Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Лобко В.А., судей Киреева Ю.А. и Разумова И.В. рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Производственно-технический центр "Крансервис" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Омской области от 06.09.2010 по делу N А46-6896/2010, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.02.2011 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственно-технический центр "Крансервис" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области о признании недействительной записи о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Бригантина".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Щербак Юрий Алексеевич.
СУД УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Производственно-технический центр "Крансервис" (далее - общество "ПТЦ "Крансервис") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области (далее - регистрирующий орган) о признании недействительной записи о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Бригантина" (далее - общество "СК "Бригантина").
Решением Арбитражного суда Омской области от 06.09.2010 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.02.2011 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре названных судебных актов в порядке надзора, общество "ПТЦ "Крансервис" просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм материального права.
Изучив материалы дела и доводы заявителя, коллегия судей пришла к выводу, что дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между обществом "СК "Бригантина" (заказчик) и обществом "ПТЦ "Крансервис" (подрядчик) 23.09.2009 заключен договор N 7, предметом которого является предоставление услуг по управлению и технической эксплуатации башенных кранов.
Единственным участником общества "СК "Бригантина" Щербаком Ю.А. 24.12.2009 принято решение о ликвидации общества. Ликвидатором общества назначен Щербак Ю.А.
Сообщение о принятии решения о ликвидации общества "СК "Бригантина" опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 1(257) от 13.01.2010.
Определением Арбитражного суда Омской области от 14.04.2010 по делу N А46-5221/2010 принято к производству исковое заявление общества "ПТЦ "Крансервис" к обществу "СК "Бригантина" о взыскании 2 734 892 рублей 46 копеек задолженности и процентов по вышеупомянутому договору.
Решением единственного участника общества "СК "Бригантина" от 20.04.2010 N 18 утвержден промежуточный ликвидационный баланс, согласно которому кредиторская задолженность у общества отсутствует. В тот же день решением единственного участника общества "СК "Бригантина" утвержден ликвидационный баланс.
Ликвидатором 21.04.2010 в регистрирующий орган подано заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией.
На основании указанного заявления и приложенных к нему документов решением регистрирующего органа от 28.04.2010 N 7954а произведена государственная регистрация прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией и 28.04.2010 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись за государственным регистрационным номером 2105543236368.
Общество "ПТЦ "Крансервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, полагая, что при ликвдиации общества "СК "Бригантина" нарушены требования статей 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации и его права и законные интересы как кредитора, поскольку в регистрирующий орган были представлены промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы, содержащие недостоверные сведения.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из того, что обществом "СК "Бригантина" представлен в регистрирующий орган полный пакет документов, необходимый для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица. Оснований для отказа в регистрации, предусмотренных статьей 23 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) у регистрирующего органа не имелось. Судом также указано, что положения названного Закона не возлагают на регистрирующий орган обязанности по проверке достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных на государственную регистрацию.
Выводы судов основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Порядок ликвидации юридических лиц урегулирован в статьях 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Исходя из пункта 2 статьи 61 Кодекса, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Пунктами 1, 2 статьи 62 Кодекса установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.
Согласно статье 63 Кодекса ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Пунктом 4 статьи 63 Кодекса предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Как следует из материалов дела, в нарушение требований статьи 63 Кодекса ликвидатор общества "СК "Бригантина" письменно не уведомил кредитора - общество "ПТЦ "Крансервис" о процессе ликвидации.
На момент подачи заявления о регистрации ликвидации обществу "СК "Бригантина" было известно о неисполненных обязательствах перед обществом "ПТЦ "Крансервис", которое до утверждения промежуточного ликвидационного баланса дважды обращалось к обществу "СК "Бригантина" с требованием оплатить задолженность и инициировало судебный процесс о взыскании с общества "СК Бригантина" задолженности по договору от 23.09.2009 N 7 (том 1 л.д.9, 64, 65).
Нормы действующего законодательства не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и отсутствия у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию требованиям, установленным нормативными актами.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Вместе с тем, сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
В рассматриваемом случае исключение общества "СК "Бригантина" из Единого государственного реестра юридических лиц при наличии нарушений порядка ликвидации не соответствует приведенным нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о регистрации, нарушает права общества "ПТЦ "Крансервис" как кредитора общества "СК "Бригантина".
Возможность применения ответственности к лицам, представившим недостоверные сведения, не исключает предусмотренного статьей 12 Кодекса права участника гражданского оборота избрать иной способ защиты права, в том числе путем оспаривания актов государственной регистрации.
Принимая во внимание изложенное, коллегия судей полагает, что имеются основания, предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра в порядке надзора принятых по делу судебных актов. При этом учитывает отсутствие единой правоприменительной практики в арбитражных судах по вопросу о том, является ли представление недостоверных сведений основанием для признания недействительным акта государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Передать дело N А46-6896/2010 Арбитражного суда Омской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Омской области от 06.09.2009, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.02.2011 по указанному делу.
См. постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 октября 2011 г. N 7075/11
2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых к ним документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление общества "ПТЦ "Крансервис" о пересмотре судебных актов в порядке надзора в срок до 26.09.2011.
Председательствующий судья |
В.А. Лобко |
Судьи |
Ю.А. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 августа 2011 г. N ВАС-7075/11 "О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А46-6896/2010
Истец: ООО Производственно-технический центр "Крансервис", ООО ПТЦ "Крансервис"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области, МИ ФНС России N 12 по Омской области, МИФНС России N12 по Омской области г. Омск
Третье лицо: ООО "Производственно-технический центр "Крансервис", ООО "Производственно-технический центр", ООО ПТЦ "Крансервис", Отдел адресносправочной работы УФМС России по Омской области, Щербак Ю. А., Щербак Юрий Алексеевич, ЩЗербак Юрий Алнксеевич
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2011 Постановление Президиума ВАС РФ N ВАС-7075/11
22.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7075/11
23.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7075/11
26.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7075/11
21.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А46-6896/2010
30.11.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8783/10
06.09.2010 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-6896/10