Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к циркулярному письму Министерства
автомобильного транспорта и
шоссейных дорог РСФСР
от 13 июня 1968 г. N 173-ц
СОГЛАСОВАНО
Главное пассажирское Отдел главного ревизора
управление по безопасности движения
6 марта 1968 года 4 марта 1968 г.
Учебный план и программа
подготовки шоферов-наставников пассажирского автомобильного транспорта
(утв. Управлением учебных заведений Минавтошосдора РСФСР 7 марта 1968 г.)
I. Общие указания
Шоферам-наставникам на пассажирском автомобильном транспорте отводится важная роль в улучшении воспитательной работы, укреплении трудовой дисциплины, предупреждении дорожно-транспортных происшествий.
Шоферы-наставники назначаются приказом руководителя автотранспортного предприятия из числа лучших шоферов первого и второго класса, имеющих высокие производственные показатели, опыт безаварийной работы, не допустивших в течение последних трех лет нарушения правил движения, морально устойчивых, способных воспитывать и обучать шоферов, прошедших подготовку по данному учебному плану и программе.
Подготовка шоферов-наставников должна проводиться в учебных комбинатах и автомобильных школах с отрывом от производства на установленный учебным планом срок.
Обучение наставников должно носить производственный характер, полностью отвечать требованиям и условиям работы пассажирского автомобильного транспорта. Особое внимание необходимо уделять изучению вопросов повышения мастерства вождения, культуры и безопасности перевозки пассажиров в автобусах и легковых таксомоторах.
По окончании обучения от шоферов-наставников принимается зачет и выдается свидетельство по прилагаемой форме (Приложение N 1).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Приложение В"
Зачет принимается комиссией под председательством главного инженера транспортного управления.
II. Учебный план
III. Программа
Тема 1
Задачи наставников в обучении и стажировании шоферов автобусов и легковых таксомоторов.
Задачи обучения и стажирования на производстве.
Формы учебной и воспитательной работы: ежедневный и сезонный инструктаж шоферов, лекции, беседы, доклады, занятия по повышению квалификации, изучение правил движения и т.п. Организация обмена опытом безаварийной работы. Лучшие традиции автотранспортного предприятия и их использование в обучении и воспитании шоферов. Средства агитации и пропаганды (стенная печать, местные радиоузлы, специальные фильмы и т.п.) и их использование. Работа в кабинете по безопасности движения.
Порядок стажирования шоферов, впервые назначаемых для работ на автобусах и легковых таксомоторах. Программа специальной подготовки и стажирования. Роль и задачи эксплуатационной и технической служб в обеспечении стажирования на высоком уровне. Практика проведения стажирования, учет стажирования. Собеседование с шоферами, прошедшими специальную подготовку, стажирование и прием зачетов. Допуск к самостоятельной работе за рулем автобуса, легкового таксомотора.
Задачи шофера-наставника и требования к нему. Моральный облик и личный пример наставника. Обеспечение безопасности стажирования. Забота наставника о повышении мастерства вождения, культуры и безопасности перевозки пассажиров. Наблюдение за работой шоферов, оказание им помощи. Основные педагогические принципы обучения. Методика производственного инструктажа: а) при подготовке к выезду; б) на линии; в) по возвращении в гараж. Обсуждение результатов стажирования на основе изучения работы шоферов. Анализ ошибок стажирования и меры по их устранению. Обмен опытом работы шоферов-наставников.
Тема 2.
Требования к техническому состоянию автобусов и легковых таксомоторов, выпускаемых на линию
Основные технические неисправности автобуса, легкового таксомотора, являющиеся причиной дорожно-транспортного происшествия. Характерные неисправности тормозов, рулевого управления, шин, колес, приборов освещения и сигнализации, дополнительного оборудования, влияющие на безопасность движения. Повышенные требования к техническому состоянию автобуса, легкового таксомотора. Правила установки отремонтированных шин на колесах пассажирских автомобилей. Значение внешнего и внутреннего оформления автобусов. Средства сигнализации, связи и наблюдения шофера. Требования к системе управления дверьми. Радиоусилительная установка. Противопожарное оборудование автобуса. Значение исправности оборудования таксомотора: сигнального фонаря, таксомотора, средств двусторонней радиосвязи. Контроль шофера за укомплектованностью и техническим состоянием автобуса, легкового таксомотора; устранение неисправностей, угрожающих безопасности движения. Значение быстрого выявления и устранения неисправностей подвижного состава в пути. Техническая помощь автобусам, легковым таксомоторам на линии.
Тема 3.
Психофизиологические основы труда шофера автобуса и легкового таксомотора
Общая характеристика специфики работы за рулем и требования к шоферу автобуса, легкового таксомотора. Профессиональное значение внимательности, наблюдательности, глазомера, зрительной памяти, осторожности, осмотрительности, быстрой и точной реакции, оценки обстановки движения и принятие мер, направленных на предотвращение дорожно-транспортного происшествия. Морально-волевые качества и решающее значение дисциплинированности шофера. Работоспособность и ее значение для безопасности движения. Значение соблюдения режима труда и отдыха.
Влияние алкоголя на человека, нарушение нормальных функций под воздействием алкоголя; опасные последствия. Алкоголь - источник дорожно-транспортных происшествий.
Тема 4.
Особенности вождения автобусов и легковых таксомоторов в различных условиях
Габариты и маневренность автобуса, легкового таксомотора. Распределение нагрузки по колесам, расположение центра тяжести. Силы, действующие на автомобиль при движении. Сцепление колес с дорогой; условия, ухудшающие сцепление. Силы, действующие при торможении. Динамическое перераспределение нагрузки по осям при торможении. Остановочный путь и составляющие его элементы. Факторы, влияющие на длину тормозного пути. Торможение на сухой и скользкой дороге, на крутых подъемах и спусках. Особенности торможения с неотсоединенным двигателем. Параметры, характеризующие эффективность торможения. Влияние величины и распределение нагрузки в салоне автобуса на эффективность торможения. Опасность резкого торможения. Предупреждение бокового заноса. Влияние нагрева тормозов на стабильность их действия.
Причины, вызывающие потерю устойчивости автобуса, легкового таксомотора и факторы, влияющие на ухудшение управляемости. Меры, предпринимаемые шофером, для обеспечения устойчивости в различных условиях движения.
Допустимая нагрузка автобуса. Влияние перегрузки на устойчивость и управляемость автобуса. Опасные последствия перегрузки автобуса. Меры предосторожности в случае вынужденной перегрузки автобуса. Влияние стоящих пассажиров на положение центра тяжести и устойчивость автобуса.
Особенности вождения автобуса, легкового таксомотора; значение плавного трогания с места и остановки без резкого торможения и рывков. Недопустимость и опасность резких поворотов рулевого колеса. Выбор скорости и действия шофера днем и ночью, на крутых подъемах и спусках, на поворотах с виражами и без них, на перекрестках, железнодорожных переездах, мостах и подъездах к ним, при проезде остановок общественного транспорта, зон действия дорожных знаков, пешеходных переходов тоннелей, при встречных разъездах с транспортными средствами и т.п.
Приемы вождения автобусов, легковых таксомоторов в сложных погодных условиях (снегопад, ливневый дождь, гололед, густой туман и т.п.) и по горным дорогам.
Особенности вождения автобусов и легковых таксомоторов в транспортном потоке; безопасные дистанции и интервалы.
Тема 5.
Высокая культура и безопасность перевозки пассажиров
Высокая культура обслуживания пассажиров - важнейший показатель качества работы шофера. Значение научной организации труда в повышении производительности, культуры и безопасности перевозки пассажиров.
Основные положения Правил технической эксплуатации при работе автобусов и легковых таксомоторов на линии. Основные положения Инструкции по предупреждению и учету дорожно-транспортных происшествий. Правила перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования. Служебная инструкция шоферу автобуса, легкового таксомотора. Требования безопасности при посадке пассажиров в автобус, легковой таксомотор. Наблюдение за посадкой, оказание помощи пассажирам с детьми, престарелым, инвалидам. Значение соблюдения норм посадки для удобной и безопасной перевозки пассажиров. Правила трогания с места автобуса, легкового таксомотора; значение надежного закрывания дверей. Наблюдение за безопасностью начала движения. Выполнение графика и маршрутного расписания движения - главнейший показатель культуры обслуживания пассажиров. Материальное поощрение шоферов автобусов за выполнение маршрутного движения. Информация пассажиров в пути следования. Опасность открывания дверей при движении автобуса. Недопустимость резких поворотов. Значение плавного торможения и плавной остановки. Экстренная остановка по сигналу кондуктора, пассажиров. Меры пожарной безопасности в автобусе. Наблюдение за высадкой; оказание помощи пассажирам. Предупреждение пассажиров о мерах предосторожности при выходе на проезжую часть. Меры шофера автобуса, легкового таксомотора в случае заболевания пассажиров в пути. Обеспечение безопасности при резких метеорологических изменениях и в других сложных условиях. Экстренное открывание дверей салона как первейшая мера безопасности; порядок эвакуации пассажиров. Меры, принимаемые шофером при возникновении в автобусе, легковом таксомоторе пожара. Оказание первой помощи при несчастных случаях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.