Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Федеральной службы
по труду и занятости
от 31 августа 2011 г. N 193
Порядок
организации формирования и анализа сведений о результатах проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, получаемых государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации от работодателей
I. Общие положения
1. Порядок организации формирования и анализа сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, получаемых государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации от работодателей (далее - Порядок организации формирования и анализа сведений), устанавливает процедуры, связанные с реализацией государственными инспекциями труда пункта 45 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года N 342н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 июня 2011 года N 20963) (далее - Порядок проведения аттестации).
2. Порядок организации формирования и анализа сведений определяет действия государственных инспекций труда в субъекте Российской Федерации (далее - Гострудинспекции) при:
получении и регистрации сведений о результатах проведения работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащихся в приложениях N N 6 и 10 к Порядку проведения аттестации;
проведении анализа и обобщения полученных сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной работодателями;
планировании мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
II. Организация получения и регистрации сведений о результатах проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
3. Обязанности по получению и регистрации документов, указанных в п. 45 Порядка проведения аттестации (приложения N N 6 и 10 к Порядку проведения аттестации), возлагаются руководителем Гострудинспекции на уполномоченное структурное подразделение (уполномоченное должностное лицо) Гострудинспекции, осуществляющее в установленном порядке учет входящей корреспонденции.
4. Сопроводительное письмо, оформленное на бланке работодателя, с приложениями, указанными в пункте 45 Порядка проведения аттестации, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в Гострудинспекцию. Регистрация поступивших от работодателей документов (на бумажном и электронном носителях) осуществляется сотрудником уполномоченного структурного подразделения (уполномоченным должностным лицом) в Журнале регистрации поступления материалов по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Журнал регистрации) (приложение N 5 к приказу).
5. В случае направления (представления) работодателем неправильно оформленных или не полного пакета документов Гострудинспекция сообщает об этом работодателю с указанием конкретного срока для устранения недостатков.
6. После регистрации документов сотрудник уполномоченного структурного подразделения (уполномоченное должностное лицо) передает поступившие документы вместе с копией сопроводительного письма работодателя заместителю руководителя Гострудинспекции по охране труда (или лицу, его замещающему).
7. Оригиналы сопроводительных писем хранятся в отдельном томе входящей корреспонденции Гострудинспекции.
8. Заместитель руководителя Гострудинспекции по охране труда (или лицо, его замещающее) поручает рассмотрение поступивших документов руководителю соответствующего структурного подразделения Гострудинспекции (государственному инспектору труда), обеспечивающему государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об охране труда в хозяйствующих субъектах, представивших данные материалы.
III. Проведение анализа и обобщения полученных сведений по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной работодателями
9. Руководитель структурного подразделения Гострудинспекции, обеспечивающего контроль (надзор) за соблюдением законодательства об охране труда, направляет поступившие от работодателя документы государственному инспектору труда, осуществляющему контроль (надзор) за соблюдением законодательства об охране труда в хозяйствующем субъекте, представившем материалы.
10. Государственный инспектор труда после получения документов вносит содержащиеся в них сведения в Реестр сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда в хозяйствующих субъектах (далее - Реестр сведений о результатах аттестации) (приложение N 2 к приказу).
Ведение Реестра сведений о результатах аттестации осуществляется в электронном виде в формате .XLS в соответствии с Указаниями по заполнению форм Реестра сведений о результатах аттестации, Сводной ведомости, Реестра организаций, оказывающих услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и Журнала регистрации (далее - Указания) (приложение N 6 к приказу).
11. Государственным инспектором труда проводится анализ, поступивших от работодателя материалов по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в целях осуществления планирования и проведения мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в данном хозяйствующем субъекте, учитывая при этом, что работа в опасных (экстремальных) условиях труда (4 класс) по общему правилу не допускается, а работа в условиях, квалифицированных по результатам аттестации как вредные и (или) опасные представляет угрозу для жизни и здоровья работников.
Наряду с этим результаты анализа, поступивших от работодателей материалов проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда могут использоваться государственными инспекторами труда при рассмотрении вопросов, связанных с:
принятием в установленном порядке решений о приостановлении деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;
принятием в установленном порядке решений о временном приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;
предъявлением требований по обеспечению безопасных условий труда работников;
оценке деятельности организаций, оказывающих услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (аттестующих организаций).
В случае выявления фактов оказания после 1 декабря 2010 года услуг хозяйствующим субъектам по аттестации рабочих мест по условиям труда организациями, не прошедшими в установленном порядке обязательную аккредитацию, государственный инспектор труда обязан предъявить работодателю предписание с требованием повторного проведения произведенных работ в соответствии с установленным порядком. За исполнением предписания должен быть установлен контроль, предполагающий в случае его невыполнения обязательную реализацию государственным инспектором труда предоставленных полномочий по привлечению виновных лиц к ответственности в установленном порядке.
Одновременно с этим Гострудинспекцией направляется информация об указанных фактах выявленных нарушений в #. Одновременно с этим рекомендуется от лица государственной инспекции труда направить сообщение об указанных фактах допущенных правонарушений в соответствующие органы (прокуратуры, ФАС, ФНС и др.).
12. Реестры с внесенными в них сведениями ежемесячно не позднее последнего числа отчетного месяца передаются государственным инспектором труда в структурное подразделение Гострудинспекции (уполномоченному должностному лицу), осуществляющее их обобщение. Передача содержащихся в Реестрах сведений осуществляется в электронном виде (на электронных носителях информации или по электронной почте).
13. Обязанности по обобщению сведений о результатах проведения аттестации рабочих мест по условиям труда возлагаются руководителем Гострудинспекции на уполномоченное структурное подразделение (уполномоченное должностное лицо) Гострудинспекции, осуществляющее в установленном порядке сводно-аналитическую деятельность.
14. Уполномоченное структурное подразделение (должностное лицо) Гострудинспекции осуществляет:
обобщение поступивших от государственных инспекторов труда Реестров с внесенными в них сведениями в течение и по результатам первого и второго полугодий;
подготовку Реестра сведений о результатах аттестации (приложение N 2);
подготовку Сводной ведомости результатов аттестации рабочих мест по условиям труда в субъекте Российской Федерации (далее - Сводная ведомость) (приложение N 3 к приказу);
15. Заполнение Сводной ведомости осуществляется уполномоченным структурным подразделением (уполномоченным должностным лицом) в соответствии с Указаниями (приложение N 6 к приказу).
16. Заполненная форма представляется уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) руководителю Гострудинспекции (в случае его отсутствия - заместителю руководителя Гострудинспекции по охране труда) и после подписания направляется в Роструд один раз в полугодие до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по электронной почте: onkovot@rostrud.info и почтовым отправлением с приложением пояснительной записки о количестве организаций к которым были приняты соответствующие меры, направленные на обеспечение соблюдения трудового законодательства, а также информацию о мерах, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды (либо на уменьшение времени их воздействия) на рабочих местах, отнесенных по условиям труда к классу 3 (вредному) и классу 4 (опасному), по травмоопасности к классу 3 и по обеспеченности СИЗ - "не соответствует требованиям обеспеченности работников СИЗ".
17. Заполнение формы Реестра сведений о результатах аттестации осуществляется уполномоченным структурным подразделением (уполномоченным должностным лицом) в соответствии с Указаниями (приложение N 6 к приказу).
18. Гострудинспекция с 1 сентября 2011 года осуществляет передачу (в электронном виде*) в автоматизированную систему "Профессиональные риски" сводных ведомостей результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений об аттестующих организациях, представляемых работодателями в Гострудинспекцию согласно пункту 45 Порядка проведения аттестации, в соответствии с приложениями N N 6 и 10 к данному порядку.
19. Представленные работодателями в Гострудинспекцию документы по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда хранятся в Гострудинспекции, подлежат учёту и обработке в течение срока хранения, указанного в номенклатуре дел, в соответствии с порядком, установленным Гострудинспекцией.
IV. Планирование мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
20. Планирование основных мероприятий по контролю (надзору), за соблюдением работодателями установленного порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, включая формирование ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей**, в Гострудинспекциях проводится в соответствии с требованиями Федерального закона N 294-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и организационно-распорядительными документами Роструда***.
21. Формирование предложений в ежегодный план проверок соблюдения работодателями установленного порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, осуществляется уполномоченными должностными лицами Гострудинспекции по результатам проведенного анализа представленных работодателями материалов проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда. Предложения в проект ежегодного плана проверок должны содержать следующие сведения:
наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), деятельность которых подлежит проверке;
адрес фактического осуществления деятельности (субъект Российской Федерации, поселение, наименование улицы, номер дома);
основной государственный регистрационный номер;
идентификационный номер налогоплательщика;
цель проведения проверки;
основание проведения проверки (дата государственной регистрации, дата окончания последней проверки, дата начала осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале предпринимательской деятельности);
дата начала проведения проверки;
срок проведения плановой проверки;
форма проведения проверки (документарная, выездная, документарная и выездная);
наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, с которым проверка проводится совместно.
22. Сформированные предложения в ежегодный план проверок не позже 5 августа представляются уполномоченными должностными лицами Гострудинспекции на рассмотрение руководителям структурных подразделений Гострудинспекции (вышестоящим должностным лицам).
Руководители структурных подразделений (вышестоящие должностные лица) Гострудинспекции, уполномоченных на осуществление контроля (надзора) в установленной сфере деятельности, рассматривают и согласовывают представленные предложения в ежегодный план проверок и до 10 августа направляют обобщенные предложения в структурное подразделение (должностному лицу) Гострудинспекции, обеспечивающее формирование проекта сводного ежегодного плана проверок.
Структурные подразделения (должностные лица) Гострудинспекций, обеспечивающие формирование проекта сводного ежегодного плана проверок, обобщают представленные предложения, формируют проект ежегодного плана проверок и до 15 августа представляют его на рассмотрение заместителям руководителя Гострудинспекции по направлениям деятельности.
После рассмотрения и согласования с заместителями руководителя Гострудинспекции проект ежегодного плана проверок представляется на рассмотрение руководителю Гострудинспекции - главному государственному инспектору труда в субъекте Российской Федерации.
23. Руководитель Гострудинспекции рассматривает проект ежегодного плана проверок и в срок до 1 сентября направляет его для рассмотрения в орган прокуратуры субъекта Российской Федерации.
После доработки ежегодного плана проверок в соответствии с представленными органом прокуратуры замечаниями и предложениями руководитель Гострудинспекции утверждает план проведения проверок и в срок до 1 ноября направляет его в орган прокуратуры.
24. Утвержденный руководителем Гострудинспекции ежегодный план проверок размножается в необходимом количестве и направляется в структурные подразделения Гострудинспекции для реализации.
На основании плана проверок не позже, чем за 10 календарных дней до начала планового периода, в структурных подразделениях Гострудинспекции разрабатываются квартальные планы-графики работы, утверждаемые заместителями руководителя Гострудинспекции по направлениям контрольной деятельности, а уполномоченными должностными лицами Гострудинспекции - ежемесячные графики проверок, утверждаемые руководителями структурных подразделений (вышестоящими должностными лицами) Гострудинспекции.
25. На основании утвержденных планов структурными подразделениями Гострудинспекции не позже, чем за 5 календарных дней до начала первого месяца квартала, в течение которого предусмотрена реализация плановых мероприятий, разрабатываются квартальные планы - графики работы, утверждаемые заместителями руководителя Гострудинспекции по направлениям контрольной деятельности.
26. Процедура планирования завершается разработкой уполномоченными должностными лицами Гострудинспекции на основании утвержденных планов Гострудинспекции и квартальных планов-графиков его структурных подразделений ежемесячных графиков проверок, которые утверждаются руководителями структурных подразделений (вышестоящими должностными лицами) Гострудинспекции не позже, чем за 5 календарных дней до начала месяца, в котором предусмотрена реализация соответствующих плановых мероприятий, включая мероприятия по осуществлению контроля (надзора) за соблюдением работодателями установленного порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
27. Проверки соблюдения работодателями установленного порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда могут проводится во внеплановом порядке с учетом требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ. Основанием для проведения таких внеплановых проверок могут являться:
истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
поступление в федеральную инспекцию труда:
обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса.
Кроме того, представление в Гострудинспекцию сведений организаций по результатам проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда работников как вредные и (или) опасные, отнесенных по результатам аттестации по условиям труда к классу 3 (вредному), к классу 4 (опасному), к классу 3 (по травмоопасности) и по обеспеченности СИЗ - являются безусловным основанием для проведения внеплановой выездной проверки.
28. О проведении внеплановой проверки работодатель уведомляется уполномоченным должностным лицом Роструда или его Гострудинспекции, которому поручено проведение проверки, не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
29. Внеплановая проверка работодателя может проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
30. Внеплановая выездная проверка работодателя проводится в случае, если при документарной проверке уполномоченным должностным лицом Роструда или его Гострудинспекции не представилось возможным:
удостовериться в полноте и достоверности сведений, представленных Гострудинспекцией в установленном порядке, либо иных сведений, имеющихся в распоряжении Роструда или его Гострудинспекции;
оценить соответствие деятельности работодателя обязательным требованиям без проведения дополнительных мероприятий по контролю (надзору) непосредственно с выездом на место.
31. В соответствии с требованиями Федерального закона N 294-ФЗ мероприятия по контролю (надзору), не могут проводиться, а начатые подлежат прекращению в случаях, если установлено, что:
отсутствуют основания для проведения проверки, предусмотренные частью 8 статьи 9 и частью 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ;
предмет проверки не соответствует полномочиям Роструда и его Гострудинспекции;
осуществление проведения проверки противоречит иным требованиям федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
______________________________
* Порядок предоставления Гострудинспекциями Сводных данных о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда в хозяйствующих субъектах, представленных работодателями с 1 сентября 2008 года по август 2011 года, в автоматизированную систему "Профессиональные риски" будет доведен дополнительно.
** Далее - ежегодный план проверок.
*** Приказ Роструда от 28 октября 2010 года N 455 "Об утверждении Методических рекомендаций по планированию государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации мероприятий по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.