Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 073507 Дирижирование военным духовым оркестром
(квалификация (степень) "специалист")
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 5 июля 2011 г. N 2101)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалиста по направлению подготовки (специальности) 073507 Дирижирование военным духовым оркестром образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО |
- высшее профессиональное образование; |
ООП |
- основная образовательная программа; |
ОК |
- общекультурные компетенции; |
ПК |
- профессиональные компетенции; |
ПСК |
- профессионально-специализированные компетенции; |
УЦ ООП |
- учебный цикл основной образовательной программы; |
ФГОС ВПО |
- федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. |
III. Характеристика направления подготовки (специальности)
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
Наименование ООП |
Квалификация (степень) |
Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой государственной аттестации |
Трудоемкость (в зачетных единицах) |
|
Код в соответствии с принятой классификацией ООП |
Наименование |
|||
ООП подготовки специалиста |
65 |
специалист |
5 лет |
300* |
______________________________
* Трудоемкость ООП по очной форме обучения в среднем за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) форме, а также в случае сочетания различных форм получения образования при реализации ООП подготовки специалиста могут увеличиваться на 1 год, по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
IV. Характеристика профессиональной деятельности специалистов
4.1. Область профессиональной деятельности специалистов включает:
музыкальное искусство, связанное с обеспечением служебной деятельности и досуга военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах;
деятельность штатных военных духовых оркестров и концертных ансамблей Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах;
дирижёрское исполнительство (дирижирование произведений концертного и служебно-строевого репертуара);
музыкальную педагогику;
просветительскую и культурную деятельность в сфере музыкального искусства.
4.2. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются:
органы управления военно-оркестровыми службами Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах;
штатные военные духовые оркестры и концертные ансамбли Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах;
музыкальные произведения, исполняемые штатными военными духовыми оркестрами и концертными ансамблями Вооруженных Сил Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах;
военные образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования;
авторы-создатели произведений музыкального искусства;
учреждения культуры (филармонии, концертные залы, звукозаписывающие студии);
слушательская и зрительская аудитории (военнослужащие и гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах).
4.3. Специалист по направлению подготовки (специальности) 073507 Дирижирование военным духовым оркестром готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
организационно-управленческой;
художественно-творческой;
педагогической.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Специалист по направлению подготовки (специальности) 073507 Дирижирование военным духовым оркестром должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
в области организационно-управленческой деятельности:
организация деятельности военно-оркестровой службы;
командование военным духовым оркестром, поддержание боевой готовности подразделения, принятие управленческих решений;
обеспечение безопасности военной службы при проведении занятий по боевой подготовке, при выполнении иных задач в повседневной деятельности;
организация учебных занятий, репетиционного процесса и концертной деятельности военного духового оркестра;
в области художественно-творческой деятельности:
дирижирование военным духовым оркестром, концертным ансамблем или хоровым коллективом в процессе концертных выступлений;
художественно обоснованный подбор репертуара военного духового оркестра, формирование концертных программ, выстраивание драматургии концертных представлений;
выполнение инструментовок, аранжировок, обработок, переложений для военного духового оркестра, эстрадных оркестров (ансамблей);
в области педагогической деятельности:
проведение учебных занятий по боевой и специальной подготовке в военном духовом оркестре;
участие в военно-патриотическом воспитании военнослужащих и гражданского населения;
разработка и реализация просветительских проектов в сфере культуры и музыкального искусства.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);
способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе этических, морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики (ОК-2);
способностью анализировать социально значимые явления и процессы, в том числе политического и экономического характера, мировоззренческие и философские проблемы, применять основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-3);
способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, определять характерные черты и специфику социальной и политической организации общества, роль личности в истории, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-4);
способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цели и смысл государственной службы, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области военно-оркестровой службы (ОК-5);
способностью организовывать и возглавлять работу коллектива, в качестве руководителя формировать цели его деятельности, принимать организационно-управленческие решения, в том числе в ситуациях риска, проявлять инициативу, брать на себя всю полноту ответственности, готовностью к кооперации с коллегами, применению методов конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-6);
способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на русском языке, редактировать тексты профессионального назначения, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии (ОК-7);
способностью к письменной и устной деловой коммуникации, к чтению и переводу текстов по профессиональной тематике на одном из иностранных языков (ОК-8);
способностью к логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке профессиональных и творческих задач и выбору путей их достижения (ОК-9);
способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций, изменения вида и характера своей профессиональной деятельности (ОК-10);
способностью к воспитанию и обучению в сфере профессиональной деятельности, применению творческого подхода, инициативы и настойчивости в решении педагогических задач (ОК-11);
способностью самостоятельно применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, достижения и поддержания должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-12).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способностью выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности в сфере музыкального искусства и применять соответствующие знания, навыки и умения для их формализации, анализа и выработки решения (ПК-1);
способностью формировать целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в военной сфере, принимать управленческие решения, в том числе в нестандартных ситуациях, и нести за них ответственность, готовностью к организационно-управленческой работе с коллективом (ПК-2);
способностью обобщать и анализировать деятельность командиров по выработке решений на основе военно-исторического опыта (ПК-3);
способностью использовать нормативную правовую базу Российской Федерации, ориентироваться в нормах военного и международного права, находить нужную правовую информацию и применять ее в практической профессиональной деятельности (ПК-4);
способностью применять основные закономерности взаимодействия биосферы и человека, связанные с глобальными проблемами окружающей среды, а также экологические принципы рационального природопользования в ходе организации служебной деятельности (ПК-5);
способностью обеспечить соблюдение подчиненными требований безопасности в повседневной деятельности (ПК-6);
способностью использовать основные методы защиты подчиненных и гражданского населения от возможных последствий аварий (разрушений), катастроф, стихийных бедствий, а также в условиях применения ядерного, химического, биологического оружия (ПК-7);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе по защите государственной тайны (ПК-8);
способностью применять достижения современных информационных технологий для поиска и обработки информации по профилю деятельности в глобальных компьютерных системах, сетях, в библиотечных фондах и в иных источниках информации (ПК-9);
способностью к освоению новых образцов программных, технических средств, информационных технологий и применению инноваций для решения профессиональных задач (ПК-10);
в области организационно-управленческой деятельности:
способностью организовать служебную и художественно-творческую деятельность военного духового оркестра, находить и принимать обоснованные управленческие решения в сфере профессиональной деятельности, обеспечивать их выполнение (ПК-11);
способностью определять главное в работе, определять цели и проявлять настойчивость в их достижении, осуществлять подбор исполнителей и рационально распределять обязанности между ними, контролировать исполнение приказов и распоряжений подчиненными (ПК-12);
способностью обосновывать управленческие решения и управлять социальными процессами в различных условиях воинской деятельности (ПК-13);
способностью производить анализ особенностей деятельности военного духового оркестра и разрабатывать предложения по совершенствованию системы управления военно-оркестровой службой, проектов нормативных документов и методических материалов, регламентирующих работу в сфере профессиональной деятельности (ПК-14);
способностью организовывать общение с представителями средств массовой информации и общественности по вопросам жизнедеятельности военно-оркестровой службы (ПК-15);
в области художественно-творческой деятельности:
способностью проводить творческую работу, направленную на духовное, культурное, военно-патриотическое воспитание военнослужащих и гражданского населения Российской Федерации (ПК-16);
способностью управлять действиями военного оркестра при музыкальном обеспечении воинских ритуалов, общественных, культурно-массовых и спортивных мероприятий (ПК-17);
способностью применять специальные приемы управления военным оркестром при музыкальном обеспечении воинских ритуалов (ПК-18);
способностью создавать и осуществлять публично постановки концертных программ и плац-концертов военного духового оркестра (ПК-19);
способностью профессионально дирижировать военным духовым оркестром при исполнении произведений служебно-строевого, концертного репертуара (ПК-20);
способностью анализировать музыкальную форму и фактуру оркестровых произведений (ПК-21);
способностью исполнять на фортепиано, используя профессионально ориентированные навыки игры, отдельные партии и мелодико-гармоническую основу (комплекс основных голосов) партитуры военного духового оркестра (ПК-22);
способностью представить собственную исполнительскую интерпретацию музыкальных произведений различных эпох, жанров, стилей и реализовать исполнительский замысел в звучании военного духового оркестра в ходе репетиции и публичного исполнения (ПК-23);
способностью инструментовать для военного духового оркестра и аранжировать для эстрадного оркестра (ансамбля) произведения различных жанров, используя художественно-технические возможности духовых инструментов, ударных инструментов, струнных смычковых инструментов, арфы, электронных музыкальных инструментов (ПК-24);
способностью осуществлять переложения фортепианных и симфонических произведений, обрабатывать произведения песенного и танцевального жанров для военного духового оркестра, обрабатывать оркестровое сопровождение солисту-певцу, хору, солисту- инструменталисту (ПК-25);
способностью осуществлять переложения хоровых и вокальных произведений на различные хоровые составы (ПК-26);
способностью свободно применять в ходе инструментовки, аранжировки, обработки, переложения особенности нотации и сведения о транспозиции (ПК-27);
способностью обеспечить разучивание строевых песен и проведение занятий с сигналистами-барабанщиками в воинских подразделениях (ПК-28);
в области педагогической деятельности:
способностью планировать и проводить занятия по боевой и специальной подготовке в военном духовом оркестре (ПК-29);
способностью применять на практике методики обучения и воспитания подчиненных, использовать военно-исторические знания для формирования у подчиненных высоких морально-боевых качеств, привития личному составу чувств патриотизма, верности Конституции Российской Федерации, Военной присяге, воинским традициям и Вооруженным Силам Российской Федерации (ПК-30);
способностью применять культурологические знания в формировании профессиональной и общей культуры военнослужащих (ПК-31);
способностью осуществлять правовое воспитание в подразделении (ПК-32);
способностью использовать результаты психологического анализа индивидуальных личностных особенностей военнослужащих в интересах повышения эффективности деятельности подчинённых, применять формы и методы целенаправленного психолого-педагогического воздействия на формирование личности различных категорий военнослужащих, с учетом их социальных, психологических, возрастных и национальных особенностей, руководить их самовоспитанием и самообразованием (ПК-33);
способностью вести образовательную деятельность в высших, средних специальных учебных заведениях культуры и искусств, учреждениях дополнительного образования, используя знание педагогического репертуара инструментов военного духового оркестра, методики обучения игре на духовых и ударных инструментах, методики преподавания дирижирования, инструментовки, чтения партитур и других специальных музыкальных дисциплин (ПК-34).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста
6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
цикл истории и теории музыкального искусства;
профессиональный цикл
и разделов:
физическая культура (физическая подготовка - для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах);
учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для дальнейшего продолжения обучения по программам послевузовского профессионального образования (аспирантура, адъюнктура).
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История Отечества", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, содержание и результаты освоения данной дисциплины проектируются в интересах военно-профессиональной (служебной) деятельности выпускников.
Таблица 2
Структура ООП подготовки специалиста
Код УЦ ООП |
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения |
Трудоемкость (зачетные единицы)* |
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий |
Коды формируемых компетенций |
С.1 |
Гуманитарный, социальный и экономический цикл |
40 - 45** |
|
|
Базовая часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем, базисные ценности философских учений, законов, категорий и понятий; основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире; основные литературно-языковые и речестилевые нормы, критерии культуры русского речевого общения, языковые средства и структурно-смысловые особенности текстов разных функционально-семантических типов, основные закономерности построения актуальных речевых произведений с точки зрения жанрово-стилистических критериев в устной и письменной форме на русском языке, правила передачи чужой речи, оформления справочно-библиографического аппарата; лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц для общения в бытовой, культурной, военной сферах на иностранном языке; основные направления современной экономической политики России; основные экономические категории и закономерности, методы анализа экономических явлений и процессов, специфические черты функционирования хозяйственной системы на микро- и макроуровнях, основные понятия экономической и финансовой деятельности воинской части и ее структурных подразделений; роль и место культуры в формировании духовно-нравственных качеств военнослужащих и гражданского населения; основы российской правовой системы и законодательства, правового статуса личности, организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации; характеристику основных отраслей российского права, правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, основы законодательного регулирования будущей профессиональной деятельности, основные положения правового регулирования трудовых отношений гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации; предмет, методы и основные категории педагогической и психологической наук, принципы, формы и методы обучения и воспитания, закономерности психического развития человека и формы их особых проявлений в среде военнослужащих, психологические процессы в условиях воинской деятельности; уметь: анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, проводить исторический анализ событий, анализировать и оценивать социальную информацию; анализировать правовые акты и осуществлять правовую оценку информации, используемой в профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав; ориентироваться в нормах военного и международного права, оперативно находить нужную правовую информацию и использовать ее в практической профессиональной деятельности; организовывать и осуществлять правовое воспитание в подразделении; организовывать работу по формированию у военнослужащих необходимых морально-психологических и нравственно-этических качеств, обеспечивающих исполнение ими должностных обязанностей; применять психолого-педагогические знания в практике повседневной профессиональной деятельности, использовать результаты психологического анализа-индивидуальных личностных особенностей военнослужащих и воинского коллектива в интересах повышения эффективности деятельности подчинённых; выявлять источники социального напряжения, социальных конфликтов; читать специальную литературу, поддерживать устно-речевые контакты в ситуациях культурного, общевоенного и профессионального общения, выступать с устным сообщением, вести дискуссию на иностранном языке; обобщать информацию военно-специальных и музыкальных текстов в виде тезисов, реферата, резюме, аннотации на иностранном языке; применять культурологические знания в формировании профессиональной и общей культуры военнослужащих; эффективно использовать социологические и исторические знания в ходе проведения занятий по общественно-государственной подготовке, проведении информирования военнослужащих и мероприятий воспитательной работы в подразделении; строить эффективное общение с представителями средств массовой информации и общественности по вопросам жизнедеятельности подразделения; применять полученные знания для анализа и оценки социально-политических и военно-экономических процессов в Российской Федерации, планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа; владеть: государственным языком Российской Федерации: основными видами речевой деятельности, устной и письменной формами речи в актуальных жанрах общения, а также видами (монолог, диалог, полилог) и типами речи (описание, повествование, рассуждение), участия в дискуссии на русском языке; навыками устного общения (монологического и диалогического) на иностранном языке в бытовой, культурной и профессиональной сферах, навыками чтения публицистической и специальной литературы, навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; навыками поиска нормативной правовой информации, необходимой для профессиональной деятельности; навыками применения форм и методов целенаправленного психолого-педагогического воздействия на военнослужащих по формированию у них профессионально важных качеств личности с учетом их социальных, психологических, возрастных и национальных особенностей; навыками обоснования, выбора, реализации и контроля результатов управленческого решения. |
25 - 30** |
История Отечества
Философия,
Иностранный язык,
Культурология
Экономика
Правоведение
Педагогика и психология
Социология
Русский язык и культура речи |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
5 - 15 |
|
|
|
С.2 |
Цикл истории и теории музыкального искусства |
70 - 80 |
|
|
Базовая часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные приемы ладотональной настройки, приемы и последовательность записи музыкальных диктантов, исполненных на фортепиано, а также духовыми инструментами, правила и особенности интонирования диатонических и альтерированных ступеней лада; аккордовые средства классической гармонии, закономерности построения гармонической последовательности, нормы голосоведения, способы модулирования, типы фактурной разработки гомофонной гармонии; виды и разновидности полифонического многоголосия, главные принципы полифонического мышления, ведущие приемы и средства полифонического развития, ведущие жанры и формы полифонической музыки; единые принципы музыкального развития и формообразования; общую систематику музыкальных форм, сложившиеся типы композиционных структур с их устойчивыми внутренними закономерностями и в их взаимодействии друг с другом; ведущие жанры и жанровые разновидности музыки, принципы их соотношения с формами; композиционные структуры военных маршей различных типов; важнейшие стилистические направления в музыкальном искусстве; наиболее значительные произведения зарубежной музыки, роль и место крупнейших композиторов и их творческого наследия в музыкально-историческом процессе; основные этапы развития русского музыкального искусства в соответствии с историческим развитием российского государства, наиболее значительные произведения русской музыки; роль и место крупных композиторов и их творческого наследия в музыкально-историческом процессе; методические основы исполнения и творческой интерпретации музыкальных произведений; основные принципы организации самостоятельной работы и репетиционных занятий; устройство персонального компьютера, основы работы с персональным компьютером, основные приемы работы в секвенсерной программе, текстовом и аудио-редакторе, основы использования нотно-графических компьютерных музыкальных программ при создании партитур для военного духового и эстрадного оркестров (ансамблей); уметь: определять в музыкальном произведении средней сложности ладотональные, функциональные, звуковысотные и метроритмические соотношения и взаимосвязи; определять на слух четырехголосные гармонические последовательности; анализировать гармонию в музыкальных произведениях классической музыки; играть на фортепиано модулирующие последовательности в форме периода с применением всех изучаемых средств; творчески применять знания и умения по гармонии в практике инструментовки для духового и эстрадного оркестров; анализировать ладогармонические средства в произведениях концертного и служебно-строевого репертуара военно-духового оркестра; практически применять знания и представления при анализе полифонических произведений разных жанров и форм, а также произведений гомофонного склада, включающих полифонические фрагменты; написать контрапункт к заданной теме, фрагмент развитой полифонической формы (экспозицию фуги); практически применять знания и представления при анализе музыкальных произведений разных жанров, форм, стилей, авторов; анализировать музыкальные произведения для военно-духового оркестра; оценивать художественные достоинства изученных музыкальных произведений, эстетические взгляды их авторов; составлять и выступать с пояснениями к произведениям, исполняемым в концертах; составлять концертные программы с позиций музыкального историзма; правильно оценивать художественно-выразительные достоинства изученных музыкальных произведений; использовать персональный компьютер в служебной и художественно-творческой деятельности специалиста; владеть: навыками сольфеджирования с листа музыкальных примеров; навыками записи на слух небольших музыкальных одно-, двух-, трех- и четырехголосных образцов (в форме 8 - 10-тактного периода) в звучании как фортепианном, так и духовых инструментов; навыками гармонизации мелодии, используя указанные средства; навыками грамотного разбора нотного текста и чтения с листа; навыками анализа и оценки исполнения; навыками исполнения на фортепиано произведений учебного репертуара; навыками использования фортепиано в работе над произведениями дирижерского репертуара, в том числе над произведениями служебно-строевого репертуара; навыками применения фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой; навыками аккомпанемента солистам- инструменталистам военно-духового оркестра; навыками исполнительских выступлений; навыками работы на персональном компьютере при создании партитур для военно-духового оркестра, эстрадного оркестра (ансамбля), оркестровых партий. |
55 - 65 |
Сольфеджио
Гармония
История зарубежной музыки
История отечественной музыки
Анализ музыкальных произведений
Полифония
Музыкальная информатика
Фортепиано |
||
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
5 - 15 |
|
|
С.3 |
Профессиональный цикл |
145 - 155 |
|
|
Базовая (общепрофессиональная) часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: правила и положения, установленные воинскими уставами, нормативными актами военно-оркестровой службы; действия военного оркестра при музыкальном обеспечении воинских ритуалов, общественных, культурно-массовых и спортивных мероприятий, музыкальные произведения служебно-строевого репертуара, изученные в процессе обучения; принципы подбора произведений и методику их подготовки для музыкального обеспечения воинских ритуалов, общественных, культурно-массовых и спортивных мероприятий; формы и методы подготовки военного оркестра к исполнению произведений служебно-строевого репертуара; методику подготовки марш-парада и плац-концерта военного оркестра; организацию и методику репетиции с военным оркестром, этапы и стадии подготовки произведений служебно-строевого и концертного репертуара к исполнению в различных акустических условиях, методику репетиций с хоровыми коллективами; методику разучивания строевых песен с подразделениями воинской части; основы общей методики обучения игре на инструментах военного оркестра, методику профессионального отбора кандидатов для обучения игре на инструментах военного оркестра, методику формирования навыков ансамблевого исполнительства, методику проведения занятий с личным составом военного оркестра по одиночной подготовке, методику проведения занятий с сигналистами-барабанщиками; художественно-технические возможности инструментов военного оркестра, художественно-технические возможности групп и типовых составов военного оркестра, составы и художественно-технические возможности эстрадного оркестра (ансамбля); теоретические и технологические основы инструментовки для военного оркестра и аранжировки для эстрадного оркестра (ансамбля), основные правила нотной графики и оформления партитуры, особенности нотации и художественно-технические возможности инструментов ритм-группы эстрадного оркестра (ансамбля) и электромузыкальных инструментов, художественно-технические возможности струнных смычковых инструментов симфонического оркестра и арфы, теоретические сведения о транспозиции; видных представителей отечественной и зарубежной военной музыки и их вклад в ее развитие, основные жанры и наиболее значительные произведения зарубежной и отечественной военной музыки, особенности исторического развития отечественной военной музыки, важнейшие стилистические направления в области отечественной музыки для военного духового оркестра; организацию боевой подготовки военного оркестра, требования безопасности при проведении занятий по боевой подготовке, эксплуатации штатного вооружения, выполнении других задач по видам повседневной деятельности, должностные обязанности по сохранению жизни и здоровья подчиненных военнослужащих и гражданского персонала, предупреждению их гибели и травматизма, систему подготовки личного состава к выполнению требований безопасности в повседневной деятельности, виды и порядок проведения инструктажей, опасные, вредные и поражающие факторы, создающие угрозу для жизни и здоровья военнослужащих и гражданского персонала военного оркестра при исполнении ими должностных обязанностей; меры по предотвращению гибели и травматизма личного состава, способы и последовательность действий при оказании самопомощи и доврачебной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях; уметь: проводить творческую работу, способствующую духовному и культурному воспитанию военно-служащих и гражданского персонала; руководить военным оркестром, планировать и проводить занятия по боевой подготовке; инструментовать для военного оркестра произведения различных жанров, выполнять аранжировку для эстрадного оркестра (ансамбля); обеспечивать подготовку и обучение подчиненных требованиям безопасности при несении внутренней службы, эксплуатации штатного вооружения, проведении занятий по боевой подготовке, участии в гарнизонных мероприятиях, а также при выполнении иных задач в повседневной деятельности; действовать в условиях применения ядерного, химического, биологического и зажигательного оружия, аварий (разрушений) радиационно и химически опасных объектов, пользоваться войсковыми измерителями доз, средствами индивидуальной и коллективной защиты, проводить частичную специальную обработку; владеть: профессиональной техникой дирижирования военным духовым оркестром; специальными приемами управления военным оркестром при музыкальном обеспечении воинских ритуалов; навыками управления военным оркестром при музыкальном обеспечении воинских ритуалов, общественных, культурно-массовых и спортивных мероприятий; навыками создания и постановки концертных программ военного оркестра; навыками проведения репетиций с военным оркестром; навыками публичных сольных, ансамблевых и оркестровых выступлений; навыками хорового исполнительства; навыками создания партитур произведений различных жанров для военного оркестра и эстрадного оркестра (ансамбля); навыками транспозиции, переложения фортепианных и симфонических произведений для военного духового оркестра, обработки произведений песенного и танцевального жанров для военного духового оркестра, обработки оркестрового сопровождения солисту-певцу, хору, солисту-инструменталисту, аранжировки произведений песенного и танцевального жанров для эстрадного оркестра (ансамбля); навыками переложения хоровых и вокальных произведений на различные хоровые составы; методами, способами и приемами чтения партитур за фортепиано; навыками исполнения на фортепиано отдельных партий и мелодико-гармонической основы (комплекса основных голосов) в произведениях служебно-строевого и концертного репертуара; навыками проведения занятий по специальной строевой подготовке (строевые приемы с музыкальными инструментами на месте и в движении); методикой военно-профессионального обучения и воспитания подчиненных; навыками пользования защитными средствами, средствами пожаротушения; навыками оказания первой медицинской помощи при ранениях, травмах, отравлениях, острых заболеваниях и несчастных случаях, а также лицам, пострадавшим от обморожений, ожогов, поражений электрическим током, в дорожно-транспортных происшествиях. |
105 - 115 (включая трудоемкость военной (специальной) подготовки) |
Дирижирование
Оркестровый класс
Военно-оркестровая служба
Инструментоведение
Инструментовка Чтение партитур для военно-духового оркестра
Инструменты военного духового оркестра
Методика обучения игре и практическое ознакомление с инструментами военного духового оркестра
Методика репетиции и дирижерская практика в военном духовом оркестре
Безопасность жизнедеятельности |
||
Модуль "Военная (специальная) подготовка"*** |
13 - 14 |
|
|
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
30 - 50 |
|
|
|
С.4 |
Физическая культура (Физическая подготовка) знать: принципы здорового образа жизни и роль физической культуры (подготовки) в профессиональной деятельности, профилактике заболеваемости и реабилитации; уметь: применять методы физической культуры для улучшения здоровья, работоспособности и решения задач профессиональной деятельности. |
2 |
|
|
С.5 |
Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа (практические умения и навыки определяются ООП вуза) |
14 - 18 |
|
|
С.6 |
Итоговая государственная аттестация |
19 - 21 |
|
|
|
Общая трудоемкость основной образовательной программы |
300 |
|
|
______________________________
* Трудоёмкость циклов C.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестации.
** Трудоемкость учебных циклов может изменяться за счет перераспределения зачетных единиц в пределах заданных интервалов.
*** Содержание и организации военной или специальной подготовки определяется ООП вуза с учетом специфики будущей служебной деятельности выпускников.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Специализации ООП подготовки специалиста определяется высшим учебным заведением в соответствии с ФГОС ВПО. Требования к результатам освоения и структуре ООП подготовки специалиста в части специализации для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, определяются указанными образовательными учреждениями совместно с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся данные образовательные учреждения.
Реализация ООП подготовки специалиста по направлению подготовки (специальности) 073507 Дирижирование военным духовым оркестром допускается только при наличии у вуза лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Учитывая, что ООП подготовки специалиста связана с освоением учебного материала, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, условия ее реализации должны соответствовать следующим требованиям:
наличие у образовательного учреждения лицензии на соответствующий вид деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
наличие у лиц, участвующих в реализации образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, оформленного в установленном порядке допуска к государственной тайне по соответствующей форме;
наличие в образовательном учреждении нормативных правовых документов по обеспечению режима секретности и их выполнение;
осуществление образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, только в помещениях образовательного учреждения либо организаций, на базе которых реализуется образовательный процесс, удовлетворяющих требованиям нормативных правовых документов по режиму секретности и технической защите информации;
использование при реализации образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, средств вычислительной техники и программного обеспечения, удовлетворяющих требованиям нормативных правовых документов по режиму секретности и технической защите информации.
Специализация ООП подготовки специалиста определяется высшим учебным заведением в соответствии с ФГОС ВПО и примерной ООП подготовки специалиста.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке образовательных программ подготовки специалистов должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, практикумы, психологические и иные тренинги, учения) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний и предприятий, государственных и общественных организаций, мастер- классы экспертов и специалистов, участие специалистов в проведении аудиторных и внеаудиторных занятий.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся, содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и формируемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся и факультативных дисциплин). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам C.1, C.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП подготовки специалиста в очной форме обучения составляет 36 академических часов.
В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре (подготовке).
7.8. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП по очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов первые 4 семестра и 36 академических часов в последующие семестры.
7.9. Общий объем каникул в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" ("Физическая подготовка") трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения раздел С.4 может не изучаться с учетом обязательных занятий по физической подготовке, проводимых для обучающихся в рамках профессиональной подготовки по месту их службы.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП подготовки специалиста, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП подготовки специалистов вуза должна включать концертные практикумы по следующим дисциплинам (модулям, курсам) базовой части: "Дирижирование", "Оркестровый класс", "Инструментовка", "Инструменты военного духового оркестра", а также концертные, лабораторные и полевые практикумы по дисциплинам (модулям, курсам) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП подготовки специалиста, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультации в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую специальность (специализацию);
право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП подготовки специалиста.
7.15. Практика является обязательным разделом ООП подготовки специалистов. Она представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
При реализации ООП подготовки специалистов по данному направлению подготовки (специальности) предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная, которые могут включать исполнительскую и педагогическую практики.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях, а также структурных подразделениях федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, для которых обязательно наличие объектов и видов профессиональной деятельности по данной специальности (специализации) или в структурных подразделениях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от организации. По результатам аттестации выставляется оценка.
7.16. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или осуществлении творческих проектов;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);
принимать участие в художественно-творческой деятельности;
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию;
выступать с докладами на внутривузовской конференции.
В процессе выполнения и оценки результатов научно-исследовательской работы должно проводиться широкое ее обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, сформированных у обучающегося. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и уровня культуры обучающегося.
7.17. Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной, научно-методической и (или) и художественно-творческой деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП подготовки специалиста, должна быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей
По данному направлению подготовки специалистов в высших военно-учебных заведениях к преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются преподаватели учебных дисциплин профессионального цикла без ученых степеней и (или) ученых званий, имеющие профильное высшее образование, опыт службы (работы) в соответствующей сфере профессиональной деятельности не менее 10 лет, воинское звание не ниже "майор", а также имеющие боевой опыт или государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, государственные премии, лауреаты международных и всероссийских конкурсов в области музыкального искусства. В числе преподавателей с ученой степенью доктора наук и (или) ученым званием профессора могут учитываться преподаватели учебных дисциплин профессионального цикла с ученой степенью кандидата наук, имеющие государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, государственные премии.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины.
Не менее 65 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени и (или) ученые звания, при этом ученые степени доктора наук и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 11 процентов преподавателей.
К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и специалистов профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
Общее руководство содержанием теоретической и практической подготовки по специализации должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора или кандидата наук и (или) ученое звание профессора или доцента, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. К общему руководству содержанием теоретической и практической подготовки по специализации может быть привлечен высококвалифицированный специалист в соответствующей сфере профессиональной деятельности.
Структура вуза, реализующего данную ООП подготовки специалиста, включает выпускающую кафедру "Дирижирование военным духовым оркестром".
7.18. ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения с выполнением установленных требований по защите информации.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и(или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла, а также цикла истории и теории музыкального искусства, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. По всем дисциплинам профессионального цикла каждый обучающийся по ООП подготовки специалистов должен быть обеспечен не менее чем одним учебным и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием входящей в образовательную программу.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания из расчета 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся, базы фоно- и видеозаписей, нотные архивы.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и защите сведений, составляющих государственную тайну, а также международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Обучающимся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из пяти наименований отечественных и не менее четырех наименований зарубежных журналов.
7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП подготовки специалистов утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.
Финансирование реализации ООП подготовки специалиста должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения***.
7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП подготовки специалистов, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации образовательной программы подготовки специалистов перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
лекционные аудитории с современными средствами демонстрации;
учебные аудитории с типовым оборудованием, обеспечивающим применение современных информационных и коммуникационных технологий и наглядными пособиями в соответствии с профилем кафедр;
учебные аудитории для индивидуальных занятий по дирижированию;
учебные аудитории для индивидуальных занятий на музыкальных инструментах;
оркестровые студии;
малые концертные залы;
большой концертный зал;
строевой плац и крытый манеж для занятий по военно-оркестровой службе;
базу и средства информационного обеспечения (учебная и нотно-музыкальная библиотеки, фоно- и видеотека, читальные залы, типография, учебная и специальная литература, компьютерные программы, кино-, фото- и видеоматериалы);
компьютерные классы с демонстрационно-обучающими и обучающее-контролирующими возможностями;
студии звукозаписи;
объекты обеспечения учебного процесса (мастерские по ремонту музыкальных инструментов, склады и другие объекты);
спортивные залы.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
VIII. Требования к оценке качества освоения основных образовательных программ подготовки специалиста
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки специалистов, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей.
8.2. Оценка качества освоения ООП подготовки специалистов должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень сформированности компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки (специальности), соответствовать целям и задачам конкретной ООП подготовки специалиста и её учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником в соответствии с этими требованиями.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций специалистов к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных предприятий и организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.
8.7. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)) и государственный экзамен.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)) определяются высшим учебным заведением.
8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника экзаменационные вопросы и задания должны быть комплексными и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.
______________________________
* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
** Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).
Статья 70 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 70).
*** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 июля 2011 г. N 2101 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.