Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к циркулярному письму Министерства
автомобильного транспорта и
шоссейных дорог РСФСР
от 13 июня 1968 г. N 173-ц
СОГЛАСОВАНО
Министерством охраны
общественного порядка СССР
19 февраля 1968 г.
Тематический план
специальной подготовки и стажировки водителей, впервые назначаемых для работы на автобусах
(утв. Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР 20 февраля 1968 г.)
Тематический план разработан в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 29 ноября 1967 г. N 1092 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 29 декабря 1967 г. N 956.
Специальная подготовка (80 часов)
1. Особенности устройства и техническое обслуживание автoбуcoв - 16 часов.
2. Особенности структуры и условия работы пассажирского автотранспортного предприятия - 4 часа.
3. Основные сведения по эксплуатации автобусов - 16 часов.
4. Особенности вождения автобусов, обеспечение безопасности и культура обслуживания пассажиров - 30 часов.
5. Правила движения - 10 часов.
6. Правила техники безопасности - 4 часа.
Стажировка в пассажирском автотранспортном предприятии (8 дней)
Работа на перегоне - 2 дня
Работа по перегону автобусов на внутрипарковых зонах под руководством водителя-наставника, начальника гаража, дежурных механиков.
Работа на линии - 6 дней
1. Вождение автобуса без пассажиров под руководством водителя-наставника по маршрутам - 1 день.
2. Вождение автобуса с пассажирами под руководством водителя-наставника по маршрутам и расписанию движения - 5 дней.
Методические указания и программа
специальной подготовки водителей, впервые назначаемых для работы на автобусах
Методические указания
Цель специальной подготовки и стажировки - подготовить водителей к самостоятельной работе на автобусах, повысить мастерство вождения, культуру и безопасность перевозки пассажиров.
Водители-стажеры зачисляются приказом по автотранспортному предприятию и направляются в учебный комбинат (автошколу) для специальной подготовки в объеме 80 часов. Учет специальной подготовки и стажирования оформляется листком по прилагаемой форме (приложение А), в учебном заведении кроме того - классным журналом.
На занятиях необходимо широко использовать учебное оборудование, технические средства, наглядные пособия (агрегаты, узлы, приборы изучаемых автобусов, плакаты, схемы, графика, таблицы расписаний движения, диапозитивы, учебные фильмы, образцы бланков путевых документов, автобусных билетов и т.п.).
При рассмотрении особенностей устройства, технического обслуживания и эксплуатации автобусов главное внимание следует обратить на изучение тех марок, которые находятся в автотранспортном предприятии.
Водители-стажеры, закончившие специальную подготовку и сдавшие зачет, что отмечается в учетном листке, направляются в автотранспортное предприятие для стажировки и прохождения дальнейшей работы на линейных автобусах.
Программа
Тема 1.
Особенности устройства и техническое обслуживание автобусов
Технические характеристики изучаемых автобусов, их эксплуатационные качества. Заправочные емкости. Рабочее место водителя, регулируемое сиденье. Органы управления и контрольные приборы, уход за ними. Особенности размещения и устройства двигателя, уход за ним. Особенности пуска двигателя при различной температуре наружного воздуха. Особенности устройства механизмов трансмиссии, уход за ними и регулировка. Особенности устройства узлов ходовой части, уход за ними и регулировка. Углы поворота и установки передних колес. Типы и размеры применяемых шин, нормы давления и пробега, меры по увеличению срока службы шин. Правила установки на колесах автобуса отремонтированных шин. Особенности устройства рулевого управления и тормозов, уход за ними и регулировка. Электрооборудование автобуса. Система наружного и внутреннего освещения и сигнализации. Предохранители. Уход за системой освещения и сигнализации. Регулировка фар. Расход электроэнергии на автобусе и меры водителя, обеспечивающие увеличение срока службы аккумуляторных батарей. Дополнительное оборудование (часы, зеркала, огнетушитель и др.). Кузов автобуса; размещение мест в салоне. Система вентиляции и отопления, приемы пользования и уход за ними. Система управления дверьми, уход за ней. Радиоусилительная установка, пользование микрофоном. Инструмент и принадлежности автобуса. Указания по эксплуатации автобуса. Основные неисправности автобуса, их определение и устранение. Особенности технического обслуживания автобусов. Контроль состояния узлов, влияющих на безопасность движения. Способы устранения неисправностей автобуса, возникших в пути. Обкатка нового и капитально отремонтированного автобуса.
Тема 2.
Особенности структуры и условия работы пассажирского автотранспортного предприятия
Структура и задачи пассажирского автотранспортного предприятия. Основные службы, отделы и производственные участки. Закрытые и открытые стоянки; особенности хранения автобусов на открытых стоянках в условиях низких температур. Мероприятия, проводимые в автотранспортном предприятии по поддержанию автобусов в технически исправном состоянии и готовности к работе. Правила внутреннего распорядка в пассажирских автотранспортных предприятиях. Особенности эксплуатации автобусов и работы по массовой перевозке пассажиров. Трансфинплан пассажирского автотранспортного предприятия и его выполнение. Показатели эффективной работы автобусов. Особенности работы пассажирских автотранспортных предприятий в условиях нового планирования и экономического стимулирования. Основные понятия о хозрасчете в пассажирском автотранспортном предприятии. Режим работы автобусов и автобусных бригад. Задачи улучшения обслуживания населения автобусными перевозками.
Тема 3.
Основные сведения по эксплуатации автобусов
Назначение и виды автобусных перевозок. Внешнее и внутреннее оборудование автобуса. Заправка автобусов. Организация выпуска автобусов на линию; применяемые графики.
Автобусные маршруты, их классификация и особенности. Опасные участки на маршрутах и меры предосторожности. Схемы маршрутов с указанием опасных мест, пользование схемами. Инструктаж водителей. Перегон, остановочные пункты (постоянные, временные и по требованию). Конечные остановки (станции). Размещение и оборудование сооружений на конечных и промежуточных пунктах автобусных маршрутов. Понятие о нормировании скоростей движения автобусов на маршрутах. Контрольная аппаратура, применяемая на конечных станциях для учета работы автобусов.
Правила движения автобусов на маршрутах. Скорости движения: техническая и эксплуатационная. Частота и интервал движения. Расписание движения. Понятие о производительности автобуса. Маршрутные нормы расхода топлива.
Диспетчерское руководство движением автобусов. Поддержание связи водителя с диспетчером при работе на линии. Порядок замены водителя на линии (в случае заболевания и т.п.). Порядок переключения автобуса с одного маршрута на другой. Организация технической помощи автобусам на линии. Организация информации о дорожных условиях, принятие оперативных мер к ликвидации недостатков.
Особенности работы заказных и туристских автобусов. Организация работы автобусов на междугородных линиях; пункты отдыха автобусных бригад.
Учет выполнения расписания движения. Контроль за работой автобусов на линии. Задачи и права инженера по безопасности движения. Задачи и права контролеров-ревизоров. Роль общественных контролеров.
Система оплаты труда водителей и кондукторов автобусов. Материальная заинтересованность водителя автобуса в выполнении каждого рейса.
Путевой лист автобуса и билетно-учетный лист; порядок их оформления.
Билетная система, применяемая при перевозках пассажиров в автобусах. Правила проезда пассажиров и провоза багажа в автобусах. Обязанности водителя при работе без кондуктора. Порядок сдачи выручки.
Тема 4.
Особенности вождения автобусов, обеспечение безопасности и культура обслуживания пассажиров
Основные технические неисправности автобуса, угрожающие безопасности движения. Характерные неисправности тормозов, рулевого управления, шин, колес, приборов освещения и сигнализации, дополнительного оборудования, могущие вызвать опасные последствия. Повышенные требования к техническому состоянию автобуса (2 часа).
Общая характеристика специфики работы за рулем и требования к водителю автобуса. Профессиональное значение внимательности, наблюдательности, глазомера, зрительной памяти, осторожности, осмотрительности, быстрой и точной реакции, оценки обстановки движения и принятия мер, направленных на предотвращение дорожно-транспортного происшествия. Морально-волевые качества и решающее значение дисциплинированности водителя. Способность сохранять работоспособность и ее значение для безопасности движения и перевозки пассажиров. Нервная усталость и накопление утомления; опасные последствия. Значение соблюдения режима труда и отдыха. Влияние алкоголя на человека; нарушение нормальных функций под воздействием алкоголя и опасные последствия при управлении транспортным средством (4 часа).
Габариты и маневренность автобуса. Распределение нагрузки по колесам, расположение центра тяжести. Силы, действующие на автобус при движении. Сцепление колес с дорогой; условия, ухудшающие сцепление и меры предосторожности. Силы, действующие при торможении. Динамическое перераспределение нагрузки по осям при торможении. Остановочный путь и составляющие его элементы. Факторы, влияющие на длину тормозного пути. Особенности торможения на скользкой дороге, крутых подъемах и спусках. Торможение с неотсоединенным двигателем. Параметры, характеризующие эффективность торможения. Условия возникновения бокового заноса. Влияние нагрева тормозов на стабильность их действия. Влияние величины и распределения нагрузки в салоне автобуса на эффективность торможения. Причины, вызывающие потерю автобусом устойчивости. Факторы, влияющие на управляемость. Меры водителя, обеспечивающие устойчивость автобуса в различных условиях движения, особенно на крутых поворотах, при выпуклом поперечном профиле дороги и т.п. Допустимая нагрузка автобуса. Влияние перегрузки на устойчивость и управляемость автобуса. Опасные последствия перегрузки автобуса. Влияние стоящих пассажиров на положение центра тяжести и устойчивость автобуса; меры предосторожности (4 часа).
Особенности вождения автобусов. Значение плавного трогания с места и остановки без резкого торможения и рывков. Недопустимость резких ускорений и замедлений движения. Опасность резких поворотов рулевого колеса. Особенности и техника переключения передач на автобусе. Особенности движения задним ходом и маневрирования в узких проездах. Выбор скорости и действий водителя как днем, так и ночью, на крутых подъемах и спусках, на поворотах с виражами и без них, перекрестках, железнодорожных переездах, мостах и подъездах к ним, путепроводах, в тоннелях, при проезде остановок общественного транспорта, опасных участков, перед которыми установлены дорожные знаки, пешеходных переходов, во время встречных разъездов с транспортными средствами на узких дорогах и т.п. Меры предосторожности при начале движения от остановки, маневрировании на конечных пунктах, обгонах и т.п. Приемы вождения автобусов в сложных погодных условиях (снегопад, ливневый дождь, гололед, густой туман и т.п.). Особенности вождения и перевозки пассажиров в условиях низких и высоких температур. Приемы вождения автобусов по горным дорогам; меры предосторожности. Особенности вождения автобуса в транспортном потоке: режим скорости, безопасные дистанции и интервалы. Разбор наиболее характерных дорожно-транспортных происшествий, совершенных вследствие применения неправильных приемов вождения автобуса в различных дорожных и погодных условиях.
Рациональные схемы оценки обстановки в различных ситуациях по предупреждению дорожно-транспортных происшествий (14 часов).
Высокая культура обслуживания пассажиров - важнейший показатель качества работы. Значение научной организации труда в повышении производительности, мастерства вождения, культуры и безопасности перевозки пассажиров. Требования безопасности при посадке пассажиров в автобус. Наблюдение за посадкой, оказание помощи пассажирам с детьми, инвалидам, престарелым. Значение соблюдения норм посадки для удобной и безопасной перевозки пассажиров. Правила трогания автобуса с места; значение надежного закрытия дверей до начала движения. Наблюдение за безопасностью начала движения при помощи зеркал. Выполнение графика и маршрутного расписания движения, как показатель культуры обслуживания пассажиров. Информация пассажиров в пути следования, забота об их удобствах. Опасность открытия дверей до полной остановки. Экстренная остановка по сигналам кондуктора, пассажиров. Наблюдение за порядком в салоне при помощи зеркал. Соблюдение мер пожарной безопасности в автобусе. Наблюдение за высадкой; оказание необходимой помощи пассажирам. Предупреждение пассажиров о мерах предосторожности при выходе на проезжую часть. Меры в случае заболевания пассажиров в пути, а также по обеспечению безопасности при резких изменениях метеорологических условий и в другой сложной обстановке. Экстренное открытие дверей, как первейшая мера безопасности; порядок эвакуации пассажиров из автобуса. Меры водителя (кондуктора) при возникновении в автобусе пожара; приемы пользования огнетушителем и другими средствами тушения пожара. Оказание первой помощи в несчастных случаях (6 часов).
Тема 5.
Правила движения
Основные положения Правил движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР (общие обязанности водителей, порядок движения транспортных средств, проезд перекрестков, площадей, железнодорожных переездов, меры по обеспечению безопасности пешеходов, велосипедистов, пассажиров и т.п.). Правила пользования осветительными приборами. Правила встречного разъезда в темное время суток; действия водителя при ослеплении светом фар встречного транспортного средства. Дорожные знаки. Указатели. Линии разметки. Сигналы светофоров и регулировщика. Опасные последствия нарушения правил движения.
Тема 6.
Правила техники безопасности
Повышенная ответственность автобусных перевозок. Изучение должностной инструкции водителю автобуса и инструкции по технике безопасности. Требования к организации рабочего места водителя. Меры предупреждения травм при технических осмотрах и обслуживании автобуса в гараже и на линии. Удаление пассажиров из салона и меры предосторожности при вывешивании осей домкратом, снятии и установке колес. Правила безопасности при демонтаже-монтаже шин, накачивании их воздухом в гараже и на линии. Правила техники безопасности при работе с аккумуляторными батареями. Меры безопасности при пользовании переносными электролампами, приборами и инструментом с электроприводом.
Опасность отравления выхлопными газами и меры предосторожности. Меры против проникновения выхлопных газов в салон автобуса. Личная гигиена водителя автобуса. Правила пожарной безопасности в автотранспортном предприятии, автозаправочных станциях и других огнеопасных местах.
Правила буксировки автобусов.
Обязанности водителя автобуса по сигналам гражданской обороны.
Зачет по программе специальной подготовки.
Методические указания и программа
стажировки водителей, впервые назначаемых для работы на автобусах
Методические указания
Стажировка водителей, прошедших в учебном комбинате (автошколе) специальную подготовку, проводится в автотранспортном предприятии в течение 8 дней под руководством опытных наставников. Для стажировки используются линейные автобусы, на которых в дальнейшем будут работать вновь назначаемые водители.
Прохождение стажировки отмечается в учетном листке.
По окончании стажировки с водителями проводится контрольное собеседование, после чего главный инженер автотранспортного предприятия дает заключение о допуске к самостоятельной работе на линейных автобусах.
Программа
Работа на перегоне
Ознакомление с автобусом, рабочим местом водителя; регулирование сиденья по росту, установка зеркал в нужное положение. Приемы пользования органами управления, рукояткой управления, дверьми салона, микрофоном. Наблюдение за показаниями контрольных приборов. Регулирование силы звука репродукторов в салоне. Включение и выключение приборов освещения, вентиляции и отопления. Осмотр внешнего и внутреннего оборудования автобуса, проверка наличия и состояния принадлежностей, инструмента, огнетушителя. Приемы пользования приборами сигнализации, стеклоомывателем, стеклоочистителями, зеркалами. Проверка исправности действия спидометра. Контроль узлов, влияющих на безопасность движения.
Особенности включения зажигания и пуска двигателя.
Приемы трогания автобуса с места передним и задним ходом.
Приемы переключения передач. Остановка автобуса, пользование ножным и ручным тормозом. Приемы маневрирования на ограниченных площадях и меры предосторожности. Изучение порядка движения на территории предприятия. Перегон автобусов на внутрипарковых зонах. Установка автобусов на места стоянки: закрытые и открытые (с включением средств подогрева в зимнее время). Изучение плана эвакуации подвижного состава в особых случаях.
Работа на линии
Вождение автобуса без пассажиров по маршрутам под руководством водителя-наставника. Осмотр автобуса, проверка узлов, влияющих на безопасность движения, подготовка к работе. Порядок получения путевых документов. Выезд из парка по графику. Вождение по улицам (дорогам) с практическим изучением особенностей маршрутов (направление и протяженность маршрута, остановочные пункты и конечные станции, размещение на маршруте технических средств и постов регулирования движения, средств телефонной связи, опасные участки на маршрутах, крутые подъемы и спуски, крутые повороты, места с ограниченной видимостью и обзорностью, пересечения с трамвайными путями и полотном железной дороги, мосты, путепроводы, тоннели, насыпи, участки дорог вблизи водоемов, оврагов и т.п.) и меры предосторожности. Вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий на маршрутах движения и меры по их недопущению.
Возвращение в парк. Разбор недостатков в выполнении приемов вождения автобуса на маршрутах. Порядок оформления и сдачи путевых документов. Порядок оформления заявки на устранение неисправностей автобуса, возникших в пути.
Вождение автобуса с пассажирами по расписанию при наличии кондуктора, изучение маршрута и условий движения под руководством водителя-наставника. Осмотр автобуса, проверка узлов, влияющих на безопасность движения, подготовка к работе, получение путевых документов. Выезд из парка и включение в работу на линии в соответствии с графиком. Работа на маршруте с соблюдением всех требований, обязательных при перевозках пассажиров в автобусе: плавное трогание с места, плавное торможение, плавные повороты рулевого колеса, поддержание скорости, заданной расписанием движения, своевременность прибытия к каждому остановочному пункту и конечным станциям и т.д. Меры предосторожности при приближении к остановочным пунктам и начале движения. Наблюдение с помощью зеркал за ходом и окончанием посадки и высадки пассажиров. Открытие и закрытие дверей салона только на остановках. Действия по сигналам кондуктора. Включение внутреннего освещения при проезде тоннелей, с наступлением темноты и т.д. Включение внешнего освещения, габаритных огней, маршрутных указателей и т.п. Включение отопления, вентиляции. Учет выполнения расписания движения. Возвращение в парк. Оформление и сдача путевых документов. Разбор недостатков в выполнении приемов вождения автобуса на маршрутах движения.
Вождение автобуса с пассажирами, без кондуктора, изучение маршрута и условий движения под руководством водителя-наставника. Осмотр автобуса, проверка узлов, влияющих на безопасность движения, подготовка к работе, получение путевых документов. Получение абонементных книжек, месячных проездных билетов, рулонов контрольных билетов, установка их в кассы. Выезд из парка и включение в работу на линии в соответствии с графиком. Работа на маршруте с соблюдением всех требований, обязательных при перевозках пассажиров в автобусе без кондуктора: объявление по микрофону остановочных пунктов, предупреждение об окончании посадки и закрытии дверей, соблюдении правил проезда пассажиров и провоза багажа, мерах предосторожности при выходе на проезжую часть, наблюдение при помощи зеркал за порядком в салоне автобуса, безопасностью посадки и высадки и т.д. Продажа на остановках проездных билетов пассажирам. Учет выполнения расписания движения. Возвращение в парк. Оформление и сдача путевых документов. Сдача выручки. Разбор недостатков в выполнении приемов вождения автобуса на маршрутах движения.
Контрольное собеседование.
Управление учебных заведений
СОГЛАСОВАНО:
Госавтоинспекция ГУМ МООП СССР
Главное пассажирское управление Минавтошосдора РСФСР
Отдел Главного ревизора по безопасности движения Минавтошосдора РСФСР
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.