Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению подготовки 071700 Цирковое искусство (квалификация (степень) "бакалавр")
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 15 сентября 2011 г. N 2298)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 071700 Цирковое искусство образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
III. Характеристика направления подготовки
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах)* и квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификации выпускников
Наименование ООП |
Квалификация (степень) |
Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной (итоговой) аттестации |
Трудоемкость (в зачетных единицах) |
|
Код в соответствии с принятой классификацией ООП |
Наименование |
|||
ООП бакалавриата |
62 |
бакалавр |
4 года |
240* |
______________________________
* Трудоемкость ООП бакалавриата по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
IV. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров
4.1. Областью профессиональной деятельности бакалавров являются:
цирковые, концертные, театральные предприятия и творческие организации;
цирковые антрепризы, продюсерские компании;
общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения профессионального образования и учреждения дополнительного образования;
средства массовой информации;
учреждения культуры: государственные и частные цирки, театральные и концертные организации, органы управления культурой, органы управления образованием, органы управления спортом;
социальные учреждения;
государственные, общественные и коммерческие организации, способствующие созданию и распространению продуктов циркового творчества.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров в соответствии с профилем подготовки являются:
психический, физиологический, биомеханический и весогабаритный аппарат исполнителя цирковых номеров в соответствии с выбранным жанром (акробатика, жонглирование, эквилибристика, гимнастика, клоунада) и процесс организации движений человеческого тела в соответствии с эстетикой и закономерностями циркового искусства;
используемый цирковой реквизит и костюмы;
обучающиеся цирковому искусству и процесс обучения принципам циркового искусства в соответствии с установленной методикой;
образовательные программы, обучающиеся педагогике циркового искусства и процесс обучения принципам исторического, художественного и системного анализа циркового искусства;
исполнители, процесс организации движений человеческого тела в соответствии с эстетикой и закономерностями циркового искусства, композиторы, музыканты, художники;
создатели цирковых произведений;
творческо-производственный процесс в области циркового искусства;
зритель - потребитель продукции циркового искусства.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 071700 Цирковое искусство готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
исполнительской (в качестве артиста циркового сольного номера, участника циркового коллектива);
педагогической;
режиссерской;
репетиторской;
организационно-управленческой;
методической;
культурно-просветительской.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 071700 Цирковое искусство должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
в области исполнительской деятельности (в качестве артиста циркового сольного номера, участника циркового коллектива):
осуществление исполнительской деятельности в области циркового искусства в рамках различных художественных стратегий, продуктивное взаимодействие с профессиональным сообществом с целью качественного воплощения авторского замысла, исполнение поручаемых номеров на основной сцене, гастролях и выездах;
исполнение цирковых номеров и программ в различных жанровых направленностях, техниках и формах;
совершенствование своего опорно-двигательного аппарата, развитие специальных физических, психомоторных, зрительных и слуховых способностей, сохранение и поддержание внешней физической, психологической и профессиональной формы с целью обеспечения, требуемого для исполнительской деятельности уровня двигательной и иной активности организма;
при необходимости участие в обсуждении новых произведений, репертуарных планов и других вопросов творческой и производственной деятельности;
в области педагогической деятельности:
осуществлять процесс обучения и воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации, цирковых и концертных коллективах;
формировать профессиональные знания, умения и навыки, потребность творческого отношения к процессу обучения, качеству овладения навыками и усвоению знаний; создавать психолого-эргономические, педагогические условия успешности личностно-профессионального становления обучающегося;
разрабатывать образовательные программы, учебно-методические материалы, учебные пособия в соответствии с нормативными правовыми актами; анализировать факторы формирования и закономерности развития современного языка циркового искусства, особенности и перспективы его развития;
планировать и организовывать учебно-воспитательный процесс, опираясь на традиционные и авторские подходы и модели обучения, воспитания; систематически повышать уровень профессиональной квалификации;
формировать систему контроля качества образования в соответствии с требованиями образовательного процесса; оценивать потенциальные возможности обучающихся, выстраивать на этой основе индивидуально-ориентированные стратегии обучения и воспитания;
формировать духовно-нравственные ценности и идеалы личности на основе исторических и национально-культурных традиций; способствовать творческому саморазвитию обучающихся, подготавливая их к выполнению определённых социальных ролей в современном обществе;
в области режиссерской деятельности:
реализовывать художественный замысел в профессиональном творческом коллективе; владеть теорией и технологией создания циркового произведения на основе синтеза всех компонентов выразительных средств циркового искусства;
создавать различные формы цирковых произведений, исходя из поставленных задач; участвовать в работе по постановке новых и возобновлению старых цирковых постановок, номеров;
осуществлять постановку собственных цирковых произведений; разучивать их на репетициях с исполнителями;
владеть основными формами, средствами и методами постановочной, репетиторской и педагогической деятельности, проводить занятия по повышению профессионального мастерства артистов цирка;
планировать и проводить все виды репетиций цирковых произведений; взаимодействовать с музыкантами, художником, дирижером оркестра, композитором; обеспечивать высокий художественный уровень постановок;
участвовать в организации и планировании творческо-производственного процесса по подготовке и созданию циркового произведения, программы; решать организационные и художественные задачи, выбирать и комбинировать тип управления, анализировать проблемные ситуации в профессиональном творческом цирковом коллективе;
осуществлять анализ факторов формирования и закономерностей развития современного художественного языка, современное состояние, особенности и перспективы развития циркового искусства;
в области репетиторской деятельности:
владеть методикой технического исполнения материала, знать музыкальную основу циркового номера или программы, текущий репертуар цирка;
проводить тренаж с цирковой труппой; различные виды репетиций, разучивать с артистами номера, осуществлять ввод новых исполнителей в текущий репертуар цирка;
проводить с артистами индивидуальные и групповые занятия, с целью повышения исполнительского мастерства, выявления их творческого потенциала; программировать и корректировать их физические нагрузки;
владеть спецификой композиционной структуры и принципами текстосложения в истолковании идеи, образа, смысла циркового произведения; осуществлять контроль качества исполнения номеров и программ;
планировать и организовывать творческий процесс, опираясь на авторские, инновационные технологии обучения и воспитания артиста цирка; уметь мобилизовать и восполнять его психофизические и психофизиологические резервы;
формировать исполнительскую, эстетическую и нравственную культуру артиста цирка; продуктивно взаимодействовать с профессиональным сообществом;
в области организационно-управленческой деятельности:
планировать и осуществлять административно-организационную деятельность организации (проекта) циркового искусства;
координировать деятельность творческих и финансово-хозяйственных служб; обеспечивать высокую экономическую эффективность деятельности цирковой организации, учреждения, коллектива;
осуществлять контроль деятельности организации (проекта), имеющихся финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов, используя различные экономико-математические методы учета;
разрабатывать стратегическое и тактическое управление малыми коллективами, находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, нести за них ответственность;
осуществлять необходимые маркетинговые действия для составления прогноза эффективности деятельности проекта; изыскивать необходимые финансовые средства для его реализации;
обеспечивать многосторонние связи с общественностью в процессе работы над проектом (мероприятием); участвовать в разработке рекламной и печатной продукции;
сочетать цели организации (учреждения) с реализацией культурной политики муниципальных, региональных и федеральных органов власти; создавать условия для взаимодействия всех сотрудников и внешних партнеров творческой организации в осуществлении ее деятельности;
применять основные методы защиты производственного персонала от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, современных средств поражения и основные меры по ликвидации их последствий;
в области методической деятельности:
изучать, обобщать практический и теоретический опыт отечественного и зарубежного циркового искусства;
участвовать в разработке и внедрении методик организации и руководства цирковым образованием;
участвовать в разработке и апробации новых педагогических технологий в сфере циркового образования;
разрабатывать методические пособия и другие методические материалы по организации и руководству цирковым образованием, коллективами художественного творчества, культурными учреждениями и организациями;
собирать информацию и создавать соответствующие компьютерные базы данных о цирковом искусстве, различных видах циркового творчества и культуры;
участвовать в подготовке и проведении телевизионных передач и других форм деятельности средств массовой информации (СМИ) по пропаганде духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры, лучших работ и традиций циркового искусства и творчества;
в области культурно-просветительской деятельности:
содействовать преобразованию содержания новых научных фактов, сведений, учебно-познавательной информации в сфере циркового искусства, с целью распространения соответствующих знаний среди населения, повышения его общеобразовательного, общенаучного и культурного уровня;
проводить экскурсии, выступать с общедоступными лекциями, сообщениями, готовить выставки, экспозиции, проводить информационно-консультативные мероприятия;
содействовать сохранению и наращиванию собственного исследовательского потенциала и профессионального мастерства, участвовать в мероприятиях по повышению уровня профессиональной компетентности научного, педагогического и руководящего интеллектуального, творческого кадрового корпуса России, стран ближнего и дальнего зарубежья в сфере циркового искусства;
способствовать накоплению, сохранению и приумножению научных, образовательных, культурно-просветительских, духовно-нравственных и интеллектуальных ценностей, созданию и продвижению высокохудожественной продукции циркового искусства;
реализовывать совместно с профессиональным сообществом виртуально распределенные формы и технологии циркового обучения, стажировки и иные образовательные профессионально ориентированные (научные, учебные, творческие) программы с активным использованием современных социальных, психолого-педагогических и информационных технологий, радио, телевидения и иных технических средств коммуникаций;
содействовать формированию общемирового научного, образовательного и культурно-просветительского пространства, вмещающего в себя все многообразие культурно-образовательного, национального ареала современных достижений цирковой практики.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата
5.1. Выпускник должен обладать общекультурными компетенциями (ОК):
способностью осознанно воспринимать, уважительно и бережно относиться к историческому наследию России и мира, многообразным культурным традициям, способностью иметь собственные и толерантно воспринимать существующие религиозные, идейные, социальные, культурные различия, готовностью конструктивно взаимодействовать с представителями различных культур (ОК-1);
способностью осознанно понимать закономерности и многовариантность исторического процесса, осознавать обусловленные ими собственные (и человека вообще) функции, роли и место в историческом процессе, значение насилия и ненасилия в истории, политической организации обществ (ОК-2);
способностью иметь собственные мировоззренческие убеждения, осознанно воспринимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые религиозные и философские проблемы (ОК-3);
способностью к постоянному саморазвитию через личностную и предметную рефлексию, способностью к диалогу в различных формах, конструктивной критике и самокритике (обладанием критическим мышлением, способностью формулировать и излагать критические суждения), способностью анализировать логику рассуждений и высказываний собственных и оппонента (ОК-4);
способностью логически верно, аргументировано и ясно строить литературную и деловую устную и письменную речь на русском языке, создавать и редактировать тексты профессионального назначения (ОК-5);
способностью осознать и внутренне принять (усвоить) духовно-нравственные обязанности по отношению к самому себе, окружающим людям (ближним), окружающей природе, обществу; способностью использовать в собственной профессиональной деятельности, личной и общественной жизни духовно-нравственные, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде (ОК-6);
способностью пользоваться современными средствами получения, хранения, обработки и предъявления информации; работать с распределенными базами знаний в глобальных компьютерных сетях, с информацией из различных источников для решения профессиональных и иных задач, владением необходимыми для этого компьютерными программами (ОК-7);
способностью использовать методы и средства познания, обучения и самоконтроля для собственного интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования; способностью понимать необходимость ведения здорового образа жизни (ОК-8);
способностью самостоятельно пользоваться основными положениями и методами социальных, гуманитарных, экономических и искусствоведческих наук при решении профессиональных и иных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);
способностью осознавать и внутренне принимать основные положения, законы и методы естественных наук для составления адекватной современному уровню знаний научной картины мира (ОК-10);
способностью (при необходимости) применить методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной и иной деятельности (ОК-11);
способностью к осознанию и эмоциональному принятию ответственности и проявлению ее в организации собственной самостоятельной, индивидуальной работы, в принятии ответственных решений в рамках своей компетенции; способностью самостоятельно обучаться в течение всей жизни и непрерывно совершенствоваться, расширять границы своих научных, творческих, духовных познаний (ОК-12);
способностью осознанно понимать, конструктивно анализировать и принимать значение и культурообразующую роль соответствующей религии в истории и современной жизни России, различных религий в истории и современной духовной жизни соответствующих обществ; способностью осознавать связь задач, художественных принципов искусства с духовно-нравственными ценностями, сформированными религиями (ОК-13);
способностью осознанно владеть культурой мышления (обобщать, анализировать, синтезировать), воспринимать новую информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения (ОК-14);
способностью к деловой и эмоциональной кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-15);
способностью находить профессиональные решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-16);
способностью осознавать собственные обязанности и права, соблюдать права и обязанности гражданина, уважать права ближнего; способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной и иной деятельности (ОК-17);
осознанием социальной, культурной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-18);
способностью осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, в том числе, на иностранном языке (ОК-19);
способностью к быстрой адаптации в меняющихся социальных и иных условиях (ОК-20);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-21);
способностью к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологического знания в профессиональной и общественной деятельности (ОК-22);
способностью осознавать роль культуры в человеческой жизнедеятельности, способностью развивать собственное художественное восприятие и вкус, постоянно стремиться к нравственному и эстетическому развитию (ОК-23);
способностью определять и анализировать основные вехи в истории циркового и иных искусств, стили и жанры мирового и отечественного искусства, анализировать художественные произведения любого рода, высказывать собственные обоснованные и аргументированные взгляды на современное состояние и перспективы развития искусства (ОК-24);
способностью выполнять и использовать в профессиональной деятельности анатомический и биомеханический анализ движений человека, способностью применять на практике принципы медицинской профилактики травматизма, охраны труда в цирковом искусстве (ОК-25).
5.2. Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями (ПК):
в области исполнительской деятельности (в качестве артиста циркового сольного номера, участника циркового коллектива):
способностью к внутреннему художественному постижению сущности циркового произведения и его воплощению в движении, технике, жесте, ритме, динамике (ПК-1);
способностью эффективно работать над цирковым произведением различными способами; способностью использовать методы воплощения образа, использовать широкий диапазон средств выразительности, демонстрировать собственный исполнительский подход (ПК-2);
способностью демонстрировать необходимую технику исполнения, индивидуальную интонацию, исполнительский стиль (ПК-3);
способностью использовать в профессиональной деятельности, знания о биомеханике, анатомии, физиологии, основах медицинской профилактики травматизма, охраны труда (ПК-4);
способностью к осознанному пониманию того, что цирковое искусство, взаимосвязано, взаимодействует и соотносится с музыкой, драматическим театром, изобразительным искусством, кинематографом, танцем, пантомимой и другими гуманитарными, социальными и естественными науками (ПК-5);
способностью запоминать материал и воспроизводить его (ПК-6);
способностью концентрировать внимание и исполнительскую волю, решать различные психотехнические задачи на точность восприятия, концентрацию внимания, повышение степени автоматизированности движений, мобилизовывать и восполнять психофизические и психофизиологические резервы организма в регулярной исполнительской деятельности (ПК-7);
способностью видеть и исправлять технические, стилевые и иные ошибки собственные и других исполнителей (ПК-8);
в области педагогической деятельности:
способностью осуществлять процесс обучения теоретическим и (или) практическим дисциплинам в учебных заведениях, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и практики; способностью использовать традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения и воспитания личности (ПК-9);
способностью осуществлять управление познавательными процессами обучающихся, последовательно методически грамотно формировать умственные, эмоциональные и двигательные действия на высоком педагогическом уровне (ПК-10);
способностью осознавать и владеть понятийным аппаратом в области методологии и технологий циркового искусства и образования; психологии и педагогики цирка; анализировать факторы возникновения и закономерности развития современного языка циркового искусства, особенности и перспективы развития циркового искусства и творчества (ПК-11);
способностью создавать цирковые учебные композиции (ПК-12);
способностью осуществлять педагогическую и репетиционную работу с исполнителями; способностью видеть и корректировать технические, стилевые и иные ошибки обучающихся; способностью объяснять методически трудные приемы и сочетания; раскрыть перед исполнителями технику, смысл, образность и музыкальность циркового номера (ПК-13);
способностью применять в педагогической практике собственный практический опыт исполнения циркового репертуара (ПК-14);
способностью разрабатывать образовательные программы, нести ответственность за их эффективную реализацию в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, формировать систему контроля качества образования; развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения (ПК-15);
способностью создавать необходимые условия для личностного и духовно-нравственного развития обучающихся, готовя их к осознанному выбору и выполнению определённых ролей и функций в обществе (ПК-16);
в области режиссерской деятельности:
способностью собирать, обрабатывать, анализировать, синтезировать и интерпретировать художественную и иную информацию для выработки собственных суждений по соответствующим творческим, социальным, научным и этическим проблемам, а также обобщать явления окружающей действительности для последующего создания цирковых произведений (проектов) (ПК-17);
способностью сочинить качественный цирковой продукт, анализировать художественные произведения; на этой основе создавать план цирковой постановки, структурировать композицию в рамках различных форм (ПК-18);
способностью демонстърировать качественное владение приемами композиции и принципами построения циркового продукта в истолковании идеи, художественного образа, смысла произведения, выстраивать рисунок, владеть специальными приемами (ПК-19);
способностью применять в профессиональной деятельности основные методы цирковой педагогики; формы, средства и методы постановочной, репетиторской и педагогической деятельности (ПК-20);
способностью реконструировать ранее сочиненный цирковой номер, стилизовать под определенные принципы создаваемое или реконструируемое произведение (ПК-21);
способностью профессионально работать с исполнителями; корректировать технические и иные ошибки исполнителей, воспитывать потребность постоянного самосовершенствования артиста (ПК-22);
наличием четких художественных критериев подбора исполнителей, объективным подходом к их распределению, способностью использовать в своей профессиональной деятельности основные принципы работы с пространством; пользоваться выразительными средствами цирка (ПК-23);
способностью осуществлять эффективный коммуникативный процесс, выбирать и комбинировать тип управления в творческом коллективе; владением этическими нормами коллективного творчества, созданием условий эргономичности творческой атмосферы, самочувствия (ПК-24);
в области репетиторской деятельности:
способностью эффективно работать с произведением различной формы и стиля, владением понятийным аппаратом, знанием лучших образцов циркового наследия, методикой и технологией репетиционной работы с коллективом (ПК-25);
способностью запомнить и верно воспроизводить текст циркового произведения (ПК-26);
способностью анализировать особенности творческого почерка, стилистику и постановочные методы мастеров цирка (ПК-27);
способностью применять на практике методику преподавания, формировать собственные профессиональные навыки и умения в совершенствовании исполнительского мастерства артистов цирка (ПК-28);
способностью конструктивно работать с музыкантами, режиссером (ПК-29);
способностью владеть методикой контроля и дозирования специфической физической нагрузки во время репетиционных занятий, навыками консультационной работы и приемами диагностирования одаренности и креативности исполнителей, возрастных особенностей проявления индивидуальности (ПК-30);
способностью понимать сущность цирковой деятельности, самостоятельно пополнять знания, ставить и решать разнообразные задачи, выдвигать альтернативные решения, вырабатывать критерии отбора наиболее эффективных из них (ПК-31);
способностью к продуктивному межличностному взаимодействию, созданию условий для обеспечения высокой работоспособности исполнителя, активизации его операционально-технических функций, системы мотивационной регуляции цирковой деятельности (ПК-32);
в области организационно-управленческой деятельности:
способностью планировать деятельность организации (проекта) циркового искусства (ПК-33);
способностью осуществлять административно-организационную деятельность в области цирка (ПК-34);
способностью координировать деятельность творческих и финансово-хозяйственных служб, касающихся отдельных сторон деятельности художественной организации или проекта (ПК-35);
способностью вести учет имеющихся финансовых, материальных и иных ресурсов в организации (ПК-36);
способностью осуществлять грамотный контроль деятельности организации (проекта), ресурсов, используя различные экономико-математические методы учета (ПК-37);
способностью управлять малыми коллективами, находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ПК-38);
способностью исследовать проблемы функционирования во взаимосвязи с социально-экономической успешностью и социальной действенностью организации; обеспечивать многосторонние связи с общественностью в процессе работы над проектом (мероприятием); участвовать в разработке рекламной и печатной продукции (ПК-39);
способностью осуществлять мониторинг финансовой успешности деятельности; контролировать и отвечать за административно-организационные стороны работы творческой организации или учреждения (ПК-40);
в области методической деятельности:
способностью участвовать в методической разработке и внедрении методик организации и руководства цирковым искусством, образованием, творчеством (ПК-41);
способностью участвовать в разработке педагогических технологий (ПК-42);
способностью разрабатывать методические пособия и другие методические материалы по организации и руководству учреждениями циркового образования, коллективами, культурными учреждениями и организациями (ПК-43);
способностью создавать соответствующие компьютерные базы данных о различных видах циркового искусства, художественного творчества и культурной деятельности (ПК-44);
способностью подготовить и провести телевизионные передачи и другие формы деятельности СМИ по пропаганде духовно-нравственных ценностей и идеалов мировой и отечественной культуры и шедевров циркового творчества (ПК-45);
в области культурно-просветительской деятельности:
способностью использовать приобретенные знания для популяризации циркового искусства; проводить экскурсии, выступать с лекциями, сообщениями, оформлять выставки, экспозиции, организовать конкурсы, фестивали (ПК-46);
способностью провести исследования тенденций и закономерностей развития циркового искусства, подготовить публикацию (статью, эссе, методические рекомендации), выступления с использованием современных социальных, психолого-педагогических и информационных технологий, радио, телевидение, электронно-вычислительных машин и иных технических средств коммуникаций (ПК-47);
способностью создавать соответствующие компьютерные базы данных и проводить исследования в сфере методологии цирковой науки и практики, педагогики, истории и теории циркового искусства, творчества, других проблем искусства и культуры по типу культурно-просветительского процесса (ПК-48);
способностью дать профессиональную консультацию, проводить анализ и оценку явлений циркового искусства, осуществлять редакторскую работу (ПК-49);
способностью разрабатывать и осуществлять проекты и программы по сохранению и развитию традиций мировой и Российской цирковой школы, участвовать в педагогическом проектировании профильных инновационных образовательных и художественно-творческих систем (ПК-50);
способностью участвовать в подготовке и проведении телевизионных передач и других форм деятельности СМИ по пропаганде духовно-нравственных ценностей и идеалов традиционной отечественной культуры, отечественных, мировых шедевров циркового искусства (ПК-51);
способностью участвовать в разработке и реализации культурной политики в муниципальных, региональных и федеральных органах власти, включая связи с общественностью (ПК-52);
способностью взаимодействовать с многонациональным профессиональным сообществом, в интересах освещения фундаментальных и прикладных исследований в сфере циркового искусства, образования, науки (ПК-53).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
6.1. ООП бакалавриата предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики;
государственная (итоговая) аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ООП |
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения |
Трудоемкость, (зачетные единицы)* |
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий |
Коды формируемых компетенций |
Б.1 |
Гуманитарный, социальный и экономический цикл |
30-35 |
|
|
Базовая часть |
15-17 |
|
||
|
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные разделы и направления философии, методы и приемы анализа философских проблем; основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России и роль России в истории человечества и в современном мире; лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для иностранного языка); уметь: анализировать и оценивать социальную информацию; планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа; владеть: иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников; навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений; навыками критического восприятия информации. |
4 |
Философия |
|
|
4 |
История |
||
|
10 |
Иностранный язык |
||
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
15-17 |
|
|
Б.2 |
Общепрофессиональный цикл |
60-70 |
|
|
Базовая часть В результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен: знать: периодизацию истории цирка, балаганы, штукарство и шутовство; первые стационарные цирки; цирк братьев Ринглинг, цирки К.Гинне и Гаэтано, Чинизелли в Москве; московский цирк Соломонского; цирки Барнума и Бейли, Барнума и Коупа, Гагенбеки, братьев Никитиных, Буша, Сарразани, Кроне; развитие отечественного и зарубежного цирка; разновидности цирковых жанров, цирковые династии; значение отечественного, английского, немецкого, французского цирков в развитии мирового цирка; цирковая терминология; понятийно-категориальный аппарат истории и теории искусств; периодизацию истории искусств, особенности их выразительных средств и художественного языка; основные художественные стили, направления, методы, школы; методологию научного исследования искусства; стилевую и жанровую типологию искусства, основные элементы языка искусств; закономерности структурной организации произведений искусства; о роли и значении циркового искусства в системе культуры в воспитании и развитии личности о специальной литературе, как по профилю циркового искусства, так и по смежным областям художественного творчества; историю возникновения жанров циркового искусства; бытовые, социальные и политические условия, в которых развиваются жанры циркового искусства; роль жанров циркового искусства в других видах искусства; историю отечественной и западноевропейской режиссуры; специфику режиссуры театра и цирка; принципы режиссерского анализа пьесы; технологию создания режиссерского замысла и постановочного плана циркового номера и программы; строение организма человека; общие принципы функционирования органов и систем; строение двигательных действий; о системе управления движениями и принципах подчинения движений законам механики; особенности опорно-двигательного аппарата артистов цирка; о повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата человека, возникающих при занятиях цирковым искусством и их причинах, о средствах их профилактики, лечения и реабилитации; основы гигиены артистов цирка; о клинических проявлениях повреждений опорно-двигательного аппарата; о качественных отличиях строения и функций организма человека, связанных с трудовой деятельностью артиста цирка; исторические условия появления маски-образа, грима, костюма, трюка; особенности пластики тела, актерской манеры игры в комедии "дель-арте"; основные положения теории актерского мастерства; уметь: различать произведения искусства по виду, жанру и стилю; определять время и место (принадлежность к национальной, региональной школе) их создания, автора (или школу); анализировать их форму и содержание; ориентироваться в специальной литературе; ориентироваться в исторических процессах происхождения цирковых жанров; анализировать литературный материал; использовать исторический материал для творческой работы в избранном жанре; использовать систему знаний по режиссерскому искусству в профессиональной деятельности; видеть режиссерские методы в осуществлении постановки; производить режиссерский анализ пьесы; оказывать первую доврачебную помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, возникших во время занятий, репетиций; владеть: основами актерского мастерства; свободно применять комплекс технологических навыков в выбранной профессии; средствами пластической выразительности; понимать: закономерности развития искусств; их связь с исторической действительностью, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода. |
30-40 |
Модуль "Теория и история искусств" История цирка Актерское мастерство и основы практической режиссуры Анатомия, физиология, биомеханика и основы медицины |
||
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
30-40 |
|
|
Б.3 |
Профессиональный цикл |
105-108 |
|
|
Базовая часть |
40-43 |
|
|
|
|
В результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен: |
|
|
|
|
знать: основные произведения, принципы, приемы мастеров циркового искусства; принципы интерпретации и построения циркового произведения и программы; уметь: демонстрировать (опознавать) основные произведения, принципы, приемы мастеров циркового искусства; использовать их в собственной деятельности; |
10 |
Практическое и теоретическое наследие и репертуар мастеров циркового искусства |
|
|
знать: основные понятия безопасности жизнедеятельности; критерии здоровья; факторы, влияющие на уровень здоровья детей, подростков и юношей в современном обществе; специфику формирования представлений о здоровом образе жизни у детей, подростков и юношей; основные принципы здорового образа жизни; характеристики опасностей природного, техногенного и социального происхождения; правила, принципы и средства безопасного поведения; методики формирования психологической устойчивости и поведения в опасных ситуациях; принципы информационной, правовой, психологической безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях; причины и методы профилактики травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата у артистов цирка; методы экспертизы и восстановления профессиональной трудоспособности; |
3 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
|
|
меры электробезопасности и противопожарной защиты; знать: основы акробатики, гимнастики, жонглирования, ручного эквилибра, эквилибра на проволоке, клоунады и музыкальной эксцентриады (в том числе музыкальной) и других жанров для создания циркового номера; средства пластической выразительности; специальную терминологию; приемы общения со зрительской аудиторией; технику безопасных методов работы пассировки и работы с лонжей); основные виды и приемы цирковой педагогики; особенности профессиональной деятельности, образования, воспитания и психологии артиста цирка; принципы построения карьеры артиста цирка; основы планирования профессиональной деятельности в цирке; историю и теорию цирковой педагогики в России и зарубежом; трудовое законодательство о педагогической деятельности; базовые дидактические понятия, категории и принципы; философские, методологические и психолого-педагогические основания теории обучения; современные теории и системы обучения; дидактический инструментарий: основные характеристики, структуру и этапы развития воспитательных систем; основные воспитательные системы прошлого и настоящего; методы и средства воспитания; сущность воспитательного процесса; сущность воспитания; определения, основные виды, признаки педагогических технологий, их классификацию; общие принципы и методы преподавания дисциплин художественного цикла; учебно-методический комплекс художественно-педагогического процесса; особенности педагогической деятельности в процессе обучения художественным дисциплинам; характеристики различных, многовариантных технических средств и приёмов обучения; дифференцированные подходы в художественном образовании; планирование художественно-воспитательной работы; технологии проведения уроков; принципы организации различных занятий; средства и методы организации самообразования; принципы оценки достижений учащихся в профессиональном и художественном развитии; специфические особенности педагогических технологий и методик в различных сферах профессионального образования; основные психологические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики; основные понятия деятельностной концепции психики и сознания; основные психические механизмы функционирования и развития личности в различных видах деятельности; психологические методы познания и самопознания, развития, коррекции и саморегуляции; основные принципы образовательной политики в России; основные направления модернизации; сущность и ценностные характеристики педагогической деятельности; основы профессиональной компетентности педагога; педагогические основы различных видов профессиональной деятельности; основные источники педагогических идей; современную педагогическую публицистику, научную литературу; структуру современной системы отечественного образования, стратегию ее развития; систему методов и приемов обучения, художественного воспитания и руководства учебно-познавательной деятельностью обучающихся; задачи, программное содержание и методы обучения; принципы развития профессиональных и художественно-творческих способностей, личностных качеств и черт характера артиста цирка и педагога; методы проведения занятий; закономерности формирования профессиональных способностей, средства и способы развития выразительности; правила исполнения и преподавания; концепцию определяющей роли собственной деятельности в развитии личности применительно к процессу обучения; принципы построения урока; формы контроля успеваемости; методическую литературу по предметам; определение понятия "организм", его свойства, значение гомеостаза; закономерности индивидуального роста и развития детского организма; значение наследственности и среды, их влияние на развитие детского организма; анатомию, физиологию и возрастные особенности развития; принципы развития регуляторных систем морфофункциональные особенности нервной системы детей; принципы развития сенсорных систем; анатомию и физиологию вегетативных систем; возрастные особенности обмена веществ, энергии и терморегуляции, питания; закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата; анатомо-физиологические особенности созревания мозга; психофизиологические аспекты поведения ребенка; основные закономерности функционирования психики; принципы развития психики в онтогенезе, изменении ее структуры и функций; основные методы исследования развития психики человека; психологические новообразования возрастных периодов; содержание основных возрастных кризисов; движущие силы развития на каждом возрастном этапе; условия психического развития людей разного возраста; иметь практический опыт (в зависимости от жанра): выполнения различных акробатических упражнений: на координацию и ориентацию в пространстве, статических, прыжков, кульбитов и каскадов, произвольных прыжков, на гибкость и растягивание, темповых упражнений, упражнений с# гимнастика, трамплина и мостика, парно-темповых упражнений, парно-групповых упражнений; выполнения технических и художественных элементов; выполнения упражнений на гимнастических снарядах и аппаратах; выполнения силовых и маховых комбинаций на кольцах, трапеции, канате, батуте, турнике, в рамке; по жонглированию: владения техническими приемами жонглирования: быстроты движений, ловкости, темпа, подбрасывания от трех до восьми предметов булав, колец, шаров, тарелок, палок), комбинации правой и левой рукой, жонглирования тремя, четырьмя и пятью предметами с балансом на лбу; перекидки с партнерами (от трех до шести предметов), жонглирования шляпой, теннисной ракеткой, большим мячом, веревками с тяжестью на концах, по эквилибру ручному: выполнения упражнений на равновесие в разных положениях: стойке на двух руках, в стойке на одной руке, на голове (копфштейн), стойке в упоре на локте, на специальных опорах: на площадке - кубиках, тростях и руле, катушках, балансирование, по эквилибру на проволоке: сохранения равновесия на туго натянутой проволоке; владения веером, балансирования на правой и левой ноге, продвижения вперед и назад, приседания на колено, скольжения вперед на полупальцах, выполнения полушпагатов, поворотов на 180 градусов, бега вперед и назад, подскоков, прыжков, арабесок, шпагатов, выполнения арабского колеса с приходом на мостик, сохранения равновесия на свободно подвешенной проволоке, продвижения вперед и назад, приседания на колено, бокового кача, хождения, выполнения основной стойки с шестом, полуоборота с переброской шеста через себя; уметь: использовать профессиональные навыки в акробатике, гимнастике, жонглировании, в ручном эквилибре, эквилибре на проволоке, клоунаде и эксцентриаде (в том числе музыкальной) и других жанрах для участия в сольном или групповом цирковом номере; подготовить цирковой, эксцентрический номер, клоунские репризы, антре, обозначенные в учебных программах; использовать различный реквизит; пользоваться различными методами безопасной работы (уметь пассировать и работать с лонжей); применять готовые номера в цирковых программах; соблюдать правила техники безопасности; давать психологическую характеристику личности, осознавать и интерпретировать собственное психическое состояние; использовать результаты психологического анализа личности обучающегося в интересах повышения эффективности работы; соотносить объемы содержания учебных задач с возрастными и профессионально-физическими способностями; использовать речь преподавателя как один из основных приёмов обучения; развивать зрительное восприятие, воображение, пространственное представление, память, чувства и эстетическое восприятие у обучающегося; работать с различными источниками; использовать психологические термины; определять и изучать возрастные особенности психики человека на всех этапах его жизненного пути; использовать психологические знания в своей педагогической деятельности; владеть: навыками исследовательской работы в области цирковой педагогики и образования; приемами оценивания уровня своих профессиональных способностей и способностей обучающихся; методиками саморегуляции протекания основных психических функций в различных условиях деятельности; навыками работы с психологической литературой, с материалами конкретных психологических исследований по тематике, близкой к их профессиональной деятельности; навыками практического использования полученных психолого-педагогических знаний в различных условиях деятельности; навыками разработки модели профессиональной деятельности с учетом влияния реальных условий и факторов; |
30 |
Модуль "Артист цирка, преподаватель" Основы цирковых жанров (акробатика, гимнастика, жонглирование, эквилибр ручной, эквилибр на проволоке) Специальный класс по жанрам (акробатика, гимнастика, жонглирование, эквилибр ручной, эквилибр на проволоке, клоунада, эксцентриада, в том числе музыкальная) Цирковая педагогика |
|
|
знать: основные термины циркового искусства, образования, режиссерской деятельности; основные виды режиссерского творчества в России и зарубежом; особенности профессиональной деятельности, подготовки, образования, воспитания, психологии артиста цирка и режиссера; принципы построения карьеры артиста цирка и режиссера; основы планирования профессиональной деятельности; историю циркового сочинительства и исполнительства в России и зарубежом; тарифно-квалификационные характеристики в области цирка и трудовое законодательство Российской Федерации; основы авторского права в части защиты прав артистов цирка и режиссеров; технологию создания циркового произведения; законы построения и структуру цирковых произведений; элементы пространственного строения и приемы его развития; средства образного раскрытия содержания циркового произведения; основные законы драматургии; владеть: методами сочинения и построения композиции циркового номера или программы; навыками драматургического построения действия; навыками работы с концертмейстером, художником, дирижером, композитором; методикой постановочной, репетиторской работы, навыками анализа творческих ситуаций и решения организационных и художественных задач; опытом реализации художественного замысла в профессиональном творческом цирковом коллективе; уметь: сочинять качественный и профессиональный текст циркового номера; создавать замысел будущей цирковой программы, исходя из особенностей заказа; раскрыть тему, идею своего сочинения; осуществлять подбор музыкального материала соответствующего замыслу будущей программы; создавать и композиционный план; создавать композицию различных цирковых форм; ориентироваться в специальной литературе; работать с солистами; выбирать и комбинировать тип управления в творческом коллективе; |
30 |
Модуль "Режиссура цирка" Искусством цирковой режиссуры Основы менеджмента цирка |
|
|
знать: основные термины менеджмента исполнительских искусств; основы общего менеджмента и специфику менеджмента исполнительских искусств; историческое развитие менеджмента как науки и вида деятельности; сущность профессии менеджера; функции менеджмента; процедуру подготовки менеджеров в данном вузе; основные понятия менеджмента; основные этапы, пройденные менеджментом в XX века; сущность и содержание менеджмента; школы менеджмента; методы менеджмента; сущность мотивационного воздействия; процесс принятия решения; принципы построения организации и основные типовые структуры; принципы планирования и общий процесс планирования; формы и стадии контроля; основные коммуникации в системе менеджмента; основы взаимодействия человека и организации; роль руководителя в системе менеджмента; основы делового общения; управление конфликтами и стрессами; сущность интеграционных процессов в управлении; основные подходы к оценке эффективности менеджмента; основные закономерности, ограничения и условия экономической жизни потребителя, производителя и общества в целом; формы и содержание организации отраслевых рынков; виды доходов владельцев; факторы производства и их распределение; мотивы поведения экономических субъектов; возможности и слабости функционирования рыночных механизмов; роль государства в экономической жизни общества, пределы его возможностей и слабости государственного вмешательства в экономику; основные макроэкономические проблемы и их особенности в России на современном этапе; способы решения базовых экономических проблем в рамках экономических систем различных типов; особенности анализа и обобщения экономических, социальных и организационных показателей, характеризующих состояние производства и управления; основы своевременного предвидения и учета возникновения позитивных и негативных тенденций экономического развития, разработки мероприятий по локализации и устранению недостатков, определению потребности в изменениях и нововведениях; уметь: воздействовать с помощью различных методов мотивационного воздействия; принимать решения; эффективно планировать; эффективно управлять человеком в организации; разрешать конфликты в организации; оценивать эффективность менеджмента; применять знания экономической теории в руководстве экономическими службами и подразделениями; самостоятельно принимать решения по вопросам совершенствования экономической работы и организации управления; разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор по критериям социально-экономической эффективности; организовывать и проводить практические исследования социально-экономической обстановки, конкретных форм управления; осуществлять социально-психологическое регулирование в трудовых коллективах; разрабатывать программы и планы социального развития; разделять микроэкономические и макроэкономические проблемы; понимать взаимосвязь микроэкономических и макроэкономических процессов и проблем; ориентироваться в текущих экономических событиях в своей стране и мире; владеть: деловым общением. |
30 |
Модуль "Менеджер" Общий менеджмент Экономическая теория Организация и управление персоналом в организациях искусства Маркетинг |
|
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки) |
62-65 |
|
|
Б.4 |
Физическая культура |
2 |
|
|
Б.5 |
Учебная и производственная практики (практические умения и навыки определяются ООП вуза) |
15-20 |
|
|
Б.6 |
Государственная (итоговая) аттестация |
5 |
|
|
|
Общая трудоемкость основной образовательной программы |
240 |
|
|
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавриата, учитывающую ее специфику, направление и профиль подготовки и включающую в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной ООП ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития искусства, культуры, науки, техники, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера).
Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (художественно-творческих занятий, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 25 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной связи с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет в среднем за период теоретического обучения 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется:
при очной форме обучения в объеме 400 часов аудиторных занятий, предусматривающих практические занятия по дисциплине "Хореография";
при очно-заочной и заочной формах обучения раздел предусматривает только теоретическую подготовку.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать практические занятия по следующим дисциплинам: "Иностранный язык", "Хореография", "Практическое и теоретическое наследие и репертуар мастеров циркового искусства", "Основы цирковых жанров (акробатика, гимнастика, жонглирование, эквилибр ручной, эквилибр на проволоке)", "Специальный класс по жанрам (акробатика, гимнастика, жонглирование, эквилибр ручной, эквилибр на проволоке, клоунада, эксцентриада, в том числе музыкальная)", "Цирковая педагогика", а также по всем модулям профессионального цикла.
Учитывая необходимость практического приобретения обучающимися исполнительских навыков, особенностей музыкального сопровождения, вузам рекомендуется формировать учебные группы по модульным и профильным профессиональным дисциплинам в среднем по 6-8 человек. Для отдельных дисциплин, требующих индивидуальной подготовки, вуз должен предусматривать индивидуальные занятия в объеме не менее 25 процентов аудиторных занятий. Перечень указанных дисциплин, требующих индивидуальной подготовки, устанавливается вузом.
7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки (специализацию);
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел ООП бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики могут проводиться в сторонних организациях (цирках, театрально-концертных предприятиях, научно-исследовательских институтах, фирмах) или на кафедрах вуза, обладающих необходимым кадровым, творческим и научным потенциалом.
Форма аттестации результатов практики устанавливается учебным планом вуза с учетом требований настоящего ФГОС ВПО.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую информацию;
овладевать достижениями отечественной и зарубежной науки и практики в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении творческих разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступить с докладом на конференции, публиковать свои материалы в научных изданиях.
7.16. Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной, научно-методической и художественно-творческой деятельностью.
К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 10 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 50 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и (или) ученые звания. Ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.
По данному направлению подготовки к преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания почетные звания в области искусства, культуры и спорта (Заслуженного деятеля искусств, Заслуженного работника культуры, Заслуженного или Народного артиста (СССР, республик в составе бывшего СССР, России), мастера спорта), лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере.
До 25 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание и (или) почетные звания в области искусства (культуры, спорта) может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов в соответствующей области более 10 последних лет.
Исходя из необходимости музыкального сопровождения отдельные дисциплины базовых и вариативных частей должны обеспечиваться концертмейстерами. Для таких дисциплин, а также для всех видов практики, помимо часов работы преподавателя, вузам рекомендуется предусматривать часы работы концертмейстеров из расчета до 100 процентов часов аудиторных занятий обучающихся и до 50 процентов часов самостоятельной работы обучающихся; кроме того, на подбор и подготовку музыкального материала для концертмейстеров рекомендуется предусматривать до 10 процентов от общего объема часов соответствующих дисциплин и практик.
7.17. ООП должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям ООП, аудио-видеофондами, мультимедийными материалами согласно профилю подготовки ООП.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 50 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.
В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"** финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.
7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для ООП бакалавриата перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
учебные аудитории:
учебные аудитории для проведения теоретических (лекционных, семинарских) занятий (гуманитарных и социально-экономических дисциплин; истории цирка и эстрады; мировой художественной культуры; мастерства актера; грима; безопасности жизнедеятельности и охраны труда), укомплектованные специализированной учебной мебелью, техническими средствами, наглядными пособиями, литературой;
залы для занятий движенческой подготовкой (танцем, хореографией, сценическим движением) площадью не менее 75 квадратных метров должны иметь специализированные покрытие, балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7 метров на 2 метра на одной стене, кабинетный рояль (пианино) и звуковоспроизводящую технику (магнитофоны, аудио-проигрыватели);
помещения для самостоятельной работы обучающихся, оснащенные множительной и компьютерной техникой с подключением к сети Интернет;
цирковую (или иную сценическую площадку) площадью не менее 100 квадратных метров по элементам оборудования приближенный к условиям профессионального цирка;
мастерские по изготовлению и ремонту циркового реквизита;
учебно-цирковой комплекс: учебные манежи (круглый и квадратный);
парк музыкальных инструментов (рояли, пианино, иные инструменты);
научную библиотеку с читальным залом;
нотную библиотеку с фондом музыкальных произведений на бумагоносителях для музыкального оформления программ;
костюмерную (реквизиторскую), располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений и необходимым реквизитом;
специализированное медицинское подразделение;
столовую;
помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования;
отдел технических средств обучения (медиатеку), включающий:
методический кабинет, занимающийся обеспечением обучающихся методической литературой через ее размножение различными способами;
видеотеку для просмотра кино- и фотодокументов, содержащую видеофильмы и видеозаписи выдающихся цирковых выступлений, уроков, программ; фонотеку с аудиозаписями произведений музыкального искусства для музыкального сопровождения репетиционного процесса и выступлений, с возможностью осуществлять запись и компьютерную обработку музыки; компьютерный класс с не менее 20 рабочими местами с возможностью выхода в сеть Интернет.
Рекомендуется наличие:
раздевалок и душевых для обучающихся и преподавателей;
спортивно-тренажерного зала;
кабинета дистанционного обучения;
психологической службы.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Доступность для обучающихся к сети Интернет в количественном отношении должна равняться один выход на десять обучающихся.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
В образовательном учреждении должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта циркового реквизита.
VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ бакалавриата
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать качество подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения ООП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную (итоговую) аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, репертуарные списки музыкальных произведений, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.
______________________________
* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
** Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 17, ст. 1932, N 44, ст. 5280; 2010, N 19, ст. 2291, N 50, ст. 6595
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 сентября 2011 г. N 2298 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.