Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Муриной О.Л., судей Зарубиной Е.Н., Зориной М.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Ярославля о пересмотре в порядке надзора постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 17.12.2010 по делу Арбитражного суда Ярославской области N А82-4393/2010-27 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.04.2011 по тому же делу по заявлению индивидуального предпринимателя Малхасяна Малхаса Борисовича к инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Ярославля о признании недействительным решения инспекции от 04.06.2009 N 1041 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
СУД УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Малхасян Малхас Борисович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля (далее - инспекция) от 04.06.2009 N 1041, принятого по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по единому социальному налогу за 2006 год, в части доначисления 34 790 рублей налога, начисления соответствующих сумм пеней и привлечения к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Основанием для доначисления явился вывод инспекции о занижении налоговой базы по указанному налогу вследствие необоснованного принятия в состав расходов затрат по сделкам с обществом с ограниченной ответственностью "Регул" (далее - ООО "Регул"), закрытым акционерным обществом "Грата" (далее - ЗАО "Грата") и индивидуальным предпринимателем Крюковой О.В.
В ходе проверки инспекцией было установлено следующее.
В Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют сведения об ООО "Регул" с идентификационным номером налогоплательщика (далее - ИНН) 7708264512 и ЗАО "Грата" с ИНН 630634138, который был указан в представленных этими обществами документах. Договоры поставки с ООО "Регул" и ЗАО "Грата" предпринимателем не заключались. В федеральной базе, имеющейся в налоговом органе, сведения об идентификационном номере налогоплательщика ЗАО "Грата" отсутствуют. Счета-фактуры от ООО "Регул" представлены без подписей. Индивидуальный предприниматель Крюкова О.В. в 2005-2006 годах применяла специальный режим налогообложения - единый налог на вмененный доход и у нее не было обязанности выставлять счета-фактуры.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода инспекции о том, что представленные документы оформлены с нарушением требований Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", содержат недостоверные сведения, поскольку оформлены от имени несуществующих юридических лиц, что в силу несоблюдения требований статей 236 - 237 Кодекса влечет невозможность учета расходов для целей налогообложения по единому социальному налогу.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 14.09.2010 в удовлетворении требований предпринимателя отказал в связи с пропуском срока для обращения в суд.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 17.12.2010 решение суда первой инстанции отменено, решение инспекции в оспариваемой части признано недействительным.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 05.04.2011 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, инспекция, ссылаясь на нарушение судами апелляционной и кассационной инстанций единообразия в толковании и применении норм материального права, просит отменить оспариваемые судебные акты и оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, и изучив материалы дела, коллегия судей усматривает наличие оснований для передачи дела на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Отменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя требования общества, суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из следующего.
В ходе проверки налоговые органы, в которых, исходя из ИНН, должны были состоять на налоговом учете ООО "Регул" и ЗАО "Грата", сообщили, что указанные общества не зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц. ИНН налогоплательщиков не соответствуют критериям их формирования, изложенным в приказе МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятия с учета юридических и физических лиц". Структура ИНН для организации представляет собой десятизначный цифровой код, десятый знак которого является контрольным числом, расчет которого происходит по определенному алгоритму. В ИНН 7708264512 и 6306345138 контрольное число неверно, следовательно, данные ИНН составлены без применения специального алгоритма.
По мнению судов, при решении вопроса о возможности принятия расходов, уменьшающих налоговую базу по единому социальному налогу, необходимо исходить из реальности расходов, произведенных в целях получения доходов, а также их документального подтверждения. Инспекция не представила доказательств, с достоверностью свидетельствующих об отсутствии спорных затрат у предпринимателя.
Тот факт, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержится 32 организации с наименованием ООО "Регул", не означает, что данные организации не осуществляли поставок продуктов питания предпринимателю. Инспекцией не представлено бесспорных доказательств, что ни одна из организаций с наименованием ООО "Регул" не имеет отношения к организации, указанной в представленных предпринимателем документах, что ИНН не принадлежит ни одному лицу, в нем не имеется обычной ошибки. В отношении ЗАО "Грата" инспекцией также не представлено доказательств того, что общество вообще не существует, что ИНН не принадлежит ни одному лицу (а не только юридическому лицу, как указано в письме налогового органа), что в нем не имеется обычной ошибки.
Однако судами не учтено следующее.
Согласно пункту 7 статьи 84 Кодекса каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов ИНН. Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения ИНН определяются Министерством финансов Российской Федерации (данным правом до 01.08.2004 обладало Министерство по налогам и сборам Российской Федерации).
В соответствии с порядком (пункты 2.1.1, 3.1, 3.6.1), утвержденным Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, ИНН присваивается налоговым органом при постановке на учет организации при ее создании, в том числе путем реорганизации; присвоенный организации ИНН не подлежит изменению, за исключением случаев внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации; при изменении места нахождения организации ИНН не изменяется.
Из указанных положений, определяющих исключительный перечень оснований изменения ИНН, следует ошибочность вывода судов о необходимости исследования обстоятельств регистрации спорных контрагентов, поскольку данные о них, которые были указаны в представленных документах, в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют.
В силу положений статей 49, 51 Гражданского кодекса Российской Федерации организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособности юридического лица, а их действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками, что влечет негативные налоговые последствия для участников данных правоотношений.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательской деятельностью является осуществляемая на свой страх и риск деятельность.
С ИНН 7708264512 и 6306345138 - номерами, которые были указаны в представленных обществом документах, в Едином государственном реестре юридические лица ООО "Регул" и ЗАО " Грата" отсутствуют. Данные ИНН ввиду несоответствия содержащихся в них контрольных чисел числу, определяемому с помощью специального алгоритма расчета, в принципе не могли быть присвоены какому-либо юридическому лицу. Из изложенных обстоятельств следует, что в документах, представленных обществом в подтверждение спорных хозяйственных операций, содержались данные о несуществующих юридических лицах (контрагентах).
Предприниматель не удостоверился в правоспособности контрагентов и в наличии факта их государственной регистрации в качестве юридических лиц. Таким образом, предприниматель действовал без должной осмотрительности.
Представленные предпринимателем документы, оформленные от имени несуществующих юридических лиц, в силу правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 18.11.2008 N 7588/08, не могут служить основанием для учета расходов и принятия налоговых вычетов по единому социальному налогу.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля письмом от 27.02.2009 N 15-05/3294 сообщила, что индивидуальный предприниматель Крюкова О.В. в 2006 году работала по системе единого налога на вмененный доход. По данному налогу представляла декларации.
Из пояснений Крюковой О.В. следует, что с предпринимателем Малхасяном М.Б. она была знакома и закупала у него товар. Счета-фактуры своим контрагентам не выставляла, т.к. не являлась плательщиком налога на добавленную стоимость. Относительно счетов - фактур, представленных предпринимателем для проверки, пояснила, что их не выставляла, подписи в них ей не принадлежат, реализация товара по указанным счетам - фактурам в адрес Малхасяна М.Б. ею не осуществлялась.
Учитывая изложенное, оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, в силу чего коллегия судей усматривает основания, установленные пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для передачи дела на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А82-4392/2010-27 Арбитражного суда Ярославской области для пересмотра в порядке надзора постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 17.12.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.04.2011.
См. постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 октября 2011 г. N 10096/11
2. Предложить предпринимателю Малхасяну Малхасу Борисовичу представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзыв на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора в срок до 30.09.2011 года.
Председательствующий судья |
О.Л. Мурина |
Судьи |
М.Г. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 августа 2011 г. N ВАС-10096/11
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А82-4393/2010
Истец: ИП Малхасян Малхас Борисович
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля
Третье лицо: Крюков Александр Владимирович, Крюкова Ольга Витальевна
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2012 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-4393/10
01.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4186/12
25.07.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3023/12
02.04.2012 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-4393/10
05.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1020/11