Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к выписке из протокола заседания
Центральной избирательной комиссии РФ
от 28 сентября 2011 г. N 36-1-6
Отчет
об итогах общероссийской тренировки по использованию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" с участием избирательных комиссий, действующих в Российской Федерации, в период с 15 августа по 1 сентября 2011 года
1. Общие положения
В соответствии с постановлениями ЦИК России от 28 июня 2006 года N 179/1142-4 и от 25 мая 2011 года N 12/131-6 проведена общероссийская тренировка по использованию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" с участием избирательных комиссий, действующих в Российской Федерации (далее - общероссийская тренировка).
Целью общероссийской тренировки являлась проверка готовности избирательных комиссий и Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы") к проведению избирательных кампаний по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва (далее - Государственная Дума) и совмещенных с ними выборов регионального и местного уровней с использованием ГАС "Выборы".
В ходе общероссийской тренировки решены следующие задачи:
- проверены техническая готовность ГАС "Выборы" и входящих в ее состав комплексов средств автоматизации ГАС "Выборы" (далее - КСА), в том числе программного обеспечения, комплектности КСА и средств связи в соответствии с эксплуатационной документацией, а также выполнение требований нормативных актов ЦИК России, инструктивных и иных документов ФЦИ при ЦИК России, в том числе по обеспечению безопасности информации в ГАС "Выборы";
- на контрольных примерах по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы с использованием ГАС "Выборы" проверены знания и практические навыки членов и работников аппаратов избирательных комиссий, в том числе системных администраторов, обеспечивающих эксплуатацию КСА в избирательных комиссиях, комиссиях референдума (далее - системные администраторы), включая использование комплексов обработки избирательных бюллетеней (далее - КОИБ), комплексов для электронного голосования (далее - КЭГ) и результативность ранее проведенного обучения. Отработано взаимодействие ЦИК России, избирательных комиссий, ФЦИ при ЦИК России, информационных центров избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и системных администраторов, в том числе при возникновении нештатных ситуаций. Практически отработан вопрос перехода на резервный источник питания технических средств, установленных в зданиях ЦИК России;
- реализована схема обработки сообщений, поступающих на КСА ЦИК России с использованием трех серверов обработки сообщений и одного сервера обработки в горячем резерве;
- проведен анализ отчетов о ходе общероссийской тренировки, полученных от избирательных комиссий 83 субъектов Российской Федерации, сервисных центров, разработчиков ГАС "Выборы" и подготовлено заключение о готовности к использованию ГАС "Выборы" на федеральных избирательных кампаниях в 2011 и 2012 годах.
2. Предварительный этап общероссийской тренировки
В установленные сроки подготовлены и направлены в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (далее - ИКСРФ), сервисные центры и Главному конструктору ГАС "Выборы" следующие организационные документы и исходные данные для проведения тренировки:
1. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 мая 2011 года N 15/131-6 "О проведении общероссийской тренировки по использованию ГАС "Выборы" с участием избирательных комиссий, действующих в Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту номер названного постановления следует читать как "12/131-6"
2. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 5 мая 2011 года N 9/79-6 "О внесении изменений в программу проведения общероссийской тренировки по использованию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" с участием избирательных комиссий, действующих в Российской Федерации, утвержденную постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 июня 2006 года N 179/1142-4".
3. Регламент перевода ГАС "Выборы" в режим подготовки и проведения общероссийской тренировки, утвержденный постановлением ЦИК России от 25 мая 2011 года N 15/131-6 "О проведении общероссийской тренировки по использованию ГАС "Выборы" с участием избирательных комиссий, действующих в Российской Федерации".
4. План мероприятий по подготовке и проведению общероссийской тренировки по использованию ГАС "Выборы" с участием избирательных комиссий, действующих в Российской Федерации, и план-графики проведения тренировки по выборам Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.
5. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации направлено письменное обращение о необходимости принять соответствующие меры по вопросам обеспечения избирательных комиссий услугами связи для ГАС "Выборы" в период подготовки и проведения общероссийской тренировки (исх. от 7 июля 2011 года N 17-07/1620).
6. Перечень избирательных комиссий, привлекаемых к общероссийской тренировке (подготовлен и согласован с Аппаратом ЦИК России 22 июля 2011 года).
7. Исходные данные для контрольных примеров (утверждены секретарем ЦИК России 22 июля 2011 года).
8. Сценарий проведения общероссийской тренировки (согласован с Аппаратом ЦИК России и утвержден Руководителем ФЦИ при ЦИК России 29 июля 2011 года).
9. Организационно-методические указания по порядку проведения общероссийской тренировки (согласованы с Аппаратом ЦИК России и утверждены Руководителем ФЦИ при ЦИК России 29 июля 2011 года, направлены в ИКСРФ и сервисные центры (исх. от 29 июля 2011 года N 17-02/1821).
10. Распоряжение Руководителя ФЦИ при ЦИК России от 5 июня 2011 года N 80 "О переводе Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" в режим подготовки и проведения общероссийской тренировки по использованию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" с участием избирательных комиссий, действующих в Российской Федерации".
11. Регламенты обмена информацией между избирательными комиссиями при проведении общероссийской тренировки от 29 июля 2011 года (направлены в ИКСРФ и сервисные центры (исх. от 29 июля 2011 года N 17-02/1821).
В период подготовки к общероссийской тренировке проведена проверка работоспособности программно-технических средств (ПТС) ГАС "Выборы", включая подсистему связи и передачи данных (ПСПД) ГАС "Выборы" и подсистему обеспечения безопасности информации (ПОБИ).
3. Основной этап общероссийской тренировки
В период с 15 августа по 1 сентября 2011 года проводился основной этап общероссийской тренировки с участием избирательных комиссий, действующих в Российской Федерации.
В общероссийской тренировке приняли участие 83 ИКСРФ, 2 708 территориальных избирательных комиссий (далее - ТИК). На КСА ТИК осуществлен ввод данных протоколов об итогах голосования за 93 260 участковых избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации и 93 024 участковые избирательные комиссии по выборам депутатов Государственной Думы. Не принимали участие 19 ТИК в основном по причине нахождения в отпусках системных администраторов или их болезни, что составило 0,69 процента от общего количества ТИК.
ГАС "Выборы" в единый день голосования 21 августа 2011 года в рамках проведения общероссийской тренировки обеспечила проведение двух федеральных (выборы Президента Российской Федерации и выборы депутатов Государственной Думы) и 909 совмещенных с ними выборов регионального и местного уровней, что в 10 раз больше, чем было в ходе проведения общероссийской тренировки в 2007 году.
Все действия на КСА ГАС "Выборы" в ходе общероссийской тренировки выполнялись в тренировочном режиме работы ГАС "Выборы" за исключением задач с применением подсистемы "Регистр избирателей, участников референдума" (далее - ПРИУР).
Для уточнения технических возможностей ГАС "Выборы" была проведена общесистемная тренировка с днем голосования 1 сентября 2011 года. При этом проведение общероссийской и общесистемной тренировок осуществлялось параллельно с переоснащением КСА ТИК новыми программными и техническими средствами.
В период проведения основного этапа общероссийской тренировки получено 72 847 сообщений. Из общего объема полученных сообщений - 38 477 (в 2007 году - 15 011) сообщений с данными протоколов участковых избирательных комиссий по итогам голосования на федеральных выборах - 257 947 (в 2007 году - 180 043).
В течение основного этапа общероссийской тренировки использовались следующие подсистемы (задачи) ГАС "Выборы".
3.1. Подсистема автоматизации избирательных процессов (ПАИП).
3.1.1. Средствами задачи "Право" введены и направлены на КСА ИКСРФ нормативные правовые акты (в том числе введены формализованные показатели), регламентирующие проведение выборов.
3.1.2. Средствами задачи "Справочники" актуализирована справочная информация (в том числе справочники "Субъекты РФ", "Уровни образования", "Виды документов, удостоверяющих личность"), откорректирована информация о политических партиях, имеющих право на участие в выборах.
3.1.3. С использованием задачи "Избирательные кампании" введены сведения о запланированных федеральных избирательных кампаниях, частях территорий субъектов Российской Федерации, сформирован классификатор избирательных комиссий. В ходе проведения тренировки обработано 276 входных файлов, содержащих фрагменты классификаторов избирательных комиссий, поступивших с КСА ИКСРФ.
Кроме того, в ходе общероссийской тренировки получено и обработано 275 сообщений, содержащих сведения о ходе подготовки и проведения 95-ти региональных и местных избирательных кампаний.
3.1.4. Средствами задачи "Кандидаты и избирательные коллективы" обеспечен ввод данных о семи политических партиях, 3241 кандидате, включенном в федеральные списки, 181 доверенном лице, 222 уполномоченных представителях политических партий, 381 уполномоченном представителе региональных отделений политических партий.
Введены сведения об одной инициативной группе и трех политических партиях, выдвинувших кандидатов на должность Президента Российской Федерации, данные о четырех кандидатах на должность Президента Российской Федерации, 512 доверенных лицах кандидатов и политических партий, 42 уполномоченных представителях.
Введены сведения о заверении и регистрации федеральных списков кандидатов, заверении списков уполномоченных представителей региональных отделений, регистрации кандидатов на должность Президента Российской Федерации. Соответствующая информация направлена на КСА ИКСРФ.
Обработана полученная с КСА ИКСРФ информация о 255 зарегистрированных уполномоченных представителях региональных отделений политических партий (получено и обработано 106 сообщений).
Подготовлены оригинал-макеты избирательных бюллетеней по федеральному избирательному округу для выборов депутатов Государственной Думы и выборов Президента Российской Федерации (в том числе бюллетени для КОИБ и КЭГ).
На основании протокола ЦИК России средствами задачи "Кандидаты и избирательные коллективы" проведено распределение депутатских мандатов, подготовлен общий список избранных депутатов.
Кроме того, в ходе общероссийской тренировки получено и обработано 855 входных файлов с информацией о ходе выдвижения и регистрации кандидатов в рамках проведения региональных и местных избирательных кампаний.
3.1.5. В рамках задачи "Кадры" обеспечено формирование удостоверений кандидатов и доверенных лиц избирательных коллективов (в том числе настройка шаблонов удостоверений, ввод в базу данных ГАС "Выборы" необходимых для формирования сведений). Кроме того, обеспечена обработка сведений о ходе формирования избирательных комиссий, образовании избирательных участков, поступающих с КСА всех уровней (всего 10 799 входных файлов).
3.1.6. В рамках задачи "Документы строгой отчетности" проведена автоматизированная обработка (ввод и передача на КСА ИКСРФ) сведений о выдаче бланков открепительных удостоверений, числе разрешенных к изготовлению бланков избирательных бюллетеней. Введены и переданы на КСА ИКСРФ сведения о признании недействительным открепительного удостоверения, данные о погашенных открепительных удостоверениях и избирательных бюллетенях. С КСА ИКСРФ получена и обработана информация о движении документов строгой отчетности. На основании данных, полученных с КСА ИКСРФ, сформированы выходные отчетные формы о движении документов строгой отчетности, в том числе подготовлены сведения о выдаче открепительных удостоверений в УИК непосредственно избирателям до дня голосования (за 10 дней и за 3 дня до дня голосования, а также накануне дня голосования).
3.1.7. Средствами задачи "Открытие УИК и ход выборов" на КСА ИКСРФ направлен список отчетных времен. На КСА ЦИК России обработаны данные об открытии помещений для голосования, ходе выборов.
3.1.8. В рамках задачи "Итоги" подготовлены и направлены описания протоколов, получены и обработаны данные протоколов УИК об итогах голосования, а также данные протоколов ТИК и ИКСРФ. На основании протоколов ИКСРФ подготовлены протоколы ЦИК России о результатах выборов и соответствующие сводные таблицы.
3.1.9. С использованием задачи "Картография" в ходе общероссийской тренировки были определены границы субъектов Российской Федерации (частей субъектов), проводилось отображение данных о ходе голосования и предварительных итогах голосования в реальном масштабе времени.
3.1.10. В рамках задачи "Контроль избирательных фондов" (КИФ) введена и передана на КСА ИКСРФ следующая информация: счет казначейства, предельные суммы расходования региональных отделений политических партий, шаблоны финансовых отчетов. На КСА ИКСРФ введено 32 специальных избирательных счета региональных отделений политических партий, выполнено конвертирование и проверка правомерности данных по 231 платежу (из них 142 поступивших в фонды региональных отделений политических партий и 89 израсходованных из фондов). Выполнены ввод и проверка данных 32 финансовых отчетов региональных отделений политических партий.
3.2. Интернет-портал ГАС "Выборы".
Для проведения основного этапа общероссийской тренировки был создан тренировочный комплекс подсистемы Интернет-портал ГАС "Выборы".
Размещение данных ГАС "Выборы" осуществлялось на тренировочные технологические копии сайта ЦИК России и сайтов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по мере поступления в тренировочную базу данных КСА ЦИК России.
Перенос данных ГАС "Выборы" с тренировочных технологических копий сайтов на соответствующие сайты, имитирующие сеть Интернет, проводился после установленной процедуры подтверждения данных по следующему регламенту (время московское):
15-19 августа 2011 года - 10.00 и 16.00;
20-21 августа 2011 года - 01.45, 02.45, 03.45, 07.45, 08.45, 09.45, 10.45, 11.45, 12.45, 13.45, 14.45, 15.45, 16.45, 17.45.
Процедура переноса проводилась с учетом требований обеспечения безопасности (через съемный внешний носитель) с фиксированием в журнале работ по передаче информации в Интернет-портал ГАС "Выборы" при проведении выборов и референдума Российской Федерации.
3.3. Информационно-справочная подсистема ГАС "Выборы".
Доступ к информационным ресурсам ГАС "Выборы", размещенным в тренировочной базе данных ГАС "Выборы", осуществлялся с использованием Информационно-справочной подсистемы ЦИК России.
3.4. Подсистема регистра избирателей, участников референдума (ПРИУР).
При проведении общероссийской тренировки отрабатывались два контрольных примера:
Пример 1. Формирование списков избирателей. В каждой ИКСРФ был составлен список избирателей, по которому выдаются избирательные бюллетени всех уровней. Анализ списков проводился с экрана монитора. Отработка данного примера успешно завершена во всех ИКСРФ. Сбоев при функционировании ПРИУР в процессе реализации данного примера не зафиксировано.
Пример 2. Отработка взаимодействия между системными администраторами избирательных комиссий всех уровней в части подготовки сведений для обеспечения функционирования интернет-сервиса, позволяющего гражданам Российской Федерации получать через сеть Интернет доступ к сведениям об избирательных участках, участках референдума, в том числе тех, где они включены в списки избирателей, участников референдума.
Отработка контрольного примера проводилась всеми ИКСРФ для всех ТИК на основе данных по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва 2 декабря 2007 года. В ходе отработки данного примера сбоев функционирования ПРИУР не зафиксировано.
Контроль выполнения примеров осуществлялся из ЦИК России по телефону.
3.5. Подсистема управления и контроля функционирования ГАС "Выборы" (ПУКФ).
С использованием этой подсистемы проводился контроль исполнения регламента обмена информацией всеми избирательными комиссиями, участвующими в тренировке, а также осуществлялся мониторинг состояния программно-технических средств КСА ЦИК России и ИКСРФ.
3.6. Подсистема обеспечения безопасности информации ГАС "Выборы" (ПОБИ).
За период проведения тренировки сбоев в работе подсистемы обеспечения безопасности информации не было. Программно-технические средства защиты информации работали в штатном режиме. Подсистема обеспечила требуемое состояние защищенности информации в ГАС "Выборы" и эффективное противодействие угрозам безопасности информации.
3.7. Подсистема связи и передачи данных ГАС "Выборы" (ПСПД).
В период проведения тренировки на КСА ЦИК России работало три сервера обработки сообщений. При этом на каждый сервер обработки сообщений информация по избирательным кампаниям поступала от 1/3 ИКСРФ. Сбоев в работе серверов обработки не выявлено.
Анализ качества используемых для обеспечения функционирования региональных фрагментов ГАС "Выборы" каналов связи, предоставляемых региональными операторами связи, показал устойчивую и надежную работу каналов связи, используемых в регионах, в том числе с одновременным их использованием для проведения видеоконференцсвязи с ИКСРФ. Сбоев и неисправностей в функционировании ПСПД ГАС "Выборы" не зафиксировано.
Вместе с тем в республиках Бурятия - на 3 ТИК, Дагестан - 4 ТИК, Саха (Якутия) - 17 ТИК, Тыва - 2 ТИК, а также в Камчатском крае - на 2 ТИК и Забайкальском крае - 2 ТИК, Костромской области - 2 ТИК выявлена низкая пропускная способность каналов связи.
4. Использование технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ ) и комплексов для электронного голосования (КЭГ)
Отработка вопросов использования КОИБ и КЭГ на общероссийской тренировке проводилась при голосовании на модельных избирательных участках в Республике Саха (Якутия), Чеченской Республике, Алтайском крае, Астраханской, Вологодской, Липецкой, Саратовской, Тюменской областях и в здании ЦИК России.
4.1. Использование КОИБ.
На КСА избирательных комиссий, организующих выборы, средствами СПО ГАС "Выборы" (подсистемы ПАИП) были сформированы:
макеты избирательных бюллетеней;
описатели протоколов УИК;
данные по последовательности режимов КОИБ.
На КСА ТИК были направлены:
средствами ГАС "Выборы" - исходные данные для голосования с использованием КОИБ;
средствами электронной почты - файлы с макетами избирательных бюллетеней.
На КСА ТИК сформированы и записаны на внешние носители информации исходные данные для КОИБ.
На КОИБ проведен ввод бюллетеней и формирование протоколов об итогах голосования на бумажном носителе и в электронном виде на внешних носителях информации. Данные с результатами выборов на соответствующих КСА ТИК были введены в базу данных ГАС "Выборы" и обработаны.
На модельных избирательных участках в Алтайском крае, Астраханской, Вологодской, Липецкой, Саратовской, Тюменской областях голосование с использованием КОИБ прошло без сбоев.
В отдельных субъектах были следующие замечания:
в Республике Саха (Якутия) тестирование прошло без сбоев, а в режиме голосования "Стационарный" одним из сканирующих устройств при приеме бюллетеня выдавалось сообщение "Слишком длинный лист", после перезагрузки данного сканирующего устройства голосование продолжилось и завершилось без сбоев;
в Липецкой области отмечались случаи возврата бюллетеней, опускаемых с перекосом (длина бюллетеня - 600 мм);
в Архангельской области был зафиксирован случай непринятия бюллетеней сканирующими устройствами КОИБ в результате некачественной его распечатки (бюллетень не соответствовал исходным данным, так как при печати на принтере было установлено масштабирование листа). Кроме того, был зафиксирован случай невозможности записи результатов голосования на один внешний носитель информации, при этом на другой внешний носитель информации запись была произведена;
в Орловской области был зафиксирован случай прекращения чтения данных с внешнего носителя информации одним сканирующим устройством, при этом ранее они им были прочитаны. Работа с внешним носителем информации проводилась на втором сканирующем устройстве.
В ходе общероссийской тренировки замечания были устранены.
4.2. Использование КЭГ.
На КСА ТИК избирательных комиссий Чеченской Республики и КСА модельной ТИК, развернутой в ЦИК России, средствами специального программного обеспечения (далее - СПО) ГАС "Выборы" (подсистемы ПАИП) были подготовлены исходные данные для электронного голосования в виде XML-файлов, в том числе сформированы тексты электронных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Государственной Думы и выборах Президента Российской Федерации) и переданы на УИК, где применялись КЭГ.
При проведении электронного голосования с использованием сформированных исходных данных замечаний не зафиксировано. При этом оказывалась техническая поддержка операторам КЭГ при выполнении действий, связанных с подготовкой и выводом на печать протокола УИК об итогах голосования.
5. Выводы по итогам общероссийской тренировки
1. На основе анализа отчетов по итогам проведения общероссийской тренировки, представленных 83 избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, заключений о готовности сервисных центров, осуществляющих сопровождение и обслуживание ГАС "Выборы", а также заключения Главного конструктора ГАС "Выборы" о готовности ГАС "Выборы" сделан вывод о готовности региональных фрагментов ГАС "Выборы" к проведению выборов депутатов Государственной Думы и выборов Президента Российской Федерации и совмещенных с ними выборов и референдумов регионального и местного уровней.
2. При проведении общероссийской тренировки на КСА ГАС "Выборы" замечаний и неисправностей, влияющих на работоспособность ГАС "Выборы", не выявлено.
СПО ГАС "Выборы" реализует требования федеральных законов "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "О выборах Президента Российской Федерации".
3. ПСПД ГАС "Выборы" работала устойчиво и обеспечила сбор данных. При этом необходимо ФЦИ при ЦИК России направить письмо в Минкомсвязи России и в ОАО "Ростелеком" о необходимости принятия дополнительных мер по обеспечению качественной связью избирательных комиссий для функционирования ГАС "Выборы".
4. Выявлена необходимость в обязательном обучении операторов, осуществляющих эксплуатацию КОИБ и КЭГ.
5. Межведомственная комиссия по координации деятельности участников реализации мероприятий по развитию Государственной автоматизированной системы "Выборы" одобрила отчет об итогах общероссийской тренировки и согласилась с изложенными в отчете выводами. При этом были даны следующие рекомендации:
рассмотреть вопрос "О порядке финансирования обучения операторов, осуществляющих эксплуатацию комплексов средств подсчета голосов и комплексов для электронного голосования";
председателям ИКСРФ определить из числа своих заместителей ответственного по вопросу обучения операторов, осуществляющих эксплуатацию КОИБ и КЭГ;
ФЦИ при ЦИК России разработать и представить на утверждение до 25 ноября 2011 года Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации регламент использования электронной почты ГАС "Выборы" в день голосования.
<< Назад |
||
Содержание Выписка из протокола заседания Центральной избирательной комиссии РФ от 28 сентября 2011 г. N 36-1-6 "Об итогах общероссийской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.