Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Балахничевой Р.Г., судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А., рассмотрев в судебном заседании заявление Артамоновой Н.А., Гадзаоновой З.М., Мамуковой Т.Р., Дзобеловой Ф.Х., Ревазовой Л.В., Борукаевой Н.А., Цупиковой Н.Г., Арутюнян Р.Б., Хаматовой И.К. от 11.05.2011 о пересмотре в порядке надзора определения Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.02.2011 по делу N А61-2075/09 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Северная Осетия-Алания в лице главного государственного санитарного врача по Республике Северная Осетия-Алания - Бутаева Т.М., г. Владикавказ (далее - управление) к открытому акционерному обществу "Электроцинк", г. Владикавказ (далее - общество) о временном приостановлении производственно-хозяйственной деятельности общества до организации им санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (с учетом уточнения заявленных требований).
Третьими лицами к участию в деле привлечены: администрация местного самоуправления города Владикавказа, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания, Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Северная Осетия-Алания, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Северная Осетия-Алания, Министерство промышленности, связи и информационных технологий, открытое акционерное общество "Кавказцветметпроект", открытое акционерное общество "УГМК-Холдинг".
СУД УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 01.04.2010 заявленное требование удовлетворено: деятельность общества приостановлена до организации санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Определением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2010, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.02.2011, решение от 01.04.2010 отменено, производство по делу прекращено в соответствии с частью 2 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с утверждением между обществом, управлением и администрацией местного самоуправления г. Владикавказа мирового соглашения от 28.04.2010.
С заявлением о пересмотре судебных актов в порядке надзора обратились лица, не участвующие в деле, со ссылкой на принятие судебных актов об их правах и обязанностях - жители санитарно-защитной зоны, которые просят отменить определение суда апелляционной инстанции и постановление суда кассационной инстанции, ссылаясь на нарушение мировым соглашением их прав и законных интересов на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. По мнению заявителей, неопределенность условий мирового соглашения влечет невозможность его принудительного исполнения, что противоречит закону и ведет к нарушению прав граждан на проживание в благоприятной окружающей среде на неопределенный срок.
Рассмотрев заявление и материалы надзорного производства, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судом установлено, что начиная с 2003 года, управление выявило нарушения экологического законодательства в деятельности общества, в том числе отсутствие санитарно-защитной зоны, соответствующей нормативам, установленным Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Предписаниями от 14.07.2007 и 05.02.2008 управление обязало общество организовать санитарно-защитную зону в соответствии с СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" с указанием срока исполнения.
Неисполнение обществом указанных выше предписаний явилось основанием для обращения управления в арбитражный суд с настоящим требованием.
Как следует из судебных актов, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции стороны обратились с ходатайством об утверждении мирового соглашения.
В соответствии с частью 4 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны могут закончить дело мировым соглашением в порядке, предусмотренном главой 15 Кодекса.
В силу статьи 139 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии арбитражного процесса и подлежит утверждению арбитражным судом. Арбитражный суд не утверждает мировое соглашение, если оно противоречит закону и нарушает права и законные интересы других лиц (пункт 6 статьи 141 Кодекса).
Оценив представленное сторонами мировое соглашение, суды пришли к выводу о его соответствии положениям главы 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и признали его не противоречащим закону и не нарушающим прав других лиц.
Приведенные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора доводы повторяют доводы кассационной жалобы, которые были предметом рассмотрения и получили надлежащую правовую оценку суда.
Отклоняя эти доводы, суд кассационной инстанции правомерно указал на то, что доводы заявителей фактически сформулированы как самостоятельные требования и сводятся к незамедлительному установлению эффективной санитарно-защитной зоны, необходимости переселения граждан за пределы санитарной зоны, выплате заявителям компенсаций за нарушение их прав. Однако указанные требования выходят за пределы первоначально заявленного управлением требования о приостановлении деятельности общества до создания санитарно-защитной зоны и являются, по сути, производными, объем которых возможно определить после создания санитарной зоны.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации только при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 названного Кодекса.
Таких оснований судом не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь частью 8 статьи 299, статьями 184, 301 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
в передаче дела N А61-2075/09 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора определения Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.02.2011 по указанному делу отказать.
Председательствующий |
Р.Г. Балахничева |
Судьи |
Л.Г. Воронцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 июня 2011 г. N ВАС-7426/11 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А61-2075/2009
Истец: Главный государственный врач по РСО-Алания Бутаев Т. М, Управление Роспотребнадзора по РСО-Алания, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и балгополучия человека по РСО-Алания, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по РСО-Алания, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РСО-Алания
Ответчик: ОАО "Электроцинк"
Третье лицо: Артамонова Н. А., Артамонова Н. Ф,, Арутюнян Р. Б,, Арутюнян Р. Б., Борукаева Н. А,, Гадзаонова З. М., Дзобелова Ф. Х., Мамукова Т. Р., Министерство промышленности, транспорта и энергетики РСО-Алания, ООО "УГМК-Холдинг", Ревазова Л. В., Управление Ростехнадзора по РСО-Алания, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РСО-Алания, Хаматова И. К., Цупикова Н. Г., Артамонова Надежда Афанасьевна, Арутюнян Рузана Багратовна, Борукаева Нина Ахметовна, Газданова Зинаида Михайловна, Дзобелова Фатима Харитоновна, Мамукова Тамара, ОАО "Кавказцветметпроект", Ревазова Лариса Владимировна, Управление по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по РСО-Алания, ФГУН "Екаринбургский медицинский научный центр профилактики и раны здоровья рабочих промпредприятий", Хаматова Ирина Казбековна, Цупикова Натела Григорьевна
Хронология рассмотрения дела:
01.07.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4901/19
11.04.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-964/10
14.11.2018 Определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-2075/09
27.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7426/11
01.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7426/11
11.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А61-2075/2009
15.10.2010 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А61-2075/2009
21.05.2010 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-964/10
01.04.2010 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-2075/09