Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение X
(обязательное)
Альтернативная процедура оценки тормозов прицепов
Х.1 Общие положения
Х.1.1 Настоящее приложение определяет альтернативную процедуру оценки тормозных свойств прицепов на основе использования информации из отчетов об испытаниях, подготовленных в соответствии с приложениями Л и Ф.
Х.1.2 По завершении процедур подтверждения, описанных в Х.З-Х.8, испытательная лаборатория должна подготовить отчет, соответствующий образцу, приведенному в дополнении 1 к приложению Б.
Х.1.3 Для проведения расчетов в соответствии с настоящим приложением необходимо определить высоту центра масс методом, описанным в дополнении 1 к настоящему приложению.
Х.2 Документация, представляемая изготовителем
Х.2.1 Изготовитель прицепа должен представить испытательной лаборатории, как минимум, следующее:
Х.2.1.1 Копии официальных документов, подтверждающих соответствие эталонного прицепа требованиям настоящего стандарта, на основе которых базируется дальнейшее сравнение эффективности рабочего торможения. Эталонный прицеп должен быть ранее подвергнут реальным испытаниям, предписанным для соответствующего прицепа в приложении В. Прицеп, тормоза которого были оценены по альтернативной процедуре, описанной в настоящем приложении, не должен быть использован как эталонный прицеп.
Х.2.1.2 Копии отчетов об испытаниях, выполненных в соответствии с приложениями Л и Ф.
Х.2.1.3 Комплект документов, содержащих соответствующую подтверждающую информацию, включая расчеты, по следующим параметрам и характеристикам:
Требования к рабочим характеристикам торможения |
Раздел приложения X |
Эффективность рабочего торможения при "холодных" тормозах |
|
Эффективность стояночных тормозов |
|
Эффективность аварийного торможения |
|
Работоспособность при возникновении неисправности в системе распределения тормозного момента |
|
Эффективность торможения с помощью АБС |
Х.2.1.4 Прицеп, представляющий собой тип прицепов, подлежащих альтернативной оценке (далее - оцениваемый прицеп).
Х.2.2 Изготовителем эталонного прицепа и оцениваемого прицепа должен быть один и тот же субъект.
Х.3 Альтернативная процедура демонстрации эффективности рабочего торможения в испытании "Тип-0" (при "холодных" тормозах)
Х.3.1 Для демонстрации соответствия оцениваемого прицепа требованиям к эффективности рабочего торможения при "холодных" тормозах (в испытании "Тип-0") необходимо подтвердить расчетом, что оцениваемый прицеп развивает тормозную силу , достаточную для достижения предписанной эффективности рабочего торможения, и что в контакте с сухой дорожной поверхностью коэффициент сцепления имеет значение, при котором такая тормозная сила реализуется (предполагают, что коэффициент сцепления равен 0,8).
Х.3.2 Считают, что требования В.1.2.7 и В.3.1.2 [(приложение В) к эффективности "холодного" торможения, а также к отсутствию блокировки колес, отклонений от заданного направления движения и вибраций] оцениваемого прицепа как в груженом, так и в порожнем состояниях выполнены при условии удовлетворения критериям оценки, изложенным ниже:
X.3.2.1 Колесная база оцениваемого прицепа должна составлять не менее 80% базы эталонного прицепа.
Х.3.2.2 Разность между моментами на входе в тормоз для осей тележки оцениваемого прицепа не должна отличаться от соответствующей разности моментов эталонного прицепа.
Х.3.2.3 Число и конфигурация осей (подъемных, управляемых и т.п.) оцениваемого прицепа не должны отличаться от числа и конфигурации осей эталонного прицепа.
Х.3.2.4 Распределение (в процентах) статических нагрузок на оси оцениваемого прицепа не должно отличаться от аналогичных показателей эталонного прицепа более чем на 10%.
Х.3.2.5 Для полуприцепов должен быть построен график в соответствии с дополнением 2 к настоящему приложению, и на основании этого графика должно быть подтверждено, что:
, т.е. горизонталь 1 не должна быть расположена ниже горизонтали 3;
, т.е. горизонталь 2 не должна быть расположена ниже горизонтали 3.
Х.3.2.6 Для прицепов с центральной осью должен быть построен график в соответствии с дополнением 3 к настоящему приложению, и на основании этого графика должно быть подтверждено, что:
, т.е. горизонталь 1 не должна быть расположена ниже горизонтали 3;
, т.е. горизонталь 2 не должна быть расположена ниже горизонтали 3.
Х.3.2.7 Для полных прицепов должен быть построен график в соответствии с дополнением 4 к настоящему приложению, и на основании этого графика должно быть подтверждено, что:
, т.е. горизонталь 1 не должна быть расположена ниже горизонтали 3;
, т.е. горизонталь 4 не должна быть расположена ниже горизонтали 3 и
, т.е. горизонталь 6 не должна быть расположена ниже горизонтали 5.
Х.4 Альтернативная процедура демонстрации эффективности стояночной тормозной системы
Х.4.1 Общие положения
Х.4.1.1 Процедура представляет собой альтернативу физическому испытанию прицепа на поверхности с уклоном или подъемом и обеспечивает подтверждение выполнения предписанной эффективности стояночной тормозной системы прицепа с механически активизируемыми пружинными тормозами. Данная процедура не должна быть применена к прицепам, снабженным механизмами стояночной тормозной системы иными, чем пружинные тормоза. Такие прицепы должны быть подвергнуты физическому испытанию, описываемому в приложении В.
Х.4.2 Эффективность стояночной тормозной системы
Х.4.2.1 Стояночную тормозную силу на периферии шин оси (осей), затормаживаемой (затормаживаемых) пружинными тормозами, которые активизируются механизмом стояночной тормозной системы, рассчитывают по формуле
.
Х.4.2.2 Нормальную реакцию на оси неподвижного прицепа со стороны дорожной поверхности, имеющей подъем или уклон 18%, рассчитывают по формулам:
Х.4.2.2.1 Для полного прицепа:
Х.4.2.2.1.1 расположенного на подъеме:
,
,
,
.
X.4.2.2.1.2 расположенного на уклоне:
,
,
,
,
X.4.2.2.2 Для прицепа с центральной осью:
Х.4.2.2.2.1 стоящего на подъеме:
,
;
X.4.2.2.2.2 стоящего на уклоне:
,
.
Х.4.2.2.3 Для полуприцепа:
X.4.2.2.3.1 стоящего на подъеме:
,
;
Х.4.2.2.3.2 стоящего на уклоне:
,
.
Х.4.3 Подтверждение эффективности
Х.4.3.1 Эффективность стояночного тормоза прицепа подтверждают с использованием формул
%
и
%
Х.5 Альтернативная процедура демонстрации эффективности аварийного/автоматического торможения
Х.5.1 Общие положения
Х.5.1.1 Для демонстрации соответствия прицепа требованиям к эффективности автоматического торможения либо проводят сравнение давления в тормозной камере, необходимого для получения установленной эффективности, с асимптотическим давлением в тормозной камере после отсоединения питающей магистрали (см. X.5.2.1), либо подтверждают, что тормозная сила, развиваемая на оси (осях), укомплектованной пружинными тормозами, достаточна для получения эффективности, предписываемой в Х.5.2.2.
Х.5.2 Подтверждение
Х.5.2.1 Считают, что требования В.3.3 (приложение В) к оцениваемому прицепу выполнены, если асимптотическое давление в тормозной камере после отсоединения питающей магистрали больше, чем давление в тормозной камере, необходимое для достижения эффективности торможения (тормозной силы на колесах), равной 13,5% максимальной статической нагрузки на колеса. Давление в питающей магистрали перед отсоединением должно быть стабилизировано на уровне 7,0 бар.
Х.6 Альтернативная процедура демонстрации эффективности рабочего торможения при возникновении неисправности в системе распределения тормозного момента по осям
Х.6.1 Общие положения
Х.6.1.1 Для демонстрации соответствия требованиям к эффективности торможения в случае возникновения неисправности в системе распределения тормозного момента проводят сравнение между давлением в тормозной камере, необходимым для получения требуемой эффективности торможения, и давлением в тормозной камере, достижимым при наличии неисправности в системе распределения тормозного момента.
Х.6.2 Подтверждение
Х.6.2.1 Считают, что требования К.6 (приложение К) к оцениваемому прицепу выполнены, если давление, определяемое в Х.6.2.1.1, превышает давление, определяемое в Х.6.2.1.2, как на груженом, так и на порожнем прицепах:
Х.6.2.1.1 давление в тормозной камере оцениваемого прицепа при бар, давлении в питающей магистрали 7,5 бар и наличии неисправности в системе распределения тормозного момента;
Х.6.2.1.2 давление в тормозной камере , необходимое для достижения удельной тормозной силы, равной 30% эффективности рабочего торможения, предписанной для оцениваемого прицепа.
Х.7 Альтернативная процедура демонстрации эффективности антиблокировочной тормозной системы
Х.7.1 Общие положения
Х.7.1.1 Допускается не проводить испытание прицепа в соответствии с приложением Н, если АБС соответствует требованиям приложения Ф.
Х.7.2 Подтверждение
Х.7.2.1 Проверка компонентов АБС и их установки
Выполнение требований к АБС, установленной (установленным) на прицеп, необходимо подтвердить, выявляя соответствие компонентов АБС следующим критериям:
|
Компонент АБС и/или его характеристики |
Критерий |
Х.7.2.1.1 |
а) Датчик (датчики) |
Замена не допускается |
|
б) Контроллер (контроллеры) |
Замена не допускается |
|
в) Модулятор (модуляторы) |
Замена не допускается |
Х.7.2.1.2 |
Размеры патрубков (шлангов) |
|
|
а) Патрубок (шланг) подачи сжатого воздуха из резервуара в модулятор |
|
Минимальный внутренний диаметр Максимальная общая длина |
Допускается увеличение
Допускается уменьшение |
|
|
б) Патрубок (шланг) подачи сжатого воздуха из модулятора в тормозные камеры |
|
Минимальный внутренний диаметр Максимальная общая длина |
Изменения не допускаются
Допускается уменьшение |
|
Х.7.2.1.3 |
Последовательность включения предупреждающих сигналов |
Изменения не допускаются |
Х.7.2.1.4 |
Отклонения в значениях момента на входе в тормоз для осей одной тележки |
Только в, пределах допуска (если таковой имеется) |
Х.7.2.1.5 |
Другие ограничения по установке элементов АБС в соответствии с разделом 4 дополнения 6 к приложению Ф |
Установка должна быть выполнена в пределах предписанных ограничений. Отклонения не допускаются |
Х.7.3 Проверка объема резервуара
Х.7.3.1 Поскольку на прицепы могут быть установлены различные тормозные системы и вспомогательное оборудование, привести значения рекомендуемых объемов резервуара в виде таблицы не представляется возможным. Для подтверждения того, что на прицеп установлен резервуар адекватного объема, необходимо провести тестирование в соответствии с Н.6.1 (приложение Н) или используя процедуру, изложенную ниже:
Х.7.3.1.1 Если устройства компенсации износа не встроены в тормоза оцениваемого прицепа, тормоза должны быть отрегулированы так, чтобы при давлении в тормозной камере, равном 6,5 бар:
,
где - ход штока тормозной камеры;
- длина рычага привода тормоза.
Х.7.3.1.2 При автоматических устройствах компенсации износа, встроенных в тормоза, в тормозах должен быть установлен нормальный рабочий зазор.
Х.7.3.1.3 Регулировки тормозов, описанные выше, должны быть выполнены при "холодных тормозах" (при температуре, не превышающей 100°С).
Х.7.3.1.4 При тормозах, отрегулированных в соответствии с подходящей для их конструкции процедурой (Х.7.3.1.1 или Х.7.3.1.2), снабженных устройством (устройствами), чувствительным к нагрузке, установленным в положение для груженого прицепа, и имеющих начальный уровень аккумулированной энергии, установленный в соответствии с Н.6.1.2 (приложение Н), аккумулятор (аккумуляторы) энергии должен быть изолирован от дальнейшего ее поступления. Тормоза должны быть активизированы при давлении в управляющей магистрали, измеренном в соединительной головке, равном 6,5 бар, и затем полностью отпущены. Далее необходимо проводить последовательно циклы активизации и освобождения тормозов, пока число циклов не достигнет значения - величины, определяемой в испытании, проведенном в соответствии с Ф.5.4.1.2.4.2, и фиксируемой в пункте 2.5 отчета об испытаниях АБС, образец которого дан в дополнении 6 к приложению Ф. При этих активизациях давление в рабочем контуре должно быть достаточным для создания на периферии колес суммарной тормозной силы, составляющей не менее 22,5% максимальной статической нагрузки на колеса, и не должно происходить активизации какой-либо тормозной системы ни в автоматическом режиме, ни под воздействием АБС.
Х.8 Проверки, касающиеся функционирования и установки АБС
Х.8.1 Испытательная лаборатория должна выполнять проверки, касающиеся функционирования и установки АБС, по следующим позициям:
Х.8.1.1 Функция предотвращения блокирования колес
Х.8.1.1.1 Следует ограничиться динамической проверкой АБС. Для обеспечения полной цикличности может оказаться необходимым отрегулировать устройство, чувствительное к нагрузке, или использовать поверхность с низким сцеплением шин с дорогой. Если АБС не имеет официального подтверждения соответствия требованиям приложения Ф, то прицеп необходимо испытать согласно приложению Н и подтвердить его соответствие распространяющимся на него требованиям этого приложения.
Х.8.1.2 Определение времени реакции
Х.8.1.2.1 Испытательная лаборатория должна подтвердить, что оцениваемый прицеп соответствует требованиям приложения Д.
Х.8.1.3 Расход энергии
Х.8.1.3.1 Испытательная лаборатория должна подтвердить, что оцениваемый прицеп соответствует распространяющимся на него требованиям приложений Е и Ж.
Х.8.1.4 Функционирование рабочих тормозов
Х.8.1.4.1 Испытательная лаборатория должна подтвердить, что в процессе торможения не возникают ощутимые вибрации.
Х.8.1.5 Функционирование стояночных тормозов
Х.8.1.5.1 Испытательная лаборатория должна активизировать и отпустить стояночный тормоз, чтобы убедиться в его надлежащем функционировании.
Х.8.1.6 Функция аварийного/автоматического торможения
Х.8.1.6.1 Испытательная лаборатория должна подтвердить, что оцениваемый прицеп соответствует требованиям 5.2.1.18.4.2.
Х.8.1.7 Подтверждение идентификации прицепа
Х.8.1.7.1 Испытательная лаборатория должна проверить соответствие оцениваемого прицепа детальному описанию эталонного прицепа в официальных документах (сертификате соответствия, одобрении типа).
Х.8.1.8 Дополнительные проверки
Х.8.1.8.1 Испытательная лаборатория может потребовать, в случае необходимости, проведения дополнительных проверок.
Дополнение 1
к приложению X
Метод расчета высоты центра масс
Высота центра масс прицепа в сборе (груженого и порожнего) может быть рассчитана следующим образом (см. рисунок Х.1):
Высота центра масс узла "ось (оси) в сборе", включая шины, элементы подвески и т.п.:
;
высота центра масс рамы груженого ТС:
;
высота центра масс полезной нагрузки и надстройки (кузова):
;
высота центра масс рамы порожнего ТС:
;
высота центра масс надстройки (кузова) порожнего ТС:
,
где - высота рамы (по верхней поверхности);
- высота внутреннего пространства кузова;
- высота рамы (по нижней поверхности);
R - радиус шины;
s - ход сжатия упругих элементов подвески при переходе от порожнего к груженому состоянию ТС. Масса узла "ось (оси) в сборе", включая шины, элементы подвески и т.п.:
.
Масса рамы:
.
Масса полезной нагрузки и надстройки (кузова) - .
Масса надстройки (кузова):
.
Высота центра масс груженого прицепа:
;
высота центра масс порожнего прицепа:
;
где Р - масса прицепа;
unl - нижний индекс, означающий порожний прицеп;
lad - нижний индекс, означающий груженый прицеп.
Примечания
1 Для низкорамных прицепов максимальную высоту центра масс (груженого прицепа) принимают равной 4 м.
2 Для прицепов, точная высота центра масс полезной нагрузки которых неизвестна, ее принимают как .
3 Для прицепов с пневматической подвеской принимают s = 0.
4 Для полуприцепов и прицепов с центральной осью вместо Р в расчетные формулы подставляют - массу, приходящуюся на колеса полуприцепа или прицепа с центральной осью.
Дополнение 2
к приложению X
Подтверждение
требований к зависимости тормозной силы от давления в тормозной системе полуприцепа (см. Х.3.2.5)
Уровень 1 соответствует , когда давление бар и давление в питающей магистрали равно 7,0 бар;
уровень 2 соответствует ;
уровень 3 соответствует ,
где .
Значение рассчитывают по формуле
.
Примечания
1 Значение 7000 представляет собой массу буксирующего ТС при отсоединенном прицепе.
2 Для данного расчета сближенные оси (с расстоянием между осями менее 2 м) могут быть рассмотрены как одна ось.
Дополнение 3
к приложению X
Подтверждение
требований к зависимости тормозной силы от давления в тормозной системе прицепа с центральной осью (см. Х.3.2.6)
Уровень 1 соответствует , когда давление бар и давление в питающей магистрали равно 7,0 бар;
уровень 2 соответствует ;
уровень 3 соответствует ,
где .
Значение рассчитывают по формуле
.
Примечания
1 7000 - это масса буксирующего ТС при отсоединенном прицепе.
2 Для данного расчета сближенные оси (с расстоянием между осями менее 2 м) могут быть рассмотрены как одна ось.
Дополнение 4
к приложению X
Подтверждение
требований к зависимости тормозной силы от давления в тормозной системе полного прицепа (см. Х.3.2.7)
Уровень 1 соответствует , когда давление бар и давление в питающей магистрали равно 7,0 бар;
уровень 2 соответствует ;
уровень 3 соответствует , когда давление ;
уровень 4 соответствует ;
уровень 5 соответствует , когда ;
уровень 6 соответствует ,
где
и
.
Значение рассчитывают по формуле
.
Примечания
1 7000 - это масса буксирующего ТС при отсоединенном прицепе.
2 Для данного расчета сближенные оси (с расстоянием между осями менее 2 м) могут быть рассмотрены как одна ось.
Дополнение 5
к приложению X
Условные обозначения
- |
, когда , и , когда (для передних осей); |
|
- |
, когда , и , когда (для задних осей); |
|
- |
, когда , и , когда (для передних осей); |
|
- |
, когда , и , когда (для задних осей); |
|
- |
коэффициент торможения; |
|
- |
пороговый момент на разжимном кулачке (минимальный момент на кулачке, при котором генерируется тормозной момент, улавливаемый измерительной аппаратурой); |
|
E |
- |
колесная база; |
- |
расстояние между опорной стойкой дышла прицепа и осью (осями) для прицепа с центральной осью или опорными стойками полуприцепа и осью (осями) для полуприцепа; |
|
- |
расстояние между шкворнем и осью (средней плоскостью между сближенными осями) для полуприцепа; |
|
F |
- |
сила, Н; |
- |
суммарная вертикальная статическая реакция со стороны опорной поверхности на переднюю ось (оси); |
|
- |
суммарная вертикальная динамическая реакция со стороны опорной поверхности на переднюю ось (оси); |
|
- |
суммарная вертикальная статическая реакция со стороны опорной поверхности на заднюю ось (оси); |
|
- |
суммарная вертикальная динамическая реакция со стороны опорной поверхности на заднюю ось (оси); |
|
- |
суммарная вертикальная статическая реакция со стороны опорной поверхности на все колеса прицепа (полуприцепа); |
|
- |
суммарная вертикальная динамическая реакция со стороны опорной поверхности на все колеса прицепа (полуприцепа); |
|
g |
- |
ускорение силы тяжести (9,81 ); |
h |
- |
высота центра масс относительно опорной поверхности; |
- |
высота седла седельного тягача (или шкворня полуприцепа); |
|
- |
высота центра масс прицепа; |
|
i |
- |
индекс порядкового номера оси; |
- |
число передних осей; |
|
- |
число задних осей; |
|
l |
- |
плечо рычага привода тормоза; |
n |
- |
число пружинных приводов, приходящихся на одну ось; |
- |
суммарная реакция со стороны опорной поверхности на переднюю ось (оси), когда ТС расположено на уклоне 18%; |
|
- |
суммарная реакция со стороны опорной поверхности на i-ю переднюю ось, когда ТС расположено на уклоне 18%; |
|
- |
суммарная реакция со стороны опорной поверхности на переднюю ось (оси), когда ТС расположено на подъеме 18%; |
|
- |
суммарная реакция со стороны опорной поверхности на i-ю переднюю ось, когда ТС расположено на подъеме 18%; |
|
- |
суммарная реакция со стороны опорной поверхности на заднюю ось (оси), когда ТС расположено на уклоне 18%; |
|
- |
суммарная реакция со стороны опорной поверхности на i-ю заднюю ось, когда ТС расположено на уклоне 18%; |
|
- |
суммарная реакция со стороны опорной поверхности на заднюю ось (оси), когда ТС расположено на подъеме 18%; |
|
- |
суммарная реакция со стороны опорной поверхности на i-ю заднюю ось, когда ТС расположено на подъеме 18%; |
|
- |
давление в управляющей магистрали (в соединительной головке); |
|
- |
давление в тормозной камере; |
|
P |
- |
масса одиночного ТС; |
- |
масса полуприцепа, приходящаяся на седло тягача; |
|
- |
суммарная статическая реакция горизонтальной опорной поверхности, приходящаяся на колеса прицепа (полуприцепа); |
|
- |
статическая реакция горизонтальной опорной поверхности, приходящаяся на переднюю ось (оси); |
|
- |
статическая реакция горизонтальной опорной поверхности, приходящаяся на заднюю ось (оси); |
|
- |
статический радиус шины под действием вертикальной нагрузки, рассчитываемый по формуле
,
где dr - номинальный диаметр обода; Н - конструктивная высота профиля шины; - коэффициент вертикальной деформации профиля шины; |
|
- |
тормозная сила на периферии всех колес i-й оси, генерируемая пружинным тормозом (тормозами); |
|
- |
толкающая сила, вызываемая пружинным тормозом (тормозами); |
|
- |
суммарная тормозная сила на периферии всех колес прицепа (полуприцепа); |
|
- |
суммарная тормозная сила на периферии передних колес прицепа (полуприцепа); |
|
- |
суммарная тормозная сила на периферии задних колес прицепа (полуприцепа); |
|
- |
сумма максимально достижимых тормозных сил на периферии всех колес прицепа (полуприцепа); |
|
- |
предельная суммарная тормозная сила на периферии колес прицепа (полуприцепа) по условиям сцепления с опорной поверхностью; |
|
- |
предельная суммарная тормозная сила на периферии передних колес прицепа (полуприцепа) по условиям сцепления с опорной поверхностью; |
|
- |
предельная суммарная тормозная сила на периферии задних колес прицепа (полуприцепа) по условиям сцепления с опорной поверхностью; |
|
- |
суммарная тормозная сила на периферии колес прицепа (полуприцепа), необходимая для достижения предписанной эффективности торможения; |
|
- |
суммарная тормозная сила на периферии передних колес прицепа (полуприцепа), необходимая для достижения предписанной эффективности торможения; |
|
- |
суммарная тормозная сила на периферии задних колес прицепа (полуприцепа), необходимая для достижения предписанной эффективности торможения; |
|
- |
удельная тормозная сила комбинации ТС при торможении только прицепом; |
|
cos(P) |
- |
косинус угла, соответствующего отклонению 18% от горизонтальной плоскости, cos(P) = 0,98418; |
tg(P) |
- |
тангенс угла, соответствующего отклонению 18% от горизонтальной плоскости, tg(P) = 0,18.х |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.