Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 071004 Монументально-декоративное искусство (квалификация (степень) "специалист")
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 13 сентября 2011 г. N 2292)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалиста по направлению подготовки (специальности) 071004 Монументально-декоративное искусство образовательными учреждениями высшего профессионального образования, (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО |
- высшее профессиональное образование; |
ООП |
- основная образовательная программа; |
ОК |
- общекультурные компетенции; |
ПК |
- профессиональные компетенции; |
УЦ ООП |
- учебный цикл основной образовательной программы; |
ФГОС ВПО |
- федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. |
III. Характеристика направления подготовки (специальности)
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
Наименование ООП |
Квалификация (степень) |
Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной (итоговой) аттестации |
Трудоемкость (в зачетных единицах) |
|
Код в соответствии с принятой классификацией ООП |
Наименование |
|||
ООП подготовки специалиста |
65 |
специалист |
6 лет |
360* |
_____________________________
*Трудоемкость ООП подготовки специалиста по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) форме, а также в случае сочетания различных форм получения образования при реализации программ подготовки специалиста могут увеличиваться на 1 год, по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
Обучение по заочной форме обучения, а также экстернат по указанному направлению подготовки (специальности) не предусмотрены.
IV. Характеристика профессиональной деятельности специалистов
4.1. Область профессиональной деятельности специалистов включает:
культурную и социальную среду общества;
монументально-декоративную живопись и монументально-декоративную скульптуру в архитектурной среде, интерьер и экстерьер;
художественные интерьеры и декоративные убранства отдельных помещений и их комплексов;
культурно-просветительскую и педагогическую деятельность.
4.2. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются:
жилые, общественные и производственные архитектурные комплексы, здания общественного присутствия, а также культового назначения и архитектурные объекты частного строительства;
произведения монументально-декоративной живописи и монументально-декоративной скульптуры, архитектурно-декоративная пластика, художественный интерьер.
4.3. Специалист по направлению подготовки (специальности) 071004 Монументально-декоративное искусство готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
аналитической;
художественной;
проектной;
художественно-производственной;
культурно-просветительской;
педагогической.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Специалист по направлению подготовки (специальности) 071004 Монументально-декоративное искусство должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
в области аналитической деятельности:
умение анализировать произведения архитектуры, различных видов изобразительного, пластического, декоративного искусства и народных промыслов, основные закономерности развития теоретических, исторических, культурных, творческих аспектов искусства, необходимую научно-методическую и искусствоведческую литературу;
в области художественной деятельности:
знание и умение осуществлять художественные аспекты монументально-декоративной живописи, монументально-декоративной скульптуры, интерьеров и экстерьеров; создание художественного образа в объемно-пространственной среде; владение практическими навыками различных видов изобразительного искусства;
в области проектной деятельности:
знание и умение разрабатывать и выполнять архитектурный проект с учетом синтеза произведений монументально-декоративной живописи и монументально-декоративной скульптуры, изобразительного и декоративного искусства применительно к реальной архитектурно-средовой ситуации, интерьерам и экстерьерам жилых, общественных и производственных зданий с учетом особенностей протекающих в них функциональных процессов, а также характеристик их оборудования; владение способами проектной графики;
в области художественно-производственной деятельности:
обладание знаниями и реальными представлениями о процессе художественного производства произведений монументально-декоративной живописи и монументально-декоративной скульптуры; выполнение изделий в материале; знакомство с технологическими процессами ручного и промышленного изготовления художественной продукции; овладение практическими навыками создания в различных материалах художественных произведений с учетом традиционных и инновационных технологий; владение технико-технологическими методами проектной графики;
в области культурно-просветительской деятельности:
знание и умение организации и проведения художественных выставок, составление и подготовка к изданию выставочных каталогов, проведение конкурсов и фестивалей, пропагандирование достижений в области монументально-декоративного искусства;
в области педагогической деятельности:
знания по педагогике, необходимые для преподавания в общеобразовательных и специализированных художественных школах, учреждениях дополнительного образования для детей, образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования; планирование учебного процесса, выполнение методической работы, самостоятельное ведение лекций и практических занятий.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста
5.1. Выпускник должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью представить современную картину мира на основе целостной системы научных знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);
способностью к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-2);
свободным владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи, умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения, владением одним из иностранных языков как средством делового общения (ОК-3);
способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре, способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества, владением методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-4);
владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умением анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-5);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-6);
владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-7).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способность к работе с архитектурно-пространственной средой (ПК-1);
способность создавать произведения монументально-декоративного искусства (ПК-2);
умение работать с различными материалами монументально-декоративного искусства (ПК-3);
способность к аналитической работе с научной и искусствоведческой литературой по специальности (ПК-4);
способность к проектной работе (ПК-5);
умение использовать в творческом процессе, педагогической и просветительской деятельности знания в области мировой и отечественной истории искусства и материальной культуры, знанием истории создания и художественных особенностей памятников в мировой и отечественной архитектуре, живописи, скульптуре, процессов формирования и развития основных течений в области искусства (ПК-6);
способность самостоятельно или в составе группы вести научный или творческий поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания (ПК-7);
владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличием навыков работы с компьютером, как средством управления информацией (ПК-8);
владение рисунком, умение использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; создание плоскостных и объемно-пространственных пространственных произведений живописи, приемами работы с цветом и цветовыми композициями (ПК-9);
владение основными профессиональными навыками скульптора; умение работать в различных пластических материалах (ПК-10);
владение принципами конструирования и макетирования (ПК-11).
Профессионально-специализированные компетенции (ПСК):
Специализация N 1 "Художник монументально-декоративного искусства (живопись)":
владением композицией монументально-декоративной живописи (ПСК-1.1);
владением академическим рисунком и живописью (ПСК-1.2);
моделированием архитектурно-пространственной среды (ПСК-1.3);
знанием основ художественного производства (ПСК-1.4);
знанием истории культуры и искусств (ПСК-1.5);
знанием пропедевтики монументально-декоративного искусства (ПСК-1.6);
знанием истории монументально-декоративной живописи (ПСК-1.7);
владением специальным рисунком и специальной живописью (ПСК-1.8).
Специализация N 2 "Художник монументально-декоративного искусства (скульптура)":
владением композицией монументально-декоративной скульптуры (ПСК-2.1);
владением академической скульптурой и пластическим моделированием (ПСК-2.2);
моделированием архитектурно-пространственной среды (ПСК-2.3);
овладением методами изобразительного языка академического рисунка (ПСК-2.4);
знанием основ художественного производства (ПСК-2.5);
знанием истории культуры и искусств (ПСК-2.6);
знание пропедевтики (ПСК-2.7);
знание истории монументально-декоративной скульптуры (ПСК-2.8);
владением специальной скульптурой (ПСК-2.9).
Специализация N 3 "Художник монументально-декоративного искусства (интерьер)":
владением архитектурно-художественным синтезом (ПСК-3.1);
владением композицией объемно-пространственной структуры и интерьера (ПСК-3.2);
моделированием архитектурно-пространственной среды (ПСК-3.3);
знанием основ художественного производства (ПСК-3.4);
знанием основ строительного дела (ПСК-3.5);
знанием основ отделки и декорирования интерьеров (ПСК-3.6);
знанием пропедевтики (ПСК-3.7);
знанием истории культуры, архитектуры и искусств (ПСК-3.8);
знанием истории искусства интерьера (ПСК-3.9);
владением академическим рисунком, живописью и скульптурой (ПСК-3.10);
владение ручными и электронными способами проектирования, конструирования и моделирования (ПСК-3.11).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста
6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;
государственная (итоговая) аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) дальнейшего продолжения обучения по образовательным программам послевузовского профессионального образования (аспирантура).
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История Отечества", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП подготовки специалиста
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Специализация ООП подготовки специалиста определяется высшим учебным заведением в соответствии со структурой ООП подготовки специалиста и примерной ООП ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц. По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более четырех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам C.1, C.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП подготовки специалиста в очной форме не может составлять более 42 академических часов.
7.8. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов.
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП подготовки специалиста, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. Программа подготовки специалистов вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения специальная живопись, специальный рисунок специальная скульптура, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую специализацию ООП подготовки специалиста;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. При реализации ООП подготовки специалистов по данному направлению подготовки (специальности) предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная, которые могут включать преддипломную практику.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях (предприятиях, научно-исследовательских институтах (НИИ), фирмах) или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Особые условия реализации программ практик в ООП подготовки специалиста. Аттестация по итогам практики представляет собой отчеты, зарисовки, копии, исполнение проекта в материале.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и вести творческий поиск в соответствующем профиле; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию информации искусствоведческого характера;
участвовать в выставках, конкурсах и фестивалях, конференциях;
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка от организации.
7.16. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу, достижения отечественной и зарубежной науки по соответствующим дисциплинам;
осуществлять сбор, обработку, а
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 сентября 2011 г. N 2292 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.