Приказ Минтранса РФ от 7 июля 2011 г. N 181
"Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации"
5 сентября 2014 г., 13 января 2017 г.
Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности
В соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 3, N 30, ст. 3014, 3033; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 27, N 13, ст. 1209, N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878, N 41, ст. 4285, N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 34, N 17, ст. 1930, N 30, ст. 3808, N 41, ст. 4844, N 43, ст. 5084, N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812, N 30 (ч. 1), ст. 3613, N 30 (ч. 2), ст. 3616, N 52 (ч. 1), ст. 6235, 6236; 2009, N 1, ст. 17, 21, N 19, ст. 2270, N 29, ст. 3604, N 30, ст. 3732, 3739, N 46, ст. 5419, N 48, ст. 5717, N 50, ст. 6146; 2010, N 31, ст. 4196, N 52 (ч. 1), ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49) приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации.
Министр |
И. Левитин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 октября 2011 г.
Регистрационный N 22090
Положение
об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации
5 сентября 2014 г., 13 января 2017 г.
См. справку о рабочем времени и времени отдыха отдельных категорий работников
I. Общие положения
1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации (далее - Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации"* (далее - Трудовой кодекс Российской Федерации).
Приказом Минтранса России от 5 сентября 2014 г. N 241 пункт 2 изложен в новой редакции
2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации, имеющих действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками (за исключением специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации, имеющих действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками, работающих вахтовым методом) (далее - работник).
3. Настоящее Положение распространяется на юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт воздушных судов в гражданской авиации.
4. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные настоящим Положением, являются обязательными при разработке правил внутреннего трудового распорядка и составлении графиков работы (сменности) работников.
II. Рабочее время
5. В течение рабочего времени работник должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка и графиком работы (сменности).
6. Нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю.
7. В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена еженедельная продолжительность рабочего времени, установленная пунктом 6 настоящего Положения, вводится суммированный учет рабочего времени с учетным периодом - месяц, квартал или иной более длительный период, но не более года.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не может превышать нормального числа рабочих часов.
Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
8. Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) работников не может превышать 12 часов.
Продолжительность рабочей смены в ночное время не сокращается.
9. Время начала и окончания ежедневной работы (смены) работников, распределение работников по рабочим сменам, чередование рабочих и нерабочих дней определяется графиками работы (сменности).
Графики работы (сменности) составляются работодателем с учетом мнения соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организации, входящей в общероссийский профсоюз, представляющий интересы специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации, а при его отсутствии с иным представительным органом работников и доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие.
При введении суммированного учета рабочего времени работников графики работы (сменности) составляются на соответствующий учетный период.
Работа в течение двух смен подряд запрещается.
Работодатель обязан вести учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником.
10. Рабочее время работников состоит из следующих периодов:
а) время выполнения технического обслуживания и ремонта воздушных судов в гражданской авиации;
б) время подготовительных и заключительных работ при проведении технического обслуживания и ремонта воздушных судов в гражданской авиации;
в) время приема-передачи смены;
г) время проведения инструктажей и разборов;
д) время специальных перерывов для обогревания (охлаждения) и отдыха;
е) время на авиационно-техническую подготовку, профессиональное и (или) техническое обучение, стажировку;
ж) время прохождения периодических медицинских осмотров;
Приказом Минтранса России от 5 сентября 2014 г. N 241 пункт 10 дополнен подпунктом "з"
з) время ожидания воздушного судна гражданской авиации.
11. При выполнении технического обслуживания и ремонта воздушных судов в гражданской авиации вне места постоянной работы (далее - внебазовый аэропорт) в состав рабочего времени дополнительно включается:
а) время служебного перелета на борту воздушного судна;
б) время стоянки в промежуточных и конечных пунктах посадки воздушного судна, время ожидания вылета (прилета) воздушного судна в случае задержки рейса по различным причинам в случае непредоставления условий для отдыха (гостиницы, профилактория);
в) время до сдачи воздушного судна под охрану при стоянках в промежуточных и конечных пунктах посадки.
12. Привлечение работника к сверхурочной работе допускается в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.
III. Время отдыха
13. Время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (статья 106 Трудового кодекса Российской Федерации).
14. Работникам предоставляются следующие виды времени отдыха:
а) перерывы в течение рабочего дня (смены);
б) ежедневный (междусменный) отдых;
в) выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
г) нерабочие праздничные дни;
д) отпуска.
Приказом Минтранса России от 13 января 2017 г. N 12 в пункт 15 внесены изменения
15. В течение рабочего дня (смены) работнику предоставляется перерыв для
отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее одного часа, как правило, в середине рабочего дня (смены), который в рабочее время не включается.
Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.
В тех случаях, когда по условиям работы работнику предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работникам возможность отдыха и приема пищи в течение рабочего времени. Перечень работ и мест для отдыха и приема пищи в течение рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
16. Специальные перерывы для обогревания (охлаждения) и отдыха предоставляются в связи с особенностями технологического процесса при выполнении работ в конкретных климатических условиях данной местности. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления специальных перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка (статья 109 Трудового кодекса Российской Федерации).
Приказом Минтранса России от 13 января 2017 г. N 12 в пункт 17 внесены изменения
17. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха с учетом времени перерыва для отдыха и питания в предшествующий отдыху рабочий день (смене) должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после окончания рабочего дня (смены), следующего за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом.
18. В случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, работник может быть привлечен к работе в выходные дни, установленные для работника графиком работы (сменности), или в нерабочие праздничные дни, работа в которые не предусмотрена графиком работы (сменности).
При этом минимально допустимая продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха перед привлечением к работе в выходной день или в нерабочий праздничный день должна быть не менее 12 часов.
19. Продолжительность отпуска работника определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
_____________________________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1); ст. 3, N 30, ст. 3014, 3033; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 27, N 13, ст. 1209, N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878, N 41, ст. 4285, N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 34, N 17, ст. 1930, N 30, ст. 3808, N 41, ст. 4844, N 43, ст. 5084, N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812, N 30 (ч. 1), ст. 3613, N 30 (ч. 2), ст. 3616, N 52 (ч. 1), ст. 6235, 6236; 2009, N 1, ст. 17, 21, N 19, ст. 2270, N 29, ст. 3604, N 30, ст. 3732, 3739, N 46, ст. 5419, N 48, ст. 5717, N 50, ст. 6146; 2010, N 31, ст. 4196, N 52 (ч. 1), ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49.
Установлены особенности режима работы и отдыха специалистов по техобслуживанию и ремонту гражданских воздушных судов.
Они распространяются на все организации и ИП, которые занимаются указанной деятельностью.
Особенности должны учитываться при составлении правил внутреннего трудового распорядка и графиков работы (сменности) сотрудников.
Нормальная продолжительность рабочего времени - не более 40 ч в неделю.
Если по условиям труда ее невозможно соблюсти, вводится суммированный учет рабочего времени с учетным периодом - месяц, квартал или иной более длительный интервал, но в пределах года.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Ежедневная работа (смена) не может быть более 12 ч.
Продолжительность рабочей смены в ночное время не сокращается.
Графики работы (сменности) составляются работодателем с учетом мнения профсоюза и доводятся до сведения сотрудников не позднее чем за 1 месяц до введения их в действие.
Работа в течение двух смен подряд запрещается.
Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым сотрудником.
В течение рабочего дня (смены) сотруднику предоставляется перерыв для отдыха и питания (от 30 мин. до 2 ч).
Могут предусматриваться специальные перерывы для обогревания (охлаждения) и отдыха (в силу особенностей технологического процесса и климатических условий работы).
Продолжительность отпуска определяется в соответствии с законодательством.
Приказ Минтранса РФ от 7 июля 2011 г. N 181 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 октября 2011 г.
Регистрационный N 22090
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 26 октября 2011 г. N 240
Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства транспорта РФ от 13 января 2017 г. N 12
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказ Министерства транспорта РФ от 5 сентября 2014 г. N 241
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа