Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение М
(обязательное)
Условия
проведения испытаний транспортных средств, укомплектованных инерционными тормозными системами
М.1 Общие положения
М.1.1 Инерционная тормозная система прицепа включает в себя управляющее устройство, тормозной привод и колесные тормоза (далее - тормоза).
М.1.2 Управляющее устройство инерционной тормозной системы (далее - управляющее устройство) представляет собой комплект деталей, интегрированных с тягово-сцепным устройством (соединительной головкой).
М.1.3 Тормозной привод представляет собой комплект деталей, расположенных между соединительной головкой и тормозом.
М.1.4 Тормоз представляет собой конструктивный узел, в котором возникает сила, препятствующая движению ТС. Входной элемент тормоза - это либо рычаг, воздействующий на кулачок тормоза или подобные детали (в случае инерционной тормозной системы с механическим приводом), либо тормозной цилиндр (в случае инерционной тормозной системы с гидравлическим приводом).
М.1.5 Тормозные системы, в которых аккумулированная энергия (электрическая, пневматическая или гидравлическая) передается на прицеп от буксирующего ТС и регулируется исключительно толкающим усилием в соединительной головке, не относятся, применительно к требованиям настоящего стандарта, к инерционным тормозным системам.
М.1.6 Испытания
Проводят следующие испытания:
М.1.6.1 определение характеристик важнейших элементов тормоза;
М.1.6.2 определение характеристик важнейших элементов управляющего устройства и проверку его соответствия требованиям настоящего стандарта;
М.1.6.3 проверку на ТС:
а) совместимости управляющего устройства и тормоза и
б) тормозного привода.
М.2 Обозначения и термины
М.2.1 Единицы измерения
М.2.1.1 Масса, кг.
М.2.1.2 Сила, Н.
М.2.1.3 Ускорение силы тяжести, g = 10 .
М.2.1.4 Момент, .
М.2.1.5 Площадь, .
М.2.1.6 Давление, бар.
М.2.1.7 Длина. Единица длины зависит от конкретного измеряемого объекта.
М.2.2 Обозначения, применяемые к инерционным тормозам всех типов (см. рисунок М.1)
М.2.2.1 |
- |
максимальная масса прицепа (см. 2.17). |
|
М.2.2.2 |
- |
максимальная масса прицепа, заявленная изготовителем, приходящаяся на тормоза, активизируемые управляющим устройством. |
|
М.2.2.3 |
- |
максимальная масса прицепа, приходящаяся на все тормоза прицепа при их совместной активизации: . |
|
М.2.2.4 |
- |
часть максимальной массы прицепа, заявленной изготовителем, приходящаяся на один тормоз. |
|
М.2.2.5 |
В* |
- |
тормозная сила, необходимая для торможения с предписанной эффективностью. |
М.2.2.6 |
В |
- |
тормозная сила, необходимая для торможения с предписанной эффективностью с учетом сопротивления качению. |
М.2.2.7 |
D* |
- |
допустимая толкающая сила в сцепном устройстве. |
М.2.2.8 |
D |
- |
толкающая сила в сцепном устройстве. |
М.2.2.9 |
- |
сила на выходе из управляющего устройства. |
|
М.2.2.10 |
K |
- |
дополнительная сила в управляющем устройстве, обычно определяемая как сила D, соответствующая точке пересечения оси абсцисс с экстраполированной зависимостью от D, измеренная в управляющем устройстве в середине перемещения (см. рисунки М.2 и М.3). |
М.2.2.11 |
- |
пороговое усилие в управляющем устройстве, а именно максимальное толкающее усилие в соединительной головке, которое может быть приложено на короткое время без возникновения какой-либо силы на выходе из управляющего устройства. Обозначение обычно применяют к усилию, измеренному в начале возвращения соединительной головки в исходное положение со скоростью 10-15 мм/с при отсоединенном от управляющего устройства приводе. |
|
М.2.2.12 |
- |
максимальная сжимающая сила, прилагаемая к соединительной головке, в начале возвращения к исходному положению при скорости, равной (%) мм/с, и отсоединенном приводе. |
|
М.2.2.13 |
- |
максимальная выталкивающая сила, прилагаемая к соединительной головке при скорости движения в направлении от положения максимального сжатия (%) мм/с и отсоединенном приводе. |
|
М.2.2.14 |
- |
эффективность управляющего устройства. |
|
М.2.2.15 |
- |
эффективность тормозного привода. |
|
М.2.2.16 |
- |
общая эффективность управляющего устройства и тормозного привода . |
|
М.2.2.17 |
s |
- |
перемещение привода управляющего устройства, мм. |
М.2.2.18 |
- |
рабочее перемещение привода управляющего устройства, мм, необходимое для функционирования системы, в соответствии с М.9.4. |
|
М.2.2.19 |
- |
дополнительное перемещение главного цилиндра, измеренное на соединительной головке, мм. |
|
М.2.2.19.1 |
- |
ход главного цилиндра в соответствии с рисунком М.8, мм. |
|
М.2.2.19.2 |
- |
дополнительное перемещение главного цилиндра в соответствии с рисунком М.8, мм. |
|
М.2.2.20 |
- |
холостое перемещение, а именно перемещение соединительной головки, мм, когда она приведена в действие таким образом, что движется с уровня, расположенного на 300 мм выше горизонтали, на уровень, расположенный на 300 мм ниже горизонтали, при этом элементы тормозного привода остаются неподвижными. |
|
М.2.2.21 |
- |
зазор между тормозными колодками и тормозным барабаном (ход колодок до начала действия тормоза), мм, измеренный по диаметру, параллельно устройству, прижимающему колодки, при условии, что положение колодок не регулируют в процессе испытания. |
|
М.2.2.22 |
- |
минимальный зазор между колодками и тормозным барабаном (минимальный ход колодок до их контакта с барабаном) для барабанных колесных тормозов, мм: , где 2r - диаметр тормозного барабана, мм (см. рисунок М.4); для дисковых колесных тормозов с гидравлическим приводом: , где - объем жидкости, , поглощаемой одним колесным тормозом при давлении, соответствующем тормозной силе , и максимальном радиусе шины; - наружный диаметр тормозного диска, мм; - (см. М.2.4.3). |
|
М.2.2.23 |
M* |
- |
тормозной момент, заявленный изготовителем (см. раздел 5 дополнения 3 к настоящему приложению). Этот тормозной момент должен формировать тормозную силу не меньшую, чем предписанная тормозная сила В*. |
М.2.2.23.1 |
- |
тормозной момент, полученный в испытании, если защита от инерционной перегрузки не установлена (см. М.6.2.1). |
|
М.2.2.24 |
R |
- |
динамический радиус качения колеса, м. |
М.2.2.25 |
n |
- |
число тормозов прицепа. |
М.2.2.26 |
- |
максимальный тормозной момент, получающийся в результате максимально допустимого перемещения или образования максимально допустимого объема , при движении прицепа назад (с учетом сопротивления качению, равного ). |
|
М.2.2.27 |
- |
максимально допустимое перемещение, измеренное на рычаге управления тормозом при движении прицепа назад. |
|
М.2.2.28 |
- |
максимально допустимый объем жидкости, заполняющей тормозной цилиндр одного затормаживаемого колеса при движении прицепа назад. |
|
М.2.2.29 |
- |
сила, приложенная со стороны входа в управляющее устройство, при которой активизируется защита от инерционной перегрузки. |
|
М.2.2.30 |
- |
тормозной момент, при котором активизируется защита от инерционной перегрузки. |
М.2.3 Обозначения, применяемые для тормозных систем с механическим приводом (см. рисунок М.5)
М.2.3.1 |
- |
понижающий коэффициент между перемещением соединительной головки и перемещением рычага со стороны выхода из управляющего устройства. |
|
М.2.3.2 |
- |
понижающий коэффициент между перемещением рычага со стороны выхода из управляющего устройства и перемещением рычага тормоза (понижающее передаточное число тормозного привода). |
|
М.2.3.3 |
- |
понижающий коэффициент между перемещением соединительной головки и перемещением рычага тормоза: . |
|
М.2.3.4 |
- |
понижающий коэффициент между перемещением рычага тормоза и выбираемым зазором в центре тормозной колодки (см. рисунок М.4). |
|
М.2.3.5 |
Р |
- |
сила, приложенная к рычагу управления тормозом (см. рисунок М.4). |
М.2.3.6 |
- |
сила растормаживания при движении прицепа вперед, определяемая зависимостью М = f (Р), а именно значение силы Р в точке пересечения экстраполяции этой зависимости с абсциссой (см. рисунок М.6). |
|
М.2.3.6.1 |
- |
сила растормаживания при движении прицепа назад (см. рисунок М.6). |
|
М.2.3.7 |
Р* |
- |
сила, приложенная к рычагу управления тормозом и вызывающая появление тормозной силы В*. |
М.2.3.8 |
- |
испытательная сила (см. М.6.2.1). |
|
М.2.3.9 |
- |
характеристика тормоза при движении прицепа вперед, определяемая из равенства . |
|
М.2.3.9.1 |
- |
характеристика тормоза при движении прицепа назад в соответствии с равенством . |
М.2.4 Обозначения, применяемые для описания тормозных систем с гидравлическим приводом (см. рисунок М.8)
М.2.4.1 |
- |
понижающий коэффициент между перемещением соединительной головки и перемещением плунжера в главном цилиндре. |
|
М.2.4.2 |
- |
понижающий коэффициент между перемещением выталкивающей точки в колесном цилиндре и выбираемым зазором в центре тормозной колодки. |
|
М.2.4.3 |
- |
для барабанных тормозов - площадь плунжера одного колесного цилиндра; для дисковых тормозов - суммарная площадь плунжеров суппорта с одной стороны диска. |
|
М.2.4.4 |
- |
площадь плунжера главного цилиндра. |
|
М.2.4.5 |
p |
- |
гидравлическое давление в главном цилиндре. |
М.2.4.6 |
- |
давление растормаживания в колесном цилиндре при перемещении прицепа вперед, определяемое зависимостью М = f(p), а именно значение давления р в точке пересечения экстраполяции этой зависимости с абсциссой (см. рисунок М.7). |
|
М.2.4.6.1 |
- |
давление растормаживания при движении прицепа назад (см. рисунок М.7). |
|
М.2.4.7 |
p* |
- |
гидравлическое давление в колесном цилиндре, вызывающее появление тормозной силы B*. |
М.2.4.8 |
- |
испытательное давление (см. М.6.2.1). |
|
М.2.4.9 |
- |
характеристика тормоза при движении прицепа вперед, определяемая из равенства: . |
|
М.2.4.9.1 |
- |
характеристика тормоза при движении прицепа назад, определяемая из равенства: . |
М.2.5 Обозначения, применяемые для описания тормозных систем при наличии защиты от инерционных перегрузок
М.2.5.1 |
- |
сила, приложенная со стороны входа в управляющее устройство, при которой активизируется защита от инерционных перегрузок. |
|
М.2.5.2 |
- |
тормозной момент, при котором активизируется защита от инерционных перегрузок (декларируется изготовителем). |
|
М.2.5.3 |
- |
минимальный тормозной момент, полученный в испытании, в случае установки защиты от инерционных перегрузок (см. М.6.2.2.2). |
|
М.2.5.4 |
- |
сила, приложенная к тормозу, при которой активизируется защита от инерционной перегрузки (М.6.2.2.1). |
|
М.2.5.5 |
- |
максимальная толкающая сила (когда соединительная головка перемещается до отказа), прилагаемая к тормозу со стороны устройства защиты от инерционных перегрузок (см. М.6.2.2.3). |
|
М.2.5.6 |
- |
давление, действующее на тормоз, при котором активизируется устройство защиты от инерционных перегрузок. |
|
М.2.5.7 |
- |
максимальное гидравлическое давление (когда соединительная головка перемещается до отказа), прилагаемое к тормозу со стороны устройства защиты от инерционных перегрузок (см. М.6.2.2.3). |
|
М.2.5.8 |
- |
минимальная тормозная сила, полученная в испытании, в случае установки защиты от инерционных перегрузок (см. М.6.2.2.2). |
|
М.2.5.9 |
- |
минимальное давление, полученное в испытании, действующее на тормоз, в случае установки защиты от инерционных перегрузок (см. М.6.2.2.2). |
М.3 Общие требования
М.3.1 Передача силового воздействия от соединительной головки к тормозам прицепа должна быть осуществлена либо системой тяг и рычагов, либо одной или несколькими рабочими жидкостями (газами). Однако часть тормозного привода может составлять трос, заключенный в оболочку*. Эта часть привода должна иметь наименьшую возможную длину.
М.3.2 Все шкворни (оси) сочленений должны быть соответствующим образом защищены. Кроме того, эти сочленения должны либо быть самосмазывающимися, либо легкодоступными для смазки.
М.3.3 Инерционные тормозные системы должны быть сконструированы так, чтобы в процессе движения соединительной головки к своему максимально "растянутому" состоянию ни одна из частей тормозного привода не защемлялась, не подвергалась постоянному перекосу или сопротивлению. Это условие должно быть проверено при отсоединении концевой части тормозного привода от рычагов управляющего устройства.
М.3.4 Инерционная тормозная система должна позволять прицепу совместно с буксирующим ТС двигаться задним ходом без возникновения тормозной силы, превышающей . Устройства, используемые для этого, должны автоматически активизироваться при движении назад и автоматически прекращать свое действие, когда прицеп начинает двигаться вперед.
М.3.5 Любое специальное устройство, встроенное в инерционную тормозную систему для выполнения требований М.3.4, должно быть таким, чтобы контакт прицепа с откосом (барьером) в процессе парковки не привел к повреждениям.
М.3.6 Инерционные тормозные системы могут включать в себя защитные устройства, предохраняющие от инерционной перегрузки. Эти устройства не должны активизироваться при воздействии силы - при установке устройства на соединительной головке, или силы или давления - при установке устройства на колесном тормозе, где сила Р* и давление р* соответствуют тормозной силе .
М.4 Требования к управляющим устройствам
М.4.1 Скользящие элементы привода управляющего устройства должны иметь длину, достаточную для выполнения полного рабочего хода, в том числе и при сочленении прицепа с буксирующим ТС.
М.4.2 Скользящие элементы должны быть защищены гофрированными оболочками или подобными им устройствами. Они должны быть смазаны или изготовлены из самосмазывающихся материалов. Трущиеся поверхности должны быть изготовлены из таких материалов, чтобы электрохимические реакции между ними или их механическая несовместимость не приводила(ли) к заеданию скользящих элементов.
М.4.3 Пороговое усилие на управляющем устройстве должно находиться в пределах:
.
М.4.4 Максимальная сила вталкивания должна быть: для прицепов с жесткими дышлами и для многоосных прицепов с дышлами на шарнирах.
М.4.5 Максимальная тяговая сила должна находиться в пределах:
.
М.5 Испытания и измерения, которые необходимо выполнить на управляющих устройствах
М.5.1 Управляющие устройства, представляемые в испытательную лабораторию для проведения испытаний, должны быть проверены на соответствие требованиям разделов М.3 и М.4.
М.5.2 На тормозах всех типов необходимо измерить следующие параметры:
М.5.2.1 перемещение s и эффективное перемещение s`;
М 5.2.2 дополнительную силу в управляющем устройстве K;
М.5.2.3 пороговое усилие в управляющем устройстве ;
М.5.2.4 сжимающую силу ;
М.5.2.5 растягивающую силу .
М.5.3 В случае инерционных тормозных систем с механическим приводом необходимо измерить следующие параметры:
М.5.3.1 понижающий коэффициент ;
М.5.3.2 силу на выходе из управляющего устройства P` как функцию толкающей силы D на дышле.
Дополнительную силу К и эффективность определяют по репрезентативной кривой, получаемой в результате этих измерений
(см. рисунок М.2).
М.5.4 В случае инерционных тормозных систем с гидравлическим приводом должны быть определены следующие параметры:
М.5.4.1 понижающий коэффициент ;
М.5.4.2 давление на выходе из главного цилиндра p как функция толкающей силы D на дышле и площади сечения поршня главного цилиндра , в соответствии с данными изготовителя. Дополнительную силу K и эффективность определяют по репрезентативной кривой, получаемой в результате этих измерений:
(см. рисунок М.3)
М.5.4.3 дополнительное перемещение главного цилиндра s`` (см. М.2.2.19);
М.5.4.4 площадь плунжера главного цилиндра ;
М.5.4.5 ход главного цилиндра , мм;
М.5.4.6 дополнительное перемещение главного цилиндра , мм.
М.6 Требования к тормозам
М.6.1 Вместе с тормозами, предназначенными для проверки, изготовитель должен предоставить испытательной лаборатории, проводящей испытания, чертежи тормозов, показывающие тип, размеры и материал основных элементов тормозов, а также марку и тип тормозных накладок. В случае гидравлических тормозов на этих чертежах должна быть также показана площадь колесного тормозного цилиндра . Изготовитель также должен указать тормозной момент М* и массу в соответствии с М.2.2.4.
М.6.2 Условия проведения испытаний
М.6.2.1 Если устройство защиты от инерционной перегрузки не встроено в инерционную тормозную систему и не будет установлено в дальнейшем, колесный тормоз должен быть испытан под воздействием силы, момента или давления, вычисляемых следующим образом:
, , .
М.6.2.2 Если устройство защиты от инерционной перегрузки встроено в инерционную тормозную систему или будет установлено в дальнейшем, колесный тормоз должен быть испытан под воздействием силы или давления, вычисляемой(ого) следующим образом:
М.6.2.2.1 минимальные значения параметров для защиты от инерционной перегрузки, обеспечиваемые конструкцией, должны быть заданы изготовителем с соблюдением следующих условий:
или ;
М.6.2.2.2 минимальные значения силы , давления или момента , обеспечиваемые в испытаниях, должны находиться в диапазонах:
или , или ;
М.6.2.2.3 максимальные значения параметров ( или ) для устройства защиты от инерционной перегрузки должны быть установлены изготовителем и не должны превышать значений или соответственно.
М.7 Испытания и измерения, которые должны быть выполнены на тормозах
М.7.1 Тормоза и их элементы, представленные в испытательную лабораторию, должны быть испытаны на соответствие требованиям раздела М.6.
М.7.2 Необходимо определить следующие параметры:
М.7.2.1 минимальный зазор между колодками и тормозным барабаном ;
М.7.2.2 зазор между колодками и тормозным барабаном (который должен превышать ).
М.7.3 В случае тормозов с механическим приводом необходимо определить следующие параметры:
М.7.3.1 понижающий коэффициент (см. рисунок М.4);
М.7.3.2 силу Р*, вызывающую появление тормозного момента М*;
М.7.3.3 момент М* как функцию силы Р*, приложенной к рычагу управления в системе с механическим приводом. Скорость вращения контактных поверхностей тормоза должна соответствовать первоначальной скорости 60 км/ч при движении прицепа вперед и 6 км/ч при движении прицепа назад. На основе кривой, полученной в результате этих измерений, определяют перечисляемые ниже параметры (см. рисунок М.6):
М.7.3.3.1 силу растормаживания и характеристику тормоза при движении прицепа вперед;
М.7.3.3.2 силу растормаживания и характеристику тормоза при движении прицепа назад;
М.7.3.3.3 максимальный тормозной момент в конце максимально допустимого перемещения при движении прицепа назад (см. рисунок М.6);
М.7.3.3.4 максимально допустимое перемещение на рычаге управления тормоза при движении прицепа назад (см. рисунок М.6).
М.7.4 В случае тормозов с гидравлическим приводом необходимо определить следующие параметры:
М.7.4.1 понижающий коэффициент ;
М.7.4.2 давление р*, соответствующее тормозному моменту М*;
М.7.4.3 тормозной момент М* как функцию давления р*, возникающего в тормозном цилиндре гидравлического привода.
Частота вращения контактных поверхностей тормоза должна соответствовать начальной скорости торможения 60 км/ч при движении прицепа вперед и 6 км/ч при движении прицепа назад. На основе кривой, полученной в результате этих измерений, определяют перечисленные ниже параметры (см. рисунок М.7):
М.7.4.3.1 давление растормаживания и характеристику тормоза при движении прицепа вперед;
М.7.4.3.2 давление растормаживания и характеристику тормоза при движении прицепа назад;
М.7.4.3.3 максимальный тормозной момент при максимально допустимом объеме рабочей жидкости в тормозном цилиндре при движении прицепа назад (см. рисунок М.7);
М.7.4.3.4 максимально допустимый объем рабочей жидкости в тормозном цилиндре при движении прицепа назад (см. рисунок М.7);
М.7.4.4 площадь плунжера колесного тормозного цилиндра .
М.7.5 Альтернативная процедура испытаний "Тип-1"
М.7.5.1 Испытания "Тип-I", установленные в В.1.5 (приложение В), не должны быть проведены на ТС, представленном в испытательную лабораторию, если элементы тормозной системы испытывают на инерционном тормозном стенде для подтверждения соответствия требованиям В.1.5.2 и В.1.5.3.
М.7.5.2 Альтернативная процедура испытаний "Тип-I" должна быть выполнена в соответствии с описанием в 3.5.2 дополнения 2 к приложению Л (по аналогии эта процедура применима и к дисковым тормозам).
М.8 Отчеты об испытаниях
По результатам испытаний прицепов, оборудованных инерционными тормозными системами, должны быть подготовлены отчеты об испытаниях управляющего устройства и тормозов и специальный отчет об испытании управляющего устройства, тормозного привода и собственно тормозов на совместимость. Эти отчеты должны включать в себя, как минимум, разделы, описанные в дополнениях 2, 3 и 4 к настоящему приложению.
М.9 Совместимость управляющего устройства и тормозов транспортного средства
М.9.1 Проверка должна быть проведена на ТС с целью убедиться, исходя из характеристик управляющего устройства (см. дополнение 2 к настоящему приложению), характеристик тормозов (см. дополнение 3 к настоящему приложению) и характеристик прицепа (см. раздел 4 дополнения 4 к настоящему приложению), соответствует ли инерционная тормозная система предъявляемым к ней требованиям.
М.9.2 Общие требования к тормозам всех типов
М.9.2.1 Все части тормозного привода, не подвергшиеся проверке одновременно с управляющим устройством или тормозами, должны быть проверены непосредственно на ТС. Результаты проверки должны быть внесены в отчет об испытаниях, оформленный в соответствии с дополнением 4 к настоящему приложению (например, результаты по проверке и ).
М.9.2.2 Масса
М.9.2.2.1 Максимальная масса прицепа не должна превышать максимальную массу , заявленную изготовителем, для которой предназначено управляющее устройство.
М.9.2.2.2 Максимальная масса прицепа не должна превышать максимальную массу , которая может быть заторможена при совместной активизации всех тормозов прицепа.
М.9.2.3 Силы
М.9.2.3.1 Пороговое усилие должно находиться в пределах:
.
М.9.2.3.2 Максимальная сжимающая сила не должна превышать для прицепов с жестким дышлом и для многоосных прицепов с качающимся дышлом.
М.9.2.3.3 Максимальная растягивающая сила должна находиться в пределах:
.
М.9.3 Проверка эффективности торможения
М.9.3.1 Сумма тормозных сил, приложенных к наружным поверхностям колес прицепа В*, должна быть не менее , включая сопротивление качению, равное , что соответствует тормозной силе . В этом случае максимально допустимая толкающая сила в сцепном устройстве должна быть:
- в случае многоосных прицепов с качающимся дышлом:
- в случае прицепов с жестким дышлом.
Чтобы проверить, выполнены ли эти условия, необходимо использовать следующие неравенства:
М.9.3.1.1 для инерционных тормозных систем с механическим приводом:
.
М.9.3.1.2 для инерционных тормозных систем с гидравлическим приводом:
.
М.9.4 Проверка перемещения привода управляющего устройства
М.9.4.1 В управляющих устройствах многоосных прицепов с качающимися дышлами, где рычажный механизм зависит от положения буксирующего устройства, полное перемещение привода управляющего устройства s должно быть больше, чем его рабочее перемещение s`. Разность перемещений должна быть не менее холостого перемещения . При этом холостое перемещение не должно превышать 10% рабочего перемещения s`.
М.9.4.2 Рабочее перемещение s` должно быть определено для одноосных и многоосных прицепов следующим образом:
М.9.4.2.1 если на рычажный приводной механизм тормоза влияет угловое положение буксирующего устройства, то:
;
М.9.4.2.2 если холостое перемещение отсутствует, то:
s` = s;
М.9.4.2.3 для тормозных систем с гидравлическим приводом:
s` = s - s``.
М.9.4.3 Для проверки адекватности перемещения привода управляющего устройства должны быть применены следующие неравенства:
М.9.4.3.1 в случае инерционных тормозных систем с механическим приводом:
;
М.9.4.3.2 в случае инерционных тормозных систем с гидравлическим приводом:
.
М.9.5 Дополнительные проверки
М.9.5.1 Проверка инерционных тормозных систем с механическим приводом должна подтвердить правильность установки рычажного механизма, с помощью которого происходит передача усилий от управляющего устройства к тормозам.
М.9.5.2 Проверка инерционных тормозных систем с гидравлическим приводом должна подтвердить, что перемещение главного цилиндра превышает . Меньшие значения перемещения не допускаются.
М.9.5.3 Общее поведение ТС при торможении должно быть проверено в дорожном испытании, выполняемом на различных скоростях движения и при различных уровнях тормозных усилий. При этом недемпфируемые самовозбуждающиеся колебания не допускаются.
М.10 Общие замечания
Изложенные выше требования применимы к большинству обычных инерционных тормозных систем с механическим или гидравлическим приводом и, в особенности, к тем из них, в которых все колеса прицепа оборудованы тормозами одного типа и одинаковыми шинами. Для проверки инерционных тормозных систем, конструкция которых отличается от обычной, изложенные выше требования должны быть адаптированы к конкретным условиям.
______________________________
* Боуденовский трос.
** Дышло, могущее поворачиваться на некоторый угол относительно прицепа в продольной вертикальной плоскости.
Дополнение 2
к приложению М
Отчет об испытаниях управляющего устройства инерционной тормозной системы
1 Изготовитель _____________________________________________
2 Партия __________________________________________________
3 Тип _____________________________________________________
4 Характеристики прицепа, для установки на который изготовитель предназначает свое управляющее устройство:
4.1 Масса ___________________________________________кг
4.2 Допустимая вертикальная нагрузка на сцепное устройство ____________Н
4.3 Прицеп с жестким дышлом/многоосный прицеп с качающимся дышлом*
5 Краткое описание (включая перечень прилагаемых схем и чертежей)
6 Схема, показывающая принцип управления тормозами
7 Перемещение s = _______________________________мм
8 Понижающий коэффициент в управляющем устройстве:
8.1 при механическом тормозном приводе*
, от ________________________ до ________________________
8.2 при гидравлическом тормозном приводе*:
, от _________________________ до ________________________**
= _____________________________________________
ход главного цилиндра = __________________________мм
дополнительное перемещение главного цилиндра = _______________мм
9 Результаты испытания:
9.1 Эффективность:
при механическом тормозном приводе* = _________________
при гидравлическом тормозном приводе* = ________________
9.2 Дополнительная сила K = ___________________Н
9.3 Максимальная сжимающая сила = _______________Н
9.4 Максимальная растягивающая сила = _____________________Н
9.5 Пороговое усилие = ________________________Н
9.6 Холостые и дополнительные перемещения:
когда имеет значение положение сцепного устройства*, = ________________мм
при гидравлическом тормозном приводе*, = ________________мм
9.7 Рабочее перемещение органа управления s`= ________________мм
9.8 Устройство защиты от инерционной перегрузки (см. М.3.6) имеется/не имеется*
9.8.1 Если устройство защиты от инерционной перегрузки установлено перед передающим рычагом управляющего устройства:
9.8.1.1 пороговая сила активизации устройства защиты от инерционной перегрузки = ____________Н
9.8.1.2 в случае механического устройства защиты от инерционной перегрузки* максимальная сила, развиваемая устройством = ____________________Н
9.8.1.3 в случае гидравлического устройства защиты от инерционной перегрузки* максимальное давление, развиваемое устройством = ______________________Н
9.8.2 Если устройство защиты от инерционной перегрузки установлено за передающим рычагом управляющего устройства:
9.8.2.1 пороговая сила активизации устройства защиты от инерционной перегрузки
при механическом устройстве* = _______________Н
при гидравлическом устройстве* = ______________Н
9.8.2.2 в случае механического устройства защиты от инерционной перегрузки*
максимальная сила, развиваемая устройством = ____________Н
9.8.2.3 в случае гидравлического устройства защиты от инерционной перегрузки*
максимальное давление, развиваемое устройством = _________
10 Управляющее устройство, описанное выше, удовлетворяет/не удовлетворяет* требованиям разделов М.3 - М.5
Дата ________________
Подпись ________________
11 Настоящее испытание проведено и результаты представлены в соответствии с требованиями приложения М к ГОСТ Р 41.13-2007.
Испытательная лаборатория, выполнившая испытания
Подпись ________________
Дата ___________________
______________________________
* Ненужное зачеркнуть.
** Указывают линейные размеры, соотношение которых используют для определения или .
Дополнение 3
к приложению М
Отчет об испытаниях тормоза (тормозов)
1 Изготовитель ____________________________________
2 Партия ____________________________________
3 Тип ____________________________________
4 Допустимая максимальная масса, приходящаяся на одно колесо = _____кг
5 Тормозной момент, установленный изготовителем (см. М.2.2.23) М* = _______
6 Динамический радиус качения шины = _____ м, = _________ м
7 Краткое описание (включая перечень прилагаемых схем и чертежей)
8 Схема, показывающая общие принципы тормоза (тормозов)
9 Результаты испытаний:
|
Механический тормоз* |
Гидравлический тормоз* |
9.1 |
Понижающий коэффициент** = ___________________ |
Понижающий коэффициент** = ______________ |
9.2 |
Зазор между тормозной колодкой и барабаном/диском = ___________________мм |
Зазор между тормозной колодкой и барабаном/диском = ______________мм |
9.3 |
Минимально допустимый зазор между тормозной колодкой и барабаном = _____________________мм |
Минимально допустимый зазор между тормозной колодкой и барабаном = _____________________мм |
9.4 |
Сила растормаживания = __________ H |
Давление растормаживания = ___________ |
9.5 |
Характеристика тормоза = ______________м |
Характеристика тормоза = ___________________м |
9.6 |
Устройство защиты от инерционной перегрузки (см. М.3.6) имеется/не имеется* |
Устройство защиты от инерционной перегрузки (см. М.3.6) имеется/не имеется* |
9.6.1 |
Тормозной момент, при котором активизируется защита от инерционной перегрузки = _________ |
Тормозной момент, при котором активизируется защита от инерционной перегрузки = _________ |
9.7 |
Сила, вызывающая появление момента М* Р* = _________________ Н |
Давление, вызывающее появление момента М* р* = ___________ |
9.8 |
- |
Площадь плунжера колесного цилиндра = _____________ (для дисковых тормозов) |
9.9 |
- |
Объем жидкости, поглощаемый колесным цилиндром = ____________ |
9.10 |
Параметры рабочего торможения при перемещении прицепа назад (см. рисунки М.6 и М.7) |
|
9.10.1 |
Максимальный тормозной момент (рисунок М.6) = _________ |
Максимальный тормозной момент (рисунок М.7) = _________ |
9.10.2 |
Максимально допустимое перемещение на рычаге управления = ____________мм |
Максимально допустимый объем жидкости, поглощаемый колесным цилиндром = _______________ |
9.11 |
Дополнительные характеристики при перемещении прицепа назад (см. рисунки М.6 и М.7) |
|
9.11.1 |
Сила растормаживания = ___________ Н |
Давление растормаживания = ________ |
9.12 Испытания в соответствии с М.7.5 (если это применимо). Результаты скорректированы с учетом сопротивления качению, равного
9.12.1 Тормозное испытание "Тип-0":
Скорость в испытании _________________________км/ч
Удельная тормозная сила _______________________%
Сила управляющего воздействия _________________ Н
9.12.2 Тормозное испытание "Тип-I":
Скорость в испытании _________________ км/ч
Установившаяся удельная тормозная сила _______________%
Время торможения ___________________________мин
Эффективность при "горячих" тормозах (в процентах (%) значения аналогичного параметра, полученного в испытании "Тип-0") _______________________%
Сила управляющего воздействия _________________________Н
10 Описанный выше тормоз удовлетворяет/не удовлетворяет* требованиям и условиям, установленным в разделах М.3 и М.6 для инерционных тормозных систем.
Тормоз может/не может* быть использован для инерционной тормозной системы без устройства защиты от инерционной перегрузки.
Дата __________________________
Подпись _________________________
11 Испытательная лаборатория, выполнившая испытания:
Дата __________________________
Подпись ________________________
______________________________
* Ненужное зачеркнуть.
** Указывают линейные размеры, соотношение которых используют для определения или .
Дополнение 4
к приложению М
Отчет
об испытаниях совместимости управляющего устройства, тормозного привода и тормозов прицепа, входящих в инерционную тормозную систему
1 Управляющее устройство ________________________________, описанное в прилагаемом отчете (см. дополнение 2 к приложению М)
Примененный понижающий коэффициент*, **:
= ___________________ или = _________________
(должен быть в пределах, выбранных в соответствии с 8.1 или 8.2 дополнения 2 к приложению М)
2 Тормоза ____________________________, описанные в прилагаемом отчете
(см. дополнение 3 к приложению М)
3 Тормозной привод, расположенный на прицепе:
3.1 Краткое описание с принципиальной схемой
3.2 Понижающий коэффициент или эффективность механического тормозного привода на прицепе*
= ______________________________
= ___________________________
4 Прицеп:
4.1 Изготовитель _____________________________________
4.2 Партия __________________________________________
4.3 Тип _____________________________________________
4.4 Тип сочленения*: прицеп с жестким дышлом или многоосный прицеп с качающимся дышлом
4.5 Число тормозов n = ________________________________
4.6 Допустимая максимальная масса = ____________________кг
4.7 Динамический радиус качения шины R =________________________м
4.8 Допустимое толкающее усилие в сочленении*:
= ___________________Н, или
= _____________________Н
4.9 Требуемая тормозная сила = _________________________Н
4.10 Тормозная сила = ________________________Н
5 Совместимость. Результаты испытания:
5.1 Пороговое усилие = ____________________%
(должно быть в диапазоне от 2 до 4)
5.2 Максимальная сжимающая сила = ________________%
(не должна превышать 10% для прицепов с жестким дышлом и 6,7% для многоосных прицепов с качающимся дышлом)
5.3 Максимальная тяговая сила = ___________________%
(должна быть в диапазоне от 10% до 50%)
5.4 Допустимая максимальная масса, относящаяся к тормозам, на которые действует управляющее устройство инерционного тормоза:
= _____________________________кг
(должна быть не менее )
5.5 Допустимая максимальная масса, относящаяся ко всем тормозам прицепа:
= __________________________кг
(должна быть не менее )
5.6 Тормозной момент на прицепе:
= ______________________________
(должен быть не менее 1,0)
5.6.1 Защита от перегрузки, указанная в М.3.6, установлена/не установлена* на управляющем устройстве инерционного тормоза/непосредственно на тормозах*;
5.6.1.1* в случае установки механической защиты от перегрузки на управляющем устройстве инерционного тормоза:
отношение = ____________________________
(должно быть не менее 1,2)
5.6.1.2* в случае установки гидравлической защиты от перегрузки на управляющем устройстве инерционного тормоза:
отношение = ____________________________
(должно быть не менее 1,2)
5.6.1.3* в случае установки защиты от перегрузки на управляющем устройстве инерционного тормоза:
пороговое усилие = _________________
(должно быть не менее 1,2)
5.6.1.4* в случае установки защиты от перегрузки на тормозе:
пороговый момент = ____________________
(должен быть не менее 1,2)
5.7 Инерционная тормозная система с механическим тормозным приводом*:
5.7.1 = ___________________________
5.7.2 = ___________________
5.7.3 Выражение = ___________________
(должно быть не более )
5.7.4 Отношение = ______________________
(должно быть не менее )
5.7.5 Отношение = ________________________
(должно быть не более )
5.7.6 Тормозной момент при движении прицепа назад, включая сопротивление качению
= ________________
(должен быть не более )
5.8 Инерционная тормозная система с гидравлическим тормозным приводом*
5.8.1 Отношение = ____________________
5.8.2 Выражение = ________________
(должно быть не более )
5.8.3 Отношение = ________________
(должно быть не менее )
5.8.4 Отношение = ________________________
(должно быть не более, чем ход активизатора главного цилиндра в соответствии с 8.2 дополнения 2 к настоящему приложению)
5.8.5 Отношение = _____________________ при движении прицепа вперед
(должно быть не более )
5.8.6 Тормозной момент при движении прицепа назад, с учетом сопротивления качению:
= __________________
(должен быть не более )
6 Инерцибнная тормозная система, описанная выше, соответствует/не соответствует* требованиям разделов М.3 - М.9 приложения М ГОСТ Р 41.13-2007.
7 Настоящее испытание было выполнено и результаты представлены в соответствии с требованиями приложения М ГОСТ Р 41.13-2007.
Испытательная лаборатория, выполнившая испытание
Дата ____________________
Подпись ________________________
______________________________
* Ненужное зачеркнуть,
** Указывают линейные размеры, соотношение которых используют для определения или .
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.