Схема. Осуществление перевода денежных средств. Расчетные документы
Схема Расчетные документы
Клиент
Представление расчетных документов в банк
Банк
Проверка расчетных документов
Документы оформлены с нарушением
Документы оформлены правильно
возврат из-за ненадлежащего документального оформления
прием расчетных документов
Списание денежных средств на основании первого экземпляра расчетного документа
Возврат клиенту отозванного платежного документа
Возврат клиенту принятых, но не исполненных по тем или иным причинам расчетных документов
Возврат расчетных документов из-за недостаточности средств на счете
Требования к расчетным документам:
расчетные документы должны содержать перечень обязательных реквизитов
расчетные документы должны удовлетворять требованиям к формату и заполнению
расчетные документы действительны к предъявлению в банк в течение 10 календарных дней, не считая для их выписки
все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично. Второй и последующие экземпляры расчетных документов могут быть изготовлены с использованием копировальной бумаги, множительной техники или ЭВМ
расчетные документы действительны при наличии подписи и печати на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать расчетные документы, или одной подписи (при отсутствии в штате организации лица, которому может быть предоставлено право второй подписи) и оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати (по операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имени юридического лица, расчетные документы подписываются лицами, уполномоченными этим юридическим лицом). В рамках применяемых форм безналичной расчетов допускается использование аналогов собственноручной подписи в соответствии с требованиями законодательства и нормативных актов ЦБ РФ
Банк производит проверку расчетных документов в соответствии с требованиями, установленными правилами ведения бухгалтерского учета и частью I Положения 2-П
Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты (с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов):
наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93
номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки
вид платежа
наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)
наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета
наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)
наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета
назначение платежа
Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается)
сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами
очередность платежа
вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в ЦБ РФ и кредитных организациях, расположенных на территории РФ
подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях)
Порядок заполнения значений реквизитов расчетных документов приведен в приложениях 4, 8, 12, 16 к Положению N 2-П
Поля "Плательщик", "Получатель", "Назначение платежа", "ИНН" (ИНН плательщика), "ИНН" (ИНН получателя), а также поля 101-110 в расчетных документах на перечисление и взыскание налоговых и иных обязательных платежей, заполняются с учетом требований, установленных ИФНС РФ, Минфином РФ и ФТС РФ в нормативных правовых актах, принятых совместно или по согласованию с ЦБ РФ
Поля, реквизиты которых не имеют значений, остаются незаполненными
Общие требования к формату и заполнению расчетных документов
Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (класс "Унифицированная система банковской документации"). Форматы расчетных документов приведены в приложениях 1, 5, 9, 13 к Положению n 2-П
Бланки расчетных документов изготавливаются в типографии или с использованием электронно-вычислительных машин. Допускается использование копий бланков расчетных документов, полученных на множительной технике, при условии, если копирование производится без искажений
Размеры полей бланков расчетных документов указаны в приложениях 2, 6, 10, 14 к Положению n 2-П. Отклонения от установленных размеров могут составлять не более 5 мм при условии сохранения их расположения и размещения бланков расчетных документов на листе формата А4. Оборотные стороны бланков расчетных документов должны оставаться чистыми
Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного, синего или фиолетового цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть четкими
При заполнении расчетных документов не допускается выход текстовых и цифровых значений реквизитов за пределы полей, отведенных для их проставления. Значения реквизитов должны читаться без затруднения. Подписи, печати и штампы должны проставляться в предназначенных для них полях бланков расчетных документов
Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются
Порядок возврата расчетных документов
Возврат расчетных документов из картотеки по внебалансовому счету n 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" в случае закрытия счета клиента осуществляется в следующем порядке:
платежные поручения возвращаются плательщику
расчетные документы, поступившие в банк в порядке расчетов по инкассо, возвращаются получателям средств (взыскателям) через обслуживающий их банк с указанием даты закрытия счета
при возврате расчетных документов банком составляется их опись, подлежащая хранению вместе с юридическим делом клиента, счет которого закрывается
при невозможности возврата платежных требований и инкассовых поручений в случае ликвидации банка получателя (взыскателя) или отсутствия информации о местонахождении получателя средств (взыскателя) они подлежат хранению вместе с юридическим делом клиента, счет которого закрывается
Порядок отзыва расчетных документов
Плательщики
Получатели средств (взыскатели)
Платежные поручения
Вправе отозвать расчетные документы, не оплаченные из-за недостаточности средств на счете клиента и помещенные в картотеку по внебалансовому счету n 90902 "Расчетные документы", не оплаченные в срок
Расчетные документы, принятые банком в порядке расчетов по инкассо (платежные требования, инкассовые поручения)
008
Неисполненные расчетные документы могут быть отозваны из картотеки в полной сумме, частично исполненные - в сумме остатка
Частичный отзыв сумм по расчетным документам не допускается
Отзыв расчетных документов осуществляется на основании представленного в банк заявления клиента, составленного в двух экземплярах в произвольной форме, с указанием реквизитов, необходимых для осуществления отзыва, включая номер, дату составления, сумму расчетного документа, наименование плательщика или получателя средств (взыскателя)
Оба экземпляра заявления на отзыв подписываются от имени клиента лицами, имеющими право подписи расчетных документов, заверяются оттиском печати и представляются в банк, обслуживающий плательщика, - по платежным поручениям или получателя средств (взыскателя) - по платежным требованиям и инкассовым поручениям. Один экземпляр заявления на отзыв помещается в документы дня банка, второй возвращается клиенту в качестве расписки в получении заявления на отзыв
Банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя), осуществляет отзыв платежных требований и инкассовых поручений путем направления в банк плательщика письменного заявления, составленного на основании заявления клиента
Отозванные платежные поручения возвращаются банками плательщикам; расчетные документы, полученные в порядке расчетов по инкассо, - получателям средств (взыскателям) после их поступления от банков, обслуживающих плательщиков
При возврате принятых, но не исполненных по тем или иным причинам расчетных документов отметки банков, подтверждающие их прием к исполнению, перечеркиваются соответствующим банком. На оборотной стороне первого экземпляра платежного требования и инкассового поручения делается отметка о причине возврата, проставляются дата возврата, штамп банка, а также подписи ответственного исполнителя и контролирующего работника. В журнале регистрации платежных требований и инкассовых поручений делается запись с указанием даты возврата
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработчик - ООО "КОНСЭКО Пресс"
info@conseco.ru, www.conseco.ru
Компания "КОНСЭКО Пресс" с 1990 года ведет консультационную деятельность и издает пособия по российскому хозяйственному законодательству. "КОНСЭКО Пресс" активно работает с российскими и зарубежными компаниями, федеральными органами власти, с 1995 года является ведущим исполнителем нескольких проектов в области правового образования, реализуемых в рамках межправительственных соглашений и международных программ технической помощи.
Другое направление работы компании - разработка учебных и справочных материалов для предпринимателей, высших учебных заведений юридического и экономического профиля.