Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Петровой С.М., судей Зарубиной Е.Н. и Зориной М.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление Управления Федерального казначейства по Республике Северная Осетия - Алания (ул. Коцоева, 24, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия - Алания, 362008) от 16.06.2011 о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.05.2011 по делу N А61-1636/2010 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Пригородном районе Республики Северная Осетия - Алания (ул. П. Тедеева, 72, с. Октябрьское, Республика Северная Осетия - Алания) к Пригородному отделению Управления Федерального казначейства по Республике Северная Осетия - Алания (ул. Хетагурова, 18, с. Камбилеевское, Республика Северная Осетия - Алания, 362000) о признании незаконными действий и обязании принять постановления к исполнению.
Третьи лица: администрации местного самоуправления Верхнесанибанского, Гизельского, Кармадонского, Нижнесанибанского сельских поселений Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания, муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение "Детский сад N 12" с. Ногир, муниципальные общеобразовательные учреждения "Верхнесанибанская средняя общеобразовательная школа", "Даргавская общеобразовательная школа", "Кобанская основная образовательная школа", "Нижнесанибанская средняя общеобразовательная школа", "Ногирская средняя школа N 1", "Средняя общеобразовательная школа N 1" с. Гизель, "Средняя общеобразовательная школа N 2 им. Д. Доева" с. Гизель, "Средняя общеобразовательная школа N 2" с. Ногир.
Суд установил: государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пригородном районе Республики Северная Осетия - Алания (далее - пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением о признании незаконными действий Пригородного отделения Управления Федерального казначейства по Республике Северная Осетия - Алания (далее - казначейство), выразившихся в возвращении без исполнения постановлений от 02.08.2007 N 159, от 03.04.2008 N 95 и 99, от 29.07.2008 N 161 и 162, от 12.09.2008 N 235 и 236, от 08.12.2008 N 310, 329, 330, 350, 371, 372, 374, 375, 376, от 12.03.2009 N 42, от 27.08.2009 N 148, 156, 170, 182, 204, 225, 226, 229, 230, 231, от 23.09.2009 N 285, 304 и 334 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (далее - постановления) со страхователей - организаций, и об обязании казначейства принять указанные постановления к исполнению.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 06.10.2010 действия казначейства, выразившиеся в возврате без исполнения указанных постановлений, признаны незаконными, суд обязал казначейство принять для исполнения данные постановления пенсионного фонда, за исключением постановлений от 02.08.2007 N 159 и от 03.04.2008 N 95.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2011 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требований отказано.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 19.05.2011 постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий казначейства отменил, решение суда первой инстанции в указанной части оставил без изменения; в остальной части постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции казначейство просит его отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Рассмотрев заявление и выводы судов, изложенные в судебных актах, коллегия судей полагает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим мотивам.
Из содержания судебных актов следует, что предъявленные к исполнению постановления вынесены пенсионным фондом на основании решений, принятых в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ). Направленные в службу судебных приставов, эти постановления не были исполнены вследствие отсутствия у страхователей - организаций, являющихся бюджетными учреждениями, счетов, открытых в кредитных организациях.
Суды первой и кассационной инстанций, исследовав и оценив фактические обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, пришли к выводу о соблюдении пенсионным фондом порядка предъявления исполнительных документов (постановлений) к исполнению. Данный вывод судов основан на разъяснениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 2 постановления от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение".
Доводы заявителя о необходимости применения предусмотренного пунктом 14 статьи 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ пятидневного срока направления исполнительного документа были предметом рассмотрения судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Принимая во внимание, что постановления были направлены пенсионным фондом в службу судебных приставов в пределах указанного срока, суды первой и кассационной инстанций сочли, что в данном случае, при последующем направлении этих постановлений в орган Федерального казначейства, подлежит применению пункт 6 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, установленных после исследования по делу доказательств, не опровергают доводы, приведенные казначейством, и не свидетельствуют о нарушении судами норм права, которые могли бы являться основанием для пересмотра судебного акта в порядке надзора.
Что касается исполнения страхователями - организациями обязанности по уплате задолженности по страховым взносам на момент рассмотрения дела в суде, данное обстоятельство было учтено судом кассационной инстанции, который оставил без изменения постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении требования об обязании казначейства принять к исполнению спорные постановления пенсионного фонда. Действия казначейства, выразившиеся в возвращении без исполнения упомянутых постановлений, создают препятствия для осуществления пенсионным фондом полномочий по взысканию страховых взносов, в связи с чем нарушают права и законные интересы последнего.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора может быть вынесено лишь при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Наличие таких оснований не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А61-1636/2010 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.05.2011 отказать.
Председательствующий судья |
С.М. Петрова |
Судьи |
Е.Н. Зарубина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июля 2011 г. N ВАС-8927/11 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был