Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к циркулярному письму Министерства
автомобильного транспорта и
шоссейных дорог РСФСР
от 13 июня 1968 г. N 173-ц
СОГЛАСОВАНО
Министерством охраны
общественного порядка СССР
19 февраля 1968 г.
Тематический план
специальной подготовки и стажировки водителей, впервые назначаемых для работы на легковых таксомоторах
(утв. Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР 20 февраля 1968 г.)
Тематический план разработан в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 29 ноября 1967 г. N 1092 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 29 декабря 1967 г. N 956.
Специальная подготовка (60 часов)
1. Особенности устройства и техническое обслуживание легковых таксомоторов - 8 часов.
2. Особенности структуры и условия работы пассажирского предприятия - 4 часа.
3. Основные сведения по эксплуатации легковых таксомоторов - 8 часов.
4. План города (района) и размещение стоянок легковых таксомоторов - 4 часа.
5. Особенности вождения легковых таксомоторов; обеспечение культуры обслуживания и безопасности пассажиров - 22 часа.
6. Правила движения - 10 часов.
7. Правила техники безопасности - 4 часа.
Стажировка в пассажирском автотранспортном предприятии (3 дня)
1. Вождение легкового таксомотора без пассажиров, под руководством водителя-наставника, изучение размещения стоянок таксомоторов - 1 день.
2. Вождение легкового таксомотора, под руководством водителя-наставника, с пассажирами - 2 дня.
Методические указания и программа
специальной подготовки водителей, впервые назначаемых для работы на легковых таксомоторах
Методические указания
Цель специальной подготовки и стажировки - подготовить водителей к самостоятельной работе на легковых таксомоторах, повысить мастерство вождения, культуру и безопасность перевозки пассажиров.
Водители-стажеры зачисляются приказом по автотранспортному предприятию и направляются в учебный комбинат (автошколу) для специальной подготовки в объеме 60 часов. Учет специальной подготовки и стажировки оформляется листком по прилагаемой форме (приложение Б), в учебном заведении кроме того - классным журналом.
На занятиях необходимо широко использовать учебное оборудование, технические средства, наглядные пособия (агрегаты, узлы, приборы изучаемых легковых таксомоторов, плакаты, схемы, графики, таблицы, диапозитивы, учебные фильмы, образцы бланков путевых документов и т.п.).
Водители-стажеры, закончившие специальную подготовку и сдавшие зачет, что отмечается в учетном листке, направляются в автотранспортное предприятие для стажирования и прохождения дальнейшей работы на легковых таксомоторах.
Программа
Тема 1.
Особенности устройства и техническое обслуживание легковых таксомоторов
Технические характеристики изучаемых легковых таксомоторов, их эксплуатационные качества. Заправочные емкости. Рабочее место водителя, регулируемое сиденье. Органы управления и контрольные приборы, уход за ними. Особенности устройства двигателя, уход за ним. Пуск двигателя при различной температуре наружного воздуха. Особенности устройства механизмов трансмиссии, уход за ними, регулировочные работы. Особенности устройства узлов ходовой части, уход за ними и регулировка. Углы поворота и установки передних колес. Типы и размеры применяемых шин, нормы давления и пробега, меры по увеличению срока службы шин. Правила установки на колесах легкового таксомотора отремонтированных шин. Значение балансировки колес. Особенности устройства рулевого управления и тормозов, уход за ними и регулировка. Электрооборудование легкового таксомотора. Система наружного и внутреннего освещения и сигнализации. Предохранители. Уход за системой освещения и сигнализации. Регулировка фар. Расход электроэнергии на легковом таксомоторе и меры, обеспечивающие увеличение срока службы аккумуляторных батарей. Кузов легкового таксомотора и размещение дополнительного оборудования (радиоприемника, часов, зеркал, контрольной лампы зеленого цвета и др.). Типы применяемых таксометров, их устройство, работа, неисправности и правила пользования. Радиотелефонное оборудование на легковых таксомоторах, его размещение и правила пользования. Инструмент и принадлежности легкового таксомотора. Особенности технического обслуживания легковых таксомоторов. Контроль состояния узлов, влияющих на безопасность движения. Способы определения и устранения неисправностей легкового таксомотора, возникших в пути. Обкатка нового и капитально отремонтированного легкового таксомотора.
Тема 2.
Особенности структуры и условия работы пассажирского автотранспортного предприятия
Структура и задачи пассажирского автотранспортного предприятия. Основные службы, отделы и производственные участки. Закрытые и открытые стоянки; особенности хранения легковых таксомоторов на открытых стоянках в условиях низких температур. Мероприятия, проводимые в автотранспортном предприятии по поддержанию легковых таксомоторов в технически исправном состоянии и готовности к работе. Правила внутреннего распорядка в пассажирских автотранспортных предприятиях. Особенности эксплуатации легковых таксомоторов. Трансфинплан пассажирского автотранспортного предприятия и его выполнение. Показатели эффективной работы легковых таксомоторов. Особенности работы и задачи пассажирских автотранспортных предприятий в условиях нового планирования и экономического стимулирования. Основные понятия о хозрасчете. Режим работы водителей. Задачи улучшения обслуживания населения таксомоторными перевозками.
Тема 3.
Основные сведения по эксплуатации легковых таксомоторов
Назначение и виды таксомоторных перевозок. Правила пользования легковыми таксомоторами и служебная инструкция водителя.
Особенности работы маршрутных таксомоторов. Расчет плана выручки. Движение маршрутных таксомоторов по расписанию.
Тарифы на перевозку пассажиров в таксомоторах и порядок расчета за проезд. Билеты, применяемые на маршрутных таксомоторах.
Диспетчерское руководство таксомоторными перевозками; служебные взаимоотношения диспетчера с водителем. Инструктаж водителей об особенностях работы на маршрутах движения. Организация выпуска и режим работы легковых таксомоторов; применяемые графики. Заправка таксомоторов. Подготовка их к работе, контроль технического состояния, особенно узлов, влияющих на безопасность движения.
Путевой лист легкового таксомотора; правила ведения первичного учета работы и оформления путевого листа. Порядок выдачи путевых листов шоферам. Порядок получения шоферами проездных билетов маршрутных таксомоторов.
Особенности работы заказных таксомоторов; наряд на выполнение заказа.
Порядок выезда легковых таксомоторов в загородные поездки.
Возвращение легковых таксомоторов на стоянки после выполнения заказа или очередной поездки с пассажирами. Поддержание связи с диспетчером. Организация информации о дорожных условиях, принятие оперативных мер по устранению недостатков. Порядок переключения легковых таксомоторов на другие стоянки.
Порядок обслуживания легковыми таксомоторами предприятий и организаций.
Линейный контроль; его задачи. Права и обязанности линейных контролеров (ревизоров).
Порядок возвращения в парк после окончания смены. Порядок сдачи путевых листов и выручки. Порядок сдачи забытых вещей.
Система оплаты труда водителей легковых таксомоторов; материальная заинтересованность водителя в выполнении плана выручки.
Тема 4.
План города (района) и размещение стоянок легковых таксомоторов
План города (района). Особенности работы легковых таксомоторов в условиях города (района). Требования к размещению стоянок легковых таксомоторов, их оформление и оборудование. Основные пункты тяготения пассажиропотоков (вокзалы, аэропорты, зрелищные предприятия, торговые центры и т.п.) и изменение пассажиропотоков в течение суток, в дни отдыха, праздничные дни и т.п. Изучение направлений движения маршрутных таксомоторов; опасные участки на маршрутах и меры предосторожности. Требования к выбору остановочных пунктов на маршрутах.
Тема 5.
Особенности вождения легковых таксомоторов, обеспечение культуры и безопасности пассажиров
Основные технические неисправности легкового таксомотора, угрожающие безопасности движения. Характерные неисправности тормозов, рулевого управления, шин, колес, приборов освещения и сигнализации, дополнительного оборудования, могущие вызвать опасные последствия. Повышенные требования к техническому состоянию легкового таксомотора (2 часа).
Общая специфика работы за рулем и требования к водителю легкового таксомотора. Профессиональное значение внимательности, наблюдательности, глазомера, зрительной памяти, осторожности, осмотрительности, быстрой и точной реакции, оценки обстановки движения и принятия мер, направленных на предотвращение дорожно-транспортного происшествия. Морально-волевые качества и решающее значение дисциплинированности водителя. Способность сохранять работоспособность и ее значение для безопасности движения и перевозки пассажиров. Нервная усталость и накопление утомления; опасные последствия. Значение соблюдения режима труда и отдыха. Влияние алкоголя на человека; нарушение нормальных функций под воздействием алкоголя и опасные последствия при управлении транспортным средством (4 часа).
Габариты и маневренность легкового таксомотора. Распределение нагрузки по колесам, расположение центра тяжести. Силы, действующие на автомобиль при движении. Сцепление колес с дорогой; условия, ухудшающие сцепление и меры предосторожности. Силы, действующие при торможении. Остановочный путь и составляющие его элементы. Факторы, влияющие на длину тормозного пути. Особенности торможения на скользкой дороге, крутых подъемах и спусках. Торможение с неотсоединенным двигателем. Параметры, характеризующие эффективность торможения. Причины, вызывающие потерю автомобилем устойчивости. Факторы, влияющие на управляемость. Меры, обеспечивающие устойчивость автомобиля в различных условиях движения, особенно на крутых поворотах, при выпуклом поперечном профиле дороги и т.п. Допустимая нагрузка легкового таксомотора. Влияние перегрузки на устойчивость и управляемость автомобиля. Опасные последствия перегрузки легкового таксомотора (4 часа).
Особенности вождения легковых таксомоторов; значение плавного трогания с места и остановки без резкого торможения и рывков. Недопустимость резких ускорений и замедлений движения. Опасность резких поворотов рулевого колеса. Особенности и техника переключения передач на легковом таксомоторе. Особенности движения задним ходом и маневрирования в узких проездах. Выбор скорости и действий водителя как днем, так и ночью на крутых подъемах и спусках, на поворотах с виражами и без них, перекрестках, железнодорожных переездах, мостах и подъездах к ним, путепроводах, в тоннелях, при проезде остановок общественного транспорта, опасных участков, перед которыми установлены дорожные знаки, пешеходных переходов, во время встречных разъездов с транспортными средствами на узких дорогах и т.п. Меры предосторожности при начале движения, маневрировании, обгонах и т.п. Приемы вождения легковых таксомоторов в сложных погодных условиях (снегопад, ливневый дождь, гололед, густой туман и т.п.). Особенности вождения и перевозки пассажиров в условиях низких и высоких температур. Приемы вождения легковых таксомоторов по горным дорогам; меры предосторожности. Особенности вождения легкового таксомотора в транспортном потоке; режим скорости, безопасные дистанции и интервалы. Разбор наиболее характерных дорожно-транспортных происшествий, совершенных вследствие неправильных приемов вождения легковых таксомоторов в различных дорожных и погодных условиях.
Рациональные схемы оценки обстановки в различных ситуациях по предупреждению дорожно-транспортных происшествий (8 часов).
Высокая культура обслуживания пассажиров - важнейший показатель качества работы. Значение научной организации труда в повышении производительности, мастерства вождения, культуры и безопасности перевозки пассажиров. Требования безопасности при посадке пассажиров, наблюдение за посадкой, оказание помощи пассажирам. Значение соблюдения норм посадки для удобной и безопасной перевозки пассажиров. Правила трогания легкового таксомотора с места; значение надежного закрытия дверей до начала движения. Выполнение расписания движения маршрутным таксомотором, как показатель культуры обслуживания пассажиров. Информация пассажиров в пути следования, забота об их удобствах. Опасность открытия дверей до полной остановки. Наблюдение за высадкой; оказание помощи пассажирам. Опасность и запрещение посадки и высадки пассажиров со стороны проезжей стороны. Меры водителя при возникновении в таксомоторе пожара. Оказание первой помощи в несчастных случаях (4 часа).
Тема 6.
Правила движения
Основные положения Правил движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР (общие обязанности водителей, порядок движения транспортных средств, проезд перекрестков, площадей, железнодорожных переездов, меры по обеспечению безопасности пешеходов, велосипедистов, пассажиров и т.п.). Правила пользования осветительными приборами. Правила встречного разъезда в темное время суток; действия водителя при ослеплении.
Дорожные знаки. Указатели. Линии разметки проезжей части. Сигналы светофоров и регулировщика. Опасные последствия нарушения правил движения.
Тема 7.
Правила техники безопасности
Повышенная ответственность таксомоторных перевозок. Изучение инструкции по технике безопасности. Требования к организации рабочего места водителя. Меры предупреждения травм при технических осмотрах и обслуживании легкового таксомотора в гараже и на линии. Удаление пассажиров из автомобиля и меры предосторожности при вывешивании осей домкратом, снятии и установке колес. Правила безопасности при демонтаже-монтаже шин, накачивании их воздухом в гараже и на линии. Правила техники безопасности при работе с аккумуляторными батареями. Меры безопасности при пользовании переносными электролампами, приборами и инструментом с электроприводом.
Опасность отравления выхлопными газами и меры предосторожности. Меры против проникновения выхлопных газов в кузов автомобиля. Личная гигиена водителя таксомотора. Правила пожарной безопасности в автотранспортном предприятии, автозаправочных станциях и других огнеопасных местах.
Правила буксировки легковых таксомоторов.
Обязанности водителя легкового таксомотора по сигналам гражданской обороны.
Зачет по программе специальной подготовки.
Методические указания и программа
стажировки водителей, впервые назначаемых для работы на легковых таксомоторах
Методические указания
Стажировка водителей, прошедших в учебном комбинате (автошколе) специальную подготовку, проводится в автотранспортном предприятии в течение 3 дней, под руководством опытных наставников. Для стажирования используются легковые таксомоторы, на которых в дальнейшем будут работать вновь назначаемые водители.
Прохождение стажирования отмечается в учетном листке.
По окончании стажировки с водителями проводится контрольное собеседование, после чего главный инженер автотранспортного предприятия дает заключение о допуске к самостоятельной работе на легковых таксомоторах.
Программа
Вождение легкового таксомотора без пассажиров, под руководством водителя-наставника, изучение размещения стоянок таксомоторов - 1 день. Осмотр легкового таксомотора перед выездом, проверка его технического состояния и укомплектованности; контроль узлов, влияющих на безопасность движения. Получение путевых документов. Выезд из гаража. Изучение основных приемов безопасного вождения легкового таксомотора. Трогание с места. Переключение передач. Повороты. Движение задним ходом. Маневрирование в узких проездах. Проезд ворот. Выезд на улицы города, выбор безопасной скорости. Изучение мест размещения стоянок и районов наибольшего тяготения пассажиропотоков. Изучение направлений движения маршрутных таксомоторов, остановочных пунктов. Возвращение в парк. Прохождение поста мойки и сдача автомобиля дежурному механику. Сдача путевых документов. Оформление заявки на устранение неисправностей таксомотора. Разбор недостатков в выполнении приемов вождения легкового таксомотора на маршрутах движения.
Вождение легкового таксомотора, под руководством водителя-наставника, с пассажирами 2 дня.
Осмотр легкового таксомотора перед выездом, проверка его технического состояния и укомплектованности; контроль узлов, влияющих на безопасность движения. Получение путевых документов (проездных билетов для маршрутных таксомоторов). Выезд из гаража. Прибытие к месту стоянки. Посадка пассажиров. Включение таксометра. Движение в указанных направлениях с соблюдением всех требований безопасности. Прибытие к месту назначения. Выключение таксометра и включение внутреннего освещения (в вечернее и ночное время). Расчет за проезд. Высадка пассажиров. Приемы пользования радиотелефонным оборудованием. Последующие поездки с пассажирами. Работа на маршрутных таксомоторах. Возвращение в парк по окончании смены. Прохождение поста мойки и сдача автомобиля дежурному механику. Сдача путевых документов и выручки. Разбор недостатков в выполнении приемов вождения легкового таксомотора на маршрутах движения.
Контрольное собеседование
Управление учебных заведений
СОГЛАСОВАНО:
Госавтоинспекция ГУМ МООП СССР
Главное пассажирское управление Минавтошосдора РСФСР
Отдел главного ревизора по безопасности движения Минавтошосдора РСФСР
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.