Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказом Роструда от 30 августа 2011 г. N 190 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к приказу Федеральной службы
по труду и занятости
от 28 октября 2010 г. N 455
Методические рекомендации
по планированию государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации мероприятий по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
30 августа 2011 г.
Настоящие Методические рекомендации*(1) по планированию государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации мероприятий по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов содержащих нормы трудового права, разработаны в целях реализации требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и оказания методической помощи территориальным органам Роструда - государственным инспекциям труда в субъектах Российской Федерации*(2) при организации планирования мероприятий по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
I. Общие положения
1.1. Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется гострудинспекциями на основе единого порядка планирования реализуемых надзорно-контрольных мероприятий, включая проведение проверок хозяйствующих субъектов в целях обеспечения соблюдения ими требований законодательства в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) в установленной сфере деятельности.
1.2. При планировании мероприятий по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права*(3), следует руководствоваться следующими законодательными, нормативными правовыми и организационно-распорядительными актами:
Конвенцией МОТ 1947 года об инспекции труда (Конвенция N 81), Протоколом МОТ 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенцией МОТ 1978 года о регулировании вопросов труда (Конвенция N 150) и Конвенцией МОТ 1981 года о безопасности и гигиене труда в производственной сфере (Конвенция N 155), ратифицированными Федеральным законом от 11 апреля 1998 года N 58-ФЗ;
Трудовым кодексом Российской Федерации*(4);
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях*(5);
Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изменениями на 18.07.2011, на З0.07.2010)*(6);
Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 489;
Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июля 2009 года N 378н.
1.3. Федеральный государственный надзор в установленной сфере деятельности осуществляется гострудинспекциями на основе перспективного планирования (формирования полугодовых планов надзорно-контрольной деятельности и годовых планов проведения плановых проверок хозяйствующих субъектов) и текущих планов работы.
1.4. Перспективное планирование надзорно-контрольной деятельности осуществляется гострудинспекциями на основе ежегодно утверждаемых Планов мероприятий Федеральной службы по труду и занятости, иных планов, приказов и распоряжений Роструда, направленных на выполнение решений и поручений Президента Российской Федерации, Правительств Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, ежегодных Планов основных мероприятий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права*(7), и иных планов и распоряжений Роструда, направленных на выполнение решений и поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
1.5. Перспективное планирование должно быть направлено на решение следующих основных задач надзорно-контрольной деятельности:
выявление, локализацию и предупреждение нарушений трудового законодательства, в том числе в сфере оплаты и охраны труда;
обеспечение защиты и восстановления нарушенных трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда;
обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
1.6. Перспективное планирование осуществляется гострудинспекциями с учетом:
социально-экономического положения в субъекте Российской Федерации;
структуры основных видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов региона;
анализа структуры и типологии нарушений законодательства о труде как в целом по субъекту Российской Федерации, так и в отдельных хозяйствующих субъектах, осуществляющих различные виды экономической деятельности;
анализа состояния производственного травматизма в хозяйствующих субъектах региона.
1.7. Планы осуществления гострудинспекциями федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, должны предусматривать взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, объединениями работодателей и работников по вопросам:
определения целей, объема, сроков проведения плановых проверок;
информирования о результатах проводимых проверок и состоянии соблюдения законодательства Российской Федерации в трудовой сфере в хозяйствующих субъектах региона;
информирования о принятых нормативных правовых актах и методических документах по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора).
1.8. Текущее планирование надзорно-контрольной деятельности гострудинспекций осуществляется путем формирования структурными подразделениями гострудинспекций ежеквартальных планов-графиков реализации должностными лицами структурного подразделения мероприятий, предусмотренных планом осуществления гострудинспекцией федерального надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с учетом плана проведения плановых проверок соблюдения хозяйствующими субъектами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также дополнительных распоряжений и поручений руководства гострудинспекции.
На основе планов-графиков структурных подразделений государственными инспекторами труда составляются ежемесячные графики проведения плановых проверок хозяйствующих субъектов.
1.9. Наряду с планами осуществления гострудинспекциями федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в гострудинспекциях формируются ежегодные планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, разработанные с учетом требований и ограничений, установленных статьей 9 Федерального закона N 294-ФЗ, в соответствии с которыми по общему правилу плановые проверки хозяйствующих субъектов могут проводиться не чаще, чем один раз в три года.
2. Порядок планирования мероприятий по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства в хозяйствующих субъектах региона
2.1. Организация и осуществление планирования надзорно-контрольной деятельности гострудинспекции обеспечивается руководителем гострудинспекции, который несет ответственность за своевременную и качественную подготовку перспективных и текущих планов работы.
2.2. Перспективное планирование надзорно-контрольной деятельности гострудинспекции осуществляется в течение III квартала года, предшествующего году реализации плановых мероприятий.
Началом формирования плана работы гострудинспекции является 1 июля года, предшествующего году реализации плановых мероприятий.
2.3. В гострудинспекции формируются:
а) планы осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на полугодие*(8) (приложение 1);
б) ежегодные планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (приложение 2);
в) квартальные планы-графики осуществления мероприятий по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности структурных подразделений гострудинспекции*(9) (приложение 3);
г) месячные графики проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должностными лицами структурных подразделений гострудинспекции*(10) (приложение 4).
2.4. План работы гострудинспекции является единым для всей гострудинспекции организационно-распорядительным документом. Утверждение планов работы по направлениям деятельности (по правовым вопросам или по охране труда) либо структурным подразделениям, как правило, не допускается.
2.5. План работы гострудинспекции должен охватывать все направления федерального государственного надзора, включая информирование органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, объединений профсоюзов и работодателей, работников и отдельных работодателей по вопросам защиты трудовых прав граждан, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
При формировании плана работы гострудинспекции должны быть учтены следующие требования:
- план работы гострудинспекции должен содержать мероприятия, направленные на реализацию перспективных планов Роструда;
- план работы гострудинспекции разрабатывается с учетом результатов реализации предыдущих планов работы и иных ранее запланированных мероприятий с обязательным включением в него незавершенных или перенесенных по срокам исполнения мероприятий предыдущих планов;
- при указании в плане работы нескольких исполнителей ответственным является подразделение или должностное лицо, указанное первым, на которое возлагается ответственность за организацию выполнения мероприятия, координацию работы соисполнителей и подготовку обобщенных итоговых документов о результатах выполнения плановых мероприятий.
2.6. В целях подготовки предложений в перспективный план работы гострудинспекции должностными лицами гострудинспекции, уполномоченными на осуществление надзора и контроля в установленной сфере деятельности*(11), до 5 августа года, предшествующего началу планового периода, проводится анализ результатов надзорно-контрольной деятельности и состояния соблюдения трудового законодательства в подконтрольных хозяйствующих субъектах.
Предложения в перспективный план работы гострудинспекции рекомендуется формировать по следующим направлениям надзорно-контрольной деятельности:
1) Мероприятия, направленные на реализацию решений и поручений органов государственной власти и управления.
В данном разделе предусматриваются надзорно-контрольные мероприятия по выполнению решений и поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Роструда, а также решений органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в трудовой сфере, в том числе предусматривающие:
а) осуществление взаимодействия с территориальными органами федеральных органов власти, правоохранительными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, объединениями работодателей и профсоюзов и другими заинтересованными организациями по реализации комплекса мероприятий, направленных на локализацию и предупреждение нарушений трудовых прав граждан, в том числе в сфере оплаты труда, и сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
б) организацию и осуществление совместных проверок соблюдения трудового законодательства в хозяйствующих субъектах региона с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и правоохранительными органами;
2) Организация и осуществление мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением законодательства о труде.
В данном разделе перспективного плана работы гострудинспекции предусматриваются мероприятия, проводимые в целях принятия эффективных мер по устранению и предупреждению правонарушений, восстановлению нарушенных прав работников и привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, осуществляемые в форме:
комплексных проверок соблюдения в хозяйствующих субъектах региона требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по основным институтам трудового права (как по комплексу вопросов охраны труда, так и по комплексу общих вопросов и особенностей трудового законодательства);
тематических проверок соблюдения в хозяйствующих субъектах региона требований и положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по отдельным институтам трудового права, включая вопросы:
- соблюдения установленного порядка оформления трудовых отношений, изменения условий трудового договора, прекращения трудовых отношений;
- соблюдения установленного порядка заключения коллективных договоров и внесения в них изменений и дополнений, а также установленных трудовым законодательством процедур разрешения коллективных трудовых споров;
- соблюдения законодательства об оплате труда;
- соблюдения требований трудового законодательства о рабочем времени и времени отдыха (режим рабочего времени, установленные перерывы в работе, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставление отпусков);
- предоставления работникам установленных законодательством гарантий и компенсаций, в том числе за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- соблюдения трудовых прав женщин, лиц с семейными обязанностями и работников в возрасте до восемнадцати лет;
- обучения по охране труда руководителей, специалистов и других работников;
- обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и коллективной защиты;
- санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников;
- финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
- формирования и организации деятельности служб охраны труда и специалистов по охране труда;
- соблюдения установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве;
и другим актуальным вопросам;
3) Аналитическая и нормотворческая деятельность гострудинспекции.
В данном разделе перспективного плана работы гострудинспекции могут предусматриваться следующие мероприятия:
- обобщение, формирование и представление в установленном порядке и сроки отчетов руководству гострудинспекции и в Роструд о результатах федерального государственного надзора в установленной сфере деятельности по основным направлениям работы и информационных материалов о соблюдении трудового законодательства в отраслях (видах экономической деятельности) и организациях в органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, правоохранительные органы;
- проведение анализа соблюдения законодательства в трудовой сфере по видам экономической деятельности хозяйствующих субъектов и причин типичных нарушений трудового законодательства;
- анализ форм и методов работы по вопросам осуществления надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства в целом и по отдельным направлениям надзорно-контрольной деятельности, обобщение практики выдачи и контроля за исполнением предписаний, законности, полноты и своевременности принимаемых государственными инспекторами труда мер и предложений о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности;
- анализ причин возникновения в субъекте Российской Федерации задолженности по заработной плате (численности организаций, задерживающих выплату заработной платы, в том числе в бюджетной сфере, общих причин задолженности, в том числе по организациям различных видов экономической деятельности), включая организации, в которых введена процедура внешнего управления в связи с их несостоятельностью (банкротством);
- обобщение и анализ практики применения положений КоАП РФ, в том числе в части применения к виновным лицам мер административного наказания в виде дисквалификации и административного приостановления деятельности, в целях формирования обобщенных материалов и представления в Роструд предложений по совершенствованию работы по привлечению к административной ответственности виновных в нарушениях трудового законодательства;
- формирование и представление в установленном порядке и сроки в Роструд оперативных и аналитических сведений о происходящих в хозяйствующих субъектах региона несчастных случаях на производстве с тяжелыми последствиями, иных чрезвычайных происшествиях и трудовых конфликтах;
- участие в разработке и экспертном сопровождении проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в трудовой сфере;
- подготовка предложений в региональные программы, направленные на стабилизацию вопросов в сфере труда, включая программы улучшения условий и охраны труда;
4) Организационная деятельность гострудинспекции.
В этом разделе перспективного плана работы гострудинспекции могут быть предусмотрены следующие мероприятия:
- проведение совещаний с государственными инспекторами труда по вопросам деятельности гострудинспекции;
- заслушивание отчетов о результатах работы государственных инспекторов труда и руководителей структурных подразделений гострудинспекции;
- мероприятия по изучению новых законодательных и иных нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
- изучение опыта работы структурных подразделений гострудинспекции и отдельных государственных инспекторов труда;
- повышение квалификации инспекторского состава;
- реализация комплекса организационно-технических мероприятий по внедрению и обеспечению эффективного функционирования автоматизированной системы информационно-технического обеспечения надзорно-контрольной деятельности государственных инспекций труда "АИС ГИТ";
- организация взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами прокуратуры, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, объединениями профессиональных союзов, объединениями работодателей и другими организациями, осуществляющими деятельность в трудовой сфере, на основе заключения с ними соглашений и договоров о взаимодействии, повышение эффективности проводимых совместных мероприятий (конференций, совещаний), взаимный обмен информацией;
- сверка сведений о несчастных случаях на производстве с данными органов статистики и регионального отделения ФСС РФ;
5) Участие гострудинспекции в развитии социального партнерства и коллективно-правового регулирования трудовых отношений.
В данном разделе перспективного плана работы гострудинспекции могут быть предусмотрены следующие мероприятия:
формирование сведений о состоянии коллективно-договорного регулирования трудовых отношений и соответствии действующих в хозяйствующих субъектах региона коллективных договоров требованиям ТК РФ, а также анализ выявленных нарушений в данной сфере;
- обобщение сведений о количестве коллективных трудовых споров федерального уровня в регионе, причинах возникновения таких коллективных трудовых споров и практике их разрешения, в том числе урегулированных на стадии примирительных процедур, а также о количестве коллективных трудовых споров, перешедших в забастовки;
- проведение мониторинга состояния социальной обстановки в хозяйствующих субъектах, обобщение сведений о количестве и формах акций протеста, проведенных работниками в поддержку своих требований, в том числе в период рассмотрения коллективных трудовых споров;
6) Информационная деятельность гострудинспекции.
В данном разделе перспективного плана работы гострудинспекции могут быть отражены следующие мероприятия:
- подготовка и размещение в средствах массовой информации сведений о состоянии федерального государственного надзора за обеспечением трудовых прав работников и результатах работы гострудинспекции;
- мероприятия по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам трудового законодательства с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий, реализуемые в соответствии с положениями Административного регламента исполнения Рострудом государственной функции по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 9 декабря 2008 года N 702н;
- осуществление информационного наполнения официальных сайтов гострудинспекции в сети Internet;
7) Организация приема граждан, работа с обращениями граждан и организаций по вопросам трудового законодательства.
В этом разделе перспективного плана работы гострудинспекции могут быть отражены следующие мероприятия:
- обеспечение проведения личного приема граждан по вопросам трудового законодательства в приемной гострудинспекции и консультационных пунктах (многофункциональных центрах) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- обобщение и анализ результатов работы по проведению личного приема граждан по вопросам трудового законодательства, подготовка и представление обобщенной информации по данному направлению деятельности в Роструд;
- организация и проведение рассмотрения письменных обращений и заявлений граждан по вопросам трудового законодательства, обобщение, формирование и представление в Роструд аналитических сведений о количестве и характере обращений граждан и организаций, рассмотренных в установленном порядке в отчетном периоде.
2.7. Сформированные предложения в перспективный план работы гострудинспекции не позднее 5 августа года, предшествующего году реализации плановых мероприятий, представляются уполномоченными должностными лицами гострудинспекции руководителям структурных подразделений гострудинспекции (вышестоящим должностным лицам) для рассмотрения.
2.8. Руководители структурных подразделений (вышестоящие должностные лица) гострудинспекции, осуществляющих федеральный государственный надзор в установленной сфере деятельности, рассматривают и обобщают предложения подчиненных должностных лиц гострудинспекции и до 10 августа года, предшествующего году реализации плановых мероприятий, вносят сформированные сводные предложения в перспективный план работы гострудинспекции в структурное подразделение (должностному лицу) гострудинспекции, обеспечивающее формирование проекта перспективного плана работы гострудинспекции.
2.9. Структурные подразделения (должностные лица) гострудинспекции, обеспечивающие формирование проекта перспективного плана работы гострудинспекции, обобщают представленные предложения и с учетом плана Роструда на предстоящий плановый период формируют проект перспективного плана работы гострудинспекции, который до 15 августа года, предшествующего году реализации плановых мероприятий, представляется на рассмотрение заместителям руководителя гострудинспекции по направлениям надзорно-контрольной деятельности.
После рассмотрения, согласования и подписания заместителями руководителя гострудинспекции проект плана работы гострудинспекции представляется на рассмотрение и утверждение руководителю гострудинспекции - главному государственному инспектору труда в субъекте Российской Федерации.
2.10. Утвержденный руководителем гострудинспекции план работы гострудинспекции не позднее 20 августа года, предшествующего году реализации плановых мероприятий, размножается в необходимом количестве и направляется в структурные подразделения гострудинспекции для реализации.
3. Планирование проверок соблюдения хозяйствующими субъектами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
3.1. Обязанности по формированию ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приказом руководителя гострудинспекции возлагаются на одного из заместителей руководителя гострудинспекции по направлению надзорно-контрольной деятельности.
3.2. Формирование предложений в план проведение плановых проверок осуществляется на основании предложений уполномоченных должностных лиц гострудинспекции, подготовленных ими по результатам анализа надзорно-контрольной деятельности в предшествующие периоды.
Предложения уполномоченных должностных лиц в проект плана проверок должны содержать следующие сведения:
наименование юридического лица (филиала, представительства, обособленного структурного подразделения юридического лица), ф.и.о. индивидуального предпринимателя, деятельность которого подлежит проверке;
адрес фактического осуществления деятельности (субъект Российской Федерации, поселение, наименование улицы, номер дома);
основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
цель проведения проверки;
основание проведения проверки (дата государственной регистрации ЮЛ, ИП, дата окончания последней проверки, дата начала осуществления ЮЛ, ИП предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале предпринимательской деятельности);
дата начала проведения проверки;
срок проведения плановой проверки (рабочих дней, рабочих часов для МСП и МКП);
форма проведения проверки (документарная, выездная, документарная и выездная);
наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, с которым проверка проводится совместно.
В соответствии с требованиями части 8 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ основаниями для включения плановой проверки в план проверок являются истечение трех лет со дня:
государственной регистрации данного юридического лица или индивидуального предпринимателя;
окончания проведения последней плановой проверки данного юридического лица или индивидуального предпринимателя;
начала фактического осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности, в том числе в соответствии с представленным в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти уведомлением о ее начале в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, в сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в жилищной сфере плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3.3. При формировании предложений в план проведения плановых проверок следует учитывать, что установленный Федеральным законом N 294-ФЗ перечень оснований для проведения плановой проверки является закрытым, проведение плановых проверок по не указанным в нем основаниям не допускается. При принятии решения о включении проверки хозяйствующего субъекта в ежегодный план проверок необходимо учитывать наличие либо отсутствие каждого из указанных оснований. При этом для проведения плановой проверки достаточно одного лишь из установленных оснований.
Необходимо учитывать также, что согласно статье 20 Федерального закона N 294-ФЗ отсутствие оснований для проведения плановой проверки, установленных данным Федеральным законом (равно как проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок), отнесено к категории грубых нарушений требований по организации и проведению проверок, вследствие чего их результаты не могут являться доказательством нарушения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований в сфере труда и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя по заявлению проверяемого лица.
Одновременно с этим, в соответствии со статьей 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проведение уполномоченным должностным лицом гострудинспекции проверки при отсутствии оснований для этого является одним из оснований для привлечения его к административной ответственности.
3.4. При подготовке предложений по формированию ежегодных планов проведения плановых проверок уполномоченными должностными лицами гострудинспекции должны быть всесторонне изучены сведения относительно ранее проведенных в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю (надзору). В этой связи, территориальному органу Роструда рекомендуется предварительно запросить в территориальном органе Федеральной налоговой службы сведения об юридических лицах, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, из которых, в частности, можно установить место нахождения, данные о руководителях и участниках (учредителях), наличие филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений.
В соответствии с пунктом 24 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 438, сведения о юридических лицах, содержащиеся в указанном государственном реестре, предоставляются органам государственной власти в электронном виде бесплатно. Аналогичное правило закреплено в пункте 32 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 года N 630.
Информация, необходимая для отнесения проверяемого лица к средним, малым или микропредприятиям, содержится в формах статистической отчетности, утвержденных приказом Федеральной службы государственной статистики от 23 сентября 2008 года N 235 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий на 2009 год". В этой связи, при формировании ежегодного плана проведения плановых проверок территориальному органу Роструда рекомендуется запросить в территориальном органе Росстата необходимые данные в отношении конкретных планируемых к проверке хозяйствующих субъектов.
3.5. При формировании предложений в план проведения плановых проверок также должны соблюдаться требования статьи 13 Федерального закона N 294-ФЗ, предусматривающей, что срок проведения каждой проверки не может превышать двадцать рабочих дней, а в отношении одного субъекта малого предпринимательства*(13) общий срок проведения плановой выездной проверки, в том числе проводимой совместно с другими органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия в год.
При этом в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, срок проведения каждой проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица и общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.
3.6. При формировании предложений в план проведения плановых проверок необходимо исходить из того, что основное внимание уполномоченных должностных лиц гострудинспекции должно уделяться проверке (обследованию) хозяйствующих субъектов с наиболее часто встречающимися случаями нарушений трудовых прав работников, с неблагоприятными условиями труда, с высоким уровнем производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, преимущественным применением труда женщин и работников в возрасте до 18 лет.
3.7. Количество хозяйствующих субъектов, включающихся в план проведения плановых проверок должно соответствовать расчету годового количества плановых проверок, которое проводится на основании следующих фактических и прогнозных показателей и результатов работы гострудинспекции:
численности уполномоченных должностных лиц гострудинспекции;
среднего расчетного времени исполнения уполномоченными должностными лицами гострудинспекции служебных обязанностей с учетом времени нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, прогнозного времени отсутствия на службе по болезни;
фактических результатов работы государственных инспекторов труда, сложившихся в гострудинспекции в период, предшествующий планируемому.
При проведении расчета количества плановых проверок должны учитываться средние показатели количества проведенных проверок на одного государственного инспектора труда в месяц по гострудинспекции, сложившиеся за последние 2-3 года.
Пример расчета количества плановых проверок:
а) определяется расчетная годовая норма рабочего времени 1 государственного инспектора труда, которая состоит из общего количества рабочих дней в году (в среднем, 250 дней) за вычетом среднего количества дней отпуска (35 календарных дней) и прогнозируемых дней нетрудоспособности (в среднем, 7 дней), умноженных на нормальную продолжительность рабочего дня (8 часов):
(250 - [35 + 7]) х 8 = 1664 часов в год;
б) определяется норма рабочего времени, затрачиваемого государственным инспектором труда на одну проверку, которая вычисляется путем умножения среднего количества рабочих дней в месяце (20) на нормальную продолжительность рабочего дня (8 часов), деленную на относительное количество проверок, проведенных в среднем 1 государственным инспектором труда в месяц, индивидуально сложившуюся в каждой гострудинспекции за период, предшествующий планируемому (например, в среднем 5 проверок):
(20 х 8) : 5 = 32 часа;
в) определяется среднее расчетное количество проверок, которое может быть проведено в год одним государственным инспектором труда, путем деления расчетной годовой нормы рабочего времени (1664 часа) на норму рабочего времени, затрачиваемого государственным инспектором труда на одну проверку (32 часа):
1664 : 32 = 52 проверки в год.
Таким образом, среднее расчетное количество проверок в год, которое может быть проведено в среднем одним государственным инспектором труда составляет 52 проверки.
3.8. При планировании проверок хозяйствующих субъектов следует также учитывать необходимость проведения внеплановых проверок, в том числе выездных, проводимых по основаниям и требованиям ст.ст. 10 и 17 Федерального закона N 294-ФЗ.
В этой связи, полученное расчетное количество проверок, которое должно быть проведено в среднем одним государственным инспектором труда в плановый период, должно быть уменьшено на количество внеплановых проверок и проверок выполнения предписаний.
3.9. Сформированные предложения в план проведения плановых проверок не позже 5 августа года, предшествующего году проведения плановых проверок, представляются уполномоченными должностными лицами гострудинспекции на рассмотрение руководителям структурных подразделений гострудинспекции (вышестоящим должностным лицам).
3.10. Руководители структурных подразделений (вышестоящие должностные лица) гострудинспекции, осуществляющие федеральный государственный надзор в установленной сфере деятельности, рассматривают и согласовывают предложения подчиненных уполномоченных должностных лиц гострудинспекции и до 10 августа года, предшествующего году проведения плановых проверок, передают предложения в структурное подразделение (должностному лицу) гострудинспекции, обеспечивающее формирование проекта ежегодного плана проведения плановых проверок.
3.11. Структурные подразделения (должностные лица) гострудинспекции, обеспечивающие формирование проекта ежегодного плана проведения плановых проверок, обобщают представленные предложения, формируют проект ежегодного плана проверок и до 15 августа представляют его на рассмотрение заместителям руководителя гострудинспекции по направлениям деятельности.
После рассмотрения, согласования и подписания заместителями руководителя гострудинспекции проект ежегодного плана проведения плановых проверок представляется на рассмотрение руководителю гострудинспекции - главному государственному инспектору труда в субъекте Российской Федерации.
3.12. Руководитель гострудинспекции рассматривает проект ежегодного плана проведения плановых проверок и в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляет его для рассмотрения в орган прокуратуры субъекта Российской Федерации.
После доработки ежегодного плана проведения плановых проверок в соответствии с предложениями органа прокуратуры руководитель гострудинспекции утверждает план проведения плановых проверок и в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляет его в орган прокуратуры.
Ежегодный план проведения плановых проверок не позднее 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, размещается на официальном сайте гострудинспекции в сети "Интернет.
3.13. Утвержденный руководителем гострудинспекции ежегодный план проведения плановых проверок размножается в необходимом количестве и направляется в структурные подразделения гострудинспекции для реализации.
На основании плана проведения плановых проверок не позже, чем за 10 календарных дней до начала планового периода, в структурных подразделениях гострудинспекции разрабатываются квартальные планы-графики работы, утверждаемые заместителями руководителя гострудинспекции по направлениям надзорно-контрольной деятельности, а уполномоченными должностными лицами гострудинспекции разрабатываются ежемесячные графики проверок, утверждаемые руководителями структурных подразделений (вышестоящими должностными лицами) гострудинспекции.
3.14. Утвержденный план проведения плановых проверок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, представляется в Федеральную службу по труду и занятости.
Федеральная служба по труду и занятости до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, составляет ежегодный план проведения плановых проверок, включающий сведения утвержденных ежегодных планов проведения плановых проверок, представленных гострудинспекциями.
Составленный Федеральной службой по труду и занятости ежегодный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в сети "Интернет".
3.15. Внесение изменений в план проведения плановых проверок допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, подлежащей плановой проверке, а также с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.
Сведения о внесенных в план проведения плановых проверок изменениях направляются в 10-дневный срок со дня их внесения в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, а также размещаются на официальном сайте гострудинспекции в сети Internet.
______________________________
*(1) Далее - Методические рекомендации
*(2) Далее - гострудинспекции
*(3) Далее - планирование
*(4) Далее - TК РФ
*(5) Далее - КоАП РФ
*(6) Далее - Федеральный закон N 294-ФЗ
*(7) Далее - план Роструда
*(8) Далее - планы работы гострудинспекции
*(9) Далее - планы-графики работы структурных подразделений
*(10) Далее - графики проверок госинспекторов труда
*(11) Далее - уполномоченные должностные лица гострудинспекции
*(12) Далее - план проверок
*(13) Среднее предприятие: от 101 до 250 человек (включительно), малое - до 100 человек, микропредприятие - до 15 человек
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.