25.11.2010 при посадке на посадочной площадке Западно-Крапивинская (Омская область) произошла катастрофа вертолета Ми-8Т RA-22376 ОАО "Новосибирский авиаремонтный завод".
Выполнялся полет по маршруту посадочная площадка Кыштовка - посадочная площадка Западно-Крапивинская. Кроме 3 членов летного экипажа на борту вертолета находилось 8 пассажиров.
Посадка на посадочной площадке Западно-Крапивинская производилась днем, в простых метеоусловиях: безоблачно, ветер 270-300° 5 м/с, видимость более 10 км, температура минус 15°С, минимальное приведенное давление 764 мм рт. ст. Посадочная масса вертолета составляла 11365 кг.
Посадочная площадка Западно-Крапивинская имеет бетонное покрытие размерами 50x50 метров. Взлет и посадка на площадке могут выполняться по-вертолетному вне зоны влияния воздушной подушки в любом направлении, кроме ограничительного сектора 320° - 20°. Заход на посадку экипаж вертолета Ми-8Т RA-22376 выполнял с курсом 300°, без предварительного осмотра площадки. В день авиационного происшествия посадка на указанной посадочной площадке производилась во второй раз.
По результатам опроса членов экипажа вертолета и очевидцев, комиссией по расследованию авиационного происшествия с вертолетом Ми-8Т RA-22376 (далее - комиссия по расследованию) было установлено, что на высоте 5-10 метров и удалении до площадки примерно 5 метров, началось неуправляемое вращение вертолета влево. Через 50 секунд, после нескольких оборотов вокруг вертикальной оси, вертолет грубо приземлился на удалении 103 метра от площадки и опрокинулся на правый борт.
В результате возникшего за этим пожара, с попаданием продуктов горения в грузовую кабину через пробоину в потолочной панели, 8 пассажиров погибло. Члены экипажа получили серьезные телесные повреждения.
Вследствие пожара вертолет сгорел, при этом носитель параметрической информации (фотопленка) регистратора САРПП-12Д1М полностью обуглился и не мог быть использован комиссией по расследованию для анализа развития особой ситуации.
Однозначно причина авиационного происшествия не была установлена. По заключению комиссии по расследованию:
"Авиационное происшествие произошло на этапе посадки, на режиме близком к зависанию вертолета над земной поверхностью, в результате возникновения дефицита правой педали, при ее отклонении вперед, что привело к неуправляемому левому вращению вертолета.
Причина вращения вертолета не связана с техническим состоянием воздушного судна. Управление вертолетом, его системы до возникновения аварийной ситуации находились в исправном и работоспособном состоянии.
Определить фактические управляющие действия командира воздушного судна и их влияние на возникновение и развитие аварийной ситуации по имеющейся информации, зарегистрированной GPS и записанной бортовым магнитофоном МС-61Б, а также по представленным объяснительным запискам членов экипажа и их опросам, опросам очевидцев, не представилось возможным.
При ударе вертолета о землю произошло смещение взаимного положения главного редуктора и двигателей, что привело к разрыву кинематической связи: главный редуктор - валы свободных турбин обоих двигателей. Раскрутка ротора свободной турбины левого двигателя и его разрушение привело к образованию в центре потолочной панели пробоины внутрь грузовой кабины. Разрушение топливных и масляных магистралей левого двигателя привело к возникновению и интенсивному развитию пожара в отсеке левого двигателя и попаданию продуктов горения в грузопассажирский салок вертолета через пробоину в потолочной панели.
Гибель 8 пассажиров наступила в результате вдыхания окиси углерода (углекислого газа), действия открытого пламени и высокой температуры.
К факторам, обусловившим данное авиационное происшествие, следует отнести:
несвоевременное принятие решения командиром вертолета о выполнении посадки в условиях начавшегося неуправляемого вращения воздушного судна влево;
тренажеры Ми-8 не позволяют отрабатывать действия экипажа при возникновении вращения вертолета на этапе посадки, близком к его зависанию;
руководство по летной эксплуатации вертолета Ми-8 не содержит конкретных рекомендаций по действиям экипажа при самопроизвольном вращении вертолета влево на висении и этапах полета, близких к режиму висения и не связанных с отказом путевого управления".
Подробная информация об обстоятельствах катастрофы приведена в окончательном отчете по результатам расследования авиационного происшествия с вертолетом Ми-8Т RA-22376, опубликованном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет по адресу: http://www.mak.ru/russian/investigations/2010/report_ra-22376.pdf.
Учитывая изложенное, в соответствии с подпунктом 5.4.6 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, приказываю:
1. Начальнику Управления летной эксплуатации Росавиации В.В. Солдатову, заместителю начальника Управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации А.В. Девочкину до 30.11.2011 рассмотреть рекомендации комиссии по расследованию и направить в ОАО "Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля" предложения в части:
1.1. внесения в руководства по летной эксплуатации вертолетов типа Ми-8 рекомендаций по действиям экипажа при возникновении вращения вертолета на посадке, не связанного с отказами техники;
1.2. подготовки эксплуатантам вертолетов Ми-8 рекомендаций, предусматривающих возможность размещения груза по правому борту и пассажиров по левому борту вертолета (при одновременной перевозке пассажиров и груза), с целью обеспечения пассажирам дополнительных условий для свободного покидания вертолета при авиационном происшествии;
1.3. введения дополнительной защиты пассажирского салона (грузовой кабины) от прорыва элементов при нелокализованных разрушениях двигателей и попадания продуктов горения.
2. Начальникам межрегиональных территориальных управлений воздушного транспорта Росавиации:
2.1. до 30.11.2011 довести настоящий приказ до организаций гражданской авиации;
2.2. обратить внимание эксплуатантов на то, что в соответствии с требованиями пункта 5.79 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, использование бортовых регистраторов полетных параметров (самописцев) с записью на фотопленку запрещено.
3. Рекомендовать организациям гражданской авиации, эксплуатирующим вертолеты:
3.1. изучить настоящий приказ с летным и инженерно-техническим персоналом, эксплуатирующим вертолеты;
3.2. провести занятия с летным составом вертолетов с разбором возможных ошибок в пилотировании, приводящих к непреднамеренному вращению вертолета на этапе посадки.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации С.С. Мастерова.
Руководитель |
А.В. Нерадько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 22 ноября 2011 г. N 708 "Об авиационном происшествии с вертолетом Ми-8Т RA-22376"
Текст приказа официально опубликован не был