Минобрнауки России направляет рекомендации по организации деятельности стажировочных площадок, создаваемых в субъектах Российской Федерации - победителях конкурсного отбора региональных программ развития образования в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования по направлениям "достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и "распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей".
Приложение: на 8 л.
|
М.В. Дулинов |
Рекомендации субъектам Российской Федерации по вопросам подготовки к участию в конкурсном отборе региональных программ развития образования на реализацию мероприятий по задаче 1 Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы
Предоставление субсидий как основной механизм реализации мероприятий задачи 1 Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы
Субсидии субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (далее - ФЦПРО, Программа) предусмотрены по всем подмероприятиям (кроме 1.5.) мероприятия 1 "Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и по подмероприятию 2.7. мероприятия 2 "Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей" в рамках задачи 1 "Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития".
Названные мероприятия направлены на реализацию утвержденной Президентом Российской Федерации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и основных направлений приоритетного национального проекта "Образование" на 2011 - 2013 годы* (далее - ПНПО).
Программой реализации ПНПО предусмотрено повышение квалификации управленческих кадров системы дошкольного образования, а также внедрение во всех субъектах Российской Федерации и муниципалитетах моделей дошкольного образования, обеспечивающих доступность дошкольного образования для всех нуждающихся и полный охват дошкольным образованием всех детей старшего дошкольного возраста.
На базе 16 стажировочных площадок по вопросам дошкольного образования пройдут стажировку 10 тысяч человек: ежегодно по 2 тыс. специалистов из всех муниципальных районов (1812), городских округов (506) и внутригородских территорий городов федерального значения (236) Российской Федерации (2554 муниципальных образований).
На базе 32 стажировочных площадок по вопросам современных моделей, обеспечивающих качество общего образования, будет организовано повышение квалификации (стажировки) 17 500 специалистов. При этом 1250 муниципальных образований, в которых есть органы муниципального управления, обучат по 5-6 специалистов от каждого муниципального образования.
Кроме того, на базе указанных стажировочных площадок предполагается реализация следующих мероприятий, также предусмотренных ПНПО:
создание общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования. В рамках мероприятия будет проведено обучение 900 лучших преподавателей и вузовских экспертов из всех субъектов Российской Федерации новым подходам к управлению в системе образования;
повышение квалификации педагогических и руководящих работников системы образования, в том числе повышение квалификации для реализации ФГОС общего образования и внедрение персонифицированных моделей повышения квалификации. Будет повышена квалификация 5000 педагогических и управленческих кадров, подготовлено 1000 тьюторов;
внедрение в практику школы современных информационных услуг и сервисов для обеспечения доступа педагогов и обучающихся к современным педагогическим технологиям и образовательным ресурсам, а также создание региональных площадок методической и технической поддержки информатизации общего образования.
В ходе стажировки с учетом опыта стажировочной площадки представители муниципальных образований:
будут разрабатывать собственные, привязанные к их конкретной территории, модели муниципальных систем образования;
по истечении стажировки будут внедрять данные модели в своих территориях.
На федеральном уровне при участии представителей стажировочных площадок будет вестись мониторинг внедрения данных моделей.
Субсидии на конкурсной основе будут предоставлены субъектам Российской Федерации, комплексно внедряющим модели:
- создания условий для обеспечения непрерывности, адресности, развития гибких форм, в том числе дистанционных, переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений;
- развития школьной инфраструктуры, обеспечивающей современные условия получения качественного образования в соответствии с современными требованиями к условиям осуществления образовательного процесса, в том числе в малокомплектных школах;
- создания условий для расширения финансово-хозяйственной самостоятельности общеобразовательных учреждений с обеспечением, при этом:
- отработки механизма формирования и распределения государственного (муниципального) задания для общеобразовательных учреждений;
- подготовки руководителей школ по вопросам управления и ведения финансово-хозяйственной деятельности;
- школ ступеней обучения, а также современную поликультурную модель общеобразовательного учреждения.
Обеспечение социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями в системе общего и дополнительного образования - одно из направлений ПНПО, реализация которого также финансируется через ФЦПРО, в частности, через предоставление субсидий на распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей общего и дополнительного образования, обеспечивающих успешную социализацию детей. Эти модели будут создаваться и распространяться по следующим 6 направлениям:
- формирование гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурного и поликонфессионального общества;
- социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
- социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- организация отдыха, оздоровления и временной занятости детей;
- развитие техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, развитие системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся.
По каждому из 6 направлений в течение 3 лет будет создана сеть из 70 (в том числе в 2011 году - 35) стажировочных площадок, создающих и распространяющих современные модели успешной социализации детей.
Будет осуществляться и развиваться сетевое взаимодействие образовательных учреждений, в том числе в регионах с ярко выраженной региональной, этнокультурной составляющей. Эта сеть позволит подготовить и повысить квалификацию в рамках мероприятия 39 500 работников сферы образования, в том числе педагогических, медицинских работников и вспомогательного персонала для сопровождения обучения детей-инвалидов.
Таким образом, субсидии в рамках задачи 1 Программы предоставляются по результатам конкурсного отбора на создание 48 стажировочных площадок в сфере дошкольного и общего образования, 70 стажировочных площадок в сфере воспитания, дополнительного образования и социализации детей. При этом победители конкурсного отбора субъектов Российской Федерации по мероприятию "Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" определяются на 3 года (2011-2013), по мероприятию "Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей" конкурсный отбор осуществляется ежегодно.
Вопросы организации деятельности стажировочных площадок
Стажировочная площадка может создаваться как на базе образовательных организаций (общего образования, дополнительного профессионального образования или других учреждений регионального или муниципального подчинения), так и муниципальной системы дошкольного или общего образования, по выбору органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования. При этом должна соблюдаться процедура определения такой организации (муниципальной системы), которая может проходить в различных формах, например, творческого конкурса, публичных слушаний, рейтингования, заочного голосования и др.
Кроме организации, предлагаемой субъектом Российской Федерации в качестве стажировочной площадки, могут быть определены также общеобразовательные, дошкольные образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования, на базе которых будет осуществляться практическая часть стажировки (так называемые базовые или практические площадки).
Следует учесть, что стажировочная площадка по направлению "распространение в субъекте Российской Федерации современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов" мероприятия "Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей" создается на базе образовательного учреждения системы общего образования (дошкольного комбинированного или компенсирующего видов, специального (коррекционного) или общеобразовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья).
При разработке нормативных актов субъекта Российской Федерации (например, Положения) и организации деятельности стажировочной площадки рекомендуется учитывать следующее.
1. Наличие статуса стажировочной площадки дает организации системы образования основания вносить изменения (в том числе не определенные её Уставом) в содержание, цели, способы, системы средств обучения; режим функционирования образовательной организации (учреждения); систему управления, соответствующие целям, задачам и содержанию деятельности стажировочной площадки.
2. Присвоение статуса стажировочной площадки не влечет за собой изменения типа или вида организации (учреждения), ее организационно-правовой формы и подчиненности, определяемых Уставом учреждения.
3. Статус стажировочной площадки присваивается локальным актом субъекта Российской Федерации (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования) на основании приказа Минобрнауки России об утверждении результатов открытого конкурсного отбора.
4. Тематические направления деятельности стажировочной площадки (одно или несколько) должны соответствовать указанным в конкурсной заявке.
5. Деятельность стажировочной площадки осуществляется в виде очных или дистанционных по форме проведения мероприятий (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий), направленных на повышение квалификации (профессиональное развитие): семинары, коллоквиумы, семинары-совещания, конференции, видеоконференции и др. По завершении обучения участникам может выдаваться документ по форме, устанавливаемой учреждением, на базе которого создается стажировочная площадка. Документ о повышении квалификации государственного образца выдается в установленном порядке.
6. Должно быть обеспечено привлечение стажирующихся в количестве, предусмотренном в конкурсной заявке субъекта Российской Федерации. При этом возможны выездные формы проведения повышения квалификации (с выездом тьюторов и сотрудников стажировочной площадки в другой регион).
Организация и проведение обучающих мероприятий для управленческих кадров и специалистов системы образования, обеспечивающих распространение моделей успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, проводится на базе стажировочных площадок организацией, заключившей с Минобрнауки России государственный контракт на проведение указанных мероприятий.
7. Ответственность за ход и результаты деятельности стажировочной площадки несет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования.
8. Орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования, субъекта Российской Федерации, на территории которого действует стажировочная площадка, не реже одного раза в год представляет в Минобрнауки России отчет, содержащий информацию о достигнутых результатах, в том числе показателях эффективности реализации соответствующих подмероприятий Программы.
9. Минобрнауки России в предусмотренные Сетевым графиком по реализации ПНПО в 2011 году сроки контроля промежуточных результатов вправе по собственной инициативе создать экспертную комиссию, которой стажировочная площадка обязана предоставить все необходимые для экспертизы материалы.
10. Прекращение деятельности стажировочной площадки осуществляется субъектом Российской Федерации в следующих случаях:
окончание срока реализации мероприятия (подмероприятия) ФЦПРО, в рамках реализации которого действует стажировочная площадка;
возникновение непредвиденных обстоятельств, препятствующих образовательному учреждению, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации продолжать деятельность стажировочной площадки по предусмотренной тематике и программе деятельности.
11. Минобрнауки России принимает решение о прекращении деятельности стажировочной площадки в случае установления несоответствия реальной деятельности стажировочной площадки заявленной в отчетах о деятельности и/или установления нарушений пунктов 2.3.1 и 2.3.10 Соглашения между Минобрнауки России и субъектом Российской Федерации, и доводится до субъекта Российской Федерации и самой организации (муниципальной системы), обладавшей этим статусом.
Финансовое обеспечение реализации мероприятий
Финансирование деятельности стажировочной площадки осуществляется из средств федерального бюджета в виде субсидии в бюджет субъекта Российской Федерации. При этом обязательным условием является софинансирование деятельности образовательной организации или иного учреждения (муниципальной системы образовательных учреждений), получившей(-его) статус стажировочной площадки, из средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого находится стажировочная площадка.
Согласно пункту 5 Правил предоставления и распределения из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку реализации мероприятий Программы (приложение 8 к Программе, далее - Правила) главными условиями предоставления субсидий являются:
наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, на исполнение которого предоставляется субсидия;
наличие утвержденной программы развития образования субъекта Российской Федерации, разработанной с учетом целей, задач и мероприятий Программы и включающей мероприятия (проекты), совпадающие с мероприятиями Программы, в рамках которых предоставляется субсидия.
В этой связи следует внести соответствующие коррективы в содержание региональной программы развития образования в части включения мероприятий, уточнения формулировок и отражения целевых индикаторов и показателей в соответствии с Программой, а также учета объема финансирования из федерального бюджета на реализацию региональной программы развития образования.
Субсидии из федерального бюджета по мероприятию "Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" (по лотам 1 "Модернизация муниципальных систем дошкольного образования" и 2 "Реализация во всех субъектах Российской Федерации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа") выделяются на обеспечение деятельности стажировочных площадок по следующим направлениям расходов:
на материально-техническое оснащение (в том числе закупку компьютерного, игрового и иного современного технологического оборудования, программного обеспечения и др.);
разработку образовательных программ учебно-методических комплектов, методических рекомендаций и их тиражирование и распространение;
заработную плату и командировочные, проездные расходы специалистов, обеспечивающих деятельность стажировочных площадок, тьюторов и иных специалистов, осуществляющих обучение стажеров;
проведение мероприятий, включенных в программу деятельности стажировочной площадки и направленных на достижение поставленных целей и задач.
Субсидии по мероприятию "Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей" выделяются на одно направление расходов - материально-техническое оснащение стажировочных площадок, на базе которых будут осуществляться повышение квалификации и подготовка специалистов по программам, разработанным по заказу Минобрнауки России в рамках выполнения работ по проектам, реализуемым в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ.
В рамках материально-технического оснащения стажировочных площадок по направлениям "Распространение в субъекте Российской Федерации современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей" должна быть предусмотрена закупка специального, в том числе учебного, реабилитационного, компьютерного оборудования и иного современного технологического оборудования в соответствии с рекомендованными Минобрнауки России примерными комплектами оборудования.
______________________________
* Одобрен президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (протокол от 2 июля 2010 г. N 33)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг. проводятся мероприятия по модернизации общего и дошкольного образования. Так, планируется создание 48 стажировочных площадок в сфере дошкольного и общего образования и 70 площадок в сфере воспитания, дополнительного образования и социализации детей. Они отбираются по итогам конкурса (проводится соответственно раз в 3 года и ежегодно). Даны рекомендации по вопросам подготовки к участию в нем.
Стажировочные площадки создаются на базе образовательных организаций и муниципальной системы дошкольного или общего образования. Исключение - площадки, созданные в целях социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Они организуются только на базе образовательных учреждений системы общего образования (дошкольного комбинированного или компенсирующего видов, специального (коррекционного) или общеобразовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья).
Обучение осуществляется по очной и дистанционным формам (семинары, коллоквиумы, семинары-совещания, конференции, видеоконференции и др.). Также возможны выездные формы проведения повышения квалификации. Практические занятия могут проводиться в других учреждениях (практических площадках). Тематические направления деятельности стажировочной площадки и число обучающихся должны соответствовать указанным в конкурсной заявке.
На содержание стажировочных площадок из федерального бюджета выделяются субсидии. При этом софинансирование их деятельности из средств бюджета региона обязательно. Определены цели предоставления субсидий. В их числе - материально-техническое оснащение площадок, разработка образовательных программ, учебно-методических комплектов, методических рекомендаций, их тиражирование и распространение.
Уполномоченный орган субъекта Федерации не реже 1 раза в год представляет в Минобрнауки России сведения о достигнутых результатах.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 августа 2011 г. N МД-1119/03 "О рекомендациях по организации работы стажировочных площадок в рамках мероприятий ФЦПРО на 2011-2015 годы"
Текст письма опубликован в Бюллетене "Официальные документы в образовании", ноябрь 2011 г., N 31