Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
(обязательное)
Тормозные испытания и эффективность тормозных систем
В.1 Тормозные испытания
В.1.1 Общие положения
В.1.1.1 Эффективность тормозных систем определяют измерением тормозного пути и соотнесением его с начальной скоростью ТС и/или измерением среднего значения предельного замедления в процессе испытания.
В.1.1.2 Тормозной путь определяют как расстояние, которое проходит ТС с момента, когда водитель начинает воздействовать на орган управления тормозной системы, до момента остановки ТС. Начальная скорость - это скорость ТС в момент, когда водитель начинает воздействовать на орган управления тормозной системы. Начальная скорость должна составлять не менее 98% скорости, предписанной для данного испытания.
Среднее значение предельного замедления рассчитывают как замедление, осредненное в интервале скоростей от до , , по формуле
,
где - начальная скорость ТС, км/ч;
, км/ч;
, км/ч;
- расстояние, проходимое ТС в интервале от до , м;
- расстояние, проходимое ТС в интервале от до , м.
Скорости и расстояния определяют с помощью инструментов, обеспечивающих точность % при предписанной для испытания скорости ТС. Среднее предельное замедление допускается определять методом иным, чем метод, связанный с измерением скоростей и расстояний. В этом случае точность среднего предельного замедления должна составлять %.
В.1.2 Эффективность торможения любого ТС должна быть измерена в процессе дорожных испытаний при соблюдении следующих условий:
В.1.2.1 Характеристики массы ТС должны соответствовать предписанным для каждого типа испытаний и быть указаны в отчете.
В.1.2.2 Испытания должны быть проведены на скоростях, предписанных для каждого типа испытаний. Если максимальная конструктивная скорость ТС меньше, чем скорость, предписанная для данного испытания, испытание должно быть проведено на максимальной скорости ТС.
В.1.2.3 В процессе испытания усилие, приложенное к органу управления тормозной системой для обеспечения предписанной эффективности торможения, не должно превышать максимального усилия, установленного для категории ТС, к которой принадлежит испытуемое ТС.
В.1.2.4 Дорожное покрытие должно обеспечивать хорошее сцепление, если в соответствующих приложениях к настоящему стандарту не обусловлены специальные требования.
В.1.2.5 Испытания должны быть проведены при отсутствии ветра, воздействие которого может повлиять на результаты испытаний.
В.1.2.6 Перед началом испытаний шины должны быть холодными и иметь внутреннее давление, предписанное для шин при данной нагрузке и неподвижном ТС.
В.1.2.7 Предписанная эффективность торможения должна быть обеспечена при отсутствии блокировки колес, отклонения ТС от заданного курса и повышенной вибрации*(1).
В.1.2.8 Для ТС, приводимых в движение, полностью или частично, электродвигателем (или электродвигателями), постоянно соединенным с колесами, все испытания должны быть проведены с подсоединенным электродвигателем (электродвигателями).
В.1.2.9 Для ТС, описанных в В.1.2.8, снабженных электрической рекуперативной системой категории А, испытания, выявляющие поведение ТС и описанные в В.1.4.3.1, должны быть проведены на поверхности, имеющей пониженный коэффициент сцепления [см. Н.5.2.2 (приложение Н)].
В.1.2.9.1 Кроме того, для ТС, снабженных электрической рекуперативной тормозной системой категории А, переходный режим при переключении передач или сбросе тяги не должен влиять на поведение ТС в условиях испытаний по В.1.2.9.
В.1.2.10 В процессе испытаний в соответствии с В.1.2.9 и В.1.2.9.1 блокировка колес не допускается. Однако допускается коррекция рулем при условии, что поворот рулевого колеса не превышает 120° в течение первых 2 с и не превышает 240° в целом.
В.1.2.11 В случае ТС с электрическим приводом рабочих тормозов, работающим от тяговых аккумуляторных батарей (или от вспомогательной батареи), которые получают энергию только от внешнего зарядного устройства, эти батареи должны в процессе испытания тормозной эффективности иметь средний запас электроэнергии, не более чем на 5% превышающий уровень, при котором в соответствии с требованиями 5.2.1.27.6 должен активизироваться предупреждающий сигнал об отказе тормозов.
Если предупреждающий сигнал активизируется, допускается определенная подзарядка батарей в процессе испытания для поддерживания их заряда на требуемом уровне.
В.1.3 Поведение транспортного средства в процессе торможения
В.1.3.1 В тормозных испытаниях, особенно если их проводят на высоких скоростях, должны быть проверены основные особенности поведения ТС в процессе торможения.
В.1.3.2 Поведение транспортного средства в процессе торможения на дороге с пониженным коэффициентом сцепления
Поведение ТС категорий , , , , , , , и на дороге с пониженным коэффициентом сцепления должно соответствовать требованиям приложения К и/или приложения П.
В.1.3.2.1 Если тормозная система соответствует требованиям 5.2.1.7.2, когда торможение определенной оси (или осей) осуществляется тормозным моментом, состоящим более чем из одного составляющего момента, и каждый составляющий момент может изменяться по отношению к остальным, ТС должно удовлетворять требованиям приложения К или П при всех соотношениях тормозных моментов, которые могут иметь место при заданной стратегии торможения*(2).
В.1.4 Испытание "Тип-0" (обычное испытание эффективности тормозной системы при "холодных" тормозах)
В.1.4.1 Общие требования
В.1.4.1.1 Тормоза должны быть холодными. Тормоза считают холодными, если температура, измеренная на тормозном диске или на внешней поверхности тормозного барабана, менее 100°С.
В.1.4.1.2 Испытание должно быть проведено в следующих условиях:
В.1.4.1.2.1 ТС должно быть в груженом состоянии, при этом распределение массы по осям должно соответствовать указаниям изготовителя. Если предусмотрено испытание при различных значениях вертикальных нагрузок на оси, распределение максимальной массы по осям должно быть таким, чтобы нагрузка на каждую ось была пропорциональна максимально допустимой нагрузке на соответствующую ось. Для тягачей, предназначенных для буксирования полуприцепов, нагрузка может быть приложена приблизительно на середине расстояния между шкворнем полуприцепа при упомянутых выше условиях нагружения и задней осью (осью качения задней тележки).
В.1.4.1.2.2 Каждое испытание должно быть повторено на порожнем ТС. В случае механического ТС на нем помимо водителя допускается присутствие на переднем сиденье второго лица, ответственного за регистрацию результатов испытания;
для тягача, предназначенного для буксирования полуприцепа, испытания при отсутствии нагрузки следует выполнять на одиночном ТС, включающем в себя массу сцепного устройства тягача (седла); следует включить также массу запасного колеса, если оно входит в стандартную комплектацию ТС;
на ТС, представляющее собой шасси с кабиной, допускается устанавливать дополнительную массу, чтобы создать массу конструкции, не превышающую минимальную массу, декларируемую изготовителем в соответствии с приложением Б;
для ТС, оборудованных электрической рекуперативной тормозной системой, требования к тормозам устанавливают в зависимости от категории установленной тормозной системы:
- для категории А любой отдельный орган управления электрическим рекуперативным торможением не должен быть использован в процессе испытания "Тип-0";
- для категории В - составляющая тормозная сила, возникающая в результате действия электрической рекуперативной тормозной системы, не должна превышать минимальный уровень, гарантируемый конструкцией системы.
Это требование считают выполненным, если аккумуляторные батареи имеют один из перечисленных ниже уровней заряда, которые определяют*(3) методом, описанным в дополнении 1 к настоящему приложению:
- максимальный уровень заряда, рекомендованный изготовителем в технической документации на ТС, или
- уровень, составляющий не менее 95% уровня полного заряда, если изготовитель не предоставил соответствующих рекомендации, или
- максимальный уровень, обеспечиваемый автоматическим управлением зарядкой аккумуляторных батарей на ТС.
В.1.4.1.2.3 Предписанные пределы минимальной эффективности торможения для испытаний порожнего и груженого ТС должны соответствовать указанным ниже значениям для каждой категории ТС; при этом ТС должно соответствовать предписанным значениям как тормозного пути, так и среднего предельного замедления для категории, к которой относится ТС, однако нет необходимости непосредственно измерять оба параметра.
В.1.4.1.2.4 Дорожная поверхность должна быть горизонтальной.
В.1.4.2 Испытания "Тип-0" с отсоединенным двигателем
Испытания должны быть выполнены на скорости, предписанной для той категории, к которой относится ТС, причем значения параметров, имеющих отношение к этим испытаниям, устанавливают с определенными допусками. В испытаниях должна быть достигнута минимальная эффективность торможения, предписанная для ТС соответствующей категории.
В.1.4.3 Испытания "Тип-0" с подсоединенным двигателем
В.1.4.3.1 Испытания должны быть выполнены на различных скоростях, минимальная скорость должна быть равна 30% максимальной скорости ТС, а максимальная - 80% этой скорости. Если ТС оборудовано ограничителем скорости, максимальную скорость, допускаемую этим ограничителем, принимают как максимальную скорость ТС. Должны быть измерены параметры, характеризующие реальную максимальную эффективность торможения, и в отчет об испытаниях должна быть внесена запись о поведении ТС в процессе торможения. Тягачи для буксирования полуприцепов, несущие нагрузку, имитирующую эффект воздействия груженого полуприцепа, не должны быть испытаны на скоростях, превышающих 80 км/ч.
В.1.4.3.2 Дальнейшие испытания должны быть выполнены с подсоединенным двигателем и при начальной скорости, предписанной для категории, к которой принадлежит ТС. В испытаниях должна быть достигнута минимальная эффективность торможения, предписанная для ТС каждой категории. Тягачи для буксирования полуприцепов, несущие нагрузку, имитирующую эффект воздействия груженого полуприцепа, не должны быть испытаны на скоростях, превышающих 80 км/ч.
В.1.4.4 Испытания "Тип-0" для транспортных средств категории О, оборудованных пневматическими тормозами
В.1.4.4.1 Тормозная эффективность прицепа может быть рассчитана или исходя из удельной тормозной силы комбинации буксирующего ТС и прицепа и измеренного усилия в сцепном устройстве, или, в определенных случаях, исходя из удельной тормозной силы комбинации буксирующего ТС и прицепа, при том что торможение осуществляется только прицепом. В процессе тормозных испытаний двигатель буксирующего ТС должен быть отсоединен от трансмиссии.
В случае, когда торможение осуществляется только прицепом, эффективность торможения с целью учесть влияние на торможение дополнительной массы оценивают по среднему значению предельного замедления.
В.1.4.4.2 За исключением случаев, указанных в В.1.4.4.3 и В.1.4.4.4, для определения удельной тормозной силы прицепа необходимо измерить удельную тормозную силу комбинации буксирующего ТС и прицепа и усилие в сцепном устройстве. Буксирующее ТС должно соответствовать требованиям к соотношению между и давлением , установленному в приложении К. Удельную тормозную силу прицепа рассчитывают по формуле
,
где - удельная тормозная сила прицепа;
- удельная тормозная сила комбинации буксирующего ТС и прицепа;
D - усилие в сцепном устройстве (растягивающее усилие - плюс D, сжимающее усилие - минус D);
- суммарная вертикальная статическая реакция дорожного полотна на колеса прицепа (см. приложение К).
В.1.4.4.3 Если прицеп (за исключением полуприцепа) имеет неразделенную или полуразделенную тормозную систему, где давление в тормозных камерах не изменяется в процессе торможения, несмотря на изменяющуюся динамическую нагрузку на ось, то допускается торможение одиночного прицепа. Допускается также торможение одиночного полуприцепа.
Удельную тормозную силу прицепа рассчитывают по формуле
,
где R - коэффициент сопротивления качению (R=0,01);
- суммарная вертикальная статическая реакция дорожной поверхности на колеса буксирующего ТС (см. приложение К).
В.1.4.4.4 Допускается рассчитывать удельную тормозную силу прицепа исходя из параметров торможения одиночного прицепа. В этом случае давление в тормозной системе должно быть такое же, как и измеренное в тормозных камерах в процессе торможения комбинации ТС.
В.1.5 Испытание "Тип-I" (испытание уменьшения эффективности торможения)
В.1.5.1 Многократное торможение
В.1.5.1.1 Рабочие тормозные системы всех механических ТС должны быть испытаны на соответствие предписанной эффективности торможения после определенного числа циклов торможения (циклов активизации и освобождения тормозов) груженого ТС в условиях, установленных в следующей таблице.
Таблица
Категория ТС |
Условия проведения испытаний |
|||
Начальная скорость торможения, , км/ч |
Скорость в конце торможения , км/ч |
Длительность цикла торможения*(1) , с |
Число циклов торможения n |
|
80% |
0,5 |
45 |
15 |
|
80% |
0,5 |
55 |
15 |
|
80% |
0,5 |
55 |
15 |
|
, , |
80% |
0,5 |
60 |
20 |
*(1) Отрезок времени между началом предыдущей активизации тормозов и началом последующей активизации. Примечание - - максимальная скорость ТС. |
В.1.5.1.2 Если характеристики ТС не позволяют обеспечить длительность одного цикла торможения, равную , допускается увеличить эту длительность. В любом случае к каждому циклу, содержащему отрезок времени, необходимый для торможения и последующего разгона ТС, допускается добавлять 10 с для стабилизации скорости .
В.1.5.1.3 В этом испытании сила, приложенная к органу управления, должна быть отрегулирована так, чтобы обеспечить среднее значение предельного замедления, равное 3 при первой активизации тормозов; эта сила должна оставаться неизменной при последующих активизациях тормозов.
В.1.5.1.4 В процессе активизации тормозов должна быть постоянно включена высшая передача (за исключением повышающей передачи и других подобных устройств).
В.1.5.1.5 Для восстановления начальной скорости , после торможения необходимо использовать коробку передач таким образом, чтобы эта скорость была достигнута за возможно более короткое время (т.е. с максимальным ускорением, обеспечиваемым двигателем и коробкой передач).
В.1.5.1.6 Для ТС, не обладающих достаточной автономией для выполнения циклов торможения с нагревом тормозов, испытание должно быть проведено следующим образом: перед первой активизацией тормозов необходимо достичь предписанной начальной скорости торможения, после прекращения торможения обеспечить максимально возможное ускорение для увеличения скорости, затем осуществить успешное торможение со скорости, достигнутой в конце цикла торможения, выполненного в установленный для ТС данной категории отрезок времени (см. В.1.5.1.1).
В.1.5.1.7 Если ТС оборудовано устройствами для автоматической регулировки тормозов, перед испытанием "Тип-I" должна быть выполнена предварительная регулировка тормозов в соответствии со следующими процедурами в зависимости от особенностей тормозной системы.
В.1.5.1.7.1 Если ТС оборудовано пневматическими тормозами, предварительная регулировка тормозов должна позволять функционировать автоматическим устройствам регулирования. С этой целью ход штока тормозной камеры должен быть отрегулирован следующим образом:
,
где - ход начала регулировки*(4), установленный изготовителем устройства автоматической регулировки тормозов.
При этом максимальное значение не должно превышать значения, рекомендованного изготовителем.
Если по согласованию с испытательной лабораторией измерение хода штока тормозной камеры признано нецелесообразным, с испытательной лабораторией должна быть согласована иная первоначальная регулировка.
После выполнения указанных выше условий тормоза должны быть приведены в действие последовательно 50 раз при давлении в тормозных камерах, равном 30% рабочего давления в тормозной системе, но не менее 2,0 бар. Перед этим должна быть осуществлена одноразовая активизация тормозов при давлении в тормозной камере не менее 6,5 бар.
В.1.5.1.7.2 Если ТС оборудовано гидравлическими дисковыми тормозами, регулировка тормозов не требуется.
В.1.5.1.7.3 Если ТС оборудовано гидравлическими барабанными тормозами, регулировка тормозов определяется изготовителем.
В.1.5.1.8 Для ТС, оборудованных электрической рекуперативной тормозной системой категории В, состояние аккумуляторных батарей ТС в начале испытания должно быть таким, чтобы параметры электроэнергии, вырабатываемой рекуперативной тормозной системой при генерировании тормозной силы, не превышали бы минимума, гарантируемого конструкцией системы.
Это требование считают выполненным, если аккумуляторные батареи находятся на одном из уровней заряда для таких ТС, перечисленных в В.1.4.1.2.2.
В.1.5.2 Неразделенное торможение (см. 2.9)
В.1.5.2.1 Рабочие тормоза прицепов категорий и должны быть испытаны таким образом, чтобы на груженом ТС энергия, подводимая к тормозам, была эквивалентна энергии, измеренной в тот же отрезок времени на груженом ТС, перемещаемом при постоянной скорости 40 км/ч на дистанции 1,7 км с дорожным уклоном 7%.
В.1.5.2.2 Испытание может быть проведено на горизонтальном участке дороги на прицепе, буксируемом тягачом. В процессе испытания сила, приложенная к органу управления, должна быть отрегулирована так, чтобы поддерживать сопротивление качению прицепа постоянным (сила сопротивления качению должна быть равна 7% максимальной статической осевой нагрузки прицепа). Если мощность, необходимая для движения, при этих условиях не может быть достигнута, допускается проводить испытание при меньшей скорости, но на более протяженной дистанции в соответствии с таблицей.
Таблица
Скорость, км/ч |
Дистанция, м |
40 |
1700 |
30 |
1950 |
20 |
2500 |
15 |
3100 |
В.1.5.2.3 Если прицеп оборудован устройством для автоматической регулировки тормозов, предварительная регулировка тормозов перед испытанием "Тип-I" должна быть выполнена в соответствии с В.1.7.1.1.
В.1.5.3 Эффективность торможения при "горячих" тормозах
В.1.5.3.1 В конце испытания "Тип-I" (испытания, проводимого в соответствии с В.1.5.1 или В.1.5.2) необходимо определить эффективность рабочего торможения при тех же условиях, что и в испытании "Тип-0" с отсоединенным двигателем. Особенное внимание следует обратить на создание постоянного усилия на органе управления, значение которого не должно превышать среднего значения усилия, фактически приложенного в испытании "Тип-0". При этом температурные условия могут не совпадать.
В.1.5.3.1.1 Для механических ТС эффективность торможения при "горячих" тормозах должна составлять не менее 80% эффективности, предписанной для соответствующей категории ТС, и не менее 60% эффективности, полученной в испытании "Тип-0" при отсоединенном двигателе.
В.1.5.3.1.2 На ТС, укомплектованных электрической рекуперативной тормозной системой категории А, должна быть постоянно включена высшая передача. Если на ТС имеется отдельный орган управления электрической рекуперативной тормозной системой, то он не должен быть использован.
В.1.5.3.1.3 На ТС, укомплектованных электрической рекуперативной тормозной системой категории В, после выполнения циклов прогрева, описанных в В.1.5.1.6, испытание эффективности торможения при "горячих" тормозах должно быть выполнено при максимальной скорости, которая может быть достигнута ТС в конце тормозных циклов прогрева, если невозможно достичь скорости, предписанной в В.1.4.2.
Для сопоставления тормозной эффективности испытание "Тип-0" при "холодных" тормозах должно быть повторено при той же начальной скорости и в тех же условиях использования электрического рекуперативного торможения, которые были определены для соответствующего уровня заряда аккумуляторной батареи при испытании при "горячих" тормозах.
Допускается восстановление тормозных накладок перед началом испытания по сравнению эффективности вторичного торможения при "холодных" тормозах и торможения при "горячих" тормозах при соблюдении критериев В.1.5.3.1.1 и В.1.5.3.2.
В.1.5.3.1.4 Однако для прицепов тормозная сила на колесах при "горячих" тормозах и начальной скорости 40 км/ч должна составлять не менее 36% максимальной статической нагрузки на колеса и не менее 60% тормозной силы, полученной в испытании "Тип-0" при той же начальной скорости.
В.1.5.3.2 В случае механического ТС, удовлетворяющего требованию обеспечения 60% эффективности торможения, но не удовлетворяющего требованию обеспечения 80% эффективности торможения по В.1.5.3.1.1, дальнейшее проведение испытания при "горячих" тормозах может быть осуществлено при усилии на органе управления, не превосходящем установленное в разделе В.2 для ТС соответствующей категории. Результаты обоих испытаний должны быть отражены в протоколе.
В.1.5.4 Испытание на свободное качение
Если механические ТС оборудованы устройствами автоматической регулировки тормозов, тормозам после завершения испытаний, описанных в В.1.5.3, необходимо позволить остыть до температуры, характерной для "холодных" тормозов (не более 100°С), после чего убедиться, что тормоза ТС полностью отпущены, одним из следующих способов:
а) проверкой свободного вращения колес (допускается проворачивание колеса вручную);
б) движением ТС с постоянной скоростью v = 60 км/ч при отпущенных тормозах. Если температура тормозных барабанов/дисков при этом не превосходит 80°С, остаточные тормозные моменты на колесах считают допустимыми.
В.1.6 Испытание "Тип-II" (торможение на спуске)
В.1.6.1 Груженые ТС должны быть испытаны таким образом, чтобы поглощаемая энергия была эквивалентна поглощаемой энергии, измеренной за тот же отрезок времени на груженом ТС, движущемся со средней скоростью 30 км/ч по дороге с уклоном 6% на дистанции 6 км при включенной соответствующей передаче в коробке передач и активизированной тормозной системе длительного действия (если ТС снабжено такой системой). Должна быть включена такая передача, чтобы частота вращения двигателя, измеренная в минутах в минус первой степени, не превышала максимального значения, предписанного изготовителем.
В.1.6.2 Для ТС, в которых кинетическая энергия поглощается только в результате торможения двигателем, допускается отклонение значения скорости движения км/ч от предписанного среднего значения, при этом должна быть включена передача, на которой скорость движения на дороге с уклоном 6% стабилизируется при ее значении, максимально близком к 30 км/ч. Если эффективность торможения двигателем определяют измерением замедления, то следует считать достаточным значение замедления не менее 0,5 .
В.1.6.3 В заключительной стадии испытания должны быть проведены измерения эффективности рабочей тормозной системы в тех же условиях, что приняты для испытания "Тип-0" при отсоединенном двигателе. При этом температурные условия могут отличаться. Эта эффективность при "горячих" тормозах должна обеспечивать значения тормозного пути s, не превышающие значения, указанные ниже, и средние значения предельного замедления , не меньшие, чем значения, указанные ниже, при усилии на органе управления, не превышающем 70 даН:
- для ТС категории м
(второе слагаемое соответствует );
- для ТС категории м
(второе слагаемое соответствует ),
где v - начальная скорость торможения, км/ч.
В.1.7 Испытание "Тип-Ill" (испытание на уменьшение эффективности торможения для ТС категории )
В.1.7.1 Дорожное испытание
В.1.7.1.1 Перед испытанием "Тип-Ill", описанным ниже, необходимо выполнить регулировку тормозов, процедура которой, применительно к соответствующему случаю, установлена в одном из пунктов В.1.7.1.1.1 - В.1.7.1.1.3.
В.1.7.1.1.1 Для прицепов, оборудованных пневматическими тормозами, предварительная регулировка тормозов должна быть такой, чтобы обеспечить функционирование устройств автоматической регулировки тормозов. Для этого ход штока тормозной камеры должен быть отрегулирован так, чтобы:
,
где - ход начала регулировки*(4), установленный изготовителем устройства автоматической регулировки тормозов.
При этом максимальное значение не должно превышать значение, рекомендованное изготовителем.
Если по согласованию с испытательной лабораторией измерение хода штока тормозной камеры признано нецелесообразным, с испытательной лабораторией должна быть согласована иная первоначальная регулировка.
После выполнения указанных выше условий тормоза должны быть приведены в действие последовательно 50 раз при давлении в тормозных камерах, равном 30% рабочего давления в тормозной системе, но не менее 2,0 бар. Перед этим должна быть осуществлена одноразовая активизация тормозов при давлении в тормозной камере не менее 6,5 бар.
В.1.7.1.1.2 Если ТС оборудовано гидравлическими дисковыми тормозами, регулировка тормозов не требуется.
В.1.7.1.1.3 Если ТС оборудовано гидравлическими барабанными тормозами, регулировка тормозов определяется изготовителем.
В.1.7.1.2 Для дорожных испытаний необходимо выполнить следующие условия:
Число тормозных циклов |
20 |
Длительность тормозного цикла |
60 с |
Начальная скорость торможения |
60 км/ч |
Особенности активизации тормозов |
В данных испытаниях усилие, приложенное к органу управления, должно быть отрегулировано так, чтобы обеспечить на прицепе массой при первой активизации тормозов среднее значение предельного замедления . Это усилие должно оставаться постоянным при активизации тормозов во всех последующих циклах |
Удельную тормозную силу прицепа рассчитывают по формуле, аналогичной приведенной в В.1.4.4.3:
.
Скорость в конце торможения (см. 3.1.5 дополнения 2 к приложению Л):
,
где - удельная тормозная сила прицепа;
- удельная тормозная сила комбинации ТС;
R - коэффициент сопротивления качению (R = 0,1);
- масса, эквивалентная вертикальной статической реакции на колесах автомобиля-тягача, кг;
- масса, эквивалентная вертикальной статической реакции на колесах прицепа, кг;
- часть массы прицепа, приходящаяся на незатормаживаемую ось (оси), кг;
- часть массы прицепа, приходящаяся на затормаживаемую ось (оси), кг;
- начальная скорость торможения, км/ч;
- конечная скорость торможения, км/ч.
В.1.7.2 Эффективность торможения при "горячих" тормозах
По окончании испытания, проведенного в соответствии с В.1.7.1, необходимо измерить эффективность рабочей тормозной системы в тех же условиях, что для испытаний "Тип-0", но в отличающемся температурном режиме и при начальной скорости торможения 60 км/ч. В этом случае тормозная сила на колесах при "горячих" тормозах должна составлять не менее 40% максимальной статической нагрузки на колеса и не менее 60% значения, зафиксированного в испытании "Тип-I" при той же начальной скорости.
В.1.7.3 Испытания на свободное качение
После завершения испытаний, описанных в В.1.7.2, тормозам необходимо позволить остыть до температуры, характерной для "холодных" тормозов (не более 100°С), а затем убедиться одним из следующих способов, что реализуется свободное качение прицепа:
а) проверкой свободного вращения колес (когда колеса можно провернуть вручную);
б) буксированием прицепа с постоянной скоростью v = 60 км/ч при отпущенных тормозах. Если асимптотическая температура тормозных барабанов/дисков при этом не превосходит 80°С, остаточные тормозные моменты на колесах считают допустимыми.
В.1.8 Испытание "Тип-IIА" (эффективность торможения тормозной системой длительного действия)
В.1.8.1 Испытанию "Тип-IIА" подлежат ТС следующих категорий:
В.1.8.1.1 городские автобусы и автобусы дальнего следования категории ;
В.1.8.1.2 ТС категории , официально допущенные к буксированию прицепов категории . Если максимальная масса превышает 26 т, масса ТС в испытании ограничивается значением 26 т, если же масса порожнего ТС превышает 26 т, масса ТС, которую необходимо учитывать, определяется соответствующим расчетом;
В.1.8.1.3 некоторые ТС, на которые распространяется ДОПОГ (см. приложение Г) [6].
В.1.8.2 Условия проведения испытания и требования к эффективности торможения
В.1.8.2.1 Эффективность тормозной системы длительного действия должна быть испытана при максимальной массе ТС или комбинации ТС.
В.1.8.2.2 Груженые ТС должны быть испытаны таким образом, чтобы поглощаемая энергия была эквивалентна поглощаемой энергии, зафиксированной за тот же отрезок времени на груженом ТС, движущемся со средней скоростью 30 км/ч по дороге с уклоном 7% на дистанции 6 км. В процессе испытания рабочая, запасная и стояночная тормозные системы не должны активизироваться. Должна быть включена такая передача, чтобы частота вращения двигателя, в минутах в минус первой степени, не превышала максимальное значение, предписанное изготовителем. Допускается использование встроенной тормозной системы длительного действия при условии, что при ее функционировании не активизируется рабочая тормозная система. Выполнение этого условия можно проверить, убедившись, что рабочие тормоза остаются в "холодном" состоянии (см. В.1.4.1.1).
В.1.8.2.3 Для ТС, в которых энергия поглощается только в результате торможения двигателем, допускается отклонение скорости движения км/ч от среднего значения, при этом должна быть включена передача, на которой скорость движения по дороге с уклоном 7% стабилизируется при ее значении, максимально близком к 30 км/ч. Если эффективность торможения, осуществляемого исключительно двигателем, определяют измерением замедления, то следует считать достаточным значение замедления не менее .
В.2 Эффективность тормозных систем транспортных средств категорий М и N
В.2.1 Рабочая тормозная система
В.2.1.1 Рабочие тормоза ТС категорий M и N должны быть испытаны при условиях, представленных в таблице.
Таблица
Параметр |
Категория ТС |
|||||
Усилие на органе управления F, даН, не более |
50 |
70 |
||||
Испытания
| ||||||
Параметр |
"Тип-0*(1)", "Тип-I" |
"Тип-0*(1)", "Тип-I" |
"Тип-0*(1), "Тип-I", "Тип-II" или "Тип-IIА" |
"Тип-0*(1)", "Тип-I" |
"Тип-0*(1)", "Тип-I" |
"Тип-0*(1)", "Тип-I", "Тип-II" |
Начальная скорость торможения v, км/ч |
80 |
60 |
60 |
80 |
60 |
60 |
Тормозной путь s, м, не более |
||||||
Среднее значение предельного замедления , , не менее |
5,8 |
5,0 |
||||
Испытание "Тип-0" с подсоединенным двигателем
| ||||||
Начальная скорость торможения v, км/ч |
80% максимальной скорости ТС (), но не более |
|||||
160 |
100 |
90 |
120 |
100 |
90 |
|
Тормозной путь s, м, не более |
||||||
Среднее значение предельного замедления , , не менее |
5,0 |
4,0 |
||||
*(1) С отсоединенным двигателем. |
В.2.1.2 Если механическое ТС официально допущено к буксированию прицепа, не имеющего тормозов, минимальная эффективность торможения, предписанная для механических ТС соответствующей категории (в испытании "Тип-0" с отсоединенным двигателем), должна быть достигнута в сцепке с прицепом, не имеющим тормозов. При этом прицеп должен быть загружен до своей максимальной массы, декларируемой изготовителем механического ТС. Однако для ТС категории минимальная эффективность торможения комбинации ТС должна быть не менее как в груженом, так и в порожнем состоянии.
Эффективность торможения комбинации ТС должна быть проверена расчетом, исходящим из максимальной эффективности торможения, реально достигнутой груженым одиночным механическим ТС в процессе испытания "Тип-0" с отсоединенным двигателем, с использованием приведенной ниже формулы. (При этом не требуется проводить реальное испытание комбинации ТС, включающей в себя прицеп, не имеющий тормозов.)
,
где - расчетное среднее максимальное замедление комбинации автомобиля-тягача и прицепа, не имеющего тормозов, ;
- наивысшее значение среднего максимального замедления одиночного автомобиля-тягача, достигнутое в процессе испытания "Тип-0" при отсоединенном двигателе, ;
- масса автомобиля-тягача, кг;
- максимальная масса прицепа, не имеющего тормозов, которая допускается изготовителем механического ТС, кг.
В.2.2 Запасная тормозная система
В.2.2.1 Запасная тормозная система, даже если орган управления, активизирующий ее, используется также и для выполнения других функций, связанных с торможением, должна обеспечивать значения тормозного пути s, не превышающие значения, указанные ниже, и средние значения предельного замедления , не меньшие, чем значения, указанные ниже:
- для ТС категории м
(второе слагаемое соответствует );
- для ТС категории , м
(второе слагаемое соответствует );
- для ТС категории N м
(второе слагаемое соответствует ),
где v - начальная скорость торможения, км/ч.
В.2.2.2 Если орган управления приводится в действие рукой, предписанная эффективность торможения должна быть обеспечена приложением к органу управления силы, не превышающей 40 даН для ТС категории и 60 даН для других ТС, и орган управления должен быть расположен так, чтобы водитель мог быстро и легко привести его в действие.
В.2.2.3 Эффективность запасной тормозной системы должна быть проверена в испытании "Тип-0" при отсоединенном двигателе и следующих начальных скоростях торможения:
Категория ТС |
Начальная скорость торможения v, км/ч |
Категория ТС |
Начальная скорость торможения v, км/ч |
80 |
70 |
||
60 |
50 |
||
60 |
40 |
В.2.2.4 Испытание по определению эффективности запасного торможения необходимо проводить, моделируя реальную ситуацию возникновения неисправности в рабочей тормозной системе.
В.2.2.5 Для ТС, использующих электрические рекуперативные тормозные системы, тормозную эффективность необходимо дополнительно испытать в условиях возникновения следующих неисправностей:
В.2.2.5.1 при полном отказе электрической составляющей действия запасной тормозной системы;
В.2.2.5.2 когда неисправность вызывает действие электрической составляющей в режиме максимальной тормозной силы.
В.2.3 Стояночная тормозная система
В.2.3.1 Стояночная тормозная система должна удерживать груженое ТС в неподвижном состоянии на подъеме (уклоне) 18%. Это требование должно быть выполнено и в том случае, когда стояночная тормозная система совмещена с какой-либо другой тормозной системой.
В.2.3.2 На ТС, допущенных к эксплуатации с прицепами, стояночная тормозная система буксирующего ТС должна удерживать комбинацию ТС в неподвижном состоянии на подъеме (уклоне) 12%.
В.2.3.3 Если стояночная тормозная система имеет ручной орган управления, приложенная к нему сила не должна превышать 40 даН для ТС категории и 60 даН для ТС всех других категорий.
В.2.3.4 Если стояночная тормозная система имеет ручной орган управления, приложенная к нему сила не должна превышать 50 даН для ТС категории и 70 даН для ТС всех других категорий.
В.2.3.5 Допустимо использование стояночной тормозной системы, которую необходимо активизировать несколько раз, чтобы она достигла предписанной эффективности.
В.2.3.6 Для проверки соответствия стояночной тормозной системы требованиям, установленным в 5.2.1.2.4, необходимо провести испытание "Тип-0" с отсоединенным двигателем при начальной скорости 30 км/ч. Среднее максимальное замедление на отрезке времени после приложении усилия к органу управления стояночной тормозной системы и до момента непосредственно перед остановкой ТС должно быть не менее . Испытание должно быть проведено на груженом ТС.
Усилие, приложенное к органу управления, не должно превосходить установленные значения.
В.2.4 Остаточное торможение после возникновения неисправности в тормозном приводе
В.2.4.1 Остаточное торможение
Остаточное торможение рабочей тормозной системы в случае возникновения неисправности в какой-либо части ее привода должно обеспечивать значения тормозного пути s, не превышающие значения, определяемые по формулам (см. таблицу ниже), и средние значения предельного замедления не меньшие, чем значения, указанные в той же таблице, при усилии на органе управления, не превышающем 70 даН. Эффективность остаточного торможения проверяют в испытании "Тип-0" при отсоединенном двигателе и начальных скоростях торможения, указанных в таблице.
Таблица - Параметры остаточного торможения для рабочей тормозной системы
Категория ТС |
Начальная скорость торможения v, км/ч |
Груженое ТС |
Порожнее ТС |
||
Тормозной путь s, м, не более |
Среднее максимальное замедление , , не менее |
Тормозной путь s, м, не более |
Среднее максимальное замедление , , не менее |
||
80 |
1,7 |
1,5 |
|||
60 |
1,5 |
1,3 |
|||
60 |
1,5 |
1,5 |
|||
70 |
1,3 |
1,1 |
|||
50 |
1,3 |
1,1 |
|||
40 |
1,3 |
1,3 |
В.2.4.2 Испытание эффективности остаточного торможения должно быть проведено моделированием возникновения реальной неисправности в рабочей тормозной системе.
В.3 Эффективность тормозных систем транспортных средств категории О
В.3.1 Рабочая тормозная система
В.3.1.1 Условия, касающиеся испытаний транспортных средств категории
Если применение рабочей тормозной системы является обязательным, эффективность этой системы должна соответствовать требованиям, установленным для ТС категорий и .
В.3.1.2 Условия, касающиеся испытаний транспортных средств категорий и
В.3.1.2.1 Если применяют рабочую тормозную систему неразделенного или полуразделенного типа, сумма тормозных сил на периферии заторможенных колес должна составлять не менее х% максимальной статической вертикальной реакции на колесах, где х имеет следующие значения:
Транспортное средство |
х, % |
Полный прицеп, груженый и порожний |
50 |
Полуприцеп, груженый и порожний |
45 |
Прицеп с центральной осью, груженый и порожний |
50 |
В.3.1.2.2 Если на прицепе установлена пневматическая тормозная система, давление в питающей магистрали в процессе тормозного испытания должно быть не более 7 бар, а сигнал в управляющей магистрали в зависимости от характера отбора и обработки сигнала не должен превышать следующие значения:
а) 6,5 бар в пневматической управляющей магистрали;
б) значение эквивалентного дискретного сигнала, соответствующее 6,5 бар, в электрической управляющей магистрали [2].
Испытание проводят при скорости 60 км/ч. Кроме того, необходимо провести дополнительное испытание при скорости 40 км/ч на груженом прицепе для сравнения результатов с результатами испытания "Тип-I".
В.3.1.2.3 Если применяют тормозную систему инерционного типа, то она должна соответствовать требованиям приложения М.
В.3.1.2.4 Дополнительно ТС должны быть подвергнуты испытанию "Тип-I".
В.3.1.2.5 В испытаниях "Тип-I" полуприцепа масса, приходящаяся на затормаживаемую ось (оси), должна соответствовать максимальной нагрузке на эту ось (оси), т.е. не учитывать нагрузку на шкворень сцепного устройства.
В.3.1.3 Условия, касающиеся испытаний транспортных средств категории
В.3.1.3.1 Если применяют рабочую тормозную систему неразделенного или полуразделенного типа, сумма тормозных сил на периферии заторможенных колес должна составлять не менее х% максимальной статической вертикальной реакции на колесах, где х имеет следующие значения:
Транспортное средство |
х, % |
Полный прицеп, груженый и порожний |
50 |
Полуприцеп, груженый и порожний |
45 |
Прицеп с центральной осью, груженый и порожний |
50 |
В.3.1.3.2 Если на прицепе установлена пневматическая тормозная система, давление в управляющей магистрали в процессе тормозного испытания должно быть не более 6,5 бар, а давление в питающей магистрали - не более 7,0 бар. Скорость должна составлять 60 км/ч.
В.3.1.3.3 Дополнительно ТС должны быть подвергнуты испытанию "Тип-III".
В.3.1.3.4 В испытании "Тип-Ill" полуприцепа масса, приходящаяся на затормаживаемую ось (оси), должна соответствовать максимальной нагрузке на эту ось (оси).
В.3.2 Стояночная тормозная система
В.3.2.1 Стояночная тормозная система, установленная на прицепе, должна удерживать груженый прицеп, отсоединенный от буксирующего ТС, в неподвижном состоянии на подъеме (уклоне) 18%. Усилие, приложенное к органу управления, при этом не должно превышать 60 даН.
В.3.3 Автоматическая тормозная система
В.3.3.1 Эффективность автоматического торможения в случае возникновения неисправности, как описано в 5.2.1.18.3, в процессе тормозного испытания груженого ТС при начальной скорости 40 км/ч должна соответствовать тормозной силе, составляющей не менее 13,5% максимальной статической нагрузки на колеса. Допускается блокировка колес при эффективности торможения, превышающей 13,5%.
В.4 Время реакции
В.4.1 Если ТС оборудовано рабочей тормозной системой, полностью или частично зависящей от источника энергии иного, чем мускульная энергия водителя, должны быть выполнены следующие требования:
В.4.1.1 При экстренном торможении отрезок времени между моментом начала активизации органа управления и моментом, когда тормозная сила на наименее благоприятно расположенной оси достигает уровня, соответствующего предписанной эффективности торможения, должен быть не более 0,6 с.
В.4.1.2 Для ТС, оборудованных пневматическими тормозными системами, требования В.4.1.1 считают выполненными, если ТС соответствует требованиям приложения Д.
В.4.1.3 Для ТС, оборудованных гидравлическими тормозными системами, требования В.4.1.1 считают выполненными, если при экстренном торможении замедление ТС или давление в наименее благоприятно расположенном колесном тормозном цилиндре достигает уровня, соответствующего предписанной эффективности торможения, за отрезок времени, не превышающий 0,6 с.
______________________________
*(1) Блокировка колес допускается, если она особо обусловлена.
*(2) Изготовитель должен представить испытательной лаборатории комплект графиков торможения, допускаемых примененной стратегией автоматического управления.
*(3) По согласованию с испытальной лабораторией оценку уровня заряда не проводят для ТС, имеющих источник энергии для заряда тяговых батарей и средства регулирования уровня их заряда.
*(4) Ход, при котором начинается автоматическая регулировка тормозного зазора под давлением в тормозной камере, составляющим 15% рабочего давления в тормозной системе, но не менее 1,0 бар.
Дополнение 1
к приложению В
Метод контроля уровня заряда аккумуляторной батареи
Метод применим к аккумуляторным батареям ТС, используемым для создания тягового усилия и рекуперативного торможения.
Метод требует использования двунаправленного ваттметра постоянного тока.
1 Описание метода
1.1 Новые или не использовавшиеся длительное время батареи необходимо подвергнуть циклической зарядке в соответствии с рекомендациями изготовителя. После завершения процесса зарядки необходимо обеспечить выдержку батарей при наружной температуре в течение не менее 8 ч.
1.2 Полная зарядка должна быть осуществлена с использованием метода зарядки, рекомендованного изготовителем.
1.3 При проведении тормозных испытаний в соответствии с В.1.2.11, В.1.4.1.2.2, В.1.5.1.6 и В.1.5.3.1.3 текущий баланс электроэнергии, расходуемой тяговыми электродвигателями и накапливаемой при работе рекуперативной тормозной системы, регистрируют в ватт-часах. Затем значение этой энергии используют для определения уровня заряда в начале или конце конкретного испытания.
1.4 Чтобы восстановить уровень заряда аккумуляторных батарей для проведения сравнительных испытаний, например таких, какие описаны в В.1.5.3.1.3, батареи должны быть либо вновь заряжены до необходимого уровня, либо заряжены до более высокого уровня и затем разряжены при фиксированной нагрузке и приблизительно постоянной мощности до требуемого уровня заряда.
Альтернативно на ТС с аккумуляторными батареями, используемыми только для создания тягового усилия, уровень заряда может быть восстановлен в процессе движения ТС. Испытания, проводимые с использованием аккумуляторной батареи, имеющей неполный заряд перед их началом, должны быть начаты как можно быстрее после того, как будет достигнут требуемый уровень заряда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.