Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Порядок
приема и проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации и иных связанных с ними документов
(утв. постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 17 ноября 2011 г. N 58/504-6)
См. Порядок приема и проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность Президента РФ, и иных связанных с ними документов, и проведения выборки подписных листов, утвержденный постановлением ЦИК России от 25 декабря 2017 г. N 118/957-7
1. Общие положения
1.1. В случае если в поддержку кандидата на должность Президента Российской Федерации осуществлялся сбор подписей избирателей, подписные листы представляются в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не ранее 14 декабря 2011 года и не позднее 18 часов по московскому времени 18 января 2012 года одновременно с иными документами, в том числе связанными с подписными листами, представляемыми для регистрации кандидата.
1.2. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), постановлениями ЦИК России от 22 июня 2011 года N 16/183-6 "О процедуре проведения случайной выборки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации", от 11 ноября 2011 года N 56/490-6 "О Перечне и формах документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями политических партий в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации при проведении выборов Президента Российской Федерации".
1.3. При проведении случайной выборки и при проверке подписных листов вправе присутствовать кандидат на должность Президента Российской Федерации (далее - кандидат) или его доверенное лицо, уполномоченный представитель политической партии, выдвинувшей кандидата (далее - уполномоченный представитель политической партии), а также иные лица, направленные кандидатом, политической партией, выдвинувшей кандидата, группой избирателей.
1.4. Кандидаты или их доверенные лица, уполномоченные представители политических партий извещаются о проведении случайной выборки, проверке подписных листов телеграммой с уведомлением, которая подписывается руководителем Подгруппы, в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, либо по телефону (содержание телеграммы (телефонограммы) дано в приложении N 1 к настоящему Порядку), либо лично.
Почтовый адрес и телефон сообщаются кандидатом или доверенным лицом кандидата, уполномоченными представителями политических партий при представлении подписных листов (примерная форма сообщения дана в приложении N 2 к настоящему Порядку).
Извещения фиксируются в Журнале передачи извещений о проведении случайной выборки и проверки подписных листов кандидатам или их доверенным лицам, уполномоченным представителям политических партий (форма журнала дана в приложении N 3 к настоящему Порядку).
Присутствие кандидатов или их доверенных лиц, уполномоченных представителей политических партий и иных представителей фиксируется в Журнале учета присутствия представителей кандидата на должность Президента Российской Федерации, политических партий, выдвинувших кандидата на должность Президента Российской Федерации при случайной выборке и проверке подписных листов (форма журнала дана в приложении N 4 к настоящему Порядку).
1.5. Для обеспечения прохода в рабочее помещение Подгруппы по приему и проверке подписных листов Рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями политических партий в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации при проведении выборов Президента Российской Федерации (далее - Подгруппа) кандидаты или их доверенные лица, уполномоченные представители политических партий заблаговременно сообщают в Подгруппу сведения о лицах, которые будут присутствовать при проведении указанных процедур (примерная форма уведомления дана в приложении N 5 к настоящему Порядку).
1.6. По окончании рабочего дня помещение Подгруппы должно быть опечатано. При опечатывании и снятии печати могут присутствовать кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель политической партии и иные лица, направленные кандидатом, политической партией, выдвинувшей кандидата, группой избирателей.
2. Порядок приема подписных листов и иных связанных с ними документов
2.1. Подписные листы и иные связанные с ними документы представляются кандидатом или его доверенным лицом, уполномоченным представителем политической партии в Подгруппу.
2.2. В Подгруппу представляются:
2.2.1. Пронумерованные и сброшюрованные в папки по субъектам Российской Федерации и иностранным государствам, на территории которых осуществлялся сбор подписей избирателей, подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации в количестве не менее 2 миллионов и не более 2 миллионов 100 тысяч (форма подписного листа установлена приложениями N 1 и 2 к Федеральному закону).
На один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если подписи собирались среди избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может составлять более 50 тысяч.
2.2.2. Протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде по форме, установленной ЦИК России (приложение N 24 к постановлению ЦИК России от 11 ноября 2011 года N 56/490-6).
2.2.3. Список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной ЦИК России (приложения N 25, 26 к постановлению ЦИК России от 11 ноября 2011 года N 56/490-6).
2.3. Подгруппа осуществляет прием документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, после приема иных избирательных документов, необходимых для регистрации кандидатов, и получения руководителем Подгруппы указания руководителя Рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями политических партий в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации при проведении выборов Президента Российской Федерации (далее - Рабочая группа).
2.4. Протокол об итогах сбора подписей регистрируется с использованием ГАС "Выборы" в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации для регистрации входящих документов. Подписные листы и список лиц, осуществлявших сбор подписей, регистрируются как приложение к протоколу. Данные протокола об итогах сбора подписей вводятся в ГАС "Выборы".
2.5. При приеме документов проверяется соответствие количества подписных листов, указанного в протоколе об итогах сбора подписей, их фактическому количеству. В случае расхождения в данные протокола, введенные в ГАС "Выборы", вносятся соответствующие изменения.
В случае выявления нарушения нумерации подписных листов в нее вносятся изменения кандидатом или его доверенным лицом, уполномоченным представителем политической партии в следующем порядке: при наличии нескольких листов с одинаковыми порядковыми номерами каждому листу присваивается соответствующий индекс (50-1, 50-2, 50-3), при пропуске листа с очередным порядковым номером предыдущему листу присваивается сдвоенный или строенный номер (10-11, 10-11-12).
После завершения указанной проверки каждая папка с подписными листами заверяется штампом ЦИК России (форма оттиска дана в приложении N 6 к настоящему Порядку).
2.6. При необходимости по результатам проверки, указанной в пункте 2.5 настоящего Порядка, уточняется протокол об итогах сбора подписей. С использованием ГАС "Выборы" формируется новый протокол об итогах сбора подписей с пометкой "Уточненный" по форме, указанной в приложении N 24 к постановлению ЦИК России от 11 ноября 2011 года N 56/490-6, который подписывается кандидатом или его доверенным лицом, уполномоченным представителем политической партии и регистрируется как приложение к представленному протоколу об итогах сбора подписей.
Данные уточненного протокола используются для отбора подписных листов с целью проверки порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, содержащихся в подписных листах.
3. Порядок проверки подписных листов
3.1. Отбор подписных листов для проведения проверки.
3.1.1. Отбор подписных листов для проведения проверки (дополнительной проверки) осуществляется в соответствии с процедурой проведения случайной выборки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации, утвержденной постановлением ЦИК России от 22 июня 2011 года N 16/183-6.
3.1.2. Результаты случайной выборки оформляются протоколом случайной выборки (форма протокола дана в приложении N 7 к настоящему Порядку). Протокол случайной выборки регистрируется с использованием ГАС "Выборы" в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации для регистрации внутренних документов.
3.1.3. Отобранные папки с подписными листами отделяются от остальных. Папки с подписными листами, не отобранные для проверки, хранятся в специально оборудованном помещении Подгруппы.
3.2. Процедура проверки подписных листов.
3.2.1. Проверка подписных листов осуществляется в течение восьми календарных дней со дня, в который кандидату или его доверенному лицу, уполномоченному представителю политической партии выдана справка, подтверждающая прием необходимых для регистрации документов, в том числе подписных листов.
3.2.2. В ходе проверки подписных листов проверяется соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность содержащихся в них сведений об избирателях и лицах, осуществлявших сбор подписей, а также достоверность подписей избирателей, лиц, осуществлявших сбор подписей, кандидатов, выдвинувшихся в порядке самовыдвижения, и их доверенных лиц, уполномоченных представителей политической партии.
3.2.3. Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Проверка подписных листов осуществляется путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений с использованием кодов нарушений (таблица кодов нарушений дана в приложении N 8 к настоящему Порядку).
3.2.4. Подпись признается специалистом Подгруппы (проверяющим) недействительной при обнаружении нарушений, указанных в подпунктах 1, 2, 4, 5, 7-9, 11-14 пункта 11 статьи 38 Федерального закона.
3.2.5. Подпись признается проверяющим недостоверной (недействительной) при установлении нарушений, указанных в пункте 10, подпунктах 6 и 10 пункта 11 статьи 38 Федерального закона, на основании письменного заключения, которое излагается в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или в ином документе.
При необходимости эксперты могут использовать сведения, имеющиеся в информационных базах данных соответствующих государственных органов.
3.2.6. При обнаружении проверяющим признаков нарушений, указанных в подпункте 3 пункта 11 статьи 38 Федерального закона, соответствующие данные проверяются с использованием Регистра избирателей, участников референдума (далее - Регистр) на предмет достоверности указанных в подписных листах сведений.
Для этих целей формируется список граждан, чьи персональные данные требуют проверки с использованием Регистра, и передается на программно-технический комплекс Регистра избирателей, участников референдума в электронном виде в формате Word или Excel. После получения указанного списка оператор программно-технического комплекса Регистра средствами специального программного обеспечения ГАС "Выборы" сравнивает персональные данные избирателей из списка со сведениями, содержащимися в Регистре. Результаты проверки направляются оператором в электронном виде в Подгруппу, где они учитываются вместе с исходным запросом.
При выявлении расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре данных о гражданине, в ФМС России или в территориальный орган ФМС России (через соответствующую избирательную комиссию субъекта Российской Федерации) направляется запрос, подписанный руководителем Подгруппы, в целях получения официальной справки о достоверности сведений, содержащихся в подписном листе. Запрос направляется по форме, указанной в приложении к Протоколу N 1 к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной миграционной службы от 27 декабря 2010 года.
Запросы в ФМС России направляются нарочным, запросы в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации - посредством ГАС "Выборы".
Подпись признается проверяющим недействительной при установлении нарушений, указанных в подпункте 3 пункта 11 статьи 38 Федерального закона, на основании официальной справки ФМС России.
3.3. Оформление результатов проверки.
3.3.1. Результаты проверки подписных листов заносятся в ведомости проверки подписных листов (форма ведомости проверки подписных листов дана в приложении N 9 к настоящему Порядку), в которых указываются основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными (в виде кодов нарушений) с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе либо количества подписей на листе (в соответствии с таблицей кодов нарушений), в которых содержится каждая из таких подписей.
Ведомость проверки подписных листов составляется на каждую проверяемую папку. Ведомость проверки подписных листов может быть составлена на одном или нескольких листах.
При занесении в ведомости проверки подписных листов кодов нарушений 9, 29, 39, 49, 69 на оборотной стороне ведомости дополнительно указываются основания (причины) признания подписи (подписей) недействительной (недействительными).
Каждая страница ведомости проверки подписных листов подписывается проверяющим и (или) экспертом (экспертами) в случае, если недостоверной и (или) недействительной подпись (подписи) признавалась (признавались) на основании его (их) заключения (заключений).
3.3.2. Информация, содержащаяся в ведомостях проверки подписных листов, вводится в автоматизированном режиме в ГАС "Выборы" отдельно по каждому кандидату. По результатам обобщения указанной информации формируется итоговый протокол проверки подписных листов, представленных кандидатами (форма итогового протокола дана в приложении N 10 к настоящему Порядку). Итоговый протокол визируется заместителем руководителя Подгруппы, подписывается руководителем Подгруппы, затем с использованием ГАС "Выборы" регистрируется как исходящий документ в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, и представляется руководителю Рабочей группы. В итоговом протоколе указывается дата и время его подписания, а также дата и время получения его копии кандидатом или его доверенным лицом, уполномоченным представителем политической партии, выдвинувшей кандидата.
3.3.3. В случае если при проверке первоначально отобранных подписных листов доля недостоверных и (или) недействительных подписей составит пять и более процентов от числа отобранных для проверки, формируется протокол итогов проверки подписных листов, отобранных для первоначальной проверки (форма протокола дана в приложении N 11 к настоящему Порядку). Указанный протокол визируется заместителем руководителя Подгруппы, подписывается руководителем Подгруппы и с использованием ГАС "Выборы" регистрируется как исходящий документ в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. После регистрации руководитель Подгруппы дает указание о проведении дополнительной случайной выборки и проверки в порядке, установленном настоящим разделом.
Если по результатам проверки первоначально отобранных подписей количества достоверных подписей оказалось недостаточно для регистрации кандидата, то дополнительная случайная выборка и проверка не проводятся.
3.3.4. Копия итогового протокола о результатах проверки подписных листов передается руководителем Подгруппы кандидату или его доверенному лицу, уполномоченному представителю политической партии не позднее чем за двое суток до заседания ЦИК России, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Копия итогового протокола заверяется руководителем Подгруппы (форма заверительной надписи дана в приложении N 12 к настоящему Порядку)
После получения итогового протокола кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель политической партии могут представить в Подгруппу письменные возражения в случае несогласия с выводами о признании подписи недостоверной и (или) недействительной.
3.3.5. Если после проведения дополнительной проверки количества достоверных подписей избирателей недостаточно для регистрации кандидата либо если после проведения дополнительной проверки количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило пять и более процентов от общего числа подписей, отобранных для проверки, кандидату или его доверенному лицу, уполномоченному представителю политической партии по его письменному заявлению одновременно с заверенной копией итогового протокола передаются заверенные руководителем Подгруппы копии ведомостей проверки подписных листов (форма заверительной надписи дана в приложении N 12 к настоящему Порядку), а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
3.3.6. В случае если по итогам результатов проверки обнаруживаются неточности, может возникнуть необходимость корректировки (замены) уже введенных в ГАС "Выборы" данных из ведомостей проверки подписных листов в части изменения количества подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, либо оснований признания их таковыми. Корректировка или замена уже введенных данных может производиться также на основании полученных ответов на ранее направленные запросы в ФМС России.
3.3.7. По письменному запросу кандидата или его доверенного лица, уполномоченного представителя политической партии сообщается информация о текущих результатах проверки.
4. Хранение подписных листов и иных документов
4.1. После завершения проверки подписные листы, ведомости проверки подписных листов, письменные заключения экспертов, официальные справки, сообщения избирательных комиссий субъектов Российской Федерации хранятся в специально оборудованном помещении Подгруппы отдельно по каждому кандидату.
Протоколы об итогах сбора подписей (в том числе уточненные), списки лиц, осуществлявших сбор подписей (на бумажных носителях), протоколы случайной выборки подписных листов, протоколы итогов проверки подписных листов, отобранных для первоначальной проверки, хранятся в Подгруппе.
Ответственность за сохранность подписных листов и иных документов несет заместитель руководителя Подгруппы.
4.2. Работники Подгруппы в течение 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов Президента Российской Федерации передают на временное хранение в архив ЦИК России документы, указанные в пункте 4.1 настоящего Порядка. Подготовку документов и их передачу в архив организует руководитель Подгруппы.
Указанные документы хранятся в ЦИК России в течение одного года со дня официального опубликования результатов выборов. По истечении указанного срока хранения они уничтожаются по акту в установленном порядке (при условии отсутствия рассматриваемых в судебном порядке споров).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.