенных уполномоченными наблюдений службой охраны труда осуществляется прогнозирование возможных причин травм и путей улучшения состояния условий труда.

4.2. Мероприятия по устранению нарушений требований охраны труда, связанные с затратами финансовых средств и (или) требующие времени для приведения их в соответствие требованиям охраны труда, вносятся выборным профсоюзным органом в план мероприятий (соглашение) по улучшению условий и охраны труда в организации с указанием сроков, источников финансирования и ответственных лиц.

При этом важно, чтобы рекомендованные мероприятия включались в финансово-хозяйственный план организации на очередной год до его принятия.

4.3. Уполномоченный осуществляет контроль за своевременным выполнением мероприятий, включенных в годовой план по улучшению условий и охраны труда по конкретному подразделению.

4.4 Служба охраны труда, уполномоченный информируют работников подразделения о состоянии условий и охраны труда в подразделении и на рабочих местах, а также об устранении нарушений требований охраны труда, выявленных на рабочих местах в процессе наблюдений.

Информацию о принятых мерах по результатам наблюдений рекомендуется вывешивать на стенде "Охрана труда" или информационных стендах на участке, в подразделении, организации.

4.5. Результаты наблюдений могут быть использованы при разработке локальных нормативных актов организации, связанных с выплатой работникам стимулирующих надбавок в зависимости от уровня безопасности в подразделении и организации в целом.

 

______________________________

* ГОСТ 12.0.230.2007 ССБТ. Система управления охраной труда. Общие требования.

Наблюдение за производственной средой: Определение и оценка факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут оказывать воздействие на здоровье работников.

** далее - наблюдение.