Общие и специальные требования к рекламе
Общие требования
Специальные требования
Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (ст. 5 федерального закона <О рекламе>)
В рекламе не допускаются:
использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации
указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами
демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе
использование образов медицинских и фармацевтических работников
указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека
указание на лечебные свойства объекта рекламирования
сведения, не соответствующие правилам или регламентам, если в отношении рекламируемых товаров утверждены такие правила и регламенты
использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов, религиозных символов, объектов культурного наследия народов РФ, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия
Не допускается:
реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители
использование и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе путем использования специальных видеовставок двойной звукозаписи)
размещение рекламы в учебниках по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях
Реклама не должна:
побуждать к совершению противоправных действий
призывать к насилию и жестокости
иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения транспорта
формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц
Стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте
Недобросовестной признается реклама, которая:
содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами
порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;
представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара
является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством
Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами
о любых характеристиках товара, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара
об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока
о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения
об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания
о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца
об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара
о правах на использование официальных государственных символов и символов международных организаций
об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград
о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении
о результатах исследований и испытаний
о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю
о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар
об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара
о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия
о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари
об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами
о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ
о лице, обязавшемся по ценной бумаге
об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
В рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе:
медицинских услуг, средств личной гигиены
потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники
распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций
размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников
В рекламе не допускается указание на лечебные свойства объекта рекламирования, за исключением рекламы лекарственных средств, медицинских услуг, изделий медицинского назначения и медицинской техники
Общие требования
Специальные требования
Товары, реклама которых не допускается
Защита несовершеннолетних
Социальная реклама
Требования к отдельным способам распространения рекламы
Реклама в телепрограммах и телепередачах
Реклама в радиопрограммах и радиопередачах
Реклама в периодических печатных изданиях
Реклама, распространяемая при кино- и видеообслуживании
Реклама, распространяемая по сетям электросвязи
Наружная реклама и установка рекламных конструкций
Реклама на транспортных средствах и с их использованием
Требования к рекламе отдельных видов товаров (работ, услуг)
алкогольная продукция
пиво и напитки, изготавливаемые на его основе
табак, табачные изделия и курительные принадлежности
лекарственные средства, медицинская техника, изделия медицинского назначения и медицинские услуги, в том числе методы лечения
биологически активные добавки и пищевые добавки, продукты детского питания
продукция военного назначения и оружие
основанные на риске игры, пари
финансовые услуги
ценные бумаги
услуги по заключению договоров ренты
дистанционный способ продажи
стимулирующие мероприятия (лотереи, конкурсы, игры)
Не допускается реклама (ст. 7 Федерального закона <О рекламе>:
товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством РФ
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий
органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи
товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации
товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения
товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений
Защита несовершеннолетних (ст. 6 Федерального закона <О рекламе>)
В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются:
дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних
побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар
создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка
создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками
формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром
показ несовершеннолетних в опасных ситуациях
преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен
формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью
Социальная реклама (ст. 10 Федерального закона <О рекламе>)
Рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные и муниципальные органы
Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном ГК РФ
4. В социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением упоминания об органах государственной власти, об иных государственных и муниципальных органах, и о спонсорах
Реклама в телепрограммах и телепередачах (ст. 14 Федерального закона <О рекламе>)
Реклама должна предваряться сообщением о ее трансляции. Уровень звука рекламы и сообщения о ее трансляции не должен превышать средний уровень звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи
Общее ограничение по времени рекламы
Объем рекламы в течение часа - не более 15% времени вещания
продолжительность каждого прерывания рекламой - не более 4 мин.
включая:
Спонсорскую рекламу
Бегущую строку
Телемагазины
Ограничения для отдельных передач и случаев
См. специальные правила для:
трансляций спортивных соревнований
телепрограмм рекламного характера
Не допускается прерывать рекламой:
Религиозные передачи
Передачи продолжительностью менее 15 минут
Детские и образовательные передачи
Трансляцию агитационных материалов в соответствии с законодательством РФ о выборах и о референдуме
телепередачи, транслируемые в соответствии с Федеральным законом от 13.01.1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации"
допускается спонсорская реклама в начале и по окончании (всего не более 30 сек.)
Федеральные телеканалы не вправе заключать договоры на оказание услуг по распространению рекламы с лицами, занимающими преимущественное положение
Федеральные телеканалы с государственным участием вправе заключать договоры на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы только на основе торгов в форме аукциона или конкурса
При совмещении рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы реклама не должна:
занимать более чем 7% площади кадра
накладываться на субтитры и надписи разъясняющего характера
В детских и образовательных телепередачах допускается распространение рекламы непосредственно в начале телепередачи и непосредственно перед ее окончанием в зависимости от продолжительности:
Продолжительность передачи
Какая продолжительность рекламы допускается, мин
не менее 15 мин
1+1 (в начале и перед окончанием)
не менее 25 мин
1,5 + 1,5
не менее 15 мин
2,5 + 2,5
1 час и более
3 + 3
Трансляция спортивных соревнований
Трансляция в прямом эфире или в записи спортивного соревнования может прерываться рекламой (в том числе спонсорской) только в перерывах в ходе соревнований или во время их остановок
Если перерывы или остановки не предусмотрены, трансляция может прерываться рекламой таким образом, чтобы прерывание трансляции не привело к потере части существенной информации о соревновании. При этом общая продолжительность рекламы не может превышать 20% фактического времени трансляции
Телепрограммы рекламного характера
Требования, установленные частями ст. 14 Федерального закона <О рекламе>, не распространяются на телепрограммы, которые зарегистрированы в качестве средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, и транслируются на основании лицензии на вещание, при условии, что в таких телепрограммах продолжительность рекламы составляет восемьдесят и более процентов времени фактического вещания в течение суток
Федеральные телеканалы - организации, осуществляющие эфирное телевещание на территориях более пяти субъектов РФ
Преимущественное положение
Преимущественным положением в сфере распространения телевизионной рекламы на федеральных телеканалах признается положение лица, при котором его доля в этой сфере превышает 35% при национальном либо региональном размещении (по сумме денежных средств за 2 года, предшествующих году заключения договора)
Реклама в радиопрограммах и радиопередачах (ст. 15 Федерального закона <О рекламе>)
Реклама должна предваряться сообщением о ее трансляции. Уровень звука рекламы и сообщения о ее трансляции не должен превышать средний уровень звука прерываемой радиопрограммы или радиопередачи
Общее ограничение по времени рекламы
Объем рекламы в течение суток - не более 20% времени вещания
Количество прерываний радиопередач рекламой - столько раз, сколько 15-минутных периодов включают в себя эти радиопередачи, а также дополнительно спонсорской рекламой (всего не более 30 сек.) в начале и перед окончанием радиопередачи
Ограничения для отдельных передач и случаев
Не допускается прерывать рекламой:
Религиозные передачи
Передачи продолжительностью менее 15 минут
Детские и образовательные передачи
Трансляцию агитационных материалов в соответствии с законодательством РФ о выборах и о референдуме
радиопередачи, транслируемые в соответствии с Федеральным законом от 13.01.1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации"
допускается спонсорская реклама в начале и по окончании (всего не более 30 сек.)
См. специальные правила для:
трансляций спортивных соревнований
радиопрограмм рекламного характера
В детских и образовательных радиопередачах допускается распространение рекламы непосредственно в начале радиопередачи и непосредственно перед ее окончанием в зависимости от продолжительности:
Продолжительность передачи
Какая продолжительность рекламы допускается, мин
не менее 15 мин
1+1 (в начале и перед окончанием)
не менее 25 мин
1,5 + 1,5
не менее 40 мин
2,5 + 2,5
1 час и более
3 + 3
Трансляция спортивных соревнований
Радиотрансляция в прямом эфире или в записи спортивного соревнования может прерываться рекламой (в том числе спонсорской) только в перерывах в ходе соревнований или во время их остановок
Если перерывы или остановки не предусмотрены, трансляция может прерываться рекламой таким образом, чтобы прерывание трансляции не привело к потере части существенной информации о соревновании. При этом общая продолжительность рекламы не может превышать 20% фактического времени трансляции
Радиопрограммы рекламного характера
Требования, установленные частями 1 - 9 ст. 15 Федерального закона <О рекламе>, не распространяются на радиопрограммы, которые зарегистрированы в качестве средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, и транслируются на основании лицензии на вещание, при условии, что в таких радиопрограммах продолжительность рекламы составляет восемьдесят и более процентов времени фактического вещания в течение суток
2-10 Реклама в периодических печатных изданиях (ст. 16 Федерального закона <О рекламе>)
Размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях - не более 40% объема одного номера. Это требование не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации
Реклама, распространяемая при кино- и видеообслуживании (ст. 17 Федерального закона <О рекламе>)
При кино- и видеообслуживании не допускается прерывание рекламой демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма
Реклама, распространяемая по сетям электросвязи (ст. 18 Федерального закона <О рекламе>)
Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи должно осуществляться только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
Реклама признается распространенной без предварительного согласия, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием
Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).
При справочном телефонном обслуживании (как платном, так и бесплатном), реклама может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом
При повременной оплате телефонных соединений время, в течение которого распространяется реклама, не должно учитываться при определении стоимости такой услуги телефонной связи
Наружная реклама и установка рекламных конструкций (ст. 19 Федерального закона <О рекламе>)
Наружная реклама с использованием рекламных конструкций распространяется их владельцем (собственником или иным лицом)
Установка и эксплуатация
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется по договору с собственником недвижимого имущества (земельного участка, здания) или с лицом, уполномоченным собственником
См. особенности:
для многоквартирных домов
для недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Получение разрешения
Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения органа местного самоуправления
Заявитель - собственник недвижимости или владелец рекламной конструкции
госпошлина -3 000 руб (пп. 105 п. 1 ст. 333.33 НК РФ)
Орган местного самоуправления
Согласование с уполномоченными органами (осуществляется органом местного самоуправления)
2 месяца
Выдача разрешения
Отказ по основаниям:
Несоответствие требованиям технического регламента
Несоответствие схеме территориального планирования или генеральному плану
Нарушение требований по безопасности движения транспорта
Нарушение внешнего архитектурного облика застройки
Нарушение требований законодательства об объектах культурного наследия
Нарушение правил проведения торгов на право заключения договора
Заявитель занимает преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы
Требование о получении разрешения не распространяется на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики
Рекламные конструкции - щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем:
по договору с лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, на срок 5 лет (в отношении временной рекламной конструкции договор может быть заключен на срок не более чем 12 месяцев)
при наличии согласия собственников помещений, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ (пп.3 п.2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ)
Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке или здании, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями.
Участником торгов (в форме аукциона или конкурса) не вправе быть лицо, занимающее преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы. Если по результатам проведения аукциона или конкурса лицо приобретает преимущественное положение, данные результаты являются недействительными.
Преимущественным положение лица, при котором его доля в этой сфере на территории муниципального или городского округа, гг. Москвы и Санкт-Петербурга превышает 35% (кроме случаев, если на территории установлено не более чем 10 рекламных конструкций).
В случае, если к участию в аукционе или конкурсе допущен один участник, аукцион или конкурс признается несостоявшимся. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, которое являлось единственным участником аукциона или конкурса
Реклама на транспортных средствах и с их использованием (ст. 20 Федерального закона <О рекламе>)
Запрещается:
использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций
распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение такой рекламы
размещение рекламы на транспортных средствах:
o специальных и оперативных служб с цветографической окраской
o оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
o федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне
o предназначенных для перевозки опасных грузов.
Не является рекламой размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам
Реклама алкогольной продукции, пива и напитков на его основе, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей (ст. 21, 22, 23 Федерального закона <О рекламе>)
Реклама этой продукции не должна:
содержать утверждение о том, что употребление этой продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния
осуждать воздержание от употребления этой продукции
содержать утверждение о том, что эта продукция безвредна или полезна для здоровья человека (не применяется к табачным изделиям)
содержать упоминание о том, что употребление этой продукции является одним из способов утоления жажды (не применяется к табачным изделиям)
обращаться к несовершеннолетним
использовать образы несовершеннолетних
Реклама алкогольной продукции не должна размещаться:
на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов
в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции
в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании (см. особенности для пива)
на всех видах транспортных средств общего пользования (не применяется к пиву)
с использованием рекламных конструкций (не применяется к пиву)
в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем 100 метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений
в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем 100 метров от таких сооружений
Реклама этой продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади (пространства) - см. дополнительные требования применительно к пиву
Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов этой продукции, допускается только в организациях, осуществляющих ее розничную продажу (применительно к пиву и табаку - в организациях, в которых их продажа допускается). При этом к участию в раздаче образцов запрещается привлекать несовершеннолетних, а также запрещается предлагать им такие образцы
Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться:
в телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени и в радиопрограммах с 9 до 24 часов местного времени
в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, радио- и телепередачах, аудио- и видеопродукции
в средствах массовой информации, зарегистрированных в качестве специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья
при кино- и видеообслуживании с 7 до 20 часов местного времени
Продолжительность предупреждения должна составлять:
в рекламе, распространяемой в радиопрограммах - не менее чем 3 секунды
в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем 5 секунд
Предупреждению должно быть отведено не менее чем:
в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании - не мене чем 7% площади кадра
в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем 10% рекламной площади (пространства)
Реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения (ст. 24 Федерального закона <О рекламе>)
Реклама лекарственных средств не должна:
обращаться к несовершеннолетним (распространяется также на рекламу медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности)
содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования
содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования
создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования
содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья
способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования (кроме лекарственных средств, применяемых для профилактики заболеваний)
создавать впечатление ненужности обращения к врачу
гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий
представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара
содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением
Эти требования распространяются также на рекламу медицинских услуг, в т.ч. методов лечения, диагностики, профилактики и реабилитации
Эти требования распространятся также на рекламу медицинской техники
Сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных средств и медицинской техники допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных инструкциях по применению и использованию
Реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением 2-16-2 о наличии противопоказаний, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов
Запрещается реклама (кроме рекламы исключительно в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров и конференций и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях):
* лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, методов лечения, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка
* лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в список наркотических средств и психотропных веществ
Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, запрещается.
Реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности должна содержать предупреждение о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины и не должна размещаться:
в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции
на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов
в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании
на всех видах транспортных средств общего пользования и на объектах транспортной инфраструктуры
с использованием рекламных конструкций, монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их
в детских, образовательных, санаторно-курортных, оздоровительных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях, в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем 100 метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений
Продолжительность предупреждения должна составлять:
в рекламе, распространяемой в радиопрограммах - не менее чем 3 секунды
в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем 5 секунд
Предупреждению должно быть отведено не менее чем:
в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании - не мене чем 7% площади кадра
в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем 5% рекламной площади (пространства)
Эти требования не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров и конференций, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно такие работники
Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания (ст. 25 Федерального закона <О рекламе>)
Биологически активные и пищевые добавки
Реклама не должна:
создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами
содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения добавок
содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением добавок
побуждать к отказу от здорового питания
создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для их государственной регистрации, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению
Продукты детского питания
Реклама не должна:
представлять их в качестве полноценных заменителей женского молока
содержать утверждение о преимуществах искусственного вскармливания детей
Реклама продуктов, предназначенных для использования в качестве заменителей женского молока, и продуктов, включенных в рацион ребенка в течение его первого года жизни, должна содержать сведения о возрастных ограничениях применения таких продуктов и предупреждение о необходимости консультаций специалистов
Реклама продукции военного назначения и оружия (ст. 26 Федерального закона <О рекламе>)
Не допускается реклама:
продукции военного назначения, за исключением рекламы такой продукции в целях осуществления военно-технического сотрудничества РФ
оружия, не указанного ниже
Служебное оружие и патроны к нему, боевое ручное стрелковое оружие, патроны к нему, холодное оружие
Реклама допускается только в специализированных печатных изданиях (в отношении служебного оружия - изданиях для пользователей такого оружия), в местах производства, реализации и экспонирования такого оружия, а также в местах, отведенных для стрельбы из оружия
Гражданское оружие, в том числе оружие самообороны, спортивное, охотничье и сигнальное оружие
Реклама допускается только:
в периодических печатных изданиях, на обложках и в выходных данных которых содержится информация о специализации указанных изданий на сообщениях и материалах рекламного характера, а также в специализированных печатных изданиях для пользователей гражданского оружия
в местах производства, реализации и экспонирования такого оружия, а также в местах, отведенных для стрельбы из оружия
в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени
Реклама основанных на риске игр, пари (ст. 27 Федерального закона <О рекламе>)
Реклама основанных на риске игр, пари не должна:
обращаться к несовершеннолетним
создавать впечатление, что участие является способом получения дохода либо иным способом получения средств к существованию
содержать утверждения, которые преувеличивают вероятность получения выигрыша или преуменьшают степень риска
содержать свидетельства о получении выигрышей лицами, которые признаны выигравшими в соответствии с условиями основанных на риске игр, пари, но выигрыши не получили
содержать утверждения о том, что участие имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха
осуждать неучастие в основанных на риске играх, пари
создавать впечатление, что получение выигрышей гарантировано
использовать образы людей и животных (не распространяется на рекламу лотерей, в т.ч. стимулирующих, а также на рекламу, распространяемую среди лиц, находящихся в границах игорных зон (см. Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ)
Реклама основанных на риске игр, пари допускается только:
в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени
в зданиях, строениях, сооружениях, в которых проводятся такие игры, пари,
за исключением объектов транспортной инфраструктуры
в рекламных периодических печатных изданиях, а также в периодических печатных изданиях, предназначенных для работников организатора азартных игр и (или) участников таких игр, находящихся в границах игорных зон
Не распространяется на рекламу, распространяемую среди лиц, находящихся
в границах игорных зон
Эти требования не распространяются на рекламу лотерей, в том числе стимулирующих лотерей
Реклама основанных на риске игр, пари должна содержать:
указание на сроки розыгрышей призов в процессе проведения основанных на риске игр, пари;
источник информации об организаторе основанных на риске игр, пари, о правилах их проведения, о призовом фонде таких игр, пари, о количестве призов или выигрышей, о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей.
Реклама финансовых услуг (ст. 28 Федерального закона <О рекламе>)
Банковские, страховые и иные финансовые услуги
Реклама должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги
Реклама не должна:
содержать гарантии или обещания в будущем доходности вложений, в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая доходность не может быть определена на момент заключения договора
умалчивать об иных условиях оказания услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую они понесут, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий
Привлечение денежных средств физических лиц для строительства жилья
Не допускается реклама, связанная с, за исключением:
рекламы, связанной с привлечением денежных средств на основании договора участия в долевом строительстве
рекламы жилищных и жилищно-строительных кооперативов
рекламы, связанной с привлечением и использованием жилищными накопительными кооперативами денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений
Услуги, связанные с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита
Если реклама содержит хотя бы одно условие, влияющее на стоимость кредита, она должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее
Услуги, связанные с осуществлением управления, включая доверительное управление, активами
Реклама должна содержать:
источник информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральным законом;
сведения о месте или об адресе, где до заключения договора заинтересованные лица могут ознакомиться с условиями управления активами, получить сведения о лице, осуществляющем управление активами, и иную информацию, которая должна быть предоставлена в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ
Реклама не должна содержать:
документально не подтвержденную информацию, если она непосредственно относится к управлению активами
информацию о результатах управления активами, в том числе об их изменении или о сравнении в прошлом и (или) в текущий момент, не основанную на расчетах доходности, определяемых в соответствии с нормативными правовыми актами ФСФР, а в случаях, установленных федеральным законом, - ЦБ РФ
информацию о гарантиях надежности возможных инвестиций и стабильности размеров возможных доходов или издержек, связанных с инвестициями
информацию о возможных выгодах, связанных с методами управления активами и (или) осуществлением иной деятельности
заявления о возможности достижения в будущем результатов управления активами, аналогичных достигнутым результатам
Распространяется на услуги по управлению ценными бумагами, инвестиционными резервами акционерных инвестиционных фондов, паевыми инвестиционными фондами, пенсионными резервами негосударственных пенсионных фондов, средствами пенсионных накоплений, ипотечным покрытием, накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих
Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости:
должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ) не допускается до выдачи разрешения на строительство многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в в сети Интернет проектной декларации, государственной регистрации права собственности или права аренды на земельный участок, предоставленный для строительства дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находиться объекты долевого строительства
не допускается в период приостановления в соответствии с федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ деятельности застройщика, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства
Эти требования распространяются также на рекламу, связанную с уступкой прав требований по договору участия в долевом строительстве
Реклама, связанная с привлечением и использованием жилищным накопительным кооперативом денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений, должна содержать:
информацию о порядке покрытия членами жилищного накопительного кооператива понесенных им убытков
сведения о включении жилищного накопительного кооператива в реестр жилищных накопительных кооперативов
адрес сайта в сети Интернет, на котором осуществляется раскрытие информации жилищным накопительным кооперативом
В такой рекламе не допускается гарантировать сроки приобретения или строительства кооперативом жилых помещений
Реклама ценных бумаг (ст. 29 Федерального закона <О рекламе>)
Реклама ценных бумаг должна содержать сведения о лицах, обязавшихся по рекламируемым ценным бумагам
Реклама эмиссионных ценных бумаг должна содержать:
наименование эмитента
источник информации, подлежащей раскрытию в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах
Не допускается реклама:
ценных бумаг, предложение которых неограниченному кругу лиц не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ
имущественных прав, не удостоверенных ценными бумагами, под видом рекламы ценных бумаг
биржевых облигаций до даты допуска их фондовой биржей к торгам в процессе размещения биржевых облигаций
эмиссионных ценных бумаг до регистрации их проспекта, за исключением случая, если для публичного размещения или публичного обращения осуществление регистрации проспекта не требуется
Реклама ценных бумаг не должна содержать:
обещание выплаты дивидендов по акциям, а также дохода по иным ценным бумагам, за исключением дохода, обязанность выплаты которого предусмотрена решением о выпуске или дополнительном выпуске эмиссионных ценных бумаг, правилами доверительного управления паевыми инвестиционными фондами или правилами доверительного управления ипотечным покрытием либо зафиксирована в ценных бумагах;
прогнозы роста курсовой стоимости ценных бумаг.
На рекламу сберегательных сертификатов, инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов и ипотечных сертификатов участия распространяются также требования, установленные в отношении рекламы финансовых услуг
Реклама услуг по заключению договоров ренты (ст.30 Федерального закона <О рекламе>)
Реклама услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением, не должна содержать:
выражение благодарности физическими лицами, заключившими такие договоры
утверждение о том, что заключение таких договоров имеет преимущества перед завещанием жилого помещения или иного имущества
осуждение членов семьи и близких родственников потенциального потребителя таких услуг, якобы не заботящихся о нем;
упоминание о подарках для физических лиц, принявших решение о заключении договоров ренты с рекламодателем или другим лицом.
В случае, если рекламодатель является посредником при заключении договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением, реклама услуг по заключению таких договоров должна содержать указание на то, что плательщиком ренты по таким договорам будет другое лицо
Реклама при дистанционном способе продажи (ст. 8 Федерального закона <О рекламе>)
В рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров:
наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица
фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
Реклама о проведении стимулирующих мероприятий (ст. 9 Федерального закона <О рекламе>)
В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны:
сроки проведения такого мероприятия;
источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработчик - ООО "КОНСЭКО Пресс"
info@conseco.ru, www.conseco.ru
Компания "КОНСЭКО Пресс" с 1990 года ведет консультационную деятельность и издает пособия по российскому хозяйственному законодательству. "КОНСЭКО Пресс" активно работает с российскими и зарубежными компаниями, федеральными органами власти, с 1995 года является ведущим исполнителем нескольких проектов в области правового образования, реализуемых в рамках межправительственных соглашений и международных программ технической помощи.
Другое направление работы компании - разработка учебных и справочных материалов для предпринимателей, высших учебных заведений юридического и экономического профиля.