Схема. Кодекс об административных правонарушениях. Производство по делам об административных правонарушениях
Производство по делам об административных правонарушениях
Общие положения
Порядок производства по делам об административных правонарушениях находится в ведении РФ и устанавливается федеральными законами (в частности, КоАП РФ и АПК РФ)
Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке, а также может вестись на государственном языке республики, на территории которой находится судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев:
если это может привести к разглашению государственной, коммерческой или иной, охраняемой законом тайны
если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в деле, членов их семей, близких, а также защиты чести и достоинства
если правонарушение в области дорожного движения было зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи
Производство по делам об административных правонарушениях в зависимости от состава административного правонарушения осуществляется
Во внесудебном порядке
В судебном порядке
В арбитражных судах
Дела об арбитражных правонарушениях, отнесенные КоАП РФ к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются в порядке арбитражного судопроизводства
В судах общей юрисдикции
(в соответствии с КоАП РФ)
Уполномоченными должностными лицами (схема <Субъекты производства по делам об административных правонарушениях>)
Уполномоченными коллегиальными органами (см. схему <Субъекты производства по делам об административных правонарушениях>)
Судьями районных судов
Судьями гарнизонных военных судов
Мировыми судьями
Обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях (ст. 24.5 КоАП РФ)
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
отсутствие события административного правонарушения
отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста 16 лет или невменяемость лица
действия лица в состоянии крайней необходимости
издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания
отмена закона, установившего административную ответственность
истечение сроков давности привлечения к административной ответственности
наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу, либо о возбуждении уголовного дела
смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
См. подробнее о производстве по административному делу в отношении военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, а также имеющих специальные звания сотрудников
Стадии производства по делам об административных правонарушениях
Возбуждение дела
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы (см. схему <Субъекты производства по делам об административных правонарушениях>), только при наличии
Для некоторых категорий дел об административных правонарушениях предусмотрен упрощенный порядок производства (без составления протокола)
Составление первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу
Момент, с которого дело считается возбужденным
Административное расследование
Вынесение определения о возбуждении дела при необходимости проведения административного расследования
Составление протокола об административном правонарушении
1 день (немедленно, если административное правонарушения влечет административный арест)
Вынесение постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение (при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу
Направление протокола (постановления прокурора) по подведомственности для рассмотрения дела об административном правонарушении
Рассмотрение дела
Дела об административных правонарушениях подлежат рассмотрению в 15-дневный срок со дня получения материалов дела (дело об административном правонарушении, влекущем административный арест, рассматривается в день получения материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию - не позднее 48 часов с момента задержания)
При подготовке к рассмотрению дела судья, орган или должностное лицо, к которому поступило дело (см. закладку <Общие положения>), решают относится ли поступившее дело к их компетенции, достаточно ли имеющихся материалов для рассмотрения дела и ряд других вопросов
Вынесение постановления о назначении административного наказания
Вынесение постановления о прекращении производства по делу
Вынесение определений
Обжалование постановления, вынесенного по делу (см. схему <Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях>)
(жалоба подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления)
По результатам рассмотрения жалобы принимается решение:
об оставлении жалобы без удовлетворения
об изменении постановления, если не усиливается административное наказание
об отмене постановления и прекращении производства по делу
об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение
об отмене постановления и о направлении дела по подведомственности
Вручение (получение)копии постановления
10 суток (срок на обжалование)
Исполнение постановления, вынесенного по делу
Вступившее в законную силу постановление передается для обращения к исполнению судье, органу, должностному лицу, вынесшему постановление
Производство по делам об административных правонарушениях
Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
Меры обеспечения применяются в целях:
пресечения административного правонарушения
установления личности нарушителя
составления протокола административного правонарушения при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения
обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении
исполнения принятого по делу постановления
Меры обеспечения производства предшествуют следующим стадиям производства:
возбуждению производства по делу
рассмотрению дела
исполнению принятого по делу постановления
Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять конкретные меры обеспечения, указан в соответствующих статьях главы 27 КоАП РФ
Виды мер обеспечения производства
Доставление (ст. 27.2 КоАП РФ)
Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП РФ) - проводится в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения (осуществляется в присутствии двух понятых, а в исключительных случаях без них)
Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП РФ) - осуществляется в присутствии представителя юридического лица и двух понятых
Досмотр транспортного средства (ст. 27.9 КоАП РФ) - осуществляется в присутствии двух понятых и владельца транспортного средства, кроме случаев, не терпящих отлагательства, когда досмотр может быть проведен и без владельца
Изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП РФ)
Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения
(ст. 27.12 КоАП РФ)
Привод (ст. 27.15 КоАП РФ)
Административное задержание (ст. 27.3 КоАП РФ)
Задержание транспортного средства, запрещение эксплуатации (ст. 27.13 КоАП РФ) - осуществляются при нарушении правил эксплуатации и управления до устранения причины задержания
Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения и предметами административного правонарушения (ст. 27.14 КоАП РФ)
В обязательном судебном порядке рассматриваются дела об административных правонарушениях по перечню, приведенному в ч. 1 ст. 23.1
В судебном порядке также могут рассматриваться дела об административных правонарушениях по перечню, приведенному в ч. 2 ст. 23.1 в случаях, если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Судьями районных судов рассматриваются дела об административных правонарушениях по перечню, указанному в ч. 1 и ч. 2 ст. 23.1, в случаях:
если производство по этим делам осуществляется в форме административного расследования
по делам, влекущим административное выдворение за пределы РФ или административное приостановление деятельности (абз. 2 п. 3 ст. 23.1)
Мировые судьи рассматривают дела об административных правонарушениях по перечню, приведенному в ч. 1 и ч. 2 ст. 23.1, если в соответствии с положениями п. 3 ст. 23.1 эти дела не отнесены к юрисдикци районных, гарнизонных военных или арбитражных судов (абз. 4 п. 3 ст. 23.1)
судьями гарнизонных военных судов рассматриваются дела об административных правонарушениях по перечню, указанному в ч. 1 и ч. 2 ст. 23.1, если эти правонарушения совершены военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы. (абз. 1 п. 3 ст. 23.1)
Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, по перечню, приведенному в абз. 3 п. 3 ст. 23.1
Поводы к возбуждению дела об административных правонарушениях
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, осуществляемым должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, являются:
непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения
поступившие из государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также СМИ, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением сообщений и заявлений о фиктивном и преднамеренном банкротстве, ненадлежащем управлении юридическим лицом, а также о правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 14.12, 14.22 КоАП РФ)
сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дел о банкротстве - собрания (комитета) кредиторов (для правонарушений, предусмотренных ст. 14.12, 14.13, 14.21, 14.22, 14.23 КоАП РФ)
фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи
хотя бы одного из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении
достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения
Административное расследование
Административное расследование осуществляется при необходимости проведения экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, после выявления административного правонарушения в области:
антимонопольного законодательства
законодательства о рекламе
законодательства о выборах и референдумах
законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма
валютного законодательства
законодательства о защите прав потребителей
налогов и сборов
таможенного дела
охраны окружающей среды
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
пожарной безопасности
дорожного движения
на транспорте
Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения
Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента вынесения определения о возбуждении дела (в исключительных случаях может продлеваться на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил до 6 месяцев)
Вынесение постановления о прекращении производства по делу:
при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу (см. закладку <Общие положения>)
в случае объявления устного замечания при малозначительности правонарушения
при передаче дела прокурору, в органы предварительного следствия или дознания, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления
Вынесение определений
О передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия
О передаче дела на рассмотрение по подведомственности
Упрощенный порядок производства (без составления протокола) предусмотрен для административных правонарушений за совершение которых назначается административное наказание в виде:
предупреждения
административного штрафа
Вынесение предупреждения
Предупреждение налагается как на физических, так и на юридических лиц за совершение малозначительных административных правонарушений, если данный вид наказания содержится в конкретных нормах Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности (в частности, предупреждение предусмотрено в 20 составах Особенной части КоАП РФ за правонарушения в области дорожного движения)
Протокол об административном правонарушении составляется и дело подлежит рассмотрению в обычном порядке если лицо, совершившее административное правонарушение оспаривает:
наличие события административного правонарушения
назначенное наказание
Наложение административного штрафа в порядке упрощенного производства
Данный порядок применяется только в отношении физических лиц
Административное правонарушение
в области дорожного движения
Административное правонарушение совершено в иной сфере
Должностное лицо, назначившее наказание составляет постановление-квитанцию установленного образца
Сумма штрафа должна быть внесена или перечислена в банк или иную кредитную организацию в течение 30 дней со дня вступления в законную силу постановления
Штраф уплачивается на месте совершения административного правонарушения
Лицо, привлеченное к административной ответственности:
Оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание
Отказывается от уплаты административного штрафа на месте
Лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, документ, свидетельствующий об уплате штрафа
Документ об уплате штрафа по истечении 30 дневного срока отсутствует
Материалы дела передаются для взыскания штрафа судебному приставу-исполнителю
Лицо привлекается к административной ответственности за неуплату административного штрафа
Составляется протокол и дело рассматривается в обычном порядке
об отложении рассмотрения дела в случае:
поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу
отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу
необходимости явки лица, участвующего в деле, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы
о приводе лица, участие которого признается обязательным для рассмотрения дела
о передаче дела на рассмотрение по подведомственности
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении
Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
Рассмотрение дела об административном правонарушении
Вынесение определения
(в случае необходимости)
Продолжение рассмотрения дела
Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении (ст. 29.1 КоАП РФ)
Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:
относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела
имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом (родство с лицом, в отношении которого ведется производство по делу, с потерпевшим, законным представителем, защитником или представителем, а также личная, прямая или косвенная заинтересованность в разрешении дела)
правильно ли составлены протокол и оформлены иные материалы дела
имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (см. закладку <Общие положения>)
достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу
имеются ли ходатайства и отводы
В случае необходимости выносятся определения:
о назначении времени и места рассмотрения дела
о вызове участников производства по делу, об истребовании необходимых дополнительных материалов, о назначении экспертизы
об отложении рассмотрения дела
о возвращении неправильно оформленных или составленных неправомочными лицами протокола и других материалов дела в орган или должностному лицу, их составившему
о передаче протокола и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым поступили протокол и другие материалы дела, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица
Постановление о прекращении производства по делу (выносится при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу)
Оглашается протокол об административном правонарушении и иные материалы дела
Заслушиваются объяснения лиц, участвующих в производстве по делу
В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ
Объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности
Устанавливается факт явки лиц, участвующих в рассмотрении дела
Проверяются полномочия законных представителей, защитника и представителя
Выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки и принимается решение о рассмотрении дела в их отсутствии или об отложении рассмотрения дела
Разъясняются лицам, участвующим в деле, их права и обязанности
Рассматриваются заявленные отводы и ходатайства
осуществляется в целях составления протокола при невозможности его составления на месте выявления правонарушения
Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу и обнаруженных на месте совершения правонарушения либо при осуществлении досмотра осуществляется уполномоченными лицами в присутствии двух понятых
Применяется в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении
Срок задержания не должен превышать 3 часа. Лицо может быть задержано на срок не более 48 часов, если в отношении него ведется производство по делу об административном правонарушении:
посягающем на режим Государственной границы РФ и порядок пребывания в РФ, нарушение таможенных правил
совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ
влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест
осуществляется должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида
производство по административному делу в отношении военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, а также имеющих специальные звания сотрудников:
органов внутренних дел,
органов и учреждений уголовно-исполнительной системы,
Государственной противопожарной службы,
органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ
таможенных органов
подлежит прекращению после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения для привлечения этих лиц к дисциплинарной ответственности. А при совершении указанными лицами административных проступков, предусмотренных статьями 5.1 - 5.27, 5.45 - 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 - 7.32, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, статьей 17.7, статьями 18.1 - 18.4, ч. 7 ст. 19.5, 19.7.2 и статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП РФ, эти лица несут административную ответственность на общих основаниях
применяется к физическому лицу или законному представителю юридического лица, несовершеннолетнего лица, свидетелю, если их отсутствие препятствует своевременному выяснению обстоятельства дела и разрешения его в соответствии с законом
применяется при невозможности изъятия данных вещей и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия (осуществляется в присутствии владельца вещей и двух понятых, а в случаях, не терпящих отлагательства, в отсутствии владельца)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработчик - ООО "КОНСЭКО Пресс"
info@conseco.ru, www.conseco.ru
Компания "КОНСЭКО Пресс" с 1990 года ведет консультационную деятельность и издает пособия по российскому хозяйственному законодательству. "КОНСЭКО Пресс" активно работает с российскими и зарубежными компаниями, федеральными органами власти, с 1995 года является ведущим исполнителем нескольких проектов в области правового образования, реализуемых в рамках межправительственных соглашений и международных программ технической помощи.
Другое направление работы компании - разработка учебных и справочных материалов для предпринимателей, высших учебных заведений юридического и экономического профиля.