Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2007 г. N 3725/07
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Балахничевой Р.Г., Харчиковой Н.П.
рассмотрел в судебном заседании заявление Департамента финансов Иркутской области (ул. Ленина, 1а, г. Иркутск, 664027) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Иркутской области от 17.07.2006 по делу N А19-40602/05-22 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.02.2007 по тому же делу по иску муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства к Российской Федерации в лице Минфина России, Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области, МО "Мамско-Чуйский район" в лице администрации Мамско-Чуйского района о взыскании 7 321 740 рублей расходов, связанных с предоставлением в 2003-2004 годах гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, во исполнение Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики".
Суд установил: решением суда первой инстанции от 17.07.2006 исковые требования удовлетворены частично: с казны Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации взыскано 7 259 740 рублей расходов. С Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области взыскано 62 000 рублей расходов. Производство по делу в отношении МО "Мамско-Чуйский район" в лице администрации Мамско-Чуйского района прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.10.2006 решение изменено: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации взыскано 7 321 740 рублей расходов. В иске к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 07.02.2007 постановление апелляционной инстанции отменил, решение суда первой инстанции оставил в силе.
При рассмотрении спора суды исходили из следующего.
Истец в 2003, 2004 годах на основании Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", Закона Иркутской области "О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства" оказывал населению коммунальные услуги, а также производил уменьшение размера платежей за пользование коммунальными услугами гражданам, получившим субсидии.
Невозмещение истцу расходов от предоставления названных субсидий послужило основанием для обращения с настоящим иском.
Факт предоставления льгот и их размер подтверждены материалами дела.
В соответствии с Положением о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот. Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения платежа за жилье и коммунальные услуги.
Согласно статье 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
Судом установлено, что выделенных в 2003, 2004 годах из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации средств оказалось недостаточно для погашения расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением субсидий, рассчитанных в соответствии с механизмом, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444 по федеральному и региональному стандартам.
Как следует из представленных материалов, истец, предоставляя в спорный период субсидии по федеральным стандартам, одновременно предоставил населению субсидии и на основании Закона Иркутской области "О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства".
В соответствии со статьей 6 названного Закона средства на финансирование расходов по предоставлению субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг с учетом региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг передаются муниципальным образованиям в виде субвенций.
Суд установил, что в спорный период указанные субвенции муниципальному образованию "Мамско-Чуйский район" в достаточном количестве перечислены не были, в связи с чем понесенные истцом убытки в размере 62 000 рублей подлежат взысканию в силу прямого указания Закона за счет казны Иркутской области.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Департамент финансов Иркутской области ссылается на нарушение норм материального права. Заявитель полагает, что выполнил свои обязанности в полном объеме.
Доводы заявителя были предметом рассмотрения судами, и им давалась правовая оценка. Нарушений норм материального права или единообразия сложившейся практики по данной категории споров не установлено.
Удовлетворяя исковые требования за счет казны Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области как источника финансирования расходов по предоставлению субсидий, предоставляемых в порядке и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации и региональных стандартов, суд исходил из доказанности факта предоставления жилищных субсидий, а также из недостаточности выделенных из бюджета субъекта Российской Федерации средств для погашения расходов истца.
В данном случае суды первой и кассационной инстанций правомерно возложили ответственность на казну субъекта Российской Федерации, поскольку субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг по региональному стандарту должны были выделяться на основании Закона Иркутской области от 05.05.2003 N 23-ОЗ "О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства".
Взыскание с казны субъекта Российской Федерации не противоречит и постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, в соответствии с которым по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, ответчиком является непосредственно публично-правовое образование.
Кроме того, заявитель вправе урегулировать вопрос о выделении средств из федерального бюджета в самостоятельном порядке, что соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 11.05.2004 N 173-О.
При таких обстоятельствах по настоящему делу отсутствуют основания, предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А19-40602/05-22 Арбитражного суда Иркутской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 17.07.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.02.2007 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судья |
Р.Г. Балахничева |
Судья |
Н.П. Харчикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2007 г. N 3725/07
Текст определения официально опубликован не был