Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Ф
(обязательное)
Тестирование рабочих характеристик компонентов тормозной системы прицепа
Ф.1 Общие требования
Ф.1.1 Настоящее приложение устанавливает методы испытаний для определения рабочих характеристик следующих компонентов:
Ф.1.1.1 диафрагменных тормозных камер (см. Ф.2);
Ф.1.1.2 пружинных тормозов (см. Ф.3);
Ф.1.1.3 тормозов прицепов, с тестированием характеристик холодных тормозов (см. Ф.4);
Ф.1.1.4 АБС (см. Ф.5).
Примечание - Методы испытаний по определению уменьшения эффективности тормозов прицепа при нагревании и функционированию устройств автоматической регулировки тормозов описаны в приложении Л.
Ф.1.2 Отчеты об испытаниях, указанных выше, могут быть использованы при испытаниях, описанных в приложении X, или в процессе оценки на соответствие конкретным требованиям к эффективности, предъявляемым к таким прицепам.
Ф.2 Рабочие характеристики диафрагменных тормозных камер
Ф.2.1 Общие положения
Ф.2.1.1 Настоящий раздел устанавливает процедуры, с помощью которых определяют характеристики взаимосвязи толкающего усилия, хода штока и давления в диафрагменных тормозных камерах, используемых в пневматических тормозных системах*(1) для генерирования сил, необходимых для механической активизации тормозов.
При этой проверочной процедуре секцию рабочего торможения комбинированного привода пружинного тормоза рассматривают как диафрагменную камеру.
Ф.2.1.2 Проверяемые рабочие характеристики, декларируемые изготовителем, должны быть использованы во всех расчетах, касающихся требований к совместимости тормозов (см. приложение К), требований к эффективности торможения в испытаниях "Тип-I" (см. приложение X) и в определении реального хода штока при проверке эффективности торможения "горячих" тормозов по приложению Л.
Ф.2.2 Процедура испытаний
Ф.2.2.1 За начальное (исходное) положение тормозной камеры принимают ее положение при нулевом давлении.
Ф.2.2.2 При номинальном шаге увеличения давления, меньшем или равном 1 бар в диапазоне от 1 до 8 бар и более, соответствующее генерируемое усилие отслеживают во всем реальном диапазоне хода штока при скорости перемещения штока не более 10 мм/с или при возрастании перемещения штока не более чем на 10 мм и при отклонениях действующего на перемещение штока давления не более бар.
Ф.2.2.3 Для каждого шага увеличение давления в дополнении 7 к настоящему приложению даны определения среднего толкающего усилия и эффективного хода штока .
Ф.2.3 Процедура проверки
Ф.2.3.1 В соответствии с 3.1, 3.2, 3.3 и 3.4 дополнения 1 к настоящему приложению должны быть испытаны не менее шести образцов с составлением протокола проверки при условии удовлетворения требований Ф.2.3.2, Ф.2.3.3 и Ф.2.3.4.
Ф.2.3.2 При проверке зависимости среднего толкающего усилия от давления p должна быть построена диаграмма, определяющая приемлемые отклонения параметров, следуя примеру, показанному на рисунке Ф.1, и базирующаяся на декларируемой изготовителями зависимости толкающего усилия от давления. Изготовитель должен также определить категорию прицепа, для которой тормозная камера может быть использована, и соответствующее поле допуска.
Ф.2.3.3 Должно быть подтверждено значение давления , необходимое для генерирования хода штока 15 мм от нулевой позиции, с допуском бар, в соответствии с одной из следующих процедур:
Ф.2.3.3.1 Используя декларированную зависимость усилия от p, рассчитывают пороговое давление в тормозной камере при . Затем проверяют, что при приложении этого порогового давления реализуется указанный в Ф.2.3.3 ход штока.
Ф.2.3.3.2 Изготовитель декларирует пороговое давление в тормозной камере. Затем проверяют, что при приложении этого порогового давления реализуется ход штока, указанный в Ф.2.3.3.
Ф.2.3.4 При проверке эффективного хода штока как функции давления p измеренные значения не должны отличаться более чем на 4% от соответствующих значений в декларированном изготовителем диапазоне давлений. Это значение должно быть зафиксировано и задано в 3.3.1 дополнения 1 к настоящему приложению. За пределами этого диапазона давлений допуск может превышать 4%.
Ф.2.3.5 Результаты испытаний должны быть представлены в форме, образец которой приведен в дополнении 2 к настоящему приложению, и должны быть включены в отчет о результатах проверки в соответствии с Ф.2.4.
Ф.2.4 Отчет о результатах проверки
Ф.2.4.1 Заявленные изготовителем рабочие характеристики, подтвержденные результатами испытаний и зафиксированные в соответствии с Ф.2.3.2, должны быть представлены в форме, образец которой приведен в дополнении 1 к настоящему приложению.
Ф.3 Рабочие характеристики пружинных тормозов
Ф.3.1 Общие положения
Ф.3.1.1 Настоящий раздел устанаваливает процедуру, с помощью которой для пружинных тормозов*(2), используемых в пневматических тормозных системах, определяют характеристики, описывающие взаимосвязь толкающего усилия, хода штока и давления, необходимые для создания усилий, требуемых в тормозах с механическим приводом.
Для целей данной проверки секцию пружинных тормозов комбинированного привода пружинных тормозов рассматривают как пружинный тормоз.
Ф.3.1.2 Рабочие характеристики, декларируемые изготовителем, должны быть использованы во всех расчетах, относящихся к эффективности стояночных тормозов, приведенных в приложении X.
Ф.3.2 Процедура испытаний
Ф.3.2.1 За исходное положение камеры пружинных тормозов (пружинной камеры) принимают ее положение при максимальном давлении в камере.
Ф.3.2.2 При номинальном увеличении хода штока не более чем на 10 мм соответствующее генерируемое толкающее усилие отслеживают во всем диапазоне перемещений штока, реализуемых при нулевом давлении.
Ф.3.2.3 Затем давление непрерывно повышают до момента, когда ход штока достигнет 10 мм по отношению к исходному положению, и это давление, определяемое как "освобождающее давление (release pressure)", фиксируют.
Ф.3.2.4 Далее увеличивают давление до 8,5 бар или максимального рабочего давления, заявленного изготовителем в зависимости от того, какое давление меньше.
Ф.3.3 Процедура проверки
Ф.3.3.1 При проведении испытаний по 2.1, 3.1, 3.2 и 3.3 дополнения 3 к настоящему приложению необходимо испытать не менее шести образцов. Должен быть подготовлен отчет о результатах проверки с соблюдением следующих условий:
Ф.3.3.1.1 в диапазоне значений хода штока от 10 мм до 2/3 его максимального значения ни один результат измерений, выполненных в соответствии с Ф.3.2.2, не должен отклоняться более чем на 6% от декларированных значений;
Ф.3.3.1.2 ни один результат, полученный при измерении в соответствии с Ф.3.2.3, не должен превышать декларированное значение;
Ф.3.3.1.3 все пружинные тормоза должны нормально функционировать после завершения испытания в соответствии с Ф.3.2.4.
Ф.3.3.2 Результаты проведенных испытаний должны быть представлены в форме, образец которой дан в дополнении 4 к настоящему приложению, и включены в отчет о результатах проверки в соответствии с Ф.3.4.
Ф.3.4 Отчет о результатах проверки
Ф.3.4.1 Заявленные (декларированные) изготовителем рабочие характеристики, подтвержденные результатами испытаний, зафиксированными в соответствии с Ф.3.3.2, должны быть представлены в форме, образец которой дан в дополнении 3 к настоящему приложению.
Ф.4 Рабочие характеристики "холодных" тормозов прицепа
Ф.4.1 Общие положения
Ф.4.1.1 Процедура относится к испытанию рабочих характеристик "холодных" пневматических тормозов прицепа с S-образным разжимным кулачком и дисковых тормозов*(3).
Ф.4.1.2 Рабочие характеристики, декларированные изготовителем, должны быть использованы во всех расчетах, касающихся требований к совместимости тормозов (см. приложение К), а также требований к рабочему торможению в испытании "Тип-0" и к эффективности стояночных тормозов (см. приложение X).
Ф.4.2 Коэффициент торможения и пороговый тормозной момент
Ф.4.2.1 Подготовку тормоза проводят в соответствии с Ф.4.4.2.
Ф.4.2.2 Коэффициент торможения является результирующим коэффициентом усиления, достигаемым с учетом преодоления сил трения, возникающих при взаимодействии отдельных элементов сборочного узла тормоза. Его определяют как отношение момента на выходе к моменту на входе и обозначают символом . Этот коэффициент должен быть подтвержден для каждого материала тормозной накладки, указанного Ф.4.3.1.3.
Ф.4.2.3 Пороговый тормозной момент должен быть определен таким способом, чтобы оставаться достоверным при всех различиях в активизации тормоза. Его обозначают символом .
Ф.4.2.4 Значения должны оставаться достоверными при изменении следующих параметров:
Ф.4.2.4.1 массы, приходящейся на тормоз, вплоть до массы, указанной в Ф.4.3.1.5;
Ф.4.2.4.2 размеров и других характеристик внешних компонентов, используемых для активизации тормоза;
Ф.4.2.4.3 размеров, определяющих геометрию колес и шин.
Ф.4.3 Информационный документ
Ф.4.3.1 Изготовитель тормоза должен предоставить испытательной лаборатории, как минимум, следующую информацию:
Ф.4.3.1.1 описание типа тормоза, модели, размеров и т.п.;
Ф.4.3.1.2 детальное описание геометрии тормоза;
Ф.4.3.1.3 марку и тип тормозной накладки (тормозных накладок);
Ф.4.3.1.4 материал тормозного барабана или тормозного диска;
Ф.4.3.1.5 максимальную массу, приходящуюся на тормоз.
Ф.4.3.2 Дополнительная информация:
Ф.4.3.2.1 размеры колес и шин, используемых в испытании;
Ф.4.3.2.2 декларируемый коэффициент торможения ;
Ф.4.3.2.3 декларируемый пороговый момент .
Ф.4.4 Процедура испытания
Ф.4.4.1 Подготовка к испытанию
Ф.4.4.1.1 Необходимо построить график, определяющий приемлемые отклонения эффективности торможения, по образцу, показанному на рисунке Ф.2, используя декларируемый изготовителем коэффициент торможения.
Ф.4.4.1.2 Рабочую характеристику устройства, используемого для активизации тормоза, необходимо тарировать с точностью 1%.
Ф.4.4.1.3 Динамический радиус шины под действием испытательной нагрузки должен быть определен в соответствии с предписанным методом.
Ф.4.4.2 Процедура обкатки (притирки)
Ф.4.4.2.1 Испытания барабанных тормозов должны быть начаты с использованием новых тормозных накладок и нового барабана (новых барабанов), при этом тормозные накладки должны быть притерты для достижения наилучшего первоначального контакта накладки (накладок) с барабаном.
Ф.4.4.2.2 Испытания дисковых тормозов должны быть начаты с использованием новых тормозных накладок и нового диска (новых дисков), при этом подгонка материала накладки (накладок) должна быть осуществлена по усмотрению изготовителя.
Ф.4.4.2.3 Выполняют 20 активизаций тормоза при начальной скорости 60 км/ч и с приложением к тормозу усилия, эквивалентного , где ТМ - испытательная масса. Начальная температура в контакте накладки/барабана или накладки/диска не должна превышать 100°С перед каждой активизацией тормоза.
Ф.4.4.2.4 Выполняют 30 активизаций тормоза, каждая из которых начинается при скорости 60 км/ч и заканчивается при 30 км/ч, с приложением к тормозу усилия, эквивалентного , и с интервалом времени между активизациями - 60 с*(4).
Ф.4.4.2.5 По завершении 30 активизаций в соответствии с Ф.4.4.2.4 и после интервала 120 с выполняют 5 активизаций тормоза при начальной скорости 60 км/ч с последующим ее снижением до 30 км/ч и приложением к тормозу усилия, эквивалентного , и с интервалом времени между активизациями - 120 с*(4).
Ф.4.4.2.6 Затем выполняют 20 активизаций тормоза при начальной скорости 60 км/ч и с приложением к тормозу усилия, эквивалентного . Начальная температура в зоне контакта накладки/барабана или накладки/диска не должна превышать 150°С перед каждой активизацией тормоза.
Ф.4.4.2.7 После этих процедур выполняют проверку эффективности в следующем порядке:
Ф.4.4.2.7.1 Определяют моменты на входе для воспроизведения теоретических значений эффективности торможения, эквивалентных , и с допусками .
Ф.4.4.2.7.2 После определения момента на входе для каждого значения удельной тормозной силы убеждаются, что это значение остается неизменным при каждой последующей активизации (например, благодаря сохранению постоянного значения давления).
Ф.4.4.2.7.3 Выполняют активизацию тормоза при каждом значении момента на входе, определенном в Ф.4.4.2.7.1, при начальной скорости 60 км/ч. Начальная температура в зоне контакта накладки/барабана или накладки/диска не должна превышать 150°С перед каждой активизацией.
Ф.4.4.2.8 Повторяют процедуры, описанные в Ф.4.4.2.6 и Ф.4.4.2.7.3, пока эффективность торможения в пяти последовательных измерениях при каждом моменте на входе не стабилизируется с допуском %.
Ф.4.4.2.9 В случае выполнения этих процедур на инерционном динамометрическом стенде или барабанном стенде допускается неограниченное использование охлаждающего воздуха.
Ф.4.4.3 Подтверждающее испытание
Ф.4.4.3.1 Температура, измеренная в зоне контакта накладки с диском или накладки с барабаном в начале активизации тормоза, не должна превышать 100°С.
Ф.4.4.3.2 Пороговый тормозной момент определяют по измеренному значению тормозного момента на входе с помощью тарированного устройства ввода тормозного момента.
Ф.4.4.3.3 Начальная скорость для всех вариантов активизации тормоза - () км/ч.
Ф.4.4.3.4 Выполняют не менее шести последовательных активизаций тормоза с возрастанием отношений от 0,15 до 0,55 при увеличении прилагаемого давления, после чего выполняют шесть последовательных активизаций тормоза с теми же значениями прилагаемого давления, но при его последовательном уменьшении.
Ф.4.4.3.5 Для каждой активизации тормоза в соответствии с Ф.4.4.3.4 рассчитывают удельную тормозную силу, скорректированную с учетом сопротивления качению, и строят график, образец которого показан на рисунке Ф.2.
Ф.4.5 Методы испытаний
Ф.4.5.1 Испытание на опорной поверхности
Ф.4.5.1.1 Испытание эффективности торможения должно быть проведено только на одиночной оси.
Ф.4.5.1.2 Испытание должно быть проведено на прямом горизонтальном участке с достаточно высокими сцепными свойствами при отсутствии ветра, который мог бы повлиять на получаемые результаты.
Ф.4.5.1.3 Прицеп должен быть нагружен до состояния, возможно более близкого к максимальной массе, приходящейся на каждый тормоз, однако допускается загрузка дополнительной массой для обеспечения в процессе испытания отношения к максимальной массе прицепа, приходящейся на тормоз, равного 0,55, без блокировки колес.
Ф.4.5.1.4 Динамический радиус качения шины может быть проверен на малой скорости (менее 10 км/ч) измерением расстояния, пройденного колесом, и соответствующего угла вращения колеса. При этом число оборотов колеса, необходимое для определения динамического радиуса качения, должно быть не менее 10.
Ф.4.5.1.5 Сопротивление качению комбинации ТС определяют измерением времени, необходимого для уменьшения скорости ТС с 55 до 45 км/ч, и пройденного за это время расстояния. Данное испытание должно быть проведено на том же участке и в том же направлении, что и последующая проверка эффективности торможения, при отсоединенном двигателе и отключении любой системы торможения длительного действия.
Ф.4.5.1.6 Должны быть активизированы только тормоза оси, подвергаемой испытанию. При этом давление на входе в устройство, активизирующее тормоз, должно, после периода возрастания, не превышающего 0,7 с, достичь 90% 3% его асимптотического значения. Испытание должно быть выполнено при отсоединенном двигателе и отключении любой системы торможения длительного действия.
Ф.4.5.1.7 В начале испытания тормоза должны быть отрегулированы на минимальный зазор.
Ф.4.5.1.8 Начало воздействия на тормоз с целью рассчитать пороговый тормозной момент определяют на вывешенном колесе при постепенной активизации тормоза и прокручивании колеса рукой до появления ощутимого сопротивления вращению.
Ф.4.5.1.9 Конечную скорость торможения определяют в соответствии с 3.1.5 дополнения 2 к приложению Л.
Ф.4.5.1.10 Эффективность торможения оси, подвергающейся испытанию, определяют по замедлению, рассчитываемому по результатам непосредственного измерения скорости и дистанции, пройденной ТС при уменьшении скорости от , до , при условии, что равна не менее . Предполагают, что это замедление эквивалентно среднему значению предельного замедления (см. приложение В).
Ф.4.5.2 Испытание на инерционном динамометрическом стенде
Ф.4.5.2.1 Испытание должно быть выполнено на отдельном тормозе в сборе.
Ф.4.5.2.2 Испытательный стенд должен быть способен воспроизводить инерционные характеристики, определяемые по Ф.4.5.2.5.
Ф.4.5.2.3 Испытательный стенд должен быть тарирован по скорости и тормозному моменту на выходе с точностью 2%.
Ф.4.5.2.4 При испытании должно быть обеспечено получение, как минимум, следующих данных:
Ф.4.5.2.4.1 непрерывных записей тормозного давления, развивающегося в тормозном приводе, или усилия в нем;
Ф.4.5.2.4.2 непрерывной записи тормозного момента на выходе;
Ф.4.5.2.4.3 непрерывной записи температуры, измеренной в зоне контакта накладки с барабаном или накладки с диском;
Ф.4.5.2.4.4 частоты вращения в процессе испытания.
Ф.4.5.2.5 Момент инерции испытательного стенда подбирают так, чтобы он был максимально близким к эквиваленту той части массы ТС, которая приходится на одно колесо и которая требуется для получения значения отношения к максимальной массе прицепа, приходящейся на тормоз, равного 0,55, с допуском % при учете внутреннего трения в стенде. Действительный момент инерции испытательного стенда , , вычисляют по формуле
,
где R - радиус качения шины, определяемый как R = 0,485D;
D - наружный диаметр шины: D = d + 2H (см. ГОСТ Р 41.54);
d - номинальный диаметр обода, мм;
Н - номинальная высота профиля шины, мм: ;
- ширина профиля, мм;
- номинальное отношение высоты профиля шины к ее ширине;
- максимально допустимая масса, приходящаяся на один тормоз, указываемая в Ф.4.3.1.5.
Ф.4.5.2.6 Для охлаждения допускается использовать воздух, обдувающий тормоз при наружной температуре со скоростью, не превышающей 0,33v, в направлении, перпендикулярном к оси вращения тормоза.
Ф.4.5.2.7 Перед началом испытания тормоз должен быть тщательно отрегулирован.
Ф.4.5.2.8 Перед расчетом порогового тормозного момента усилие на входе в тормоз определяют постепенным увеличением степени активизации тормоза до появления тормозного момента на выходе.
Ф.4.5.2.9 Эффективность торможения определяют по измеренному тормозному моменту на выходе с использованием формулы
,
где - удельная тормозная сила;
- средний тормозной момент на выходе, рассчитанный на участке торможения, ;
g - ускорение силы тяжести, .
Средний тормозной момент на выходе рассчитывают по замедлению, определяемому на основе результатов непосредственных измерений скорости и пройденного расстояния в промежутке между скоростями и . Принимают, что это замедление эквивалентно среднему значению предельного замедления (см. приложение В).
Ф.4.5.3 Испытание на барабанном стенде
Ф.4.5.3.1 Испытанию должна быть подвергнута одиночная ось с одним или двумя тормозами.
Ф.4.5.3.2 Испытательный стенд должен иметь тарированные средства для приложения соответствующей нагрузки, чтобы имитировать массу, приходящуюся на тормоз (тормоза), подлежащий испытанию.
Ф.4.5.3.3 Испытательный стенд должен быть тарирован по скорости и тормозному моменту с точностью 2% с учетом внутреннего трения. Динамический радиус качения шины R определяют, используя измерения частот вращения барабана и незаторможенных колес оси, подвергаемых испытанию, при частоте вращения, эквивалентной 60 км/ч, по формуле
,
где - радиус барабана стенда;
- частота вращения барабана;
- частота вращения незаторможенных колес оси.
Ф.4.5.3.4 Для охлаждения допускается использовать воздух, обдувающий тормоз (тормоза) при наружной температуре со скоростью, не превышающей 0,33v.
Ф.4.5.3.5 Перед началом испытания тормоз (тормоза) должен быть тщательно отрегулирован.
Ф.4.5.3.6 Требуемое для расчета порогового тормозного момента усилие на входе в тормоз определяют постепенным увеличением степени активизации тормоза до появления ощутимого тормозного момента на выходе.
Ф.4.5.3.7 Эффективность торможения определяют по результату измерения тормозной силы на периферии шины, пересчитывая ее в удельную тормозную силу с учетом сопротивления качению. Сопротивление качению оси под нагрузкой определяется по измеренному значению силы на периферии шины при скорости 60 км/ч.
Среднее значение тормозного момента на выходе определяют на основе его значений, полученных при измерении в промежутке между моментом времени, когда давление (сила) в тормозном приводе достигает своего асимптотического значения после начала возрастания давления, и моментом времени, когда подводимая энергия достигнет значения (см. Ф.4.5.3.8).
Ф.4.5.3.8 При определении удельной тормозной силы необходимо учитывать подводимую энергию , эквивалентную кинетической энергии, отдаваемой массой, приходящейся на тормоз, подвергаемый испытанию, при торможении со скорости 60 км/ч до полной остановки. Подводимую энергию определяют по формуле
.
Ф.4.5.3.8.1 Если в процессе определения удельной тормозной силы в соответствии с Ф.4.5.3.8 отсутствует возможность поддерживания скорости v в диапазоне () км/ч, удельную тормозную силу определяют на основе результатов непосредственного измерения силы торможения и/или тормозного момента на выходе таким образом, чтобы на эти параметры не оказывали влияние динамические силы, генерируемые инерционными массами барабанного стенда.
Ф.4.6 Отчет о результатах проверки
Ф.4.6.1 Рабочие характеристики тормозов, декларированные изготовителем и подтвержденные результатами испытаний, оформленными в соответствии с Ф.4.4.3, должны быть представлены в форме, образец которой дан в дополнении 3 к приложению Л.
Ф.5 Антиблокировочные тормозные системы (АБС)
Ф.5.1 Общие положения
Ф.5.1.1 Настоящий раздел устанавливает процедуру проверки рабочих характеристик АБС прицепа.
Ф.5.1.2 Испытания, проводимые на прицепах категории , распространяются и на проверку требований, относящихся к прицепам категории .
Ф.5.2 Информационный документ
Ф.5.2.1 Изготовитель АБС должен представить испытательной лаборатории информационный документ, касающийся системы (систем), рабочие характеристики которой подлежат проверке. Этот документ должен содержать, как минимум, информацию в соответствии с дополнением 5 к настоящему приложению.
Ф.5.3 Отбор транспортных средств, подлежащих испытанию
Ф.5.3.1 Основываясь на сведениях, содержащихся в информационном документе, и, в особенности, на сообщаемых в 2.1 дополнения 5 к настоящему приложению, испытательная лаборатория должна провести испытания на прицепах, являющихся типичными представителями соответствующего семейства, имеющих не более трех осей и оборудованных соответствующими АБС. Кроме того, параметры прицепов, отобранных для испытаний, должны соответствовать следующим условиям:
Ф.5.3.1.1 Тип подвески
Метод оценки рабочих характеристик АБС по отношению к типу подвески выбирают следующим образом:
- полуприцепы - для подвесок каждого типа (например, для подвесок балансирного типа) проводят оценку полуприцепа, типичного для подвески этого типа;
- полные прицепы - проводят оценку типичного прицепа, оборудованного подвеской одного (любого) типа.
Ф.5.3.1.2 Колесная база:
- для полуприцепов колесная база не является лимитирующим фактором;
- в случае полных прицепов отбирают прицеп с наименьшей колесной базой.
Ф.5.3.1.3 Тип тормозов:
- ограничиваются оценкой барабанных тормозов с S-образными кулачками или дисковых тормозов, однако если появятся тормоза других типов, то могут потребоваться соответствующие сравнительные испытания.
Ф.5.3.1.4 Устройство, реагирующее на нагрузку:
- реализация сцепных свойств определяется установкой клапана устройства в позицию наличия нагрузки или позицию отсутствия нагрузки. Во всех случаях применимы требования Н.2.7 (приложение Н).
Ф.5.3.1.5 Активизация тормозов:
- в процессе испытания должны быть зафиксированы отклонения в степени активизации тормозов, чтобы оценить реализацию сцепных свойств. Результаты, полученные в испытании одного прицепа, могут быть распространены на другие прицепы того же типа.
Ф.5.3.2 Для прицепов каждого типа, подвергаемых испытаниям, должна быть подготовлена документация, доступная для ознакомления, подтверждающая совместимость тормозов в соответствии с приложением К (рисунки К.4, К.6 и К.7).
Ф.5.3.3 С точки зрения оценки тормозных характеристик полуприцепы и прицепы могут быть рассмотрены как ТС одного типа.
Ф.5.4 Программа испытаний
Ф.5.4.1 Перечисленные ниже испытания должны быть выполнены испытательной лабораторией на ТС, отобранном (отобранных) в соответствии с Ф.5.3 для каждой конфигурации АБС с учетом перечня вариантов применения (см 2.1 дополнения 5 к настоящему приложению). Однако при наличии ссылки на наименее благоприятный вариант допускается не проводить определенные испытания. Если испытания по наименее благоприятному варианту были проведены, это должно быть отражено в отчете об испытаниях (см. Ф.5.5).
Ф.5.4.1.1 Реализация сцепных свойств
Испытания выполняют в соответствии с процедурой, описанной в Н.6.2 (приложение Н), для каждой конфигурации АБС и каждого типа прицепа в соответствии с информацией, предоставляемой изготовителем (см. 2.1 дополнения 5 к настоящему приложению).
Ф.5.4.1.2 Расход энергии
Ф.5.4.1.2.1 Нагрузка на ось
Прицеп (прицепы), подлежащий испытанию, должен быть нагружен так, чтобы осевая нагрузка (масса, приходящаяся на ось) составляла либо () кг, либо 35% 200 кг допустимой статической нагрузки на ось в зависимости от того, какое значение меньше.
Ф.5.4.1.2.2 Необходимо обеспечить выполнение полного цикла ABC в процессе динамических испытании, проводимых в соответствии с Н.6.1.3 (приложение Н).
Ф.5.4.1.2.3 Испытание по определению расхода энергии
Испытание выполняют в соответствии с процедурой, описанной в Н.6.1 (приложение Н), для каждой конфигурации АБС.
Ф.5.4.1.2.4 На прицепах, отобранных для подтверждения соответствия расхода энергии АБС соответствующим требованиям (см. Н.6.1), должны быть выполнены следующие операции:
Ф.5.4.1.2.4.1 Перед началом испытания по определению расхода энергии (см. Ф.5.4.1.2.3) тормоза, не имеющие интегрированного устройства компенсации износа, должны быть отрегулированы так, чтобы отношение хода штока к длине рычага привода тормоза составляло
,
где - ход штока тормозной камеры;
- длина рычага привода тормоза.
должно быть определено при давлении в тормозной камере, равном 6,5 бар.
Пример
мм; мм (при давлении в тормозной камере, равном 6,5 бар).
Тогда .
Если тормоза имеют интегрированное устройство автоматической компенсации износа, в них должен быть обеспечен нормальный рабочий зазор, рекомендованный изготовителем.
Регулировки, указанные выше, должны быть выполнены при "холодных" тормозах (при температуре менее 100°С).
Ф.5.4.1.2.4.2 При клапане, регулирующем режим работы АБС в зависимости от нагрузки, установленном в положение "Нагрузка", и первоначальном уровне аккумулированной энергии, установленном в соответствии с Н.6.1.2 (приложение Н), аккумулятор (аккумуляторы) энергии должен быть отсоединен от источника подачи сжатого воздуха. Тормоза должны быть активизированы при управляющем давлении 6,5 бар в соединительной головке и затем отпущены. Дальнейшие циклы активизации тормозов выполняют до тех пор, пока давление в тормозных камерах не станет таким же, как и после проведения испытаний, описанных в Ф.5.4.1.2.1 и Ф.5.4.1.2.2. Полученное число эквивалентных активизаций тормозов должно быть зафиксировано.
Значение числа эквивалентных статических активизаций должно быть округлено до ближайшего целого числа и приведено в отчете об испытаниях.
Ф.5.4.1.3 Испытание при различающихся сцепных свойствах опорной поверхности под левыми и правыми колесами
Если АБС относится к категории А, то на все конфигурации такой АБС распространяются требования к рабочим характеристикам, установленные в Н.6.3.2 (приложение Н).
Ф.5.4.1.4 Эффективность АБС на малой и высокой скоростях
Ф.5.4.1.4.1 На прицепе, оборудованном как для проверки сцепных свойств, оценка эффективности АБС при малой и высокой скоростях должна быть выполнена в соответствии с Н.6.3.1 (приложение Н).
Ф.5.4.1.4.2 Если существуют допустимые отклонения в соотношении пиков сигнала возбуждения АБС и длины окружности шины, то необходимо проверить функционирование АБС при предельных отклонениях этих параметров в соответствии с Н.6.3 (приложение Н). Такая проверка может быть проведена с использованием шин различных размеров или генерированием специальных возбуждающих сигналов для имитации предельных частотных характеристик.
Ф.5.4.1.5 Дополнительные проверки
Должны быть выполнены следующие дополнительные проверки при незаторможенном буксирующем ТС и порожнем прицепе:
Ф.5.4.1.5.1 Когда тележка прицепа со сближенными осями переходит с поверхности, имеющей высокий коэффициент сцепления , на поверхность с низким коэффициентом сцепления при выполнении условий и и при давлении в управляющей магистрали (в соединительной головке), равном 6,5 бар, колеса, непосредственно управляемые АБС, не должны блокироваться. Скорость движения и момент активизации тормозов прицепа рассчитывают так, чтобы при работе АБС по полному циклу на поверхности с высоким коэффициентом сцепления прицеп переходил с одной поверхности на другую при скоростях движения, приблизительно равных 80 и 40 км/ч.
Ф.5.4.1.5.2 Когда прицеп переходит с поверхности, имеющей низкий коэффициент сцепления , на поверхность с высоким коэффициентом сцепления при выполнении условий и и при давлении в управляющей магистрали (в соединительной головке), равном 6,5 бар, давление в тормозных камерах должно возрасти до соответствующего высокого уровня в приемлемый отрезок времени, а прицеп не должен отклоняться от своего первоначального направления движения. Скорость движения и момент активизации тормозов прицепа рассчитывают так, чтобы при работе АБС по полному циклу на поверхности с низким коэффициентом сцепления прицеп переходил с одной поверхности на другую при скорости движения приблизительно 50 км/ч.
Ф.5.5 Отчет об испытаниях
Ф.5.5.1 Должен быть подготовлен отчет, содержание которого описано в дополнении 6 к настоящему приложению.
______________________________
*(1) Тормозные камеры других конструкций также могут быть испытаны при условии представления эквивалентной информации.
*(2) Пружинные тормоза других конструкций также могут быть испытаны при условии представления эквивалентной информации.
*(3) Тормоза других конструкций также могут быть испытаны при условии представления эквивалентной информации.
*(4) При испытаниях на треке или барабанном стенде необходимо использовать энергетические эквиваленты указанных здесь параметров.
Дополнение 1
к приложению Ф
Образец отчета
о подтверждении заявленных характеристик диафрагменных тормозных камер
Отчет N __________
1 Идентификация:
1.1 Изготовитель (наименование и адрес) __________________________
1.2 Марка*(1) _________________________________
1.3 Тип*(1) __________________________
1.4 Номер детали*(1) _____________________________
2 Условия работы:
2.1 Максимальное рабочее давление _________________________________
3 Рабочие характеристики, декларируемые изготовителем:
3.1 Максимальный ход штока при давлении 6,5 бар*(2) _____________________
3.2 Среднее толкающее усилие на штоке как функция давления *(2) ______________________
3.3 Эффективный ход штока как функция давления *(2) ___________________________
3.3.1 Диапазон давлений, за пределами которого упомянутый ход штока признают значимым (см. Ф.2.3.4) _____________________
3.4 Значение давления, необходимое для осуществления хода штока, равного 15 мм (), определяют на основе зависимости или декларируют*(2), *(3), *(4)
4 Область применения:
Тормозная камера может быть использована на прицепах категорий и ______________ да/нет*(3)
Тормозная камера может быть использована только на прицепах категории ______________ да/нет*(3)
5 Наименование испытательной лаборатории, проведшей испытание _________________________________
6 Настоящее испытание проведено и результаты получены в соответствии с дополнением 1 к приложению Ф ГОСТ Р 41.13-2007
Испытательная лаборатория, проведшая испытания Дата _________________
Подпись _______________________
7 Документы, относящиеся к испытанию ____________________________________
(см. дополнение 2) ______________________________________________________
_________________________________________________________________________
______________________________
*(1) Для нанесения маркировки на тормозную камеру. В отчете об испытаниях требуется привести только основной номер, варианты основной модели можно не указывать.
*(2) Идентификация должна быть уточнена при наличии изменений, которые оказывают влияние на рабочие характеристики, перечисленные в 3.1-3.3 настоящего дополнения.
*(3) Ненужное зачеркнуть.
*(4) Для применения характеристик, приведенных в настоящем отчете, при определении соответствия требованиям приложения К взаимосвязь давления и декларированной зависимости при давлении, равном 1,0 бар, считают линейной.
Дополнение 2
к приложению Ф
Образец записи первичных данных о результатах испытания диафрагменных тормозных камер
Отчет N _____________________
1 Результаты испытаний* для детали N ____________________________
Давление* р, бар |
Среднее толкающее усилие , H |
Эффективный ход штока , мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* р - значения давления активизации тормозов, используемые в испытании (см. Ф.2.2.2). |
______________________________
* Для каждого из шести испытанных образцов составляют отдельный отчет.
Дополнение 3
к приложению Ф
Образец отчета о подтверждении характеристик пружинных тормозов
Отчет N _________________________________
1 Идентификация:
1.1 Изготовитель (наименование и адрес) _________________________________
1.2 Марка* _________________________________
1.3 Тип* _________________________________
1.4 Номер детали* _________________________________
2 Условия работы:
2.1 Максимальное рабочее давление _________________________________
3 Рабочие характеристики, декларируемые изготовителем:
3.1 Максимальный ход штока ** _________________________________
3.2 Среднее толкающее усилие на штоке как функция давления ** _________________________________
3.3 Давление освобождения тормоза (при ходе штока, равном 10 мм)** _________________________________
4 Дата проведения испытаний _________________________________
5 Настоящее испытание проведено и результаты получены в соответствии с приложением Ф к ГОСТ Р 41.13-2007
6 Испытательная лаборатория, проведшая испытания Дата _________________________________
Подпись _________________________________
7 Документы, относящиеся к испытанию (см. дополнение 4) _________________________________
______________________________
* Для нанесения маркировки на тормозную камеру. В отчете об испытаниях требуется привести только основной номер, варианты основной модели можно не указывать.
** Идентификация должна быть уточнена при наличии изменений, которые оказывают влияние на рабочие характеристики, перечисленные в 3.1-3.3 настоящего дополнения.
Дополнение 4
к приложению Ф
Образец записи первичных данных о результатах испытания пружинных тормозов
Отчет N _________________________________
1 Результаты испытаний* для детали N _________________________________
Ход штока* s, мм |
Толкающее усилие , Н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* s - значение хода штока, активизирующего тормоз, подвергаемый испытанию (см. Ф.3.2.2). |
2 Давление освобождения тормоза (при ходе штока, равном 10 мм) _________________________________ бар
______________________________
* Для каждого из шести испытанных образцов составляют отдельный отчет.
Дополнение 5
к приложению Ф
Информационный документ о технических характеристиках антиблокировочной системы прицепов
1 Общие сведения _________________________________
1.1 Наименование изготовителя _________________________________
1.2 Наименование антиблокировочной системы _________________________________
1.3 Варианты антиблокировочной системы _________________________________
1.4 Конфигурации антиблокировочной системы (например, 2S/1M, 2S/2M*) _________________________________
1.5 Описание функций и/или общих принципов антиблокировочной системы _________________________________
2 Области применения
2.1 Перечень типов прицепов и конфигураций антиблокировочной системы, для которых требуется подтверждение значений параметров (характеристик) в испытаниях _________________________________
2.2 Схемы конфигураций антиблокировочной системы, устанавливаемых на прицепы, перечисленные в 2.1 настоящего дополнения. Указывают следующие данные:
расположение датчиков _________________________________
расположение модуляторов _________________________________
поднимаемые оси _________________________________
управляемые оси _________________________________
тормозные шланги: внутренние диаметры и длины _________________________________
2.3 Отношение длины окружности шины к разрешающей способности устройства возбуждения, включая допуски _________________________________
2.4 Допуск длины окружности шин, установленных на разных осях и присоединенных к одному устройству возбуждения _________________________________
2.5 Область применения в зависимости от типа подвески:
пневматическая подвеска |
- |
любой тип балансирной подвески с продольными рычагами |
подвеска другого типа |
- |
описание дается изготовителем: модель и тип (балансирная/небалансирная) |
2.6 Рекомендации по конкретным значениям тормозного момента на входе (если применимо) в зависимости от конфигурации антиблокировочной системы и конструкции тележки прицепа _______________________________________________
2.7 Дополнительная информация (если необходимо) по установке антиблокировочной системы _________________________________________________
3 Описание компонентов
3.1 Датчик (датчики)
Функция ____________________________________________
Идентификация, например номер детали (номера деталей) _________________________________________________
3.2 Контроллер (контроллеры)
Общее описание и функция _________________________________
Идентификация, например номер детали (номера деталей) _________________________________
Требования безопасности, относящиеся к контроллеру (контроллерам) _________________________________
Дополнительные особенности (например, управление замедлителем, автоматика, изменяемые параметры, средства диагностики) _________________________________
3.3 Модулятор (модуляторы)
Общее описание и функция _________________________________
Идентификация, например номер детали (номера деталей) _________________________________
Ограничения (например, максимальные объемы информации, на которые рассчитан модулятор) _________________________________
3.4 Электрооборудование
Электрическая схема (схемы) _________________________________
Способы подачи электроэнергии _________________________________
Последовательность включения предупреждающих ламп _________________________________
3.5 Пневматические контуры
Схемы тормозных систем, включающие в себя конфигурации антиблокировочной системы, в зависимости от типов прицепов, определенных в 5.2.2.
Ограничения размеров (внутренних диаметров, длин) патрубков и шлангов, если они влияют на работу системы (например, на взаимосвязь модулятора и тормозной камеры)
3.6 Электромагнитная совместимость
3.6.1 Документация, демонстрирующая соответствие требованиям Н.4.4 (приложение Н) _________________________________
______________________________
* S - датчики; М - модуляторы.
Дополнение 6
к приложению Ф
Отчет об испытании антиблокировочной системы прицепов
Отчет об испытании N _________________________________
1 Идентификация:
1.1 Изготовитель антиблокировочной системы (наименование и адрес) _________________________________
1.2 Наименование системы/модель _________________________________
2 Антиблокировочная система и ее монтаж, прошедшие сертификацию:
2.1 Сертифицированные конфигурации антиблокировочной системы (например, 2S/1M, 2S/M*)
2.2 Область применения (тип прицепа и число осей) _________________________________
2.3 Методы электроснабжения (по [1]-[4] и др.) _________________________________
2.4 Идентификация сертифицированных датчиков, контроллеров и модуляторов _________________________________
2.5 Расход энергии - эквивалентное число активизаций тормозов на неподвижном прицепе _________________________________
2.6 Дополнительные особенности, например управление замедлителем, наличие и расположение подъемных осей и т.п. _________________________________
3 Данные об условиях проведения испытания и результаты:
3.1 Сведения о транспортном средстве, подвергнутом испытанию _________________________________
3.2 Информация об опорной поверхности _________________________________
3.3 Результаты испытания
3.3.1 Реализация сцепных свойств _________________________________
3.3.2 Расход энергии _________________________________
3.3.3 Испытания при различающихся условиях сцепления правых и левых колес _________________________________
3.3.4 Эффективность торможения на малой скорости _________________________________
3.3.5 Эффективность торможения на высокой скорости _________________________________
3.3.6 Дополнительные проверки _________________________________
3.3.6.1 Переход с поверхности, имеющей высокий коэффициент сцепления, на поверхность с низким коэффициентом сцепления
3.3.6.2 Переход с поверхности, имеющей низкий коэффициент сцепления, на поверхность с высоким коэффициентом сцепления _________________________________
3.3.7 Имитация возникновения неисправности _________________________________
3.3.8 Проверки функционирования при вспомогательных вариантах электропитания _________________________________
3.3.9 Электромагнитная совместимость _________________________________
4 Ограничения, касающиеся установки:
4.1 Отношение длины окружности шины к разрешающей способности устройства возбуждения _________________________________
4.2 Допуск длин окружности шин, установленных на разных осях и присоединенных к одному устройству возбуждения _________________________________
4.3 Тип подвески _________________________________
4.4 Различия в тормозных моментах на входе в пределах тележки прицепа _________________________________
4.5 Колесная база полного прицепа _________________________________
4.6 Тип тормозов _________________________________
4.7 Внутренние диаметры и длины тормозных шлангов _________________________________
4.8 Применение устройств, чувствительных к нагрузке на оси _________________________________
4.9 Последовательность включения предупреждающих (аварийных) ламп _________________________________
4.10 Конфигурации и установки, соответствующие требованиям к антиблокировочной системе категории А _________________________________
4.11 Другие рекомендации/ограничения (например, расположение датчиков, модуляторов, подъемных осей, управляемых осей)
5 Дата проведения испытания _________________________________
Настоящее испытание проведено и результаты получены в соответствии с приложением Ф к ГОСТ Р 41.13-2007
Испытательная лаборатория, выполнившая испытание
Подпись _________________ Дата _________________
Приложение - информационный документ, представленный изготовителем.
______________________________
* S - датчики; М - модуляторы.
Дополнение 7
к приложению Ф
Условные обозначения (см. рисунок Ф.3)
- |
коэффициент торможения (отношение момента на выходе из тормоза к моменту на входе в тормоз); |
|
- |
пороговый момент на входе в тормоз (минимальный момент, необходимый для получения значимого тормозного момента на выходе); |
|
D |
- |
наружный диаметр шины (диаметр, измеренный по периферии новой накачанной шины); |
d |
- |
стандартное обозначение номинального диаметра обода, соответствующее диаметру обода, выраженному в дюймах или миллиметрах; |
- |
тормозная сила; |
|
H |
- |
номинальная высота профиля шины (расстояние, равное половине разности между наружным диаметром шины и номинальным диаметром обода); |
I |
- |
момент инерции; |
- |
длина рычага привода тормоза эталонного испытуемого прицепа; |
|
- |
средний тормозной момент на выходе из тормоза; |
|
- |
эквивалентное число активизаций тормоза неподвижного прицепа, необходимое для положительной оценки результатов испытания; |
|
- |
эквивалентное число активизаций тормоза неподвижного прицепа, полученное в испытании; |
|
- |
частота вращения барабана барабанного стенда; |
|
- |
частота вращения незаторможенных колес оси; |
|
- |
максимально допустимая масса, приходящаяся на один тормоз; |
|
p |
- |
давление; |
- |
давление в тормозной камере, требуемое для получения хода штока, равного 15 мм относительно его исходного положения; |
|
R |
- |
динамический радиус качения шины (при расчетах принимают R = 0,485D); |
- |
условная высота профиля шины (отношение номинальной высоты к номинальной ширине профиля шины, умноженное на 100); |
|
- |
отношение ; |
|
- |
радиус барабана барабанного стенда; |
|
- |
ширина профиля шины (расстояние между плоскостями, касательными к боковинам накачанной шины, за вычетом высоты выступов, образованных маркировкой, декоративными элементами, защитными элементами боковины и т.п.); |
|
s |
- |
ход штока привода тормоза, равный сумме рабочего хода и свободного хода; |
- |
максимальный ход штока привода тормоза; |
|
- |
эффективный ход штока (ход, при котором толкающее усилие на выходе составляет 90% среднего толкающего усилия ); |
|
- |
ход штока тормозной камеры эталонного испытуемого прицепа, мм; |
|
- |
среднее толкающее усилие (определяется осреднением значений толкающего усилия в диапазоне от до ); |
|
- |
усилие пружины пружинного тормоза; |
|
- |
суммарное тормозное усилие на периферии всех колес прицепа; |
|
V |
- |
скорость в испытании на поверхности бегового барабана барабанного стенда; |
- |
начальная скорость торможения; |
|
- |
конечная скорость торможения; |
|
- |
подаваемая энергия, эквивалентная кинетической энергии, выделяемой соответствующей массой, приходящейся на тормоз, при торможении в процессе испытания со скорости 60 км/ч до остановки; |
|
z |
- |
удельная тормозная сила транспортного средства. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.