Распоряжение ОАО "РЖД" от 20 декабря 2010 г. N 2639р
"Об утверждении рекомендаций по обеспечению полноты взимания платежей за время нахождения вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", на путях общего пользования железнодорожных станций в составах поездов, отставленных от движения (брошенных), по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей подъездных путей"
Распоряжением ОАО "РЖД" от 30 декабря 2016 г. N 2827р настоящее распоряжение признано утратившим силу
В целях обеспечения полноты взимания платежей за время нахождения вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", на путях общего пользования железнодорожных станций в составах поездов, отставленных от движения (брошенных), по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей подъездных путей, повышения качества подготовки материалов для взыскания в судебном порядке указанных платежей, минимизации рисков судебных расходов из-за отсутствия достаточной доказательной базы, подтверждающей правомерность предъявляемых ОАО "РЖД" требований:
1. Утвердить прилагаемые Рекомендации по обеспечению полноты взимания платежей за время нахождения вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", на путях общего пользования железнодорожных станций в составах поездов, отставленных от движения (брошенных), по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей подъездных путей (далее - Рекомендации).
2. Начальникам железных дорог, дирекций управления движением, территориальных центров фирменного транспортного обслуживания:
2.1. довести указанные Рекомендации до сведения причастных и в соответствии с функциональной компетенцией вопросов установить контроль за их применением;
2.2. установить контроль за правильностью оформления задержанных в пути следования вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", начисления и взимания платы за время их нахождения на путях общего пользования железнодорожных станций, по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей подъездных путей.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Центральной дирекции управления движением Миронова А.Ю. и генерального директора ЦФТО Кунаеву Е.А.
Первый вице-президент ОАО "РЖД" |
В. Морозов |
Рекомендации
по обеспечению полноты взимания платежей за время нахождения вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", на путях общего пользования железнодорожных станций в составах поездов, отставленных от движения (брошенных), по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей подъездных путей
(утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 20 декабря 2010 г. N 2639р)
1. Дирекциям управления движением, территориальным центрам фирменного транспортного обслуживания необходимо:
1.1. Вносить в договоры на подачу и уборку вагонов, на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, на организацию расчетов условие, согласно которому владелец или пользователь пути необщего пользования грузоотправитель, грузополучатель, плательщик по перевозке, собственник вагонов (далее - контрагент) обязуется вносить плату за нахождение вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД" (далее - собственные вагоны), на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от перевозчика, в размере, установленном пунктом 12 Тарифного руководства N 2.
Данное условие может быть конкретизировано в зависимости от предмета договора, существа обязательств, контрагента, сложившихся с ним отношений, технологии работы и прочих, имеющих значение обстоятельств, для взыскания платы (ожидание подачи или приема вагонов; задержка вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их станцией назначения, при условии что задержка по указанной причине привела к нарушению сроков доставки и т.д.).
1.2. Организовать заключение договоров на оказание услуг по временному размещению вагонов с грузом и порожних собственных вагонов на железнодорожных путях общего пользования промежуточных станций. При этом существенными условиями указанного договора должно являться: предоставление заявки грузополучателем в срок не менее суток до планируемой даты задержки вагонов в пути следования, порядок предоставления указанных заявок, увеличение срока доставки на время простоя собственных вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в соответствии с положением статьи 33 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"; компенсация дополнительных расходов ОАО "РЖД" на содержание и обслуживание инфраструктуры общего пользования, начально-конечные операции по формированию и расформированию поездов, подсылку локомотива для поднятия брошенного поезда и вынужденное снижение производительности локомотива при изменении веса поезда, следовавшего до станции бросания в соответствии с планом формирования.
1.3. При заключении договоров, указанных в пунктах 1.1 и 1.2 настоящих рекомендаций, обеспечить, исходя из функциональной принадлежности заключенного договора, формирование перечней по виду договоров с указанием наименования контрагента, срока действия договора и существенных условий договора, определяющих порядок нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции назначения и промежуточных станций. Сформированные перечни договоров доводить до сведения причастных структурных подразделений ОАО "РЖД" для использования в работе.
2. Дирекции управления движением необходимо:
2.1. Не допускать передачу приказов (распоряжений) на задержку собственных вагонов в пути следования с указанием в них причин, зависящих от грузополучателя, ввода причин задержки в информационные системы с кодом 01 согласно Распоряжению ОАО "РЖД" от 21.08.2008 года N 1757р, а также оформления на основании этого актов общей формы ГУ-23 работниками промежуточных станций, без получения телеграфного уведомления ДС железнодорожной станции назначения о необходимости задержки вагонов в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателя.
2.2. При наличии заявки от грузополучателя на временное размещение собственных вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в передаваемых на промежуточные станции приказах (распоряжениях) в качестве основания бросания указывать: "задержка вагонов в соответствии с договором на оказание услуг N ____ от _______________". Такую же причину необходимо указывать и в актах общей формы ГУ-23, составляемых работниками промежуточных станций.
2.3. При наличии приказов (распоряжений) на основании телеграфного уведомления ДС железнодорожной станции назначения о необходимости задержки вагонов в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателя, обеспечить проставление работниками промежуточных станций в перевозочных документах отметок о составленном акте общей формы ГУ-23 и о продлении сроков доставки, удостоверенных подписью представителя перевозчика и календарным штемпелем, в соответствии с требованиями Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом и последующее приложение акта общей формы ГУ-23 к перевозочным документам, а в случае перевозки по безбумажному документообороту с применением ЭЦП - к вагонному листу.
2.4. По прибытии на станцию назначения брошенного поезда, отнесенного по классификатору на код 01, с нарушением первоначально исчисленных сроков доставки грузов, обеспечить дополнительное рассмотрение обоснованности отнесения задержки вагонов на вину грузополучателя ответственным работником станции и подготовку им полного комплекта первичных документов, включающего в себя акт общей формы ГУ-23 станции назначения по факту задержки вагонов в пути следования, акт общей формы ГУ-23 о задержке подачи или приема вагонов на пути необщего пользования, составленный до или на момент бросания поезда на промежуточной станции, памятки приемосдатчика, подтверждающие сверхнормативное нахождение вагонов под грузовыми операциями, письменный отказ грузополучателя от приема вагонов (при наличии), копии извещения грузополучателя о дате и времени задержки вагонов, с документальным подтверждением факта передачи (получения) указанных извещений, копии извещения о дате и времени отправления задержанных вагонов.
2.5. В случае отказа или уклонения грузополучателя от подписания актов общей формы ГУ-23, составленных работниками станции назначения по факту задержки вагонов в пути следования, обеспечить документальное подтверждение факта их предъявления на подпись, для чего в случае необходимости осуществлять направление актов почтовой корреспонденцией с уведомлением о вручении.
2.6. Комплект первичных документов, указанных в пунктах 2.4 и 2.5 настоящих рекомендаций, позволяющих доказать, что бросание поезда в пути следования произошло из-за задержки грузополучателем приема вагонов, находящихся на станции назначения, сопроводительным письмом за подписью ДС станции назначения передается в ЛАФТО (АФТО) для начисления и взыскания платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
3. Территориальным центрам фирменного транспортного обслуживания, линейным агентствам фирменного транспортного обслуживания, агентствам фирменного транспортного обслуживания необходимо:
3.1. Производить оформление документов (ведомости подачи и уборки вагонов формы ГУ-46 (ГУ-46ВЦ) накопительной ведомости формы ФДУ-92 (ФДУ-92 ВЦ)) для последующего начисления платы за нахождение собственных вагонов на железнодорожных путях общего пользования и их отработку в автоматизированных системах только после поступления от ДС станции назначения комплекта первичных документов согласно пунктам 2.4, 2.5 и 2.6 настоящих рекомендаций, позволяющих обосновать бросание поезда в пути следования по вине контрагента.
3.2. Осуществлять списание суммы начисленной платы с лицевого счета контрагента при наличии в заключенном с ним договоре условия о праве осуществлять несогласованное (безакцептное) списание платы за нахождение собственных вагонов на железнодорожных путях общего пользования по вине контрагента и условия, предусмотренного в пункте 1.1 настоящих рекомендаций.
3.3. Если договор на организацию расчетов не содержит условия о праве осуществлять несогласованное (безакцептное) списание платы, но в нем, или в договоре на подачу и уборку вагонов, или договоре на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, оговорено условие, указанное в пункте 1.1 настоящих рекомендаций, плата за нахождение собственных вагонов на железнодорожных путях общего пользования по вине контрагента может быть списана с лицевого счета контрагента:
- при наличии подписанных им без разногласий акта общей формы ГУ-23 или ведомости подачи и уборки вагонов формы (накопительной ведомости формы ФДУ-92 (ФДУ-92 ВЦ));
- при условии, что все первичные документы оформлены надлежащим образом, имеется доказательная база вины контрагента и контрагент отказался от подписания акта обшей формы ГУ-23, без обоснования причин отказа в установленный нормативно-правовыми документами срок или не явился для его подписания при наличии письменного уведомления.
3.4. В случае когда к комплекту перевозочных документов приложен акт общей формы ГУ-23 с указанием в нем, что задержка вагонов в пути следования осуществлялась в соответствии с заявкой, согласно заключенному договору на оказание услуг, проверяется наличие договора в перечне, указанном в пункте 1.3 настоящих рекомендаций, правильность составления акта общей формы, соответствие данных заявке и условиям договора и в установленном в договоре порядке осуществляется начисление и взыскание договорного сбора.
3.5. В случае обращения клиента с претензией к ОАО "РЖД" о возврате списанной платы уполномоченные работники ТЦФТО совместно с работниками Д и причастных служб дороги в рамках рассмотрения претензии повторно определяют правомерность и обоснованность списания платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, при этом:
а) при выявлении нарушений в оформлении первичных документов и недостаточности нормативно-правовых оснований (кроме отсутствия права на несогласованное (безакцептное) списание) претензия может быть удовлетворена;
б) в случае отсутствия нарушений в оформлении первичных документов, наличии в заключенных договорах условия, указанного в пункте 1.1 настоящих рекомендаций, достаточной доказательной базы для защиты интересов в суде (кроме отсутствия права на несогласованное (безакцептное) списание) претензия может быть отклонена с указанием оснований, подтверждающих вину контрагента и правомерность списания платы.
3.6. В случае предъявления контрагентом претензии и (или) иска о восстановлении на лицевом счете (ЕЛС) списанных денежных средств при отсутствии в договоре условия о несогласованном (безакцептном) списании платы ТЦФТО во избежание пропуска срока исковой давности формирует пакет документов и передает его в юридическую службу железной дороги для рассмотрения вопроса о возможности подачи иска о взыскании указанной платы.
3.7. При отсутствии в договорах условий, указанных в пункте 1.1 настоящих рекомендаций, и неоспоримых доказательствах вины контрагента комплект надлежаще оформленных первичных документов, подтверждающих факт нахождения вагонов на путях общего пользования, а также документы, подтверждающие факт обращения железной дороги - филиала ОАО "РЖД" к контрагенту об установлении договором (соглашением или дополнением к договору) размера платы за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования по причинам, зависящим от контрагента, и обоснование его отказа от согласования данных условий передаются в юридическую службу железной дороги для рассмотрения вопроса о возможности подачи иска о взыскании с контрагента неосновательного обогащения за нахождение собственных вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 20 декабря 2010 г. N 2639р "Об утверждении рекомендаций по обеспечению полноты взимания платежей за время нахождения вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", на путях общего пользования железнодорожных станций в составах поездов, отставленных от движения (брошенных), по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей подъездных путей"
Текст распоряжения официально опубликован не был
Распоряжением ОАО "РЖД" от 30 декабря 2016 г. N 2827р настоящее распоряжение признано утратившим силу