Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность
Состав административного правонарушения
Причинение вреда охраняемым законом общественным отношениям (порядку осуществления государственной власти, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, окружающей среде и т.д.)
Объект
Действие (бездействие), за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность
Наступившие вредные последствия
Объективная сторона
См. особенности:
должностные лица
военнослужащие
иностранные граждане и лица без гражданства
Назначение наказания юридическому лицу не освобождает от наказания виновное физическое лицо, и наоборот
Граждане, достигшие 16 лет и вменяемые
Юридические лица
Субъект
Вина в форме умысла
Вина в форме неосторожности
Причинение вреда в состоянии крайней необходимости не является административным правонарушением, если:
опасность не могла быть устранена иными средствами
причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный
Субъективная сторона
Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность
Виды административных правонарушений
Виды административных правонарушений
Виды административных правонарушений и виды наказаний, установленных за их совершение, предусмотрены в Особенной части КоАП РФ и в законах субъектов РФ об административных правонарушениях
Виды административных нарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ:
посягающие на права граждан - глава 5 КоАП РФ
посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое здоровье населения и общественную нравственность - глава 6 КоАП РФ
в области охраны собственности - глава 7 КоАП РФ
в области охраны окружающей среды и природопользования - глава 8 КоАП РФ
в промышленности, строительстве и энергетике - глава 9 КоАП РФ
в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель - глава 10 КоАП РФ
на транспорте - глава 11 КоАП РФ
в области дорожного движения - глава 12 КоАП РФ
в области связи и информации - глава 13 КоАП РФ
в области предпринимательской деятельности - глава 14 КоАП РФ
в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг - глава 15 КоАП РФ
в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) - глава 16 КоАП РФ
посягающие на институты государственной власти - глава 17 КоАП РФ
в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ - глава 18 КоАП РФ
против порядка управления - глава 19 КоАП РФ
посягающие на общественный порядок и общественную безопасность - глава 20 КоАП РФ
в области воинского учета - глава 21 КоАП РФ
Несут ответственность:
на общих основаниях (но к ним не применяются административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также административный штраф) за правонарушения указанные в ст. 2.5 КоАП РФ (в частности за нарушения в области налогов, сборов и финансов, правил дорожного движения, пограничного режима)
в соответствии с дисциплинарными уставами в остальных случаях
когда лицо сознавало противоправность своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия, желало их наступления или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично
подлежат административной ответственности на общих основаниях за административные правонарушения совершенные:
на территории РФ
во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (невыполнение правил ведения судовых документов; нарушение стандартов, норм, лицензий, правил проведения ресурсных и морских научных исследований, правил захоронения отходов и за другие правонарушения указанные в ст. 2.6. КоАП РФ)
когда лицо предвидело возможность наступления вредных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение или не предвидело возможность наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть
лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
А также члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 13.25, 14.24, 15.17, 15.18, 15.19, 15.20, 15.21 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29, 15.30, 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 КоАП РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработчик - ООО "КОНСЭКО Пресс"
info@conseco.ru, www.conseco.ru
Компания "КОНСЭКО Пресс" с 1990 года ведет консультационную деятельность и издает пособия по российскому хозяйственному законодательству. "КОНСЭКО Пресс" активно работает с российскими и зарубежными компаниями, федеральными органами власти, с 1995 года является ведущим исполнителем нескольких проектов в области правового образования, реализуемых в рамках межправительственных соглашений и международных программ технической помощи.
Другое направление работы компании - разработка учебных и справочных материалов для предпринимателей, высших учебных заведений юридического и экономического профиля.