Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Р
(обязательное)
Метод испытания тормозных накладок на инерционном динамометрическом стенде
Р.1 Основные положения
Р.1.1 Процедура испытаний, описываемая в настоящем приложении, может быть применена при модификации типа ТС, ранее успешно прошедшего испытания на соответствие настоящему стандарту, заключающейся в комплектации ТС тормозными накладками другого типа.
Р.1.2 Тормозные накладки альтернативных типов должны быть проверены путем сравнения их эффективности с эффективностью тех накладок, которыми было оборудовано ТС ранее и на которых в испытательной лаборатории были получены положительные результаты. Эти результаты должны быть представлены в соответствующем информационном документе, образец которого приведен в приложении Б.
Р.1.3 Испытательная лаборатория, проводящая испытания, может по своему усмотрению потребовать сравнить эффективность тормозных накладок с эффективностью, полученной в соответствии с предписаниями, содержащимися в приложении В.
Р.1.4 Заявка на оценку эффективности накладок методом сравнения может быть подана изготовителем ТС или его полномочным представителем.
Р.1.5 В настоящем приложении под "транспортным средством" (ТС) подразумевют тип ТС, который удовлетворяет требованиям настоящего стандарта и для которого проводят сравнительные испытания накладок.
Р.2 Испытательное оборудование
Р.2.1 Стенд, предназначенный для проведения испытаний, должен иметь следующие особенности:
Р.2.1.1 Должно быть обеспечено воссоздание инерционных характеристик, предписанных в Р.3.1 и способных удовлетворять требованиям В.1.5, В.1.6 и В.1.7 (приложение В), относящимся к испытаниям "Тип-I", "Тип-II" и "Тип-III".
Р.2.1.2 Применяемые тормоза должны быть идентичны тормозам, характеризующим тип ТС.
Р.2.1.3 Воздушное охлаждение (если предусмотрено) должно удовлетворять требованиям Р.3.4.
Р.2.1.4 Инструментальное оборудование для испытаний должно обеспечивать получение, по меньшей мере, следующих данных:
Р.2.1.4.1 непрерывно записываемой частоты вращения тормозного диска или барабана;
Р.2.1.4.2 числа оборотов диска или барабана, выполненных в процессе торможения, с точностью не менее 1/8 оборота;
Р.2.1.4.3 длительности торможения;
Р.2.1.4.4 непрерывно записываемой температуры, измеряемой в середине поверхности трения, образуемой тормозной накладкой, или в теле тормозной накладки, барабана или диска на равном расстоянии от внутренней и наружной поверхностей;
Р.2.1.4.5 непрерывно записываемого давления или усилия в тормозном приводе при активизации тормоза;
Р.2.1.4.6 непрерывно записываемого тормозного момента на выходе из тормоза.
Р.3 Условия проведения испытаний
Р.3.1 Динамометр должен быть настроен как можно точнее (допуск - 5%) на момент инерции, эквивалентный суммарной инерции той части массы ТС, которая затормаживается соответствующим колесом (соответствующими колесами). При этом используют следующую формулу:
,
где I - момент инерции, ;
R - динамический радиус качения шины, м;
М - часть максимальной массы ТС, затормаживаемая соответствующим колесом (соответствующими колесами). В случае динамометра с односторонним выходом вала эту часть массы рассчитывают для ТС категорий М и N исходя из конструктивного распределения тормозных сил при значениях замедления, соответствующих В.2.4 (приложение В). Для ТС категории О (прицепов) эта часть массы должна соответствовать нагрузке на опорную поверхность соответствующего колеса при неподвижном ТС, нагруженном до состояния максимальной массы.
Р.3.2 Начальная частота вращения инерционного динамометра должна соответствовать скорости ТС, предписанной в приложении В, и исходить из динамического радиуса качения шины.
Р.3.3 Площадь контакта при торможении должна составлять не менее 80% рабочей поверхности накладки. Температура в процессе приработки накладок не должна превышать 180°С. Альтернативно, по требованию изготовителя ТС, приработка накладок может быть проведена в соответствии с его рекомендациями.
Р.3.4 Допускается использование воздушного охлаждения, при этом поток воздуха должен быть направлен на тормоз перпендикулярно к его оси вращения. Скорость потока воздуха, обдувающего тормоз , должна быть:
,
где v - скорость ТС в начале торможения.
Температура охлаждающего воздуха должна быть равна наружной температуре.
Р.4 Процедура испытаний
Р.4.1 На сравнительные испытания должны быть представлены пять образцов тормозных накладок. Их необходимо сравнить с пятью образцами накладок, соответствующих комплектующим изделиям, с которыми ТС ранее выдержало испытания в соответствии с настоящим стандартом.
Р.4.2 Вывод об эквивалентности тормозных накладок должен быть основан на результатах, полученных в испытаниях, процедура которых описана в настоящем приложении, и при выполнении требований, указанных ниже.
Р.4.3 Испытание эффективности торможения "Тип-0"
Р.4.3.1 Тормоз активизируют три раза при начальной температуре, не превышающей 100°С. Температуру измеряют в соответствии с Р.2.1.4.4.
Р.4.3.2 Если тормозные накладки предназначены для использования на ТС категорий М и N, активизация тормоза должна быть проведена при начальной частоте вращения, эквивалентной скорости ТС, указанной в В.2.1 (приложение В), и эта активизация должна обеспечить среднее значение тормозного момента, эквивалентного замедлению, указанному в В.2.1. Кроме того, необходимо провести испытания на различных частотах вращения, наименьшая из которых должна соответствовать 30% максимальной скорости ТС, а наибольшая - 80% этой скорости.
Р.4.3.3 Если тормозные накладки предназначены для использования на ТС категории О, активизация тормоза должна быть проведена при начальной частоте вращения, эквивалентной скорости ТС 60 км/ч, и эта активизация должна обеспечить среднее значение тормозного момента, эквивалентного замедлению, указанному в В.3.1 (приложение В). Дополнительно необходимо провести испытание эффективности торможения при холодном тормозе и начальной частоте вращения, соответствующей скорости ТС 40 км/ч, для сравнения с результатами испытания "Тип-I", предписанными в В.3.1.2.2.
Р.4.3.4 Среднее значение тормозного момента, полученное в указанных выше сравнительных испытаниях эффективности торможения при холодном тормозе, должно для тех же измеренных входных воздействий быть в пределах, полученных на тормозных накладках, соответствующих компонентам ТС, с которыми ТС ранее успешно выдержало испытания в испытательной лаборатории, с точностью %.
Р.4.4 Испытание "Тип-I" (испытание уменьшения эффективности торможения)
Р.4.4.1 При повторяющемся торможении:
Р.4.4.1.1 тормозные накладки для ТС категорий М и N должны быть испытаны в соответствии с процедурой, описанной в В.1.5.1 (приложение В).
Р.4.4.2 При непрерывном торможении:
Р.4.4.2.1 тормозные накладки для прицепов (ТС категории О) должны быть испытаны в соответствии с В.1.5.2 (приложение В).
Р.4.4.3 Эффективность торможения при "горячих" тормозах
Р.4.4.3.1 После окончания испытаний в соответствии с Р.4.4.1 и Р.4.4.2 должны быть проведены испытания эффективности торможения при "горячих" тормозах в соответствии с В.1.5.3 (приложение В).
Р.4.4.3.2 Среднее значение тормозного момента, полученное в упомянутых выше сравнительных испытаниях эффективности торможения при "горячих" тормозных накладках, должно для тех же измеренных входных воздействий быть в пределах, полученных при тормозных накладках, соответствующих компонентам ТС, с которыми ТС ранее успешно выдержало испытания в испытательной лаборатории, с точностью %.
Р.4.5 Испытание "Тип-II" (торможение на спуске)
Р.4.5.1 Данное испытание проводят только в том случае, когда при испытании "Тип-II" на соответствие ТС настоящему стандарту используют фрикционные тормоза.
Р.4.5.2 Тормозные накладки для механических ТС категорий [за исключением ТС, которые должны быть подвергнуты испытанию "Тип-IIА" в соответствии с В.1.6.4 (приложение В)], и должны быть испытаны в соответствии с В.1.6.1.
Р.4.5.3 Эффективность торможения при "горячих" тормозах
Р.4.5.3.1 После окончания испытаний в соответствии с Р.4.5.1 и Р.4.4.2 должны быть проведены испытания эффективности торможения при "горячих" тормозах в соответствии с В.1.6.3 (приложение В).
Р.4.5.3.2 Среднее значение тормозного момента, полученное в упомянутых выше сравнительных испытаниях эффективности торможения при "горячих" тормозных накладках, должно для тех же измеренных входных воздействий быть в пределах, полученных на тормозных накладках, соответствующих компонентам ТС, с которыми ТС ранее успешно выдержало испытания в испытательной лаборатории, с точностью %.
Р.4.6 Испытание "Тип-Ill" (испытание уменьшения эффективности торможения)
Р.4.6.1 Испытание с повторяющимся торможением
Р.4.6.2 Испытание при непрерывном торможении
Р.4.6.2.1 Тормозные накладки для прицепов категории должны быть испытаны в соответствии с В.1.7 (приложение В).
Р.4.6.3 Эффективность торможения при "горячих" тормозах
Р.4.6.3.1 После окончания испытаний в соответствии с Р.4.6.1 и Р.4.6.2 должны быть проведены испытания эффективности торможения при "горячих" тормозах в соответствии с В.1.7.2 (приложение В).
Р.4.6.3.2 Среднее значение тормозного момента, полученное в упомянутых выше сравнительных испытаниях эффективности торможения при "горячих" тормозных накладках, должно для тех же измеренных входных воздействий быть в пределах, полученных на тормозных накладках, соответствующих компонентам ТС, с которыми ТС ранее успешно выдержало испытания в испытательной лаборатории, с точностью %.
Р.5 Осмотр тормозных накладок
Р.5.1 После окончания испытаний, описанных выше, состояние тормозных накладок должно быть проверено визуально с точки зрения возможности дальнейшего использования при нормальной эксплуатации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.