Схема
Бюджетное устройство РФ. Раздел .
Состав бюджетной системы РФ
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ
Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов
Местные бюджеты
Принципы бюджетной системы РФ:
единство бюджетной системы РФ
разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами
самостоятельность бюджетов
равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований
полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
сбалансированность бюджета
результативность и эффективность использования бюджетных средств
общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов
прозрачность (открытость)
достоверность бюджета
адресность и целевой характер бюджетных средств
подведомственность расходов бюджетов
единство кассы
Бюджетная классификация используется для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, а также для группировки доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
Состав бюджетной классификации РФ
Классификация доходов бюджетов, состоящая из:
кода главного администратора;
кода вида доходов;
кода подвида доходов;
кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов
Классификация расходов бюджетов, состоящая из:
кода главного распорядителя средств;
кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов, состоящая из:
кода главного администратора источников финансирования;
кода группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования;
кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов
Классификация операций публично-правовых образований (операций сектора государственного управления), состоящая из:
из кода группы, статьи и подстатьи операций сектора государственного управления.
; 003
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;
разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов
предназначены для исполнения расходных обязательств РФ
Использование иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ, не допускается.
Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет РФ.
Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ
предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ
Использование иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов РФ не допускается.
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ
Местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Использование иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов входящих в него городских и сельских поселений (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района
Классификация доходов бюджетов
Перечень и коды главных администраторов, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом о соответствующем бюджете
Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода
Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами доходов бюджетов являются:
налоговые и неналоговые доходы:
безвозмездные поступления:
Министерство финансов РФ:
утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы власти РФ, ЦБ РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения
определяет принципы назначения, структуру кодов бюджетной классификации РФ, а также присваивает коды составных частей бюджетной классификации РФ
утверждает перечень статей и подстатей доходов бюджетов.
Финансовый орган субъекта РФ утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы власти субъектов РФ, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.
Финансовый орган муниципального образования утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения
Включает:
Налоговые доходы
Неналоговые доходы
налоги на прибыль, доходы
налоги и взносы на социальные нужды
налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ
налоги на товары, ввозимые на территорию РФ
налоги на совокупный доход
налоги на имущество
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
государственная пошлина
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам
доходы от внешнеэкономической деятельности
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
платежи при пользовании природными ресурсами
доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства
доходы от продажи материальных и нематериальных активов
административные платежи и сборы
штрафы, санкции, возмещение ущерба
доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;
возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет
прочие неналоговые доходы
Включает:
безвозмездные поступления от нерезидентов
безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ
безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций
безвозмездные поступления от негосударственных организаций
безвозмездные поступления от наднациональных организаций
прочие безвозмездные поступления
Классификация расходов бюджетов
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов
Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:
общегосударственные вопросы
национальная оборона
национальная безопасность и правоохранительная деятельность
национальная экономика
жилищно-коммунальное хозяйство
охрана окружающей среды
образование
культура, кинематография, средства массовой информации
здравоохранение, физическая культура и спорт
социальная политика
межбюджетные трансферты
Каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе (подпрограмме), обособленной функции (сфере, направлению) деятельности органов власти, присваиваются уникальные коды целевых статей и (или) видов расходов соответствующего бюджета
Включает:
функционирование Президента РФ
функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и муниципального образования
функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований
функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местных администраций
судебная система
обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора
обеспечение проведения выборов и референдумов
международные отношения и международное сотрудничество
государственный материальный резерв
фундаментальные исследования
обслуживание государственного и муниципального долга
резервные фонды
прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;
другие общегосударственные вопросы
Включает:
Вооруженные Силы РФ
модернизация Вооруженных Сил РФ и воинских формирований
мобилизационная и вневойсковая подготовка
мобилизационная подготовка экономики
подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности
ядерно-оружейный комплекс
реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества
прикладные научные исследования в области национальной обороны
другие вопросы в области национальной обороны
Включает:
органы прокуратуры
органы внутренних дел
внутренние войска
органы юстиции
система исполнения наказаний
органы безопасности
органы пограничной службы
органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ
защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона
обеспечение пожарной безопасности
миграционная политика
модернизация внутренних войск, войск гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов
прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности
другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности
Включает:
общеэкономические вопросы
топливно-энергетический комплекс
исследование и использование космического пространства
воспроизводство минерально-сырьевой базы
сельское хозяйство и рыболовство
водное хозяйство
лесное хозяйство
транспорт
дорожное хозяйство
связь и информатика
прикладные научные исследования в области национальной экономики
другие вопросы в области национальной экономики
Включает:
жилищное хозяйство
коммунальное хозяйство
благоустройство
прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства
другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства
Включает:
экологический контроль
сбор, удаление отходов и очистка сточных вод
охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания
прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды
другие вопросы в области охраны окружающей среды
Включает:
дошкольное образование
общее образование
начальное профессиональное образование
среднее профессиональное образование
профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации
высшее и послевузовское профессиональное образование
молодежная политика и оздоровление детей
прикладные научные исследования в области образования
другие вопросы в области образования
Включает:
культура
кинематография
телевидение и радиовещание
периодическая печать и издательства
другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации
Включает:
стационарная медицинская помощь
амбулаторная помощь
медицинская помощь в дневных стационарах всех типов
скорая медицинская помощь
санаторно-оздоровительная помощь
заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов
санитарно-эпидемиологическое благополучие
физическая культура и спорт
прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта
другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта
Включает:
пенсионное обеспечение
социальное обслуживание населения
социальное обеспечение населения
охрана семьи и детства
прикладные научные исследования в области социальной политики
другие вопросы в области социальной политики
Включает:
дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований
субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)
субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований
иные межбюджетные трансферты
межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
Перечень главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете.
Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:
источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:
государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ
кредиты кредитных организаций в валюте РФ
бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ
кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ
изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета
иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов
источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:
государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте
кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте
кредиты кредитных организаций в иностранной валюте
иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.
Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета.
Классификация операций сектора государственного управления
Код классификации операций сектора государственного управления состоит из кода группы, статьи и подстатьи операций сектора государственного управления.
Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и статьями операций сектора государственного управления являются:
доходы
расходы
поступление нефинансовых активов
выбытие нефинансовых активов
поступление финансовых активов
выбытие финансовых активов
увеличение обязательств
уменьшение обязательств
Министерство финансов РФ устанавливает:
единый для бюджетов бюджетной системы РФ перечень подстатей операций сектора государственного управления;
порядок применения классификации операций сектора государственного управления.
Включает:
налоговые доходы
доходы от собственности
доходы от оказания платных услуг
суммы принудительного изъятия
безвозмездные поступления от бюджетов
взносы на социальные нужды
доходы от операций с активами
прочие доходы
Включает:
оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда
оплата работ, услуг
обслуживание государственного (муниципального) долга
безвозмездные перечисления организациям
безвозмездные перечисления бюджетам
социальное обеспечение
расходы по операциям с активами
прочие расходы
Включает:
увеличение стоимости основных средств
увеличение стоимости нематериальных активов
увеличение стоимости непроизведенных активов
увеличение стоимости материальных запасов
Включает:
уменьшение стоимости основных средств
уменьшение стоимости нематериальных активов
уменьшение стоимости непроизведенных активов
уменьшение стоимости материальных запасов
Включает:
поступление на счета бюджетов
увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале
увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале
увеличение задолженности по бюджетным кредитам
увеличение стоимости иных финансовых активов
увеличение прочей дебиторской задолженности
Включает:
выбытие со счетов бюджетов
уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале
уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале
уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам
уменьшение стоимости иных финансовых активов
уменьшение прочей дебиторской задолженности
Включает:
увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу
увеличение задолженности по внешнему государственному долгу
увеличение прочей кредиторской задолженности
Включает:
уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу
уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу
уменьшение прочей кредиторской задолженности
Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов
Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ означает закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами различных уровней, а также определение полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
право и обязанность органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств
право и обязанность органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ
право органов государственной власти и местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты
право органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов)
недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться их исполнение
право органов государственной власти и местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства РФ и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы РФ без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов
недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов
Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ.
Договоры и соглашения между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными
Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета
Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:
субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов
средств целевых иностранных кредитов (заимствований)
добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан
расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями)
расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ;
отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года
Принцип прозрачности (открытости) означает:
обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований
обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа, либо между законодательным органом и исполнительным органом государственной власти
стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования
Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств (ст.158 БК РФ).
Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации
Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработчик - ООО "КОНСЭКО Пресс"
info@conseco.ru, www.conseco.ru
Компания "КОНСЭКО Пресс" с 1990 года ведет консультационную деятельность и издает пособия по российскому хозяйственному законодательству. "КОНСЭКО Пресс" активно работает с российскими и зарубежными компаниями, федеральными органами власти, с 1995 года является ведущим исполнителем нескольких проектов в области правового образования, реализуемых в рамках межправительственных соглашений и международных программ технической помощи.
Другое направление работы компании - разработка учебных и справочных материалов для предпринимателей, высших учебных заведений юридического и экономического профиля.